Гнеденко Марта Викторовна,
начальник отдела лицензирования и аккредитации Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, Макиенко Алексей Геннадиевич,
главный специалист отдела лицензирования и аккредитации Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE EDUCATIONAL FIELD OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC
Целью государства в образовательной сфере является создание условий по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества в рамках отечественного и мирового образовательного пространства. Государство играет ключевую роль не только в предоставлении образования, а и в определении качества предоставленного образования. В этом и определены основные функции государственного контроля и надзора. Важно отметить совершенствование законодательной базы в сфере образования для эффективного формирования системы государственного контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Донецкой Народной Республике.
Ключевые слова: образование, государство, качество образования, государственный контроль и надзор.
The state's goal in education is to create conditions for ensuring a purposeful process of education and training in the interests of the individual and society within the domestic and world educational space. The state plays a major role not only in providing education, but also in determining the quality of the provided education. This is the main function of state control and supervision. It is important to note the improvement of the legislative framework in the sphere of education for the effective formation of a system of state control and supervision that ensures a high quality of education in the Donetsk People's Republic.
Key words: education, state, quality of education, state control and supervision.
«Основа любого государства - образование своей молодежи», - как сказал Лэертиус Диоген. Целью государства в образовательной сфере является создание условий по обеспечению целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества в рамках отечественного и мирового образовательного пространства.
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:
• функция воспроизводства - направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей.
• функция развития - направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
На практике эти функции всегда взаимосвязаны, поскольку:
1) образование - это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия;
2) образование - это средство социализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны;
3) образование - это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе;
4) образование - это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества [1, с.87].
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства.
Неотъемлемым фактором образования высокого уровня должно быть качество образования, соответствие предоставляемого образования нормам и требованиям государственных образовательных стандартов, а также соответствие законодательству Донецкой Народной Республики в сфере образования.
Государственный контроль и надзор в сфере образования и науки и является тем критерием соответствия нормам и требованиям законодательства.
Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
• рассмотреть государственное регулирование образования в Донецкой Народной Республике;
• изучить и проанализировать правила осуществления контроля и надзора в сфере образования;
• охарактеризовать неточности в законодательстве об образовании в части осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования.
В ходе подготовки и написания данной статьи были использованы законы Донецкой Народной Республики, указы Главы Донецкой Народной Республики, приказы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, а также статьи из журналов.
Образование, система образования в Донецкой Народной Республике
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного, творческого, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2, с.4].
Образование сегодня является одним из приоритетных направлений в реформировании социально-ориентированных сегментов государственной деятельности. Вектор этих процессов направлен на оптимизацию общественных отношений, реализующих основные элементы общественно-управленческих механизмов обеспечения эффективной деятельности образовательных организаций.
К основным задачам государства в сфере образовании относятся:
• осуществление приоритетной роли образования в развитии страны и обеспечении ее будущего;
• реализация конституционного права человека и гражданина на получение образования и формирование его адекватной правовой базы;
• создание социально-экономических условий развития сферы образования;
• организация информационного и научного сопровождения процесса развития образовательной системы;
• обеспечение гласности и открытости государственной политики, равных стартовых возможностей в образовании;
• создание демократичного механизма принятия государственных решений по вопросам обучения и воспитания, привлечения педагогической общественности к управлению образованием и его контролю;
• обеспечение социальной защищенности обучающихся и работников образовательной сферы;
• гарантия свободы преподавания и равных прав образовательных учреждений в организации учебно-воспитательной деятельности;
• реализация свободы выбора обучающимися и их семьями учебных заведений и форм получения образования;
• организация системы лицензирования образовательных организаций с предоставлением им права ведения образовательной деятельности.
Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.
Как известно, совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний и связанных с ними навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных заведениях и реже - самостоятельно. Сегодня образование является «отраслью экономики» страны, объединяющей организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой преподавательских кадров. Следует отметить, что конкурентноспособность современной страны определяется не только наличием богатых природных ресурсов, но на первый план выступает «человеческий фактор», способностью создавать и осваивать наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям быстро изменяющейся информационной среды.
В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, а именно согласно части 1 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» система образования включает:
• государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
• организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические и научно-педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся);
• органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
• организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
• объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [2, с.20].
Главной задачей образовательной политики и всей системы образования является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности.
Качество образования
Как отмечает Министр образования и науки Донецкой Народной Республики Л.П. Полякова: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Вопрос развития образовательной сферы, от дошкольного уровня до системной академической науки, является одним из основных приоритетов нашего государства, поскольку подготовка высококвалифицированных рабочих кадров - залог его успешного развития» [4, с.4].
Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2, с.2-3].
В обществе бытует различное понимание понятия качества образования.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, обучающиеся, родители, образовательные организации и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству образования приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
• родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей-обучающихся;
• качество для учителей, педагогов может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;
• для учащихся качество образования, несомненно, связывается с климатом внутри образовательной организации;
• для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
• для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Однако кто должен решить, является ли предоставляемое образовательной организацией образование качественным? Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Особенно остро эта проблема стоит в области образования. Это выводит проблему качества образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем.
Поэтому государство играет ключевую роль не только в предоставлении образования, а и в определении качества предоставленного образования. Вот здесь важна функция государственного контроля и надзора.
Реализация государственной политики по контролю и надзору в сфере
образования
Согласно части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» «к полномочиям республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, относится разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования» [2, с.12]. В Донецкой Народной Республике республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, является Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики.
Полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере образования и науки переданы Республиканской службе по контролю и надзору в сфере образования и науки, которая создана согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики [3, с. 1-2].
Согласно части 1 статьи 89 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» «государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти, реализующими переданные Донецкой Народной Республикой полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования и науки» [2, с. 177].
Под государственным контролем качества образования, согласно части 2 статьи 89 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований государственных образовательных стандартов [2, с. 133].
Под государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Донецкой Народной Республики в сфере образования [2, с. 134]. Важным и неотъемлемым компонентом всего механизма осуществления функций государственного контроля и надзора является проверка организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования.
Проверка в области образования - это комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Донецкой Народной Республики в сфере образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими локальных нормативных правовых актов. Государственный контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем проведения плановых и внеплановых проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций. В ходе проверки:
• устанавливается соответствие нормативных правовых и локальных актов проверяемой организации обязательным для исполнения требованиям законодательства Донецкой Народной Республики в сфере образования;
• определяется соответствие деятельности организации и ее обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
• выявляются нарушения и недостатки в деятельности организации, в том числе причины нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере образования;
• вырабатываются предложения по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
Законодательная основа осуществления государственного контроля и
надзора в сфере образования
Правовые, организационные и экономические основы образования в Донецкой Народной Республике, основные принципы государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».
В Донецкой Народной Республике действует ряд нормативных правовых актов, посредством которых государство реализует политику по государственному контролю и надзору в определенных сферах деятельности, в том числе и в сфере образования. Это следующие нормативные правовые акты:
1) Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
2) Закон Донецкой Народной Республикой «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики»;
3) Закон Донецкой Народной Республикой «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности»;
4) Закон Донецкой Народной Республикой «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности»;
5) Положения о республиканских органах исполнительной власти, в указанной сфере деятельности.
Хотя образовательная деятельность согласно Закону «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» и относится к видам хозяйственной деятельности, при осуществлении мероприятий государственного контроля и надзора в сфере образования принимать в полной мере нормы Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности нельзя, поскольку Закон «Об образовании» определяет специфику проведения мероприятий государственного контроля и надзора в сфере образования и науки, и при осуществлении функции государственного контроля и надзора, должны учитываться нормы статьи 89 указанного закона. Следует отметить, что нормы этих законов все равно в не полной мере определяют механизмы проведения мероприятий государственного контроля и надзора, и на данный момент имеется ряд пробелов в нормативных правовых актах в сфере государственного контроля и надзора.
Законодательство Донецкой Народной Республики в сфере образования совершенствуется и уже претерпело значительные изменения за период времени, прошедший с момента принятия Закона «Об образовании», но как видно, остается ряд существенных недоработок закона, пробелов и вопросов, требующих решения.
В настоящее время органами государственной исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также Республиканской службой по контролю и надзору проводятся мероприятия по доработке Закона «Об образовании», устранению имеющихся пробелов и
предоставлению новой редакции закона на рассмотрение в законодательный орган Донецкой Народной Республики.
Выводы
Образование - это одна из наиболее динамично развивающихся сфер современного мира. Жизненно необходимо учитывать это и прилагать все усилия для того, чтобы наша система образования была современной. Как отмечал Бенджамин Дизраэли: «От образования людей страны зависит ее судьба».
В свою очередь, без потенциала государства невозможно решение задач, возлагаемых на образование современным обществом. Очевидно, что не может быть полноценной реализации образовательных потребностей людей в отсталой стране и слабом государстве. Поэтому государство, ставящее перед собой амбициозные программы в экономике, социальной сфере, на международной арене, по логике вещей должно в увеличивающихся объемах вкладывать средства в развитие науки и образования [5, с. 3].
Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки должна быть не только надзорным и контролирующим органом в образовательном пространстве Донецкой Народной Республики, но и быть стимулом и направляющим вектором в реформировании и оптимизации системы образования к получению более качественного образования.
После проведенного анализа некоторых нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики следует вывод, что необходимо принять ряд изменений в образовательном законодательстве, которые должны решить ряд принципиальных вопросов, связанных с необходимостью устранить нормативные коллизии, оптимизировать структуру и функции уполномоченных органов в области управления образованием. Общим итогом изменений в законотворческом пространстве должно стать упорядочение многих механизмов, определение процедурных вопросов, устранение некоторых технических противоречий.
Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Донецкой Народной Республике.
Хочется отметить, что «наша главная задача - формирование отечественной образовательной системы, которая вберет в себя опыт предыдущих поколений, но будет неизменно ориентирована вперед, на многие годы вперед» [3, с. 4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
2. Об образовании [Электронный ресурс]: закон Донецкой Народной Республики: (Офиц. Сайт ДНР). - Электрон. данные. - Донецк, [2015]. - Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads /2015/03/Zakon_DNR_Ob_ obrazovanii_I_233P_NS.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
3. О создании Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 24.08.2015 года № 324: (Офиц. Сайт ДНР). - Электрон. данные. - Донецк, [2015]. - Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/
Zakon_DNR_Ob_obrazovanii_I_233P_NS.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
4. Полякова Л.П. 2016-2017 учебный год: динамичное развитие и творчество / Л.П. Полякова // Педагогическая сокровищница Донетчины. - 2016. - №2. - С.4.
5. Усова Л.В. Государство и образование: политические аспекты взаимодействия: автореф. дис. канд. полит. наук: спец. 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии / Усова Любовь Васильевна. - Москва, 2005. - 184 с.
Роберт Джексон
доктор философии, доктор литературы, почетный член академии социальных наук, почетный Директор учредитель образовательного исследовательского центра университета г. Уорвик
(г. Уорвик, Великобритания)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЙ В
ШКОЛАХ: «ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ» СОВЕТА ЕВРОПЫ
(фрагмент доклада публикуется с разрешения автора, перевод Я.В. Поляковой)
Введение
Процессы секуляризации, плюрализации и глобализации вызывают многочисленные дискуссии о месте религиозного образования в государственных школах, ведущие к изменениям в образовательной политике некоторых европейских стран. Недавно опубликованные книги о религиозном образовании в Западной Европе (Rothgangel, Jackson & Jäggle, 2014), Северной Европе (Rothgangel, Skeie & Jäggle, 2014) и Центральной Европе (Rothgangel, Schlag & Jäggle, 2015) раскрывают разнообразие образовательных систем и подходов к религиозному образованию в разных частях Европы. Все они показывают непрерывное воздействие религиозного многообразия на различные образовательные системы. Дальнейшие изменения являются результатом дискуссий о месте религии в социальной сфере демократического общества (Habermas, 2006). Например, изменения в политике Совета Европы, результаты которых отразились в новом направлении работы по изучению места религии в образовании с 2002 г., напрямую соотносятся с этими дискуссиями (Совет Европы, 2004, 2008а; Keast, 2007).
Недавняя публикация Совета Европы: «Дорожные указатели: политика и практика изучения религиозных и нерелигиозных мировоззрений в интеркультурном образовании» (Jackson, 2014a), подтверждает данные изменения, и рассматривает вопросы развития стратегии и методов в этой сфере как часть образования во всей Европе.