Научная статья на тему '«Готическая» стилистика в драматургии Г. Р. Державина (трагедия «Темный»)'

«Готическая» стилистика в драматургии Г. Р. Державина (трагедия «Темный») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРОМАНТИЗМ / ДРАМАТУРГИЯ / Г.Р.ДЕРЖАВИН / "ГОТИЧЕСКИЙ" СТИЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / G.R.DERZHAVIN / "GOTHIC" / PRE-ROMANTICISM / DRAMATURGY / LITERARY STYLE / HISTORICAL PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федосеева Татьяна Васильевна

В статье в контексте поэтики русского предромантизма рубежа XVIII-XIX веков исследуется влияние жанрово-концептной традиции готической литературы в драматургии Г.Р.Державина. Впервые пьеса рассмотрена не просто в системе цикла исторических драматических произведений писателя, но и как оригинальная российская вариация общеевропейского литературного явления. Все вышеозначенное позволяет автору обосновать на своем материале новую концепцию идеологической природы русского предромантизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GOTHIC» STYLE IN G.R.DERZHAVIN’S DRAMATURGY («DARK»:THE TRAGEDY)

The article deals with the influence traditions of gothic literature have on G.R. Derzhavin’s dramaturgy in the context of Russian pre-romanticism of the 18th 19th centuries. It is the first time the play has been discussed both within the cycle of the writer's historical dramas, and as an original Russian variation of a European literary phenomenon. Based on this material, the article creates and substantiates a new conception of Russian pre-romanticism.

Текст научной работы на тему ««Готическая» стилистика в драматургии Г. Р. Державина (трагедия «Темный»)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №1(39)

УДК 821.161.1(091)

«ГОТИЧЕСКАЯ» СТИЛИСТИКА В ДРАМАТУРГИИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

(ТРАГЕДИЯ «ТЕМНЫЙ»)

© Т.В.Федосеева

В статье в контексте поэтики русского предромантизма рубежа ХУШ-Х1Х веков исследуется влияние жанрово-концептной традиции готической литературы в драматургии Г.Р.Державина. Впервые пьеса рассмотрена не просто в системе цикла исторических драматических произведений писателя, но и как оригинальная российская вариация общеевропейского литературного явления. Все вышеозначенное позволяет автору обосновать на своем материале новую концепцию идеологической природы русского предромантизма.

Ключевые слова: предромантизм, драматургия, Г.Р.Державин, «готический» стиль в литературе, исторический сюжет.

Драматургия предромантического периода, как неоднократно было уже отмечено исследователями, развивалась в трансформации классических жанров под воздействием новых - «слезной комедии», мелодрамы, оперы. В трудах современных ученых рассматривается судьба жанров «исторической трагедии» во Франции, «готической драмы» в Англии, «бардиты» в Германии (синкретический жанр с чертами трагедии, поэмы, оратории, выработанный в творчестве Ф.Г.Клопштока) [1: 305-330].

Самое широкое распространение в России конца XVIII - начала XIX века, по свидетельству мемуаристов, получила литературная «готика», заинтересовав собой не только массового читателя, но также и представителей интеллектуальной элиты. Так, известный казанский поэт Г.П.Каменев, который в 1800 году познакомился в Москве с семейством Тургеневых, очевидно, и со всем кружком созданного при Московском университете Дружеского литературного общества, замечал, что в число страстно любимых молодыми московскими литераторами авторов входили не только Гете и Шиллер, но также Шпиз и Коцебу [2: 120]. И для читателей, и для поэтов была привлекательна «готическая» стилистика: «живописание» стихий природы и человеческих страстей, таинственность и недосказанность, символичность и смысловая емкость художественной детали. В. Скотт, ставший одним из первых критиков готического стиля Анны Радклиф, определил его как «драматический» [3: 353]. Описания «дикой» природы и полуразрушенного старинного замка создавали атмосферу предчувствия, недосказанности, таинственной загадочности событий. Внешняя обстановка, увлекая читателя изобразительной яркостью, воздействует непосредственно на его воображение и чувства. Готическая стилистика органично во-

шла в русскую поэзию и драматургию как способ воссоздания обстановки средневековья, и была взята на вооружение Г.Р.Державиным, в поле зрения которого в самом начале XIX века оказались сюжеты из древней русской истории.

Трагедия «Темный» (1808) основана на древнем летописном сюжете о трагической судьбе великого московского князя Василия II Васильевича, который автором трагедии преображается с целью усиления конфликта. Князь Василий и его двоюродный брат Шемяка - соперники не только во власти, но и в любви, «без чего бы характеры их были не разительны, а разговоры холодны», замечает автор в предисловии [4: 385].

Вражда братьев выливается в трагическое противостояние Темного, воплотившего, по воле Державина, «кроткую христианскую твердость» и смирение, Шемяке, которым движет беззаконная страсть. В этом противостоянии угадывается характер конфликта нового «готического» романа, где добродетельный персонаж выступает в роли жертвы, терпит лишения и несправедливые гонения со стороны «злодея», но неизменно превосходит его силой духа и цельностью натуры.

Действие трагедии открывается монологом заглавного героя, который кается в том, что стал невольной причиной страданий близких ему людей, жены и сыновей, разделивших с ним изгнание. Склонностью к рефлексии наделяется также и выступающий в роли гонителя-злодея Шемяка, образ которого, соответственно готической традиции, наделяется внутренней сложностью и противоречивостью. Он не просто осознает свои злодеяния, но также и противоестественность их, направленных на семью кровного родственника: «...Я чувствую в груди томленье духа, / Стенанье братнино как гром для брантя слуха» [4: 404]. Обращаясь к Марии, которую продолжает любить, несмотря на прошедшие в разлуке годы,

признается, что причиной творимых им злодеяний является личный эгоизм, а вовсе не польза отечества. Шемяка трогателен в выражении любви и в признании тщетных усилий, направленных на то, чтобы побороть свою страсть к Марии.

Из монолога заглавного героя трагедии мы узнаем, что поводом для ссоры с братом послужил священный пояс, по преданию привезенный равноапостольной княгиней Ольгой из Византии. Ответственность за его сохранность возлагалась на старшего князя. Кладенец с поясом был похищен, и в этом усматривалось нерадение Василия на престоле, которое должно было повлечь за собой неблагополучие страны.

В финале трагедии Шемяка признает свое поражение - «Великодушием меня ты победил!». Он убивает себя и старшего своего боярина Ши-гу. Причиной раскаяния стал жертвенный подвиг Василия, заслонившего брата от меча своего старшего сына Иоанна. Таким образом, конфликт пьесы неоднозначен. Шемяка, занимающий в системе персонажей место злодея-преследователя, не являет собой схематическое воплощение злодейства, его поступки мотивированны несправедливым попранием в прошлом его любви к Марии, вмешательством недоброжелателей, поссоривших братьев, эгоизмом и корыстными действиями воевод.

Отношения братьев осложняются течением внутренней жизни каждого, их склонностью к напряженным эмоциям, мотивация которых обретается не только во внешних обстоятельствах, но и во внутреннем мире. Эта мотивация придает всему действию пьесы, а в особенности ее финалу, ярко выраженный мелодраматический эффект. Сама обстановка, в которой едва не свершилась казнь невинных, живописуется автором в соответствующей моменту стилистике: они шествуют по сцене «в цепях, с завязанными глазами, в белых присмертных одеждах», в сопровождении воевод, палачей и воинов, из которых «одни несут на плечах плахи с воткнутыми топорами, другие же в левых руках - бледно светящиеся факелы, а в правых обнаженные мечи...» [4: 458]. Повышенная экспрессия описания явно свидетельствует о предромантическом характере стилистики пьесы.

Рассмотрение ее с точки зрения классицистической традиции заставляет ученых развивать мысль о художественном несовершенстве трагедий Державина, констатировать, что им «не хватало главного - внутреннего драматического конфликта как движущего начала сценического действия» [5: 125-156]. В действительности же драматический конфликт приобретает у Держа-

вина неклассическое течение: его напряженность сосредоточена во всем богатейшем спектре сильных и противоречивых эмоций, переживаемых героями - страха, отчаяния, недоумения, удивления, смущения, смятения, ужаса, ярости. Этим эмоциям автор дает сценическое выражение, сообщая в ремарках, что герои плачут, рыдают, говорят сквозь слезы, вздыхают, обнимают и целуют друг друга. В пьесе выстраивается последовательность сцен, вскрывающих сложность ситуации и неоднозначность характера Шемяки, активно действующего, в отличие от занявшего страдательную позицию Темного. «Злодей-преследователь» наделяется более развернутой и содержательной характеристикой, чем его добродетельная жертва. Именно таким был тип соотношения героев в предромантической «готике».

Композиционным центром «готического» романа, как известно, является образ старинного замка, окруженного дикой природой и овеянного некоторой тайной. В трагедии Державина место готического замка занимает подробно описанная поляна в диком лесу с жалкой полуразрушенной хижиной, где скрываются изгнанники. Это описание, данное в самом начале пьесы, приобретает характер и значение важнейшего смыслообра-зующего фактора. Хотя и в нем исследователи находили слабое место Державина-драматурга. Державинские пьесы были справедливо отнесены к числу «предромантических», и на основании особого значения ремарок - максимально развернутых и детализированных - делается замечание об их избыточности. Державин, по мысли исследователя, «загромождает сцену предметами, чья роль еще далеко впереди» [6: 65].

Между тем описание места действия живописно, в художественном отношении самоценно и включает в себя выразительные элементы предромантического пейзажа, символического по значению и отличающегося знаками движения времени. Сцена представляет уединенный уголок природы: «. Сквозь просек по одной стороне виден город Углич, церковь, колокольня и княжий терем; с другой - небольшая хижина, близ которой сверху одного холма падает шумящий источник; овин, испускающий дым, скирд хлеба и навес, открытый, с соломой. - Посредине бурею сломленный дуб. - Вдоль пустыни дорога, покрытая порошею [4: 389]. Осенний пейзаж чужд искусственности, с одной стороны, с другой же, в характерных для него деталях - симво-личен. Своим возвышенным и сдержанным эмоциональным строем он созвучен страданиям невольных изгнанников, жалкое прибежище которых композиционно противопоставлено обита-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

лищу власти, где «церковь, колокольня и княжий терем». Данная в самом начале пьесы развернутая авторская ремарка становится эмоционально-психологическим и идейно-тематическим центром произведения. Как и в «готическом» романе, в пьесе Державина художественное пространство «семантизировано». Вряд ли можно принять теперь утверждение о том, что подробно описанное автором место действия отвечает лишь цели соблюдения классицистического правила единства места [7].

«Готическая» стилистика поддерживается в пьесе также образом Багрима, одного из второстепенных персонажей трагедии. Он вместе с Темным стал жертвой интриги, был изгнан из княжеского дворца по ложному доносу. В авторской ремарке сказано: «Багрим, смиренною одеждою и большою седою бородою изображает пустынножителя» [4: 395]. Именно с образом пустынника, отшельника в готической традиции связывалось воплощение нравственного закона и высшей правды. С этим образом в пьесу вводится важнейшая для автора идея преданности гражданскому долгу и мысль о верности присяге как выражение его личной убежденности, а не следования традиции. Образ пустынника, который в средневековье воплощал непреклонность истово верующего и гонимого властью христианина, близок автору и являет собой воплощение автор -ской рефлексии по поводу важнейших мировоззренческих и этических проблем, поднимаемых в произведении.

Изучение одной из трагедий Г.Р.Державина убеждает в общности ее поэтики с предроманти-ческой поэтикой «готического» жанра. В качестве основных свойств мы выделяем линейный

принцип композиционного строения и «семанти-зацию» пространства, развитие конфликтных отношений главных действующих лиц по типу «злодей-преследователь - жертва». Антагонизм героев статичен, однако в постоянном движении находится их внутренний мир, что составляет движущую силу пьесы. Принципиально важной для Державина оказывается также возможность самовыражения, личностной рефлексии.

1. Луков Вл.А. Предромантизм. - М.: Наука, 2006. -683 с.

2. Бобров Е.А. Литература и просвещение в России XIX в. Материалы исследования и заметки. В 4-х т. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1901 - 1902. -900 с.

3. Радклиф А. Итальянец. - М.: Ладомир; Наука, 2000. - 528 с. (Литературные памятники)

4. Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. - Т. 4. - СПб., 1867. - С. 213. В дальнейшем это издание цитируется с указанием тома и страницы в круглых скобках (IV, 213).

5. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе эпохи классицизма. - Л.: Наука; Ленингр. отд-е, 1981. - 174 с.

6. Сперантов В. В. Поэтика ремарки в русской трагедии XVIII - начала XIX века (к типологии литературных направлений) // Philologica. - Т. 5. - № 11/13. - 1998. - С. 10 - 30.

7. Кокшенева К.А. Драматические сочинения Г.Р.Державина // Г.Р.Державин и русская литература / отв. ред. А.С.Курилов. - М.: ИМЛИ РАН, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.derzhavin-poetry.ru/books/derzhavin-i-russkaya-literatura.html (дата обращения: 23.04.2014).

«GOTHIC» STYLE IN G.R.DERZHAVIN'S DRAMATURGY («DARK»:THE TRAGEDY)

T.V.Fedoseeva

The article deals with the influence traditions of gothic literature have on G.R. Derzhavin's dramaturgy in the context of Russian pre-romanticism of the 18th - 19th centuries. It is the first time the play has been discussed both within the cycle of the writer's historical dramas, and as an original Russian variation of a European literary phenomenon. Based on this material, the article creates and substantiates a new conception of Russian pre-romanticism.

Key words: pre-romanticism, dramaturgy, G.R.Derzhavin, "gothic", literary style, historical plot.

1. Lukov VlA. Predromantizm. - M.: Nauka, 2006. -683 s. (in Russian)

2. Bobrov E.A. Literatura i prosveshhenie v Rossii XIX v. Materialy issledovaniya i zametki. V 4-x t. - Kazan': Tipo-lit. Imp. un-ta, 1901 - 1902. - 900 s. (in Russian)

3. Radklif A. Ital'yanec. - M.: Ladomir; Nauka, 2000. -528 s. (Literaturnye pamyatniki) (in Russian)

4. Derzhavin G.R. Sochineniya: v 9 t. - T. 4. - SPb., 1867. - S. 213. V dal'nejshem e'to izdanie citiruetsya s ukazaniem toma i stranicy v kruglyx skobkax (IV, 213) (in Russian)

5. Stennik Yu.V. Zhanr tragedii v russkoj literature e'poxi klassicizma. - L.: Nauka; Leningr. otd-e, 1981.

- 174 s. (in Russian)

6. Sperantov V.V. Poe'tika remarki v russkoj tragedii XVIII - nachala XIX veka (k tipologii literaturnyx napravlenij) // Philologica. - T. 5. - № 11/13. - 1998.

- S. 10 - 30. (in Russian)

7. Koksheneva K.A. Dramaticheskie sochineniya G.R.Derzhavina // G.R.Derzhavin i russkaya literatura / otv. red. A.S.Kurilov. - M.: IMLI RAN, 2007. [E'lektronnyj resurs]. URL: http://www.derzhavin-poetry.ru/books/ derzhavin-i-russkaya-literatura.html (data obrashheniya: 23.04.2014). (in Russian)

Федосеева Татьяна Васильевна - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им.С. А.Есенина.

390000, Россия, Рязань, ул. Свободы, д.46. E-mail: t.fedoseeva@rsu.edu.ru

Fedoseeva Tatyana Vasilievna - Doctor of Philology, Professor, Department of Literature, Faculty of Philology and National Culture, Ryazan State University named after S.A.Yesenin.

46 Svobody Str., Ryazan, 390000, Russia E-mail: t.fedoseeva@rsu.edu.ru

Поступила в редакцию 14.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.