ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЕР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Т. И. ФИЛИППОВ 825-1899 гг.): ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В. П. Прончатова
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению личности Т. И. Филиппова, видного чиновника, общественного деятеля, публициста, богослова второй половины XIX в. Особое внимание уделено основам консервативного мировоззрения Т. И. (Филиппова, а также его участию в работе различных общественных организаций.
Ключевые слова: консервативное мировоззрение, государственный контролёр, дореволюционная бюрократическая элита, общественные организации.
Summary. The article is devoted to the personality of T. I. Filippov, a notable statesman, public figure, publicist and theologist of late 19th century. The author focuses on the foundations of Filippov's conservative ideology, as well as his participation in various public organizations.
Keywords: conservative ideology, public controller, pre-revolutionary bureaucratic elite, public organizations.
254
В последней четверти XIX в. в общественной жизни России происходили важные изменения. Наблюдавшаяся переоценка шкалы ценностей и социальных ориентиров, растущий интерес русского общества к идеологическим новинкам Запада, набиравшая силу либерализация и революци-онизация общественного сознания не могли не волновать традиционно мыслящих современников.
Современная проблемная историография отечественного консерватизма имеет в своем активе работы о наиболее видных его представителях: К. П. Победоносцеве, М. Н. Каткове, В. П. Мещерском, К. Н. Леонтьеве, Л. А. Тихомирове, Иоанне Кронштадском, Гермогене (Долганове) и некоторых других [1-10]. Издаются их труды, и тем самым расширяется источниковая база, необходимая
для изучения национального консерватизма. Однако названные персоналии далеко не исчерпывают всего круга талантливых консерваторов. К числу незаслуженно обделенных вниманием историков следует отнести еще одного представителя отечественного традиционализма - Тертия Ивановича Филиппова. В литературе указывается на его дружеские отношения с К. Н. Леонтьевым и оказываемую Филипповым помощь философу, в частности, при назначении его цензором, а также непростых отношениях с другим русским философом - В. В. Розановым, которому Филиппов дал «фиктивную, но хорошо оплачиваемую должность» в своем ведомстве (Госконтроле - В. П.), чтобы сделать из него «своего литературного сотрудника по вопросам церковно-государственным» [11, с. 137].
Исторические науки
В одном лице Филиппов соединял в себе чиновника (Синода и Госконтроля), публициста, печатавшего статьи в журналах «Москвитянин» и «Русская беседа», светского богослова, собирателя русского песенного фольклора и активного деятеля целого ряда общественных организаций. Индивидуальности Филиппова была характерна глубина и нестандартность мышления. Заявленные им мировоззренческие позиции имели ярко выраженную концептуальную насыщенность.
Оценивая многообразные проявления отношения к жизни конкретных исторических персоналий, мотивацию идеологического предпочтения и конкретного выбора в душевной, духовной и практической жизни, исследователи пришли к выводу о необходимости системного анализа таких проявлений, выяснения интегрирующей сущности человека, которая собственно и определяла вектор происходивших в сознании психологических процессов [12, с. 14]. Для Филиппова несомненным приоритетом было государственное служение, которое он рассматривал достаточно широко. Лично для себя, в разные периоды своей жизни, он действовал в чиновной, общественной, публицистической и богословской сферах, при этом полагая свои творческие и гражданские силы для каждой из них достаточными.
Свою карьеру Филиппов начал с должности учителя русской словесности, параллельно подрабатывая частными уроками и литературной работой. Предметом его интереса стали богословские науки, церковное право, греческий язык, история старообрядчества. С молодых лет Филиппов увлекался русской словесностью и интересовался богословскими и церковными вопросами. Чиновную службу он на-
чал в Святейшем Синоде по приглашению графа А. П. Толстого.
Однако способности уже зрелого чиновника проявились уже на службе в Государственном контроле (до 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов), куда он перешел в 1864 г. Известны отзывы знавших Филиппова современников, которые с настороженностью и даже с разочарованием восприняли эту перемену в его жизни. Так, В. П. Мещерский называет переход Филиппова в Госконтроль «странной случайностью» и считает, что его призванием «было двигаться на службе или педагогической, или в ведомстве церкви» [13, с. 636].
Смена «столь полных жизнью поприщ деятельности для ума и для души -церкви и школы - на мертвые цифры» казалась В. П. Мещерскому совершенно неуместной [там же]. Князь не учитывал одного: натуры Филиппова, которая всегда искала для себя нового и интересного. Достигая осязаемых результатов в одной области, Филиппов продолжал свою деятельность на других поприщах, часто - противоположных.
Сам Филиппов мотивировал пере- 255 ход в Госконтроль тем, что сердце его лежало к тем двум ведомствам, которые он оставил раньше, а именно: к школе, с которой «начал свою жизненную деятельность, и к церкви», на службе которой «отдавал всю свою душу» [цит. по: 13, с. 637]. Жизненные уроки не прошли для Филиппова даром. Пришло осознание, что «в тех двух ведомствах» у него был враг; враг этот - его язык, он ему «не дал бы там ни простора, ни успеха, а в государственном контроле язык можно держать за зубами» [там же]. Но замыкаться на государственных структурах натура Филиппова не могла. Его потребность к общению и самовыраже-
3 / 2010
Преподаватель XXI
256
нию, гражданской самореализации проявилась в участии в общественных организациях. Он отдавал предпочтение религиозным обществам и организациям, ставившим перед собой цель просвещения общества в духе христианских традиций, распространения православной религии и формирования высоких нравственных христианских принципов в обществе, где набирали силу атеистические тенденции. Так, Владимирское православное братство Александра Невского, в которое Филиппов входил с 1885 г., декларировало своей целью именно религиозно-нравственное просвещение народа в духе православной церкви. Общество для распространения Святого Писания в России вело работу по распространению Библии на русском языке. Прибалтийское православное братство «Христа Спасителя и Покрова Божьей Матери» ставило цель дельнейшего распространения православия в Прибалтике. Членом этих и ряда других обществ являлся Филиппов.
Из всего многообразия общественных организаций, в деятельности которых принимал участие Филиппов, по значимости и масштабности своей деятельности следует отметить Императорское Православное Палестинское Общество, которое иллюстрирует историю духовного, политического, научного, архитектурно-строительного и гуманитарно-просветительного присутствия России в Святой Земле во второй половине XIX в. В 1882 г. Филиппов был избран его вице-председателем (председателем являлся великий князь Сергей Александрович). Этим избранием оказались довольны далеко не все. Некоторые представители правительственной и общественной элиты, входившие в общество, называли его «эллинофи-
лом». Оппозиция Филиппову оказалась достаточно влиятельной, и уже в 1884 г. он покидает должность вице-председателя. «Он сделался в Обществе невозможен, стоя совершенно особняком. Этого он не понимал, а вернее не хотел понять, и дождался, что его великий князь попросил сложить звание вице-председателя, - пишет А. А. Дмитриевский [14, с. 253]. Сложив с себя должностные обязательства, Филиппов не покинул Общество и продолжал в нем активную деятельность, впрочем, не замыкаясь на нем.
13 января 1883 г. Филиппов прочел доклад «О нуждах Единоверия» в Санкт-Петербургском обществе любителей духовного просвещения. Заступаясь за старообрядцев, он одним из первых выступил за терпимое отношение к ним, выдвинув идею компромисса по обрядовым разногласиям. По его представлению, компромисс был возможен, но достичь его можно, только созвав Вселенский собор для разрешения вопросов, касающихся нужд единоверческой церкви. Он был убежден в том, что «совещание - есть жизнь церкви и там, где по каким-либо причинам ему полагаются преграды или ограничения, в соразмерности с тем непременно оскудевает или вовсе замирает дух жизни страны...» [15, с. 134].
Филиппов высоко оценивал религиозную деятельность и «литературное дарование» Иоанна Кронштадского [6, с. 3], известного религиозного деятеля, ставшего по существу лидером сое-диненческого направления в единоверческом движении, по отношению к которому современные исследователи считают возможным понять взгляды людей на проблему о взаимоотношениях церкви и власти [16, с. 4].
Филиппов постоянно будоражил общество, в основном его консерватив-
Исторические науки
ную часть, обращаясь с излюбленными темами для обсуждения - о значение православия для России и славянства в целом. Он много писал на темы славянства и православия, «восточного вопроса», взаимоотношений России и балканских народов, работая в тех обществах и организациях, которые занимались исследованием истории Балканского полуострова и населяющих его народов, в частности Афинском археологическом обществе и Русском археологическом институте в Константинополе.
В 1869 г. от имени Славянского благотворительного комитета Филиппов произнес приветственное слово популярному сербскому митрополиту Михаилу, в котором сформулировал программу действий России по отношению к славянскому миру. По мнению Филиппова, у России должно быть единственное стремление - «чтобы все единоверные и единокровные нам народы устроили судьбу свою на основании их действительных прав, представляя из себя, союз мирных, никому не угрожающих сил...» [17, с. 15].
С переписки на тему религиозного конфликта между греками и болгарами началось тесное общение Филиппова с известным консервативным мыслителем К. Н. Леонтьевым, которое впоследствии переросло в крепкую дружбу. Леонтьев стал для Филиппова духовным наставником, единомышленником, главным рецензентом его литературных работ. Свой труд «Восток, Россия и славянство» Леонтьев посвятил другу Филиппову «в знак невыразимой признательности за поддержку в долгие дни моего одиночества» [18, с. 40].
Филиппов посвятил свою жизнь «государственному служению», не боясь этих громких слов, в котором видел свое гражданское призвание, единую сущ-
ность многообразных форм которого он идентифицировал как задачу «просвещать» и «охранять». Филиппов подчеркивает, что главная жизненная ценность русского человека - православная вера -«носитель исключительной истины и чистоты. », «единственная сокровищница истинного разумения вещей и чистых нравственных понятий» [19]. Основной задачей «охранителя», по его глубокому убеждению, является оберега-ние нравственных понятий, заложенных в православии, активная религиозная, миссионерская деятельность. Независимо от того, кем он являлся - чиновником, редактором или публицистом, - в каждом случае, на каждом жизненном рубеже он старался сохранять основы русской православной культуры, оберегать духовные ценности, которые были заложены в русском народе с принятием христианства. Важную роль Филиппов отводит вопросу воспитания, под которым понимает донесение православной истины до каждого человека. Истина в его понимании - это дар, который дается человеку «не для скупого хранения, а для независимого сообщения всем тем, кто еще не понимает ее предназначения» [20, с. 11]. Именно в воспитании он видел системообразующий фактор формирования гражданина и, в особенности, государственного деятеля.
Разнообразие деятельности, яркая индивидуальность Т. И. Филиппова притягивали к нему внимание современников, но вызывали противоречивые оценки, иногда полярные. Так, размышляя о характере Тертия Ивановича, о мотивации его поступков князь В. П. Мещерский подчеркивает, что в последние годы жизни Т. И. Филиппов стал заносчивым и «далеким от Филиппова своей весны» [13, с. 63]. Л. А. Тихомиров на страницах, посвященных
257
3 / 2010
Преподаватель XXI
воспоминаниям о К. Н. Леонтьеве, наоборот отзывается о «влиятельном друге» философа Филиппове с большим уважением, отмечает исключительно положительные качества его характера [21]. Сложным было отношение к Филиппову у В. В. Розанова [22].
В разные периоды жизни в круг общения Филиппова входили коллеги по литературной деятельности (А. И. Ко-шелев, М. П. Погодин), общественной и религиозной деятельности (В. Н. Хитрово, Иоанн Кронштадский), государственной службе (А. П. Толстой, В. А. Та-таринов, В. В. Розанов) и другие. Объединяя в процессе своей жизни и деятельности вокруг себя представителей интеллектуальной, административной, педагогической, журналистской и церковной элиты, Филиппов занимал свое, неповторимое место в общественной жизни страны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полунов А. Ю. Константин Петрович Победоносцев: вехи политической биографии. - М., 2009. 258 2. Полунов А. Ю. К. Н. Победоносцев - человек и политик // Отечественная история. - М., 1998. - № 1.
3. Полунов А. Ю. К. Н. Победоносцев и русское духовенство // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - М., 2000.
4. Петричко Ю. В. Наследие Л. А. Тихомирова в отечественной историографии // Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М.: МГУ, 2007.
5. Черная сотня. Историческая энциклопедия. - М., 2008.
6. Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадский и русский народ. - М., 2006.
7. Мраморнов А. И. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца
XIX - начала ХХ вв. // Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2008.
8. Карцов А. С. Русский консерватизм второй половины XIX - начала XX века (князь В. П. Мещерский). - СПб., 2004.
9. Дронов И. Е. Разработка консервативной концепции развития России в творчестве В. П. Мещерского (вторая половина XIX - начало XX вв.). Авто-реф. дисс. . канд. ист. наук. - М., 2007.
10. Викторович А. Г. Достоевский и князь В. П. Мещерский // Русская литература. - М., 1988. - № 1 и др.
11. Николюкин А. Н. Розанов. - М., 2001.
12. Лачаева М. Ю. Синдром узнавания и проблемы познания известной личности // Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. -СПб., 2002.
13. Мещерский В. П. Мои воспоминания. -М., 2003.
14. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907. - СПб., 2008.
15. Филиппов Т. И. Чтение о «нуждах единоверия» // Современные церковные вопросы. - СПб., 1882.
16. Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX века священник Иоанн Верховский. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М.: МГПУ, 2008.
17. Филиппов Т. И. Приветственное Слово Сербскому митрополиту Михаилу, произнесенное на заседании Славянского комитета. 26 октября 1869 г. // Современные церковные вопросы. - СПб., 1882.
18. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. - М., 1996.
19. Филиппов Т. И. О началах русского воспитания // ГАРФ. - Ф. 1099. - Оп. 1. - Д. 125.
20. Филиппов Т. И. О началах русского воспитания. - М., 1854.
21. Тихомиров Л. А. Тени прошлого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knleontiev.narod.ru/biography/ tikhomirov1.htm.
22. Розанов В. В. Литературные изгнанники. - М., 2001. ■