ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ Хмелева Г.А.1, Трифонова Д.Ю.2 Email: [email protected]
1Хмелева Галина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор; 2Трифонова Дарья Юрьевна - магистр, кафедра регионального управления, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в современной России одной из главных проблем внутренней политики государства является повсеместный износ жилого фонда многоквартирных домов. Для подготовки многоквартирных домов, построенных в 2000-е годы, к будущему износу разработана государственная система капитального ремонта жилого фонда. Однако, несмотря на организацию капитального ремонта на уровне федерального правительства и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, существуют пробелы в законодательстве, ограничивающие контрольные функции государственных органов при организации капитального ремонта. Также закрепленная система предварительной оплаты работ по капитальному ремонту не позволяет стимулировать подрядчиков качественно проводить необходимые работы. Поэтому существующая система не всегда работает с необходимой эффективностью.
Ключевые слова: капитальный ремонт, контрольные функции государственных органов, многоквартирные дома.
STATE CONTROL OF CAPITAL REPAIR OF MULTI-APARTMENT HOUSES, PROBLEMS AND METHODS
OF THEIR SOLUTION Khmeleva G.A.1, Trifonova D.Yu.2
1Khmeleva Galina Anatolyevna - Doctor of Economics, Professor; 2Trifonova Darya Yurievna - Master, DEPARTMENT OF REGIONAL MANAGEMENT, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA
Abstract: one of the main problems in nowadays Russian state domestic policy is widespread deterioration of apartment housing stock. To prepare apartment houses built in the 2000s was developed the state system of capital repairs of housing stock. Despite of organization of major repairs at the federal government level and the supreme bodies of executive power of Russian Federation subjects gaps in legislation limiting control functions of state bodies at the organization of major repairs still exist. Also fixed system of advance payment of works on major repairs does not allow to stimulate developers qualitatively carry out the necessary work. Thus existing system does not always work with the required efficiency.
Keywords: capital repair, control functions of state bodies, apartment houses.
УДК 332.832.5
Удовлетворение потребности населения региона в обеспечении комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах - одна из важнейших
задач органов власти и местного самоуправления на современном этапе развития экономики. В соответствии с известной теорией А. Маслоу, потребность в жилье является одним из жизненно -необходимых требований человека. От реализации потребности в жилье зависит здоровье граждан, возможность воспитывать молодое поколение, получать полноценный отдых и восстанавливать силы для работы и др.
В условиях естественного износа большей части жилого фонда в Российской Федерации, необходимости заблаговременной подготовки к износу новых многоквартирных домов, на государственном уровне разрабатываются и реализуются меры по проведению капитального ремонта жилья и создания эффективных механизмов накопления денежных ресурсов для поддержания системы капитального ремонта. В рамках указанной системы капитального ремонта государственные органы в соответствии с законодательством принимают решения, организуют проведение работ по капитальному ремонту. Однако, капитальный ремонт многоквартирных домов - это не только конкретные работы, например, замена лифтов, ремонт общедомового имущества, замена оконных конструкций и т.д., но и действия профильных органов государственной власти и НО по поиску фирм - подрядчиков, заключению договоров на предоставление конкретных видов услуг и контролю, за качеством и своевременностью предоставления таких услуг.
Еще на стадии заключения договоров с подрядчиками периодически возникают нарушения норм и порядка осуществления капитального ремонта многоквартирных домов. Так, при заключении договора на осуществление отделочных работ, заказчик, отвечающий за качество проведения капитального ремонта, не всегда запрашивает полную документацию фирмы-подрядчика, подтверждающую возможность данной конкретной фирмы исполнить условия договора подряда в полном объеме. Такие нарушения приводят к тому, что недобросовестные подрядчики, получая финансирование, не исполняют условия осуществления капитального ремонта, ссылаясь на отсутствие реальной возможности (отсутствия специалистов, инструментов, техники и т.д.) проведение тех или иных конкретных работ. В такой ситуации жильцы многоквартирных домов не получают, гарантированный законом капитальный ремонт, в установленные сроки. Устранить подобное нарушение также затруднительно для заказчика. Ведь, фонд капитального ремонта формируется из ежемесячных платежей всех собственников жилья в многоквартирных домах, в условиях очередности. Так при неисполнении подрядчиком условий договора и авансовой системе оплаты работ, фонд капитального ремонта не может единовременно заключить договор с новым подрядчиком, из-за отсутствия резервных средств на осуществление капитального ремонта. В такой ситуации фонд капитального ремонта может истребовать денежные средства, переданные недобросовестному подрядчику, только в судебном порядке. Что подразумевает большой временной период, в течение судебного разбирательства и процедуры принудительного взыскания, за который потерпевшие собственники жилья фактически обязаны ждать исполнения работ по капитальному ремонту с фактическим нарушением установленного законом срока.
Так в Самарской области часто направляются жалобы собственников жилья:
«Организация производит некачественный капремонт, отказывается устранять недоделки, затягивает работы на несколько месяцев. Например в Тольятти по адресу: ул. Мира, 92, работы в некоторых квартирах ведутся с мая 2018 и в сентябре 2018 не закончены. Обращения игнорируются» 9.09.2018.» или «Эксперты регионального штаба Общероссийского народного фронта намерены обратиться в Генеральную прокуратуру РФ по вопросу проведенной реконструкции здания детсада № 325 в Самаре [1].
Еще летом 2016 года, до открытия детского сада, эксперты ОНФ выразили обеспокоенность качеством ремонта и передали заключение о нарушениях, к которым привели конструктивные ошибки подрядчика при выполнении ремонта кровли,
представителям департаментов градостроительства и образования города, областной прокуратуре и исполнителю государственного контракта.
«На основании выявленных экспертами ОНФ недостатков нового здания был составлен график устранения нарушений по 20 пунктам, как протечка кровли, нарушения монтажа вентиляции, неисправная пожарная сигнализация и другое. Представители подрядчика заверили, что в рамках гарантийного обслуживания все выявляемые в процессе эксплуатации недостатки будут оперативно устраняться», -рассказал член регионального штаба ОНФ Сергей Недорезов.
Как сообщают общественники, по итогам эксплуатации здания в зимний период 2016-2017 гг. родители неоднократно высказывали нарекания касательно того, что дети в саду болеют, в группах холодно.
Отмечается, что на капитальный ремонт муниципального детского сада комбинированного типа было выделено около 100 млн руб. из бюджетов разных уровней.
«Кроме того, что срок исполнения контракта был нарушен почти на год, в результате допущенных строителями огрех эксплуатацию здания сегодня нельзя признать полноценной, - констатировал Сергей Недорезов. - Ненадлежащее исполнение гарантийных обязательств подрядчиком в течение года свидетельствует о том, что он не намерен устранять весь объем недоделок. Косметические работы положительного результата не дают. Объект остается непригодным к эксплуатации».
Указанная выше проблема, связанная с нарушениями подрядчиками условий договора капитального ремонта является системной, и основана на несовершенстве текущего законодательства в сфере капитального ремонта. Необходимо внесение изменений в порядок осуществления капитального ремонта с целью возложения обязанности на подрядчиков при осуществлении конкретных видов работ до перечисления денежных средств и устранения допущенных нарушений за счет подрядчиков. Подобные изменения позволят обеспечить сохранность средств фонда капитального ремонта и полный контроль качества и своевременности исполнения договоров оказания услуг в рамках осуществления капитального ремонта многоквартирных домов.
В то же время внесение вышеуказанных изменений в законодательство потребует также установить контрольные полномочия органов исполнительной власти для обеспечения своевременного и качественного исполнения подрядчиками их обязательств, что может обеспечить возможность корректировки производимых работ и своевременному устранению нарушений еще на стадии их выполнения.
С другой стороны, решению проблемы контроля над соблюдением требований и условий договоров подряда при осуществлении капитального ремонта может способствовать установление на законодательном уровне обязанности подрядчиков согласовывать законченные работы непосредственно с жителями многоквартирных домов, в которых проводятся работы по капитальному ремонту. Такая мера позволит установить эффективный общественный контроль, со стороны плательщиков взносов на капитальный ремонт, за счет которых оплачиваются все работы и услуги, осуществляемые подрядчиками.
Список литературы /References
1. НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»».
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fcrso.ru/ (дата обращения:
05.06.2019).