Научная статья на тему 'Готов ли малый бизнес к ВТО?'

Готов ли малый бизнес к ВТО? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готов ли малый бизнес к ВТО?»

ботка собственного оборудования и совершенствование закупленного с учетом своих особенностей.

Основной возможностью противостояния конкурентам и методологией, обеспечивающей развитие, становятся маркетинг и инновационный подход к предлагаемым товарам и услугам. Основной методологией маркетинга для малых предприятий становится концентрация маркетинга на преимуществах малых предприятий.

В заключении следует отметить, что в целом ситуация с организацией маркетинга на малых предприятиях находится в сложном положении. Так, по некоторым данным только 25% малых предприятий имеют в своем штате маркетологов. Обычно маркетингом на малых предприятиях занимаются от одного до 3 - 4 специалистов, а не отдел или департамент, как на крупных предприятиях. В силу универсальности менеджмента малого предприятия функцию руководства маркетингом выполняет руководитель. Все это повышает требования к образованию, квалификации и универсальности знаний руководителя и маркетологов малых предприятий. Однако, несмотря на интерес, проявляемый многими руководителями малых предприятий к маркетингу, на большинстве малых предприятий преобладает «стихийный» или «интуитивный» маркетинг. Внедрение в практику малых предприятий методологии научного маркетинга, на мой взгляд, наиболее верный путь к повышению конкурентоспособности малого бизнеса.

Гасангусейнова Ю.М., Газалиева Н.И.

ГОТОВ ЛИ МАЛЫЙ БИЗНЕС К ВТО?

Развитие малого и среднего предпринимательства - основная предпосылка экономического и социального возрождения Дагестана. Малый и средний бизнес играют важную роль в развитии экономики республики. Целью работы - определить с достаточной степенью уверенности, как на региональных рынках скажется присоединение к ВТО. В статье показано, насколько дагестанские предприниматели готовы к ведению своего бизнеса в рамках ВТО и какие последствия вступления России в эту организацию будут нести для них наибольшую угрозу и наибольшие выгоды.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малый и средний бизнес, Всемирная Торговая Организация, исследование, агропромышленный сектор, промышленный сектор, услуги.

Gasanguseynova YU.M., Gazalieva N.I.

READY OR SMALL BUSINESS TO THE GTO?

The development of small and medium-sized business - basic premise of the economic and social revival of Dagestan. Small and medium-sized businesses play an important role in the development of the economy of the republic. The purpose of this study was to determine with a sufficient degree of certainty as to the regional markets will be accession to the WTO. In this article it is shown, how the Dagestan businessmen are ready to conduct its business in the framework of the WTO and what the consequences of Russia's accession to this organization will be for them the greatest threat and the greatest benefits.

Keywords: economy, business, small and average business, the World Trade Organization, research, agro-industrial sector, industrial sector, services.

Последние два десятка лет сначала СССР, а затем Россия ведет постоянную работу по присоединению к Всемирной Торговой Организации. Вступление РФ в ВТО повлечет комплекс сложных экономических последствий, как для экономики всей России, так и для отдельных регионов. Изучение последствий вступления России в ВТО для малого и среднего бизнеса Республики Дагестан имеет ряд существенных отличий от других регионов РФ.

Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике Республики Дагестан. Так, например, в 2007 году при объеме валового регионального продукта Республики Дагестан в 166,7 млрд. рублей оборот только малых предприятий составил 64,3 млрд. рублей (38,6%). [1, с.86]. Изменение структуры МСП за 2006-2008 гг. представлено в таблице 1.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан число малых предприятий на конец 2008 года составило 3755 предприятий и 70589 индивидуальных предпринимателей. Наибольшая часть индивидуальных предпринимателей занята в розничной и оптовой торговле и в сфере оказания транспортных услуг. На конец 2008 года наибольшее число малых предприятий зарегистрировано в оптовой и розничной торговле - 34,11%, в обрабатывающем производстве - 18,11%, в строительстве - 15,66%, в сельском хозяйстве - 9,03%.(таблица 1)

За три года с 2006 по 2008 особенно резко, в 3,17 раза, сократилось количество компаний в сегменте сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - с 1077 до 339 шт. При этом достаточно резко, почти вдвое, возросло количество обрабатывающих предприятий - с 346 до 680 шт. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что малый и средний бизнес РД пока недостаточно активно участвует во внешнеэкономической деятельности России.

Вместе с тем, обращает на себя внимание несколько более активная экспортная деятельность субъектов МСП по сравнению с импортной. Другими словами, представители малого и среднего бизнеса чаще заключают прямые экспортные торговые сделки, в то время как при импортных закупках предпочитают пользоваться услугами посредников, крупных импортеров.

Также важно отметить, что специфика экономики Республики, особенно выгодное географическое положение и избыток трудовых ресурсов также являются благоприятными факторами развития малого и среднего бизнеса. В таких условиях вступление в ВТО будет дополнительно стимулировать выход субъектов МСП на зарубежные рынки по аналогии с успешным китайским вариантом развития.

Таблица 1.

Число МСП по видам экономической деятельности (шт.)_

Агрегирован- Направление деятельности 2006 2007 2008 % 2008

ная группа год год год

Всего 4381 3680 3755 100%

Агропро- Всего по группе 1081 433 360 9,59%

мышленный сектор Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1077 420 339 9,03%

Рыболовство, рыбоводство 4 13 21 0,56%

Агрегирован- Направление деятельности 2006 2007 2008 % 2008

ная группа год год год

Промышлен- Всего по группе 1036 1147 1317 35,07%

ный сектор Добыча полезных ископаемых 43 32 25 0,67%

Обрабатывающие производства 346 515 680 18,11%

Производство и распределение элек- 1 16 24 0,64%

троэнергии, газа и воды

Строительство 646 584 588 15,66%

Услуги Всего по группе 2264 2100 2002 53,32%

Оптовая и розничная торговля; ре-

монт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и пред- 1652 1400 1281 34,11%

метов личного пользования

Гостиницы и рестораны 57 65 105 2,80%

Транспорт и связь 115 129 153 4,07%

Финансовая деятельность 79 71 97 2,58%

Операции с недвижимым имуще- 195 319 308 8,20%

ством, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обя- 2 3 4 0,11%

зательное социальное обеспечение

Образование 57 13 19 0,51%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 24 28 35 0,93%

Предоставление прочих коммуналь-

ных, социальных и персональных 83 72

услуг

Таким образом, сложившаяся ситуация несет в себе предпосылки успешного развития экономики Республики Дагестан в том случае, если государство будет оказывать поддержку развитию малого и среднего бизнеса в республике и стимулировать экспортную внешнеэкономическую деятельность субъектов МСП.

Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан-Москва» провел исследование, определяющее степень готовности и уровень конкурентоспособности республиканских субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях открытых рынков ВТО. Данный проект был реализован совместно с ММЦ «Москва». Проект был разделен на три этапа:

Первый из них - кабинетное исследование, которое включало в себя анализ материалов по проблеме вступления РФ в ВТО, опубликованных в печатных изданиях и сети Интернет, а также сравнительный анализ факторов развития малого предпринимательства Дагестана, сопоставление их с другими российскими регионами. Эти шаги позволили определить какие последствия вхождения в ВТО наиболее значимы для отечественного малого бизнеса в целом и для каждой из агрегированных групп в отдельности (агропромышленная и про-

мышленная сферы, услуги), а также сформулировать специфические особенности соответствующего сектора Республики Дагестан.

Второй этап - качественное исследование - представлял собой глубинные интервью, во время которых были получены отзывы местных предпринимателей о перспективах их бизнеса при изменениях, связанных со вступлением РФ в ВТО. На данном этапе проведено 45 глубинных интервью с руководителями малого и среднего бизнеса (по 15 на каждое направление):

1. Агропромышленный сектор;

2. Промышленный сектор;

3. Услуги.

Последний этап - количественное исследование. Для получения более детальной картины по степени готовности и уровню конкурентоспособности субъектов МСП Республики Дагестан для деятельности в условиях открытых рынков ВТО был проведен личный и телефонный опрос 360 субъектов МСП.

В ходе опроса предпринимателям было предложено оценить влияние экономического кризиса на экономику республики Дагестан, на их собственный бизнес, а также оценить перспективы развития в ближайшие годы как экономики Республики Дагестан в целом, так и их бизнеса в частности. Также респондентам было предложено ответить на вопрос, знают ли они, что такое ВТО.

Опрошенные предприятия промышленного сектора наиболее позитивно настроены в отношении вступления РФ в ВТО - 42% ожидают положительных или «скорее положительных» изменений. Субъекты МСП агропромышленного сектора в целом демонстрируют позитивно-нейтральные ожидания: 40% не ожидают изменений, при том, что позитивно настроены чуть более трети (34%).

В процессе количественного опроса представителям МСП был задан вопрос о том, как в целом скажется вступление РФ в ВТО на развитии экономики Дагестана в целом.

Целью исследования являлось определить с достаточной степенью уверенности, как на региональных рынках скажется присоединение к ВТО, насколько дагестанские компании готовы к ведению своего бизнеса в новых условиях, какие последствия вступления России в эту организацию будут нести для них наибольшую угрозу и наибольшие выгоды.

Сотрудники ММЦ признаются, что перед ними была поставлена непростая задача: «Мы изучили предыдущие изыскания по этой тематике, которые осуществлялись в других регионах и пришли к мнению, что большинство общероссийских выводов о последствиях вступления России в ВТО для малого бизнеса могут быть перенесены и на сектор малого предпринимательства Республики Дагестан, однако степень достоверности требует подтверждения первичными данными, полученными посредством маркетингового исследования. Было решено, что подобную работу нужно проводить иначе, чем это делали наши коллеги».[2]

База: 360 респондентов Диаграмма 1. Осведомленность субъектов МСП о ВТО [1, с.124]

Задачи исследования заключались в следующем:

• Оценка текущего состояния малого предпринимательства (основные проблемы, влияние кризиса, планы развития);

• Оценка общих последствий вступления РФ в ВТО для МСП РД;

• Анализ влияния ожидаемых, по мнению дагестанских предпринимателей, изменений, связанных с вступлением РФ в ВТО, на развитие профильных рынков Республики Дагестан для основных агрегированных групп: агропромышленный сектор, промышленный сектор, услуги.

• Анализ степени готовности и уровня конкурентоспособности отдельных сфер малого предпринимательства и сектора малого и среднего бизнеса в Республики Дагестан в целом по результатам количественного опроса непосредственно самих предпринимателей.

• Анализ актуальных для предпринимателей форм поддержки и помощи малому бизнесу со стороны Правительства Республики Дагестан при условии вступления РФ в ВТО;

• Рекомендации по поддержке малого и среднего бизнеса Республики Дагестан, в том числе предложения по минимизации угроз и максимизации возможностей для МСП Республики Дагестан, связанные с вступлением РФ в ВТО.

По итогам проделанной работы был подготовлен аналитический отчет. Он содержал общие сведения о последствиях вступления РФ в ВТО для малого и среднего бизнеса, анализ изменений, значимых непосредственно для компаний Дагестана, оценку влияния ожидаемых изменений на развитие конкретных профильных рынков республики, а также рекомендации по поддержке местного малого и среднего бизнеса. Основной вывод исследования: несмотря на то, что вхождение в ВТО для малых предприятий несет в себе угрозы их развитию, возможные последствия не окажутся критичными и губительными для бизнеса.

Респонденты

70

60

50

40

30

20

10

□ Агропромышленное^

Промышленность

Услуги

37

18

14

4

36

54

48

26

23

Положительно Скорее Никак не скажется Скорее Отрицательно

положительно отрицательно

8

5

0

База: 360 респондентов Диаграмма 2. Влияние присоединения РФ к ВТО на экономику Дагестана[1, с.132]

На основе проведенного исследования можно с достаточной уверенностью полагать, ощутят ли рынки какие-либо негативные последствия присоединения к ВТО, либо почувствуют улучшение экономической конъюнктуры.

Новые крупные зарубежные компании с мощными финансовыми ресурсами представляют значительную угрозу для субъектов МСП. Вместе с тем, пока невелика вероятность того, что в ближайшие годы крупные компании массово будут выходить на рынок Дагестана. Ключевыми сдерживающими факторами пока продолжают оставаться политическая нестабильность в регионе, высокий криминальный уровень.

По нашему мнению, в рассматриваемых секторах основными внешними угрозами могут быть следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агропромышленный сектор

• Вытеснение местной агропродукции, рост импортозависимости РД;

Промышленность

• Приток дешевой продукции из азиатских стран;

Услуги

• Высокая доля зарубежных игроков;

• Выход на рынок крупных зарубежных игроков с мощными финансовыми ресурсами - торговых сетей, банков, финансовых и страховых компаний;

Основные выгоды для экономики Дагестана от вступления РФ в ВТО могут быть следующие:

1. Открытие рынков для экспорта субъектов МСП

2. Усиление конкуренции как дополнительный стимул для развития компаний, модернизации бизнеса, совершенствования навыков продаж и т.д.

3. Привлечение в экономику зарубежных инвестиций

4. Новые рабочие места для новых компаний на рынке

5. Приход новых технологий

6. Снижение потребительских цен

Непосредственно для субъектов МСП наиболее важным является открывающаяся возможность выхода на новые рынки сбыта, так как именно эта возможность связана непосредственно с получением прибыли.

Литература:

1. «Определение степени готовности и уровня конкурентоспособности субъектов МСП Республики Дагестан для деятельности в условиях открытых рынков ВТО» ООО ММЦ «Дагестан-Москва», Махачкала, 2010.

2.Интервью с директором ООО ММЦ «Дагестан-Москва» Абдурашидовой А.

Гасанов М.А

ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Вопросы повышения эффективности маркетинга в дорожно-транспортном комплексе региона рассматриваются системно, с позиции обеспечения устойчивости и стабильности развития. Эффективность дорожно-транспортной отрасли выражается в снижении себестоимости продукции, сокращении времени доставки и дальности перевозок, в улучшении сохранности грузов при перевозках, снижении потерь и повышении на этой основе мобильности производственных ресурсов, а также в повышении производительности труда за счет использования современных форм развития маркетинга, в основе которого лежит процесс изучения и прогнозирования рынка товаров и услуг, а также исследование внутренней и внешней среды его развития.

Ключевые слова: повышения эффективности маркетинга в дорожно-транспортном комплексе региона, геоэкономическое положение, развитие дорожно-строительных и транспортных предприятий

Gasanov M.A.

THE MARKETING OF ROAD-TRANSPORT THE INDUSTRY IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

Questions of increase of efficiency of marketing in road-transport complex of the region are considered systematically from the point of view of sustainability and stability of development. The efficiency of road transport industry is expressed in reduction of the cost price ofproduction, reducing delivery times and transport distance, in improving the safety of goods during transportation, reducing losses and increasing the mobility of productive resources, as well as to increase labors productivity through the use of modern forms of marketing development, which is based on the process of studying and forecasting of the market of goods and services, as well as the study of the internal and external environment of its development.

Keywords: improving the efficiency of marketing in road-transport complex of the region, the geographical and economic situation, the development of road-building and transport enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.