ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-3-65-78 УДК 336.132.12(045) JEL G21
(СО ]
Государственные микрофинансовые организации как элемент финансовой системы
А. Н. Пышкин
НОУ ДПО Московская школа управления «СКОЛКОВО», дер. Сколково, Московская обл., Россия
АННОТАЦИЯ
Предметом исследования является структура сегмента микрофинансовых организаций (МФО), среди учредителей которых есть органы исполнительной власти субъектов РФ. Цель работы - определение роли и места государственных МФО, в том числе проблем их учета, идентификации и надзора в качестве самостоятельного элемента рынка МФО. Актуальность исследования обусловлена отсутствием в публичной сфере перечня государственных МФО, необходимостью контроля и оценки эффективности мер государственной финансовой поддержки предпринимательства в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции и санкций. Научная новизна обусловлена отсутствием исследований и анализа структуры сегмента государственных микрофинансовых организаций как части российского рынка МФО. В работе предложен алгоритм и проведена идентификация государственных микрофинансовых организаций, проанализирована их структура и соотношение с рынком МФО в целом. Автор использует методы статистического и контент-анализа, работы с государственными базами данных [в частности, ЕГРЮЛ, реестрами МФО, ведение которых осуществляет ЦБ РФ, Единым реестром инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)]. В результате автор сформировал перечень МФО, относимых к государственным МФО, определил структуру сегмента государственных МФО в сравнении с МФО в целом и сделал вывод о его самостоятельности внутри системы МФО за счет большей некоммерческой ориентации данного сегмента, равномерности его географического распределения и его композиционном единстве в разрезе организационно-правовых форм и форм собственности. Автор рекомендует определить уполномоченный орган в лице Корпорации МСП для формирования публичного перечня государственных МФО, вести проактивную работу с органами исполнительной власти субъектов РФ в части вовлечения созданных ими МФО в программы поддержки предпринимательства и вовлекать государственные МФО в программы льготного кредитования бизнеса, реализуемые через банки.
Ключевые слова: финансовый рынок; инфраструктура; развитие предпринимательства; МСП; государство; микрофинансовые организации
BY 4.0
Для цитирования: Пышкин А. Н. Государственные микрофинансовые организации как элемент финансовой системы. Финансы: теория ипрактика. 2023;27(3):65-78. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-3-65-78
ORIGINAL PAPER
Public-type MFOs as an Element of Financial System
A. N. Pyshkin
Moscow School of Management SKOLKOVO, SkoLkovo Village, Moscow Region, Russia
ABSTRACT
The subject of the research is to define the structure of microfinance organizations (MFOs) with the Russian Region's authorities within the founders (participants, shareholders). The aim of the paper is to define the role of the public-type MFOs, including the problems of their accounting, identification and supervision as an independent element of the MFOs market. The relevance of the research is due to the lack of list of public-type MFOs, the need of State Entrepreneurship Financial Support Policy control and measurement in the context of the new coronavirus infection and sanctions. The scientific novelty emerges, as there is no research about the public-type MFOs as the solid part of the Russian MFO market. The author develops an algorithm to identify public-type MFOs, analyzes the composition of this segment compared to the MFO Market structure in general. The author uses methods of statistical and content analysis, public data bases (the State Register of Legal Entities, registers of MFOs by the Bank of Russia, the Register of Infrastructure for SME Support). The results are the list of public-type MFOs, determination of the composition of this segment compared to the MFOs system as a whole. The author concludes that public-type MFOs have greater non-commercial orientation of this segment, its geographical distribution and its compositional unity in terms of organizational and legal forms and
© Пышкин А. Н., 2023
forms of ownership. The author recommends: to identify the RSMB Corporation in charge of the List of the public-type MFOs, to involve MFOs, created by the local authorities, into the SME Support activities, and public-type MFOs - into the preferential bank-loans Programs.
Keywords: entrepreneurship support; financial support; SME; microfinance organizations; MFO; public-type MFO
For citation: Pyshkin A. N. Public-type MFOs as an element of financial system. Finance: Theory and Practice. 2023;27(3):65-78. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-3-65-78
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «микрофинансирование» в РФ официально введено в 2010 г., регулирование и надзор за микрофинансовой деятельностью осуществляет ЦБ РФ, публикующий Госреестр МФО1.
Деятельность МФО важна для социального и экономического развития в развивающихся экономиках [1-3]: они обеспечивают доступное кредитование малообеспеченных слоев населения [4], способствуют расширению кредитования субъектов МСП [5, 6], проводят обучение своих заемщиков [7], участвуют в реализации госпрограмм [8], предоставляют иные сервисы. В отношении оценок результатов деятельности МФО нередко применяются нефинансовые критерии [8, 10], которые связаны с «третьей миссией», организационно-правовыми формами и т.д.
Особенности регулирования и поддержки МФО государством обусловлены возлагаемыми на них задачами [11]: предоставление субсидий только МФО, поддерживающим субъекты МСП, самостоятельное правовое регулирование для некоммерческих МФО, законодательное выделение МФО, ориентированных на поддержку социально незащищенных слоев населения и мигрантов.
Подобные предложения имеют место и в отношении системы МФО России [12]. Во многом причиной этого является «хищническая» репутация МФО, обусловленная доминированием коммерческих PDL-займов с крайне высокими процентами и «диким» рынком работы с просроченной задолженностью [13].
В отдельную правовую категорию выделены «Государственные микрофинансовые организации» (ГМФО) — МФО, одним из учредителей которых является субъект РФ, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП2. Одна из преференций ГМФО — возможность получения бюджетных субсидий, в связи с чем требования к ним в части использования бюджетных средств устанавливает Минэкономразвития.
МФО, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП и соответствующие критериям, установлен-
1 Сайт ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/vfs/finmarkets/files/ supervision/list_MFO.xlsx (дата обращения: 28.02.2022).
2 Часть 4 раздела I постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 316; приказ Минэкономразвития от 26.03.2021 № 142.
ным ЦБ РФ по согласованию с Минэкономразвития3 (табл. 1), отнесены к категории МФО предпринимательского финансирования4, перечень которых также ведет ЦБ РФ.
Среди дополнительных преимуществ, доступных МФО предпринимательского финансирования, можно выделить:
• получение поручительств и гарантий по привлекаемым МФО кредитам;
• имущественную поддержку (доступ к государственному или муниципальному имуществу на льготной основе).
Исследования отечественной финансово-кредитной системы нередко опускают необходимость четкой сегментации рынка МФО, что существенно искажает полученные результаты. Например, всей системе МФО могут вменяться задачи поддержки малого бизнеса, исходя из выполнения которых строится дизайн всего исследования [14], тогда как изменение состояния сектора МСП на фоне общего ухудшения экономической ситуации фактически вызвано очищением ЦБ РФ финансовой системы от недобросовестных МФО с сокращением их численности [15, 16].
В ряде исследований [17] оценка деятельности МФО по кредитованию субъектов МСП строится на основе включения в портфель PDL-займов [18], что завышает объемы такой поддержки. И наоборот, можно встретить оценку эффективности государственной поддержки по всей совокупности МФО [19] — при том, что ее предоставляют менее 10% от общего количества МФО.
Рассмотрение рынка МФО в качестве гомогенной структуры приводит к необходимости исключения из анализа города Москвы [20] как экстремума с чрезвычайно высокой концентрацией МФО или же к выводам о комплиментарном характере МФО по отношению к банковской системе в регионах концентрации банков [21]. Целостный взгляд на систему МФО приводит
3 Указание ЦБ РФ от 20.02.2016 № 3964-У.
4 Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Таблица 1 / Table 1
Критерии МФО предпринимательского финансирования / MFO's of Entrepreneurial Finance Criteria's
№ / No. Критерий / Criteria's Значение / Value
1 Доля договоров микрозайма, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Не менее 70%
2 Доля объема микрозаймов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Не менее 75%
Источник/Source: ЦБ РФ / Bank of Russia.
к смешению различных понятий, например видов (микрофинансовая компания) и категорий (предпринимательские) МФО [22], а отдельные предложения уже фактически реализованы в силу особенностей ГМФО. Отметим, что отечественные авторы отмечают целесообразность выделения различных категорий МФО, например сегментации на основе риск-ориентированного подхода [9], некоммерческих МФО [11], МФО с приоритетом на поддержку предпринимателей, банковские МФО [23] и др.
В настоящей работе показано, что ГМФО — в силу генезиса находящиеся под дополнительным регулированием, с фокусом на поддержке предпринимательства, с доминированием некоммерческих организационно-правовых форм, реализующих льготные программы и дополнительные сервисы для целевых сегментов, — являются обособленной от коммерческого сегмента гомогенной подсистемой рынка МФО, что должно приниматься во внимание исследователями и регуляторами финансовой системы России.
ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ
Всего по состоянию на 28.02.2022 Госреестр МФО включает 1275 действующих МФО и 8540 записей об исключенных МФО5.
На конец III квартала 2021 г. общий объем портфеля микрозаймов МФО достиг максимума с 2018 г. и составил 305 млрд руб. (+35% к аналогичному периоду 2020 г.), из которых 21% пришелся на займы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (табл. 2). Также максимума достиг объем выдач микрозаймов за квартал — 158 млрд руб. против 107 млрд руб. за аналогичный период 2020 г. (табл. 3).
5 Отдельные МФО исключались из Государственного реестра МФО более 1 раза.
В России 1275 МФО, что в 3,8 раза больше числа действующих банков (333 банка)6.
Согласно данным ЦБ РФ портфель микрозаймов на конец III квартала 2021 г. составил 304,8 млрд руб. при капитале 155,9 млрд руб. (табл. 4), что дает отношение портфеля к капиталу (мультипликатор) для МФО в 1,95.
По данным Минэкономразвития, общая капитализация ГМФО по состоянию на 01.01.2021 составляет более 66,0 млрд руб. (примерно 42% от общего капитала МФО на конец III квартала 2021 г.), портфель — более 53,8 млрд руб. (18% от общего портфеля МФО и более 84% от портфеля займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам). Но мультипликатор для ГМФО в 2,41 раза ниже среднего по системе и составляет всего 0,81.
На конец III квартала 2021 г., по данным БКИ «ЭКВИФАКС»7, предельная стоимость кредита снизилась до уровня в 339 п.п. против 623 п.п. в III квартале 2017 г. (-284 п.п.). При этом, по данным ЦБ РФ, чистая прибыль МФО (за исключением государственных) по итогам 9 месяцев 2021 г. выросла на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.8 ЦБ РФ объясняет рост прибыли коммерческих МФО одобрением займов более рисковым клиентам9, в то же время отмечая более высокий процент одобрения заявок государственными МФО (69 против 28% у коммерческих10). Такая оценка
6 Сайт ЦБ РФ. URL: https://cbr.ru/banking_sector/credit/ FullCoList/ (дата обращения: 28.02.2022).
7Лагуткин О. Динамика развития МФО. Взгляд БКИ. Как изменился сектор с момента регулирования по данным БКИ? Презентация на XX юбилейной национальной конференции НАУМИР. URL: https://files.rm center. ru/y ear/202 1/12/presentation^ а гуткин_ EquifaxMFOLagutkinOIpdf.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
8 Сайт ЦБ РФ. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/39665/review_mfi_2103.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
9 Там же.
10 Сайт ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/analytics/microfinance/202 1_1/#ЫgЫight=государственныIх (дата обращения: 28.02.2022).
Источник/Source: ЦБ РФ / Bank of Russia.
Таблица 3/ Table 3
Динамика структуры выданных за квартал микрозаймов, млрд руб. / Microloan Issue Dynamics, Billion Rubles
Таблица 2/ Table 2
Динамика структуры портфеля микрозаймов, млрд руб. / Microloan Portfolio Dynamics, Billion Rubles
№ / No. Портфель микрозаймов / Microloan Portfolio Период (год, квартал) / Period (Year, Quarter)
2018 2019 2020 2021
IV III IV I II III IV I II III
1 Физическим лицам PDL за 49 S1 S2 S1 S1 S4 б2 70 74
2 Физическим лицам IL 9б 11б 120 12S 11S 121 134 14S 97 10б
3 Физическим лицам POS - - - - - - - - S6 б1
4 Юридическим лицам 14 17 19 19 22 2б 30 30 32 32
S Индивидуальным предпринимателям 1б 19 22 23 24 27 31 31 32 32
б ИТОГО 1б4 201 212 219 213 22б 249 2ба 2а7 30S
Период (год, квартал) / Period (Year, Quarter)
№ / No. Выданные микрозаймы / Microloan Issues 2018 2019 2020 2021
IV III IV I II III IV I II III
кв. кв. кв. кв. кв. кв. кв. кв. кв. кв.
1 Физическим лицам PDL 3а 41 47 40 33 39 47 S3 бб S7
2 Физическим лицам IL 44 S2 SS S3 33 S3 б7 бб 74 б0
3 Физическим лицам POS - - - - - - - - - 2а
4 Юридическим лицам S б 7 4 б а 10 S 7 7
S Индивидуальным предпринимателям S S 7 S S 7 а S б 7
б ИТОГО 93 103 11S 102 77 107 131 12а 1S3 1S8
Источник/Source: ЦБ РФ / Bank of Russia.
представляется не совсем корректной: при более высоком уровне риска коммерческие МФО должны создавать дополнительные резервы, что приведет к снижению уровня прибыли, и одобрять большее количество заявок при сопоставимом с ГМФО риск-аппетите, что противоречит наблюдаемым фактам. Альтернативным объяснением может являться фокус коммерческих МФО на краткосрочных PDL и ^ займах с высокой оборачиваемостью, что, при условии внутренней эффективности бизнес-процес-
сов МФО, обеспечивает высокую оборачиваемость и рентабельность капитала. В пользу данной гипотезы свидетельствует высокий мультипликатор (1,95), более чем в 2 раза превышающий мультипликатор ГМФО (0,81).
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ГОСПОДДЕРЖКИ МСП
ГМФО как один из важнейших инструментов поддержки МСП в России включен в ключевые до-
Таблица 4/ Table 4
Ключевые показатели МФО на конец III квартала 2021 г. / MFO's Key Indicators for the 2021FY 3rd Quarter
№ / No Наименование показателя / Criteria's Значение показателя / Value
Абсолютное / Absolute В % / Percent's
1 Капитал, млн руб. 155 937,9 100
2 Действующий портфель микрозаймов, млн руб., из них: 304 773,3 100
2.1 индивидуальным предпринимателям 31 707,2 10
2.2 юридическим лицам 32 155,9 11
3 Сумма микрозаймов, выданных с начала года, млн руб., из них: 440 028,6 100
3.1 индивидуальным предпринимателям 17440,9 4
3.2 юридическим лицам 18 762,8 4
4 Общее количество заемщиков по действующим договорам, ед. (данные за II квартал 2021 г.), из них: 15173049 100
4.1 индивидуальные предприниматели 26 937 Менее 0,2
4.2 юридические лица 18 251 Менее 0,2
5 Общее количество действующих договоров, шт., из них: 16 714 100 100
51 с индивидуальными предпринимателями 35 233 Менее 0,2
5.2 с юридическими лицами 23 722 Менее 0,2
Источник/Source: составлено автором по данным ЦБ РФ / Compiled by author based on Bank of Russia Data.
кументы стратегического планирования данной сферы11. В частности, национальным проектом12 предусмотрены мероприятия по предоставлению самозанятым гражданам13, начинающим предпринимателям14 и субъектам МСП15 доступа к микрозаймам по льготной ставке.
11 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.; государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика».
12 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и входящими в его состав федеральными проектами. Сайт Минэкономразвития. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/65c7e743dffadf1f3f3a8207e31a0d99/ Passport_NP_MSP.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
13 Сайт Минэкономразвития. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/8e451e5404a8b9953cf19 49b0a73d7ee/FP_Podderzhka_samozanyatyx.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
14 Сайт Минэкономразвития. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/3d66461ed39217d37502 6b83842e03f5/FP_Predakseleraciya.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
15 Сайт Минэкономразвития. URL: https://www.
economy.gov.ru/material/file/99f141bfe7b5d2d6d26ff8
2ca51057d7/FP_Akseleraciya_sub_ektov_MSP.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
Таким образом, очевидно, что сегмент ГМФО требует пристального внимания к вопросам своего регулирования.
Однако, несмотря на множество публичных ресурсов, идентифицировать ГМФО оказывается непростой задачей, так как отсутствует какой-либо публичный перечень МФО данной категории:
• в Госреестре МФО среди 1275 организаций категория ГМФО не выделяется;
• в Перечень МФО предпринимательского финансирования входят 195 организаций, в том числе явно коммерческие;
• в Едином реестре инфраструктуры поддержки16 (далее — Реестр ОИП), отсутствует однозначная идентификация МФО и (или) ГМФО: в частности, если верить его данным, микрозаймы выдают в том числе некоторые бизнес-инкубаторы;
• в то же время, по данным Минэкономразвития, по состоянию на 01.01.2021 насчитывалось 99 ГМФО17.
16 Сайт Корпорации МСП. URL: https://corpmsp.ru/ infrastruktura-podderzhki (дата обращения: 28.02.2022).
17 Сайт Минэкономразвития. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/2ba7942b3821dfde1d50a31 19995ba20/gp_report_2020.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
В настоящей работе предложен алгоритм и предпринята попытка идентифицировать и составить список организаций, соответствующих критериям ГМФО.
ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ И АЛГОРИТМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГМФО
Для идентификации ГМФО в качестве первоисточников использованы сведения об МФО, включенных в ряд публичных реестров (табл. 5).
На основе данных об ИНН сформирован сводный список из 1336 организаций, не каждая из которых является МФО18:
3
List = Ц4,
i=1
где List — сводный список МФО; A. — i-й реестр, содержащий n МФО, A. = (an...a..), j=1...n;; i — номер реестра (табл. 5); a{j — j-я МФО из i-го реестра; n — количество МФО в i-м реестре.
Далее для каждой из 1336 организаций в сводном списке на основе данный ЕГРЮЛ19 проведен анализ состава учредителей, включенных в Госреестр МФО.
Если среди учредителей организации встречается орган исполнительной власти субъекта РФ (код ОКОГУ20 учредителя начинается с 2300), то организации присваивается признак «потенциальная ГМФО»:
Vц,j е A3Ua = [РОИВ]^ f (цj) = ГМФО',
где Ua — признак (список) состава учредителей МФО; РОИВ — признак наличия среди учредителей органа исполнительной власти субъекта РФ (код ОКОГУ учредителя начинается с 2300); ГМФО' — присвоение организации признака «потенциальная ГМФО».
В результате общее количество организаций, маркированных в качестве «потенциальная ГМФО», составляет 92 МФО (см. Приложение).
Вторым критерием отнесения МФО к категории «ГМФО» является предоставление микрозаймов субъектам МСП. Ввиду отсутствия информации по структуре выщанныгх каждой МФО займов, в качестве
18 В соответствии с законодательством РФ к МФО относятся 1275 из 1336 организаций, включенные в Госреестр МФО. Еще 61 организация фигурирует в Реестре ОИП в качестве МФО, однако таковой не является.
19 Сайт ФНС России. URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 28.02.2022).
20 Приказ Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-2011».
индикатора соответствия данному критерию предлагается использовать наличие организации в Перечне МФО предпринимательского финансирования:
Vц,j е и(/Цj) = ГМФО'; А2ц,j = ГМФО,
где а,. — j-е МФО г-го реестра МФО (табл. 5); А2 — Перечень МФО предпринимательского финансирования; ГМФО' — наличие у МФО признака «потенциальная ГМФО».
Критерию наличия в Перечне МФО предпринимательского финансирования удовлетворяет 86 из 92 МФО, «потенциальная ГМФО» (Приложение), данный перечень может быть принят за перечень государственных микрофинансовых организаций.
Дополнительно отметим, что из 92 МФО, «потенциальная ГМФО» (т.е. относящихся к множеству ГМФО'):
• 4 организации не входят (отсутствуют) в Реестр ОИП (Приложение, строки 83-86);
• 5 организаций, которые маркированы в Реестре ОИП в качестве МФО, не входят в Перечень МФО предпринимательского финансирования (Приложение, строки 87-91);
• 1 МФО, отнесенная к категории «потенциальная ГМФО», при наращивании предоставления микрозаймов субъектам МСП может быть в дальнейшем отнесена к категории ГМФО (Приложение, строка 92).
СТРУКТУРА СЕГМЕНТА ГМФО В СООТНОШЕНИИ С РЫНКОМ МФО В ЦЕЛОМ
К категории ГМФО относятся 86 из 1275 (7%) МФО и 44% от МФО предпринимательского финансирования (табл. 6). При этом ГМФО объединяют более половины МФО, созданных в некоммерческих организационно-правовых формах, и на них же приходятся все «экзотические» формы:
• 80% автономных некоммерческих организаций;
• 47% фондов;
• 100% государственных автономных учреждений;
• 100% кредитных потребительских кооперативов.
Суммарно доля ГМФО в некоммерческих организационно-правовых формах составляет 88% от общего их количества, тогда как по системе МФО в целом — 12%, т.е. почти в 8 раз меньше. Общества с ограниченной ответственностью среди ГМФО встречаются в 43 раза реже по сравнению с системой МФО в целом (2 против 87% соответственно), 10 из
Источник/Source: составлено автором / Compiled by author.
Примечание /Note: * только действующие организации с типом «микрофинансовая организация», «микрокредитная компания», «микрофинансовая компания», «МФО», а также организации, у которых в формах и видах поддержки указан «микрозайм». Кроме того, в числе 189 организаций не входит АО микрокредитная компания «Гарантийный фонд Самарской области», так как в Реестре ОИП на момент обращения (28.02.2022) отсутствуют указания на его принадлежность к МФО / * only active organizations with type "microfinancial organization", "micro-credit company", "micro-finance company", "MFO", as well as organizations with forms and types of support indicated "microloan". In addition, among 189 organizations does not include JSC microcredit company "Guarantee Fund of the Samara region", because the OIP Register at the time of application (28.02.2022) no indication of its membership in the MFO.
Таблица 5/ Table 5
Публичные реестры с информацией об МФО / MFO Public Registers
№ / No. Наименование реестра / Register Оператор / Holder Ссылка на реестр / Register Location Кол-во организаций / Number of organizations
1 Госреестр МФО ЦБ РФ https://cbr.ru/ microfinance/ registry/ 1275
2 Перечень МФО предпринимательского финансирования ЦБ РФ https://cbr.ru/ microfinance/ registry/ 195
3 Реестр ОИП* Корпорация МСП https://corpmsp.ru/ infrastruktura-podderzhki/ 190
ИТОГО организаций 1336
11 МФО, находящихся в собственности субъектов РФ, относятся к категории государственных.
Кроме того, среди ГМФО нет организаций с иностранной собственностью или собственностью российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, в то время как по системе МФО существует 43 такие организации (или 3%).
Таким образом, ГМФО представляют собой в целом однородный некоммерческий сегмент, сосредоточенный на предоставлении займов субъектам МСП. При этом 4 ГМФО отсутствуют в Реестре ОИП, и 59 организаций вопреки нормативным требованиям маркированы в Реестре ОИП как МФО, хотя не относятся к ним, что говорит о необходимости корректировки содержания данного реестра. В том числе целесообразно законодательно предусмотреть формирование и ведение публичного перечня государственных микрофинансовых организаций. Данные функции можно передать Корпорации МСП, координирующей деятельность организаций инфраструктуры поддержки, в том числе МФО в рамках оказания последними поддержки субъектам МСП.
По регионам МФО распределены достаточно неравномерно, в то время как практически в каждом регионе представлена в среднем 1 ГМФО (табл. 7) — и в этом интересное отличие данного сегмента не
только от МФО, но и от банковского сектора, тесно привязанного к плотности населения региона [21].
Например, 16% МФО (201 ед.) сконцентрированы в Москве, а в Ямало-Ненецком автономном округе действует всего 1 МФО. Среднее количество МФО в расчете на 1 субъект составляет 15 организаций, медианное — 8.
В отношении ГМФО ситуация противоположная, например в Забайкальском крае 3 организации, в то время как в пяти регионах не идентифицированы отнесенные к ГМФО микрофинансовые организации:
• в четырех регионах (Астраханская обл., Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская обл., Республика Северная Осетия-Алания) по причине отсутствия МФО, отнесенных к категории «потенциальная ГМФО», в Перечне МФО предпринимательского финансирования;
• в одном регионе (Москва) в связи с отсутствием МФО, среди которых есть органы исполнительной власти субъектов РФ.
В семи регионах (Магаданская обл., Ненецкий АО, Псковская обл., Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО) микрофинансирование представлено исключительно ГМФО, еще в девяти регионах (Севастополь, Еврейская автономная обл., Ивановская обл., Камчатский
Таблица 6/ Table 6
Распределение МФО по организационно-правовым формам и по формам собственности / MFO's Distribution by the Organizational and Property Forms
№ / No. Показатель / Criteria's Категория МФО / MFO's Types
МФО / MFO's МФО предпринимательского финансирования/ MFO's of Entrepreneurship financing ГМФО / Public-type MFO's
Кол-во В % к итогу Кол-во В % к итогу Кол-во В % к итогу
1 Организационно-правовая форма, всего из них: 1275 100 195 100 86 100
1.1 Автономные некоммерческие организации 15 1 15 8 12 14
1.2 Государственные автономные учреждения субъектов РФ 1 0 1 1 1 1
1.3 Кредитные потребительские кооперативы 1 0 1 1 1 1
1.4 Муниципальные автономные учреждения 4 0 4 2
1.5 Непубличные акционерные общества 8 1 5 3 5 6
1.6 Общества с ограниченной ответственностью 1111 87 44 23 2 2
1.7 Объединения юридических лиц 2 0 2 1 1 1
1.8 Фонды 133 10 123 63 64 74
2 Форма собственности, всего: из них: 1275 100 195 100 86 100
2.1 Частная 1215 95 177 91 75 87
2.2 Частная и иностранная собственность 12 1 1 1 0 0
2.3 Субъектов РФ 11 1 10 5 10 12
2.4 Российских граждан, постоянно проживающих за границей 1 0 0 0 0 0
2.5 Иностранных юридических лиц 21 2 1 1 0 0
2.6 Иностранных граждан и лиц без гражданства 5 0 0 0 0 0
2.7 Смешанная российская с долей собственности субъектов РФ 1 0 1 1 1 1
2.8 Смешанная иностранная 4 0 0 0 0 0
2.9 Муниципальная 4 0 4 2 0 0
2.10 Иная смешанная российская 1 0 1 1 0 0
Источник/Source: составлено автором по данным ФНС России / Compiled by author based on FTS of Russia data.
Таблица 7 / Table 7
Характеристики распределения МФО по регионам / MFO Distribution by Regions of Russia
№ / No. Показатель / Criteria's Категория МФО / MFO's Types
МФО / MFO's МФО предпринимательского финансирования / MFO's of Entrepreneurship financing ГМФО / Public-type MFO's
1 Количество организаций 1275 195 86
Количество МФО на 1 регион:
2 Среднее 15 2,3 1
3 Медиана 8 1 1
4 Стандартное отклонение 23,8 3,2 0,4
5 Минимальное 1 0 0
6 Максимальное 201 21 3
7 Асимметрия 5,76 3,96 1,29
8 Эксцесс 41 17,4 9,4
Источник/Source: составлено автором / Compiled by author.
край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ярославская обл.) государственными являются от трети до половины действующих на территории данного региона МФО.
ВЫВОДЫ
Предложенный автором в настоящей работе алгоритм идентификации ГМФО позволил провести анализ структуры сегмента ГМФО в соотношении с рынком МФО.
Сформированный на основе фактического материала перечень ГМФО позволяет определить струк-
туру данного сегмента в сравнении с МФО в целом, частично закрывая проблему отсутствия подобных исследований отечественного микрофинансового рынка.
Кроме того, работа содержит вывод о самостоятельности сегмента ГМФО внутри системы МФО за счет большей некоммерческой ориентации, равномерности географического распределения и композиционном единстве данного сегмента в разрезе организационно-правовых форм и форм собственности и возможна к использованию в качестве отправной точки дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
1. Moro-Visconti R. The microfinance background. In: MicroFinTech. Cham: Palgrave Macmillan; 2021:9-55. (Palgrave Studies in Financial Services Technology). DOI: 10.1007/978-3-030-80394-0_2
2. Robinson M. The microfinance revolution: Sustainable finance for the poor. Washington, DC: The World Bank; 2001. 356 p. DOI: 10.1596/0-8213-4524-9.
3. Cull R., Morduch J. Microfinance and economic development. World Bank Policy Research Working Paper. 2017;(8252). URL: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/f929e106-02b1-5f15-be6d-5910c569d681/content
4. Beck T. Microfinance: A critical literature survey. IEG Working Paper. 2015;(4). URL: https://documents1. worldbank.org/curated/en/588931467993754857/pdf/Microfinance-a-critical-literature-survey.pdf
5. Emran M. S., Morshed A. K.M.M., Stiglitz J. E. Microfinance and missing markets. Canadian Journal of Economics/ Revue canadienne d'économique. 2021;54(1):34-67. DOI: 10.1111/caje.12502
6. Banerjee A. V., Breza E., Duflo E., Kinnan C. Do credit constraints limit entrepreneurship? Heterogeneity in the returns to microfinance. SSRNElectronic Journal. 2017. DOI: 10.2139/ssrn.3126359
7. McKenzie D., Woodruff C. What are we learning from business training and entrepreneurship evaluations around the developing world? The World Bank Research Observer. 2014;29(1):48-82. DOI: 10.1093/wbro/ lkt007
8. Головецкий Н. Я., Гребеник В. В., Кохановская И. И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях. Вестник университета (Государственный университет управления). 2018;(12):71-76. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-12-71-76 Golovetskii N., Grebenik V., Kokhanovskaya I. State support of small and medium entrepreneurship in Russia at federal and regional levels. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2018;(12):71-76. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-2018-12-71-76
9. Hermes N., Hudon M. Determinants of the performance of microfinance institutions: A systematic review. Journal of Economic Surveys. 2018;32(5):1483-1513. DOI: 10.1111/joes.12290
10. Beisland L. A., Djan K. O., Mersland R., Rand0y T. Measuring social performance in social enterprises: A global study of microfinance institutions. Journal of Business Ethics. 2021;171(1):51-71. DOI: 10.1007/s10551-019-04417-z
11. Уткин В. С., Юрьева А. А. Анализ основных проблем российского рынка микрофинансирования. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018;(5):97-107. DOI: 10.31107/2075-19902018-5-97-107
Utkin V. S., Yurieva A. A. Analysis of the Russian microfinance market's main problems. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Research Financial Institute. Financial Journal. 2018;(5):97-107. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2018-5-97-107
12. Ershova I. V. Tarasenko O. A. Small and medium-sized enterprises: Transformation of the Russian crediting and microfinancing system. Vestnik Permskogo Universiteta. Yuridicheskie Nauki = Perm University Herald. Juridical Sciences. 2018;(39):99-124. DOI: 10.17072/1995-4190-2018-39-99-124
13. Черных С. И. Микрофинансовые организации в отечественной финансово-кредитной системе: проблемы роста. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017;(2):139-146.
Chernykh S. I. Microfinance institutions in domestic financial credit system: Problems of development. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2017;(2):139-146. (In Russ.).
14. Репина Е. Г. Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста. Региональное развитие. 2015;(8):1.
Repina E. G. Qualitative changes of microfinance market: Government regulation and point of growth. Regional'noe razvitie. 2015;(8):1. (In Russ.).
15. Репина Е. Г., Ширяева Л. К., Федорова Е. А. Исследование зависимости между развитием малого предпринимательства и микрофинансовой обеспеченностью регионов РФ. Экономика и математические методы. 2019;55(2):41-57. DOI: 10.31857/S 042473880004680-7
Repina E., Shiryaeva L., Fedorova E. The study of dependence structure between small business development and microfinance security of Russian regions. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods. 2019;55(2):41-57. (In Russ.). DOI: 10.31857/S 042473880004680-7
16. Цветков В. А., Дудин М. Н., Сайфиева С. Н. Проблемы и перспективы развития микрофинансовых организаций в РФ. Финансы: теория и практика. 2019;23(3):96-111. DOI: 10.26794/2587-5671-2019-233-96-111
Tsvetkov V. A., Dudin M. N., Saifieva S. N. Problems and prospects of development of microfinance organizations in the Russian Federation. Finance: Theory and Practice. 2019;23(3):96-111. DOI: 10.26794/2587-5671-201923-3-96-111
17. Пиньковецкая Ю. С. Государственная поддержка малых и средних предприятий: деятельность микрофинансовых организаций в регионах России. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020;(9):53-59. DOI: 10.46554/1993-0453-2020-9-191-53-59
Pinkovetskaya Yu. S. State support for small and medium-sized enterprises: Activity of microfinance organizations in the regions of Russia. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Samara State University of Economics. 2020;(9):53-59. (In Russ.). DOI: 10.46554/1993-0453-20209-191-53-59
18. Балихина Н. В., Косов М. Е. Рынок микрофинансирования России: тенденции и барьеры развития. Финансовая жизнь. 2019;(2):84-87.
Balikhina N. V., Kosov M. E. Microfinance market in Russia: Trends and barriers of development. Finanovaya zhizn' = Financial Life. 2019;(2):84-87. (In Russ.).
19. Самотуга В. Н. Российский рынок микрофинансирования в период пандемии. Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты. Сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение; 2021:62-65.
Samotuga V. N. Russian microfinance market during the pandemic. In: Economics of enterprises, regions, countries: Topical issues and modern aspects. Proc. 6th Int. sci.-pract. conf. Penza: Nauka i Prosveshchenie; 2021:62-65. (In Russ.).
20. Репин О. А., Репина Е. Г. Динамические изменения и кластерный анализ в статистическом исследовании деятельности микрофинансовых организаций РФ. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015;(1):74-79.
Repin O. A., Repina E. G. Dynamic changes and cluster analysis in statistical studies of microfinance institutions activity in the RF. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Samara State University of Economics. 2015;(1):74-79. (In Russ.).
21. Krylova L. V., Krylov S. V., Mudretsov A. F., Prudnikova A. A. Structural changes in the Russian banking system: Directions and evaluation. Studies on Russian Economic Development. 2022;33(1):100-106. DOI: 10.1134/S 1075700722010099
22. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Захарова О. В. Развитие механизмов регулирования институтов микрофинансирования и кредитной кооперации в целях стимулирования внутреннего инвестиционного спроса. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(6):16-25. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-16-25 Abramova M. A., Dubova S. E., Zakharova O. V. Development of mechanisms for regulation of microfinance and credit cooperation institutions to boost the domestic investment demand. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law. 2018;11(6):16-25. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X 2018-11-6-16-25
23. Шакер Н. С., Шакер И. Е. Регулирование рисков деятельности микрофинансовых организаций в Российской Федерации. М.: КноРус; 2021. 180 с.
Shaker N. S., Shaker I. E. Risk management of microfinance organizations in the Russian Federation. Moscow: KnoRus; 2021. 180 p. (In Russ.).
24. Щурина С. В. Развитие микрофинансирования и повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(3):121-130. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-121-130
Shchurina S. V. Development of microfinance and increasing the availability of microloans for business entities. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law. 2021;14(3):121-130. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-3-121-130
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Андрей Николаевич Пышкин — эксперт, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Московская школа управления «СКОЛКОВО», дер. Сколково, Московская обл., Россия
Andrey N. Pyshkin — expert, Non-state educational institution of additional professional education Moscow School of Management SKOLKOVO, Skolkovo village, Moscow region, Russia http://orcid.org/0000-0003-2854-3667 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 10.03.2022; после рецензирования 24.03.2022; принята к публикации 27.01.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 10.03.2022; revised on 24.03.2022 and accepted for publication on 27.01.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.
Приложение/Appendix
Список ГМФО и МФО категории «потенциальная ГМФО» / Public-Type MFOs and "Potentially Public-Type" MFOs
№ / No. ИНН МФО / MFO's Tax No. Наличие МФО в реестрах / MFO's in Registers
Перечень МФО предпринимательского финансирования / MFO's of Entrepreneurship financing Реестр ОИП / Register of Infrastructure for SME Support Статус ГМФО / Public-type MFO
1 0105981150 + + +
2 0275066729 + + +
3 0323072429 + + +
4 0571035216 + + +
5 0602017266 + + +
6 0816038986 + + +
7 0917015985 + + +
8 1001019831 + + +
9 1101205905 + + +
10 1215046127 + + +
11 1326211337 + + +
12 1326960625 + + +
13 1435175512 + + +
14 1655259599 + + +
15 1701035719 + + +
16 1831045838 + + +
17 1901098681 + + +
18 2013002707 + + +
19 2016013062 + + +
20 2130058291 + + +
21 2221171632 + + +
22 2310981029 + + +
23 2464154029 + + +
24 2634091033 + + +
25 2721052016 + + +
26 2901204067 + + +
27 2983010493 + + +
28 3123095826 + + +
29 3250690063 + + +
30 3257065816 + + +
Продолжение приложения/Appendix (continued)
№ / No. ИНН МФО / MFO's Tax No. Наличие МФО в реестрах / MFO's in Registers
Перечень МФО предпринимательского финансирования / MFO's of Entrepreneurship financing Реестр ОИП / Register of Infrastructure for SME Support Статус ГМФО / Public-type MFO
31 3328999318 + + +
32 3444265068 + + +
33 3525251257 + + +
34 3666144160 + + +
35 3728015495 + + +
36 3801990027 + + +
37 4027015435 + + +
38 4101091354 + + +
39 4207043015 + + +
40 4345045088 + + +
41 4401062636 + + +
42 4501153372 + + +
43 4632066518 + + +
44 4704104363 + + +
45 4824047100 + + +
46 4909131840 + + +
47 5038072003 + + +
48 5100000331 + + +
49 5260248556 + + +
50 5321059541 + + +
51 5406570716 + + +
52 5503134176 + + +
53 5610046774 + + +
54 5753990187 + + +
55 5835073174 + + +
56 5902198365 + + +
57 6027123709 + + +
58 6164109350 + + +
59 6228033318 + + +
60 6315007931 + + +
61 6450939546 + + +
Окончание приложения/Appendix (continued)
№ / No. ИНН МФО / MFO's Tax No. Наличие МФО в реестрах / MFO's in Registers
Перечень МФО предпринимательского финансирования / MFO's of Entrepreneurship financing Реестр ОИП / Register of Infrastructure for SME Support Статус ГМФО / Public-type MFO
62 6501287362 + + +
63 6671118019 + + +
64 6731027048 + + +
65 6829127793 + + +
66 6952000911 + + +
67 7017128812 + + +
68 7106015641 + + +
69 7204137581 + + +
70 7325096925 + + +
71 7453313646 + + +
72 7536165141 + + +
73 7604192192 + + +
74 7838029258 + + +
75 7901550330 + + +
76 8001004443 + + +
77 8001017379 + + +
78 8601042850 + + +
79 8709908439 + + +
80 8901023569 + + +
81 9102023109 + + +
82 9204014946 + + +
83 0411018879 + +
84 2540256748 + +
85 2801249882 + +
86 6829151813 + +
МФО категории «потенциальная ГМФО»
87 0726016321 + (потенциально)
88 1515918749 + (потенциально)
89 2013800720 + (потенциально)
90 3015028318 + (потенциально)
91 3906905082 + (потенциально)
92 7838028737 (потенциально)
Источник/Source: составлено автором / Compiled by author.