образования, когда происходит наиболее активное восприятие и развитие, проявление сознательной воли, восприятия, активности и высших эмоций.
Выявлено, что ведущими условиями подготовки будущих специалистов региональной сферы спортивно-оздоровительного туризма в вузе являются определение субъективного и личностного отношения к учебной и профессиональной сферам; формирование инновационной образовательной среды и ее взаимодействие с региональной сферой для становления и саморазвития студентов; внедрение проблемных методов обучения в учебный процесс при преподавании спортивно-оздоровительного туризма; повышение уровня самосознания субъектов обучения с помощью практической деятельности; внедрение развивающегося и практико-ориентированного обучения в учебном процессе вуза; индивидуально-творческий подход в обучении студентов с применением профессиональных ситуаций.
Профессиональное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие студента, при этом учитывать его индивидуальные особенности как субъекта познания и деятельности; опираться на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт; создать такие условия, при которых студент смог бы реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Литература
1. Алексеева О.В. Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №9. - Вып. 74. - С. 10-15.
2. Алексеева О.В. Концептуальная модель системы подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму на основе профессио-нально-деятельностного подхода в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. Вып. 1. - С. 110-117.
3. Алексеева О.В. Развитие профессиональной подготовки по спортивно-оздоровительному туризму в регионе // Вестник Бурятского государственного университета.- 2013. - Вып. 1. - С. 136-143.
4. Лобоцкая Е.М., Царев А.С. Учебная фирма в подготовке туристских кадров // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 27-28 апреля 2012 г.) / МГУ им. М.В. Ломоносова. -СПб: Д.А.Р.К., 2012. - С. 165
5. Самойленко А.А. Приоритетное значение практикоориентированных технологий в учебном процессе со студентами туристического профиля // Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки: материалы междунар. науч.-метод. конф. - Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2012. - С. 210-211.
6. Шеманаев В.К. К вопросу определения профессионально важных психологических качеств инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2012. - № 11 (93). - С. 139.
7. Чепик В.Д. Подготовка и профессиональное образование специалистов для туристической деятельности // Теория и методика физической культуры. - 1999. - №5. - С. 24-29.
Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Тел. (812) 3282000.
Alekseeva Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of social technologies, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, Те! (812) 3282000.
УДК 378.1: 614.8 © Ю.В. Боленко
Готовность к профессиональной деятельности курсантов и сотрудников пожарной охраны
Представлены результаты исследования компонентов готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированного вуза и действующих начальников караулов пожарных частей в контексте уровневой дифференциации.
Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, уровни, компоненты, эмоционально-волевой, мотивационный, когнитивно -ориентационный, деятельностно-операциональный.
Yu.V. Bolenko
Readiness for professional activity of students and employees of fire protection
The article presents the results of the research on components of readiness for professional activity of military institution students and acting chiefs of fire brigades guards in the context of level differentiation.
Keywords: readiness, professional activity, levels. components, emotional and volitional, motivational, cognitive orientation, activity operational.
Успешность любой деятельности может определяться ценой результата по величине затрат личностных ресурсов. Дополнительным фактором, влияющим на успешность деятельности, выступают риски, для тех профессий, деятельность которых связана с сохранением жизни и здоровья. Это относится к профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны, поскольку она осуществляется в экстремальных условиях, которые по своей интенсивности и продолжительности выходят за пределы диапазона оптимальных параметров среды и предъявляют повышенные требования к психическим и психофизиологическим возможностям человека. Ежегодно на территории России возникают 250300 тыс. пожаров, в которых погибают 35-45 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, около 300 сотрудников получают различные по степени тяжести травмы. В связи с этим важным условием для сотрудника выступает наличие у него качеств, необходимых и достаточно развитых для успешного выполнения конкретного действия. Для эффективности деятельности необходимо обладать профессиональными способностями, знаниями, умениями и навыками в сочетании с положительным отношением к деятельности. Поэтому важное значение в ориентации на полную реализацию личностью своих возможностей имеет такой феномен, как готовность к профессиональной деятельности, что непосредственно связано с продуктивностью, удовлетворенностью и состоянием здоровья.
Подготовка будущих сотрудников пожарной охраны в процессе обучения в вузе является неотъемлемой частью формирования готовности к профессиональной деятельности как важнейшего, устойчивого личностного образования, имеющего решающее значение для эффективного выполнения функциональных обязанностей, как в обычных, так и в сложных, экстремальных условиях деятельности.
Проблема готовности является предметом исследования труда (А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин) в различных сферах деятельности: военной (М.И. Дьяченко, А.М. Столяренко, В.Л. Марищук, В.В. Сысоев),
социальной (Г. Олпорт (Allport, G.), У. Томас (Thomas, U.), С. Аш (Asch, S.)), спортивной (В.А. Алаторцев, А.Д. Ганюшкин, А.Ц. Пуни), педагогической (А.А. Деркач, Ф.И. Иващенко, Т.В. Кудрявцев, Г.А. Томилова, Э.А. Фарапоно-ва) и др.
Анализ научных работ показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности рассматривалась неравномерно. Формирование профготовности работника изучено наиболее глубоко, менее исследован этот феномен на этапе профессиональной подготовки в вузе, а для условий высших военных учебных заведений данный вопрос исследовался фрагментарно (А.Г. Александров, И.И. Бринько, Е.В. Черепкова).
Применить закономерности формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях гражданских учебных заведений к военным вузам сложно, так как последние имеют значимые особенности. К специфическим условиям военных учебных заведений относится то, что учебный процесс тесно связан со служебной деятельностью курсантов, а также с условиями их казарменного проживания. Кроме того, организация подготовки в данных заведениях основана на жесткой регламентации и единой для всех сторон жизнедеятельности обучающихся системой поощрений и наказаний. Отсутствует целостная модель формирования готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в военном вузе. Таким образом, изучение и оценка данного феномена выступает актуальной задачей для высшего военного учебного заведения.
В определении готовности обнаруживаются некоторые различия, обусловленные, во-первых, особенностями самой профессиональной деятельности, относительно которой она возникает, а во-вторых, различными подходами исследователей в понимании ее сущности, одни из которых придерживаются личностного подхода, другие - функционального, а третьи понимают ее как установку.
Определив понятие психологической готовности как интегративное образование, возникает вопрос о структурных компонентах этой инте-
грации и их содержании применительно к конкретной профессиональной деятельности. В данном вопросе также нет единого мнения. Представители различных отраслей (педагогической, трудовой, военной и т.д.) выделяют свою совокупность компонентов готовности и их содержание.
Профессиональное становление личности начинается в период обучения в вузе. Поэтому особой стороной проблемы феномена готовности к профессиональной деятельности является исследование закономерностей её формирования в условиях обучения не только в гражданском вузе, но и в военном.
Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на идеи военных педагогов и психологов (А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко и др.), в том числе различные аспекты профессионализации офицеров и организация психологического обеспечения их профессиональной деятельности (А.Я. Анцупов, Л.Ф. Железняк, В.Л. Марищук, В.И. Варваров, В.А. Пономаренко, А.М. Столя-ренко, В.В. Сысоев, С.И. Съедин и др.).
Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений нами использован комплекс методов исследования: критический анализ научной литературы, анализ документации, метод экспертных оценок, моделирование, наблюдение, беседа, тестометрия, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Анализ документов применялся с целью выявления динамики развития личности курсантов и сотрудников пожарной охраны, получения объективных данных, характеризующих организацию учебно-воспитательного процесса военизированного вуза.
Метод экспертных оценок использовался для дифференциации сотрудников пожарной охраны по эффективности деятельности на успешных и неуспешных.
Метод моделирования позволил в целях научного предвидения теоретически описать модель готовности к профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны.
Метод наблюдения применялся для выявления особенностей деятельности сотрудников
пожарной охраны в ходе выполнения служебных задач и специфики учебно-воспитательной деятельности курсантов.
Экспериментальной базой исследования явились пожарный факультет ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирского института МВД России» (г. Иркутск), пожарные части г. Иркутска и г. Ше-лехова. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 126 курсантов и 52 начальника караула пожарной части. При изучении особенностей личности курсантов было проведено три последовательных психодиагностических среза: по окончанию первого, второго и третьего годов обучения. Результаты данных замеров стали основой для статистической обработки.
Апробированная модель готовности к профессиональной деятельности имеет структуру из четырех компонентов: мотивационного, когни-тивно-ориентационного, деятельностно-опера-ционального и эмоционально-волевого. В качестве основы мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудника пожарной охраны выступает профессиональная направленность. Для когнитивно-ориентационного компонента ядром является ориентированность в профессии. Дея-тельностно-операциональный компонент характеризует профессиональный опыт. Эмоционально-волевой компонент представлен личностной адекватностью профессии.
Уровень психологической готовности к профессиональной деятельности выпускников значительно отличается от уровня «успешных» сотрудников и приближается к уровню «неуспешных», ввиду отсутствия существенного показателя - практического опыта работы.
На основании выделенных нами критериев сформированности готовности к профессиональной деятельности проведем сопоставительную характеристику среди курсантов и действующих начальников караулов (НК) пожарных частей. Согласно уровневой дифференциации, определим процентное соотношение среди курсантов и НК по трем уровням каждого компонента готовности к профессиональной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Уровни готовности к профессиональной деятельности (в %)
Курсанты Сотрудники Уровни Компоненты готовности к профессиональной деятельности
Эмоционально-волевой Мотивационный Когнитивно-ориентационный Деятельностно-операциональный
А У/А Н/А А У/А Н/А А У/А Н/А А У/А Н/А
II курс - 81,1 18,9 - 96,8 3,2 - 18 82 - 38,5 71,5
III курс 41 50,4 8,6 64,3 33,9 1,8 27,1 54,8 18,1 19,3 52,9 27,8
«неуспешные» НК 75,5 23 1,5 70,2 28,6 1,2 38,7 51,8 9,5 45,6 49,6 4,8
«успешные» НК 96,1 3,9 - 96,7 3,3 - 89,2 10,8 - 93,8 6,2 -
Примечание: А - адекватный уровень, у/а - условно адекватный, н/а - неадекватный.
Рассмотрим уровни каждого компонента готовности к профессиональной деятельности с целью определения уровня сформированности готовности у выпускников.
Уровень эмоционально-волевого компонента готовности к профессиональной деятельности распределяется у курсантов следующим образом: на втором году обучения у большинства
курсантов (81,1%) выявлен условно адекватный уровень и только у небольшой части (18,9%) неадекватный; к окончанию третьего года обучения уровень эмоционально-волевого компонента значительно повышается: 41% обучающихся имеют адекватный уровень, 50,4% -условно адекватный и неадекватный - 8,6% курсантов (рис. 1).
Рис. 1. Уровень эмоционально-волевого компонента готовности курсантов и сотрудников (в % ) Примечание: 1 - адекватный уровень, 2 - условно адекватный уровень, 3 - неадекватный уровень.
В группе «успешных» НК адекватным уровнем эмоционально-волевого компонента обладает большая часть (96,1%) сотрудников, 3,9% - условно адекватным. Преобладающая часть (75,5%) группы «неуспешных» сотрудников имеет адекватный уровень, 23% - условно адекватный и 1,5% неадекватный. Таким образом, в процессе обучения в вузе отмечается развитие эмоционально-волевого компонента готовности к профессиональной деятельности, но
данный уровень ниже, чем выявленный у «неуспешных» сотрудников.
Высокий уровень мотивационного компонента готовности к профессиональной деятельности зафиксирован в группе «успешных» сотрудников (96,8%). В группе «неуспешных» данный уровень снижен на 25%, что свидетельствует о низкой мотивации профессиональной деятельности.
У большинства курсантов (96,8%) второго курса уровень мотивационного компонента определяется как условно адекватный, у остальных (3,2%) - неадекватный (рис. 2).
В целом распределение показателей по уровням мотивационного компонента готовно-
сти к профессиональной деятельности выпускников незначительно отличается (приблизительно на 5,3-5,9%) от «неуспешных» сотрудников, подтверждая факт формирования в условиях вуза данного компонента.
Рис. 2. Уровень мотивационного компонента готовности курсантов и сотрудников (в %) Примечание: 1 - адекватный уровень, 2 - условно адекватный, 3 - неадекватный уровень
Распределение уровня когнитивно-ориентационного компонента готовности к профессиональной деятельности представлено на рисунке 3. Так, на втором году обучения у доминирующей части курсантов (82%) выявлен неадекватный уровень и только у 18% - условно
адекватный. К третьему году обучения у курсантов данный уровень значительно увеличивается: адекватный уровень отмечен у 27,1%, условно адекватный - 54,8% и неадекватный у 18,1% курсантов
Рис. 3. Уровень когнитивно-ориентационного компонента готовности курсантов и сотрудников (в % соотношении) Примечание: 1 - адекватный уровень, 2 - условно адекватный уровень, 3 - неадекватный уровень.
Группа «неуспешных» НК обладает как адекватным уровнем (38,7%) ориентационного компонента, так и условно адекватным (51,8%) и неадекватным (9,5%). Преимущественно сотрудники «успешной» группы имеют адекватный уровень
(89,2%), 10,8% - условно адекватный. В целом уровень когнитивно-ориентационного компонента выпускников несущественно отличается от уровня, зафиксированного в группе «неуспешных» НК (приблизительно на 50%), но значительно отлича-
ется от уровня в группе «успешных» сотрудников. Согласно результатам, данный компонент в условиях военного вуза имеет высокий темп развития.
Уровень деятельностно-операционального компонента готовности к профессиональной деятельности рассмотрен на рисунке 4. По данному компоненту высокие показатели среди «успешных» НК во многом превышают числовые значения как в группе «неуспешных» сотрудников, так и выпускников. Курсанты второ-
го курса обладают низким уровнем деятельностно-операционального компонента: у 61,5% отмечен неадекватный уровень, у 38,5% -условно адекватный. К окончанию третьего курса уровень данного компонента повышается, но несущественно. Процентное распределение по трем уровням следующее: адекватный - 19,3% курсантов, условно адекватный - 43,6% и неадекватный - 37,1%.
Рис. 4. Уровень деятельностно-операционального компонента готовности курсантов и сотрудников (в %) Примечание: 1 - адекватный уровень, 2 - условно адекватный, 3 - неадекватный уровень.
Следовательно, деятельностно-операци-ональный компонент готовности в условиях военного вуза развивается незначительными темпами. Уровень этого компонента у выпускников намного ниже (в 2,5 раза) уровня среди «неуспешных» сотрудников. Несмотря на это, анализ экспериментального материала показал положительную динамику изменения уровня развития готовности к профессиональной деятельности у курсантов военного вуза.
Резюмируя все вышеизложенное, необходимо отметить, что в условиях военного вуза успешно развивается личностный блок готовности к профессиональной деятельности, об этом свидетельствует устойчивая динамика развития у курсантов уровней эмоционально-волевого и мотивационного компонентов готовности к профессиональной деятельности. Менее развивается функциональный блок, в частности, дея-тельностно-операциональный компонент. Так же важно подчеркнуть, что показатели выпускников приближаются к показателям группы «неуспешных» сотрудников, а не «успешных».
С помощью регрессионного анализа установим значимость каждого компонента готовности к профессиональной деятельности для успешно-
сти деятельности НК, а также проведем ранжирование их содержания.
Согласно полученным результатам, дея-тельностно-операциональный компонент является наиболее значимым, удельный вес составил 32,6%, второе место занимает когнитивно-ориентационный (27,4%). Менее значимыми компонентами для эффективной деятельности НК выступают мотивационный (удельный вес 23,7%) и эмоционально-волевой (16,3%). Для деятельностно-операционального компонента готовности наибольшее значение имеет профессиональное образование (вклад 14,56), затем организаторские способности (12,74) и опыт работы (10,88). Когнитивно-ориентационный компонент проявляется наличием высокого уровня профессиональных знаний (10,32). Содержание мотивационного и эмоционально-волевого компонентов не входят в группу доминирующих параметров для успешной деятельности НК. Вклады распределились следующим образом: профессиональная направленность - 8,98, уровень субъективного контроля - 7,82, уровень тревожности - 6,54, уровень психотизма и нейротизма (5,77 и 5,63 соответственно), склонность к риску - 4,97, уровень депрессии - 3,61.
Таким образом, профессиональное образование наиболее детерминирует формирование готовности к профессиональной деятельности НК. Интенсивность детерминации также зависит от организаторских способностей, опыта работы и профессиональных знаний (деятельностно-операциональный и когнитивно-ориента-ционный). Данные компоненты являются «формирующими» для готовности к профессиональной деятельности НК.
Менее значимыми детерминантами готовности выступают мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Их можно считать компонентами, «стимулирующими» формирование готовности.
Для определения коэффициента сформиро-ванности готовности используем следующую матрицу: адекватный уровень соответствует 2 баллам, условно адекватный - 1 баллу и неадекватный - 0, учитывая коэффициент значимости по каждому компоненту.
По описанной формуле определяем уровень готовности к профессиональной деятельности для всех групп. Так, курсанты второго года обучения обладают устойчиво неадекватным уровнем, к третьему курсу условно адекватным
уровнем; неуспешные сотрудники - условно адекватным и адекватным уровнем в равных долях, успешные сотрудники - адекватным уровнем.
С целью статистической проверки степени соответствия показателей готовности к профессиональной деятельности между выпускниками вуза и сотрудниками нами использовался критерий согласия X - Колмогорова-Смирнова.
В соответствии с результатами вычисления, представленными в таблице 2, эмпирические распределения между выпускниками и «успешными» сотрудниками совпадают - это дает основание утверждать, что различия статистически недостоверны. Исключение составляют показатели эмоционально-волевого компонента (интернальность в области достижений) и ори-ентационного (профессиональные знания), по которым различия статистически достоверны. К окончанию обучения у выпускников уровень профессиональных знаний приближается к показателям среди «успешных» сотрудников, так же повышается уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями, появляется уверенность в способности добиться своего в будущем.
Таблица 2
Сопоставительные характеристики выпускников и «успешных» сотрудников пожарной охраны
Показатели готовности к профессиональной деятельности Выпускники-успешные сотрудники (X) Достоверность различий (Й Выпускники -неуспешные сотрудники Достоверность различий (Й
1. Психотизм 0,92 недостоверны 2,14 р < 0,01
2. Нейротизм 0,93 недостоверны 1,95 р < 0,01
З.Эмоц. устойчивость 1,28 недостоверны 1,42 р < 0,05
4. Депрессия 1,02 недостоверны 1,58 р < 0,05
5.Склонность к риску 0,98 недостоверны 1,9 р < 0,01
6. Интернальность: 1,26 недостоверны 1,37 р < 0,05
- в области неудач 1,09 недостоверны 1,88 р < 0,01
- в области достижений 1,37 р < 0,05 0,71 недостоверны
- в области производств. отношений 1,26 недостоверны 1,81 р < 0,01
7 .Направленность: -»на взаимодействие» 0,95 недостоверны 1,96 р < 0,01
- «на задачу» 1,21 недостоверны 1,84 р < 0,01
8. Коммуникативные склонности 1,28 недостоверны 1,74 р < 0,01
9. Организаторские склонности 0,98 недостоверны 1,78 р < 0,01
10. Профессиональные знания 1,39 р < 0,05 1,28 недостоверны
Примечание: если X > 1,36 различия между показателями достоверны.
Эмпирические распределения между выпускниками и «неуспешными» сотрудниками не совпадают, поэтому различие результатов сравниваемых групп статистически значимо, за исключением шкал «интернальность в области достижений» и «профессиональные знания», где распределения статистически недостоверны. Выявлено, что по данным шкалам числовые показатели среди выпускников выше, чем у «неуспешных» сотрудников.
Результаты статистического анализа доказывают, что показатели готовности к профессиональной деятельности выпускников отличаются от показателей среди «успешных» сотрудников и приближаются к неуспешным. Это подтверждает наши теоретические предположения, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза не завершен, поэтому профессиональная подготовка в рамках учебного заведения не формирует «полной, абсолютной» готовности к профессиональной деятельности. И даже «успешный» выпускник, начавший свою профессиональную карьеру, не станет «успешным» сотрудником, ввиду отсутствия практических навыков и профессионального опыта.
Результаты обследования сотрудников пожарной охраны позволили определить критерии сформированности готовности к профессиональной деятельности для ее адекватного, условно адекватного и неадекватного уровней, диапазон показателей для каждого структурного компонента готовности к профессиональной деятельности.
Качественные и количественные изменения в содержании структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности (эмоционально-волевом, мотивационном, когнитив-но-ориентационном и деятельностно-операциональном), происходящие в период обучения курсантов, подчеркивают динамический, неравномерный характер данного образования.
У курсантов первого курса в основном формируется личностный блок: эмоционально-волевой и мотивационный компоненты готовности к профессиональной деятельности.
У курсантов второго курса на фоне личностного блока готовности к профессиональной деятельности развивается функциональный блок (однако деятельностно-операциональный компонент развит слабо).
К окончанию обучения (третий курс) у курсантов наиболее развиты эмоционально-волевой и мотивационный компоненты и менее - когни-тивно-ориентационный и деятельностно-опера-циональный.
Результаты проведенного анализа позволили утверждать, что формирующими компонентами готовности к профессиональной деятельности выступают деятельностно-опера-циональный и когнитивно-ориентационный, а мотивационный и эмоционально-волевой компоненты - стимулирующими.
Согласно сопоставительной характеристике содержания и структуры готовности к профессиональной деятельности действующих сотрудников пожарной охраны и учащихся специализированного учебного заведения, уровень готовности к профессиональной деятельности выпускников значительно отличается от уровня «успешных» сотрудников и приближается к уровню «неуспешных», ввиду отсутствия существенного показателя - практического опыта работы. Данный показатель является неотъемлемой частью компетентности будущего профессионала.
Литература
1. Боленко Ю.В. К проблеме изучения профессионально важных качеств начальника караула пожарной части // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2003. - Вып. 2.- С. 353-356.
2. Боленко Ю.В. Повышение уровня профессиональной готовности в процессе физической подготовки курсантов вузов // Проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования: материалы V Науч. метод. конф. - Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2004. - С. 31-35.
3.Фомицкая Г.Н. Внешняя оценка качества регионального образования: стратегия эффективности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011, вып. 1. - С. 70-74.
Боленко Юлия Владимировна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Боленко Юлия Владимировна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]