Марина Николаевна Андрофагина,
аспирантка кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СПРОСА: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Государственный оборонный заказ является одной из наиболее капиталоемких статей бюджетных расходов в структуре государственного спроса. Последние годы идет полномасштабная модернизация отечественного оборонно-промышленного комплекса. Это проявляется в фундаментальных изменениях нормативно-правовой основы: принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; создание инновационных кластеров для разработки и внедрения новейших образцов военной техники; развитие нового направления оборонно-промышленного комплекса - высокоточного оружия. Все эти меры сделали процедуру реализации государственного оборонного заказа более прозрачной и понятной для заказчика и исполнителя, исключая возможности коррупционных схем.
Ключевые слова: государственный спрос, государственный оборонный заказ, военная техника.
M.N. Androfagina
STATE DEFENSE ORDER IN THE STRUCTURE OF STATE DEMAND: MODERN REALITIES AND PROSPECTS FOR THE FUTURE
The paper states that state defense order is one of the most capital intensive article of budget expenditures in the structure of state demand. In recent years there has been a full-scale modernization of the Russian military-industrial complex, it is manifested in fundamental changes in the regulatory and legal framework: the adoption of a new Federal Law № 275-FZ on 29 December 2012 "On the state defense order"; building innovation clusters for the development and introduction of the newest models of military equipment; development of a new direction of the military-industrial complex, i.e. high-precision weapons. All these measures have made the procedure of fulfilling state defense contracts more transparent and understandable for principal and contractors, and eliminated the possibility of corruption schemes.
Keywords: state demand, state defense order, military equipment.
УДК 338.24
В течение 2000-х гг. Россия выделяла огромные финансовые ресурсы на военные расходы, включая финансирование государственного оборонного заказа (ГОЗ). По темпам прироста Россия обогнала все основные страны с сопоставимым уровнем оборонных расходов, включая стремительно перевооружающийся Китай. По итогам первого десятилетия 2000-х гг. в России расходы выросли на 268%, а в Китае - на 242% [1].
Рассматривая развитие нормативно-законодательной стороны ГОЗ в последние годы, к ключевым моментам можно отнести разработку и выдвижение Минобороны России в 2010 г. ряда предложений и инициатив по корректированию процесса ценообразования на гос-оборонзаказ, в частности определение стартовой цены при проведении торгов на продукцию ГОЗ, а также ограничение рентабельности по формуле «1% + 20%». Данные инициативы были одобрены президентом, однако не были согласованы с Министерством промышленности и торговли, Министерством экономического развития и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. С 1 января 2013 г. в России вступил в действие новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Документ устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособорон-заказа, определяет принципы и методы госрегулирования цен на товары, работы, услуги по гособоронзаказу [2]. Данный закон имеет параллели с Федеральным законом № 44-ФЗ о федеральной контрактной системе, регламентирующим алгоритм реализации всех этапов государственного заказа, начиная с этапа планирования и заканчивая контролем поставок. В новом законе за госзаказчиком закреплено право контроля в части обеспечения исполнителем поставок продукции по гособо-ронзаказу. Среди нововведений также прописана обязанность госзаказчика по обеспечению приемки продукции в соответствии с условиями государственного контракта. В законе обозначены виды цен на продукцию по гособоронзаказу: фиксированная цена, ориентировочная цена и цена, возмещающая издержки. С целью страхования ситуаций по невыполнению гособоронзаказа госзаказчик выполняет авансирование необходимых работ и оплачивает расходы на выполнение ГОЗ системному интегратору, который, в свою очередь, несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Сектор государственного оборонного заказа выступает одним из наиболее капиталоемких в структуре государственного спроса, и поэтому оптимизация расходования бюджетных средств при выполнении гособорон-заказа является одной из главных проблем, так как неофициальная статистика свидетельствует о том, что каждый пятый рубль, выделенный на выполнение госзаказа, уходит на коррупционные схемы и нецелевое использование средств. Еще одной актуальной проблемой является закупка составных деталей и комплектующих у иностранных поставщиков при наличии соответствующих аналогов на отечественных предприятиях [3]. Причиной этого служит недостаточно высокое качество комплектующих отечественных производителей, завышенные цены по сравнению с иностранными контрагентами либо нежелание корректировать привычный и отлаженный процесс производства.
Государственные заказы на продукцию и технологии оборонно-промышленного комплекса России содержат большие риски по срокам выполнения; зачастую не соблюдаются рамки заложенного финансирования ввиду большого количества факторов, определяющих процесс разработки и производства. Особенно рискованным является производство новейшего и сложного вооружения и военной техники, где производственный процесс и испытательные мероприятия могут длиться несколько лет, а участников всей производственной цепочки могут насчитываться сотни, если это отрасль самолетостроения, ракетостроения, производство атомных подводных лодок или сборка сложных образцов военной техники. В этой схеме существует проблема ценообразования на сложные образцы продукции; из-за огромного количества участников выполнения гособоронзаказа добиться прозрачности цен очень сложно.
Доля расходов на приобретение покупных комплектующих изделий или на работы (услуги) кооперации у головных исполнителей составляет, как утверждают они сами, от 65 до 95% от себестоимости готовой продукции. Определение рентабельности в соответствии с существующими рекомендациями, разработанными Федеральной службой по тарифам России, приводит к непропорциональному производственному вкладу участников и существенному завышению прибыли, что в конце концов вызывает так называемый мультипликативный эффект роста цен на всю продукцию, а также на проведенную работу за счет переноса прибыли, приходящейся на покупные комплектующие, от одного уровня кооперации к другому [5]. Тем не менее адекватное вознаграждение подрядчика за поставляемые по субконтрактам товары необходимо в связи с дополнительными логистическими издержками , которые он несет, а также за складирование комплектующих, их доставку до рабочего места и доведение до продукции более высокой добавленной стоимости. Еще одним сопутствующим недостатком схемы по сокращению рентабельности закупаемых комплектующих является снижение инновационной активности предприятий, задействованных в оборонно-промышленном комплексе. Для внедрения инновационных технологий и разработок требуется максимизация роста уровня разделения труда, которую должна обеспечить система закупок, позволяющая малым инновационным предприятиям участвовать в производственных цепочках по выполнению ГОЗ.
Системный интегратор, отвечающий за конечный продукт производственной цепочки, определяет, какое количество субподрядчиков кооперации будет задействовано для его реализации. Если изначально заказчиком установлены условия, невыгодные для субконтрактации, то финальный сборщик (системный интегратор), обладающий полномочиями передачи звеньев производственной цепочки на субподряды, будет стремиться сократить ее с целью выполнения собственными силами значительного этапа реализации ГОЗ и тем самым увеличить собственную прибыль. Гарантийные обязательства за конечное изделие по ГОЗ несет системный интегратор, на которого ложатся все обязательства по обеспечению компетентного мониторинга всего производственного процесса. Для того чтобы обеспечить компетентный мониторинг, финальный сборщик должен обладать необходимым ресурсом вы-
сококвалифицированного персонала. Помимо этого, риски по несвоевременной поставке комплектующих, по поставке некачественных материалов, задержкам и срывам сроков лежат также на финальном сборщике, что делает управление сложными цепочками поставок многоплановым и высокорискованным процессом. Данные проблемы не предполагают значительных перспектив укрупнения и расширения коопераций, наоборот, формируют тенденцию возврата к предприятиям полного цикла, заставляют головных исполнителей возвращаться на путь инсорсинга, замыкая на себе большую часть реализации ГОЗ.
Текущая ситуация в оборонно-промышленном комплексе России свидетельствует об уверенной тенденции существенного обновления технической базы, перевооружения различных видов войск и увеличения объемов госзаказа на научно-исследовательские работы. В 2013 г., по словам замминистра по вооружению Юрия Борисова, в полном объеме были выполнены поставки ракет стратегического назначения, космических средств, вертолетов, беспилотников и средств противовоздушной обороны. По серийным поставкам военной техники гособо-ронзаказ был выполнен на 93,4%. В прошлом году вооруженные силы получили, в частности, 56 самолетов, 122 вертолета, 260 танков, 112 боевых машин пехоты, 279 бронетранспортеров, 6 кораблей и катеров, 1 подводную лодку, 2 полковых комплекта системы С-400 и 24 зенитных ракетно-пушечных комплексов « Панцирь-С» [4]. Кроме того, ГОЗ на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы был выполнен на 96,1%, а в сфере ремонтных работ и модернизации средств связи, ракетно-артиллерийского вооружения и радиолокационных средств - на 100%. Общий объем прошлогоднего ГОЗ в части затрат на новые разработки, закупки оружия и техники, а также ремонт составлял 1,3 трлн рублей. Эти деньги распределялись следующим образом: на закупки вооружения и техники - 61,6%, на ремонт и обслуживание техники - 19,9%, на новые разработки - 18,5% [6]. По прогнозным данным Минобороны России, в 2014 г. объем ГОЗ должен увеличиться на 30% по сравнению с предыдущим, и особенное внимание будет уделяться соблюдению технологического процесса изготовления изделий военного назначения в соотношении с производственными возможностями предприятий.
На сегодняшний день наиболее перспективными отраслями являются строительство многоцелевых атомных подводных лодок «Ясень», атомных подводных стратегических ракетоносцев «Борей» и других военных судов, которые превосходят по своим техническим показателям зарубежные аналоги. Во второй половине 2014 г. планируется продемонстрировать первые опытные образцы принципиально новой военной техники -гусеничной платформы «Курганец-25», разработка которой принадлежит концерну «Тракторные заводы», а также новейший колесный бронетранспортер «Бумеранг», представленный ОАО «Военно-промышленная компания» (г. Арзамас). Еще одним значимым достижением оборонно-промышленного комплекса России стало создание тяжелого боевого трансформера «Армата», который в перспективе станет беспилотным. Серьезным достижением в ракетно-космической отрасли стало создание ракеты-носителя «Ангара», строи-
тельство на Дальнем Востоке в Амурской области космодрома «Восточный». Появляется высокоточное оружие нового типа, относящееся к классу роботизированной техники, которое будет способно эффективно и быстро наносить удары, делая военные действия бесконтактными, поэтому принятие решений о военных действиях в обозримом будущем придется доверить компьютерам.
Для налаживания необходимого технологического процесса в производстве высокоточного оружия холдингом « Росэлектроника», являющимся дочерним предприятием госкорпорации «Ростех», было принято решение о создании в Подмосковье инновационного кластера на базе ОАО «Государственный завод "Пульсар"» и еще трех предприятий, выпускающих электронные компоненты для систем наведения и радиолокации. Объединение предприятий в кластер имеет цель обеспечить отечественное высокоточное оружие новейшей элементной базой. Предстоит серьезная модернизация, внедряемые технологии позволят начать новый этап развития вооружений. За пять лет в новую площадку инвестируют 8 - 10 млрд руб., 70% из них - бюджетные средства. Результатом функционирования кластера должны стать новейшие транзисторы, используемые в радиолокационных комплексах, авиационных радарах, комплексах «Искандер» и « Панцирь». Сроки внедрения новых элементов для высокоточного оружия и массовая поставка их в военные части предусмотрены в пределах 2020-х годов. Подмосковный кластер «Пульсар» станет флагманом развития отечественного высокоточного оружия - нового поколения зенитно-ракетных комплексов, управляемых авиационных бомб и ракет. Появление нового поколения оружия, высокоточного, позволяющего наносить удары под управлением роботов и компьютерных технологий, выводит военные действия на новый виток развития. Необходимо взвешенно и адекватно относиться к его использованию и распространению.
Государственный оборонный заказ сегодня представляет собой запрос на новейшие разработки, потребность в появлении принципиально нового вида оружия и стремительное внедрение его в массовое использование в войсках. Такая масштабная модернизация оборонно-промышленного комплекса потребовала не только вливания колоссальных бюджетных средств в разработку новых технологических процессов через создание инновационных кластеров и модернизацию предприятий, работающих на оборонную промышленность, но и реформирования правовой базы. Принятие нового Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» сделало процедуру реализации ГОЗ более прозрачной и понятной для заказчика и исполнителя, устраняя очевидные лазейки для коррупционных схем. Тем не менее узких мест и проблем в сфере государственного оборонного заказа еще достаточно, поэтому необходимо продолжать работу над совершенствованием столь значительной статьи в структуре государственного спроса.
1. Барашов Н.Г. Модернизация экономики России в контексте теории длинных волн // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29). С. 201 - 205.
2. Литовкин В. Узкое место гособоронзаказа // Интернет-версия газеты «Независимое военное обозрение». URL: http:// nvo.ng.ru/realty/2012-02-03/1_gosoboronzakaz.html.
3. Известия. Федеральный новостной интернет-портал. URL: http://izvestia.ru/news/565380.
4. Итоги закупок вооружений в 2013 году // КоммерсантЪ. Официальный сайт федерального интернет-издания. URL: http:// kommersant.ru/doc/2385288.
5. Капитал страны. Федеральное интернет-издание. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/205390.
6. Рособоронпоставка. Официальный сайт. URL: http://roso-boronpostavka.ru/press/news/gosduma_prinyala_zakon_o_goso-boronzakaze/.
Владимир Иванович Долгий,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
[email protected] Людмила Сергеевна Верещагина,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова »
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
В статье обоснована актуальность развития наукоемкого производства в стране, выявлены особенности функционирования и развития наукоемких отраслей и предприятий. Представлено определение наукоемкости, рассмотрены количественные и качественные критерии наукоемкости, установлено, что наукоемкий сегмент экономики стал активно развиваться в условиях пятого и шестого технологических укладов. Самым распространенным признан показатель наукоемкости, определяемый посредством оценки затрат на научные исследования и разработки (за вычетом стоимости работ сторонних организаций) на единицу основного результата деятельности. В качестве результата используются: а) стоимость валовой, товарной, отгруженной, чистой продукции; б) стоимость производства; в) стоимость основных факторов производства. К ключевым характеристикам наукоемкого предприятия относятся: долгосрочные и стабильные отношения производств с научно-образовательной сферой, высокий организационно-технический уровень производственного процесса, наличие значительного человеческого капитала, высококвалифицированных кадров, большая заработная плата и объективно более высокая производительность труда.
Ключевые слова: показатель наукоемкости, промышленное предприятие, технологический уклад.
V.I. Dolgiy, L.S. Vereshchagina
THE PROBLEM OF DEFINING SCIENCE-INTENSIVE INDUSTRIES AND TECHNOLOGY
The paper shows the importance of developing high-tech production in Russia, identifies special features of operation and development of knowledge-based industries and enterprises, presents an original definition of science-intensive production, considers quantitative and qualitative criteria of science-intensive production, and finds that knowledge-intensive segment of the economy has begun actively developing in the conditions created by the fifth and sixth technological ways. The most recognized indicator of science-intensive development is determined by estimating the costs of research and development (excluding the cost of the work of other organizations) per unit of operation result. The result can be considered as a) the value of the gross, commodity, shipped, net output; b) the cost of production; c) the cost of the basic factors of production. The key characteristics of knowledge-intensive enterprises include: long-term and stable relationship between production and scientific and educational sphere, high organizational and technical level of the production process, significant human capital, highly qualified staff, large salary and higher labor productivity.
Keywords: research and development indicators, industrial enterprise, technological way.