ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
В настоящее время подавляющее большинство научных организаций Российской Федерации представляют собой бюджетные учреждения, которые существуют в форме казенных, бюджетных (с расширенными правами) или автономных учреждений. Удовлетворить свои нужды, в том числе в товарах, научная организация в форме бюджетного учреждения может как в рамках государственного (муниципального) контракта, так и в рамках гражданско-правового договора, заключенного с поставщиком товаров. Причем и в том, и в другом случае имеет место так называемая поставка товаров для государственных или муниципальных нужд, к которым приравниваются и нужды бюджетных учреждений.
Понятие государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений определено Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Пункт 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ относит к государственным нуждам обеспечиваемые за счет федерального бюджета или региональных бюджетов и внебюджетных источников финансирование потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В свою очередь под муниципальными нуждами в ст. 3 Закона № 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Минэкономразвития России в письме от 04.10.2011 № Д28-418 дал следующие разъяснения: все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые бюджетным учреждением для государственных нужд за счет средств соответствующего бюджета, включая средства, получаемые по утвержденной смете, и за счет внебюджетных источников финансирования, включая средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые косвенно являются составными частями доходов бюджета, должны осуществляться в соответствии с процедурами Закона № 94-ФЗ.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи, регулируемого гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ. В связи с тем, что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, объединенных в § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» гл. 30 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 525 ГК РФ определено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта (далее — Госконтракт) на поставку товаров, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Причем п. 2 ст. 525 ГК РФ определено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 — 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами ГК РФ.
Заметим, что помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными законами, но при этом приоритетными являются нормы гражданского права.
По Госконтракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику (далее — Госзаказчик) либо по его указанию иному лицу, а Госзаказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, что установлено ст. 526 ГК РФ. Таким образом, сторонами Госконтракта на поставку товаров является поставщик товаров и Госзаказчик.
Обратите внимание. В силу ст. 4 Закона № 94-ФЗ Госзаказчиками выступают, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Таким образом, из научных бюджетных учреждений в качестве Госзаказчика могут выступать
только научные организации, обладающие статусом казенного учреждения.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Аналогичная характеристика казенного учреждения закреплена и в Методических рекомендациях по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р (далее — Распоряжение № 1505-р). Пунктом 3 Распоряжения № 1505-р определено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенными учреждениями в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных нужд), т. е. в соответствии с Законом № 94-ФЗ.
На основании этого можно сделать вывод, что в качестве Госзаказчиков от научных организаций могут выступать лишь управленческие структуры или научные организации, казенный статус которых определен законодательно. Из всех существующих типов бюджетных учреждений только они вправе заключать Госконтракты от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Все иные типы научных учреждений не включены Законом № 94-ФЗ в состав Госзаказчиков. Их законодатель именует иными заказчиками, на что прямо указано в ст. 4 Закона № 94-ФЗ. Эти типы бюджетных учреждений заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, при этом договор заключается от имени самой научной организации.
Следовательно, обеспечивать свои нужды в товарах бюджетное или автономное учреждение, занятое научной деятельностью, может только на основании гражданско-правового договора, заключаемого с поставщиком от имени самой научной
организации. Между тем бюджетное научное учреждение размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляет в соответствии с Законом № 94-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 527 ГК РФ определено, что Госконтракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, в том числе на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений, является Закон № 94-ФЗ. Порядок размещения заказов на указанные нужды является общим для Госзаказчиков и иных заказчиков. Необходимо отметить, что в общем случае для Госзаказчика, разместившего заказ, заключение Госконтракта является обязательным. Обязательность заключения Госконтракта для поставщика возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что Госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта.
В соответствии со ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Первый из указанных способов является общим, а второй выступает исключением и используется только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Законом № 94-ФЗ. На это указывает Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I кв. 2010 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.07.2010.
Например, если научной организации необходимо осуществить заказ на поставку товара на сумму 100 000 руб. (т. е. на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке), то в силу подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ научная организация вправе разместить заказ у единственного поставщика без проведения
торгов. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
Под одноименными услугами согласно п. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 (далее — Номенклатура).
По разъяснениям Минэкономразвития России, данным в письме от 07.12.2011 № Д28-659, Номенклатура предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в следующих случаях:
— при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (п. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
— для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (п. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
— при размещении заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 тыс. руб. в течение квартала (п. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
— при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в течение квартала (подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).
Порядок заключения Госконтракта урегулирован нормами ст. 528 ГК РФ. Руководствуясь этим порядком, научная организация в целях заключения Госконтракта должна разработать его проект и в двух экземплярах направить поставщику (исполнителю).
При отсутствии разногласий по контракту поставщик (исполнитель), получивший проект контракта, должен подписать его в течение 30 дней и вернуть один экземпляр научной организации (заказчику). Если же у поставщика (исполнителя) по условиям контракта имеются возражения, то в течение указанных 30 дней он должен:
— либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом заказчику;
— либо уведомить заказчика об отказе заключить контракт (в случае наличия неприемлемых условий контракта).
Научная организация, получившая контракт вместе с протоколом возражений, должна в течение 30 дней рассмотреть данные разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в предложенной редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Не следует забывать, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу № А05-6518/2006-3.
При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по Госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
Обратите внимание. Следует иметь в виду, что если Госконтракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до 20 дней (п. 4 ст. 528 ГК РФ). На это указывает и правоприменительная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу № А17-4742/2009, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.08.2009 № ВАС-10392/09 по делу № А40-21793/08-113-200 и др.
Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона, руководствуясь п. 5 ст. 528 ГК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить Госконтракт.
Государственные закупки казенных учреждений могут осуществляться как по простой, так и по сложной схеме. В первом случае товары поставляются научной организации непосредственно на основании самого Госконтракта, который совмещает в себе и договор поставки. Второй вариант предполагает наличие Госконтракта, на основе которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым Госзаказчиком, и покупателем товаров.
При сложной структуре договорных отношений казенное научное учреждение в течение 30 дней с момента подписания Госконтракта должно направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 529 ГК РФ).
Данное извещение, выданное государственным (муниципальным) заказчиком, является основанием заключения договора поставки для государственных (муниципальных) нужд. Заметим, что порядок согласования договорных условий при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд установлен пп. 2 — 4 ст. 529 ГК РФ. Такой договор поставки нельзя считать соглашением, подлежащим обязательному заключению между поставщиком и покупателем, поскольку на основании ст. 530 ГК РФ покупатель товаров, указанных в извещении о прикреплении, вправе отказаться от его заключения, причем без объяснения причин. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить Госзаказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
Следует отметить, что изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, не во всех случаях выгодно изготовителю, поскольку ее производство может быть для него заведомо убыточным. Но если в обычных условиях изготовитель наверняка откажется от производства нерентабельной продукции, то в отношении производства продукции, связанной с государственными или муниципальными нуждами, поставщик может отказаться не всегда.
В общем случае для казенного научного учреждения, разместившего заказ, заключение Госконтракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Для поставщика товаров обязательность заключения Госконтракта может наступить только в силу закона и при условии, что научной организацией будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта. Такое правило закреплено п. 2 ст. 528 ГК РФ.
Обратите внимание. Если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, то применяется особый порядок возмещения убытков, установленный ст. 533 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 533 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения убытков поставщика лежит на Госзаказчике, которым в нашем случае является
научная организация. Поскольку производство продукции представляет собой непрерывный процесс, то законодательно определен срок, в течение которого научная организация обязана произвести компенсацию убытков поставщика. Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.
Если же научная организация — Госзаказчик в указанный срок не произведет соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Госконтракта и потребовать от казенного учреждения возмещения убытков, связанных с его расторжением.
Как следует из п. 3 ст. 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения Госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд. Причем убытки покупателя, связанные с таким отказом поставщика, также обязан возместить Госзаказчик.
Как следует из ст. 534 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Госзаказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Статьей 9 Закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере
1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России. Госзаказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Об утверждении Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности: распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
5. Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков: приказ Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273.
6. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
7. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.08.2009 № ВАС-10392/09 по делу № А40-21793/08-113-200.
8. Письмо Минэкономразвития России от 04.10.2011 № Д28-418.
9. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу № А17-4742/2009.
10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу № А05-6518/2006-3.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru