УДК: 332.13 ГРНТИ: 06.56.31 DOI: 10.32415^аепйа.2018.10.10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. И.Белов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 8
Н Белов Валерий Игоревич - [email protected]
Статья посвящена особенностям развития региональных социально-экономических систем в РФ, связанным прежде всего с диспропорциональностью развития. Автор предлагает решать имеющиеся проблемы регионального управления в том числе при помощи совершенствования методического инструментария для измерения уровня жизни населения, так как бездействие или неадекватная политика со стороны органов государственной власти могут нанести ущерб экономической безопасности страны.
Ключевые слова: государственное управление, диспропорциональное развитие, социальное неравенство, экономическая неравномерность, экономическая безопасность.
ADMINISTRATION OF THE STATE DISPROPORTIONATELY TO THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
V. I. Belov
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 8 Dnepropetrovsk St., 199178 Saint Petersburg, Russia
121 Belov Valery - [email protected]
The article is devoted to the peculiarities of development of regional socio-economic systems in the Russian Federation, primarily related to the disproportion of development. The author proposes to solve the existing problems of regional governance, including by improving the methodological tools to measure the standard of living of the population, as inaction or inadequate policies on the part of public authorities can harm the economic security of the country.
Keywords: public administration, disproportionate development, social inequality, economic inequality, economic security.
Современные вызовы, с которыми сталкивается в настоящее время Российская Федерация, связаны, прежде всего, с экономическим давлением со стороны ряда зарубежных стран, а также с возрастающими экономическими ограничениями по поводу свободной купли-продажи различных товаров и услуг на мировом рынке. Западные «партнеры» пытаются изолировать нашу страну от участия в мирохозяйственных связях и таким образом ослабить ее экономический потенциал.
Серьезные внешнеэкономические проблемы при этом не снимают с повестки дня имеющиеся проблемы внутри страны, связанные с низким уровнем социально-экономического развития отдельных субъектов РФ. Сохраняющиеся не одно десятилетие диспропорции в развитии регионов России отчасти объясняются особенностями проводимой государственной политики. Решения, принимаемые властями, не в полной мере соответствуют происходящим изменениям. Дело в том, что реальное положение дел искажается существующей методикой подсчета средних значений в целом по РФ, применяемой Федеральной службой государственной статистики, а отсюда - и неадекватность мер государственной социально-экономической политики.
Например, появление в 2010 году Северо-Кавказского федерального округа [3] (СКФО) было связано с обособлением в отдельную группу регионов, характеризующихся значительными социальными и экономическими проблемами на своих территориях. В отношении этих проблемных субъектов РФ (республика Дагестан, республика Ингуше-
тия, республика Северная Осетия - Алания, Чеченская республика, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика) власти намеревались проводить более выверенную, учитывающую специфику и возможности данных территорий социально-экономическую политику. Однако в состав новообразованного СКФО вошел Ставропольский край, считающийся достаточно успешным в своем развитии и не относящийся к группе отсталых, или депрессивных регионов. В итоге сложилась ситуация, когда анализ средних величин выводит некогда проблемный СКФО на «новый» более высокий уровень развития, а значит, в отношении СКФО со стороны государства не требуется проведение особой социально-экономической политики. Подобные метаморфозы искажают истинное положение дел, так как более экономически развитый регион сглаживает проблемы менее развитых территорий, и в целом, на общем фоне СКФО выглядит не очень плохо.
Другой пример связан с расчетом показателей уровня жизни населения. Так, по данным отечественной статистики, среднемесячная заработная плата работников организаций (начисленная работодателем) за период с 2013 г. по 2017 г. в абсолютных значениях только растет, что создает иллюзию относительного благополучия граждан. На самом деле, если заработную плату работников организаций пересчитать по официальному курсу доллара США или сравнить ее с величиной прожиточного минимума (то есть руководствоваться более объективными относительными показателями), то «картина» выясняется обратная: наблюдается снижение жиз-
50
Juvenis scientia 2018 № 10 | Экономические науки
ненного уровня большинства россиян (см. табл. 1).
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата работников организаций (начисленная работодателем), 2013-2017 гг.
годы среднемесячная начисленная зарплата Зарплата / величина прожиточного минимума, %
руб. долл. США
2013 29792 936 384
2014 32495 856 379
2015 34030 561 331
2016 36709 549 351
2017 39144 671 364
Составлено автором на основе данных ФСГС [4]
Рисунок 1. Государственное управление развитием региональных социально-экономических систем
Более того, не совсем понятно предназначение исчисления среднемесячной заработной платы работников организаций. Например, в 2017 г. в России она составила 39 144 руб. При этом при одинаковом 8-часовом рабочем дне можно иметь очень разную зарплату. Так, занимаясь добычей сырой нефти и природного газа зарплата в месяц составляет 103 849 руб. (в 2,65 раза больше, чем в среднем по стране), а занимаясь производством одежды - 19 776 руб. в месяц (в 5 раз меньше, чем в добыче полезных ископаемых). То есть сравнивать зарплату в отдельной отрасли хозяйства со средней по стране не имеет никакого смысла, а вот приводить состоятельное экономическое обоснование в уровнях зарплат при одинаковом затраченном времени и равноценных трудовых усилиях каждого работника - просто необходимо, что, к сожалению, не делается.
Сама же проблема диспропорционального развития региональных социально-экономических систем является более глубокой и существенной и связана не только с применяемым в отечественной статистике исчислением различных показателей с последующей некорректной трактовкой и нецелесообразными правительственными решениями, но и с неравномерностью развития российских регионов. Конечно, огромная площадь территории страны, наличие / отсутствие разнообразных природно-климатических условий, ресурсов, факторов производства и проч. являются объективными причинами появления такой неравномерности в развитии между отдельными субъектами РФ. К субъективным же причинам нарастающих диспропорций можно отнести систему государственного управления развитием территорий, основным предназначением которого должно стать сглаживание и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов страны. Именно адекватные и своевременные действия власти могут способствовать разрешению данной проблемы [1].
Пока же в экономическом плане наблюдается несоразмерность количества регионов-доноров, не нуждающихся в поддержке государства, и количества регионов-реципиентов, где государственные дотации и субсидии обеспечивают выживаемость субъектам РФ. Так, в 2017 г. 3,5 % от общего числа субъектов РФ (3 региона: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, г. Москва) за счет налогов и сборов обеспечили более половины доходной части бюджета страны. В то время как 85 % регионов нуждались в государственных трансфертах и получили помощь из федерального бюджета. То есть 3,5 % территории страны и 14,2 % населения собирают 57 % всех поступлений в федеральный бюджет.
Подобная экономическая неравномерность сказывается на безопасности страны и устойчивости развития экономики в целом. Сегодняшняя перераспределительная система межбюджетных отношений не приводит к положительным сдвигам, а создаваемая конкуренция между субъектами РФ за финансовые ресурсы федерального бюджета не работает, поскольку в этой борьбе всегда побеждает сильный регион (слабый обречен на поражение). В этой связи государству необходимо создавать такие условия хозяйствования, при которых одни экономически слабые регионы страны были бы заинтересованы в создании на своей территории современной производственно-технологической базы для последующего роста своей экономики, а другие (более сильные регионы) -не утрачивали бы стимулов в развитии своих территорий и наращивали бы свой экономический потенциал. Такой баланс интересов выглядит более адекватным сегодняшней ситуации и перспективным в обозримом будущем [2].
В социальном плане наблюдаемые диспропорции порождают не меньшие проблемы. Социальное неравенство и расслоение общества приводят к снижению мотивации к труду, к снижению производительности труда. Так, по данным журнала Forbes, в 2017 г. Россия занимала 4-е место в мире по количеству долларовых миллиардеров (96 чел.), имеющих состояние равное 30 % ВВП страны. В то время как 13 % населения страны (каждый седьмой) находились за чертой бедности, то есть имели доход ниже величины прожиточного минимума. Сопоставление заработных плат данных слоев населения немыслимо, а измерение средних значений этих зарплат - абсурдно.
В этой связи необходимо пересмотреть применяющуюся в настоящее время систему индикаторов уровня жизни населения, в которой основное место должны занять относительные (а не абсолютные) показатели социально-экономического развития. Тем самым принимаемые органами власти решения могут стать более качественными и адекватными реальному положению дел (см. рис. 1).
Таким образом, государственное управление диспропорциональным развитием региональных социально-экономических систем может привести к положительным результатам в случае проведения продуманной политики и принятия соответствующих выявленным проблемам мер государственного регулирования. В случае отказа или бездействия со стороны государства количественно-качественные диспропорции в РФ будут возрастать, а это может угрожать экономической и национальной безопасности страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов В.И. Факторный анализ экономического роста России на современном этапе // Научные труды Северо-Западного института управления. 2012. Т. 3. № 2 (6). С. 8-26.
2. Белова О.А., Белов В.И. Компетентностный подход: проблемы реализации в современных российских условиях // Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления. 2012. № 1. С. 86-94.
3. Указ Президента РФ от 19.01.2010 N 82 (ред. от 21.05.2012) "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2010. № 10, 21.01.2010.
4. Таблица 7.8. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Россия в цифрах, 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm.
Поступила в редакцию 22.10.2018