Научная статья на тему 'Государственное управление в условиях инновационного экономического развития'

Государственное управление в условиях инновационного экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ «ПОЛИЦЕЙСКИМ» ГОСУДАРСТВОМ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРАКТНО-ДОГОВОРНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL OF “POLICE STYLE” STATE ADMINISTRATION / BUREAUCRATIC MANAGEMENT / MANAGERIAL-TYPE MANAGEMENT / CONTRACT-NEGOTIATED FORM OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Александр Иванович, Николаева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются некоторые формы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION IN TERMS OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT

The scientific work is devoted to public administration in terms of innovative economic development. The article discusses the following forms of governance

Текст научной работы на тему «Государственное управление в условиях инновационного экономического развития»

3. Механизмы взаимодействии хозяйствующих субъектов в инновационном развитии экономики региона / Под общ. ред. проф. Матвеевой Л.Г. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011.

4. Никитенкова М.А. Инновационная экономика в России: условия и возможности перехода//Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. [Электронный ресурс]// http://www.rusus.ru/ 14.02.2012.

5. Электронное правительство Самарской области [Электронный ресурс]// http://egov.samregion.ru/resource/it_claster/ 10.02.2012.

6. United Nations e-Govemment Survey 2008. From e-Govemment to Connected Gov-emance.United Nations, New York, 2008.

7. United Nations E-Govemment Survey 2010. Leveraging e-govemment at a time of financial and economic crisis. United Nations. New York. 2010.

УДК 351

Пономарев А.И., д.э.н., проф.,

Николаева Н.В., асп.

Государственное управление в условиях инновационного экономического развития

В статье рассматриваются некоторые формы государственного управления

Ключевые слова: управление «полицейским» государством, административное управление, бюрократическое управление, менеджеральное управление, контрактнодоговорная форма управления.

Государство в условиях посткризисного развития экономики традиционно выполняет функцию нормативно-правового регулирования инновационного процесса, разрабатывает госпрограммы развития, осуществляет госинвестиции в инновационную деятельность как в государственный, так и в частный сектор экономики. В государственном секторе большинство организаций существуют внутри явно дисфункциональных систем. Многие организации выполняют разнородные, часто противоречивые задачи, лишь некоторые сталкиваются с конкуренцией, немногие испытывают на себе последствия успехов или неудач своей работы, немногие способны подвести финансовые итоги своей работы и очень мало тех, кто испытывает ответственность перед потребителем. Такая система создает условия и стимулы, которые заставляют организации действовать в бюрократическом стиле [1].

Административное насилие над человеком как основное средство управления, отсутствие прямой и персональной ответственности за принимаемые решения и результаты деятельности [2].

Сегодня во всем мире государственное управление переживает процесс изменений. Большинство государств начали реформу в этой сфере, подвергая сомнению унаследованную от Макса Вебера бюрократическую модель управления, ориентированную прежде всего на формальное применение законов, на решение проблем населения «на основании документов», на безоговорочное выполнение распоряжений, поступающих с верхних ступеней иерархической лестницы, жестко закрепляющей распределение обязанностей и ответственности [3, с. 123]. Традиционная модель государственного управлении испытывает сейчас в мире определенный «кризис легитимности», т.е. падение доверия граждан к ней, к ее «человеческой составляющей» - чиновничеству. Это явление достигает кризисных размеров во всем мире.

Мнение основоположников менеджериального подхода к государственному управлению Д. Осборна и Т. Геблера, изложенным в знаменитой работе «Перестройка правитель-

ства». Задачи рационализации государственного аппарата связывались с формированием «поствеберовской», компактной, гибкой, прозрачной и отзывчивой бюрократии.

Главные различия между традиционным и инновационным стилями государственного управления сводятся, по мнению еще одного из теоретиков административной реформации М. Бэрзли, к следующему:

- бюрократическое учреждение фокусирует внимание, прежде всего, на собственных потребностях и перспективах, а постбюрократическое - на потребностях и перспективах потребителя;

- бюрократическое учреждение базируется на четком распределении ролей и ответственности между работниками, постбюрократическое - на сплоченности работников, действующих как одна команда;

- бюрократическое учреждение оценивает свою деятельность по объему освоенных ресурсов и количеству выполняемых задач, постбюрократическое - по результатам, представляющим ценность для потребителей; первое контролирует «вход» (затраты), второе -«выход» (ценности);

- бюрократическое учреждение соблюдает раз и навсегда установленные процедуры, постбюрократическое меняет алгоритм действий при изменении требований, предъявляемых к производимым им услугам;

- бюрократическое учреждение начинает деятельность с объявления о своей политике и конкретных планах, постбюрократическое - с установления двусторонней коммуникации с потребителями для уточнения или пересмотра ранее сформулированной стратегии;

- бюрократическое учреждение отделяет аналитическую работу от непосредственного обслуживания клиентов, постбюрократическое - стимулирует осмысление работниками «первой линии» возможностей для улучшения обслуживания клиентов [4].

Концепция нового государственного управления (менеджмента) вызвала множество инноваций в сфере государственного управления, рассматривается как средство преодоления негативных тенденций в развитии современного государства и бюрократизации систем управления. Теория бюрократии в менеджменте и государственном управлении имеет во многом общие основания:. Они связаны с трудами М. Вебера, идеей В. Вильсона о разделении сферы политики и управления. Теория менеджмента была дополнена новыми принципами управления: (П. Друкер), набором качеств (Д. МакКлеланд) и ролями управляющих (Г. Минцберг), среди которых назывались предпринимательская ориентации, интеллект, разносторонность, искусство межличностных отношений, информационные и управленческие роли, роли в принятии решений [5].

Многие исследователи не без основания отказывают теории и практике нового государственного управления в особой оригинальности, рассматривают его не как самостоятельную концепцию, а как набор управленческих идей, ценностей и технологий, позаимствованных из экономики, бизнеса и менеджмента, приводят достаточно веские аргументы для подтверждении своей точки зрении [6, с. 66]. Однако мы считаем, что государственное управление не обязательно должно быть бюрократическим, формалистичным, ориентированным на контрольные функции и косным.

В.В. Герменчук провел мониторинг административных реформ и определил их отличия по формам и методам преобразований. По его мнению, в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития, например, были осуществлены следующие мероприятия: сокращение или ограничение количества работников государственного сектора (22 страны); децентрализация или делегирование полномочий в сфере менеджмента человеческих ресурсов (16 стран); новые программы развития менеджмента (15 стран); новые направления политики менеджмента (14 стран); реформы системы классификации должностей и содержании должностных обязанностей (13 стран); более гибкая организация рабочего времени (12 стран); бюджеты эксплуатационных затрат для министерств и ведомств (11 стран); комплексная стратегия менеджмента человеческих ресурсов (11 стран);

система оценки исполнительной деятельности (10 стран); новые положения по подбору и отбору кадров, продвижению по службе (8 стран); реформирование или реструктуризация систем оплаты труда (8 стран); система формальной аттестации (8 стран); упрощение организационных структур (7 стран); оценка исполнительной деятельности руководителей в сфере менеджмента человеческих ресурсов (7 стран); система менеджмента исполнительной деятельности (б стран) и т.д. [7]. Результаты административных реформ проводимых за рубежом и в России достаточно противоречивы. Новое государственное управление оказалось весьма технологичным для разрешения проблем неэффективного бюрократического аппарата. Внедрение в деятельность государственных структур рыночных механизмов сделало управление в государственном секторе более чувствительным к экономической конъюнктуре. На смену государству-администратору пришло государство как экономически эффективный менеджер. Возросло внимание к финансовому и налоговому менеджменту в государственной сфере, экономии бюджетных ресурсов за счет повышения эффективности собственной деятельности. Государство пытается решать задачи экономической политики с помощью классических форм, включая укрупнение существующих компаний и формирование холдингов с государственным участием, создание институтов развития, реализацию федеральных целевых программ. Аналогично тому, как фактически закрытые частные российские компании выступают в качестве реакции на слабость институциональной среды корпоративного управления, так и ГК - не менее закрытые государственные компании со столь же высокой концентрацией контроля - появились вследствие невозможности результативно использовать более продвинутые инструменты государственного управлении [8, с. 105]. Государственный менеджмент предполагает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучении реально действующих процедур и технологий управлении с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

Становление форм государственного управления

Управление «полицейским» государством

Административноеу правление

Бюрократическое управление

Менеджеральное управление

Контракто-договорная форма управления

Рис. 1. Процесс становления форм государственного управления

Государственный менеджмент предполагает использовать не силовые возможности управления, сегодня позитивные возможности государства определяются способностью создавать и поддерживать эффективную, согласованную с территориальными и групповыми интересами целенаправленную систему управления. Целевая установка менеджеризма состоит в переходе от бюрократического к рыночному поведению в государственных организациях, что включает, прежде всего, изменение мотивации руководителей и сотрудников

государственных организаций, а также выборных должностных лиц отсюда требование изменить государственные программы путем усиления внимания к обслуживанию клиентов, самостоятельности сотрудников, выборочной конкуренции и административному дерегулированию. В целом через механизм налогового регулирования осуществляется реализация полномочий представительных и исполнительных органов власти и управления всех уровней, происходит выравнивание уровней экономического развития регионов, качества жизни населения, изменение отраслевых и территориальных пропорций, создание благоприятных (неблагоприятных) условий деятельности и т. д.

Самым важным концептуальным вызовом последнего времени для бюрократической парадигмы является мнение о том, что государственные организации должны быть ведомы клиентом, и ориентированы на оказываемые услуги [9].

Мы считаем, что, прежде всего, необходима ориентации на клиента, направленная на удовлетворение их нужд и потребностей и это даст стимул и возможность решать управленческие решении. Персональная ответственность за эффективность и качество работы государственных менеджеров определяется не столько путем сопоставления затрат и результатов их деятельности, экономией и производительностью, а степенью удовлетворенности и ростом благосостояния граждан, поскольку в государственных структурах в качестве критерия наряду с эффективностью и результативностью выступает социальная справедливость.

В государственном секторе появились конкуренции, контрактная система, тендер, маркетинг, реклама. Традиционная государственная бюрократии была значительно сокращена, во многом растеряла свои былые позиции и преимущества. Однако, любая система, тем более бюрократическая, находит способы и возможности самовоспроизводигься и са-мовозрастаться. Административная реформа в РФ на 22 тыс. чел. сократила число государственной бюрократии, но проводимая муниципальная реформа увеличила число муниципальной бюрократии примерно на 1 млн чел.

По нашем}'' мнению, основное противоречие заключается в том, что при сокращении доли государственной собственности, количество чиновников и их влияние и участие в присвоении прибавочного продукта значительно возросло. Государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворенною интересов своих «акционеров», к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и качеству оказываемых населению услуг, повышению уровня прозрачности работы государственного аппарата Речь, таким образом, идет о смене стиля государственной деятельности в направлении укрепления ее рациональных начал.

Для решения приоритетных задач, требуется анализ и постоянный мониторинг программ, контроль за исполнением отчетности, финансовое управление и электронная обработка данных, то есть методы частного сектора, направленные на сокращение издержек и контроль за расходами. Система контроля должна переориентироваться таким образом, чтобы решить проблему, а не наказать тех, кто делает ошибки. В деятельности государственных менеджеров должна быть присуща инновационность и креативность.

Необходима приватизации и децентрализация государственного управлении. На совещании экспертов ООН по проблемам административно-государственного управления подчеркивалось: «Национальные правительства должны изыскать пути большей децентрализации и рассредоточения правительственных функций и решений. Чрезвычайно срочный характер сейчас приобретает проблема создании более действенных органов штата, провинции, области или города, которые были бы наделены полномочиями местных органов власти и были бы обеспечены необходимыми фондами в делах использования для важнейших нужд и служб местного населения» [10]. Государственные функции необходимо передавать частным организациям и институтам и организациям гражданского общества. Организационно-хозяйственной формой их взаимодействия является общественный договор (кон-

тракт). Контрактное государство не означает его ослабление, а свидетельствует об изменениях, которые претерпевает регулятивная деятельность государства, о новых формах контроля за бюрократией и стратегическими звеньями госуправления. Развитие информационных технологий превращает такой контроль в легко решаемую задачу, функцию обычного технического персонала.

В практике государственного управления необходим такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование и прогнозирование управленческой деятельности и широкое использование программных методов управления.

Новый подход к государственному управлению стремится к созданию адаптивных систем, способных рождать инновации, обеспечению условий для инновационных действий государственного аппарата, так и развитии его профессиональных качеств, т.е. способности к планированною управленческой деятельности и широкому использованию программных методов управления, связанных с постановкой инструментализированно выраженных задач с количественными и качественными показателями, позволяющими обеспечить контроль за их выполнением, что соответствует современным представлениям о государственном менеджменте.

В инновационной экономике, особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры: планы перехода к информационному обществу не реализуемы без огромных вложений в телекоммуникационную отрасль, развитие широкополосных сетей передачи данных, компьютеризацию и обеспечение доступа к Интернет}'' всех государственных, образовательных, культурных, медицинских и иных организаций. И эти инвестиции производятся именно в интересах повышения уровня жизнедеятельности населении [11]. Без эффективного государства устойчивое развитие - как экономическое, так и социальное - невозможно.

Таким образом, инновационный сектор российской экономики нуждается как в прямом государственном регулировании, так и в государственном содействии в создании рыночной среды [12, с. 28]. Однако до сих пор правительство не предпринимало никаких усилий по созданию межотраслевых проектов модернизации Но именно такие проекты позволяют не только преодолеть кризис, но и выйти на траекторию быстрого роста.

Литература

1. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. М.: Прогресс, 2001.

2. Куриц, С.Я., Воробьев, В.П. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права : монография // М.: МГИМО (У) МИД России, 2009.

3. Котельникова В.Н. Модель государственного служащего XXI века: подходы и пути формирования // Человек XXI века: индивидуальные и социальные аспекты (в рамках республиканской программы «На пути к культуре мира» проект ЮНЕСКО «Культура мира») // Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2000. С. 123.

4. Комаровский, B.C. Государственная служба и средства массовой информации (Курс лекций). Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2003.

5. Современное управление. Энциклопедический справочник. М.: «Издатцентр»,

1997.

6. Государственный менеджмент, поиск эффективной политики. //Банковский вестник. 2011. №5. С. 66.

7. Терменчук, В.В. Политика и государственная служба: монография // В.В. Гермен-чук. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. Герменчук,

В.В. Пространство власти и управления / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Минск: Право и экономика, 2010.

8. Авдашева С.-Симачев Ю. Государственные корпорации: можно ли оценить корпоративное управление? // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 105.

9. Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: возможности и ограничения. http://e-joumal.spa.msu.ru/images/File/2003/kupriaschin.pdf.

10. Государственно-административная деятельность во втором десятилетии развития ООН. Нью-Йорк, от бмая 1971, приводится по http://daccess-dds-nv.un.org/doc/ resolution/ gen/nrO/605/91 /im g/nr060591. pdf?OpenElem ent.

11. Галиева Ф. Экономические проблемы развития инноационной эконотки // Финансы и кредит. 2010. № 23 (407).

12. Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Финансы и кредит. 2010. № 15 (399). С. 28.

УДК 378

Митусова О.А., к. пед. н., проф.

Стратегии включения студентов/выпускников российских вузов в образовательные траектории Европы

В статье определяются объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор образовательных траекторий, а также механизмы интеграции в европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: мобильность, интеграция в европейское образовательное пространство, объективные и субъективные факторы выбора образовательных траекторий, программа-силлабус для целевой группы, адаптация и аккультурация

Образование на современном этапе приобрело транснациональный характер. В обиход педагогического дискурса вошли понятия «рынок образовательных услуг», «академическая мобильность», «профессиональная мобильность» и т.п. Вузовские стандарты третьего поколения основываются, как отмечают педагоги, на интеграции образования и рынка труда, на эффективном взаимодействии высшей школы с работодателем.

Студент сам выбирает образовательную траекторию, планирует образовательный путь с его промежуточными и конечными остановками.

Образовательная траектория - это маршрут, запланированный субъектом учебного процесса (бакалавром/магистром/аспирантом). Выбранный маршрут может быть внутри региона/страны, а может преодолевать межгосударственные границы.

Модернизация образовании, идущая полным ходом, обеспечивает переход «от жестких линейных «структур в образовании к гибкой организации, предполагающей академическую мобильность, вариативность, построение индивидуальных образовательных траекторий» [1,с.41].

Выбор образовательных траекторий зависит от объективных и субъективных факторов.

I. Объективные факторы, то есть факторы, которые не зависят от окружающей среды и акторов учебного процесса.

К объективным факторам выбора образовательной траектории отнесем следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.