Научная статья на тему 'Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами как орган советской культурной дипломатии (1957-1967 гг. )'

Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами как орган советской культурной дипломатии (1957-1967 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
711
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРНЫМ СВЯЗЯМ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ / SOFT POWER / THE SOVIET CULTURAL DIPLOMACY / THE STATE COMMITTEE FOR CULTURAL RELATIONS WITH FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трегубов Н. А.

В статье освещаются основные параметры деятельности Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами (ГККС). Рассмотрены причины появления ГККС, его роль в системе органов власти Советского Союза, основные направления работы, а также причины и процесс ликвидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трегубов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE COMMITTEE FOR CULTURAL RELATIONS WITH FOREIGN COUNTRIES AS THE DEPARTMENT OF THE SOVIET CULTURAL DIPLOMACY (1957-1967)

The article highlights the activities of the State Committee for Cultural Relations with Foreign Countries (GKKS). The author describes the causes of the establishment of the Committee, the Committee's role in the system of the USSR authorities, the main activities of the Committee, as well as the process of its liquidation.

Текст научной работы на тему «Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами как орган советской культурной дипломатии (1957-1967 гг. )»

УДК 93/94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРНЫМ СВЯЗЯМ С

ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ КАК ОРГАН СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ

ДИПЛОМАТИИ (1957-1967 ГГ.)1

Н.А. Трегубов, к.пол.н., доцент ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный

университет» (НИУ) E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье освещаются основные параметры деятельности Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами (ГККС). Рассмотрены причины появления ГККС, его роль в системе органов власти Советского Союза, основные направления работы, а также причины и процесс ликвидации.

Ключевые слова: мягкая сила, советская культурная дипломатия, Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами.

В настоящей статье рассмотрены ключевые аспекты деятельности Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами (ГККС) при Совете министров СССР. Этот орган был образован в марте 1957 г. в целях «улучшения советской пропаганды на зарубежные страны». Непосредственным поводом для создания ГККС стали события в Венгрии (1956 г.), где «наша пропаганда оказалась не на высоте»1. В Постановлении ЦК КПСС о создании ГККС также указаны серьезные организационные и содержательные проблемы осуществления советской культурной и информационной политики за рубежом, обусловившие необходимость структурного реформирования системы органов государственной власти: а) несоответствие размаха и уровня советской пропаганды на зарубежные страны задачам Советского государства; б) отсутствие должной инициативы у соответствующих министерств, ведомств и общественных организаций; в) пассивный, оборонительный характер пропаганды на зарубежные страны; г) случайный характер активности и отсутствие инициативы в осуществлении культурных связей с зарубежными странами; д) бюрократическое отношение к инициативам организаций и отдельных лиц из стран народной демократии по организации культурных связей; е) разрозненность, бессистемность действий государственных учреждений, ведомств и общественных организаций, отсутствие продуманных планов; ж) отсутствие контроля выполнения ведомствами соглашений о культурном сотрудничестве; з) неудовлетворительное состояние материально-технической базы организаций, осуществляющих пропаганду на зарубежные страны2.

Общая цель работы ГККС в постановлении партийных директивных органов была обозначена как «руководство и координация деятельности [советских] организаций в области культурных связей с зарубежными странами»3. В информационной сфере главными задачами Комитета стали: а) руководство радиовещанием за границей, изданием и распространением за границей печатной продукции; б) снабжение зарубежных периодических изданий материалами о жизни в Советском Союзе и о его внешней политике; в) разработка приемов совершенствования пропаганды на зарубежные страны, изучение зарубежной пропаганды и анализ действенности советской пропаганды на зарубежные страны; г) координация планов министерств, ведомств и организаций в области советской пропаганды на зарубежные страны, подготовка соответствующих предложений для ЦК КПСС. В области культурных связей с

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213)

зарубежными странами в числе задач ГККС упомянуты разработка мероприятий (планов) по развитию соответствующих межгосударственных соглашений, координация работы советских учреждений и организаций, а также контроль выполнения возложенных на советские учреждения и организации задач4.

Ключевые функции ГККС заключались в планировании и руководстве работой советских государственных и общественных организаций в области культурно-информационного взаимодействия с зарубежными странами. В этой связи можно сказать, что ГККС задумывался партийным руководством страны в качестве единого центра оперативного управления усилиями Советского Союза в области культурной дипломатии, понимаемой в широком смысле - в качестве комплекса мероприятий, направленных на формирование общественного мнения за рубежом5.

На всем протяжении своего существования Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами находился в непосредственном подчинении Секретариата ЦК КПСС6. Решения ЦК КПСС по вопросам организации внешнеполитической пропаганды и культурных связей с зарубежными странами становились ключевым ориентиром деятельности Комитета. Об этом, в частности, свидетельствует обсуждение на заседаниях Комитета вопросов о ходе выполнения соответствующих постановлений ЦК КПСС,7 решений Пленумов ЦК КПСС8 и т. д. Кроме того, в ЦК КПСС в обязательном порядке утверждались подготовленные в Комитете проекты планов культурного сотрудничества с зарубежными странами9 и одобрялись уже подписанные международные соглашения10. Еще одним аспектом взаимодействия Комитета с высшим партийным руководством была подготовка ГККС справок для отделов аппарата ЦК КПСС о состоянии дел в сфере внешнеполитической пропаганды и культурного сотрудничества с зарубежными странами. Основными адресатами справок Комитета были Международный отдел (Международный отдел по связям с коммунистическими партиями капиталистических стран)11, а также Отдел пропаганды и агитации (Идеологический отдел) ЦК КПСС12. Кроме того, ГККС в числе других государственных и общественных структур занимался пропагандистским сопровождением ключевых мероприятий, организуемых ЦК КПСС, например, партийных съездов и юбилеев Октябрьской революции13. Наконец, Секретариат ЦК КПСС был также уполномочен регулировать ключевые внутренние вопросы деятельности Комитета. В частности, в непосредственной компетенции ЦК КПСС было назначение увольнение руководства ГККС14, направление членов комитета в зарубежные командировки в составе советских делегаций15, санкционирование проведения ГККС переговоров о планах культурного сотрудничества с зарубежными странами16 и другие подобные вопросы.

Совет Министров СССР, в отличие от ЦК КПСС, в основном регулировал материально-технические аспекты деятельности Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами. Большая часть постановлений и распоряжений Совета Министров СССР в отношении деятельности Комитета была связана с выделением помещений, автомобилей, оборудования, расходных материалов17, с утверждением и пересмотром смет расходов ГККС18, с выдачей разрешений на расходование средств ГККС на выполнение представительских функций (приемы делегаций, торжественные обеды и т.п.)19, а также с материально-техническим обеспечением «решений инстанции», принятых в отношении деятельности ГККС20. Вместе с тем, во взаимодействии Совета Министров СССР с ГККС существовали и некоторые нехозяйственные аспекты: (а) утверждение кадровых перестановок в руководстве ГККС постановлениями Совета Министров21; (б) утверждение Советом Министров официальных документов о культурном сотрудничестве СССР с зарубежными странами, направление этих документов на ратификацию Президиума ВС СССР22; (в) Организация Советом Министров участия ГККС в мероприятиях «всесоюзного значения», например, в открытии Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ)23; (г) перенаправление в ГККС «профильных» запросов, адресованных в Совет Министров СССР24.

Таким образом, в системе органов власти СССР Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами являлся структурой двойного подчинения. Содержательные аспекты деятельности ГККС, а также ключевые вопросы его внутренней организации, контролировались непосредственно Секретариатом ЦК КПСС. В свою очередь, Совет Министров СССР по отношению к ГККС преимущественно играл роль источника материально-технического обеспечения деятельности с правом требования финансовой отчетности.

К числу советских организаций, с которыми ГККС непосредственно взаимодействовал в процессе осуществления своих функций, относились Министерства и Государственные комитеты СССР и РСФСР25, советские общественные структуры26, отдельные ведомственные и вневедомственные учреждения27, а также исполкомы городских Советов28. При этом в большинстве случаев функции ГККС сводились к планированию и контролю осуществления планов культурного сотрудничества с зарубежными странами по линии отдельных министерств, ведомств и учреждений - Министерства культуры, Министерства высшего и среднего профессионального образования, Министерства здравоохранения, Союза писателей, Академии наук и т. д.29

Планирование культурного сотрудничества с зарубежными странами осуществлялось Организационно-плановым отделом ГККС. Этот отдел с помощью запросов аккумулировал соответствующие предложения советских организаций, а затем на основе этих предложений составлял проекты сводных планов культурного сотрудничества с зарубежными странами. Данные предложения в случае успешного прохождения проверки в ЦК КПСС становились основой для ведения переговоров с представителями зарубежных стран. После подписания соглашений о культурном сотрудничестве зарубежными контрагентами, их вторичного согласования в ЦК КПСС, утверждения в Совете Министров СССР, а также ратификации Президиумом Верховного Совета СССР работники Оргпланового отдела ГККС осуществляли контроль реализации этих соглашений советскими организациями, требуя от них соответствующей отчетности30. Структура планов культурного сотрудничества с зарубежными странами, как правило, включала такие типовые разделы, как «Культура и искусство», «Наука, высшее образование и просвещение», «Здравоохранение и спорт», «Радио, телевидение, печать». Содержание планов, а также отчетов об их исполнении чаще всего сводилось к количественным показателям обменов с зарубежными странами в каждой из названных сфер взаимодействия31.

Следующим базовым направлением работы Комитета стал оперативный анализ состояния дел в сфере культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами. Содержание справок и записок об осуществлении культурных связей с заграницей, составленных в ГККС, дает представление о том, на какие параметры организации советской культурной дипломатии специалисты ГККС обращали особое внимание. Для устранения тех или иных недостатков советской культурной дипломатии ГККС предполагались меры преимущественно организационного характера - конкретизация планов мероприятий, осуществление планирования на основе предложений низовых организаций, более тесное взаимодействие с организаций-исполнителей и контролирующих структур при подготовке обменов и т. п.32 В свою очередь, содержательные рекомендации ГККС по устранению недостатков советской культурной дипломатии, как правило, носили самый общий характер. Они включали указания на необходимость усиления «пропагандистской нагрузки» проводимых мероприятий, на необходимость подготовки мероприятий с учетом специфики каждой страны, упоминания о том, что культурные материалы должны «пропагандировать успехи советского народа в коммунистическом строительстве»33 и т. д.34

Наконец, еще один аспект деятельности ГККС был связан с непосредственным участием в осуществлении культурных связей с зарубежными странами. При образовании Комитета в его ведение были переданы Главное управление радиовещания [на зарубежные страны], Советское информационное бюро, а также Издательство литературы на иностранных языках35. В соответствии с этим значительная часть внешнеполитической информационной

активности изначально осуществлялась при непосредственном оперативном руководстве ГККС. Однако на рубеже 1950-1960-х гг., судя по всему, такая практика была признана малоэффективной. Вследствие этого названные подразделения ГККС были либо переподчинены соответствующим «информационным» комитетам Совета Министров СССР, либо приобрели формальный общественный статус. Вместе с тем выпуск некоторых ориентированных на заграницу периодических изданий (газеты «Московские новости» и журнала «СССР») продолжал оставаться в ведении Комитета на протяжении всего времени его существования36.

Большую часть функций, связанных с непосредственным участием в осуществлении культурных связей с зарубежными странами, ГККС выполнял во взаимодействии с МИД СССР. В частности, ГККС отвечал за распространение через советские посольства за рубежом различных информационно-пропагандистских материалов, за организацию при советских посольствах фильмотек для бесплатного просмотра советских фильмов37, за организацию работы с аккредитованными при МИД СССР иностранными корреспондентами38. Кроме того, следует иметь в виду, что все основные мероприятия по культурному и информационному сотрудничеству с зарубежными странами (беседы с представителями иностранной общественности и деловых кругов, согласование планов культурного сотрудничества с официальными представителями зарубежных стран, организация отдельных культурных обменов и т. д.) осуществлялись при участии сотрудников советских посольств за рубежом, выполнявших ключевые посреднические функции39. Помимо этого, вся основная информация о зарубежных контрагентах в сфере культурного сотрудничества, а также об освещении культурных и информационных мероприятий СССР в зарубежных СМИ, также аккумулировалась преимущественно в советских посольствах40. Необходимость постоянного оперативного контакта с советскими посольствами остро ощущалась руководством и сотрудниками ГККС41. Вместе с тем полномочий непосредственного управления сотрудниками посольств «через голову» МИД СССР Комитет не имел.

Ликвидация Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами в ноябре 1967 г. очевидно была связана с признанием партийными органами недостаточной эффективности его работы42. Решающее влияние на судьбу Комитета, судя по всему, оказала записка одной из комиссий ЦК КПСС «О недостатках в планировании международных связей Советского Союза, осуществляемых министерствами, ведомствами и общественными организациями». Содержание этой записки обсуждалось на совещании у Председателя ГККС 13 октября 1967 г. В резолютивной части протокола совещания содержалась директива: «учесть все замечания и предложения, изложенные в записке, обратив особое внимание на то, чтобы мероприятия, включаемые в планы, были конкретными, с четко сформулированными целями выезжающих и принимаемых делегаций с указанием их количественного состава и сроков командирования или приема». Кроме того, руководителям отделов Комитета предлагалось предпринять организационные меры «для исключения параллелизма и дублирования, обеспечения необходимого разграничения функций между планирующими организациями»43. Вместе с тем ко времени обсуждения записки ЦК КПСС принципиальное решение о ликвидации Комитета, судя по всему, было уже принято.

Процесс ликвидации Комитета носил «скоропостижный» характер. Об этом свидетельствует, с одной стороны, множество упоминаний во «внутренней» документации ГККС об осуществлении работниками Комитета планирования культурных связей на 19681969 гг.44 и, с другой стороны, полное отсутствие упоминаний о грядущей ликвидации ГККС вплоть до самых последних дней его существования. Ни в одном из «внутренних» документов ГККС за октябрь-ноябрь 1967 г. (приказов Председателя ГККС, протоколов совещаний у Председателя и протоколов заседаний Комитета) не содержалось даже намека на ликвидацию данной организации45.

Ключевым организационным последствием ликвидации Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами стала фактическая передача его функций созданному в рамках МИД СССР Отделу культурных отношений46. По мнению историка М.

Дэвида-Фокса, эта организационная трансформация имела во многом символическое значение, поскольку «СССР наконец нашел свой способ встроить культурную дипломатию в структуру традиционной дипломатии, как это и делали другие страны со времени Первой мировой войны»47.

***

Таким образом, создание в 1957 г. Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР может быть интерпретировано как попытка учреждения «единого оператора» советской культурной дипломатии, находящегося в непосредственном подчинении Секретариата ЦК КПСС. При этом достаточно быстро управленческие функции ГККС были сведены преимущественно к осуществлению планирования культурных и информационных связей с зарубежными странами, а также к контролю исполнения соответствующих планов советскими государственными и общественными структурами. Кроме того, Комитет обладал возможностью оценивать качество организации мероприятий в области культурных и информационных связей с зарубежными странами, а также фиксировать соответствие направляемой за границу культурной и информационной продукции идеологическим установкам партийных органов. При этом собственными инструментами воздействия на «нерадивых исполнителей» Комитет не располагал, в связи с чем фактически единственной возможностью влияния на вверенный «участок работы» для ГККС было информирование высшего партийного руководства о тех или иных недостатках в практике осуществления культурных связей с зарубежными странами. Серьезные трудности в работе Комитета были связаны с необходимостью совмещать контролирующие и исполнительские функции, а также с отсутствием оперативного контроля над деятельностью аппарата советских посольств, объективно находящихся «на передовой» советской культурной дипломатии. Совокупность названных обстоятельств, судя по всему, стали причиной ликвидации Комитета в 1967 г. и передачи его полномочий специальному отделу МИД СССР. Переход функций оперативного управления культурной дипломатией под контроль МИД СССР можно рассматривать как показатель осознания советским руководством более тесной связи между традиционными и нетрадиционными («жесткими» и «мягкими») аспектами внешней политики советского государства.

Примечания

1 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления Т. 2: Постановления. 1954-1958 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 575.

2 Там же. С. 575-577.

3 Там же. С. 578.

4 Там же. С. 579.

5 Cull N. J. Public Diplomacy before Gullion: The Evolution of a Phrase // Routledge Handbook of Public Diplomacy. Snow N., Taylor P.M., eds. - London; New York: Routledge, 2009. - P. 19-23; Голубев А.В., Невежин В.А. Формирование образа Советской России в окружающем мире средствами культурной дипломатии, 1920-е -первая половина 1940-х гг. - М.: ИРИ РАН: Центр гуманитарных инициатив, 2016 - C. 16.

6 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления Т. 2: Постановления. 1954-1958 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 578.

7 Государственный Архив российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 15, 18, 25, 46-49, 51, 54-55.

8 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 3, 33-34.

9 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 636. Л. 194; Оп. 1. Д. 857. Л. 135 и др.

10 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 629. Л. 53-55 и др.

11 В Международный отдел ЦК КПСС направлялись справки о культурных связях между СССР и отдельными странами, о планах культурного сотрудничества с зарубежными странами в целом, о работе СССР в международных организациях, записки в связи с планированием поездок делегаций породненных городов за границу, записи бесед с послами иностранных государств по вопросам международных культурных обменов (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 43. Л. 28, 68-71, 78, 81-84, 94-98, 173-175; Оп. 1. Д. 801. Л. 29-34, 56-58; Д. 802. Л. 10).

12 В Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС направлялись справки о состоянии советской пропаганды на зарубежные страны, отчеты о работе с иностранными корреспондентами, планы освещения в работавших на заграницу средствах массовой информации различных событий, справки об издании пропагандистских материалов для распространения в зарубежных странах (см.: ГАРФ. Ф. Р.-9518. Оп. 1. Д. 43. Л. 64-67, 103, 167169; Оп. 1а. Д. 6. Л. 4-6, 32-44).

13 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 2, 10, 21

14 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления Т. 2: Постановления. 1954-1958 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - С. 575.

15 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 37. Л. 74, 84 и др.

16 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 37. Л. 109, 121 и др.

17 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 3. Л. 26, 31, 67, 69-72, 75-88, 92-100, 104-107; Оп. 1. Д 37. Л. 29.

18 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 3. Л. 73, 89; Оп. 1. Д. 65. Л. 4-8, 23-94.

19 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 37. Л. 6, 8-9, 20, 34, 37-51, 54-56 и др.

20 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 37. Л. 52.

21 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 2. Л. 48-50, 86, 99-100 и др.

22 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 2. Л. 33-34а, 39-43, 84, 90 и др.

23 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 2. Л. 124-126, 138-141; Оп. 1. Д. 66. Л. 63.

24 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 37. Л. 1-2. Кроме того, в очень редких случаях, Совет Министров СССР мог принимать постановления, непосредственно затрагивающие базовые функции ГККС. Во «внутренней» документации Комитета есть упоминания об обсуждении на его заседаниях и совещаниях вопросов «О выполнении Постановления Совета Министров СССР от 15 ноября 1965 г. «О перспективном плане направления советских специалистов. в развивающиеся страны на ближайшие 3 -4 года» и «О мерах по реализации Постановления СМ СССР «Об обмене специалистами по линии межвузовского сотрудничества с социалистическими странами»» (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 857. Л. 161-162; Оп. 1а. Д. 8. Л. 1). Информации о том, принимались ли подобные постановления Совета Министров СССР самостоятельно, или же они предварительно согласовывались с ЦК КПСС, в данных документах, к сожалению, не содержится.

25 МИД СССР (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 862-864 и др.), Министерство культуры СССР и РСФСР (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 52, 315, 865, 1235-1236; Оп. 1а. Д. 14), Министерство просвещения РСФСР, Министерство образования СССР (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 23, 69, 712, 769, 865, 1233-1234; Оп. 1а. Д. 13), Министерство здравоохранения СССР (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 70, 630, 711, 779, 1237) и др.

26 Союз Советских обществ дружбы (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 32, 46, 869), ВЦСПС, Комитет защиты мира, Комитет советских женщин (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 45, 59; Оп. 1а. Д. 18-19), союзы творческих работников (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 60, 868, 1239-1240, Оп. 1а. Д. 20-23), союзы спортивных обществ (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 1241-1242).

27 ОАО «Интурист» (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 631-632, 667, 682, 700, 718, 746), представительство СССР при ООН (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 24, 31, 53), Академия Наук СССР (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 44, 67, 866-867; Оп. 1а. Д. 16-17).

28 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 634, 640-643, 664-666, 683, 701-703, 747, 752 и др.

29 Очень часто структура управления культурными связями СССР с зарубежными странами носила многоуровневый характер. В частности, организация артистических обменов с зарубежными странами осуществлялась по линии «ЦК КПСС - ГККС - Министерство культуры СССР - Госконцерт СССР - Дирекции театров и консерваторий» (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 22. Л. 85-97; Оп. 1а. Д. 6. Л. 45-48). Такая усложненная структура управления явно не способствовала оперативности и слаженности взаимодействия многочисленных «управляющих инстанций» с организациями, непосредственно задействованными в осуществлении культурных связей с зарубежными странами.

30 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 22. Л. 6-17; Оп. 1. Д. 66. Л. 28-35 и др.

31 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 628-629, 636, 646 и др. Пример типового плана культурного сотрудничества см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 628. Л. 49-57. Указание на отсутствие в отчетах об исполнении планов оценки «политического эффекта» от проведенных мероприятий см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 636. Л. 226.

32 Справка «О работе Союза композиторов СССР по повышению эффективности международных связей» (январь-апрель 1963 года) (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 22. Л. 123-130), Справка «О сотрудничестве Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР с социалистическими странами в области высшей школы в 1962 году» (ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 6. Л. 23-28).

33 Записка о фотовыставке «Семилетка в действии» (1963 г.) (см.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 6. Л.29-31)

34 Следует отметить, что при анализе культурно-информационного взаимодействия с США содержательные рекомендации ГККС зачастую носили более глубокий и разносторонний характер. Например, в справке «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД)» (1963 г.) в качестве основных недостатков советской пропаганды в США выделялись «отсутствие подлинно популярных, доходчивых изданий», отсутствие оперативности, монотонность и маловыразительность языка, отсутствие упоминаний в пропагандистской литературе о недостатках и проблемах коммунистического строительства. Вместе с тем одновременно авторы справки сетовали на малый удельный вес

идеологических вопросов в советской пропаганде на США, рекомендовали придать большее значение в советской пропаганде вопросам марксистко-ленинской теории. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1а. Д. 6. Л. 32-44.

35 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления Т. 2: Постановления. 1954-1958 / Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 578.

36 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 43. Л. 167-169; Оп. 1. Д. 857. Л. 102; Оп. 1а. Д. 8. Л. 35,

37 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 43. Л.105-108, 167-169; Оп. 1. Д. 64. Л. 24-30; Оп. 1. Д. 65. Л. 45-47.

38 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 43. Л. 111-119; Оп. 1. Д. 801. Л. 44-55; Оп. 1а. Д. 6. Л. 4-6.

39 См., напр.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 346. Л. 1-12, 54-84, 86-89, 171-181; Оп. 1. Д. 347. Л. 39-46, 177-189, 205208, 267-296.

40 См., напр.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 346. Л. 13-29; Оп. 1. Д. 347. Л. 175-176, 190-198, 209-234, 235-254, 262266.

41 В частности, на одном из совещаний у Председателя ГККС в 1967 г. обсуждался вопрос о возможности предоставления Комитету одного экземпляра ежедневных обзоров иностранной прессы, получаемых МИД СССР от советских посольств за границей. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 857. Л. 93.

42 Впервые о ликвидации ГККС было упомянуто на заседании Президиума ЦК КПСС 25 апреля 1963 г. Однако, как следует из стенограммы данного заседания, предложение о ликвидации ГККС на нем было сделано «в проброс», в контексте общих размышлений Н.С. Хрущева о создании большого идеологического управления в аппарате ЦК КПСС. Организационного оформления в 1963 г. это предложение не получило. См.: Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления Т. 1. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы / Гл. ред. А.А. Фурсенко. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2015. - С. 723-731.

43 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 857. Л. 169-170.

44 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 804. Л. 55; Оп. 1. Д. 857. Л. 197; Оп 1а, Д. 8. Л. 2, 4 -5 и др.

45 ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 806. Л. 1; Оп. 1. Д. 857. Л. 20, 199-201; Оп. 1а. Д. 8. Л. 5.

46 Gould-Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. 2003. Vol. 27. No. 2. - P. 206.

47 Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 гг. / Пер. с англ. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. С. 534.

THE STATE COMMITTEE FOR CULTURAL RELATIONS WITH FOREIGN COUNTRIES AS THE DEPARTMENT OF THE SOVIET CULTURAL DIPLOMACY

(1957-1967)

Tregubov N., Cand. Sc. (Pol.), South Ural State University (SUSU) E-mail: [email protected]

Abstract

The article highlights the activities of the State Committee for Cultural Relations with Foreign Countries (GKKS). The author describes the causes of the establishment of the Committee, the Committee's role in the system of the USSR authorities, the main activities of the Committee, as well as the process of its liquidation.

Keywords: soft power, the Soviet cultural diplomacy, the State Committee for Cultural Relations with Foreign Countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.