Научная статья на тему 'Государство – власть одного: проблемы терминологии и сущности общественного достояния'

Государство – власть одного: проблемы терминологии и сущности общественного достояния Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство – власть одного: проблемы терминологии и сущности общественного достояния»

устанавливающих правила регулирования отношений, и которые подлежат применению при рассмотрении конкретного уголовного дела».

Проведенное исследование позволяет сформулировать искомую дефиницию: законность приговора - это уголовно-

процессуальное требование к приговору суда, предполагающее соблюдение норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, Конституции РФ, норм иных отраслей права, устанавливающих правила регулирования отношений, которые подлежат применению при рассмотрении конкретного уголовного дела, влекущее возникновение аналогичного свойства у постановленного решения и обусловливающее придание ему качества правосудности.

О. А. Глобенко, Д.М. Ильягуев

Государство - власть одного: проблемы терминологии и сущности общественного достояния

Государство и общество зачастую ассоциируются как два противоборствующих субъекта, столкнувшиеся в битве за власть и обеспечение интересов каждого из них. Однако так ли это? Что есть государство как организация социального управления и как термин?

Государство в современном устоявшемся понимании - организация публичной, отделенной от населения власти, обладающая монополией на правотворчество и распространяющая волю в пределах своих суверенных границ. Однако организация чего-то всегда организована кем-то. В нашем случае речь идет об обществе, так как именно общество в целях наиболее качественного обеспечения публичных интересов непосредственно либо по умолчанию наделило публичную власть так называемым внутренним суверенитетом, определяющим ее независимость от населения в принятии наиболее важных государственных решений. Исходя из этого, государство есть симбиоз общества и государственной власти как двух субъектов договора-установления нового социального явления.

И несмотря на конституционно-правовые доктрины, исследуемые учеными социологами, политологами, юристами и государствоведами, государство зачастую определяется только как государственная власть, без упоминания общества как первоисточника и непосредственного создателя и публичной власти, и государства в целом.

В этом свете необходимо понять сам термин «государство» и историю его возникновения. В славянских языках слово «государст-

68

во» тесно связано с термином «государь», которым именовали князей, обладавших единовластными полномочиями на территории своих княжеств, как правило, в Древней Руси. «Государь» как термин берет свое начало от древнерусских слов «господарь» и «гос-подарство», которые, в свою очередь, исходят от слова «Господь». Непосредственное происхождение слова «Господь» по сей день окончательно не установлено. Однако этимолог Макс Фасмер (1886-1962 гг.) в своих трудах указывал на некую связь слова «господь» с «хозяйским гостеприимством», что, в принципе, логично в случае разделения слова на слоги «гос» и «подь». В этом случае наиболее логично предположить, что под первым слогом подразумевается «гость», а под вторым - «поди», т. е. некое приглашение гостя в дом хозяина. В этом же свете можно проследить этимологию слова «господарство», и мы также можем получить слова «Господь» и «дарство», что, в свою очередь, может подразумеваться как «дар Господа», т. е. дар гостеприимного хозяина, владеющего домом, землей, миром и т. д.

Исходя из проведенного нами исследования, можно полагать, что слово «государство» не что иное, как синоним таких слов, как княжество (принципат), королевство, царство, ханство, султанат, герцогство, графство, империя и т. д. Все вышеперечисленные синонимы определяют монархическую власть - власть одного (суверена) над своим подданством на своей земле. А соответственно, неприемлемы по отношению к такому социальному явлению, как «республика», подразумевающая власть общественную над судьбой своей отчизны. Однако нельзя не отметить, что после изгнания с новгородской земли князя Всеволода Мстиславича и установления республиканской формы правления (1136-1478) город стал именоваться «Господин Великий Новгород», провозглашаясь тем самым общественным достоянием свободных горожан. В этом же ключе стоит обратить внимание и на Псковскую Республику (1348-1510), именовавшуюся «Псковским Господарством».

С другой стороны, возникает вопрос: что принципиально нового привнес в политическую доктрину и практику Николо Макиавелли, автор знаменитого трактата «Государь» («II Principe»), которому приписывается первое в истории политической науки употребление термина «государство»? Следует отметить, что термин «государство» как отражение единовластия давно использовался в славянских языках. Наименование трактата Макиавелли «II Principe» (князь, принц и др.), представляющее собой вполне привычный для всех предшествующих эпох смысл, вводит в некоторое заблуждение. Анализ самого произведения позволяет сказать о действительно революционном новшестве. Автор вводит в политико-правовой оборот понятие «stato» с целью объединить все существовавшие тер-

69

мины, используемые для обозначения государств, независимо от формы правления. Тем не менее дословный перевод термина «stato» отнюдь не государство. Этот русскоязычный термин (скорее, дань привычному словоупотреблению) и стал столь роковой ошибкой, которая привела к утрате смысла нововведения эпохи Ренессанса, поскольку термином «stato» охватывались и республиканские, и монархические формы правления. Дословный перевод термина в контексте времени и идеи Маккиавелли - состояние, удел. Этим особым публично-правовым состоянием Макиавелли объединяет и республики, и монархии. Еще одна заслуга Макиавелли - появление на основе его учения доктрины la raison d'etat (фр. государственный интерес, доктрина о превалировании государственного интереса).

Впоследствии в политико-правовой доктрине идентичный термин появляется в трактате Томаса Мора «Утопия». Английское слово state он использует для перевода латинской сентенции «optimus status rei publikae», как лучшее состояние республики.

Прочно термин «state» утвердился в политической теории и практике, благодаря Т. Гоббсу, употребившему «state» в «Левиафане» для обозначения состояния как формы, наступающей после хаоса естественного состояния, после войны «всех против всех». Действительно, в английском языке этот термин многозначен: это и форма, и положение, и состояние. Для обозначения правления и управления есть термин government.

Итак, мы приходим к выводу о том, что перевод термина как «stato», так и «state» на русский язык весьма условен. Привычный нам и признанный отечественной доктриной термин «государство» отражает веками сложившееся соотношение сил общества и политической власти. Однако давно появилось учение о гражданском обществе как силе, отражающей деспотизм государства, о республике как общем достоянии и о правовом государстве, которые сложно сочетать с термином, отражающем лишь суть единовластного правления.

Необходимость данного исследования вызвана и неправильным суждением общества, а по большей части молодого поколения, о таком явлении, как социальное, публично-правовое образование -государство в современном понимании либо нежеланием на подсознательном уровне искоренить всякого рода проявления режимов, предшествующих общему делу. Это непонимание не только укоренилось в сознании современного общества, но и прочно вошло в языковой обиход представителей государственной и муниципальной власти и в научный понятийно-категориальный аппарат. И те, и другие по причине поверхностного знания истории своей страны, своего языка либо умышленного непринятия как факта республиканского

70

строя нередко определяют себя чиновниками «на государевой службе», забывая о том, что служат они своим избирателям.

Именно традиция словоупотребления сыграла злую шутку. Термин «господарь» (происходивший от слов господь, господство) еще в XIV в. был титулом монархов Молдавского княжества и Валахии. К тому же, описывая государственное устройство Московии, Александр Гваньини и Сигизмунд Герберштейн констатируют, что московиты именуют своего монарха государем (отсюда термин «господство» как объект приложения властных полномочий). Но будучи вполне верным отражением соотношения сил государства и общества в прошлом, ныне термин «государство» таковым свойством уже не обладает. История терминов, отражающих суть государственно-правовых явлений - безусловное отражение истории каждого народа. Соединенное королевство Великобритания и Северная Ирландия (United Kingdom of Great Britainand Northernlreland) отражает процесс формирования и специфику формы правления Англии. Bundesrepublik Deutschland (земля народа) - федеративная республика Германия («земля копьеносцев») - отражение длительного этапа соединения немецких земель. Италия - Итальянская Республика (итал. Repubblica Italiana). Да и сама Россия как в определении страны на русском языке - Российская Федерация, так и других языках (нем. Russland - земля русских; англ. - Russia - Россия; исп. Rusia - Русия). Нигде не звучит термин государство именно в контексте единовластия, самодержавия, единоличного держания власти.

Также дословный перевод официального названия израильского государства отнюдь не соответствует общепринятому переводу.

л]'тп - Мединат (общность) Исраэль как отражение единения, объединения израильского народа. В повседневном обиходе есть еще один термин \и^:.п(Эрец Исраэль) - Земля Израилева, так

же как земля германцев, земля франков - дословный перевод официального названия Германии и Франции.

Сам генезис публично-правового образования, которое мы ныне именуем государством, в основании своем имел отнюдь не единовластие и деспотию. В Древней Греции предпочитали термин «полис», от которого произошли такие понятия, как политика и политическая власть. Также в его понимание входила общественная жизнь, и оба понятия не противопоставлялись друг другу, что подразумевало объединение населения, проживающего на определенной территории, подчиненной одной власти и имеющего общие дела и интересы. Вообще, у античных предков был ранний термин terra patria - земля отцов.

В Древнем Риме для обозначения публично-правового образования использовалось понятие «цивитас», что подразумевало союз

71

граждан. Марк Тулий Цицерон (знаменитый римский юрист, политик и философ), признанный как непревзойденный эклектик древнегреческой политической и правовой доктрины, определял как «достояние народа, где народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Это определение в дальнейшем стало для многих ученых праобразом правильно устроенного государства (Г. Гроций, И. Кант).

И, наконец, можно ли говорить о справедливом правлении, когда власть приобретает черты деспотичного самоуправства? Прав был Бл. Августин, задаваясь вопросом: «При отсутствии справедливости, что такое государство, как не большие разбойничьи шайки...» (Бл. Августин «О граде Божием», IV, 4). Что как не республика как общее достояние наилучшим образом обеспечит справедливость, если сам термин «республика» понимать в его истинном первоначальном значении независимо от формы правления как достояние всех, как общее дело и общее благо.

И в целях устранения всяких сомнений в современном понимании термина «государство» и недопущения сознательного самоучреждения в свободном обществе ряда чиновников как самодержцев, на наш взгляд, стоит пересмотреть само определение термина «государство» и определить его как обобщающий монархию либо один из ее подвидов, а республиканские образования, в свою очередь, определять соответственно отличительным признакам свободы и фактическому соотношению общества и политической власти -«общественное достояние». В этом свете такие наименования нашей страны, как «Российская Федерация», «Российская республика», «Российская земля» да и просто «Россия», звучат и будут звучать в истории и в мире как определение великой страны сильного, свободного и независимого народа, обладающего абсолютной властью в пределах ее суверенных границ!

Л. В. Готчина

Статья 82.1 УК РФ: вопросы для обсуждения

В УК РФ внесены изменения Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 07.12.2011 № 420-ФЗ1. В связи с этим стали дискуссионными некоторые уголовно-правовые положения. Хотелось бы остановиться на одном их них.

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 07.12.2011 г., № 420-ФЗ // Рос. газета. 2011. № 278. 9 дек.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.