К. М. Беликова*
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассматриваются основные формы участия государства в предпринимательской деятельности в странах Латинской Америки. Констатируется, что предпринимательская активность государства приводит к созданию многочисленных юридических лиц, капитал которых принадлежит государству, его органам либо органам местного самоуправления, а сами эти лица осуществляют в основном хозяйственную деятельность.
Ключевые слова: Латинская Америка, государственные предприятия, публичные предприятия, государственные акционерные общества, публичные учреждения, государственные корпорации
The article deals with certain aspects of economic activity of the state in Latin American countries, in particular, with the results of such an activity that lead to establishment of many kinds of legal entities with capital that belongs to the state, its bodies and institutions of local governing whereas the entities themselves are involved in business activities.
Key words: Latin America, state enterprises, public enterprises, state joint-stock companies, public establishments, public corporations
Непреложный факт общественной жизни — развитие предпринимательской деятельности государства, которое часто устанавливает монополию на целые отрасли национальной экономики. Такая ситуация характерна и для стран Латинской Америки. В последнее время отношения России с латиноамериканскими странами активизировались: в 2000— 2010 гг. президенты России шесть раз посещали латиноамериканский регион, министры иностранных дел — десять раз. Регулярный характер приобрели встречи председателей правительств, консультации МИД, контакты с латиноамериканскими лидерами в ходе различных форумов. Составной частью политического диалога стали более «насыщенные» межпарламентские связи. За эти годы было подписано порядка 200 совместных документов, охватывающих самые разные стороны сотрудничества1. Между тем российские исследования2 вопроса функционирования и деятельности государственных предприятий, в частности в латиноамериканском регионе, нуждаются в доработке.
Предпринимательская деятельность государства приводит к созданию многочисленных юридических лиц, капитал которых принадлежит государству, его органам либо органам местного самоуправления (децентрализованным образованиям — entes decen-tralizadas), а сами эти лица осуществляют в основном хозяйственную деятельность. В латиноамериканской правовой науке их принято обозначать терминами «empresas estatales» и «empresas públicas» — государственные (публичные) предприятия, хотя между этими понятиями есть разница. Так, испанский правовед П. Сарасено отмечает, что предприятие считается публичным (empresa pública), если субъектом, осуществляющим экономическую деятельность, выступает юридическое лицо публичного права. Когда же мы говорим о государственных предприятиях (empresas estatales), то имеем в виду государственные товарищества (sociedades estatales), прежде всего государственные акционерные общества (sociedades anónimas estatales)3. Колумбийский правовед К. Сарриа4 подчеркивает, что такое представление не поддерживается колумбийской доктриной и не закреплено позитивным законодательством: эти понятия — «empresas
* Беликова Ксения Михайловна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов (Москва). E-mail: [email protected].
3/2011
públicas» и «empresas del Estado» — существуют параллельно. Представляется, однако, что порой трудно уловить различие между государственными и публичными предприятиями, поскольку одним из юридических лиц публичного права является государство. В связи с этим аргентинский правовед Х. Р. Дроми5 предлагает употреблять в качестве родового термин «публичное предприятие» (empresa pública), подразделяя публичные предприятия на государственные (estatales) и негосударственные (no estatales).
В любом случае принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность предприятий государственным органам существенно влияет на их правовой режим. Чаще всего они имеют специальную правоспособность и вправе совершать лишь такие действия, которые входят в круг полномочий, определенных специальными актами о создании юридического лица, либо актами, на основании которых оно создано.
Так, термином «empresa pública» оперирует перуанский законодатель. Согласно положениям Органического закона о национальном предприятии по производству и продаже коки (Ley Orgánica de la Empresa Nacional de la Coca) от 5 декабря 1978 г.6 La Empresa Nacional de la Coca (ENACO) — это публичное предприятие аграрного сектора (Empresa Pública del Sector Agrario), учреждаемое как юридическое лицо внутреннего публичного права, наделяемое административной, финансовой и технической автономией, подчиняющееся настоящему закону, своему уставу, нормативным положениям, регламентирующим деятельность публичных предприятий, и субсидиарно нормам закона о торговых товариществах и иным нормам (ст. 1, 2). Срок существования ENACO неопределим. Предприятие признается монополистом по продаже и переработке листьев коки внутри и за пределами страны (ст. 5, 6). Уставный капитал предприятия полностью оплачен государством. Руководство делами предприятия осуществляют директорат и генеральный управляющий. В директорат входят: его председатель, назначаемый министром сельского хозяйства и продуктов питания; три представителя этого министерства; представитель министерства внутренних дел, входящий в состав Исполнительного комитета по контролю за наркотиками; по одному представителю от министерства промышленности, торговли, туризма и интеграции, министерства экономики и финансов, министерства здравоохранения и один представитель работников предприятия (ст. 11, 12). Работники ENACO подчиняются режиму труда, действующему в отношении частных предприятий (ст. 19). Разработка и выполнение бюджета предприятия производится согласно положениям законодательства о публичных предприятиях (ст. 22).
К числу государственных предприятий — empresas estatales — в Колумбии относятся, например в секторе углеводородов, Empresa Colombiana de Petróleos (Колумбийское предприятие углеводородов — ECOPETROL) и Transportadora de Gas del Interior (TGI), занимающееся транзитом природного газа (ранее — Empresa Colombiana de Gas (ECOGAS). Так, ECOPETROL подлежит контролю со стороны национального правительства: правительство одобряет его бюджет, Генеральная счетная палата проверяет его выполнение, предприятие обязано отчитываться перед национальным Конгрессом о своей деятельности.
Анализ латиноамериканского законодательства позволяет выделить несколько организационно-правовых форм, в которые может облекаться деятельность государственных предприятий.
1. Публичная корпорация (ассоциация) наделяется хозяйственной самостоятельностью и автономностью в деятельности, первоначальный капитал предоставляется государством (его органами) и может быть акционерным или не разделенным на акции.
Таковым можно считать и упомянутое Колумбийское предприятие углеводородов (ECOPETROL): оно было создано в 1951 г. как автономное учреждение (organismo autónomo), наделенное правосубъектностью, т. е. как полностью государственное предприятие, использовавшее активы Tropical Oil Company. На основании Декрета-закона от 26 июня 2003 г. № 1760 оно было преобразовано в государственное товарищество на акциях (sociedad pública por acciones), подведомственное министерству природных
Государственные предприятия в странах Латинской Америки: перспективы развития
57
ресурсов и энергетики. Затем по Закону от 27 декабря 2006 г. № 1118 ECOPETROL было разрешено произвести эмиссию 20 % своих акций — это действие согласно ст. 2 Закона превратило ECOPETROL в общество смешанной экономики предпринимательского характера, опять-таки подведомственное министерству природных ресурсов и энергетики. В силу положений ст. 6 Закона необходимые для деятельности юридические действия, договоры и иски совершаются и рассматриваются согласно предписаниям частного права. Таков же режим труда работников предприятия7.
В Эквадоре к числу таких предприятий можно отнести предприятия публичного права, наделяемые собственной юридической личностью, аналогичные публичным учреждениям (etablissment publique) во Франции — establecimiento costeado por el Fisco, которым эквадорский Закон о модернизации (Ley de Modernización del Ecuador) вслед за Конституцией (п. 5 ст. 118) приписывает следующие функции: реализация государственно-властных полномочий, предоставление услуг населению и осуществление от имени государства экономической деятельности8.
2. Государственная компания или государственное акционерное общество учреждается и осуществляет свою деятельность в соответствии с общим акционерным законодательством. Необходимые особенности, закрепляющие специфику ее деятельности (характер отчетности и др.), определяются ее уставом.
Например, в Венесуэле в 2009 г. на основании декрета, изданного исполнительной властью (опубликован в Официальной газете № 39.314), было создано акционерное общество Corporación Nacional del Aluminio (Государственная алюминиевая корпорация). Эта холдинговая компания, подчиняющаяся народному министерству тяжелой промышленности и природных ресурсов (Mibam), имеет целью объединить под общим руководством ряд добывающих и перерабатывающих государственных предприятий отрасли, таких как CVG aluminio del Caroní (Alcasa), CVG Industria Venezolana de Aluminio (Venalum), CVG Conductores de Aluminio Caroní (Cabelum), Aluminios Nacionales (Alunasa), CVG Aluminio de Carabobo (Alucasa), GVG Carbonos del Orinoco, CVG Bauxilium y Empresa de Producción Social Servicios de Laminación de Aluminio (Serlaca), для выявления имеющегося у страны потенциала индустриального развития. Одновременно корпорация может приобретать (полностью или частично) участие в торговых товариществах и предприятиях, оказывающих услуги, напрямую связанные с алюминиевым сектором промышленности. Весь уставный капитал АО «Государственная алюминиевая корпорация» был оплачен государством через Mibam.
Представляется, что подходы латиноамериканской правовой науки к определению категорий «государственное предприятие» и «публичное предприятие» требуют более глубокого и всестороннего исследования.
1 Яковлев П. П. Россия — Латинская Америка: новый этап. 14/05/2010. // URL: http://www.perspektivy. info/bitrix/templates/perspektivy/template_styles.css.
2 См., например: Гражданское и семейное право развивающихся стран: учеб. пособие / под ред. В. К. Пучинского, В. В. Безбаха. М., 1989. С. 75—84; Государственные и смешанные предприятия // Гражданское и торговое право капиталистических стран / под ред. В. П. Мозолина, М. И. Кулагина. М., 1980. С. 87—92 и др.
3 Saraceno P. El Fin de Beneficio en las Empresas Públicas de Producción // La Empresa Pública. Publicaciones del Real Colegio de España en Bolonia. Zaragoza, 1970.
4 Sarria C. La Empresa Pública y su Clasificación en Colombia. En: El Derecho Administrativo en Latino América. Цит. по: Pérez E. El Poder Ejecutivo en el Derecho Público y en la Constitución. Ed. ESTADE, 1999. // URL: http://www.estade.org/Documentos/derechopublico/ELPODEREJECUTIVO.doc.
5 Dromi J. R. Manual de Derecho Administrativo. Astrea. Buenos Aires, 1987.
6 Ley Orgánica de la Empresa Nacional de la Coca (Decreto Ley № 22370). 05 de diciembre de 1978 // URL: http://www.devida.gob.pe/documentacion/DecretoLey2022370.doc.
7 Подробнее см.: Prada D. O. Marcos regulatorios y el rol de las empresas estatales de hidrocarburos. Estudio de caso: Colombia. Noviembre 2007 // URL: http://www.olade.org.ec/documentos2/marcosregulatorios/MAR-COSDECASOCOLOMBIA.pdf.
8 Pérez E. Op. cit.