Научная статья на тему 'Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности'

Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY / SINGLE INFORMATION SPACE OF EDUCATIONAL INSTITUTION / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHER / ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаров А. В., Москаленко Е. В.

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. В современных условиях информатизации и информатизации образования, будущему педагогу необходимо владеть навыками разработки и проектирования, а также эффективного использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Для успешной реализации внедрения будущими учителями технологий электронного обучения в образовательный процесс, необходимо в процессе обучения в вузе осуществлять соответствующую подготовку студентов. Целью статьи является анализ изучения готовности будущих педагогов студентов старших курсов Алтайского государственного педагогического университета к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчаров А. В., Москаленко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE TEACHERS TO USE ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article studies a relevant issue of introduction of e-learning technologies and distance learning technologies into the educational process. In modern conditions of informatization of education, the future teacher needs to possess the skills of development and design, as well as the effective use of e-learning technologies and distance learning technologies in future professional activities. For the successful implementation of the introduction of e-learning technologies by future teachers into the educational process, it is necessary in the learning process at the university to carry out appropriate training of students. The purpose of the article is to analyze the study of the readiness of future teachers (senior students) of the Altai State Pedagogical University to use e-learning technologies in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности»

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Моральная поддержка» 50

«Психологическая» 31,25

«Финансовая» 15

«Свой вариант» 3,75

«Юридическая» 0

На первом месте среди видов помощи была выделена «Моральная поддержка» (50%), далее «Психологическая» (31,25%), затем «Финансовая» (15%), менее популярным видом поддержки для студентов явилась «Юридическая» (0%).

На вопрос: «Укажите, какого рода психологическую помощь Вы хотели бы получить?» (выберите не более 3-х вариантов ответа) получены следующие варианты:

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«В профессиональном самоопределении» 51,25

«В анализе переживаний» 23,75

«В постановке новых жизненных целей» 16,25

«В улучшении межличностных отношений» 2,5

«Повысить уверенность в себе» 5

«Коррекции некоторых черт характера» 1,25

«Затрудняюсь ответить» 0

«Другой вариант» 0

Наиболее востребованными среди респондентов оказались запросы, связанные с помощью в профессиональном и личностном самоопределении, а также коррекцией эмоционально-волевой сферы и снятием неблагоприятных психических состояний.

Нас также интересовало соматическое здоровье опрашиваемых и в связи с этим, был сформулирован вопрос: «Наблюдались ли у вас проблемы со здоровьем в момент завершения или после завершения спортивной карьеры? (выберите не более 3-х вариантов ответа).

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Да, значительные» 60

«Да, но незначительные» 36,25

«Нет» 2,5

«Не обращал(а) внимания» 1,25

«Другой вариант» 0

60% студентов-спортсменов на момент завершения спортивной карьеры имели «Значительные» проблемы со здоровьем, 36,25% - «Незначительные». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что помимо комплекса неблагоприятных эмоциональных проявлений, опрашиваемые имели проблемы со здоровьем, что способствовало усугублению неблагоприятной ситуации.

Кроме того, мы выяснили, что более половины респондентов хотели бы вернуться к систематическим занятиям своим видом спорта и продолжать карьеру, что подтверждает наличие кризисной ситуации. Также мы выяснили информацию о том, кто оказывал поддержку при завершении карьеры. Более 90% опрошенных ответили, что это были близкие люди (друзья, родственники).

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. У студентов отсутствует единая причина завершения спортивной карьеры. Это позволяет нам предположить о различии в содержательных и временных механизмах протекания данного этапа в профессиональной карьере, а также обуславливает дифференцированный подход к педагогическому сопровождению данных студентов.

2. Большинство опрошенных студентов-спортсменов считает, что завершение спортивной карьеры является весьма сложным жизненным этапом для спортсмена в личностном плане, что позволяет судить о наличии кризиса.

3. На момент завершения спортивной карьеры более половины студентов не имели представления о направлениях своей будущей профессиональной деятельности. Отсутствие профессиональных планов является сопутствующим фактором в протекании кризисной ситуации.

4. Особо актуальными для всех спортсменов являются проблемы негативных эмоциональных состояний, которые они переживали в исследуемый период.

5. Помимо отрицательных эмоциональных состояний, у спортсменов были проблемы со здоровьем, что способствовало усилению неблагоприятного состояния.

6. При завершении спортивной карьеры психологическая помощь спортсменам не оказывалась (хотя большинство спортсменов в ней нуждались), поддержка осуществлялась только со стороны близких людей.

Этап завершения спортивной карьеры у студентов института физической культуры и спорта АлтГПУ совпадает с периодом обучения в вузе. Наличие кризиса может негативно сказаться на учебно-профессиональной деятельности студентов. В связи с этим педагогам, работающим со студентами необходимо осуществлять педагогическое сопровождение данного процесса и создавать ряд условий для оказания поддержки в этот период времени. К таким условиям можно отнести следующие:

- мониторинг психологического состояния студентов;

- психологическая поддержка и психологическое консультирование студентов;

- сотрудничество с ближайшим окружением студента (родители, родственники, друзья, тренеры);

- при необходимости организовать обучение согласно индивидуальному плану;

На наш взгляд, данные меры будут способствовать помощи студентам в преодолении кризиса завершения спортивной карьеры.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997, Т. 18, № 6: 35 - 44.

2. Стамбулова Н. Структурное описание спортивной карьеры. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов Международного конгресса. Москва, 2008, Т. 2: 351 - 352.

References

1. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 1997, T. 18, № 6: 35 - 44.

2. Stambulova N. Strukturnoe opisanie sportivnoj kar'ery. Chelovek v mire sporta: Novye idei, tehnologii, perspektivy: tezisy dokladov Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 2008, T. 2: 351 - 352.

Статья поступила в редакцию 05.07.19

УДК 378.637 (571.150)

Ovcharov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Technological Disciplines, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru Moskalenko E.V., postgraduate, senior teacher, Department of Theoretical Bases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: mosk-ev@altspu.ru

READINESS OF FUTURE TEACHERS TO USE ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The article studies a relevant issue of introduction of e-learning technologies and distance learning technologies into the educational process. In modern conditions of informatization of education, the future teacher needs to possess the skills of development and design, as well as the effective use of e-learning technologies and distance learning technologies in future professional activities. For the successful implementation of the introduction of e-learning technologies by future teachers into the educational process, it is necessary in the learning process at the university to carry out appropriate training of students. The purpose of the article is to analyze the study of the readiness of future teachers (senior students) of the Altai State Pedagogical University to use e-learning technologies in their professional activities.

Key words: e-learning technologies, distance education technology, single information space of educational institution, informatization of education, professional training of future teacher.

А.В. Овчаров, д-р пед. наук, канд. ф.-м. наук, проф., зав. каф. технологических дисциплин института физико-математического образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru Е.В. Москаленко, аспирант, ст. преп. каф. теоретических основ информатики института физико-математического образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: mosk-ev@altspu.ru

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. В современных условиях информатизации и информатизации образования, будущему педагогу необходимо владеть навыками разработки и проектирования, а также эффективного использования технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Для успешной реализации внедрения будущими учителями технологий электронного обучения в образовательный процесс, необходимо в процессе обучения в вузе осуществлять соответствующую подготовку студентов. Целью статьи является анализ изучения готовности будущих педагогов - студентов старших курсов Алтайского государственного педагогического университета к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: технологии электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, единое информационное пространство образовательного учреждения, информатизация образования, профессиональная подготовка будущего педагога.

В условиях глобального процесса информатизации и цифровизации образования, важнейшее значение приобретает использование и внедрение в учебный процесс технологий электронного обучения, IT-технологий и дистанционных образовательных технологий. В настоящее время в научной литературе наиболее активно обсуждаются проблемы внедрения автоматизированных информационных систем управления учебным процессом в образовательной организации, её электронным документооборотом. Активно решаются вопросы разработки и применения информационных систем оценки учебных достижений студентов, основанных преимущественно на балльно-рейтинговой системе оценивания [1]. Студенты направления «Педагогическое образование» - это будущие педагоги общеобразовательных организаций, профессиональных учебных заведений, институтов. В современных условиях (статьи Закона об образовании в части электронного обучения [2], требования к компетентности педагогов в соответствии с профессиональным стандартом, внедрение информационно-коммуникационных технологий на уровне организации, проведения и управления образовательным процессом) воспитание достойных конкурентоспособных специалистов является одной из наиболее значимых задач педагогического вуза [3]. И речь здесь идет не только о знаниях в профессиональной области. Современный выпускник должен владеть информационной культурой, уметь работать с информацией, актуализировать свои знания, применять инновационные подходы и технологии в своей профессиональной деятельности [4, с. 96]. Ввиду этого, вузу необходимо осуществлять подготовку будущих педагогов в соответствии с современными тенденциями в области образования, в частности, будущие педагоги должны не только владеть навыками работы со средствами электронного обучения, но также и уметь эффективно применять их в своей профессиональной деятельности. Особенно актуальным электронное обучение становится в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение открывает новые возможности [5, с. 127]. В этой связи, мы посчитали необходимым провести исследование на предмет готовности будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности. Цель исследования - определить насколько будущие учителя готовы и как они относятся к внедрению и использованию технологий электронного обучения в своей профессиональной деятельности.

В данной статье используются материалы опроса на тему «Готовность будущих педагогов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности» (май 2019 г), в котором из Алтайского государственного педагогического университета приняли участие 58студентов.В исследовании использованы следующие методы: анкетирование, статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов. Для сбора данных использовались GoogleForms - это универсальный и совершенно бесплатный инструмент от Google, предназначенный для создания форм и опросов. Сравнение результатов анкетирования производилось в MS Excel.

Для проведения исследования была разработана анкета, содержащая 16 вопросов различного типа: одиночного и множественного выбора, открытой формы (эссе). Анкета была размещена в открытом доступе. Студентам предлагалось пройти анкетирование непосредственно в рамках учебного процесса.

1-й вопрос направлен на сбор информации о том, на каком курсе обучается респондент. В анкетировании принимали участие только студенты 4 и 5 курсов, у которых уже был опыт прохождения педагогической практики. Среди респондентов было 60,5% студентов 4 курса и 39,5% студентов 5 курса.

На вопрос: «Есть ли у Вас опыт по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения?» - получены следующие ответы (таблица 1) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 1

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Нет, я никогда не использовал(а) ЭОР в процессе обучения 5,3%

Есть небольшой опыт, я использую ЭОР на некоторых занятиях или при подготовке к ним 63,2%

Есть достаточный опыт, я часто использую ЭОР в процессе обучения в вузе 31,6%

Я эксперт по применению ЭОР, постоянно их применяю и консультирую своих одногруппников по вопросам их использования 0%

Респонденты могли выбрать только один вариант ответа на этот вопрос. Среди будущих учителей никто не считает, что он эксперт по применению электронных образовательных ресурсов. У большинства респондентов имеется небольшой опыт использования ЭОР на некоторых занятиях или при подготовке к ним.

На вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным, разработанные Вами в процессе обучения в вузе электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные курсы, интерактивные презентации и др.) внедрять в образовательный процесс во время прохождения Вами педагогической практики?» - большая часть респондентов (73,7%) ответили «Да, по моему мнению, это целесообразно», наряду с этим, только 18,4% применяли разработанные ими ЭОР во время прохождения педагогической практики.

На вопрос: «Используете ли Вы средства ИКТ, дистанционные образовательные технологии или электронные образовательные ресурсы в процессе обучения для решения следующих задач?» - получены следующие ответы (таблица 2) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 2

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Я не использую средства ИКТ, дистанционные образовательные технологии или электронные образовательные ресурсы в процессе обучения 10,5%

Для предъявления учебной информации (демонстрации объектов, явлений и процессов и т.д.) 71,1%

В рамках самостоятельной работы по изучению нового материала (информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование объектов, явлений и процессов и др.) 39,5%

В рамках практической работы при закреплении материала (формирование навыков и умений различного характера, решение задач, лабораторные работы и т.п.) 44,7%

При тестировании 57,9%

Другое 0%

Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов используют средства ИКТ при тестировании и для предъявления учебной информации.

На вопрос: «Если Вы в рамках педагогической практики использовали ЭОР, то укажите их источники» - получены следующие ответы (таблица 3) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 3

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Школа обеспечивает меня необходимыми ЭОР по моему предмету 24,3%

Я самостоятельно покупаю (или докупаю) ЭОР по своему предмету 0%

Нахожу на федеральных образовательных порталах (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и т.п.) 51,4%

Нахожу на иных Интернет-ресурсах 67,6%

Разрабатываю ЭОР самостоятельно во время прохождения педагогической практики 27%

Использую ЭОР, которые были разработаны мной ранее в процессе обучения в университете 35,1%

Поделились коллеги 24,3%

другое 2,7%

Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов в качестве источников ЭОР указывают различные интернет-ресурсы. Лишь 2,7% будущих педагогов во время прохождения педагогической практики не использовали ЭОР в рамках учебного процесса.

По заданию: «Оцените роль внедрения средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов в процесс обучения» - получены следующие ответы (таблица 4) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 4

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

Сокращает время на подготовку педагога к занятиям 52,6%

Способствует более глубокому усвоению учебного материала 50%

Дает возможность учащимся получить дополнительные знания по учебному предмету 42,1%

Способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету 68,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позволяет индивидуализировать образовательный процесс 36,8%

Формирует у учащихся навыки планирования своей деятельности 13,2%

Реализует принцип наглядности обучения 84,2%

Повышает компьютерную грамотность учащихся 52,6%

Способствует формированию у учащихся навыков самооценивания 7,9%

Позволяет осуществлять оценивание знаний более объективно 10,5%

Сокращает время на проверку работ учащихся 63,2%

Применение ЭОР никак не влияет на учебный процесс 0%

Затрудняюсь ответить 2,6%

другое 0%

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть будущих педагогов считают, что внедрение в учебный процесс средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов: способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету; сокращает время на подготовку педагога к занятиям; реализует принцип наглядности обучения; сокращает время на проверку работ учащихся.

Респондентом предлагалось самим сформулировать понятие единое информационное пространство образовательного учреждения. Данное понятие попытались сформулировать только 44,7% опрашиваемых, из них только 35,3% респондентов максимально точно попытались сформулировать данное понятие. Таким образом, у 84,2% будущих педагогов старших курсов не сформировано понятие единого информационного пространства образовательного учреждения.

Как показывают результаты анкетирования, по мнению 42,7% респондентов средства электронного обучения и традиционные средства одинаковы по эффективности, а 36,1% опрашиваемых считают, что средства электронного существенно эффективнее традиционных средств обучения.

Ни один из респондентов не имеет своего персонального сайта или блога будущего педагога, где мог бы размещать разработанные электронные образовательные ресурсы, методические наработки, дидактические материалы, свои достижения в процессе обучения, полезные педагогам ссылки и т. д.

Большинству респондентов во время прохождения педагогической практики в образовательном учреждении было доступно следующее программное обеспечение: специальные средства для построения диаграмм, графиков, блок-схем (52,6%); растровый и векторный графические редакторы(60,5%); офисные программы (84,2%); системы программирования (52,6%).

76,3% респондентов не испытывали трудности при использовании в своей педагогической деятельности интерактивных технологий во время прохождения педагогической практики.

На вопрос «Проходили ли Вы обучение на каком-либо из онлайн-кур-сов (самостоятельно или в рамках учебного процесса в вузе) в рамках MoOc (Massiveopenonlinecourses - Массовый открытый онлайн-курс) на одной из платформ (например: Coursera, Stepic, EdX и т.д.)» 76,3% респондентов ответили что не обучались в рамках MOOC, но очень бы хотели.

57,9% респондентов считают, что в процессе вузовской подготовки ими получен достаточный объём знаний и умений в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, интерактивных средств обучения для того, чтобы они могли успешно их применять в дальнейшем в своей педагогической деятельности, но, несмотря на это, они бы хотели получить дополнительные знания в области ИКТ-компетентности. Большинство респондентов (70,3%) ведут личное портфолио.

На вопрос «Какими из перечисленных навыков Вы владеете?» получены следующие ответы (таблица 5) (приведены в процентах от общего количества ответов):

Таблица 5

Ответы респондентов

Варианты ответов Процент ответов

разработка электронных учебников 21,1%

разработка персонального сайта на различных платформах (не менее двух) 55,3%

разработка интерактивных материалов для интерактивной доски 57,9%

разработка ментальных карт знаний 31,6%

разработка электронных образовательных ресурсов 68,4%

проведение вебинаров и разработка материалов к ним 7,9%

разработка мультимедийных ресурсов 55,3%

разработка электронных курсов в системе дистанционного обучения 44,7%

разработка презентаций с использованием офисного пакета 84,2%

навыки работы в различных приложениях Google (не менее трёх) 50%

навыки работы в различных сервисах web2.0 (не менее трёх) 5,3%

навыки работы с дистанционными образовательными технологиями 13,2%

разработка MOOC (Massiveopenonlinecourses - Массовый открытый онлайн-курс) 0%

другое 0%

Большинство респондентов владеют таким навыками как: разработка мультимедийных ресурсов, в том числе разработка презентаций; разработка электронных образовательных ресурсов; разработка персонального сайта; разработка интерактивных материалов для интерактивной доски. Стоит отметить, что никто из респондентов не владеет навыками разработки МООС (Massiveopenonlinecourses).

В ходе анкетирования, респонденты также высказали своё мнение на предмет того, что необходимо кардинально изменить (или добавить) в традиционной вузовской подготовке будущего педагога, для того чтобы его квалификация соответствовала всем требованиям, предъявляемым к современному учителю в условиях глобальной цифровизации и информатизации образования. По их мнению:

- «необходимо добавить предметы, которые способствуют глубокому изучению различных образовательных платформ»;

- «необходимо научить студентов пользоваться интерактивной доской»;

- «можно увеличить количество часов на изучение и создание электронных образовательных ресурсов, а именно создание материалов для интерактивной доски и электронных учебников, рабочих программ»;

- «нужно добавить больше часов на изучение технологий электронного обучения, так как за время курса на данный момент, не все удается усвоить».

Проанализировав полученные ответы респондентов, мы пришли к следующему выводу: будущие учителя, несомненно, осознают всю значимость и необ-

ходимость внедрения в образовательный процесс технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Они готовы развиваться в этом направлении, совершенствовать свои знания и умения в области разработки электронных образовательных ресурсов для дальнейшего использования их в своей профессиональной деятельности. В рамках вузовской подготовки необ-

Библиографический список

ходимо постепенно, начиная с первого курса обучения, сначала на пропедевтическом уровне формировать у будущих педагогов теоретическую базу в области цифровизации и информатизации образования, а затем и практические навыки в области разработки и проектирования технологий электронного обучения и средств ИКТ.

1. Жданова А.И., Афонина М.В. Характеристика возможностей использования автоматизированных информационных систем в оценке качества образования. Педагогическое образование на Алтае. [S.l.], n. 1, апр. 2015. Available at: http://journals.altspu.ru/pedagogical-education/article/view/199

2. Федеральный закон от 28.02.20l2 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Москва, 2012.

3. Стеценко И.А. К вопросу о формировании информационной культуры учащихся (из опыта работы воскресной школы «Юный информатик»). Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мета-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 2012; Таганрог: Изд-во Таганрог гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 1 эл. опт. диск (DVD Rom).

4. Стеценко И.А., Ящук Е.В. Технологии электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования (из опыта работы лаборатории проблем информатизации образования). Вестник СИБиТа. 2014; 1 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-elektronnogo-obucheniya-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-iz-opyta-raboty-laboratorii-problem

5. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. Гуманитарная информатика. 2013; Вып. 7: 126 - 139.

References

1. Zhdanova A.I., Afonina M.V. Harakteristika vozmozhnostej ispol'zovaniya avtomatizirovannyh informacionnyh sistem v ocenke kachestva obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovaniena Altae. [S.l.], n. 1, apr. 2015. Available at: http://journals.altspu.ru/pedagogical-education/article/view/199

2. Federally] zakon ot 28.02.2012 № 11-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» v chastiprimeneniya 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij». Moskva, 2012.

3. Stecenko I.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury uchaschihsya (iz opyta raboty voskresnoj shkoly «Yunyj informatik»). Pedagogika v XXI veke: sinergetika, modelirovanie i prikladnye issledovaniya, 'elektronnoe, meta-proektnoe i vzaimnoe obuchenie, interaktivnost' i multimedia: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. 2012; Taganrog: Izd-vo Taganrog. gos. ped. in-ta imeni A.P. Chehova. 1 'el. opt. disk (DVD Rom).

4. Stecenko I.A., Yaschuk E.V. Tehnologii 'elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya (iz opyta raboty laboratorii problem informatizacii obrazovaniya). Vestnik SIBITa. 2014; 1 (9). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-elektronnogo-obucheniya-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-iz-opyta-raboty-laboratorii-problem

5. Mozhaeva G.V. 'Elektronnoe obuchenie v vuze: sovremennye tendencii razvitiya. Gumanitarnaya informatika. 2013; Vyp. 7: 126 - 139.

Статья поступила в редакцию 05.07.19

УДК 373.3.016

Demidovich E.A., Cand of Sciences (Pedagogy), Senior lecturer, Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia), E-mail: edemidovi4@mail.ru

TECHNOLOGY OF THE CREATING ESTIMATION: EXPERIENCE OF ITS USAGE IN ELEMENTARY SCHOOL. The scientific article conducts an analysis of experience of implementing the technology of formative assessment in primary school. The article describes the main distinctive features of the technology of formative assessment from the traditional approach of evaluation; the value of the identified differences in the activities of teachers and students, contributing to the improvement of the quality of education; clarified the conditions for the inclusion of this technology in the educational process of primary school. The author describes the experience of implementing the technology of formative assessment in the educational process of primary school on the example of mathematics lessons: specific examples are presented in detail with the consideration of how the methods of formative assessment are used in the classroom, what tasks can be used to identify the level of assimilation of material by students.

Key word: technology of creating estimation, system of estimation of results of training.

Е.А. Демидоеич, канд. пед. наук, доц., Филиал государственного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный

педагогический университет» в г. Таре, E-mail: edemidovi4@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Научная статья посвящена анализу опыта реализации технологии формирующего оценивания в начальной школе. В статье рассмотрены основные отличительные черты технологии формирующего оценивания от традиционного подхода оценивания; определено значение выявленных отличий в деятельности педагога и учащихся, способствующее повышению качества образования; уточнены условия включения данной технологии в образовательный процесс начальной школы. Автором описан опыт реализации технологии формирующего оценивания в учебном процессе начальной школы на примере уроков математики: подробно представлены конкретные примеры с рассмотрением того, как используются приёмы формирующего оценивания на уроках, какие задания можно использовать для выявления уровня усвоение материала учащимися.

Ключевые слова: технология формирующего оценивания, система оценивания результатов обучения.

В настоящее время совершенствование системы оценивания связано с изменениями, происходящими в содержании начального образования, а именно в переключении акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий.

Одним из важных аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, которая позволяет установить результативность образовательного процесса. Поэтому сегодня в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов перед субъектами образовательного процесса стоит задача изменить традиционные подходы к оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающегося на различных этапах образовательного процесса и тем самым расширить оценочный инструментарий. Эта оценка должна стать средством повышения мотивационного потенциала обучающегося, направленного не только на достижение высоких образовательных результатов, но и на личностное развитие.

6 октября 2009 года приказом Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, согласно которому на данной ступени образования осуществляется: «...формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности»: учащиеся должны научиться ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия, а также взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе» [1].

На основе этого в школах предлагается выстраивать новую систему оценивания, которая предполагает включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, и формирования у них навыков оценочной самостоятельности. Критерии, по которым в дальнейшем оценивается их деятельность, разрабатываются совместно с педагогом. Данный подход к оценке достижений школьников в учебной деятельности отвечает требованиям к реализации формирующего оценивания в образовательном процессе [2].

В современной системе образования формирующее оценивание выступает как один из эффективных способов повышения образовательных достижений каждого обучающегося, позволяющий значительно уменьшить разрыв между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.