Научная статья на тему 'Государственный контроль (надзор) в отношении саморегулируемых организаций: нормативно-правовое регулирование'

Государственный контроль (надзор) в отношении саморегулируемых организаций: нормативно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE CONTROL (SUPERVISION) / APPLICATION OF RIGHT / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митякина Инна Владимировна

Показано нормативное правовое регулирование саморегулируемых организаций, действующих в различных сферах. Анализируются изменения законодательства о государственном контроле (надзоре) и практика его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митякина Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Control (Supervision) over Self-Regulatory Organizations: Legal Regulation

Normative legal regulation of selfregulatory organizations of various spheres of activity is shown. Changes in the current legislation on state control (supervision) and the practice of its application are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль (надзор) в отношении саморегулируемых организаций: нормативно-правовое регулирование»

13. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 (в ред. от 25 февр. 2003 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1044; СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 851.

14. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февр. 1974 г. // Конституции государств Европы. М., 2001.

15. Социальное страхование в Швеции и других Северных странах. ЦКЬ: www.rurik.se/ index.php?id=61

16. Конституция Финляндии (Финляндской Республики) от 11 июня 1999 г. (1999/731). ЦКЬ: www.constitution.garant.ru /D0C_3864909.htm

17. Мейнерт Л. Молодежь Эстонии. ЦВЬ: www.demoscope.ru/weekly

18. Об учреждении ордена «Родительская слава»: Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. № 775 // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2533.

19. О порядке выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом водительская слава» и предоставления иных межбюд-жетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом «Родительская слава»: постановление Правительства РФ от 12 янв. 2009 г. № 19 // СЗ РФ. 2009. № 3. Ст. 416.

20. Иванова М. Материальная помощь родителям от французского государства. ЦКЬ: www.foreign-parents.com/Russian_version

I.V. Mityakina

State Control (Supervision) over Self-Regulatory Organizations: Legal Regulation

Normative legal regulation of self-regulatory organizations of various spheres of activity is shown. Changes in the current legislation on state control (supervision) and the practice of its application are analyzed.

Key words and word-combinations: state control (supervision), application of right, self-regulation.

Показано нормативное правовое регулирование саморегулируемых организаций, действующих в различ-ныгх сферах. Анализируются изменения законодательства о государственном контроле (надзоре) и практика его применения.

Ключевые слова и словосочетания: государственный контроль (надзор), правоприменение, саморегулирование.

УДК 342.951 ББК 67.401.03

И.В. Митякина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

В ОТНОШЕНИИ

САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

I осударственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности выступает как реализация экономической функции государства, форма воздействия на предпринимательские отношения и через них на состояние экономики страны, и, таким образом, может быть отнесен к публичному контролю (надзору) [1, с. 16]. С 1 мая 2009 г. в силу вступил Федеральный

закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294-ФЗ) [2], за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Именно данный документ существенно изменяет сложившийся ранее порядок организации и проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, том числе и тех, которые являются членами саморегулируемых организаций.

Новый ФЗ № 294-ФЗ разработан и принят во исполнение Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [3], согласно которому предусмотрено усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). В этой связи особую роль играет вопрос о предстоящих изменениях в порядке осуществления государственного контроля (надзора) в отношении са-морегулируемых организаций, так как они призваны упорядочить осуществление функций государственного контроля (надзора) в отношении своих членов.

Именно по вопросам защиты прав своих членов саморегулируемые организации осуществляют взаимодействие с должностными лицами органов государственного контроля (надзора), как при проведении плановых, так и внеплановых проверок.

1. Плановая проверка в отношении членов саморегулируемой организации (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. Обязательной процедурой в случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации выступает требование об уведомлении саморегулируемой организации о сроках проведения в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении плановой проверки. Уведомление должно быть направлено не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

2. Внеплановая выездная проверка членов саморегулируемой организации осуществляется органом государственного контроля (надзора) только после обязательного уведомления саморегулируемой организации о проведении внеплановой выездной проверки в тех же целях что и плановая проверка, но в срок не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае выявления в рамках и плановой и внеплановой проверок нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа

государственного контроля (надзора) при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в са-морегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

Преимущество саморегулирования по сравнению с государственным регулированием объективно, так как нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам; участникам рынка легче воздействовать на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов; механизмы разрешения споров обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство [4, с. 39]. Кроме того, развитие системы саморегулирования позволяет государству экономить значительные бюджетные средства в случае передачи отдельных функций государственных органов саморегу-лируемым организациям, финансируемым самим бизнесом. Так, государство может осуществлять контроль не за каждым профессиональным участником рынка, а в целом за саморегулируемыми организациями, которые обеспечивают соблюдение их членами правил поведения на рынке.

Учеными-правоведами указывается на то, что в юридической науке не сформулировано общепризнанное понятие государственного контроля (надзора), не определена присущая исключительно ему специфика. Специалистами предлагаются собственные точки зрения относительно государственного контроля (надзора) [5, с. 409; 6, с. 365-366; 7, с. 235-236; 8, с. 176-177], анализируя которые можно выделить две теоретико-правовые модели: согласно первой, надзор является составной частью контроля; согласно второй - надзор выступает как самостоятельный организационно-правовой способ обеспечения законности.

Однако отметим, что никакие предлагаемые учеными научно-теоретические систематизации, основанные на выделении различных признаков контроля и надзора, не находят своего отражения в современной российской правотворческой практике. Чаще всего надзор считается разновидностью контроля. Именно поэтому, изучая вопрос об осуществлении государственного контроля и надзора в отношении саморегулируемых организаций, необходимо исходить из относительной синонимичности понятий контроля и надзора.

В ФЗ № 294-ФЗ законодателем дано расширенное понятие государственного контроля (надзора), согласно которому он представляет собой деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством:

а) организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В статье 23 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» [9] содержится норма, согласно которой государственный контроль (надзор) за деятельностью таких организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Данная норма носит отсылочный характер и не устанавливает единого механизма осуществления государственного контроля (надзора) в отношении саморегулируемых организаций. Однако согласно ФЗ № 294-ФЗ можно сделать вывод, что по сравнению с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельность членов саморегулируемых организаций подвергается государственному контролю (надзору) с определенными ограничениями.

В настоящее время развитие института саморегулирования в России характеризуется созданием саморегулируемых организаций, конкретизацией их правового положения, регулированием приема в члены организации и прекращения такого членства, определением прав и обязанностей саморегулируемых организаций, решением вопросов осуществления контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членов и применения к ним мер дисциплинарного воздействия. Отметим, что обозначенные направления регулируются различными федеральными законами, касающимися той иной сферы деятельности, в которой создаются саморегулируемые организации, поэтому в зависимости от вида организаций, различают также и особенности осуществления в отношении их государственного контроля (надзора).

Сегодня наблюдается многообразие саморегулируемых организаций, чья деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в которых отражены особенности создания и деятельности той или иной саморегу-лируемой организации. Начиная с 1996 года, в России было принято и действует более пятнадцати федеральных законов, упорядочивающих деятельность са-морегулируемых организаций, не считая Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [10], Федеральных законов «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» [11], «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [12], «О кредитных потребительских кооперативах граждан» [13] и «О рекламе» [14], которые не придают регламентируемым ими объединениям статуса саморегулируемых.

В действующих на сегодняшний день федеральных законах предусмотрены следующие виды саморегулируемых организаций: саморегулируемые организации арбитражных управляющих [15]; саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг [16]; саморегулируемые организации аудиторов [17]; саморегулируемые организации оценщиков [18]; саморе-гулируемые организации управляющих компаний [19]; саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов [20]; саморегулируемые

организации жилищных накопительных кооперативов [21]; саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности [22] и другие.

Оценивая качество правового регулирования деятельности саморегулиру-емых организаций, отметим, что большинство соответствующих юридических норм не работает. Представляется, что в связи с введением в действие ФЗ № 294-ФЗ порядок осуществления государственного контроля (надзора) должен быть единым для всех видов саморегулируемых организаций. Это существенно снизит количество проводимых в отношении их членов всевозможных проверок и позволит избежать дублирования предметов проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разными органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В целом создание эффективно действующей системы саморегулирования на территории Российской Федерации обеспечит необходимые условия защиты прав представителей предпринимательской сферы, послужит гарантией реализации прав и законных интересов граждан, а также позитивно повлияет на устранение коррупционных проявлений, в частности при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).

Библиографический список

1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 дек.

2008 г. N 294-ФЗ (в ред. от 28 апр. 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249; Рос. газ. 2009. 30 апр.

3. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.

4. Ростовцева H.B. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 11.

5. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2001.

6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 1999.

7. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 1999.

8. Конин H.M. Административное право России: учебник. М., 2006.

9. О саморегулируемых организациях: Федер. закон от 1 дек. 2007 г. N 315-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февр. 1993 г. N 4462-1) (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 14.

11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре: Федер. закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

12. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федер. закон от 25 апр. 2002 г. N 40-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; 2007. N 49. Ст. 6067.

13. О кредитных потребительских кооперативах граждан: Федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 117-ФЗ (в ред. от 3 нояб. 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3420; 2006. N 45. Ст. 4635.

14. О рекламе: Федер. закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (в ред. от 27 окт. 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2008. N 44. Ст. 4985.

Д.С. Пастушенко

15. О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2009. № 1. Ст. 14.

16. О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 9 февр.

2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 2009. № 7. Ст. 777.

17. Об аудиторской деятельности: Федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.

18. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813; 2008. № 27. Ст. 3126.

19. Об инвестиционных фондах: Федер. закон от 29 нояб. 2001 г. № 156-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

20. О негосударственных пенсионных фондах: Федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071; 2008. № 18. Ст. 1942.

21. О жилищных накопительных кооперативах: Федер. закон от 30 дек. 2004 г. № 215-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 41; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

22. О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

D.S. Pastushenko

Problems of Institutionalization

and Legal Status of Bank

Supervision Agency

in the Russian Federation

The processes of institutional transformations in the field of bank supervision are analyzed. The validity of the exclusion of the bank supervision functions from the competence of the Central Bank of the Russian Federation and the establishment of a megaregulator of the financial market is considered.

Key words and word-combinations: bank supervision agency, mega-regulator of the financial market, legal status.

Анализируются процессы институциональных преобразований в области банковского надзора. Рассматривается обоснованность выведения функции банковского надзора из компетенции Центрального банка Российской Федерации и создания мегарегулятора финансового рынка.

Ключевые слова и словосочетания: орган банковского надзора, мегарегулятор финансового рынка, правовой статус.

УДК 347.73 ББК 67.402

Д.С. Пастушенко ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНА БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1\Л онетарная политика Российского государства предопределяет исключительно важное значение финансовых механизмов управления экономикой. В этой связи особое внимание обращается на совершенствование правовыми методами общественных отношений в денежно-кредитной сфере и институциональную оптимизацию финансовой системы.

Сложившиеся на сегодняшний день реалии социально-экономического и политикоправового развития свидетельствуют о значительной роли банковской системы в програм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.