Государственный экологический мониторинг экосистемы
озера Байкал
О. П. Коломеец Байкаяприрода МПР России
Правовыми основаниями постановки работ по мониторингу Байкальской природной территории являются:
- статья 20 «Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал» Федерального закона «Об охране озера Байкал» (№94-ФЗ от 01.05.1999);
- подпрограмма «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории» ФЦП «Экология и природные ресурсы России (20022010 годы)», утв. Постановлением Правительства РФ № 860 от 07.12.2001-,
- статья 63 «Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» Федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.2002);
- Постановление Правительства РФ «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» (№ 177 от 31.03.2003 г.).
Исходя из требований Федерального закона «Об охране озера Байкал», сохранение естественного качества и количества водных объектов является основой регламентации хозяйственной деятельности и природопользования в условиях Байкальского региона.
Основной целью государственного мониторинга экосистемы озера Байкал (ГМЭС Байкал) является своевременное предупреждение негативных изменений состояния уникальной экологической системы озера Байкал под влиянием природных факторов и антропогенных нагрузок.
Долгосрочными целевыми направлениями ГМЭС Байкач являются:
• комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов Байкальской природной территории;
• формирование фонда государственных информационных ресурсов, включающего данные о состоянии природных ресурсов и окружающей природной среды, об их использовании и охране;
• обеспечение органон государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией.
Основной задачей ГМЭС Байкал является своевременное предупреждение негативных изменений состояния уникальной экологической системы озера Байкал под влиянием процессов, вызванных природными факторами, а также под воздействием антропогенных нагрузок посредством обеспечения системы управления природопользованием информацией, необходимой для разработки и реализации мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Байкальского региона в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологическою разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение.
Функции ГМЭС Байкал:
• координация деятельности но созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов БПТ;
• регулярные наблюдения за антропогенными и природными факторами, воздействующими на окружающую природную среду;
• сбор, хранение, пополнение и обработка данных наблюдений;
• создание и ведение банков данных;
• оценка фактического состояния (качества) природной среды;
• прогноз возможных изменений состояния окружающей природной среды на основе ретроспективного анализа ряда наблюдений;
• получение технически современной, регулярно актуализируемой информационной системы обеспечения изучения, воспроизводства, охраны и использования природных ресурсов озера Байкал и его бассейна, в т.ч. для обоснования и установления экологических зон и охранных границ различного назначения и категорийности;
• повышение эффективности потребления имеющихся информационных ресурсов, характеризующих природно-ресурсный потенциал и его использование, за счет перевода их в современную цифро-
вую форму и на основе комплексного подхода к отображению состояния и динамики изменений всех природных ресурсов региона во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях.
Своевременная и достоверная информация о состоянии (качестве) и загрязнении окружающей природной среды является необходимым фактором для принятия оптимальных управленческих решений и оценки эффективности принимаемых природоохранных мер органами государственною управления, отраслями экономики, природно-ресурсными ведомствами.
Озеро Байкал относится к хорошо изученным в гидрохимическом отношении водоемам мира. Многолетние систематические исследования (раз в месяц) компонентов ионного состава и трофического статуса в водах озера проводились Лимнологическим инсгитутом СО РАН с 1947 г., а Гидрометслужбой с 1961 г. С 1989 г. подобные исследования не проводятся ни одной организацией (Галазий Г.И., Шпейзер Г.М., Проховник Л.Б. - М.: ЭКВАТЭК, 2000). Система наблюдений Роскомгидромета иа Байкале из-за отсутствия финансирования практически разрушена.
При принятии решения о включении озера Байкал в список Участков мирового природного наследия Комитетом ЮНЕСКО были даны пять специальных рекомендаций, одним из которых является усиление поддержки научных исследований и мониторинга на озере Байкал.
Мониторинг}' подлежит Байкальская природная территория (БПТ), границы которой определены статьями 2 и 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал», а также подготовленными в их исполнение материалами зонирования. Площадь территории мониторинга составляет 386 тыс.кв.км и больше, чем площадь всех остальных заповедников и национальных парков России, вместе взятых (317 тыс. кв. км). Значительная часть БПТ (около 90 тыс. кв. км) является участком мирового природного наследия.
Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 требующих повышенного контроля особо охраняемых территорий, в том числе 3 заповедника, 3 национальных парка, 6 заказников. Кроме них на Байкальской природной территории размещено еще 23 особо охраняемых территории, находится более 400 памятников природы.
Байкальская рифтовая зона является уникальным геологическим регионом («рай для геологов») и характеризуется высокой сейсмоак-тивностью. Крайне важен сейсмомониторинг и прогноз землетрясений.
Отмеченные характеристики БИТ позволяют квалифицировать ее не только как проблемную территорию, но и как модельную территорию для отработки новых методов и технологий мониторинга с целью их последующего тиражирования на другие регионы России.
Мониторинг Байкальской природной территории как составная часть государственной системы экологического мониторинга и системы экологического мониторинга субъектов федерации на Байкальской природной территории (Иркутская область, Читинская область, Республика Бурятия) должен обеспечивать объединение различных служб мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и в конечном итоге информационное обеспечение экологической политики и природоохранной деятельности в регионе.
Мониторинг состояния окружающей природной среды Байкальского региона проводят территориальные органы федеральных министерств и ведомств, научно-исследовательские инстигуты.
Наиболее полные и систематизированные данные мониторинга накоплены в Гидрохимическом институте, Институте глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, Лимнологическом институте СО РАН, Институте биологии при Иркутском госуниверситете, Институте экологической токсикологии МНР России.
В настоящее время развернутая сеть наблюдений Росгидромета является основной для получения информации о состоянии природной среды в Байкальском регионе.
Иркутский территориальный центр по мониторингу загрязнения окружающей среды (ИУГМС) осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, почвы, атмосферных осадков и выпадений, снежного покрова, поверхностных вод суши по гидрохимическим, гидробиологическим и геохимическим показателям, радиоактивным загрязнением. Мониторинг на оз.Байкал проводится по программам, разработанным в соответствии с ведомственным заказом Росгидромета, в т.ч.:
- за загрязнением атмосферного воздуха - региональная наблюдательная сеть мониторинга на территории Иркутской области представлена 38 стационарными постами, расположенными в 19 городах области. Из них в 8 городах осуществлялся безлабораторный контроль. Наблюдательная сеть сформирована из 15 пунктов наблюдений федерального и 23 муниципального уровня. Контроль чистоты атмосферного воздуха осуществлялся по 33 показателям, 24 из которых определяются специалистами ИУГМС, 9 (тяжелые металлы и
бенз(а)пирен) в НПО «Тайфун». Отбор ггроб для определения тяжелых металлов проводится в 9 городах на 13 постах, бснз(а)пирена в 10 городах на 16 ПНЗ;
- за гидрохимическим режимом - сеть государственной службы наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на территории Иркутской области состоит из 35 водных объектов, 71 пункта наблюдений (63 пункта федерального и 8 местного уровня). Отбор осуществляется на 107 створах, 135 вертикалях, 207 горизонтах. В 2001 г. наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям, в соответствии с программой ОГСН, осуществлялись на 8 водных объектах, в 14 пунктах наблюдений, 27 створах, на 29 вертикалях, гго одному горизонту. Отбор проб проводился на 2ь ингредиентов,
- за загрязнением донных отложений наблюдения осуществляются на 3-х водных объектах: реках Ангара, Иркут, Китой - на содержание ядохимикатов по 5 показателям;
- за состоянием загрязнения почв наблюдения проводятся в 6 сельскохозяйственных районах и 4 промышленных городах области. Анализируются почвы по 30 показателям, в том числе пестициды, тяжелые металлы, ртуть, фтор, сульфаты, рН, нефтепродукты:
- химический состав атмосферных осадков контролируется на 9 станциях Иркутского УГМС на 12 ингредиентов;
- за гидрохимическим и гидробиологическим режимом и загрязнением водной толщи оз. Байкал и его 13 притоков наблюдения осуществляются в соответствии с программой. Наблюдения по гидробиологическим показателям выполняются в 2-х пунктах на 87 вертикалях, в 5 горизонтах по 26 ингредиентам;
- за грунтовыми водами и донными отложениями наблюдения в бассейне оз.Байкал проводятся в 2-х пунктах: южное побережье озера - район БЦЬК и северное побережье озера - район трассы БАМа.
При выполнении анализов используются методики, включенные в федеральный перечень и имеющие ГОСТы, которые прошли экспериментальную проверку па сети мониторинга Росгидромета в течение 3-15 лет и аттестованы головными институтами Росгидромета.
В 2002 г. в районе фоновых глубоководных станций реперного разреза оз.Байкал, проходящего вдоль озера по его центральной части, наблюдалось превышение средних концентраций фенолов до 2 ПДК, меди до 1,3 ПДК. Максимальные концентрации превышали
норму по фенолам в 7 раз. нефтепродуктам в 6 раз, меди в 3,4 раза, органическим веществам по БГ1К5 в 1,1 раза, ртути в 2 раза. Концентрации других наблюдаемых химических веществ и показателей находились в пределах допустимых норм. Пестициды и ядохимикаты на реперных станциях не зарегистрированы.
По сравнению с предыдущим годом произошло увеличение среднего содержания органических веществ но БПКз, нефтепродуктов, азога органическою в 1,3 раза, азота общего и фосфора органического в 1,2 раза, фенолов и железа общего с нулевых значений до 2 ПДК и 0,02 мг/л соответственно; снижение содержания органических веществ по ХЛК, значение показателя цветности в 1,1 раза, кремния в 1,3 раза, углерода органического в 1,8 раза, СПАВ в 1,5 раза, меди и цинка в 2,1 и 3,4 раза соответственно. Содержание растворенного кислорода, взвешенных веществ, азота нитригного, нитратного и аммонийного, сульфатов, хлоридов, фосфора общего, минеральных веществ, ртути осталось на уровне предыдущего года.
На водосборной площади оз. Байкал государственный мониторинг осуществляется Забайкальским УГМС. Система гидрохимического мониторинга начала формироваться в 1965 г. на гидрологической сети на территории Республики Бурятия и Читинской области. В 80-е годы гидрохимический мониторинг уже охватывал все основные притоки оз. Байкал первою, второго, третьего и четвертого порядков. Одновременно проводились метеорологические наблюдения, наблюдения за химическим составом атмосферных осадков, их кислотностью, загрязнением атмосферного воздуха, снежного покрова, радиоактивным загрязнением. В 1974 г. на водных объектах были начаты гидробиологические наблюдения.
Осуществляемый в настоящее время Забайкальским УГМС мониторинг включает следующие виды наблюдений:
- гидрохимические на 26 реках в 39 пунктах, 45 створах и одном озере (Гусиное) в одном пункте наблюдений за кислотностью, прозрачностью, цветностью, минерализацией, электропроводностью, температурой, БПК, Х1Ж, содержанием растворенного кислорода, взвешенных веществ, азота (общего, аммонийного, нитратного, пит-ритио! о), общего и органическою фосфора, основных ионов, тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, пестицидов;
- гидробиологические на 13 водных объектах в 13 створах по видовому составу, численности (общая, по группам и доминирующим видам), биомассе фитопланктона, зоопланктона, зообентоса; 83
- гидрологические на 45 реках в 64 пунктах и 4 озерах в 4 пункта;
- метеорологические на 43 станциях;
- за загрязнением атмосферного воздуха (г. Улап-Удэ. Гусино-озерск, Петровск-Забаикальский, Кяхта, Северобайкальск, п. Селен-гинек) на 12 постах наблюдений за содержанием в атмосферном воздухе взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода, сероводорода, фенола, сульфатов растворимых, формальдегида, сероуглерода, метилмеркаптана, тяжелых металлов, бенз(а)пирена;
- за химическим составом атмосферных осадков на двух станциях (г. Улан-Удэ, г. Петровск-Забайкальский) с определением содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, гидрокарбонатов, ионов аммония, натрия, калия, магния, кальция, суммы ионов, кислотности, электропроводности.
- за радиационным фоном на 26 станциях СНЛК (измерение МЭД);
- за радиоактивным загрязнением атмосферных выпадений на
6 радиометрических станциях определение суммарной бега-активности, в одном пункте - стронция-90.
На Байкальской природной территории мониторинг источников загрязнения сбросов и выбросов промышленных предприятий осуществляется:
- специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК) ФГУ «Востсибрегионводхоз»;
- производственными экоаналитическими лабораториями;
- аккредитованными экоаналитическими лабораториями по договорам с предприятиями.
Ресурсный потенциал Восточной Сибири в структуре промышленности обусловил развитие следующих отраслевых комплексов: электро- и теплоэнергетики, химической и нефтехимической, целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей, цветной металлургии и горнодобывающей промышленности.
Предприятия этих отраслей являются основными загрязнителями природной среды, что порождает ряд экологических проблем.
Концентрация предприятий топливно-энергетического комплекса, угольной, нефтехимической, целлюлозно-бумажной промышленности привела к тому, что семь промышленных городов Иркутской области входят в приоритетный список 45 городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Мониторинг сбросов
промышленных предприятий показывает, что в поверхностные водные объекты ежегодно сбрасывается более одного млрд. куб.м сточных вод, из них свыше 80% - без очистки или недостаточно очищенные.
Мониторинг сточных вод, промышленных выбросов, осуществляемый специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК), - практически единственный источник объективной информации за соблюдением установленных нормативов сбросов и выбросов предприятиями-природопользователями. Отсутствие или недостаток аналитической информации, получаемой инспекционной службой, ослабляет государственный экологический контроль, искажает расчеты по возмещению платы за причиненный ущерб за загрязнение окружающей природной среды.
В структуре ФГУ «Восгсибрсгионводхоз» функционируют 13 специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК), семь из них контролируют источники сбросов и выбросов загрязняющих веществ предприятий, расположенных на Байкальской природной территории: Иркутская (11 чел), Ангарская (8), Слюдянская (6), Улан-Удэнская (3), Северобайкальская (4). Кяхтинская (3) и Читинская (5) специнспекции.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию (недостаточное финансирование, крайне низкий уровень заработной платы, морально устаревший приборный парк, недостаток квалифицированного персонала) СИАК выполняют свои основные задачи:
- экологический конггроль за соблюдением предприятиями-загрязнителями установленных нормативов выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы и на почвы;
- контроль достоверности экоаналитических данных производственных лабораторий предприятий.
На основании полученных данных по экологическому мониторингу ведется разработка рекомендаций по уменьшению вредного воздействия выбросов и сбросов промышленных предприятий на окружающую природную среду экологических зон Байкальской природной территории.
Обеспечение требуемой достоверности результатов КХА выполняется путем проведения внутрилабораторного оперативного контроля сходимости, воспроизводимости и точности результатов в работе специнспекций, внешнего контроля качества КХА производственными экоаналитическими лабораториями. Локальный мониторинг осуществляет 71 ведомственная лаборатория на 108 очистных
сооружениях. 68 водовыпусках и 136 контрольных створах.
Локальный мониторинг в части антропогенного воздействия на водные объекты ведут ведомственные лаборатории водопользователей: р. Селенга - ТЭЦ-1 г. Улан-Удэ, КЭЧ ст. Наушки, МП «Водоканал» г. Улан-Удэ, Кабанский маслозавод: р. Джида- КЭЧ ст. Джида; р.Уда - ЖКХ «Онохойскос», АО «Улан-Удэнский авиазавод»; р.Тугнуй - разрез Тугнуйский»; оз. Гусиное - Гусиноозерская ГРЭС, городские сети гепловодоснабжения г. Гусиноозерске. р. Верхняя Ангара — ст. Уоян, ст. Ангоя, ст. Кичера, ст. Янчукан; р. Тыя -ст.Северобайкальск; р. Муя - ст. Таксимо, р. Ангаракан - ТО-21; р.Тыя - г. Северобайкальск, оз. Еравное - АО «Нептун» и т.д.
Общее количество действующих очистных сооружений по Республике Бурятия составляет 62, из них через 34 очистных сооружения осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, в т.ч. 29 очистных сооружений биологической очистки, 5 - механической очистки
Техническое состояние и эксплуатация очистных сооружений в большинстве не удовлетворительные. Предприятиями проводятся лишь мелкий ремонт для поддержания хотя бы существующего положения. Это связано в первую очередь с физическим износом и неудовлетворительной эксплуатацией большинства сооружений, устаревшими конструкциями, организационно-финансовыми проблемами из-за передачи очистных сооружений ряда предприятий на батане муниципальных образований, В результате чего качество сбрасываемых вод не соответствует установленным нормативам. До нормативных показателей очищается лишь 26% всего объема сточных вод. требующих очистки.
Основная антропогенная нагрузка ложится на водные объекты бассейна оз. Байкал. Практически все они имеют рыбохозяйственнос значение, поэтому действуют и соответствующие ПДК. Достижение предельно допустимых сбросов (ПДС) на уровне ПДК в условиях особо жесткой экологической регламентации в бассейне оз.Байкал -задача трудно выполнимая технически и требует- больших финансовых затрат, поэтому в целях поэтапного достижения ПДС, водопользователями разработаны временно согласованные сбросы (ВСС) загрязняющих веществ, которые и берутся за основу при расчетах платы за сброс загрязняющих веществ.
В целях обеспечения объединения различных служб мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и в конечном итоге ин-
формационного обеспечения экологической полигики и природоохранной деятельности a per ионе за последние три года проделана определенная работа по развитию системы государственного мониторинга состояния окружающей природной среды БПТ, в т.ч. осуществлялись:
- разработка программы работ по созданию «Государственного цифрового атласа природных ресурсов Байкальской природной территории»;
- разработка «Программы ведения государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории» (Программа оптимальной системы наблюдений и оптимального комплекса оцениваемых показателей состояния экосистемы Байкала);
- разработка ТЭО «Научно-исследовательское судно МПР России для Байкала»; создание автоматизированной информационно-аналитической системы для оптимизации охотохозяйствениой деятельности в Байкальском регионе;
- внедрение и адаптация информационно-аналитической сети оптимизации рыбохозяйственной деятельности;
- разработка проектов Порядка ведения государственного экологического мониторинга на БПТ и Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы оз.Байкал;
- Гидрохимическое и гидрофизическое обследование измерительным комплексом «Акватория-Байкал» загрязнения озера Байкал и мониторинг влияния деятельности Байкальского ЦБК;
- опытная эксплуатация элементов системы космического мониторинга БИТ, разработка программы космического мониторинга.
Анализ состояния дел с организацией и осуществлением экологического мониторинга на Байкальской природной территории показывает, что:
1. Сложившаяся, к настоящему времени, система ведения мониторинга природопользования и охраны окружающей среды представлена в основном службами различных министерств и ведомств, научно-исследовательскими институтами различного подчинения. Их действия несогласованны, подчинены узковедомственным интересам. В своей деятельности они, как правило, руководствуются своими индивидуальными программами без какой-либо координации мероприятий по охране окружающей среды.
2. За последние десять лез система мониторинга в связи с эконо-
мическими трудностями и сокращением федерального финансирования не в состоянии обеспечить выполнение существующих программ работ в полном объеме, а также требуется их совершенствование в части уточнения объемов, сроков, состава ингредиентов и района работ с целью оптимизации программ наблюдений.
3. Развитие мониторинга за химическим состоянием поверхностной воды и донными отложениями предполагает организацию мониторинга экологического состояния зон акватории озера, не подверженных непосредственному антропогенному влиянию. Это фоновые районы Прибайкалья, районы Баргузинского, Байкало-Ленского заповедников.
4. Несмотря на то, что на поддержание мониторинга оз. Байкал выделяются средства из федерального бюджета сохраняются проблемы, затрудняющие ведение существующего мониторинга: недостаточное финансирование на приобретение ГСМ. приборов и оборудования для отбора проб, расходных материалов; отсутствие плавсредств как в системе Росгидромета, так и МПР России (более 70% береговой линии оз.Байкал доступно в летнее время только водным транспортом, береговая линия составляет около 2000 км).
5. Результаты аналитического контроля являются наиболее объективным доказательством соблюдения предприятиями установленных нормативов выбросов в атмосферу. Однако отсутствие материально-технического обеспечения весьма негативно сказывается на работе государственных экоаналитических лабораторий, которые не могут в сложившихся условиях обеспечить должный контроль за соблюдением установленных нормативов промышленных выбросов крупных производственных предприятий нашей области. Крайне скудное материальное обеспечение не позволяет СИАК своевременно обновлять морально устаревшую приборную базу.
6. Для осуществления государственного экологического мониторинга, отвечающего международным требованиям, необходимо разработка и внедрение на Байкальской природной территории современных средств мониторинга, в т.ч. и аэрокосмического мониторинга.
Руководствуясь Законом РФ «Об охране озера Байкал» (1999) и Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. №177, необходимо создание Единой системы государственного мониторинга уникальной экосистемы озера Байкал (БПТ), формирование Центра государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды БПТ.