DATA ABOUT THE AUTHORS
Hordei Oksana, Doctor of Economics, Professor, Professor Department of the Finance Patsai Bogdan, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Economic Cybernetics
University State Fiscal Service of Ukraine University's street, 31, Irpin, Kyiv region, 08201, Ukraine
УДК 336.2
ДЕРЖАВНИЙ БОРГ: СУТН1СТЬ, НАСЛ1ДКИ I МОЖЛИВ1СТЬ ПОГАШЕННЯ
Гуляева О.С., Уманська В.Г.
Кпючов'1 слова: державний борг, валовий внутр'шнш продукт, деф/'цит бюджету, соцально-eKOHOMi4Hi Ha^idKu державного боргу.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПОГАШЕНИЯ
Гуляева О.С., Уманская В.Г.
В статье изучена сущность государственного долга, рассмотрены положительные и отрицательные социально-экономические последствия долговых заимствований для стран заемщиков. Проанализирована динамика основных показателей государственного долга отдельных экономически развитых и развивающихся странах мира. Рассмотрена возможность его погашения.
В целях удовлетворения разнообразных потребностей общества, для покрытия своих расходов государство вынуждено привлекать свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения. Государственный долг является, наравне с налоговыми поступлениями и эмиссией денежных средств, основным источником покрытия дефицита бюджета. Финансовый климат любого государства, перспективы его развития определяются, прежде всего, состоянием таких показателей как величина государственного бюджета, дефицита, и конечно, государственного долга, который является - агрегированной характеристикой как бюджета, так и дефицита. В настоящее время в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса проблема состояния государственного долга и управления им становится все более актуальной.
Целью исследования является определение сущности, последствий государственного долга и поиск возможностей его погашения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: уточнить экономическую сущность государственного долга; раскрыть положительное и отрицательное влияние государственной задолженности на социально-экономические процессы; проанализировать динамику государственного долга отдельных стран мира; рассмотреть возможность его погашения.
С экономической точки зрения: «Государственный долг - это система денежно-кредитных отношений, в результате которых происходит перераспределение временно свободных денежных средств резидентов и нерезидентов, иностранных государств и международных финансовых организаций в процессе которых образуется долговые обязательства для удовлетворения государственных потребностей».
В настоящее время рост государственной задолженности рассматривается как условие экономического развития. С помощью государственного долга обеспечивается способность государства решать поставленные социально-экономические задачи, осуществляется государственное регулирование экономики. Государственный долг может иметь как положительное значение для страны, так и отрицательное.
Величину государственного долга следует рассматривать в сравнении с другими макроэкономическими показателями состояния экономического развития страны, такими, к примеру, как ВВП. Этот показатель показывает возможность обслуживания долга за счет произведенного в стране продукта за год. Причем, если наблюдается рост ВВП, то и долг может увеличиваться, главное, чтобы темпы роста ВВП превышали темп роста долга.
Анализ мировой практики государственных заимствований свидетельствует, что государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве цивилизованной страны. Однако, он свидетельствует о разрыве между экономическими возможностями и социальными потребностями страны.
Объем государственного долга большинства стран мира ежегодно увеличивается и полное погашение этих долговых заимствований в настоящее время становится все более нереальным из-за их размера, и государственный долг превращается виртуальную величину.
Поэтому, многие страны-должники стараются принять все возможные меры, чтобы не попасть в список безнадежных заемщиков. Главным путем решения проблемы роста государственного долга
стран-заемщиков является мобилизация собственных усилий по подъему экономики своей страны, а именно: реализации политики, направленной на сокращение расходов государственного долга, рационализацию импорта, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, повышение эффективности использования внешних кредитов и ряд иных мероприятий.
В то же время, необходимо отметить, что взаимные долговые обязательства разных стран мира являются фактором стимулирующим экономическое развитие страны и укрепляющим международное сотрудничество.
Ключевые слова: государственный долг, валовой внутренний продукт, дефицит бюджета, социально-экономические последствия государственного долга.
A PUBLIC DEBT: ITS ESSENCE, IMPACT ON ECONOMY AND REDEMPTION POSSIBILITIES
Gulyaeva O.S., Umanska V.G.
An essence of public debt is reviewed in this article along with its impacts (good and bad) on economy and society of borrowing countries. Evolution of main indicators of public debt in certain countries is analyzed in this article. Authors also review public loan's redemption possibilities.
Governments had to attract free capital of other business entities and citizens to satisfy various public needs and to cover its expenditures. Public debt together with taxes Financial climate of any country, its development possibilities are defined by such indicators as public budget, deficit and, of course public debt, which is an aggregate indicator of both budget and deficit. Nowadays this problem becomes more and more important in the view of global economic crisis.
A purpose of this research is to define essence and economic impacts of public debt and its redemption possibilities.
The following tasks were set to reach these goals: to specify economic essence of public debt, to show pros and cons of public debt for social and economic activities; to analyze certain countries' public debt's evolution; to review its redemption possibilities.
The economic point of view is that «A public debt is a system of monetary relations that cause redistribution of free capital of residents, non-residents, foreign countries and international monetary funds that transfer to debts aiming at public needs' satisfaction».
Nowadays public debt's increase is reviewed as a condition of economic growth. A public debt provides government's ability to solve social-economic problems. A public debt can have positive or negative impact on the country.
The amount of the public debt can be analyzed together with the other indicators, such as GDP, for example. This indicator show an ability to cover the debt with the output produced in the country for a period. The main point is that a growth rate of the GDP should be higher than a growth rate of GDP.
A public debt is a normal thing for modern countries according to world public borrowing practice. Nevertheless it shows a difference between country's economic potential and society's needs.
The amount of a public debt of modern countries increases annually, and nowadays full redemption of this debt is unreal grace to its size, so it becomes virtual.
That's why many country-borrowers try not to become bad debtors. Their main method is to mobilize their efforts to internal economic growth, namely to cut budgetary expenditures, to rationalize import, to diverse economic potential, to improve efficiency of external borrowing, etc.
At the same time we must admit that mutual obligations of different countries are stimulating economic growth and enlarge international cooperation.
Key words: public debt, GNP, budget deficit, social-economic impact of public debt.
Вступление. Государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние и на денежное обращение, и на финансовый рынок, и на рынок инвестиции, и на объемы национального производства, а значит и на занятость и структуру потребления, и на многие другие экономические процессы. Именно это влияние объясняет многогранную роль государственного долга в развитии любой страны.
Актуальность. В целях удовлетворения разнообразных потребностей общества, для покрытия своих расходов государство вынуждено привлекать свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и населения. Государственный долг, наравне с налоговыми поступлениями и эмиссией денежных средств, является основным источником покрытия дефицита бюджета. Финансовый климат любого государства, перспективы его развития определяются, прежде всего, состоянием таких показателей как величина государственного бюджета, дефицита, и конечно, государственного долга, который является агрегированной характеристикой как бюджета, так и дефицита. В настоящее время в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса проблема состояния государственного долга и управления им становится все более актуальной.
Анализ основных исследований и публикаций. Проблемам исследования государственного долга посвятили свои работы многие ученные, среди которых: А.Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл, и другие.
Целью исследования является определение экономической сущности государственного долга, его последствий и поиск возможностей его погашения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическую сущность государственного долга;
- раскрыть положительное и отрицательное влияние государственной задолженности на социально-экономические процессы;
- проанализировать динамику государственного долга отдельных стран мира;
- рассмотреть возможность его погашения.
Постановка проблемы. С экономической точки зрения: «Государственный долг - это система денежно-кредитных отношений, в результате которых происходит перераспределение временно свободных денежных средств резидентов и нерезидентов, иностранных государств и международных финансовых организаций в процессе которых образуется долговые обязательства для удовлетворения государственных потребностей» [1, С.10]. В определении А.Э. Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл и Р.Дж. Кэмпбелл четко выделена причина возникновения государственного долга: «государственный долг - это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет» [2, С. 402]. В 97 статье Бюджетного кодекса РФ сказано, что «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса» [3, Ст. 97]. В статье 2 Бюджетного кодекса Украины определено, что «государственный долг - общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов) состоянием на отчетную дату, которые возникают в результате государственного заимствования» [4, Ст. 2].
Исходя из вышесказанного, можно выделить общие положения понятия «государственный долг»:
- это долговые обязательства государства;
- они появляются вследствие бюджетного дефицита;
- имеют возвратную и возмездную основу;
- возникают перед физическими и юридическими лицами отечественного или иностранного государства, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права;
- в результате заимствований происходит перераспределение временно свободных денежных средств для удовлетворения государственных потребностей.
В настоящее время рост государственной задолженности рассматривается как условие экономического развития. С помощью государственного долга обеспечивается способность государства решать поставленные социально-экономические задачи, с его помощью осуществляется государственное регулирование экономики. Причем, государственный долг может иметь как положительное значение для страны, так и отрицательное.
Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:
- эмитируя долговые обязательства, государство воздействует на процессы сбережения, накопления населения и хозяйствующих субъектов, и тем самым, с одной стороны, позволяет иметь инвесторам ликвидный и доходный инструмент в активах, а с другой способствует нормализации денежного обращения в стране, уменьшая денежную массу в процессе выпуска очередного транша и увеличивая ее в периоды погашения;
- предоставляя государственные гарантии по кредитам перспективным предприятиям и малому и среднему бизнесу решаются проблемы стимулирования производства, строительства, в результате чего снижается уровень безработицы, а значит, ускоряются процессы социально-экономического развития страны.
- государственные заимствования не увеличивают совокупный спрос, а только меняют его структуру, то есть государственные заимствования относятся к неифляционным источникам финансирования дефицита бюджетов;
- долговые заимствования относятся к неналоговым методам финансового регулирования экономики, и если заимствования направляются не на погашение дефицита бюджета, а на реализацию каких либо инвестиционных проектов в строительстве, промышленности долгосрочного характера, приносящие доход в последующем, то они позволяют исполнительным органам власти перераспределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны, в отличии от бюждетного финансирования за счет налоговых поступлений;
- межправительственные займы и иные заимствования у международных финансовых организаций являются фактором укрепления международного сотрудничества.
Однако, государственный долг имеет и отрицательное влияния на социально-экономические процессы, которое проявляются в том, что:
- в случае, если значительную часть государственного долга составляют внешние заимствования, то при ухудшении состояния отечественной экономики и проведении девальвации национальной денежной единицы государственный долг, выраженный в национальной валюте возрастает;
- увеличение государственной задолженности темпами превышающими рост ВВП, приводит к ухудшению показателей характеризующих страну как заемщика, и суверенный кредитный рейтинг страны может быть снижен, что в свою очередь является фактором на который ориентируются инвесторы при размещении средств в ценные бумаги государства;
- значительное увеличение внешнего долга, превалирование его над внутренним, делает страну зависимой не только от отечественной экономики, но от состояния мировой экономики и доступности для нее международных рынков капитала;
- часто получение ресурсов на международных рынках, у международных финансово-кредитных организаций таких как МВФ, Всемирный Банк связано с выполнением ряда условий, что делает страну и ее правительство экономически зависимыми от других стран и организаций, иногда такая зависимость ведет и к потере политической независимости;
- государственные долговые обязательства считаются самыми низко рискованными, и инвесторы безусловно предпочитают вложения в государственные ценные бумаги, в результате чего при чрезмерном увеличении государственного долга ограничиваются инвестиционные возможности в реальные сектора экономики, эти негативные тенденции усиливаются при высокой доходности государственных бумаг.
- высокая доходность государственных бумаг увеличивает их привлекательность, что в совокупности с другими факторами ведет к уменьшению свободных ресурсов на рынке и увеличению ставки банковского процента по кредитным ресурсам;
- увеличение заимствований, высокие процентные ставки ведут к необоснованному росту бюджетных средств на обслуживание государственного долга, а значит, отвлекает бюджетные ресурсы для инвестирования, что в итоге негативно сказывается на хозяйственном и социальном развитии страны;
- государственный долг в итоге должен быть погашен за счет средств бюджета, основным источником пополнения которого являются налоговые и неналоговые доходы, таким образом, средства полученные от заимствований это взятые в долг налоги, особенно если используется на погашение бюджетного дефицита, следовательно, государственная задолженность перекладывается на плечи будущего поколения.
Таким образом, наращивание государственного долга может быть направленно на положительные сдвиги в структуре общественного производства, а с другой стороны может являться отражением кризисных процессов в экономике. В настоящее время в мире есть только 5 государств или территорий с особым статусом, который дает право на ведение самостоятельной экономической политики, не имеющих долгов: это Макао-автономия в составе КНР, Палау, Британские Виргинские острова, входящие в состав Соединенного Королевства, Бруней и Лихтенштейн. [5] Остальные страны проводят политику долгосрочного бюджетного дефицита, требующую наращивания заимствований. При этом основная часть задолженности, возникла в последние два - три десятилетия.
Проанализируем динамику государственного долга отдельных стран мира. Абсолютную величину государственного долга никогда не следует рассматривать как обособленную категорию, его рост не может быть свидетельством только негативных тенденций в экономике или причиной дефолта. Величину государственного долга всегда следует рассматривать в сравнении с другими макроэкономическими показателями состояния экономического развития страны.
Важнейшим показателем, характеризующим состояние государственного долга, является отношение долга к валовому внутреннему продукту. ВВП - это показатель, отражающий рыночную стоимость всех произведенных за год товаров и услуг во всех отраслях экономики в стране для потребления, экспорта и накопления. Поэтому, показатель государственного долга к ВВП показывает возможность обслуживания долга за счет произведенного в стране продукта за год. Причем, если наблюдается рост ВВП, то и долг может увеличиваться, главное, чтобы темпы роста ВВП превышали темп роста долга. Превышение темпов роста государственного долга свидетельствует о том, что заимствования идут не на воспроизводство, не на вложения в перспективные отрасли народного хозяйства, а значит не на стимулирование экономического роста, а на погашения дефицита государственного бюджета. А если темп роста госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП, то это говорит о изменении структуры инвестиций из реального сектора в государственных долговые обязательства, что отражается снижением объема производственного капитала в экономике в целом. Динамика государственного долга к валовому внутреннему продукту отдельных стран мира приведена в таблице 1.
Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что на начало 2015 года государственный долг стран с индустриальной экономикой примерно равен их ВВП. Так соотношение государственного долга Японии составлял 246% к ВВП, Греции - 177,1%, Италии почти 132,1%, США - 104,8%, Сингапура почти 99%, Франции -95,6%. Почти у всех этих стран, за исключением Канады и Швейцарии, за последние 20 лет государственный долг по отношению к ВВП удвоился, а у Японии он вырос в 3 раза. Но вероятность отказа от обслуживания долга этих стран является низкой, это не может говорить о наступление дефолта, более того они имеют высокие кредитные рейтинги, за исключением Греции. Япония, имеющая наихудшее соотношение государственного долга к ВВП при этом стоит на втором месте по величине международных резервов. Следует так же отметить, что у таких стран как Германия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Швейцария темпы прироста ВВП опережают темпы роста государственного долга - данная тенденция действительно является положительной. У стран с развивающимися экономиками таких как России, Саудовской Аравии, Бразилии, Индии государственный долг за последние 20 лет снизился, однако это то же не может говорить о благополучии в экономике страны, более того, это может являться сдерживающим фактором экономического развития страны. Так же следует обратить внимание на негативные тенденции в экономике России и Украины которые привели в 2014 году к приросту государственного долг над ВВП на 27% и 77% соответственно.
Таблица 1. Динамика государственного долга к ВВП отдельных стран, %
Страна 1992 2002 На декабрь 2012 На декабрь 2013 На декабрь 2014
Великобритания 41,3 35,9 85,8 87,3 89,4
Германия 40,9 59,6 79,3 77,0 74,6
Греция 94,2 98,1 156,5 175,0 177,1
Испания 45,4 51,3 84,4 92,1 97,7
Италия 104,7 101,9 123,1 128,5 132,1
ОАЭ - 3.6 17,0 15,9 15,7
Индия 77.3 82,9 67,5 65,8 66,1
Китай 21,61 37,7 37,1 39,4 41,1
Канада 89,5 80,5 87,9 87,7 87,9
Россия 40,3 12,7 14,0 17,8
США 56,7 58,3 102,5 104,8 104,8
Саудовская Аравия 47,8 96,4 3,6 2,2 1,6
Сингапур 76,3 94,4 105,5 102,1 98,6
Украина 32,3 37,5 40,7 71,2
Финляндия 22,3 40,2 52,9 55,6 59,0
Франция 39,8 59,8 89,4 92,3 95,6
Швейцария 47,1 63,1 48,2 47,1 46,3
Япония 71,2 164,0 236,6 242,6 246,2
Бразилия 78,7 63,5 62,2 65,2
Источник: [6]
Вторым важным параметром для рассмотрения возможности погашения долговых обязательств является объем долга в расчете на душу населения (табл.2., рис.1).
Таблица 2. Показатели государственного долга на душу населения на конец декабря 2014 г.
Страна Госдолг млрд. дол. США Население, млн.чел На душу населения, тыс. дол. США
Великобритания 2672,06766 64, 77 41,25
Германия 2897,34921 81,17 35,65
Греция 417,72 10,81 38.64
Испания 1339,91 46,44 28.85
Италия 2828,5252 60,80 46,52
ОАЭ 62,71365 9,45 6,63
Индия 1366,2209 1254,02 1,09
Китай 4255,8228 1374,62 3,09
Канада 1569,015 35,99 35,99
Россия 331,258 146,27 2,26
США 18255,112 321,57 56,76
Саудовская Аравия 1,08916 30,77 0,035
Сингапур 303,688 5,54 54,82
Украина 93,984 42,96 2,19
Финляндия 160,48 5,47 29,33
Франция 793,3844 66,09 12
Швейцария 324,58152 8,24 39,39
Япония 11328,79452 126,82 89,331
Бразилия 1529,592 204,45 7,48
Источник: рассчитано авторами по данным [6].
Данный показатель отражает сколько государственного долга приходится на каждого жителя страны. Наименьший показатель 35 долларов США на душу населения имеет Саудовская Аравия, наибольший более 89000 у Японии. Как правило, у стран с развивающейся экономикой данный показатель небольшой, по сравнению со странами с развитой экономикой. Так у Канады, Германии, Швейцарии, Великобритании и Греции этот показатель составляет порядка 35-40 тысяч долларов США. Несмотря на кажущуюся разность при анализе предыдущих показателей государственного долга Украины и России величина задолженности на душу населения примерно равна. У Индии, Китая, России и Украины этот показатель составляет от 1 до 3 тысяч долларов США.
1 данные за 1995 год
Рисунок 1. Величина государственного долга на душу населения по данным на декабрь 2014 г, тыс. дол. США
Источник: рассчитано авторами по данным [6]
Таким образом, анализ основных показателей государственных заимствований ведущих стран мира показал, что объем государственного долга большинства стран мира ежегодно увеличивается, что вызвано в основном ростом дефицита государственного бюджета. Государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве цивилизованной страны.
Однако не следует забывать, что государственный долг свидетельствует о разрыве между экономическими возможностями и социальными потребностями страны, а значит, с ростом государственного долга социальные потребности превалируют над реальными возможностями страны. В свою очередь, рост государственного долга неизбежно приводит к увеличению дефицита бюджета, что в свою очередь приводит к ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.
Стоимость текущего обслуживания долга для некоторых стран может привести к ограничению возможностей по управлению долгом, или даже к дестабилизирующему воздействию на экономику в целом, особенно при любых финансовых кризисах, порожденных хоть внутренними проблемами страны, хоть мировыми процессами. Рост государственного долга вызывает рост процентных платежей, и увеличение стоимости заимствований даже на 0,5 процентных пункта может привести к увеличению стоимости текущего обслуживания долга на миллионы долларов.
Конечно, правительства всех стран, особенно развивающихся, принимают различные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это может не только ограничить доступ к мировым финансовым ресурсам, но и увеличить стоимость заимствований.
Полное погашение государственного долга большинства стран мира в настоящее время становится нереальным из-за его размера, и государственный долг начинает напоминать «долговой пузырь». Для предотвращения его раздувания необходимо:
- четко координировать долговую политику государства с финансовой и экономической политикой;
- обеспечивать эффективное целевое использование привлеченных средств;
- улучшать контроль за использованием заемных средств, с целью оптимизации расходы и дополнительных способов экономии;
- сохранять темпы прироста госдолга на уровне прироста ВВП, путем направления заемных средств на развитие экономики страны,
- расширять и диверсифицировать экспортный потенциал;
- проводить системные институциональные изменения, создающие благоприятный инвестиционный климат в стране, укреплять доверие к экономике страны;
- облегчать бремя внешнего долга путем увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций;
- создавать условия для предотвращения оттока капитала за пределы страны;
- предпринимать административные меры против нелегального вывоза капитала;
- оптимизировать структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны;
- осуществлять мониторинг динамики долговых выплат, в целях минимизация стоимости долга за счет увеличения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;
- создавать оптимальную структуру государственных займов, с целью снижения затрат на обслуживание долга:
- регулировать график погашения долга таким образом, чтобы основные выплаты приходились на моменты ожидаемого роста экономики, в целях минимизации риска для экономики страны;
- своевременно и полно выполнять обязательства с целью недопущения начисления штрафов за просрочку и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика.
Однако, несмотря на меры принимаемые мировыми правительствами размеры государственных долгов продолжают неуклонно расти. В 2014 году общий государственный долг всех стран мира составил около 56 трлн. долларов США. Создаются новые международные кредитные организации для кредитования и поддержания экономик определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский Валютный Фонд или Банка Развития БРИКС.
Выводы. Таким образом, анализ мировой практики государственных заимствований свидетельствует о широком использовании заемных средств для финансирования расходов бюджета большинством стран мира. Государственный долг - это уже естественное явление в мировом финансовом хозяйстве.
Однако не следует забывать, что государственный долг свидетельствует о разрыве между экономическими возможностями и социальными потребностями страны, а значит, с ростом государственного долга социальные потребности превалируют над реальными возможностями страны. Стоимость текущего обслуживания долга для некоторых стран может привести к ограничению возможностей по управлению долгом, или даже к дестабилизирующему воздействию на экономику в целом, особенно при любых финансовых кризисах, порожденных хоть внутренними проблемами страны, хоть мировыми процессами.
Объем государственного долга большинства стран мира ежегодно увеличивается, что вызвано в основном ростом дефицита государственного бюджета. Полное погашение этих долговых заимствований в настоящее время становится все более нереальным из-за их размера, и государственный долг превращается виртуальную величину.
Поэтому, многие страны-должники стараются принять все возможные меры, чтобы не попасть в список безнадежных заемщиков, так как это неизбежно ограничит доступ к иностранным финансовым ресурсам. Главным путем решения проблемы роста государственного долга стран-заемщиков является мобилизация собственных усилий по подъему экономики своей страны, а именно: реализации политики, направленной на сокращение расходов государственного долга, рационализацию импорта, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, повышение эффективности использования внешних кредитов и ряд иных мероприятий.
В то же время, необходимо отметить, что взаимные долговые обязательства разных стран мира являются фактором стимулирующим экономическое развитие страны и укрепляющим международное сотрудничество.
Список источников литературы
1. Гуляева О. С. Дискуссионные вопросы экономической сущности государственного долга //Факторы развития экономики России, VIII Международная научно-практическая конференция. Тверь, 2016.
2. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; пер. с англ. В.В. Лукашевич и др. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994.
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4.»Бюджетный кодекс Украины» от 08.07.2010 №2456-VI (ред. от 13.02.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2456-17
5. Единственные страны в мире, которые не имеют долгов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fin-eco.ru/2014/06/strany-kotorye-ne-imeyut-dolgov.html
6. Государственный долг к ВВП - список стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-debt-to-gdp
References
1. Gulyaeva O.S. Discussionnye voprosy ekonomicheskoi sushchnosti godsdarstvennogo dolga // Faktory razvitiya ekonomiki Rossii, VIII Mezhduradnaya nauchno-practicheskaya konferentsiya. Tver, 2016
2. Dolan E.G., Campbell K.D., Campbell R.G. Dengi, bankovskoe delo I denezhno-kreditnaya politika. per. S angliyskogo V.V. Lukashevich. Spb.: 1994
3. «Budgethyi kodeks RF» 31.071998 N 145-FZ (red. 15.02.2016): http://www.consultant.ru
4. «Budgethyikodeks Ukrainy» 08.07.2010 N2456-VI (red. 13/02/2016): http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2456-17
5. Edinstvennye strany v mire, kotorye ne imeiut dolgov: http://www.fin-eco.ru/2014/06/strany-kotorye-ne-imeyut-dolgov.html
6. Gosudarstvennyi dolg k VVP - spisok stran: http://ru.tradingeconomics.com/country-list/government-debt-
to-gdp
ДАН1 ПРО АВТОР1В:
Гуляева Ольга Crarn^aBiBHa, к.е.н., доцент, доцент кафедри фiнансiв Тверський державний ушверситет, e-mail: gos [email protected]
Уманська BiKropia Григорiвнa, к.е.н., доцент, доцент кафедри економiки пiдприeмництва, облiку та аудиту Черкаський нацюнальний унiверситет iменi Богдана Хмельницького, e-mail: [email protected]
ДАНЫЕ О АВТОРАХ:
Гуляева Ольга Станиславовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Тверской государственный университет, e-mail: gos [email protected]
Уманская Виктория Григорьевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предпринимательства, учета и аудита
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, e-mail: [email protected]
ABOUT AUTHORS:
Gulyaeva Olga, PhD in Economics, Associate Professor, Department of finance The Tver State University, e-mail: gos [email protected]
Umanska Viktoriia, PhD in Economics, Associate Professor, Department of finance, business, accounting and audit, The Bohdan Khmelnytsky National University of Cherkasy, e-mail: [email protected]
336.711(477)
НАЦЮНАЛЬНИЙ БАНК УКРА'НИ ТА СУЧАСН1 РЕАЛП УКРА1НСЬКО1 ЕКОНОМ1ЧНО1 КРИЗИ
Диба Л.М.
Предметом статт'1 е аналiз перешкод зовншнього та внутршнього характеру на шляху '¡нтеграц'УУ вiтчизняноУ банквськоУ системи в европейський фiнансовий прост1р та проблем регулювання Нацональним банком УкраУни економiчних процесв у держав в умовах сучасних кризових явищ.
Мета статт'1 полягае у дослдження дш Нацонального банку, фактор'т та чинникв впливу на стшюсть банювсько!' системи в перод ф'тансово-економ'чноУ кризи в Укран у цлому та забезпечення стабльного функцонування банквськоУ системи на украУнському валютному ринку зокрема.
Методи досл'дження. При вивченн проблематики та для досягнення мети використанi так загальнонауков! методи: системний пiдхiд, методи абстракцП, аналзу i синтезу та порiвняння щодо вивчення процес в стану тенденц й розвитку.
Результати дослдження. На п'дстав! вивчення та анал'зу свтового i втчизняного досв'ду, сформульованi рекомендацИ для забезпечення покращення ситуацУ в банквськш систем/ УкраУни, недопущення погiршення фнансового стану банкв та в'дновлення дов 'ри громадян.
Галузь застосування результат'^ досл'дження. Подан в робот/ теоретичн!' положення, висновки ! рекомендацУ, можуть бути використанi для формування полiтики забезпечення повноцнного функцонування банквськоУ системи УкраУни.
Висновки. Полягають у тому, що Нацональний банк УкраУни в систем/ органiв держави, грае роль важливого регулятивного центру, який скеровуе банквську i кредитну систему / виступае сьогодн важливим фактором формування / розвитку все грошово-кредитноУ полiтики в краУн.
Ключов'1 слова. Банквська система, Нацональний банк, глобалiзацiя, свтова економ'чна криза, ф нансова система, ф нансовий ринок, валютний ринок.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ УКРАИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Дыба Л.Н.
Предметом статьи является анализ препятствий внешнего и внутреннего характера на пути интеграции отечественной банковской системы в европейское финансовое пространство и проблем регулирования Национальным банком Украины экономических процессов в государстве в условиях современных кризисных явлений.
Цель статьи заключается в исследование действий Национального банка, факторов влияния на устойчивость банковской системы в период финансово - экономического кризиса в Украине в целом и обеспечения стабильного функционирования банковской системы на украинском валютном рынке в частности.