Махрова М.В.
заведующий кафедрой правоведения ОГУ, кандидат юридических наук
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации исполнительная власть - это ветвь государственной власти, призванная исполнять закон. Не умаляя значения других ветвей государственной власти - законодательной и судебной, - в то же время можно с уверенностью сказать, что степень реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной мере зависит от эффективности и законности решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. В связи с этим исполнительная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти Российской Федерации, является в то же время подконтрольной. Изучению организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, а также проблемам совершенствования системы государственного контроля и посвящена данная статья.
Одной из актуальных проблем государственного управления и административного права является совершенствование организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Это важно как в плане организации контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, в том числе и их территориальных органов, так и в плане контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Актуальность проблемы в первую очередь связана с тем, что, несмотря на принимаемые со стороны органов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры меры, усиление контроля в системе «ведомственной вертикали», продолжают иметь место нарушения прав и свобод человека и гражданина, принятие юридически не обоснованных решений, неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти. И в научной литературе, и в средствах массовой информации обращается внимание на значительное количество обращений граждан и организаций по поводу незаконных решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. Об этом также свидетельствует анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, иная судебная практика. В связи с этим проблема совершенствования контроля за деятельностью органов исполнительной власти продолжает оставаться актуальной с точки зрения теории и практики государственного управления.
В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают ин-
формацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В научной литературе контроль рассматривается и как функция государственного управления, и как определенный этап в управленческом цикле, и как способ обеспечения законности1. Сущность и назначение контроля заключается в следующем:
- объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;
- наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
- получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;
- принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
- выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;
- принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности2. В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор - это суженный контроль3.
Организация государственного контроля в Российской Федерации в современный период
1 См.: Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д, 2002. - С. 190.
2 См.: Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д, 2002. - С. 190.
3 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - С. 609.
основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и составляющими ее субъектами - республиками, краями, областями. Г осударственный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется органами представительной, исполнительной и судебной властей, арбитражем, прокуратурой, руководителями и другими должностными лицами министерств, ведомств, функциональными контрольными органами.
Основными задачами государственного контроля в системе органов исполнительной власти являются проверка исполнения требований законодательства, решений, принимаемые, государственныг-ми органами и их руководителями, предупреждение и пресечение нарушений служебной дисциплины,I, анализ их причин, принятие мер по их устранению, усилению ответственности государственныгх служащих за добросовестное исполнение своих обязанностей, повышение результативности деятельности исполнительные органов власти.
Применительно к сфере исполнительной власти Российской Федерации основным содержанием государственного контроля является обеспечение законности. Поэтому государственный контроль в сфере исполнительной власти нередко рассматривают как основной способ обеспечения законности. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется на все сферы деятельности органов исполнительной власти и образует особый общественно-политический режим. Содержание этого режима применительно к отдельным сферам деятельности органов исполнительной власти можно охарактеризовать следующим образом.
1. Законность является важнейшим принципом правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Ее последовательное проведение означает, что органы исполнительной власти принимают нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, с осуществлением установленных законом или иным нормативно-правовым актом правотворческих процедур и в установленной форме. Принимаемые нормативно-правовые акты последова-
тельно согласуются с Конституцией РФ и федеральными законами.
2. На стадии правоприменения принцип законности означает строгое соответствие органов исполнительной власти и должностных лиц действующим законам, иным нормативноправовым актам, которыми закреплена их компетенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов применения права, вступивших в законную силу.
3. В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность органов государства и должностных лиц по решительному пресечению любых нарушений закона и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных правоотношениях.
Таким образом, законность представляет собой политико-правовой режим деятельности органов государства, в котором органы исполнительной власти и должностные лица единообразно понимают и применяют действующие законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объе-динениями4.
Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:
1) между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;
2) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;
3) контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого;
4) в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.
Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого, изучение личных и деловых качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятель-
4 См.: Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник. - М., 2002. - С. 320.
ности контрольных органов, рассмотрение жалоб. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
Федеральная система государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти - сложное и емкое понятие, поскольку такой контроль в пределах своих полномочий осуществляют не только на федеральном уровне, но и в регионах, причем все государственные органы, их руководители и иные должностные лица. Вместе с тем образованы и действуют особые системы государственных органов, для которых осуществление надведомственного и ведомственного, общего и специализированного контроля является единственным назначением. В научной литературе выделяют различные основания классификации государственного контроля в сфере исполнительной власти.
Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:
1) президентский контроль;
2) контроль органов законодательной
(представительной) власти;
3) контроль органов исполнительной власти;
4) контроль органов судебной власти.
Контроль в сфере исполнительной власти
осуществляется Президентом РФ как лично, так и через соответствующие структуры. Согласно статье 85 Конституции РФ Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Также Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам,
5 См.: Российская газета. - 2004. - 11 марта.
международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»5 Президент Российской Федерации руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти. Руководство указанными федеральными органами исполнительной власти включает в себя и контроль за их деятельностью со стороны Президента Российской Федерации. А именно: заслушивание отчетов руководителя соответствующего органа исполнительной власти, присутствие на заседаниях коллегий и совещаниях, организация проверок деятельности.
Контроль в сфере исполнительной власти осуществляется Президентом РФ также через соответствующие структуры. Основной такой структурой является Главное контрольное управление Президента Российской Федерации как самостоятельное подразделение Администрации Президента. Другой структурой, посредством которой осуществляется президентский контроль в сфере исполнительной власти, является институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В соответствии с положением о полномочном представителе Президента РФ одной из основных его задач является организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. Еще одним подразделением Администрации Президента РФ, полномочным осуществлять контрольные функции, является Главное территориальное управление Президента РФ.
С учетом механизма разделения государственной власти одним из видов государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти выступает контроль со стороны органов законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 94 Конституции Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной
Думы. Основные контрольные полномочия Государственной Думы определены статьей 103 Конституции РФ. В системе контроля за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов законодательной власти необходимо выделить также деятельность Счетной палаты Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от
11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»6 Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Основными задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»7. В соответствии с Федеральным конституционным законом должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если
6 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - №3. - Ст. 167.
7 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
8 См.: Южный Урал. - 2000. - 22 декабря.
ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
На уровне субъектов Российской Федерации органы законодательной (представительной) власти также обладают определенными контрольными полномочиями. Так, в соответствии с Уставом (Основным законом) Оренбургской области8 законодательная власть в Оренбургской области осуществляется Законодательным собранием Оренбургской области. Осуществляя законодательное регулирование, Законодательное собрание области осуществляет контроль за деятельностью областной администрации. В частности, в соответствии со статьей 35 Устава (Основного закона) Оренбургской области Законом области:
- утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные главой администрации (губернатором) области;
- утверждаются программы социально-экономического развития Оренбургской области, представленные главой администрации (губернатором) области;
- устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютного фондов области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
- устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области, в том числе долями (паями, акциями) Оренбургской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационноправовых форм;
- утверждается схема управления Оренбургской областью и определяется структура администрации области.
Постановлением Законодательного собрания в соответствии со статьей 36 Устава (Основного закона):
- оформляется предварительное согласование на назначение на должность первого заместителя главы администрации (губернатора) Оренбургской области;
- оформляется решение о недоверии главе администрации (губернатору) Оренбургской области и первому заместителю главы администрации (губернатора) Оренбургской области.
Вопросы, связанные с организацией контроля за деятельностью исполнительной власти со стороны органов законодательной (представительной) власти, неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, в своем Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П9 Конституционный Суд РФ отметил, что Законодательное собрание, как и любой представительный орган, имеет право контроля за соблюдением законов. Пределы полномочий по осуществлению контроля за соблюдением законов различны. Они не могут противоречить принципу разделения властей при соблюдении обязательного требования: полномочия по контролю не должны затрагивать оперативную, исполнительно-распорядительную (управленческую) деятельность администрации субъекта Российской Федерации и ее структур. В свете сказанного назначение и освобождение от должности первого заместителя главы администрации субъекта РФ, руководителей органов внутренних дел, юстиции, финансов, социальной защиты населения, по управлению государственным имуществом главой администрации с согласия Законодательного собрания вряд ли можно трактовать как ущемление прав главы администрации. Законодательное собрание вправе систематически получать информацию о деятельности исполнительной власти субъекта федерации. Поэтому вполне логично положение о ежегодном представлении главой администрации Законодательному собранию доклада о своей деятельности и деятельности исполнительной государственной власти, что, естественно, не означает полную подотчетность администрации Законодательному собранию, в том числе оценку деятельности администрации, ее главы на основе вышеуказанных докладов с последующими организационными выводами со стороны Законодательного собрания.
Как и на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации образованы органы финансового контроля - счетные палаты. В соответствии со статьей 40 Устава (Основного закона) Оренбургской области Счетная палата Оренбургской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Зако-
9 См.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - №4. - Ст. 409.
10 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
11 См.: Собрание законодательства РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.
нодательным собранием, и подотчетна ему. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, за бюджетно-финансовыми отношениями в Оренбургской области.
Основным органом исполнительной власти, контролирующим деятельность органов исполнительной власти, является Правительство Российской Федерации. В соответствии со статьей
12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»10 Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Важнейшим видом государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти является судебный контроль. В рамках судебной системы Российской Федерации контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»11 Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- нормативных актов Правительства Российской Федерации;
- нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наряду с Конституционным Судом РФ контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Фе-дерации»12 основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Другим основанием классификации видов государственного контроля в сфере исполнительной власти является разделение государственного контроля на общий и специальным13.
1. Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных подразделений.
2. Специальный контроль - какой-либо отдельный вопрос деятельности подконтрольных объектов.
Общий контроль осуществляют, как правило, вышестоящие органы исполнительной власти за своими подчиненными подразделениями. В ходе такого контроля проверке подлежат все основные направления деятельности подчиненных подразделений. Прежде всего это исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов, ведомственных документов. Одним из важных направлений общего контроля является изучение финансово-хозяйственной дисциплины подконтрольных объектов. Как правило, существенным элементом общего контроля является изучение и проверка результатов работы по показателям ведомственной отчетности, сравнение их с результатами, полученными другими аналогичными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.
Специальный контроль - это всестороннее и углубленное изучение какого-то отдельного
направления (или направлений) деятельности федерального органа исполнительной власти. Особенностью специального контроля является то, что проверяющий орган в ходе проверки не имеет полномочий проверять состояние остальных направлений деятельности подконтрольного объекта. Его полномочия ограничены только узкоспециализированным вопросом. Типичным примером специального контроля является деятельность счетных палат, полномочия по контролю которых ограничены кругом вопросов, связанных с финансово-хозяйственной дисциплиной, порядком расходования средств соответствующих бюджетов. Специализированный контроль за деятельностью правоохранительных органов осуществляют и органы прокуратуры. Как правило, контроль с их стороны связан с вопросами проверки законности осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также установленного порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан.
Еще одним основанием классификации видов государственного контроля является его разделение на предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль - это, как правило, изучение отчетных документов, характеризующих различные аспекты деятельности подконтрольного объекта; сравнительный анализ с аналогичными показателями за предыдущие периоды деятельности; изучение иных документов, характеризующих деятельность объекта контроля. Результатом предварительного контроля является выявление позитивных (или негативных) тенденций в функционировании, формулирование предположений о возможных недостатках и проблемах, причинах и условиях, способствующих их возникновению.
Текущий контроль - это проверка исполнения требований нормативных правовых актов и распорядительных документов. Основным содержанием текущего контроля является проверка с выездом (выходом) на подконтрольный объект деятельности объекта. В ходе текущего контроля истребуются дополнительные документы, статистические данные, аналитические материалы, объяснения должностных лиц. Практика текущего контроля, как правило, предполагает беседы с должностными ли-
12 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - №18. - Ст. 1589.
13 См.: Четвериков В.С. Административное право России. Общая и особенная части: Учебное пособие. - М., 2001. - С. 131.
цами различного уровня, изучение материалов, характеризующих организацию взаимодействия объекта проверки с взаимодействующими органами исполнительной власти. Результатом текущего контроля является выявление недостатков в деятельности подконтрольного объекта и формулирование предложений, направленных на их устранение и улучшение деятельности в целом. Текущий контроль чаще всего осуществляется на плановой основе, с определенной степенью периодичности.
Последующий контроль - это контроль за ходом и сроками устранения выявленных в результате текущего контроля недостатков. Преимущественно последующий контроль основывается на изучении докладных и иных отчетных документов, получаемых от подконтрольного объекта, в которых излагаются меры, направленные на устранение выявленных недостатков, и полученные при этом результаты. Нередко в рамках последующего контроля проводятся контрольные проверки, направленные на изучение с выездом на места хода и результатов устранения выявленных недостатков, степени эффективности принимаемых подконтрольным объектом мер.
Следующей классификацией видов государственного контроля в сфере исполнительной власти является разделение государственного контроля на ведомственным и надведомственныш.
Ведомственный контроль характерен для всей системы органов исполнительной власти. Основной отличительной чертой такого вида контроля является контроль в порядке подчиненности вышестоящего органа исполнительной власти над нижестоящим. Характерный пример - контроль территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти со стороны центральных аппаратов этих органов. Еще одной отличительной чертой ведомственного контроля является то, что в ходе контроля проверке и изучению подлежат все без исключения направления деятельности подконтрольного объекта. В ходе осуществления контроля контролирующая сторона имеет право вмешиваться в оперативную исполнительнораспорядительную деятельность. Особенностью ведомственного контроля является и то, что контролирующий орган (должностное лицо) полномочно применять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам контролируемого органа (например, объявлять выговор) за допущенные нарушения и низкие результаты деятельности.
Надведомственный контроль осуществляется государственными органами, которым подконтрольные объекты органов исполнительной власти не подчинены. Такой контроль осуществляется органами законодательной (представительной) власти, структурами Администрации Президента Российской Федерации, судебными органами, органами прокуратуры, отдельными органами исполнительной власти (например, Министерством юстиции Российской Федерации). В отличие от ведомственного контроля надведомственный контроль характеризуется следующими чертами:
- в ходе надведомственного контроля проверке подлежит только законность деятельности подконтрольного объекта и его должностных лиц. Вопросы целесообразности деятельности (управленческие решения по внутренним вопросам, оперативные решения по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности, решения по кадровым вопросам) к сфере контроля не относятся;
- в ходе надведомственного контроля контролирующая сторона не вправе вмешиваться в оперативную, исполнительно-распорядительную деятельность объекта контроля. То есть в результате контроля могут в случае их не соответствия нормам законов быть отменены правовые акты, изданные проверяемым органом исполнительной власти. Но коррективы, изменения и дополнения в них вноситься не могут;
- по результатам надведомственного контроля должностные лица подконтрольного объекта не могут контролирующей стороной быть привлечены к дисциплинарной ответственности за упущения и недостатки в работе, допущенные нарушения исполнительской и служебной дисциплины.
В соответствии со стадиями правового регулирования целесообразным представляется выделение следующих видов государственного контроля в сфере исполнительной власти: государственный контроль за правотворческой деятельностью органов исполнительной власти; государственным контроль за исполнительнораспорядительной деятельностью органов исполнительной власти; государственный контроль за юрисдикционной деятельностью органов исполнительной власти.
Государственный контроль за правотворческой деятельностью органов исполнительной власти предполагает контроль за законностью издаваемых органами исполнительной власти
нормативных правовых актов. В ходе такой проверки изучается соответствие издаваемых правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам большей юридической силы. Основным содержанием проверки является изучение вопроса, не нарушены ли издаваемым нормативным правовым актом права и свободы человека и гражданина. Данный вид контроля может осуществляться как на стадии подготовки нормативного правового акта (при его направлении на регистрацию в Министерство юстиции РФ), так и на стадии его применения (в случае обнаружения его противоречия Конституции РФ и федеральным законам судебными органами и органами прокуратуры).
Г осударственный контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью органов исполнительной власти предполагает контроль за издаваемыми органами исполнительной власти индивидуальными правовыми актами. Характерными примерами таких актов являются свидетельства о государственной регистрации, разрешения, лицензии и т.д. В ходе контроля проверяется обоснованность как положительного, так и отрицательного решения, содержащегося в индивидуальных правовых актах. Контроль за этой стадией деятельности органов исполнительной власти осуществляется как вышестоящими органами исполнительной власти, так и судебными органами.
Государственный контроль за юрисдикционной деятельностью органов исполнительной власти охватывает прежде всего контроль за законностью рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях. Данный вид контроля также осуществляется вышестоящими органами исполнительной власти, судебными органами и органами прокуратуры.
В заключение хотелось бы еще раз сформулировать основные положения, выводы, проблемы и пути их решения в сфере организации государственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сущностью государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти выступает контроль за законностью принимаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами решений и действий. Государственный контроль в сфере исполнительной власти - системное понятие. Соответственно, возможна классификация видов государственного контроля. Поскольку основой организации государственной власти в Российской Федерации является ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви, постольку контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют в установленной законом степени каждая из названных ветвей государственной власти. Кроме того, важным видом контроля за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц является прокурорский надзор. Несмотря на то, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ не отнесен ни к одной из ветвей государственной власти, организация президентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является важным фактором укрепления законности в системе государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации.
Основной особенностью государственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти является то, что основным направлением контроля выступает ведомственный контроль. Сегодня особенно важно обеспечение единообразного понимания и применения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов. На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наиболее важно обеспечить соответствие принимаемых ими нормативных правовых актов федеральному законодательству.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ. -Собрание законодательства РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №18. - Ст. 1589.
4. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №1. - Ст. 1.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
6. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
7. О Счетной палате Российской Федерации. Федеральный закон от 11 января 1995 года №4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №3. - Ст. 167.
8. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года №849 // Российская газета. - 2000. - 16 мая.
9. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года №306 // Российская газета. - 2003. - 25 марта.
10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 // Российская газета. - 2004. - 11-12 марта.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 года №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №7. - Ст. 700.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 года №19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5877.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 года №2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №6. - Ст. 866.
14. Устав (Основной закон) Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 20 ноября 2000 года №724/213- ОЗ // Южный Урал. - 2000. - 22 декабря.
15. О Законодательном Собрании Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 19 июля 1994 года // Южный Урал. - 2001. - 30 марта.
16. О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 8 июня 1998 года // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. - 2001. - 20 июня.
17. О Счетной палате Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 6 марта 1998 года // Южный Урал. - 1998. - 20 марта.
18. О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 14 марта 2002 года // Южный Урал. - 2002. - 23 марта.
19. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2000. - 728 с.
20. Административное право России (конспект лекций в схемах). - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 128 с.
21. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 640 с.
22. Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2002. - 288 с.
23. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М.: Юристъ, 1998. - 432 с.
24. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 600 с.
25. Четвериков В.С. Административное право России. Общая и особенные части: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 245 с.