JEL classification: K34, N23, N93 :
J 2 УДК 336.14(474/476)(091) -
DOI 10.17150/2308-2488.2024.25(3).457-481 §
А.В. Ерошевич
Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
Государственные сметные денежные расходы белорусских губерний (белорусско-литовского региона) Российской империи
в 20-е — 50-е гг. XIX в.
Аннотация. Цель данной статьи сводится к выяснению количественных изменений в динамике и структуре государственных сметных ведомственных g штатных денежных расходов на территории бело- 5 русских губерний (белорусско-литовского) региона Российской империи в целом в 1820-1850-х гг. i3 Источниковая база публикации представлена совокупностью неопубликованных финансовых смет по ^ десятилетиям за 1820-1859 гг. по каждой из белорусско-литовских губерний, которые хранятся в фондах ^ Российского государственного исторического архива | в Санкт-Петербурге и Национального исторического § архива Беларуси в Минске. С целью однородного со- | поставления цифровых данных в статье рассматрива- | ются количественные перемены в величине и распре- ^ делении государственных сметных ведомственных | штатных денежных расходов на территории белорус- g ских губерний в 1820-1839 гг., 1849-1859 гг. и по бе- « лорусско-литовскому региону Российской империи в § целом в 1829-1859-х гг. В 6 белорусско-литовских губерниях Российской империи в их неизменных тер- ~ риториальных границах государственные сметные | ведомственные штатные денежные расходы за 30-лет- § ний период с 1829 до 1859 гг. увеличились более чем | в 3 раза с учетом их перерасчета на серебряную мо- * нету. Уменьшилась относительная доля выделенных денежных средств из государственного казначейства |
Sr
© Ерошевич А.В., 2024
457
GO
се
для обеспечения функционирования административно-судебного аппарата царизма. Одновременно в крае увеличился удельный вес социальных денежных издержек, особенно с целью поддержки и активизации деятельности русской православной церкви, которые способствовали формированию культурно-ци-вилизационного единства русского и белорусского
2 народов в рамках одной восточнославянской цивили-= зации.
ё Ключевые слова. Государственный бюджет, фи-
= нансовая смета, государственные расходы, белорус-
3 ские губернии, белорусско-литовский регион, Рос* сийская империя.
Информация о статье. Дата поступления 15 ию-э ля 2024 г.; дата принятия к печати 24 сентября 2024 г.;
дата онлайн-размещения 30 сентября 2024 г.
A.V. Yerashevich
g Belarusian State Economic University,
■IS Minsk, the Republic of Belarus
I
j State Budgetary Expenditures of the Belarusian i Provinces (Belarusian-Lithuanian Region)
« of the Russian Empire in the 1820s-1850s
«
V Abstract. The purpose of this article is to analyze
| the quantitative changes in the dynamics and structure
:§ of state budgetary departmental expenditures in the Be-
§ larusian provinces (Belarusian-Lithuanian region) of the
Russian Empire during the 1820s-1850s. The source base for this publication consists of a set of unpublished financial budgets spanning the decades from 1820 to 1859 for 1 each of the Belarusian-Lithuanian provinces, preserved
™ in the collections of the Russian State Historical Archive
.3 in St. Petersburg and the National Historical Archive of
^ Belarus in Minsk. To ensure consistent comparison of
^ numerical data, the article examines quantitative chang-
es es in the size and distribution of state budgetary depart-
jS mental expenditures in the Belarusian provinces from
g 1820 to 1839, from 1849 to 1859, and for the Belarusian-
^ Lithuanian region as a whole from 1829 to 1859. In the
six Belarusian-Lithuanian provinces of the Russian Empire, within their unchanged territorial boundaries, state budgetary departmental expenditures increased more than threefold over the 30-year period from 1829 to 1859, after adjusting for silver currency. The relative share of funds allocated from the state treasury for the functioning of the administrative and judicial apparatus of the tsarist regime decreased. At the same time, the share of social expenditures increased, especially those aimed at supporting and promoting the activities of the Russian Orthodox Church, which contributed to the formation of a cultural and civilizational unity between the Russian and Belarusian peoples within the framework of a single East Slavic civilization.
Keywords. State budget, financial budget, state expenditures, Belarusian provinces, the Belarusian-Lithua-nian region, the Russian Empire. "§'
Article info. Received July 15, 2024; accepted Sep- 1 tember 24, 2024; available online September 30, 2024. f
fa ^
Определение уровня денежных издержек и рас- ^
пределения статей расходной части государственного .§
бюджета императорской России дореформенной эпо- 1
хи необходимо для выяснения сущности, принципов, g
характера и особенностей в выработке и корректиров- ff
ке правительственной политики в различных терри- |
ториальных регионах огромной державы. |
Тем не менее по проблематике исследования за ™
период первой половины XIX в. отсутствуют сколь- |
ко-нибудь значительные научные статьи и моногра- |
фии, за исключением нескольких ведомственных -5
изданий, в которых представлены только обобщен- |
ные цифровые данные о структуре государствен- f
ных сметных расходов Российской империи с начала §
установления в ней министерской системы государ- §
ственного управления за 1804-1860-е гг. [1, табл. Б к |
с. 152; 2, с. 620-621, 628-629, 636-637; 3; 4]. Правда в | пореформенный период Н.П. Яснопольский впервые
попытался дать финансово-статистическую оцен- |
ку географического распределения государственных расходов императорской России, но только за 1880-е гг. [5]. Проанализированные ученым цифровые данные официальной статистики позволили ему прийти к обоснованному выводу о преимущественной концентрации государственных расходов в сто» лицах и в приграничных окраинах. В центре внима-= ния Е.А. Правиловой оказались вопросы эволюции = финансовых отношений центра и некоторых нацио-; нальных окраин Российской империи (Царства Поль; ского, Великого княжества Финляндского, Закавказья с и Туркестана, которые имели особый статус бюджет; ной автономии) за длительный хронологический период 1801-1917 гг. [6]. В работе Б.Н. Миронова была поднята проблема «стоимости» единства позднеим-перской России и аспекты, связанные с межбюджет-^ ными взаимоотношениями центра и регионов Российской империи после эпохи Великих реформ [7]. В | целом, в научной исторической литературе направ-& ления, пути, формы, методы и способы реализации государственной финансовой политики Российской .3 империи на присоединенных к ней белорусских тер-« риториях, том числе в аспекте выяснения изменений в динамике и распределении планируемых и дей-| ствительно осуществленных казенных финансовых | расходов, по существу не изучены. Историографи-§ ческая лакуна рассматриваемой автором проблемы £ предопределила ее выбор в качестве объекта иссле-^ дования.
^ Цель данной статьи заключается в характеристи-
ке ке количественных перемен в динамике и структуре государственных сметных ведомственных штатных ^ денежных расходов на территории белорусского (бе-^ лорусско-литовского) региона Российской империи в | целом в 20-е — 50-е гг. XIX в., без анализа и объяснения условий, факторов, причин, последствий, предопределявших принятие имперской властью тех или иных
управленческих решений в области распределения и 22!
перераспределения денежных средств государствен- р |
ного бюджета между различными территориальными 88 <
регионами державы и сферами ее разносторонней де- !
ятельности. ■
За начальную хронологическую границу исследования принят 1820 г., предшествующий учреждению 2 | февраля 1821 г. Департамента государственного казна- : чейства Министерства финансов, в котором скон- ! центрировалось дело составления финансовых смет расходов государственного бюджета в погубернском разрезе. Верхняя временная планка работы относится j к 1859 г., кануну реализации аграрной и последующих реформ, поскольку за этот год имеются представи- ! тельные архивные цифровые данные по всем белорусско-литовским губерниям Российской империи. Под 1 условным понятием «белорусские губернии» автор 1 понимает территорию Виленской, Гродненской, Мин- ^ ской, Могилевской и Витебской губерний, которые в £ своей основе в совокупности впоследствии составили Л Республику Беларусь в ее современных административных границах. С целью возможности выделения и I однородного сравнения динамических показателей в | статье также используется понятие «белорусско-ли- | товские губернии» (вышеназванные 5 губерний с до- | бавлением Ковенской и Белостокской области), как 1 единого неизменного территориального региона с § начала XIX в. вплоть до наступления эпохи Великих | реформ. При сопоставлении изменений динамики и 8 структуры государственных сметных ведомственных | штатных денежных расходов в 20-е - 50-е гг. XIX в. следует учитывать административно-территориальные ® изменения, а именно перераспределение уездов меж- -§ ду Минской, Виленской, Гродненской и Ковенской губерниями в 1842-1843 гг. (территория Витебской и Могилевской губерний в течение 1802-1861 гг. не из-
менялась) и исчисление части казенных расходов до §
■8
ж г
1840 г. серебряной монетой и ассигнациями (с 1840 г. все расчеты были переведены на серебро).
Источниковую основу исследования составляет в первую очередь совокупность неопубликованных финансовых смет Департамента государственного казначейства Министерства финансов по десятилетиям за 1820-1859 гг. по каждой из белорусско-литовских губерний, которые почерпнуты из фондов Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге и Национального исторического архива Беларуси в Минске. Следует учитывать и то обстоятельство, что в официальных сметных ведомостях ведомства Министерства финансов по белорусско-литовским губерниям не фиксировались военные расходы, за исключением некоторых пенсионных выплат военнослужащим.
Преимущественно цифровая информация архивных документальных материалов темы обрабатывалась путем конкретно-исторического анализа данных к официальной финансовой статистики посредством проведения трудозатратных авторских подсчетов. В основе анализа, осуществленного автором, лежат общенаучные и традиционные специально-исторические (историко-сравнительный, историко-системный) методы исследования.
I
Механизм бюджетного планирования и выде-£ ления статей денежных государственных расходов.
^ Отметим, что расходная часть многоуровневой бюджетной системы белорусских губерний 20-50-х гг. ю XIX в. включала как денежные издержки постоянного (обыкновенного штатного), сверхштатного и чрез-^ вычайного общегосударственного бюджета импера-^ торской России, так и финансовые средства местных ^ бюджетов (земских губернских, городских, сословных -« общественных), которые отпускались исключительно для финансирования целевых местных расходов. Тем
не менее, именно общегосударственные губернские р; сметные штатные денежные расходы в структуре кон- -! солидированного бюджета белорусских губерний 88' Российской империи в 1820-1850-х гг. занимали веду- ! щее место. ■
Обратим внимание, что в отличие от доходной части, сопровождавшейся постоянными недоборами финансовых ресурсов, запланированные сметами расходные статьи губернских бюджетов, как правило, исполнялись в полном размере или даже с превышением объема выделяемых денежных средств.
Механизм бюджетного прогнозирования и планирования на белорусских землях после принятия 25 июня 1811 г. положения о распределении полномочий между департаментами Министерства финансов и уточнения в 1812-1813 гг. его прерогатив заключал- 1 ся в окончательном переходе от территориального к 1 ведомственному принципу составления смет государ- « ственного бюджета, когда расчетными единицами £ губернских расходов стали территориальные орга- Л ны соответствующих Департаментов Министерств и Главных управлений, которые в структуре финансо- | вого управления Российской империи вплоть до бюд- | жетно-кассовых реформ первой половины 1860-х гг. | занимали главное место. В общем, после установления | министерской системы управления в первой полови- 1 не XIX в. государственные денежные расходы выделя- § лись и распределялись по сметным исчислениям от- | дельных Департаментов, так и в целом Министерств и 8 Главных управлений. Одним словам, практиковалось | ведомственное распределение сумм денежных затрат.
В дореформенную эпоху в белорусских губерни- ® ях Российской империи общие губернские расходы -§ ассигновывались по росписям казенных палат (штатные) и на счет Главного казначейства (сверхштатные или случайные), которые выплачивались согласно отдельных распоряжений властей. Для осуществле- §
г
8 ж г
ния штатных расходов предварительно складывалась отдельная роспись, которая после ее рассмотрения в ведомстве Министерства финансов посылалась для исполнения в казенную палату перед началом следующего года. Количество штатных денежных расходов для правительственных учреждений, которые содержались за счет государственного казначейства, ежегодно исчислялось согласно отдельных сметных росписей, высылаемых из Министерства финансов в казенные палаты, которые в соответствии с ними распоряжались о выдаче сумм на каждое государственное учреждение. Сверхштатные денежные расходы (награды, одноразовая помощь государственным служащим, выплаты на прогоны, пенсии и др.) сюда не причислялись. Если правительственное учреждение содержалось на счет губернского земского сбора или городских доходов, тогда суммы к выдаче определялись согласно соответствующих смет или росписей земских расходов и городских издержек.
Изменения в величине и составе государствен-.3 ных сметных ведомственных штатных денежных « расходов 5 белорусских губерний в 1820-1839 гг.1
Анализ динамики государственных сметных ведом-| ственных штатных денежных расходов по 5 белорусским губерниям Российской империи за почти 20-лет-§ ний период с 1820 по 1839 гг. позволяет заключить, что £ их общее количество выросло в 3,3 раза, с 2 136 663 р.
^ в 1820 г. до 7 068 864,83 р. ассигнацями в 1839 г., в
_
^ -
Ц 1 Подсчитано по: Российский государственный историче-
™ ский архив (РГИА). Ф. 557. Оп. 2. Д. 275. Л. 11 — 12 об., 65 — 66 об.,
З 116 — 118 об., 172 — 173 об.; Ф. 565. Оп. 14. Д. 2221. Л. 1-6, 9 об. —
^ 54, 299-306, 307 об. — 365; Д. 2229. Л. 1-6, 11-91; Д. 2256. Л. 2-11,
^ 13 об. — 39, 289-296, 297 об. — 360; Д. 2264. Л. 1-6, 20 — 85 об.;
| Д. 2460. Л. 1-7, 9 об. — 38 об., 286-293, 294 об. — 346; Д. 2468. Л. 1-6,
| 11-76; Д. 2991. Л. 1-7, 9 — 43 об., 332-344, 346 об. — 418; Д. 2999.
•г Л. 1-5, 13 — 99 об.; Национальный исторический архив Беларуси
| (НИАБ). Ф. 333. Оп. 1. Д. 698. Л. 36, 44-56; Д. 704. Л. 39-46, 47-69,
2 Д. 707. Л. 52-57, 58-87; Д. 747. Л. 320-323, 331 — 367 об.
том числе с 1820 до 1829 гг. в 1,45 раз, с 2 136 663 до з ;
3 098 916,27 р. и с 1829 до 1839 гг. примерно в 2,28 раза, 22 Î
с 3 098 916,27 до 7 068 864,83 р. Прирост сумм государ- 8 * ственных сметных ведомственных штатных денежных ! расходов был неодинаковым в отдельных губерни- ■ ях. Между 1820 и 1829 гг. в Витебской губернии они ! увеличились на 79,2 %, в Виленской — на 52,8 %, в j Могилевской — на 47,1 %, в Минской — на 40,2 %, в : Гродненской — на 9,7 %. В следующее десятилетие с ! 1829 до 1839 гг. количественное повышение сумм госу- j дарственных издержек было особенно интенсивным: в Витебской губернии они выросли в 2,59 раза, в Мо- j гилевской — в 2,56 раза, в Гродненской — в 2,11 раза, в Виленской — в 2,04 раза, в Минской — в 2,38 раза. В ! целом, между 1820 и 1839 гг. наибольшие темпы роста
государственных сметных штатных денежных затрат 1
были отмечены в Витебской губернии. 1
Темпы роста государственных ассигнований по от- ^
дельным предметам расходов в 5 белорусских губерни- ?
ях не были одинаковыми. Так, денежное содержание Л администрации ведомства Министерства финансов с
1820 до 1839 гг. увеличилось в 1,66 раза, с 689 378,73 до I
1 148 558,06 р. (с 1820 до 1829 гг. в 1,46 раза, а с 1829 до |
1839 гг. — в 1,13 раза), в том числе финансовое обеспе- g
чение деятельности казенных палат и уездных казна- I
чейств в 2,16 раза, с 224 207,73 до 484 878,5 р. (с 1820 до 1
1829 гг. в 2,05 раза, а с 1829 до 1839 гг. — только на 5,5 %). |
Финасирование деятельности административного ап- |
парата ведомства Министерства внутренних дел рас- «
ширилось в 4,2 раза, с 393 871,05 до 1 655 291,8 р., в том 1
числе с 1820 до 1829 гг. в 1,49 раза, а с 1829 до 1839 гг. — |
в 2,81 раза. Отпуск денег из государственного казна- ®
чейства на пенсии и другие денежные выдачи вырос в -§
3,07 раза, с 280 894,27 до 862 544,72 р., в том числе с 1820 |
до 1829 гг. на 30,7 %, а с 1829 до 1839 гг. — в 2,34 раза. I
Финансовые ассигнования из государственной казны «
на содержание учреждений и лиц духовного ведом- g
ства возросли в 5,82 раза, с 102 741,27 до 598 309,92 р., в том числе по духовной части православного исповедания в 11,2 раза, с 47 003,64 до 526 651,12 р. (с 1820 до 1829 гг. в 1,67 раза, с 1829 до 1839 гг. в 6,69 раза), а на содержание римско-католического, лютеранского, евангелического духовенства — в 1,28 раза, с 55 737,63 до 71 658,8 р. (с 1820 до 1829 гг. повысились в 2,35 раза, а с I 1829 г. до 1839 г. уменьшились в 1,83 раза). На граждан-= ские учреждения народного образования одноимен-; ного Министерства выделение денежных средств из ; государственного казначейства между 1820 и 1839 гг. £ умножилось в 11,33 раза, с 58 293,85 до 660 912,86 р., ; в том числе с 1820 до 1829 гг. в 2,05 раза, а с 1829 до 1839 гг. — в 5,51 раза. С 1820 до 1839 гг. денежные затраты на гражданскую медицину усилились в 6,99 раз, с 69 701,25 до 487 299,5 р., в том числе с 1820 до 1829 гг. только на 4,2 %, а с 1829 до 1839 гг. — в 6,7 раза. Содержание государственных имуществ в денежном выра-| жении расширилось с 113 677,53 до 248 322,14 р., или § выросло в 2,18 раза (с 1820 до 1829 гг. почти на 16 %, а с 1829 до 1839 гг. — на 88 %), в том числе казенных | лесов с 60 761,43 до 135 884,64 р., или в 2,23 раза (с 1820 « до 1829 гг. уменьшилось на 16,9 %, а затем с 1829 до 1839 гг. умножилось в 2,69 раза). Денежные издерж-| ки государственной кассы на судебные учреждения 1 ведомства Министерства юстиции увеличились с § 89 777,93 до 588 536,66 р., или в 6,55 раза, в том числе & с 1820 до 1829 гг. в 2,3 раза, а с 1829 до 1839 гг. — в 2,84 ^ раза. Содержание в исправности путей сообщения об!*> щегосударственного значения между 1820 и 1839 гг. 1 выросло с 91 000 до 140 000 р., или в 1,54 раза (с 1820 | до 1829 гг. только на 5,4 %, а с 1829 до 1839 гг. — на £ 45,9 %), поддержка публичных зданий — с 2 569,2 до ^ 232 872,18 р., или в 90,63 раза (с 1820 до 1829 гг. осталось без изменений). Финансовое обеспечение деятельности почтовых учреждений с 1820 до 1829 гг. сначала незначительно увеличилось в 1,19 раза, с 244 757,91 до
293 206,55 р., а затем с 1829 до 1839 гг. уменьшилось до 22;
188 652,06 р., или в 1,55 раза. р:
Нетрудно заметить, что между 1820 и 1839 гг. более 88" высокие темпы прироста денежных государственных расходов наблюдались в культурно-социальной сфере (поддержка православной церкви, гражданских медицинских учреждений, гражданских заведений народного образования). Значительно выросли казенные денежные ассигнования на обеспечение деятельности судебных учреждений ведомства Министерства юстиции, административного аппарата в юрисдикции Министерства внутренних дел. Расширенное рекордное { увеличение финансирования по статье расходов «публичные здания» частично приписывается изменением их ведомственного подчинения, а рост издержек на гражданское народное образование объясняется 1
передачей целевых поиезуитских капиталов в госу- 1
дарственный фонд денежных средств. Финансирова- «
ние почтовых учреждений из государственной казны £
уменьшилось вследствие расширения притока фи- Л нансовых ресурсов на их содержание из губернских
земских сборов. |
Между 1820 и 1839 гг. на территории 5 белорусских §
губерний сократился удельный вес денежных выплат |
из государственного казначейства на обслуживание |
государственных имуществ (с 5,32 до 3,51 %, или в 1,5 1
раза), содержание администрации ведомства Мини- §|§
стерства финансов (с 32,26 до 16,25 %, или в 2 раза), Ц
улучшение путей сообщения общегосударственного 8
значения (с 4,26 до 1,98 %, или в 2,15 раза ввиду того, | что местные сухопутные дороги содержались за счет
губернских земских сборов), почтовых учреждений (с ®
11,46 до 2,67 %, или почти в 4,3 раза из-за переложе- -§
ния части расходов на губернские сборы денежных § земских повинностей). Резко выросла относительная *
доля расходов казенных денежных средств на под- 8
держку публичных зданий (с 0,12 до 3,29 %, или в 27,4 §
раза), гражданских заведений народного образования (с 2,73 до 9,35 %, или в 3,4 раза, а с учетом Полоцкого кадетского корпуса — до 12,26 %), для исправного функционирования учреждений гражданской медицины (с 3,26 до 6,89 %, или 2,1 раза), работы судебных учреждений ведомства Министерства юстиции (с 4,20 » до 8,33 %, или почти в 2 раза), содействие деятельности = духовного ведомства, особенно русской православной ё церкви (с 4,81 до 8,46 %, или в 1,76 раза). Несколько по; высилась относительная часть денежных отчислений >
; на удовлетворение штатных, сверхштатных и чрезвы-£ чайных расходов административного аппарата ведом; ства Министерства внутренних дел (с 18,43 до 23,42 %, или в 1,27 раза) и уменьшился удельный вес отпуска финансовых средств на выплату пенсий и других денежных выдач (с 13,15 до 12,20 %, или в 1,07 раза). В ^ 1839 г. в финансовых сметах была зафиксирована новая рубрика «платеж долгов по системе государствен-£ ного кредита», которая пока не играла значительной I роли в структуре государственных денежных расходов 5 белорусских губерний (0,74 %). -2 При учете денежных изменений статей государ-
ственных сметных расходов в 5 белорусских губернией ях Российской империи в 1820-1839 гг. следует при-| нимать во внимание падение реальной стоимости 1 ассигнаций в ходе инфляционного бумажно-денеж-§ ного обращения. Правда в этот период на территории £ 5 белорусских губерний значительных колебаний ^ курса ассигнаций в перерасчете на серебряную монету не наблюдалось: как правило, официальная сто-то имость одного серебряного рубля составляла от 3,65 до 4 р. ассигнациями, или за бумажный рубль давали от 27 до 25 коп. серебром. Таким образом, изменение ^ стоимости банковских ассигнаций на серебряную монету не превышало 10 %. Для сравнения: в это же время, принятый властями официальный колеблющийся курс ассигнаций составлял от 3,50 (1839 г.) до 3,78 р.
(1821 г.), а по биржевому курсу в Санкт-Петербурге за 22 ! ассигнационный рубль платили от 26,5 (1821 г.) до 28,6 - ■ (1839 г.) серебряных копеек. 88 î
Перемены в размерах и структуре государствен- ■ ных сметных ведомственных штатных денежных издержек 5 белорусских губерний в 1849-1859 гг.2 j
После включения уездов упраздненной в 1842 г. Бе- : лостокской области в состав Гродненской губернии ! и территориальных перемен в Виленской, Гроднен- j ской, Минской, Ковенской губерниях в дальнейшем до 1861 г. 5 белорусских губерний существовали в не- j изменных границах, что позволяет исключить фактор административно-территориальных преобразований, и установить в сопоставительном сравнении тенденции трансформации динамики и структуры государ- 1 ственных сметных ведомственных штатных денежных 1 расходов по каждой белорусской губернии в отдель- ^ ности и региону в целом.
За 10-летний период между 1849 и 1859 гг. значи- Л тельных изменений в абсолютных величинах обыкновенных сметных государственных денежных расходов | в белорусском регионе не наблюдалось: суммарно их | число даже несколько упало на 3,85 %, с 2 811 836,82 до g 2 703 493,4 р. серебром (при существовании разницы | трат в отдельных губерниях: в Гродненской губер- 1 нии они уменьшились на 16,14 %, в Витебской — на g 7,97 %, в Виленской — на 2,17 %, напротив в Могилев- | ской увеличились на 3,36 % и в Минской на 2,98 %). 8 Уменьшение финансовых издержек государственного | казначейства отмечено по многим статьям расходов: в целом на содержание административного аппара- ® та ведомства Министерства внутренних дел в 1859 г. -§ затратили на 41,58 % меньше денежных средств, чем
2 Подсчитано по: РГИА. Ф. 565. Оп. 14. Д. 2239. Л. 1-8; Д. 2249. Л. 1-8; Д. 2274. Л. 1-8; Д. 2284. Л. 1-6; Д. 2478. Л. 1-8; Д. 2488. Л. 1-6; Д. 3009. Л. 1-8; Д. 3019. Л. 1-5, 9; НИАБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 3324.
Л. 1-14, 15-46; Д. 3329. Л. 1-6, 9-44. S
2024. Т. 25, № 3. С. 457-481
■8
s s
в 1849 г., учреждений Министерства финансов — на 3,11 %. Содержание государственных имуществ упало на 5,43 %, лиц и организаций духовного ведомства — на 5,45 % (по православному вероисповеданию на 7,62 %, духовенства других христианских конфессий на 0,15 %), в сфере народного образования — на 2,23 %, учреждений путей сообщения общегосударственного = значения — на 49,5 % (часть трат компенсировали де-= нежные земские сборы), погашения долгов по системе ; государственного кредита — на 45,04 %. Практически ' не изменились государственные денежные ассигно-I вания для поддержки гражданских медицинских уч; реждений и персонала, для обеспечения деятельности судебных учреждений в подчинении Министерства юстиции. По-прежнему продолжали расти государственные денежные выплаты на осуществление пен-^ сий и других денежных выдач (на 34,16 %). В этот период резко выросло отчисление денежных средств для | поддержки в исправности публичных зданий (в 7,8 к раза, это обстоятельство частично объясняется небхо-димостью и расширением их ремонта, а также ведом--Ц ственным перераспределением). « Ведомственное распределение государственных
денежных затрат расходов по предметам их назначе-| ния с 1849 по 1859 гг. в 5 белорусских губерниях де-Ц монстрирует почти полное отсутствие значительных § изменений в их удельном весе по большинству ру-£ брик (кроме ведомства Министерства внутренних дел ^ и пенсионных выплат), за исключением существенных внутриведомственных перемен. Так, между 1849 и и 1859 гг. относительная доля денежных отпусков для содержания административных учреждений и долж-^ ностных лиц в юрисдикции Министерства финансов ^ незначительно увеличилась с 14,17 до 14,28 %. В то время как перечисление финансовых средств по Департаменту разных податей и сборов повысилось с 27,33 до | 51,53 %, по Департаменту горных и соляных дел возИ
росло с 0,31 до 0,49 %, а по Департаменту государствен- 22; ного казначейства денежные приходы умножились с - ■ 45,75 до 47,54 %, по Департаменту внешней торговли 88' поступление финансовых ресурсов уменьшилось с 26,6 до 0,44 %. Упала относительная доля отправки де- • нежных средств из государственной казны для содержания административного аппарата ведомства Министерства внутренних дел (с 18,87 до 11,46 %), Полоцкого ; кадетского корпуса (с 2,42 до 1,59 %). Однако выросла часть казенных денежных издержек, необходимых для выполнения социальных обязательств правительства по выплате пенсий и единовременных пособий государственным служащим, их вдовам и детям (с 13,76 до 19,2 %). Почти не изменился удельный вес высылки ; денег в распоряжение духовного ведомства (несколько упал с 27,96 до 27,49 %), для обслуживания учебных 1 гражданских заведений (незначительно усилился с 1 7,22 до 7,34 %), учреждений гражданской медицины ^ (вырос с 1,34 до 1,39 %), содержания государственных £ имуществ (уменьшился в малой мере с 3,85 до 3,79 %), Л местных судебных инстанций Министерства юстиции (в небольшой степени поднялся с 6,19 до 6,42 %). | Финансовые средства государственного казначейства | были перераспределены для поддержки путей сооб- | щения общегосударственного значения (упали с 3,07 | до 1,61 %) и прибавились для обслуживания публич- 1 ных зданий (с 0,63 до 5,12 %). Платеж долгов по системе § государственного кредита пока оставался необреме- | нительным: эта статья расходов поглощала от 0,53 % в 8 1849 г. до 0,3 % в 1859 г. всей суммы штатных сметных | денежных расходов по 5 белорусским губерниям.
Данные ежегодных смет планируемых государ- ®
ственных ведомственных штатных денежных расходов -§
на примере одной Минской губернии за 1820-1860-е гг. В
(за исключением 1845, 1848, 1852 гг.) показывают их *
постепенное увеличение с 1820 г.: особенно интенсив- 8
ными темпами они росли в 1830-е гг. После измене- |§
Кг
471
ния административных границ Минской губернии в 1842 г. суммы сметных государственных денежных затрат почти не изменялись, колебаясь в незначительных пределах, оставаясь в 1850-х гг. почти неизменными. Новый существенный рост государственных расходных ассигнований наблюдается в 1860-е гг.
! Трансформация объема и распределения госу-
I дарственных сметных ведомственных штатных де-; нежных затрат по белорусско-литовскому региону ! в целом в 1829-1859-х гг.3 Для определения степени
1 изменений в величине и структуре государственных ) сметных ведомственных штатных денежных расходов рассмотрим государственные издержки в целом по белорусско-литовскому региону Российской империи в его неизменных общих границах между 1829 г.
^ (территория 5 белорусских губерний с Белостокской | областью) и 1859 гг. (эти же 5 губерний с Ковенской | губернией), с переводом для сопоставления общих за-к трат 1829 г., указанных ассигнациями, на серебряную | монету по курсу 1 р. серебром = 3,6 р. ассигнациями. | За указанный период времени общая сумма штатных « сметных расходов по белорусско-литовскому региону выросла в 3,25 раза, с 3 628 945,11 р. ассигнациями | или приблизительно 1 008 040,3 р. серебром в 1829 г. § до 3 279 354,71 р. серебром в 1859 г. Отметим разницу § в темпах роста казенных сметных издержек в отдель-
2 ных губерниях. В частности, в губерниях, которые ^ существовали в этот период в неизменных админи-Ц стративных границах (Витебской и Могилевской) ною минальная сумма государственных штатных расходов | увеличилась соответственно в 3,12 и 5,34 раза.
3 Подсчитано по: РГИА. Ф. 565. Оп. 14. Д. 2177. Л. 1-6, 247-253; Д. 2221. Л. 299-306, 307 об. — 365; Д. 2249. Л. 1-8; Д. 2256. Л. 289-
■6
296, 297 об. — 360; Д. 2284. Л. 1-6; Д. 2460. Л. 286-293, 294 об. — | 346; Д. 2488. Л. 1-6; Д. 2810. Л. 1-6; Д. 2991. Л. 332-344, 346 об. — 418; Д. 3019. Л. 1-5, 9; НИАБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 707. Л. 52-57, 58-87; Д. 3329. Л. 1-6, 9-44.
Цифровые данные авторских вычислений позво- 22! ляют заключить, что за 30-летний период содержание - ■ административного аппарата в подчинении Мини- 88' стерства финансов увеличилось в 1,62 раза, причем при уменьшении трат в 1,69 раза по Департаменту ■ внешней торговли значительно (в 4,34 раза) выросли денежные выдачи по Департаменту разных податей и сборов и в меньшем размере (в 1,53 раза) на казен- : ныя палаты и уездные казначейства Департамента государственного казначейства. Отправка финансовых средств для обеспечения деятельности административного аппарата ведомства Министерства внутренних дел приумножилась в 1,82 раза, в том числе на гражданские штаты и сверхштатные расходы в 1,41 раза, а для удовлетворения чрезвычайных затрат в 6,63 раза. Отчисление денег из государственной казны для 1 осуществления выплат пенсий и других единовремен- 1 ных пособий возросло в 5,20 раз, включая по ведом- ^ ству Департамента государственного казначейства £ в 5,19 раз, Капитула российских орденов в 4,82 раза, Л по Императорскому Кабинету в 1,46 раза. Использование финансовых средств государственного казна- 1§| чейства для нужд духовного ведомства повысилось в | 14,22 раза, в том числе для потребностей православно- | го духовенства в 24,14 раза, содержания священно- и | церковнослужителей римско-католической церкви 1 и в незначительном масштабе лютеранской и еван- § гелической конфессий в 8,56 раза. Выдача денежных Ц ресурсов для функционирования гражданских уч- 8 реждений народного образования расширилась в 7,02 | раза. Государственные ассигнования на медицинские учреждения и персонал гражданского ведомства при- ® бавились в 1,58 раза. Содержание государственных -§ имуществ усилилось в 2,33 раза, причем арендные вы- § дачи денег уменьшились в 2,42 раза, а расходы по лес- * ной части выросли в 3,59 раза. Денежные издержки на 8 судебные учреждения Министерства юстиции вырос- |§
ли в 2,3 раза. Финансовая поддержка из государственной кассы для работы учреждений путей сообщения общегосударственного значения возросла в 1,96 раза. Рекордный прирост был зафиксирован в деле финансирования строительства и ремонта публичных зданий — в 50,59 раз. По некоторым статьям штатных расходов сопоставимые данные за указанный период времени отсутствуют (содержание пробирных палаток Департамента горных и соляных дел, незначительные починки казенных строений ведомства Министерства внутренних дел, выдача пенсий и других выплат по Военному министерству, содержание почты, выплаты долгов по системе государственного кредита).
В целом, темпы роста ряда социальных расходов (пенсионное обеспечение государственных служащих, их вдов и детей, поддержка христианских конфессий, заведений народного образования) в белорусско-литовском регионе между 1829 и 1859 гг. за счет финансовых средств государственного казначейства к значительно превышали скорости увеличения казенных издержек, связанных с финансированием деятельности административного аппарата органов местного гражданского управления, судебных инстанций, медицинских учреждений (наименьший прирост), | трат, необходимых для содержания государственных § имуществ и учреждений управления путями сообще-§ ния общегосударственного значения. 2 Между 1829 и 1859 гг. в общей структуре государ-
^ ственных штатных сметных денежных расходов бело-„!> русско-литовского региона удельный вес государствен-и ных денежных затрат на содержание администрации ведомства Министерства финансов уменьшился на 15,99 % (с 32 до 16,01 %), при наличии значительных ^ внутриведомственных изменений (номинальная доля ^ денежных издержек по Департаменту внешней тор-| говли упала на 25,32 % (с 39,78 до 14,46 %), отчислений
на казенные палаты и уездные казначейства Департа-4
мента государственного казначейства на 2,59 % (с 43,74 221 до 41,15 %). Однако на 27,51 % (с 16,47 до 43,98 %) рас- -1 ширились траты по ведомству Департамента разных §« податей и сборов, и добавилась еще статья содержания ! пробирных палаток по Департаменту горных и соляных дел (0,41 %). Относительная доля отпуска денежных средств для функционирования административного аппарата ведомства Министерства внутренних дел сократилась на 8,93 % (с 20,32 до 11,39 %), включая финансирование гражданских штатов чиновников на 20,75 % (с 91,77 до 71,02 %) при одновременном увеличении части чрезвычайных расходов на 21,02 % (с 7,96 | до 28,98 %). Удельный вес пенсий и других денежных выдач возрос на 6,6 % (с 11,02 до 17,62 %). Номиналь- ; ные затраты государственного казначейства на поддержку христианского духовенства приумножились 1 на 20,15 % (с 5,97 до 26,12 %), в том числе православ- § ной церкви повысились на 25,34 % (с 36,3 до 61,64 %) ^ и настолько же сократились по другим христианским конфессиям (с 63,7 до 38,36 %). Использование средств Л государственной казны для содержания гражданских учреждений народного образования расширилось на | 3,83 % (с 3,3 до 7,13 %; расходы для содержания По- § лоцкого кадетского корпуса составляли в 1859 г. 1,31 % | всех государственных денежных трат). Относительная | доля перечислений денег для поддержки учрежде- § ний гражданской медицины уменьшилась на 1,35 % (с § 2,63 % до 1,28 %). Содержание государственных иму- 1 ществ уменьшилось на 1,34 % (с 4,77 до 3,43 %), в том ^ числе арендные выдачи сократились на 53,1 % (с 64,46 | до 11,36 %), а лесные расходы наоборот повысились на | 19,04 % (35,54 до 54,58 %), остальные 34,06 % составляли | разные издержки. Денежное обеспечение деятельно- -§ сти судебных инстанций Министерства юстиции изменилось на 2,47 % (упало с 8,53 до 6,06 %). Удельный вес выделенных государственной казной финансовых ^ средств на административные структуры управления §
»г
со аб
путями сообщения общегосударственного значения понизился на 1,04 % (с 2,64 до 1,6 %), а поддержка публичных зданий напротив увеличилась на 7,29 % (с 0,5 до 7,79 %). Из перечня финансовой сметы 1859 г. исчезли почтовые расходы, которые в 1829 г. составляли 8,31 % всех казенных денежных издержек, и появилась » статья по платежам долгов по системе государственно: го кредита (включала только 0,26 % денежных затрат). s Таким образом, с 1829 по 1859 гг. в белорусско-литов-
; ском регионе Российской империи в его постоянных ' территориальных пределах государственные сметные
1 ведомственные штатные денежные расходы в денеж-; ном выражении серебряной монетой увеличились более чем в 3 раза. В отдельных белорусских губерниях скорость повышения государственных сметных денежных издержек не была одинаковой. Наибольший
2 темп роста номинальных казенных штатных финан-| совых расходов был отмечен в Могилевской губернии g (более чем в 5 раз) из-за необходимости финансового s обеспечения деятельности расположенного в ней цен-ig трального в регионе административного учреждения -S ведомства Главного управления путями сообщения « и публичными зданиями, выделения ассигнований,
предназначенных для строительства и ремонта пу-I бличных зданий разного характера, а также в связи с 1 оказанием денежной поддержки православной церк-§ ви (по количеству причтов занимала ведущие пози-й ции в регионе).
^ В указанный период времени в белорусско-литов-
ских губерниях наблюдались опережающие темпы и расширения денежных затрат государства по финансированию ряда социальных нужд, по сравнению с от-^ пуском финансовых средств для поддержки функцио-^ нирования казенных административных учреждений ^ в подчинении Министерств финансов и внутренних -« дел (кроме финансирования строительства и ремонта публичных зданий разного предназначения), не-
смотря на процесс усиления бюрократизации госу- 22« дарственного аппарата управления самодержавия в - • царствование императора Николая I. Наибольший §« прирост государственных денежных издержек в 18201850-х гг. в белорусско-литовском регионе был зарегистрирован в сфере поддержки христианских конфессий (отпуск финансовых средств увеличился более чем в 14 раз), причем выделение финансовых ресурсов ; из государственного казначейства для русской православной церкви увеличилось более чем в 24 раза. Это « расширенное финансирование проводилось с целью содействия укрепления материальных позиций, повышения социального престижа, авторитета и влияния православного духовного ведомства, как главной опоры царизма в западном приграничном регионе по сохранению традиционных моральных ценностей, 1 по расширению и упрочению постулатов, идей, норм § концепции официальной государственной идеоло- « гии, в рамках выработанного правительственного политического курса деполонизации после подавления Л польского восстания 1830-1831 гг. Немалыми были денежные расходы для развития учреждений народного | образования (выросли более чем в 7 раз), пенсионно- | го обеспечения государственных служащих, их вдов и | детей (возросли более чем в 5 раз). Наименьшие тем- | пы прироста одной из групп социальных расходов — § в сфере гражданской медицины — объясняются при- § оритетной нацеленностью медицинских учреждений | и персонала страны на обеспечение удовлетворения нужд здравоохранения в сфере военного ведомства. | Между 1829 и 1859 гг. в белорусско-литовском ре- | гионе произошли значительные изменения в удель- ® ном весе перераспределения отдельных групп и -§ предметов государственных финансовых расходов. В § структуре государственных сметных штатных денеж- * ных издержек упала относительная доля затрат, на- ^ правленных для обеспечения организации и деятель- |§
Кг
477
ности административных учреждений в подчинении Министерства финансов, гражданской медицины (в 2 раза), Министерства внутренних дел (в 1,8 раза), содержания государственных имуществ и судебных учреждений Министерства юстиции (в 1,4 раза). Зато вырос удельный вес отчислений финансовых средств, » необходимых для строительства и ремонта граждан: ских объектов (более чем в 15 раз), для обеспечения Ё деятельности христианских конфессий (в 4,4 раза), ; гражданских заведений народного образования (в 2,2 ' раза), осуществления пенсионных и других денеж-I ных выдач (в 1,6 раза). В целом, относительная часть ; денежных издержек для обеспечения деятельности административно-судебного аппарата самодержавия (местных органов государственного управления в подчинении Министерства финансов и внутренних дел, ^ судебных инстанций в юрисдикции Министерства юстиции) сократилась с 60,85 % общей суммы финан-| совых затрат в 1829 г. до 33,45 % в 1859 г. Зато удельный I вес социальных денежных расходов (поддержка христианских конфессий, пенсионное обеспечение госу-Щ дарственных служащих, их вдов и детей, заведений « народного образования, учреждений гражданского здравоохранения и медицинского персонала) увели-I чился с 22,92 % в 1829 г. до 53,46 % в 1859 г. Относи-1 тельная доля содержания государственных имуществ, § путей сообщения, публичных зданий за счет финан-й совых средств государственного казначейства измени-^ лась в меньших масштабах: упала с 16,22 % в 1829 г. до
12,82 % в 1859 г. ю Исторический опыт распределения сумм государ-
ственных штатных сметных денежных расходов на ^ территории белорусских губерний (белорусско-ли-^ товского региона) в 1820-1850-х гг. свидетельствует о ^ необходимости расширенного инвестирования го-^ сударственных денежных средств в развитие чело-| веческого капитала. Государственные финансовые
субсидии для поддержки деятельности русской православной церкви в крае содействовали сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных христианских ценностей, благоприятствовали повышению гражданско-патриотического воспитания населения и развитию патриотического сознания среди государственных служащих, а также в целом способствовали формированию культурно-цивилизацион-ного единства российского и белорусского народов в рамках одной восточнославянской цивилизации, экономической, политической и социокультурной интеграции белорусских земель в составе Российской империи.
a
Список использованной литературы
1. Блиох И.С. Финансы России XIX столетия. История-статистика / И.С. Блиох. — Санкт-Петербург : Тип. М.М. Ста- f сюлевича, 1882. — Т. 1. — 29, XIII, 292, VII с. £
2. Министерство финансов 1802-1902 : исторический Ц очерк / под ред. Н.К. Бржеского. — Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1902. — Ч. 1. — X, 640 с. ^
3. Печерин Я.И. Исторический обзор росписей государ- | ственных доходов и расходов с 1803 по 1843 г. включитель- Ц1 но : сведения извлеч. из дел, хранящихся в архивах Канце- § лярии М-ва фин. и Деп. гос. казначейства / Я.И. Печерин. — П Санкт-Петербург : тип. Ю.Н. Эрлих, 1896. — V, 220 с. |
4. Печерин Я.И. Исторический обзор росписей государ- § ственных доходов и расходов с 1844 по 1864 г. включительно : сведения извлеч. из дел, хранящихся в архивах Канце- s лярии М-ва фин. и Деп. гос. казначейства / Я.И. Печерин. — | Санкт-Петербург : тип. Ю.Н. Эрлих, 1898. — 304 с. f
5. Яснопольский Н.П. О географическом распределении » государственных доходов и расходов в России : опыт фин.- ^ стат. исслед. / Н.П. Яснопольский. — Киев : Тип. ун-та св. Вла- ~ димира, 1897. — Ч. 2. — 4, XV, 584, XIV с. |
6. Правилова Е.А. Финансы империи: деньги и власть
в политике России на национальных окраинах 1801-1917 / |
Е.А. Правилова. — Москва : Новое изд-во, 2006. — 456 с. х
7. Mironov B.N. The Cost of Empire' Unity
Russia / B.N. Mironov // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
S= 2 [Петербургские славянские и балканские исследования]. — Ц g 2019. — № 1 (25). — S. 155-182.
U >
" I
Ц" References
So 1. Bliokh I.S. Finance of Russia of the 19th Century. History and
= Statistics. Saint Petersburg, M.M. Stasyulevich Publ., 1882. Vol. 1. Ц 29, XIII, 292, VII p.
Й 2. Brzheskii N.K. (ed.). Ministry of Finance 1802-1902. Saint Pe-
™ tersburg, Ehkspeditsiya zagotovleniya gosudarstvennykh bumag Ц Publ., 1902. Pt. 1. X, 640 p.
S 3. Pecherin Ya.I. Historical Overview of State Revenue and Ex-
penditure Schedules from 1803 to 1843 Included. Saint Petersburg, 2 Yu.N. Ehrlikh Publ., 1896. V, 220 p.
gg 4. Pecherin Ya.I. Historical Overview of State Revenue and Ex-
penditure Schedules from 1844 to 1864 Included. Saint Petersburg, Yu.N. Ehrlikh Publ., 1898. 304 p.
5. Yasnopol'skii N.P. On the Geographic Distribution of State Revenues and Expenditures in Russia. Kiev, St. Vladimir's University Publ., 1897. Pt. 2. 4, XV, 584, XIV p. | 6. Pravilova E.A. Empire Finances: Money and Power in Russian
! Policies on National Peripheries, 1801-1917. Moscow, Novoe izda-£ tel'stvo Publ., 2006.456 p.
I 7. Mironov B.N. The Cost of Empire' Unity in Late Imperial
| Russia. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019, no. 1, pp. 155-| 182.
^ Информация об авторе
0
§ Ерошевич Александр Владимирович — кандидат истори-
| ческих наук, доцент, кафедра экономической истории, Бе-
1 лорусский государственный экономический университет,
2 г. Минск, Республика Беларусь; e-mail: [email protected]. if © https://orcid.org/0000-0002-6555-5176; SPIN-код: 2697-
i 5753; AuthorlD РИНЦ: 931646.
Author
43
^ Aliaksandr V. Yerashevich — Ph.D. in History, Associate
^ Professor, Department of Economic History, Belarusian State
iS Economic University, Minsk, the Republic of Belarus; e-mail:
J [email protected]. © https://orcid.org/0000-0002-6555-
g 5176; SPIN-Code: 2697-5753; AuthorlD RSCI: 931646.
£
480
Для цитирования
Ерошевич А.В. Государственные сметные денежные расходы белорусских губерний (белорусско-литовского региона) Российской империи в 20-е — 50-е гг. XIX в. / А.В. Ерошевич. — DOI 10.17150/2308-2488.2024.25(3).457-481. — EDN UHBOQK // Историко-экономические исследования. — 2024. — Т. 25, № 3. — С. 457-481.
For Citation
Yerashevich A.V. State Budgetary Expenditures of the Belarusian Provinces (Belarusian-Lithuanian Region) of the Russian Empire in the 1820s-1850s. Istoriko-ekonomicheskie issle-dovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2024, vol. 25, no. 3, pp. 457-481. (In Russian). EDN: UHBOQK. DOI: 10.17150/2308-2488.2024.25(3).457-481.
■8
ж s
Sr