ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ в школе
Типичные нарушения руководителей
Нина Михайловна Ладнушкина,
советник отдела надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора, кандидат педагогических наук
• предмет контроля • качество образования • соблюдение прав
• лицензионный контроль
Управлять образовательным учреждением достаточно сложно, и ошибки всегда возможны. Чаще всего не хватает времени на оформление документов или, как часто говорят, на «бумажную волокиту». Но жизнь убеждает, что именно своевременное и грамотное оформление нормативно-правовых актов и распорядительных документов помогает избежать многих проблем. Наши недоработки выявляют проверяющие органы, именно они тщательно работают с документами образовательного учреждения и анализируют их на соответствие действующим законодательным нормам. Выявленные нарушения часто повторяются из одной проверки в другую. Ошибки можно не повторять, если осмыслить типичные нарушения, обнаруженные в ходе проверок.
Контролирующие органы, приходящие с проверкой в образовательное
учреждение, ограничены определённым предметом контроля, т.е. теми сферами жизнедеятельности, в которых контролирующий орган обладает компетенцией осуществлять контроль и надзор.
Анализ действующего законодательства показал, что сегодня выделяются четыре самостоятельных предмета государственного надзора и контроля уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в отношении образовательного учреждения как юридического лица. Это —
• качество образования;
• соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;
• соблюдение и исполнение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (лицензионный контроль);
• исполнение предписаний.
В отношении образовательного учреждения одновременно или отдельно может быть проведён государственный
контроль по этим четырем аспектам деятельности.
Чтобы понимать, что и как будут проверять, руководителю образовательного учреждения необходимо внимательно посмотреть приказ и помнить: проверка проводится только в соответствии с приказом, в котором указан предмет контроля.
Если проверяющими затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, то проверка проводится с грубыми нарушениями, а, соответственно, ее результаты не могут быть доказательством нарушения юридическим лицом требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
Рассмотрим подробнее, что проверяется при каждом определенном предмете контроля и какие нарушения чаще всего выявляются в ходе проверок. Рассмотрим государственный контроль качества, где предметом контроля является качество образования.
В соответствии со статьей 38 Закона РФ «Об образовании», государственный контроль качества образования осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и качества подготовки учащихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям1.
В ходе проверки при осуществлении государственного контроля качества образования проводятся следующие мероприятия: • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) при проведении документарных и выездных проверок;
1 Закон Российской Федерации «Об образовании».
• анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-ин-формационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
• экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
• анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, итоговой аттестации выпускников (при проведении документарных и выездных проверок)2.
Типичными нарушениями при проведении государственного контроля качества образования являются:
• несоответствие перечня предметов федерального компонента учебного плана образовательного учреждения
и количества часов, отведенных на их изучение, требованиям базисного учебного плана для учреждений среднего (полного) общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисным учебным план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
2 Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164.
• отсутствие в пояснительной записке
к учебному плану школы обоснований ведения отдельных общеобразовательных предметов за счёт часов регионального или школьного компонента;
• невыполнение практической части образовательных программ по предметам «биология», «химия», «география», «физика»;
• невыполнение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательной области «Технология», нереализация модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), направленного на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
• расхождение в содержательной части рабочих программ, календарно-тематических планах, записях в классных журналах о прохождении образовательных программ;
• несоответствие учебного плана образовательного учреждения для старшей школы федеральному базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программ общего образования» в части часов, отведённых на учебные предметы по выбору на базовом уровне и на уровне образовательного учреждения;
• несоответствие реализуемых образовательных программ учреждения установленным требованиям государственного образовательного стандарта;
• невыполнение образовательных программ в полном объёме;
• невыполнение государственного образовательного стандарта: изучение отдельных образовательных предметов федерального компонента в школе не ведётся.
Следующий предмет контроля — соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования. Он предполагает надзор по таким вопросам:
• соответствие содержания устава образовательного учреждения, изменений и дополнений к нему требованиям законодательства Российской Федерации об образовании;
• организация и предоставление платных образовательных услуг в дошкольных
и общеобразовательных учреждениях;
• учёт, выдача и хранение документов государственного образца об образовании;
• соблюдение прав учащихся, воспитанников в учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• соблюдение прав детей в учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• соблюдение прав учащихся при отчислении или исключении из общеобразовательных учреждений;
• соблюдение прав граждан при приёме в образовательные учреждения;
• соблюдение прав граждан при переводе из одного образовательного учреждения
в другое;
• соблюдение прав родителей (законных представителей) при приёме детей в дошкольные образовательные учреждения;
• соблюдение прав учащихся при выборе форм получения образования;
• соблюдение прав учащихся при проведении государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ;
• соблюдение прав учащихся, воспитанников в части обеспечения охраны жизни
и здоровья;
• соблюдение прав и свобод учащихся
и воспитанников, в том числе их привлечение без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой; а также принуждение их к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
В ходе проверки при осуществлении государственного надзора за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области образования организациями проводятся следующие мероприятия:
• анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных
и выездных проверок);
• анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
• анализ достоверности информации, размещённой организацией на её официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок)3.
По результатам проведённых мероприятий были систематизированы типичные нарушения.
При проверке соответствия содержания уставов образовательных учреждений, изменений и дополнений к ним требованиям законодательства Российской Федерации об образовании (ст. 13 Закона РФ «Об образовании») выявлены следующие типичные нарушения:
• в уставах не указаны порядок и основания отчисления учащихся, воспитанников, порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и учащихся, и их родителей (законных представителей) воспитанников;
• не в полном объёме закреплены правила приёма, принятые учредителем, и допускается несоответствие положений устава учреждения правилам приёма, принятым учредителем;
• устав учреждения не соответствует требованиям п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» в части порядка приёма детей для обучения в более раннем возрасте;
• порядок принятия и утверждения локальных актов не согласован по компетенциям органов управления образовательным учреждением;
• локальные акты учреждения противоречат уставу в части их наименования.
3 Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164.
При проверке организации и предоставления платных образовательных услуг в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (ст. 45, п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании») выявляются такие типичные нарушения:
• отсутствие определённого порядка оказания платных образовательных услуг в уставе образовательного учреждения;
• дублирование платными образовательными услугами школьной программы;
• отсутствие договоров об оказании платных образовательных услуг между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением.
При проверке соблюдения прав детей в учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 6, 9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании») типичными нарушениями являются:
• в нарушение п. 2.11.6 Санитарных норм и правил СП 2.4.990-90 для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в учреждении не было организовано щадящее питание;
• в нарушение п. 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было выдано единовременное денежное пособие;
• в неполном объёме выполняются нормы потребления воспитанниками таких продуктов, как мясо, овощи, рыба, творог, а также нормы обеспечения одеждой и обувью;
• не в полной мере осуществляется защита имущественных прав воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• образовательным учреждением, как государственным опекуном, ослаблен контроль за сохранностью жилых помещений воспитанников.
При проверке соблюдения прав граждан при приёме в образовательные учреждения (ст. 16, п. 2. ст. 19 Закона РФ «Об образовании») выявляются такие типичные нарушения:
• учреждение не знакомит родителей (законных представителей) учащихся с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими образовательный процесс;
• в уставе учреждения не в полном объёме закреплены правила приёма, утверждённые учредителем, и допускается несоответствие положений устава учреждения правилам приёма, принятым учредителем;
• приём в учреждение детей, не достигших шести лет шести месяцев, ведётся без разрешения учредителя;
• приём детей на 1-ю ступень обучения
в общеобразовательные учреждения на конкурсной основе.
При проверке соблюдения прав учащихся при отчислении или исключении из общеобразовательных учреждений (ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании») выявляются такие нарушения:
• учащиеся общеобразовательных учреждений отчисляются без решения педагогического совета о переводе на другую форму обучения;
• отсутствует заявление родителей (законных представителей) об отчислении;
• отсутствует приказы об отчислении учащегося;
• в нарушение требований п. 1 раздела II Инструкции о ведении школьной документации, утверждённой приказом Министерства просвещения СССР от 27.12.1974 (далее — Инструкция), в Алфавитной книге не указываются даты отчисления, из какого класса отчислен учащийся, дата и номер приказа об отчислении, причина отчисления;
• в нарушение требований п. 6 раздела II
Инструкции, в Книге выдачи документов государственного образца для учащихся, окончивших ступень основного общего образования, отсутствует подпись учащегося о получении документа;
• отчисление учащегося из общеобразовательного учреждения за неуспеваемость
и нарушение устава.
При проверке соблюдения прав учащихся при выборе форм получения образования (п. 2 ст. 50 Закона РФ «Об образовании») типичны такие нарушениями:
• учащемуся отказывают в желании обучаться в пределах федеральных государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
• учащемуся отказывают получать образование по семейной форме; в форме самообразования, экстерната и других, предусмотренных законодательством;
• взимание платы за обучение в форме экстерната;
• взимание платы с учащегося за пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательного учреждения при обучении в форме экстерната и получении образования по семейной форме.
При проверке соблюдения прав учащихся, воспитанников в части обеспечения охраны жизни и здоровья (пп. 3 п. 3 ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании») типичным нарушением остаётся определение образовательным учреждением учебной и внеучебной нагрузки, режима занятий без учёта рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
При проверке соблюдения прав учащихся при проведении государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ (ст. 15 Закона РФ «Об образовании»), выявляются такие типичные нарушения:
• государственный итоговый экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится без учёта особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья;
• расписание государственной (итоговой) аттестации составлено с нарушением интервала
в два дня между экзаменами для каждого выпускника;
• учащиеся и родители (законные представители) несвоевременно информируются о сроках подачи и рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ.
При проверке учёта, выдачи и хранения документов государственного образца об образовании (ст. 27 Закона Российской Федерации «Об образовании», Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учёта соответствующих бланков документов, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. № 224) типичными нарушениями до сих пор остаются такие:
• в Книге для учёта и записи выданных аттестатов список выпускников текущего учебного года составлен не в алфавитном порядке и без сквозной нумерации;
• записи в Книге для учёта и записи выданных аттестатов не заверены подписями классного руководителя, руководителя образовательного учреждения и его печатью отдельно по каждому классу;
• в Книге для учёта и записи выданных аттестатов не проставлены дата и номер приказа об окончании образовательного учреждения
и выдаче аттестатов;
• исправления, допущенные при заполнении Книги для учёта и записи выданных аттестатов, не заверены руководителем образовательного учреждения и не скреплены его печатью со ссылкой на номер учётной записи;
• Книга для учёта и записи выданных аттестатов не прошнурована, не пронумерована, не скреплена печатью образовательного учреждения.
При проверке соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 5, п. 6 ст. 52 Закона РФ «Об образовании») органы контроля отмечают такие нарушения:
• в учреждениях отсутствует часть договоров с родителями (законными представителями) детей либо количество представленных комиссии родительских договоров не соответствует списочному составу детей;
• содержание родительских договоров не соответствует требованиям ст. 52, 52.1 Закона в части установленных прав родителей (законных представителей) детей;
• в нарушение требований п. 6 ст. 52 Закона в уставе учреждения не предусмотрено право родителей (законных представителей) детей на получение компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в учреждении;
• в уставах учреждений и (или) родительских договорах установлена обязанность родителей (законных представителей) детей оказывать помощь учреждению в реализации его уставных задач;
• в нарушение требований п. 2 ст. 52.1 Закона в нормативных документах учредителей дошкольных образовательных учреждений, устанавливающих размер
и условия родительской платы за содержание ребёнка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не предусмотрены условия взимания платы с родителей, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей, и отсутствие родительской платы для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулёзной интоксикацией;
• в нарушение требований п. 2 ст. 52.1 Закона с родителей (законных представителей), имеющих трёх и более несовершеннолетних детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, родительская плата за содержание ребёнка взимается в размере 20% затрат;
• положения, регламентирующие участие родителей в управлении учреждением,
не соответствуют требованиям Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части установленного права родительского собрания принимать решение об оказании благотворительной помощи, направленной на развитие дошкольного образовательного учреждения, совершенствование педагогического процесса;
• в нарушение требований п. 32 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2008 № 666 (далее — Типовое положение), и уставов наполняемость групп
в учреждениях превышает установленный норматив;
• отчисление воспитанников из дошкольного образовательного учреждения за несвоевременное внесение родительской платы за его содержание.
Рассмотрим, что проверяется при контроле за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (при лицензионном контроле) и какие нарушения выявляются чаще всего.
Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах о возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности в соответствии с статьёй 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 199-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Особенность лицензионного контроля в том, что он связан с соблюдением лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, определённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174.
Такими требованиями и условиями являются:
• наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащённых зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудо-
ванные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения учащихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
• наличие учебно-методической документации по реализуемым в соответствии
с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
• наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библио-течно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации
в области образования;
• наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают образовательную деятельность по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
• соблюдение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса4.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий вле-
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
чет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом посредством плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом Российской Федерации «Об образовании».
Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, представленных соискателями лицензии, лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона РФ «Об образовании».
Выездные проверки проводятся по месту нахождения и ведения деятельности соискателей лицензии и лицензиатов.
В соответствии с пунктом 25 статьи 33.1 Закона РФ «Об образовании» контроль за соблюдением лицензионных требований и условий образовательной деятельности осуществляются лицензирующим органом на основании лицензионных требований и условий, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с лицензионными нормативами, разработанными в целях детализации указанных лицензионных требований и условий и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности определены пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.
В то же время до настоящего времени не разработаны лицензионные нормативы. Вместе с тем, приказом Минобрна-уки России от 28.12.2010 № 2106 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 № 19676) утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья учащихся, воспитанников (далее — Требования), которые необходимо учитывать при проведении лицензионного контроля.
Пунктом 6 указанных Требований устанавливается соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников, которые включают в себя:
• соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
• необходимое оснащение помещений для питания учащихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
• оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
• обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания учащихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
• оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических
осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.
Пунктом 7 Требований также определены позиции рациональной организации образовательного процесса, в том числе:
• соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объём нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
• использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся, воспитанников.
В ходе проверки по лицензионному контролю проводятся мероприятия с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса, а также с целью анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.
К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключёнными с ними гражданско-правовыми договорами. Решение о привлечении экспертов принимается лицензирующим органом на основании результатов
их отбора в соответствии с установленными критериями из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на этот вид деятельности.
Лица, уполномоченные проводить проверку, эксперты и представители экспертных организаций имеют право:
а) посещать организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;
в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
г) рассматривать и проводить экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы
и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
д) наблюдать за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в нём указанных в подпунктах «в» и «г» объектов, документации, литературы, иных ресурсов и средств;
е) проводить беседы с учащимися, воспитанниками их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними учащимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
Слабый лицензионный контроль, а иногда и полное его отсутствие негативным образом может сказываться на состоянии здоровья детей в образовательных учреждениях. По результатам проверок выявляются такие типичные нарушения:
• отсутствие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащённых зданий, строений, сооружений, помещений
и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения учащихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
• осуществление образовательной деятельности по новым фактическим адресам при отсутствии документов, подтверждающих использование расположенных по данным адресам зданий, строений, сооружений, помещений и территорий на законном основании, а также их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (заключения органов Роспотребнадзора, Госпожнадзо-ра, ГИБДД);
• несоблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации
в области образования требований к организации образовательного процесса, а также прав его участников, в том числе требований к максимальному объёму учебной нагрузки учащихся;
• несоблюдение предусмотренной лицензией предельной численности учащихся и воспитанников;
• отсутствие у образовательных учреждений договоров на медицинское обслуживание;
• превышение установленной законодательством предельной наполняемости классов.
Все эти нарушения свидетельствуют о том, что учредители образовательных учреждений и сами образовательные учреждения не в полной мере создают благоприятные условия для обучения и воспитания детей. В случае, когда уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области образова-
ния выданы предписания об устранении нарушений, самостоятельным предметом контроля становится контроль исполнения предписаний. Предписание выписывается на месте проведения проверки и оставляется вместе с актом. В предписании указываются нарушения и срок их устранений, который не может превышать шести месяцев. Предписание — документ, обязательный к исполнению.
Образовательное учреждение представляет в орган по контролю и надзору отчёт об исполнении предписания, включающий документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения предписания образовательным учреждением и учредителем (в том числе, если отчёт об исполнении предписания не представлен в орган по контролю и надзору до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчёт не подтверждает исполнение предписания в установленный срок) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и может инициировать внеплановую проверку в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При неисполнении предписания орган по контролю и надзору имеет также право приостановить действие лицензии образовательного учреждения, полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов таких образовательных учреждений на срок, не превышающий шести месяцев.
Орган по контролю и надзору в сфере образования в течение трёх дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Орган по контролю и надзору в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения направляет копию документа, подтверждающего принятие решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
Если до истечения срока приостановления действия лицензии такое образовательное учреждение или учредитель представили в орган по контролю и надзору документы, подтверждающие исполнение предписания, то действие лицензии возобновляется.
Если же эти документы не представлены образовательным учреждением или учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии либо представленные документы не подтверждают исполнение предписания, орган по контролю и надзору обращается в суд с заявлением об аннулиро-
вании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Типичные нарушения в этой ситуации:
• непредставление в срок отчёта об исполнении предписания и устранении выявленных нарушений;
• представление отчёта без приложения копии документов, подтверждающих исполнение предписания;
• представление отчёта, из которого не следует, что предписание исполнено и исполнено в срок.
Как видно, в распоряжении контролирующего органа находится система мер, которые могут быть применены к образовательному учреждению как юридическому лицу, если предписание не будет исполнено.
Часто выявляемые нарушения типизируются и классифицируются. Поработав над ними, можно большинство аналогичных нарушений исправить в нормативно-правовых и распорядительных документах своего образовательного учреждения и тем самым, защитить себя от ненужных проблем. Лучше учиться на ошибках других. НО