ставляют основу современного госаппарата.
Важно понимать, что переход от одной волны к другой является лишь тенденцией, вариантом развития событий. «Незападные» сообщества могут идти по своему пути развития, поэтому насильственное насаждение «прогрессивного» опыта может привести к печальным последствиям. В отечественной истории можно найти тому массу подтверждений, но, к сожалению, мы с завидным упорством их игнорируем.
Перестройка вполне работоспособной и имеющей запас прочности системы образования «на западный манер», особенно на таком сложном этапе трансформации общества, усугубила несоответствие между реальными запросами и подготовкой специалистов. Формирование выпускника по искусственной модели заранее обречено на провал. Отечественная система образования, раздираемая противоречивыми требованиями, идущими «снизу» и «сверху», в итоге вынуждена выживать, изыскивая все доступные ресурсы. До тех пор, пока образование будут насильно втискивать в прокрустово ложе компетентностного подхода или иных модных веяний, болезнь «имитаторства» не будет преодолена.
Для поиска адекватных ответов системы высшего профессионального образования на вызовы современности необходимо четкое понимание причинно-следственных связей в логике развития высшего образования как социального института. До тех пор, пока в обществе естественным путем не выкристаллизуется образ носителя его культуры, проблематично создать его искусственно. Скопированный или устаревший идеал выпускника образовательной организации не будет отвечать реалиям данного общества и не будет востребован. Не выполняющий ведущую функцию социальный институт будет выживать за счет других функций, в основном экономического спектра. «Имитаторство» неизбежно, но, не является непреодолимым явлением.
Согласно тенденциям третьей волны, высшее образование должно идти на опережение, чтобы выпускник обладал некоторым адаптационным ресурсом. Это требует кардинальной перестройки учебного процесса, материальной базы образовательных организаций и т. д., причем не формально, а объективно. Пересмотра требует и нормативная правовая составляющая образовательного процесса.
Также необходимо четкое понимание содержания и функций высшего образования, получаемого на различных ступенях, имеющих различающиеся цели и задачи. Это будет способствовать приведению к соответствию идеала выпускника и ожиданий, возлагаемых на специалиста со стороны общества.
Понимание логики развития высшего профессионального образования и его роли в формировании мировоззрения выпускника важно не только для н е п о сред ст ве н н ых участ н и ко в об разов ател ь-88
ного процесса, но и для всех субъектов образовательной деятельности, особенно для управляющего звена.
Список литературы
1 Калюжина Е. В. Высшее образование как социокультурный феномен: институциональный аспект : дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 136 с.
2 Жукова В. М. нормативно-правовое регулирование государственной политики реформирования российской системы образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. Февраль. URL: http://www.journal-nio.com/index. php?catid=99:feb&id=3339:%20publ&Itemid=143&option=com_ content&view=article (дата обращения: 23.08.2016)
3 Шалютин Б. С. Значительная часть системы высшего образования в России - имитаторство: интервью ученого. URL: www.regnum.ru/news/cultura/1660381.html (дата обращения: 02.09.2014).
УДК 091
Г.Р. Манташов
Курганский государственный университет
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И РЕЛИГИЯ В РАБОТАХ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Аннотация. В статье рассмотрено учение Фомы Аквинского о государстве и его формах, а также теория закона, разработанная Аквинатом. Три элемента государственной власти - сущность, происхождение, использование -увязаны с формами правления. Выявлен характер нитей субординации законов. Установлена двойственность позиции Фомы Аквинского в отношении установления приоритета между учениями Платона и Аристотеля.
Ключевые слова: сущность, существование, правовые законы, формы государства, власть.
G.R. Mantashov Kurgan State University
THE STATE, LAW AND RELIGION IN THE THOMAS AQUINAS'S WORKS
Annotation. The article considers the Thomism
Вестник КГУ, 2017. № 1
about the state and its forms and the law theory, developed by Thomas Aquinas. Three elements of the state power - the essence, the origin and the usage reconcile with government forms. We distinguish the character of law subordination threads. We establish the duality of Thomas Aquinas position in relation of prioritization of Platonism and Aristotelian philosophy.
Keywords: essence, existence, legal laws, state forms, power.
Важнейшей чертой философии средневековья, отличающей ее от античной философии, была ее тесная связь с монотеистической религией. Средневековая теология, опираясь на представления античных философов и совместив их с христианством, разработала различные концепции о природе и формах светской власти.
Целью исследования данной статьи является анализ представлений философов-теологов средних веков о государстве, праве и религии.
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) -христианский богослов и философ. Его труды: «О граде Божьем» и «Исповедь», духовная биография, сочинение «О Троице», «О свободной воле», «ересмотры». В произведении «О граде Божьем» Августин Блаженный рассматривает государство как церковь: союз людей на основе права и справедливости [1, 59]. Формы правления различаются Августином в зависимости целей и задач государственной власти, а именно моральные и религиозные обязанности.
По Августину, существуют два «града»: земной и божий. Земное царство воплощается в светском государстве, власти, армии, праве. В нем люди живут в суете, физическими потребностями, они аморальные язычники. В противоположность земному «граду» - Божественное царство, пред-ставленое Церковью и состоящее из священников, особых людей, отмеченных Богом. В нем люди абсолютно моральны и высокодуховны, добрые христиане. Земной град грешен и будет повержен Божьим градом.
Правовая теория Августина очень похожа на теории Цицерона и Фомы Аквинского. Право в учении Августина дано людям самим Богом. Но в то же время у Августина есть собственный взгляд на определение понятия справедливости. Он смешивает это понятие с религией и полагает, что язычество и справедливость - несовместимые вещи, и, следовательно, у язычников не существует настоящего права и самого народа как единого целого.
Фома Аквинский (Аквинат) (1221/25 - 1274) -христианский теолог и философ средневековья, «ангельский доктор» святой католической церкви, монах ордена Доминиканцев. В своих произведениях («Сумма против язычников», «Сумма теологии», «Этика», трактаты Аристотеля, Боэция и Псевдо-Дионисия, «Об алхимии») Аквинат рассматривает обширный список тем: алхимия, религия, философия, политика, право. Особенностью
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13
теологии Фомы является ее плюрализм, он сумел объединить, казалось бы, несовместимые направления: древнегреческую философию и христианство - на основе логики.
В «Сумме теологии» [5] различным наукам отведена вспомогательная роль по отношению к теологии, а именно, когда теология что-нибудь не может или затрудняется объяснить, она прибегает к их помощи, в частности, философии. Именно отсюда появилось известное выражение: философия - служанка теологии.
Этот взгляд можно сравнить с взглядом другого средневекового теолога Тертулианна, считавшего, что философии следует ограничиться объяснительной функцией, отказавшись от функции исследовательской [3, 51]. Он отдавал предпочтение буквальному толкованию, даже если оно шло вразрез с основными требованиями логики.
Фома Аквинский считает, что наука и религия находятся в гармонии с друг другом. Религия - сильное желание человека понять Бога, наука же - помощник в осуществлении этого желания.
Рассуждая о государстве, Фома использует философию Аристотеля. Как и Аристотель, он выводит причины появления государства из свойственному человеческой природе стремления к объединению. При этом человек - общественное существо, «политическое животное», а государство - результат Божьей воли.
Размышляя о государстве как механизме политики Фомой была написана работа «О правлении государя», в которой Аквинат, в отличие от Аристотеля, видевшего задачу государства в обеспечении людей всем необходимым для сытой и счастливой жизни, считает важной функцией государства поддержку церкви. Существуют три элемента государственной власти: сущность (субъект власти), происхождение (объект власти) и использование (властные отношения) [2, 39]. Сущность - субординация, порядок правления, при котором власть осуществляет свои полномочия над простым народом. Но власть лишается своего божественного ореола, когда правит несправедливо, превращается в тиранию, правда, судит об этом церковь. Происхождение - свойственное человеку стремление стать достойным членом общества. Использование - применение власти интересах общего блага или отдельных личностей и злоупотребление ею.
Аквинат разделяет формы правления на три правильных (аристократия, монархия, город-государство) и три неправильных (олигархия, тирания, демократия). Определяющим фактором для Аквината являются особенности правления государя и законность. Лучшая форма правления -монархия, в которой правитель олицетворяет весь народ и заботится о нем, а народ, в свою очередь, подчиняется царю. Худшая форма правления -тирания.
По Фоме Аквинскому, власть королей име-е_т б о_ж е с_твенную природу, но далек о н е каждый - 89
правитель - Король-Бог. Фома Аквинский не сторонник королевского суверенитета. В его философии полномочия ветвей власти строго разделены. Правитель занимается только земными делами и контролируется церковью, компетенция которой -вопросы веры.
Право Фома представлял в виде пирамиды со строгой иерархией. Навершие - вечный, божественный закон, все остальные законы исходят от него. Он содержится в Библии и нужен для того, чтобы помочь людям уничтожить зло и найти истину. Далее идет естественный закон, который требует от людей высоких моральных и духовных качеств, стремления к самосохранению, созданию семьи. И в основе пирамиды - человеческий (позитивный) закон. Его задача - под угрозой наказания помогать людям не совершать ошибок и поступать правильно. Различая естественные и положительные законы, Фома Аквинский считал, что жизнь человека регулируется естественными законами, но структуру общества определяет Бог.
Право для Фомы Аквинского представляет собой равенство правды и справедливости. Тут он согласен с римскими юристами, считавшими, что справедливость - это стремление воздавать каждому по заслугам [4, 25].
Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года и через 49 лет после смерти был причислен к лику святых, Ватикан объявил его наиболее авторитетным католическим ученым. Учение Аквината укрепило основы феодального государства, стало одним из самых последовательных обоснований божественного происхождения власти.
Взгляды философов средневековья достаточно типичны для своего времени, но в то же время сильно различаются. В вопросах религии, несмотря на господство церковного мирровозре-ния, философы говорят о том, что есть и другие формы познания окружающего мира, в частности, по Фоме Аквинскому, у религии есть надежный союзник - разум. И Августин Блаженный и Фома Аквинский считают государство и право продуктом Божественной воли, соответственно, власть церкви и божественные законы выше всего земного. Но в вопросах определения понятия государства, формах и методах осуществления власти мнения этих философов очень различаются. Если для Аврелия Августина государство - союз людей на основе права и справедливости и дуалистично по своей природе («град божий» и «град земной»), то для Фомы Аквинского государство - союз людей на основе свободной воли и подчинение светской власти церкви. Как и Фома Аквинский, для которого владычество церкви в делах земных и небесных обусловлено необходимостью наказывать еретиков и тем, что Папа Римский - представитель Бога на земле, Августин выступает за подчинение светской власти церкви, только по-другому доказывая необходимость такого подчинения, а именно, через греховную сущность люд е й , в с е м о г у щ е с_т в о церкв и , как е д и н с_твенной 90
силы, способной объединить мир, обратив людей в христианство и победив ересь.
По моему мнению, эпоха средних веков оставила нам огромное наследие в различных областях, в частности, истории,искусстве, архитектуре, литературе, философии и праве. Средневековое сознание было в основе своей религиозным, т. е. ставило в центр всей жизни Бога. Все начиналось с Бога, решалось Богом и завершалось Богом. Разумеется, это не могло не отразиться на философии. Для философов того времени (Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Тертуллиана и других) религия едва ли не единственный способ познания действительности, цель жизни человека - познание Бога, а идеальное государство и право - церковное государство и божественное право. Вместе с тем в рамках религиозного учения высказывались важные для развития философии идеи, которые не утратили своего значения и в настоящее время.
Список литературы
1 Августин Аврелий. О Граде Божием (перевод). Книги 1-12. (обновлено от 31.01. 2015). URL: http: www.Az.lib.ru.398. С. 59.
2 Киселева В. Е, Кемулария Л. А. Фома Аквинский -у истоков христианской концепции о государстве // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. М. : Воронежский государственный университет инженерных технологий (Воронеж). 2014. № 2. С. 39.
3 Морерод Ч. Некоторые аспекты современного атеизма и Фома Аквинский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. Коды ГРНТИ: 02 -Философия. 2010. № 32. C. 51.
4 Субботин Ю. В. Влияние правовых воззрений Фомы Аквинского на правовую доктрину Б. Спинозы // Ленинградский юридический журнал. Коды ГРНТИ: 02 -Философия. 2006. № 2. C. 250.
5 Сумма теологии. Т.1: [Часть первая. Вопросы 1-64]/ пер. А. В. Апполонова (с параллельным латинским текстом) /СatholicChurch.ru. М. : Издатель Савин С. А. 2006. 874 с.
Вестник КГУ, 2017. № 1