Научная статья на тему 'Государственные гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики'

Государственные гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов К. С.

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между бизнесом и государством, предметом которого является предоставление частной компании прав пользования государственным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики»

проектных решений; проектирование; сдача проекта, а также тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере отражают требования общего менеджмента и указанных стандартов. При этом особую значимость представляет процессный подход в области менеджмента качества, который отражает процедуры, осуществляемые в реальном бизнесе и реализует горизонтальное управление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таратута М.Г. Построение интегрированных систем менеджмента качества с учётом экологических аспектов в организациях строительного комплекса. Ростов н/Д.: Изд-во СКН-ЦВШ, 2004.

2. Таратута М.Г. Системно-комплексный подход к проектированию интегрированной системы менеджмента качества. Ростов н/Д.: СКНЦВШ, 2004.

3. Таратута М.Г., Лункевич Н.М. Методические основы построения процессной структуры управления в организациях строительного комплекса с учётом экологических аспектов. Информационные ресурсы России. Краснодар: КЦНТИ, 2004.

П

4. Таратута М.Г., Лункевич Н.М. Построение организационной структуры интегрированной ь системы менеджмента качества. Информационные ресурсы России. Краснодар: КЦНТИ, щ 2003. Т

5. Файоль А. Управление - это наука или искусство. М.: Республика, 1992. ^

г ш

_ о

Тихонов К.С. ^

государственные гарантии инвестиций в системе мер □ расширенного воспроизводства электроэнергетики ш

¡2

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между бизнесом ю

и государством, предметом которого является предоставление частной компании прав поль- о

зования государственным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составля- ф

ющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При ^

этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти ^

выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого ^

соглашения. х

Благодаря соглашению о партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйс- & твующих субъектов - государства, которое обладает огромным потенциалом собственности,

и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффек- ^

тивные методы хозяйствования, которое имеет следующие преимущества [8]: о

- развитие конкурентных отношений в сфере производства общественных благ; 2

- применение современных подходов в управлении социальными институтами; ^

- повышение качества социальных услуг. ^ Одной из основных областей применения механизмов частно-государственного парт- о

нерства является сфера деятельности естественных монополий и, в частности, электроэнер- о

гетика. С 2000 г. электроэнергетика России находится в состоянии реформирования, в ходе ^

которого осуществляется формирование компаний, разделенных по видам деятельности, из- |

менение системы государственного регулирования отрасли, а также формирование конку- о

рентного рынка электроэнергии. т

«Энергетической стратегией России на период до 2020 года» прогнозировался прирост §

потребления электроэнергии в 2000-2005 гг. в размере 46-50 млрд. кВтч, однако реальный ^

прирост оказался выше более чем в 1,5 раза и составил 73 млрд. кВтч. В некоторых регио- 1

нах разрыв между прогнозным и реальным приростом потребления электроэнергии оказался §

более существенным: в Ленинградской области - в 3 раза, в Калининградской области - в о

3,4 раза, в Москве и Московской области - в 3,8 раза, в Тюменской области - в 4,8 раза [2]. В О)

указанных регионах потребление электроэнергии уже превысило показатели 1990 года, что, в условиях прогрессирующего физического и морального износа и недостаточных объемов ввода новых генерирующих мощностей, создает предпосылки формирования дефицита электроэнергии.

Уже в 2008 году потребности экономики в электроэнергии превзойдут генерирующие мощности российской энергосистемы на 1,5 ГВт, а к 2009 году дефицит возрастет до 4,7 ГВт. Для сохранения баланса производства и потребления электроэнергии потребуется ввод дополнительно 1,5 ГВт генерирующих мощностей в 2008 году и 3,2 ГВт - в 2009 году. Суммарный объем инвестиций, необходимых для сохранения баланса в энергосистеме России, составит 3,5-4 млрд долл. этой связи, стратегическим условием развития электроэнергетики является масштабное привлечение инвестиций в отрасль, которое позволит обеспечить конкурентоспособность экономики страны как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В 2007 году РАО ЕЭС вложит в развитие электроэнергетики 20 млрд долларов, что в 3,5 раза больше, чем в 2006. До 2011 года общий объем инвестиций в энергетику составит ^ 3,1 трлн рублей. В течение этого периода в действие будет введено генерирующих мощнос-ь тей общим объемом 41 ГВт. Почти треть проектов будет профинансирована за счет собствен-(□ ных средств РАО ЕЭС, 14,7% - за счет привлеченных средств, 12,6% - на основе размещения дополнительных выпусков акций энергокомпаний, 8,7% - за счет платы за технологическое ^ присоединение, 8,4% - за счет средств от продажи активов, 7,2% - из федерального бюджета, 4,8% - за счет механизма гарантирования инвестиций, 4,5% - от реализации перспективных ^ проектов по увеличению инвестпрограммы, 1,2% - за счет централизованных инвестицион-]> ных средств, 0,2% - из фонда накопления собственных средств РАО ЕЭС [9].

Необходимость модернизации изношенных (по разным оценкам, на 50-60%) производственных мощностей в электроэнергетике обусловливает важнейшую роль серьезных вложений крупных стратегических инвесторов, которые непосредственно связаны с результата-□ ми деятельности энергетического сектора. В ситуации происходящих в электроэнергетике ^ трансформационных процессов государственное гарантирование инвестиций как фактор О снижения инвестиционного риска является стимулятором процесс притока прямого инвес-0 тирования.

ш Постановление Правительства России № 738 «О порядке формирования источника

0 средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по произ-ф водству электрической энергии и финансирования объектов по производству электричес-§ кой энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» > от 7 декабря 2005 года направлено на привлечение частного капитала в электроэнергетику

5 России путем формирования механизма гарантирования инвестиций в строительство новых

1 генерирующих мощностей в энергодефицитных регионах на период до 2010 года.

т По своей сути механизм гарантирования инвестиций представляет собой не только один ££ из способов привлечения инвестиций в электроэнергетику, но и фактически новый механизм ^ инвестиционной деятельности. Механизм гарантирования инвестиций предполагает, что ин-о вестор осуществляет строительство генерирующего объекта, который является его собствен-

2 ностью, при этом расходы на строительство объекта компенсируются ему в полном объеме за 2 счет специальных целевых платежей [1].

^ Подобные схемы применяются во многих странах мира, где возникла необходимость в о дополнительных стимулах для наращивания генерирующих мощностей (в Индии, Индоне-о зии, Пакистане, Чили, Ирландии, на Филиппинах и др.) [10].

^ Во всех случаях инвесторы добивались подписания соглашений о покупке энергии, обязы-| вающих контролируемую правительством компанию формировать у частного генератора де-о нежный поток за введенную в эксплуатацию мощность и вырабатываемую на ней энергию.

6 Так, в Таиланде инвесторы объединились в пул для проектного финансирования, а 25-лет-5 нее соглашение о покупках электроэнергии описывало четыре формы платежей [3]:

о 1. Покупатель обязуется обеспечивать платежи, основанные на установленной мощности завода, причем платежи частично индексируются индексом потребительских цен, что-о бы компенсировать рост постоянных затрат.

о 2. Платежи потребителя энергии призваны возмещать продавцу потребление топлива, 00 связанное с производством электричества, и являются сложной функцией от произве-

денной энергии, затрат на топливо, ставки обмена валюты и факторов, описывающих эффективность загрузки оборудования.

3. Платежи, компенсирующие операционные и обслуживающие затраты, индексируемые индексом потребительских цен.

4. Покупатель компенсирует продавцу строительство новых сетевых устройств, создающихся в течение 25 лет.

На Филиппинах инвесторами и правительством были подписаны контракты, надежнее других подкрепленные гарантиями, которые перекладывали риски на государственную закупочную компанию. В итоге, на производителя ложился только операционный риск.

Таким образом, данный механизм основан на дополнительных гарантиях и стимулах для инвесторов, которые бы компенсировали им риски периода трансформации отрасли, и создает следующие благоприятные условия [6]:

1) Инвесторам гарантируется возврат средств с необходимой нормой прибыли на вложенный капитал посредством платы за услуги по формированию технологического резерва генерирующих мощностей;

П

Ш

2) Плату за услуги по формированию технологического резерва генерирующих мощнос- ь

тей осуществляется на основании долгосрочного договора с системным оператором, щ который по предварительным опросам инвесторов был признан наиболее надежным контрагентом.

Правовой основой для внедрения данного механизма в РФ стало постановление Правитель- И ства РФ № 738 от 7 декабря 2005 г., которым были утверждены Правила финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита

электрической мощности. В соответствии с указанным постановлением были также утвержде- о ны Правила проведения конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии.

На практике механизм гарантирования реализуется посредством организации тендера, □

где участвуют инвесторы по конкретным проектам. Критерии выбора победителя делятся на ^

технические (современные требования по уровню КПД, использованию топлива, эффектив- О

ности) и финансовые (в том числе размер платы за мощность в совокупности с тарифов на 0

электроэнергию для строящегося объекта) [5]. Ей

В соответствие с данной схемой в заранее оговоренный срок инвестор сможет вернуть §

вложенные средства, так как он получит из тарифа Системного оператора плату за мощность, ^

достаточную для окупаемости проекта. Другими словами, инвесторам компенсируют раз- §

ницу между стоимостью электроэнергии, вырабатываемой электростанцией, и той, которая >

необходима для окупаемости проектов. Средства, необходимые для компенсации разницы, 2

планируется заложить Федеральной службой по тарифам в тариф Системного оператора в ^

виде дополнительной платы за мощность. $

Правовым механизмом, обеспечивающим благоприятные условия для возврата вложен- о

ных инвесторами средств, явилось законодательно закрепленное гарантирование инвести- о ций в формирование технологического резерва генерирующих мощностей. В основу данного

механизма положены следующие принципы: £5

1) Плановый характер прогнозирования уровня дефицита мощности (в том числе с уче- £5 том резервов и сетевых ограничений); ^

2). Обеспечение возврата и необходимой доходности инвестированного капитала; §

3) Предпочтительность применения новейших технологий; о

4) Конкурентный характер отбора инвестиционных проектов; о-

5) Равный доступ российских и иностранных предпринимателей; |

6) Ограничение срока применения механизма гарантирования инвестиций; о

ограничение объема и территорий размещения объектов. ®

Возврат инвестиций гарантируется инвесторам, выигравшим конкурс. Конкурсы - открытые и многоэтапные - организуются и проводятся Системным оператором (в техноло- о гически изолированных территориальных энергосистемах - соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления). |

С использованием данного механизма будут введены в эксплуатацию объекты общей §

мощностью 5 000 МВт. РАО "ЕЭС России" и Системный оператор утвердили перечень площа- ^

зва

док под строительство энергоблоков с применением механизма гарантирования инвестиций. Перечень включает 5 территорий, на которых необходимо построить 6 энергообъектов суммарной мощностью 2850 МВт.

таблица 1

Первоочередные объекты, при строительстве которых предполагается использование механизма гарантирования инвестиций [4].

П

л ь о (О

X *

а

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

^

о ь

N □

Ш

О

о 1—

ф

I—

^

о а ф

I

>

МЕСТО ВВОДА МОЩНОСТЬ, МВТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ

Тюменская энергосистема, Северный энергорайон 200 Уренгойская ГРЭС

Тюменская энергосистема 600 Район ПС 500 кВт Тарко-Сале

Тульская энергосистема 400 Щекинская ГРЭС

Свердловская энергосистема, Серовско-Богословский узел 600 Серовская ГРЭС

Кузбасская энергосистема, Южный энергорайон 600 Кузнецкая ТЭЦ

Томская энергосистема 450 Томская ТЭЦ-3

ИТОГО 2850

Первый тендер предполагает сооружение ТЭЦ вблизи поселка Тарко-Сале в Ямало-Ненецком автономном округе, готовятся конкурсы по площадкам в Серовском энергоузле и Новом Уренгое.

Как положительная тенденция может рассматриваться прогноз увеличения объемов инвестирования на основе реализации принципов гарантированного инвестирования (см. рис. 1).

30 20 10 0

<47

2007

2008

2009

2010

0

1 I Ф со 1— О

а о

£ О

0

1_

0

1_

о о

со О 1—

О

о о.

0

1

о

о

Рис. 1. Прогноз финансирования развития электроэнергетики через механизм гарантирования инвестиций, млрд. руб.

В связи с тем, что инвесторам гарантируется возврат средств с необходимой нормой прибыли на вложенный капитал посредством платы через тариф системного оператора в виде дополнительной платы за мощность, необходимым условием эффективного функционирования механизма является осуществление конкурсного отбора инвесторов.

Конкурсы предполагается проводить в два этапа. На первом этапе будет осуществляться оценка участников на предмет соответствия предварительным квалификационным требованиям, к которым относятся следующие:

- отсутствие проведения в отношении участника процедуры ликвидации или банкротства;

- отсутствие приостановления деятельности участника на время рассмотрения заявки на участие в предварительном квалификационном отборе;

- финансовая устойчивость участника, определенная через требования к уставному капиталу, общим и заёмным средствам, основным финансовым показателям за три предшествующих года.

На втором этапе конкурса осуществляется отбор инвестиционных проектов, представленных участниками, прошедшими предварительный квалификационный отбор. При этом сначала на предмет соответствия требованиям конкурсной документации будут изучены их технические предложения, а затем участники, чьи технические предложения признаны удовлетворяющими требованиям конкурсной документации, смогут представить для оценки свои

финансовые предложения. Основным критерием определения победителя конкурса является минимальная плата за мощность, которую заявит соответствующий инвестор.

По итогам конкурса его победитель, Системный оператор и Федеральное агентство по энергетике заключают трехсторонний договор об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии. Документ обязывает инвестора осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объекта в течение установленного срока, а Системного оператора - компенсировать инвестору его расходы на строительство в течение определенного срока.

При этом окончательная редакция договора будет разрабатываться совместно с инвестором, что позволит ему максимально учесть принципиальные для него вопросы и защитить свои права при том, что существенные условия договора должны оставаться неизменными.

Одной из отличительных особенностей механизма гарантирования инвестиций является то, что объект, строительство которого будет осуществляться, переходит в собственность инвестора, хотя все расходы на его строительство возмещаются. Это отличает данную схему от концессионных схем, в соответствии с которыми инвестор строит за свой счет концесси-

Markets. Wash., 2001.

П

Ш

онный объект и либо сохраняет за собой право собственности на него до тех пор, пока пол- ь

ностью не возместит свои расходы на строительство, после чего передает объект в собствен- щ ность государства, либо передает право собственности государству сразу после окончания строительства, сохраняя за собой право пользования объектом до факта полного возмещения

затрат и получения установленной в договоре прибыли [7]. Z

Учитывая, что предоставление гарантий, компенсирующих целый набор рисков, носит нерыночный характер, целесообразно ввести следующие условия:

1) конкурсный отбор инвестора с использованием критерия минимальности платежей за о предоставляемые услуги по формированию технологического резерва генерирующих мощностей;

2) Распространение действия механизма гарантирования только на инвестиции, направ- □ ленные на создание новых мощностей; ^

3) Ограничение механизма территориями с дефицитом энергомощностей и необходимы- О ми для покрытия этого дефицита объемами; D

4) Установление требований к вводимому в рамках инвестиционных проектов оборудо- Ей ванию; §

5) Выплата гарантированных сумм инвесторам только после введения созданных генери- g-рующих мощностей в эксплуатацию; s

6) Обязательное предоставление инвестором в распоряжение системного оператора всей > мощности, вводимой в рамках договора. 2

I

литература îi

1. Баев С., Межераупс И. Новые формы инвестиционной деятельности в сфере электроэнер- о гетики // Энергорынок. 2006. № 9. о

2. БурмистровМ. Энергетика России - цифры и не только // Рынок электротехники. 2006. № 1.

3. Грехов А. Создание условий для финансирования объектов генерации в период реформи- £5 рования электроэнергетики // Энергорынок. 2005. № 8. £5

4. Михайлец К. Первые площадки под гарантии государства // Энергия России. 2006. № 4. g

5. Основные источники инвестиционных средств отрасли электроэнергетики: макроэконо- g мический аспект // Финансы и кредит. 2007. № 4. о

6. Сидорочева Н. Механизм гарантирования инвестиций на переходном этапе реформирова- Q-ния электроэнергетики // Энергорынок. 2004. № 10. |

7. Сосна С.А. Концессионное соглашение: теория и практика. М., 2002.

8. Ходасевич С.Г. Частно-государственное партнёрство как инструмент привлечения инвестиций // Финансы и кредит. 2005. № 3.

9. Что грозит электроэнергетике // Эксперт D'. 2007. № 4. ô 10. Woolf F., Halpern J. Integrating Independent Power Producers into Emerging Wholesale Power

о ш

T

0

1

О

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.