УДК 331.5
© О.Ф. Занданова
Государственное управление внешней трудовой миграцией на региональном уровне
Данная статья посвящена проблемам внешней трудовой миграции и формированию эффективной государственной миграционной политики в регионе. Ключевые слова: иностранная рабочая сила, региональный рынок труда, трудовая миграция, государственная миграционная политика.
O.F. Zandanova
State administration on external labor migration at the regional level
The article is devoted to the problems of labor force migration and the making of effective state migration policy in region.
Keywords: foreign labour force, regional market of labour, labor force migration, state migration policy.
Президентом России Владимиром Путиным 13 июня 2012 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., включающая три этапа. В Концепции предполагается по итогам реализации второго этапа (2016-2020 гг.) к 2021 г. приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока, а по итогам реализации третьего этапа к 2026 году предполагается обеспечить миграционный приток населения в эти регионы. Помимо Основных положений, Концепция определяет условия формирования и реализации, цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации, международное сотрудничество, информационно-аналитическое обеспечение, основные механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
В настоящее время миграционный отток населения усиливает воздействие внешней трудовой миграции на рынок труда Сибири и Дальнего Востока. Частично проблема убыли трудоспособного населения из этих регионов решается за счет привлечения иностранных мигрантов. В качестве одной из задач концепции государственной миграционной политики выдвинута задача рационального использования трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов. В связи с этим, необходимо формирование разумной региональной политики, которая позволила бы структурировать процессы трудовой миграции.
Внешняя трудовая миграция делится на легальную и нелегальную. Проявляется в разных формах (сезонная, маятниковая, приграничная, эпизодическая, челночная), охватывает людей различных национальностей, профессий, квалификаций, социального статуса, пола и возраста. На нее оказывает влияние множество различных факторов.
Внешняя трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества для принимающих регионов: во-первых, происходит экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов и различных социальных льготах; во-вторых, с притоком иностранной рабочей силы в регион ввозятся новые технологии производства, иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки на региональные рынки труда; к тому же иммигранты во многих случаях заполняют вакансии, на которые не претендует местное население. В целом расширение внешней трудовой миграции способствует формированию толерантности в обществе.
В то же время иностранная рабочая сила может способствовать появлению различных экономических и социальных проблем в обществе, в том числе и возникновению определенных деформаций на рынке труда. Вследствие роста предложения рабочей силы усиливается напряженность на рынках труда трудоизбыточных регионов, проявляются тенденция к снижению цены рабочей силы. Иммигранты, соглашаясь на низкую заработную плату и тяжелые условия труда, снимают тем самым с работодателей ответственность за поддержание социально приемлемого уровня заработной платы. В регионах с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения приток иностранной рабочей силы может спровоцировать национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами [1].
Практически все государства регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. В мировой практике для регулирования внешней трудовой миграции используется сложная система административных, организационно-правовых и экономических рычагов. В последнее время политика в первую очередь развитых стран вследствие заинтересованности в допуске определенных групп иммигрантов приняла селективный характер. Во многих государствах широко используется прямое квотирование импорта рабочей силы. Прямые квоты регламентируют соотношение между местными работниками и иностранными на предприятиях принимающей страны и могут быть либо едиными для всего народного хозяйства, либо дифференцированными для различных секторов экономики и видов деятельности. Сами квоты могут устанавливаться как определением доли иностранных работников в общей численности занятых, так и соотношением между местными и иностранными кадрами.
Процедура квотирования проводится в России применительно к иностранной рабочей силе из дальнего зарубежья с 2003 г. В 2002 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», а в 2003 г. Постановление Минтруда России «Об утверждении порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», на
основе которых во многих регионах были разработаны свои нормативно-правовые акты, регламентирующие работу органов государственной власти по подготовке предложений по определению размеров трудовых квот. В Республике Бурятия органом исполнительной власти, регулирующим развитие рынка труда, являлось в то время Министерство труда и социального развития, которым и был разработан соответствующий порядок по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Республику Бурятия в целях осуществления трудовой деятельности.
В 2006 г. были внесены изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, направленные на либерализацию порядка привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с конкретными потребностями регионов и страны в целом и создание условий для ее селективного привлечения. Соответственно, с 15 января 2007 г. вступили в силу два новых федеральных закона в сфере трудовой миграции:
- №109-ФЗ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- №110-ФЗ от 18 июля 2006 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
С введением в действие этих законов и соответствующего нормативного сопровождения правовое поле в сфере миграции стало более либеральным. Этому способствовал и переход от разрешительного характера регистрации мигрантов на уведомительный, что упрощает процедуру регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или пребывания.
В соответствии с изменениями, внесенными в вышеуказанные законы Правительством Российской Федерации 22 декабря был принят подзаконный акт - Постановление за №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», вступившее в силу с 15 января 2007 г. Данным постановлением утверждены правила определения в регионах территориальными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот, а также порядок корректировки квот. Таким образом, численность въезжающих в Россию иностранных мигрантов ограничивается емкостью локальных рынков труда принимающих регионов.
Иностранная трудовая миграция стала достаточно распространенным социально-экономическим явлением и в регионах Сибири и Дальнего Востока. Существуют различные причины, способствующие ее распространению на их территории: высокие темпы роста экономики отдельных
субъектов, требующие постоянного вливания новых трудовых ресурсов; миграционная и/или естественная убыль коренного населения, сужающая величину предложения рабочей силы на региональных рынках труда; нехватка специалистов соответствующего уровня квалификации; увеличение доли иностранного капитала в экономике; образование национальных диаспор в регионах и этнического бизнеса, предлагающих рабочие места для «своих».
В Республике Бурятия разработка и реализация мер, связанных с использованием иностранных работников преследует две основные цели:
- защиту рынка труда от неконтролируемого притока трудящихся-иммигрантов в целях недопущения обострения проблем занятости;
- обеспечение рационального использования иностранных трудящихся и решение за счет иммиграции структурных проблем на рынке труда.
В целях организации и координации работы по определению потребности республики в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в республике создана и функционирует Правительственная комиссия по миграционной политике, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.05.2005 г. №152 «О Правительственной комиссии по миграционной политике». В состав комиссии входят представители республиканских исполнительных органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти, контролирующих пребывание и осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории республики.
Для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов из числа иностранных работников в экономику республики проводится процедура формирования предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности. А Правительственная комиссия по миграционной политике принимает решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников.
В 2007 г. Правительством Республики Бурятия было принято постановление «О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия». Данным постановлением была упорядочена процедура подготовки и рассмотрения территориальными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия предложений по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Квота на привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности определяется по заявкам работодателей на основе соблюдения принципа приоритетности трудоустройства российских граждан с учетом:
- возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет республиканских трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобож-
даемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
- имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;
- возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри Республики Бурятия, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;
- ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;
- перспектив изменения спроса на рабочую силу, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 г.;
- перспективы демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прежде всего внутренней миграции;
- допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики Бурятия;
- возможности в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;
- оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
Таким образом, определение потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирование квот осуществляется на основании заявок работодателей для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов.
В то же время вопрос о привлечении иностранной рабочей силы в экономику республики по-прежнему остается одним из наиболее проблематичных и противоречивых вопросов в сфере государственного регулирования рынка труда. Результаты анализа структуры иностранной рабочей силы и динамики объемов ее привлечения за последние десять лет показывают, что недавние меры по значительному снижению квот, привели экономику нашего региона к резкой потере иностранной рабочей силы. Но поскольку на сегодняшний момент трудовая миграция превратилась в наиболее дешевый способ развития инфраструктуры в республике, то та же строительная отрасль не смогла сразу же переключиться на местный рынок трудовых ресурсов, так как на рынке труда попросту нет специалистов, имеющих нужную квалификацию.
Таким образом, местные органы власти снизили квоты на привлечение иностранной рабочей силы в регион, опираясь главным образом на субъективные подходы, не приняв во внимание мнение работодателей, для которых внезапное ограничение объемов привлечения иностранной рабочей силы создало большие проблемы. Работая в условиях высоких тарифов на электроэнергию и значительных экологических ограничений, снижающих конкурентоспособность предприятий республики и увеличивающих их издержки, местные предпринимательские структуры не были
Т.Б. Бардаханова. Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе ...
готовы к таким резким переменам. Многие организации в поисках замены иностранной рабочей силы или временно прекратили свою деятельность, или в результате увеличения своих расходов повысили цены на товары (работы, услуги), а некоторые все же привлекают иностранную рабочую силу, используя различные схемы (например, услуги субподрядных организаций соседних регионов).
По нашему мнению, в миграционной политике необходимо исключить подобные субъективные меры, что вызывает необходимость дальнейшего совершенствования системы привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе на региональном уровне.
В целом, для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых регионом в результате внешней трудовой миграции, требуется разработка региональной миграционной политики с обоснованным выбором приоритетных направлений как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективы его развития.
Литература
1. Мазин А. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе // Человек и труд. - 2008. - №11. - С. 9-18.
2. URL:http://www.ufmsrb.ru
Занданова Ольга Францевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики Бурятского государственного университета. (3012)213506.
Zandanova Ol'ga Frantsevna, PhD, associate professor, Department of economics,
Buryat State University. (3012)213506.