96
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 96-101
УДК 342.9
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© 2018 г. В.И. Лисеенко
Тюменский государственный университет, Тюмень
Поступила в редакцию 16.10.2017
Рассматриваются проблемы осуществления государственного технического осмотра транспортных средств, наличие которых отрицательно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения. Проанализирована современная ситуация в сфере технического осмотра, отмечено, что реформирование данной сферы, в результате которого контроль за проведением техосмотра был передан от МВД России Российскому союзу автостраховщиков (РСА), привело к нарастанию негативных тенденций: технический осмотр перестал осуществляться регулярно, его проведение стало формальным, зачастую не требующим показа транспортного средства. Указаны недостатки проводимой РСА аккредитации, согласно которой аккредитованы около 3700 операторов техосмотра, однако из них обладают производственной базой, способной должным образом организовать проверки, лишь не более 700 предприятий. Следствием
данных негативных тенденций явился рост количества дорожно-транспортных происшествий по причине неудовлетворительного технического состояния транспортного средства. По мнению автора, основной причиной сложившейся ситуации стал уход от государственного осуществления контроля и аккредитации операторов техосмотра и передача его РСА. Для решения этой проблемы предлагается вернуть контроль за осуществлением технического осмотра органам государственной власти и наделить полномочиями в этой сфере Ространснадзор. Также представляется актуальным возврат административной ответственности за управление автотранспортным средством без пройденного технического осмотра для всех категорий транспортных средств и введение административной ответственности для операторов технического осмотра.
Ключевые слова: Ространснадзор, полномочия, государственный технический осмотр, транспортное средство, станции (операторы) технического осмотра, Российский союз автостраховщиков.
Обеспечение безопасности дорожного движения является проблемой, актуальность которой на протяжении последних лет лишь возрастает. Целью создания автомобилей было улучшение условий жизнедеятельности человека, однако их стремительное развитие вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами.
Безопасность дорожного движения зависит от множества факторов, одним из которых является техническое состояние транспортных средств. Неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства способно привести к возникновению аварийной ситуации или даже к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Так, количество ДТП по причине технической неисправности транспортных средств в 2012 году составило 1028 аварий, при этом количество погибших -282 чел., пострадавших - 1500 чел. В этом же году стартовала реформа государственного технического осмотра, в процессе которой организация проведения технического осмотра транспортных средств претерпела значительные изменения. Однако на уровень обеспечения
безопасности дорожного движения данные преобразования оказали негативное влияние: за восемь месяцев 2016 года количество ДТП по причине технической неисправности транспортных средств составило 3265
аварий (в три раза больше, чем до начала реформы), при этом количество погибших -598 чел., получивших ранения - 4908 чел. Представленные результаты статистики свидетельствуют о возрастании актуальности проблем, связанных с осуществлением технического осмотра автомобилей, которым до недавнего времени уделялось мало внимания.
Начало реформы государственного технического осмотра положил Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) было освобождено от несвойственной ему обязанности по проведению государственного технического осмотра (ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»).
Предпосылки такого перераспределения функций назревали давно. Еще в конце 1980-х гг., когда на предприятиях стали апробироваться экономические методы управления, встал вопрос о передаче части функций Госавтоинспекции, а именно осмотра государственного транспорта, самим предприятиям. В 1988 г. это было осуществлено, однако данное нововведение не увенчалось успехом, на что существовал, на наш взгляд, ряд причин. Наиболее значимая из них экономическая причина: отсутствовал финансовый интерес для предприятий в содержании транспортных средств в надежном состоянии, кроме того, крах страны вызвал и развал предприятий, на балансе которых вместо десятков и сотен автотранспортных средств осталось лишь несколько единиц [1].
В результате вышеуказанной реформы 2012 года контроль системы технического осмотра транспортных средств был возложен на Российский союз автостраховщиков (РСА), который на сегодняшний день занимается также аккредитацией компаний - операторов технического осмотра. Соответственно, органы Госавтоинспекции утратили контрольные функции в сфере государственного технического осмотра, и сам техосмотр перестал быть государственным.
Ключевая проблема заключается в том, что в настоящее время примерно половина российских водителей не проходит ежегодный техосмотр транспортных средств. Во многих страховых компаниях диагностические карты -документы, оформляемые по результатам проведения технического осмотра
транспортного средства, - зачастую просто продаются без предоставления автомобиля и проверки его технического состояния, оставляя честных операторов (станции) технического осмотра без работы.
Страховые компании не заинтересованы в технической исправности транспортных средств, поскольку им это невыгодно: регресса страховых выплат по ДТП с участием неисправных автомобилей нет. В то же время страховщики навязывают покупку
диагностических карт у аффилированных с ними станций техосмотра. Клиентам, не купившим диагностические карты, отказывают в продаже полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) [2]. Более того, диагностическая карта большинству
автомобилистов нужна исключительно для приобретения полиса ОСАГО - нередко на станциях техосмотра в лучшем случае проводят лишь визуальную проверку, а затем выдают
диагностическую карту. Зачастую приобретение данного документа возможно без показа машины прямо из дома за сумму в 1000 рублей или чуть более [3].
Можно констатировать тот факт, что контроль со стороны РСА является исключительно формальным,
производственные аспекты деятельности операторов остаются вне сферы контроля, потребители получают некачественную услугу, между операторами создаётся
«недобросовестная конкуренция». В итоге происходит дискредитация самого института технического осмотра.
Развитию негативных тенденций в сфере проведения технического осмотра
транспортных средств во многом способствовала частичная отмена
ответственности за непрохождение техосмотра. Ранее привлечение к ответственности было возможно за отсутствие у водителя талона о прохождении государственного технического осмотра (далее - талон ГТО) по ч. 2 ст. 12.3 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра» КоАП РФ, которая предусматривала административное наказание в виде предупреждения или наложения
административного штрафа в размере ста рублей. Более серьезные санкции предусматривала ч. 2 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр» КоАП РФ, в этом случае уже следовала такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как снятие с автомобиля государственных
регистрационных знаков. Следствием попытки движения на автомобиле без государственных регистрационных знаков могло стать привлечение к ответственности по другой статье КоАП РФ - ч. 2 ст. 12.2 «Управление транспортным средством без государственного регистрационного номера», которой
предусмотрено наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Таким образом, ранее существовала система санкций, представляющая собой целостный инструмент административно-правового
воздействия и не позволяющая водителям уйти от ответственности за непрохождение техосмотра.
С запуском реформы 2012 года сотрудники Госавтоинспекции утратили полномочия
проверять наличие у водителя талона ГТО, а следовательно, и факт его прохождения. Обязанность иметь при себе в момент управления автомобилем этот документ была исключена из ПДД, упразднена ответственность за нарушение данной обязанности, и соответствующий пункт (часть 2 статьи 12.1) исключён из КоАП РФ. Талоны ГТО были заменены диагностическими картами. В связи с этим в настоящее время сотрудники Госавтоинспекции не вправе запрещать эксплуатацию транспортного средства, если техосмотр не пройден, и даже не имеют полномочий по проверке наличия диагностических карт у водителей через Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), что является наиболее удобным способом получения информации о прохождении технического осмотра транспортного средства. Доступ к данной базе имеется лишь у операторов технического осмотра и страховых компаний.
Тем не менее для некоторых категорий транспортных средств санкции,
предусмотренные ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ за непрохождение техосмотра, все же сохранены. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 1 января 2012 года, установлена периодичность прохождения техосмотра отдельными категориями автомобильного транспорта. В частности, каждые шесть месяцев должны проходить технический осмотр транспортные средства для перевозки людей, а также опасных грузов, а именно: легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, которые предназначены или оборудованы для перевозки людей, с числом мест для сидения более чем восемь, кроме водительского места, специальные автомобили, предназначенные для перевозок опасных грузов.
Для легковых и грузовых автомобилей с допустимой массой до 3.5 тонны, мотоциклов, полуприцепов и прицепов определены следующие сроки прохождения техосмотра, в зависимости от их «возраста»:
- первые три года после изготовления транспортного средства - государственный технический осмотр проходить не нужно;
- срок эксплуатации транспортного средства от трех до семи лет - государственный технический осмотр через 24 месяца;
- срок эксплуатации транспортного средства свыше семи лет эксплуатации -государственный технический осмотр через 12 месяцев.
Автомобили, оборудованные световыми и звуковыми сигналами, а также
предназначенные для обучения вождению должны проходить техосмотр каждый год.
Из вышесказанного следует, что ответственность за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр, всё же осталась, но не для всех категорий транспортных средств. По нашему мнению, этого недостаточно для обеспечения безопасности на дорогах, в первую очередь ввиду того, что огромный сегмент личного автотранспорта фактически вышел из-под контроля правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Кроме того, значительное упрощение всех процедур, связанных с прохождением техосмотра, замена талонов ГТО диагностическими картами, о формальности получения которых мы уже упоминали выше, значительно снижают эффективность законодательных предписаний о прохождении техосмотра.
Признавая очевидную неудачу реформы государственного технического осмотра 2012 года, МВД России позже разработало законопроект, в котором была предпринята попытка исправить сложившуюся ситуацию. В частности, было предложено передать право аккредитации пунктов и операторов техосмотра от РСА государственным органам исполнительной власти, например Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация). Кроме того, предлагалось запустить обязательные выездные комиссии с участием в них представителей МВД России [4]. Однако данный законопроект не получил дальнейшего развития.
Критика действующей системы
технического осмотра со стороны МВД России, безусловно, соответствует истине. Согласно данным статистики, за последние пять лет посещали техосмотр лишь 15-17% транспортных средств из тех, которые должны проходить техосмотр ежегодно. Причем ежегодный техосмотр необходим для порядка 30 миллионов единиц подвижного состава. Следствием ненадлежащего исполнения владельцами транспортных средств своих обязанностей стало накопление критической массы технически неисправных автомобилей.
Проводимая РСА аккредитация также заслуживает критики: на сегодняшний день
формально аккредитованы около 3700 операторов техосмотра, однако из них обладают производственной базой, способной должным образом организовать проверки, лишь не более 700 предприятий. Остальные 3000 даже не располагают возможностями для проведения техосмотра [5].
Можно резюмировать, что первопричиной сложившейся ситуации стал уход от государственного осуществления аккредитации операторов техосмотра и передача его РСА. Таким образом, в условиях некачественного или фиктивного осуществления технического осмотра транспортных средств, ненадлежащего контроля деятельности операторов (станций) технического осмотра со стороны государства очевидно наличие системных проблем в данной сфере.
Для решения этих проблем предпринимаются различные шаги, среди которых следует отметить разработку проекта федерального закона № 13843-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра
транспортных средств», внесенного на рассмотрение в Государственную думу РФ 25 октября 2016 года членом Совета Федерации В.А. Озеровым. Ключевой идеей данного законопроекта, на наш взгляд, является передача функции по аккредитации в сфере техосмотра от РСА органу исполнительной власти, который определит Правительство РФ, а также создание Российского союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств. Анализ мирового опыта организации и проведения технического осмотра автомобилей показывает, что только государственная система контроля технического осмотра автомобилей способна упорядочить организацию, оптимизировать проведение государственного технического осмотра автомобилей, снизить количество ДТП по причине технического состояния подвижного состава и улучшить экологическую обстановку в стране [6].
Как справедливо отметила на заседании президиума Государственного совета в марте 2016 г. губернатор Владимирской области С.В. Орлова, «необходимо модернизировать систему проведения технического осмотра путем формирования государственной политики в отношении процедур его проведения и принятия мер, обеспечивающих контроль и государственный надзор за организацией его проведения, исключающий фальсификацию
результата, потому что за каждым водителем -люди, их жизни».
Полное исключение контроля за проведением техосмотра со стороны Госавтоинспекции повлекло за собой снижение качества проведения технического осмотра, о чем свидетельствуют цифры количества ДТП по причине технической неисправности транспортного средства. Необходимо создать единый регулятор процедуры надзора за порядком прохождения техосмотра, ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы, определить исполнительный орган
государственной власти, который будет ответственным за техосмотр [7].
В этой связи нам представляется целесообразным вновь сделать технический осмотр государственным и наделить полномочиями в сфере государственного технического осмотра транспортных средств Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) как орган исполнительной власти Российской Федерации.
В частности, предлагается возложить на Рос-транснадзор следующие функции:
- аккредитация станций (операторов) государственного технического осмотра транспортных средств;
- аннулирование аккредитации операторов государственного технического осмотра в случае наличия для этого законных оснований;
- ведение реестра станций (операторов) государственного технического осмотра;
- формирование открытого информационного ресурса (интернет-сайта), содержащего сведения из реестра операторов государственного технического осмотра;
- проведение государственного технического осмотра транспортных средств;
- государственный контроль и надзор в сфере государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе и проверка операторов техосмотра на основании поступивших жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Не случайно и то, что предшественница Рос-транснадзора - Российская транспортная инспекция - осуществляла функции по лицензированию предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе, что, в свою очередь, уже демонстрирует наличие богатого опыта деятельности в сфере автомобильного
сервиса, имеющего тесную связь с вопросами технического осмотра [8].
В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о необходимости возложения на Ространснадзор функций как аккредитации, так и контроля операторов (станций) технического осмотра транспортных средств. В ходе осуществления контроля должна регулярно проводиться проверка процедур фактической диагностики заезжающих на станцию автомобилей, а также осуществляться сверка выданных диагностических карт с их наличием в системе ЕАИСТО. Необходимо следить за тем, чтобы внесение данных в ЕАИСТО было доступно только аккредитованным операторам.
Деятельность Ространснадзора должна носить сугубо мирный характер. Сфера его интересов может распространяться на проведение государственных технических осмотров, лицензирование операторов технического осмотра, а также принятие контрольных экзаменов, что позволит сконцентрировать усилия на контроле исправности грузового автотранспорта и автобусов [9].
В свою очередь сотрудникам Госавтоинспекции должны быть возвращены полномочия по проверке прохождения транспортными средствами государственного технического осмотра. Для этого необходимо предоставить им право доступа и проведения проверки диагностических карт через ЕАИСТО. Для повышения эффективности таких проверок следует установить меры административной ответственности за управление автотранспортным средством без пройденного государственного технического осмотра для всех категорий транспортных средств.
Кроме того, административную
ответственность следует ввести и в отношении операторов технического осмотра за нарушения, связанные с процедурой проведения государственного технического осмотра, а при выявлении случаев мошенничества и выдачи фиктивных диагностических карт - применять меры вплоть до отзыва аккредитации (лицензии).
Список литературы
1. Затолокин А.А. Некоторые вопросы совершенствования услуг в сфере безопасности дорожного движения // Общество и право. 2013. № 1 (43). С. 235-238.
2. Техосмотры опять хотят сделать настоящими [Электронный ресурс] // По материалам сайта: www.auto39.ru. URL: http://www.auto39.ru/articles/ 2016/a16102503.html (дата обращения: 12.11.2016).
3. Техосмотр в провале: что делать? [Электронный ресурс] // По материалам сайта: www.zr.ru. ЦКЬ: http://www.zr.ru/content/articles/823571-texosmotr-v-provale-chto-delat/ (дата обращения: 12.11.2016).
4. Зайцев С. МВД готовит очередную реформу техосмотра [Электронный ресурс] // По материалам сайта: www.auto.mail.ru. URL: https://auto.mail.ru/ article/60957-mvd_gotovit_ocherednuyu_reformu_te hosmotra/ (дата обращения: 12.11.2016).
5. Зайцев С. МВД готовит очередную реформу техосмотра [Электронный ресурс] // По материалам сайта: www.autokadabra.ru. URL: http://autokadabra.ru/ shouts/98261 (дата обращения: 27.04.2017).
6. Турсунов А.А., Сохибов Ш.М., Гадоев Б.Х. Мировой опыт создания государственной системы контроля технического осмотра автомобилей // Вестник Таджикского технического университета. 2010. Т. 1-1. № 1. С. 60-65.
7. Пушишин Р.В. Влияние реформы технического осмотра транспортных средств на безопасность дорожного движения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 13. С. 95-99.
8. Лисеенко В.И. Эволюция нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Российской транспортной инспекции в период 1990-2004 гг.: историко-правовой анализ // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 4 (6). С. 45-51.
STATE TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES: CURRENT PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION
V.I. Liseenko
The article examines some problems in the system of state technical inspection of vehicles. These problems adversely affect road safety. Current situation in the field of technical inspection is analyzed. It is noted that the reform in this field resulting in the transfer of the control over the inspection from the Ministry of Internal Affairs to the Russian Union of Motor Insurers (RUMI) has led to the growth of negative trends: technical inspection is no longer regular, it is a mere formality. Besides, in many cases it is not required to show the vehicle to the inspectors. The shortcomings of the accreditation performed by the RUMI are highlighted: out of approximately 3700 inspection operators that have been accredited only less than 700 enterprises have adequate facilities for organizing inspections in a proper manner. As a consequence of these negative trends, an increase in the number of road accidents due to poor technical condition of the vehicles is registered. According to the author, the main reason for this situation is the withdrawal of the state from the control and accreditation of inspection operators and the transfer of these functions to the RUMI. To solve this problem, it is proposed to return control over the technical inspection to state authorities and to give the necessary powers in this area to Rostransnadzor. It also seems relevant to return administrative responsibility for driving a vehicle without passing a technical inspection for all categories of vehicles and to introduce administrative responsibility for technical inspection operators.
Keywords: supervision, authority, state technical inspection, vehicle, technical inspection stations (operators), Russian Union of Motor Insurers.
9. Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И. Научный вестник Омской академии МВД России.
Реформирование контрольно-надзорных функций 2016. № 2 (61). С. 42-48. Государственной инспекции безопасности дорожного движения: история и перспективы // References
1. Zatolokin A.A. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya uslug v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Obshchestvo i pravo. 2013. № 1 (43). S. 235-238.
2. Tekhosmotry opyat' hotyat sdelat' nastoyashchimi [Ehlektronnyj resurs] // Po materialam sajta: www.auto39.ru. URL: http://www.auto39.ru/articles/ 2016/a16102503.html (data obrashcheniya: 12.11.2016).
3. Tekhosmotr v provale: chto delat'? [Ehlektronnyj resurs] // Po materialam sajta: www.zr.ru. URL: http://www.zr.ru/content/articles/823571-texosmotr-v-provale-chto-delat/ (data obrashcheniya: 12.11.2016).
4. Zajcev S. MVD gotovit ocherednuyu reformu tekhosmotra [Ehlektronnyj resurs] // Po materialam sajta: www.auto.mail.ru. URL: https://auto.mail.ru/article/ 60957-mvd_gotovit_ocherednuyu_reformu_te ho smotra/ (data obrashcheniya : 12.11.2016).
5. Zajcev S. MVD gotovit ocherednuyu reformu tekhosmotra [Ehlektronnyj resurs] // Po materialam sajta: www.autokadabra.ru. URL: http://autokadabra.ru/ shouts/98261 (data obrashcheniya: 27.04.2017).
6. Tursunov A.A., Sohibov Sh.M., Gadoev B.H. Mirovoj opyt sozdaniya gosudarstvennoj sistemy kontrolya tekhnicheskogo osmotra avtomobilej // Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. T. 1-1. № 1. S. 60-65.
7. Pushishin R.V. Vliyanie геРату tekhnicheskogo osmotra transportnyh sredstv na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya // Gosudarstvennoe i
municipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, ртШи. 2014. № 13. S. 95-99.
8. Liseenko V.I. Ehvolyuciya normativno-pravovoj bazy, reguliruyushchej deyatel'nost' Rossijskoj transportnoj inspekcii v period 1990-2004 gg.: istoriko-pravovoj analiz II Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta. 2016. № 4 (6). S. 45-51.
9. Golovko V.V., Beketov O.I., Majorov V.I. Re-formirovanie kontrol'no-nadzornyh funkcij Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: istoriya i perspektivy II Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2016. № 2 (61). S. 4248.