Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / TIMBER INDUSTRY / STATE PARTICIPATION / MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеплинските Инна Ричардовна

Развитие отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе образующих лесопромышленный комплекс, эффективное решение имеющихся в них проблем в современных условиях требует воздействия на протекающие процессы государства. Целью исследования является изучение участия государства в обозначенном комплексе Вологодской области, задачи: проанализировать основные методы и формы государственного управления им, охарактеризовать основные методы участия в функционировании и развитии лесопромышленного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PARTICIPATION IN THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF THE VOLOGDA REGION

The development of manufacturing industries, including those forming the timber industry, and the effective solution of their problems in modern conditions require an impact on the ongoing processes of the state. The purpose of the study is to study the participation of the state in the designated complex of the Vologda region, tasks: to analyze the main methods and forms of state management of it, to characterize the main methods of participation in the functioning and development of the timber industry in the region.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOAJ

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024. №4(36)

УДК 332.1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Чеплинските И.Р.

ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда

Развитие отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе образующих лесопромышленный комплекс, эффективное решение имеющихся в них проблем в современных условиях требует воздействия на протекающие процессы государства. Целью исследования является изучение участия государства в обозначенном комплексе Вологодской области, задачи: проанализировать основные методы и формы государственного управления им, охарактеризовать основные методы участия в функционировании и развитии лесопромышленного комплекса региона.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, государственное участие, инструменты управления.

ГЮ110.22281/2542-1697-2024-03-04-37-47

Введение. Переход к пятому и шестому технологическим укладам экономики, важность которого подчеркивается в Концепции технологического развития, национальных целях развития РФ [21; 25] и других нормативных актах, сопряжен с рядом трудностей, с которыми страна сталкивается в настоящее время. Особенно это характерно для обрабатывающей промышленности. Опыт передовых промышленных стран показывает, что достижению ими лидирующих позиций в международных рейтингах конкурентоспособности в обозначенном секторе производства способствовало активное участие государства в экономике путем создания и совершенствования механизмов стимулирования предприятий [1, с. 120].

Для содействия экономическому развитию территорий субъекты РФ формируют Стратегии социально-экономического развития [10, с. 160]. Соответствующий документ разработан и в Вологодской области [28]. В нём подчеркивается важность лесопромышленного комплекса (ЛПК) для региона, являющегося его традиционной специализацией. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность определяются как одни из доминирующих видов промышленности региона. Вместе с тем ЛПК Вологодской области, как и страны в целом, испытывает ряд проблем и структурных ограничений, к которым относятся, например, слаборазвитая инфраструктура, низкая инвестиционная привлекательность, недостаточное кадровое обеспечение и т.д. Эффективность решения вышеперечисленных и ряда других проблем, а также перспективы развития комплекса в целом во многом зависят от участия в этих процессах государства. В связи с этим цель исследования - изучить участие государства в ЛПК Вологодской области. Достижение цели требует решения следующих задач:

- проанализировать основные методы и формы государственного управления ЛПК;

- охарактеризовать методы участия государства в функционировании и развитии ЛПК Вологодской области.

Объект исследования - ЛПК Вологодской области, предмет - участие в нем государства. Исследование производилось путем применения таких методов, как синтез, анализ и обобщение. Информационная база исследования включает публикации отечественных исследований и различные нормативные документы.

Теоретические предпосылки исследования. Государственное управление ЛПК представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов комплекса на его подотрасли и производства, обеспечивающее достижение его стратегических целей с учетом условий и конкретных предпосылок в регионе [18, с. 33]. Для его реализации используются целевые программы и проекты по стимулированию экономического роста, оказывается финансовая помощь предприятиям, поддержка активности производителей и покупателей в

0

37

лице населения и т.д. [15, с. 60]. Проводится кластерная политика, в основе которой лежит интенсификация определенного вида деятельности стратегического назначения. Широкое применение она нашла за рубежом на федеральном и региональном уровнях [29, с. 74-75].

Исследователями выделяются следующие методы государственного управления ЛПК:

- экономические (субсидии, штрафы, льготы на налоги, арендные платежи);

- административно-правовые (стратегические документы, нормативно-правовые акты, планы);

- организационные (деятельность институтов и органов управления ЛПК, федеральных агентств, отраслевых ассоциаций);

- социально-психологические (пропагандистские и агитационные мероприятия, PR-кампании, государственные и региональные награды) [18, с. 34].

Зарубежными и отечественными специалистами изучаются условия управления ЛПК, выделяются слабые места, подчеркивается необходимость совершенствования лесного законодательства [7, с. 79]. Согласно результатам исследований, лесные ресурсы приобретают экономическую ценность при наличии работающей системы институциональных условий, включающих формальные законы, социальные правила и соглашения [5, с. 4]. Отмечается, что российский ЛИК характеризуется двойственностью общественных и коммерческих ценностей лесов при организации управления ими. Леса, с одной стороны, являются общественным благом, с другой - ресурсом для социально-экономического развития страны. Эта особенность требует наличия хорошо организованного, финансируемого и подготовленного управления, учит ва его территориальные различия регионов [6, с. 105].

сследователями изучается управление лесохозяйственной деятельность региона, его соответствие принципам устойчивого лесопользования. Его эффективность оценивается по разным параметрам - экономической, социальной и экологической устойчивости, результативности исполнения субъектами РФ полномочий в области лесных отношений и т.д. ценки основ ва тся на различных отбираемых исследователями целев х показателях, включают межрегиональные сравнения [13, с. 5].

Также исследуются вопросы управления в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) [14, с. 1]. Основная форма его реализации в ЛПК - концессионные соглашения. В рамках партнерских отношений государство является собственником имущества, составляющего предмет соглашения, уполномочивает частное предприятие-партнера выполнять в его отношении определенные функции, наделяет соответствующими правомочиями. Фирма получает в пользование государственное имущество, вносит за него плату, получает право собственности на выработанную продукцию. В ЛИК они проявляются главным образом в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Другой формой осуществления Г^П является создание особых экономических зон, корпораций со смешанным государственным и частным капиталом и т.д. За рубежом данная форма партнерства на ла в К активное применение, делегирование государством части полномочий частным компаниям и ассоциациям производителей способствовало дости ени в сокой эффективности управления.

Участие государства в лесопромышленном комплексе Вологодской области. Как уже было отмечено вше, существует четыре основные группы методов государственного управления комплексом. Каждая из них нашла свое применение в Вологодской области.

рганизационн е. стойчивая система управления К в регионе начала складываться с принятием в 2006 г. Лесного кодекса. В соответствии с ним большая часть полномочий по ведени лесного хозяйства стала передаваться с федерального уровня на региональный, то есть проходил процесс децентрализации системы государственного управления. Главенствующий орган стал Департамент лесного комплекса, после его упразднения в 2024 г. - Департамент природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства, сформировавшийся путем объединения с двумя другими органами [32]. Он уполномочен предоставлять лесные участки, вести государственный реестр, учет древесины и т.д. В

процессе управления участие принима т и частные лица - арендатор участков, в ведении которых на 2021 г. находилось 63% от общей площади земель лесного фонда, а также государственные некоммерческие организации [3, с. 12].

Управление ЛПК среди прочих органов осуществляется Минпромторгом РФ. Им проводится государственная пром ленная политика страны, основн м нормативно-правовым актом здесь является Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» [23]. Он определяет взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, федеральными и региональными органами государственной власти в сфере промышленности. Промышленная политика Р ориентирована на формирование производств, в пуска их конкурентоспособную импортозамещающую продукцию [2, с. 41]. В рамках закона реализуются меры по стимулированию промышленный предприятий, включающие предоставление поддержки научно-технической и инновационной деятельности, государственных и муниципальных преференций, оказание помощи в осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.

дминистративно-правов е и экономические. сновным стратегическим документом, определяющим траекторию развития ЛПК, является Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 г. (далее - Стратегия). Целевое видение в сфере лесной промышленности в рамках Стратегии предусматривает:

- развитие лесной промы ленности опере а ими темпами относительно роста экономики в целом;

- обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину;

- обеспечение глубокой переработки доб ваемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих деревообрабатывающий предприятий;

- производство ориентированной на экспорт целлюлозы, тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения.

Стимулирование переработки древесины, согласно Стратегии, является одним из ключевых направлений развития ЛИК. Оно осуществляется за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов [22; 16; с. 143], в рамках которых инвестору без аукциона предоставля тся лесные участки или льгот на их аренду взамен на обязательство со стороны предприятия по созданию или модернизации объектов лесной инфраструктуры. Участниками становятся частные компании и государство, совместно финансирующие проект [9, с. 318]. Недостатки обозначенной меры включают направленность в первую очередь на крупных игроков, так как мал й и средний бизнес не способен реализовывать столь крупные проекты, в результате чего оказывается исключенных из данного механизма

В Вологодской области в настоя ий момент на стадии реализации находятся чет ре проекта (табл. 1). х основная направленность - модернизация и создание производств по изготовлению фанеры, древесного топлива, пиломатериалов и щепы. При этом уже реализованные проекты общим числом в 22, ориентированы большей частью на развитие предприятий, производящих продукцию с низкой степенью переработки сырья. Сумма их финансирования в основном меньше, чем у приведенных в таблице 1, медианное значение составляет 706,1 млн руб.

В пуска ие продукци с высокой добавленной стоимость предприятия могут претендовать на федеральные и региональные льготы:

- освобождение лесопромышленных предприятий от обложения НДС при ввозе технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране. Его перечень определен 150 статей Налогового Кодекса РФ и соответствующим Постановлением Правительства [26];

- компенсация части расходов на экспорт высокотехнологичной продукции (до 80%

[4, с. 60].

затрат на транспортировку товара, 50% на усовершенствование продукции и 90% на проведение мероприятий по оцениванию соответствия продукции требованиям внешних рынков);

- формирование комплексных программ развития групп предприятий путем объединения их в кластеры, которые могут претендовать на получение компенсаций до 50% затрат по лизинговым платежам, технологическому перевооружению, льготное кредитование и др.;

- увеличение финансирования НИОКР в ЛПК;

- информационная поддержка организаций;

- прочие неденежные меры (исключение недобросовестных инвесторов из числа участников программ приоритетн х инвестиционных проектов программы продви ения ЛПК, усиление работы с органами исполнительной власти в регионах и т.д.) [11, с. 71-72].

Таблица 1 - Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов Вологодской области

№ Наименование инвестиционного проекта Объём инвестиций, млн. руб. Проектная мощность, в год

1. Создание лесоперерабатывающего производства в Бабаевском районе Вологодской области (АО «Бабаевский ЛПХ») 6,1 млрд Пиломатериалы 250 тыс. м3, пеллеты 50 тыс. т, щепа 143,7 тыс. м3

2. Модернизация фанерного производства и создание лесопильного производства (НАО «СВЕЗА Новатор») 6,5 млрд Берёзовая фанера 200 тыс. м3 в год

3. Строительство предприятия по комплексной переработке древесины (ОА «Березник») 3,3 млрд Фанера 84,5 тыс. м3, топливные брикеты 4,5 тыс. т

4. Создание лесоперерабатывающих мощностей (ООО «Вологодский лес) 5 млрд Фанера квадратная 30 тыс. м3 и большеформатная 60 тыс. м3, клееный брус 20 тыс. м3

Источник: составлено автором на основе данных департамента природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства Вологодской области, портала Леспроминформ [30]

Стимулом для углубления переработки древесины также является ограничение на вывоз круглого леса. Его внедрение осуществлялось в несколько этапов, путем постепенного увеличения таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы хвойных пород с 6,5% от таможенной стоимости товара в 2007 г. до 80% в 2021 г. При вступлении России в ВТО была введена процедура выдачи квот и лицензий на экспорт древесины некоторых хвойных пород, осуществляемая Министерством промышленности и торговли [12, с. 170-172].

В сентябре 2020 г. было издано поручение Президента [17], нацеленное на полный запрет экспорта необработанной и грубо обработанной древесин хвойн х и ценн х лиственных пород. Он вступил в силу с 1 января 2022 г. Цель запрета - декриминализация , обеспечение сырьем лесоперерабат ва их производств для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью и её последующей реализации на внешнем и внутреннем рынках. Результатом стало сокращение объема незаконных рубок и продаж круглого леса за рубеж на 40 и 70% соответственно [8].

В разных стратегических документах подчеркивается важность развития импортозамещающих производств. Соответствующий документ с планом мероприятий был принят для ЛИК в 2021 г. [27], годом поте скорректирован новым Приказом [20]. В него входит перечень продукции, производства которой подлежат импортозамещению: различное оборудование, мебель и фурнитура, картонная упаковка, ролевая беленая флафф-целлюлоза и ориентированно-стружечная плита.

Реализация государственной промы ленной политики обусловлена ее финансированием, производимым за счет создания и использования целевых государственных фондов развития промышленности (ФРП). Для содействия развитию ЛИК в 2021 г. была запущена программа «Проекты лесной промышленности», направленная на стимулирование предприятий к изготовлению товаров высокого передела1. В рамках

¿сПр°е®@о

промышленности с регфондами. Фо^й Развития Промышленности. URL: https://frprf.ru/zaymy-

программы лесоперерабатывающим предприятиям предоставляются льготные займы на модернизацию основных фондов, в первую очередь оборудования для обработки древесины, под 1 и 3% годовых. Затем Наблюдательный совет ФРП по программе «Лизинговые проекты» расширил перечень оборудования, которое компании могут приобрести по льготным займам. Это позволяет производителям брать на льготных условиях лизинг на лесоперерабатывающее, лесопильное, сушильное, сортировочное оборудование, на погрузочно-разгрузочную технику, форвардеры и т.д.

Программы ФРП осуществляют поддержку малого и среднего бизнеса. В рамках «Проектов лесной промышленности» федеральный и региональный фонда предоставляют лесоперерабатывающим предприятиям льготные займы под 1 и 3% годовых соответственно2. Сумма финансирования колеблется от 20 до 100 млн рублей. Средства на реализацию более масштабных проектов (50-500 млн руб.) предоставляются в рамках программы ФРП «Проекты развития». Займы на приобретение в лизинг лесозаготовительной и погрузочно-разгрузочной техники под 1% годовых предоставляются предприятиям в рамках программы «Лизинговые проекта». Содействие инновационному развитию ЛПК оказывает принятое в декабре 2019 г. Постановление Правительства, согласно которому предприятия имеют право претендовать на получение субсидий на компенсаци затрат на КР по современным технологиям в рамках реализации инвестиционных проектов в размерах до 70%. Для обеспечения инвестиционного развития К государством разработан ряд прочих мер поддержки предприятий (табл. 2).

Таблица 2 - Инвестиционная поддержка предприятий

№ Направления Меры

1. Финансовая Гранты на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, микрофинансирование предприятий, предоставление банковских гарантий, программа льготного лизинга, поручительства, финансирование НИОКР по внедрению инноваций и др.

2. Информационная Предоставление консультационных услуг фондом поддержки моногородов узкоспециализированными центрами, в том числе по вопросам кадровой обеспеченности, консультация малого и среднего бизнеса в области экспортной деятельности, поддержка предприятий по вопросам кластерного развития и т.д.

3. Имущественная Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, льготы на аренду лесного участка, предоставление офисных помещений по льготной арендной ставке, льготные займы и предоставление земельных участков для организации импортозамещающих производств.

Источник: составлено автором на основе данных Инвестиционного портала Вологодской области3.

Большой акцент в формировании направлений развития ЛПК делается на лесном хозяйстве. Постановлением Правительства Вологодской области № 315 утверждена государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2021-2025 годы» [24]. Ее основной целью является повышение эффективности использования лесов на территории области. В число задач входит обеспечение рационального лесопользования и сохранности лесов, создание условий для развития ЖЖ Вологодской области. На ее реализацию планируется выделить в сумме 3,6 млрд рублей.

В рамках федерального проекта «Экология» в Вологодской области реализуется региональный проект «Сохранение лесов». Соответственно названию, он направлен на сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизведения на всех участках вырубленн х и погибших лесных насаждений. Проект подразумевает повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению, оснащение профильных учреждений

regfondy/proekty-lesnoy-promyshlennosti-s-rfrp/ (дата обращения: 11.09.2024 г.).

2 ФРП расширил линейку и возможности программ льготных займов для проектов по переработке леса. URL: https://frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-rasshiril-lineyku-i-vozmozhnosti-programm-lgotnykh-zaymov-dlya-proektov-po-pererabotke-lesa/ (дата обращения:13.07.2024 г.).

3 Меры поддержки инвестора. Инвестиционный портал Вологодской области. URL: https://investregion.gov35.ru/ru/investor-guide/support-measures/list/timber-industry/ (дата обращения: 13.09.2024).

а ®@

41

специализированной техникой, формирование запаса лесных семян и увеличение площади лесовосстановления.

Сощшлъно-психологические. В рамках данного метода управления развитием ЛПК проводятся различные мероприятия, способствующие повышению узнаваемости продукции, продвижению местных производителей и т.д. В Вологодской области примером одного из таких мероприятий служит международная выставка-форум «Российский лес», ежегодно проводимый в конце декабря в городе Вологда. Он проходит при поддержке Минпромторга, Минприроды и Государственной Думы России. На его площадках собираются представители бизнеса и власти для обсуждения вопросов развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности. В его рамках подводятся итоги работы ЛИК за прошедший год, обсуждаются новые законодательные инициативы, вопросы эффективного лесопользования и охраны лесов и т.д. Также в рамках данного мероприятия проводится выставка, на которой представлен весь спектр продукции и услуг ЛИК. Проведение подобных мероприятий способствует обмену опыта, налаживанию деловых отношений, а также предоставляет возможность участникам форума заключить контракты.

Государством отмечаются наиболее выдающиеся деятели отрасли. Награждения проводятся в рамках форума «Российский лес» - по его окончанию компаниям, осуществляющим передовую деятельность, представляющим на выставке современное высокопроизводительное оборудование, а также разработки по перспективному развитию комплекса, вручаются медали и дипломы участника выставки4. Кроме того, почётные грамоты, нагрудные знаки и благодарственные письма вручаются работникам лесной сферы. В 2023 году данное мероприятие провелось в преддверии профессионального праздника. На нём вручались награды передовым специалистам отраслей ЛИК, а также людям, на протяжении длительного времени работавшим в данной сфере - всего 21 человеку из Вологды, Череповца, Шексны, Великого Устюга, Сокола, Бабаева и Вохтоги.

Заключение. Таким образом, государственно управление ЛИК представляет собой воздействие различных органов власти на комплекс в целом и на отдельные его подотрасли, направленное на достижение стратегических целей страны. Государство при этом действует с учетом сложившейся экономической ситуации и конкретных предпосылок в регионе. Управление ЛИК производится посредством четырех основных методов: организационных, административно-правовых, экономических и социально-психологических.

Исследователями в области государственного участия в ЛИК изучаются институциональные условия управления комплексом, выявляются его проблемы, отмечается необходимость совершенствования лесного законодательства, посредством различных методик производится оценка эффективности управления. Управление ЛИК производится посредством государственно-частного партнерства, осуществляется посредством приоритетных инвестиционных проектов, создания особых экономических зон, формирования корпораций со смешанным частным и государственным капиталом.

В Вологодской области на региональном уровне управление ЛИК осуществляется Департаментом природных ресурсов, лесного и охотничьего хозяйства, на федеральном -пятью Министерствами, в ведомости которых находятся разные области функционирования ЛИК. Главенствующую роль среди них занимают Министерство природных ресурсов и Минпромторг. Большим значением также характеризуется Федеральное агентство лесного хозяйства. Основным стратегическим документом, в рамках которого определяются направления развития ЛИК, является Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. Помимо этого, существует множество других нормативно-правовых актов, определяющих функционирование и развитие комплекса, - это различные Постановления, Поручения и т.д. Они определяют взаимоотношения государства и частных лесоперерабатывающих и лесозаготавливающих предприятий, предоставляют возможность получения господдержки и т.д. Предприятия получают финансирование из целевых фондов и

4 Лесопромышленникам вручили медали. URL: https://vologda-

oblast.ru/novosti/lesopromyslilennikamvracliilimedali/ (дата обращения: 12.09.2024).

сс) ®@

42

на реализаци приоритетных инвестиционн х проектов, име т право на получение налоговых льгот, льгот на аренду земельных и лесных участков, компенсацию части затрат на оборудование, проведение НИОКР. Кроме того, организациям предоставляется информационная поддержка в форме консультационных услуг. Государством организуются мероприятия, направленные на пов ение узнаваемости региональной продукции, проводятся тематические выставки и форумы. В целях мотивации работников государством посредством вручения медалей и дипломов награждаются выдающиеся деятели ЛПК.

Многоуровневая ведомственная структура управления ЛПК, в особенности лесохозяйственной деятельности, приводит к расп лени ее полномочий и функций на всех уровнях власти. Кроме того, в систему государственного управления не заложены меры, направленн е на стимулирование инвестирования в рас иренное воспроизводство лесов [13, с. 1-2]. Эффективность государственного управления комплексом снижает отсутствие согласованной лесной политики, нестабильность правового регулирования, самой систем органов управления, ее преобразований. Вместе с тем целесообразно корректирование нормативно-правовой базы для повышения интенсификации лесного хозяйства.

Оказываемые государством меры поддержки предприятий в недостаточной степени способствуют стимулированию инновационной деятельности производителей. Для нивелирования данного недостатка целесообразным видится создание стратегических центров поддержки инноваций, международных платформ и инвестиционных агентств. Перспективным инструментом является создание на территории области экспертных центров, координирующих действия участников производственного процесса в области создания и внедрения инноваций, торговли и т.д. [19, с. 448].

1. Абдикеев, Н.М. Современные тенденции развития механизмов государственного стимулирования обрабатывающей промышленности в развитых странах / Н.М. Абдикевв, Ю.С. Богачев, Е.Л. Морева // Мир новой экономики. - 2018. - № 12(3). - С. 118-127. - DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-3-118-127

2. Асеева, М. А. Роль государственных фондов развития промышленности в стимулировании деятельности промышленных предприятий / М. А. Асеева, В. И. Флегонтов //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2018. - № 1. - С. 40-48.

3. Белякова, А. В. Анализ деятельности государственных учреждений лесного хозяйства Вологодской области // Государственное управление лесами: проблемы и пути решения : сборник научных статей и докладов II Всероссийской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 29 мая - 02 июня 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, 2022. - С. 11-17. -DOI: 10.21178/2079-2022.11

4. Блам, Ю. Ш. Проблемы и перспективы развития лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности / Ю.Ш. Блам, Л.В. Машкина // ЭКО. - 2019. - № 11(545). - С. 45-62. -DOI: https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2019-11-45-62

5. Вохмянин, И А. Совершенствование условий управления лесным комплексом / П.

A. Вохмянин // Вопросы территориального развития. - 2017. - № 2(37). - С. 4.

6. айнеко, . . нституциональные аспект воспроизводства в лесной отрасли / .

B. Дайнеко // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 8. - С. 100-106.

7. Жаворонкова, Н. Г. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношении / Н. Г. Жаворонкова, Г. В. Выпханова // Lex Russica (Русский закон). - 2018. - № 2(135). - С. 78-93. - DOI 10.17803/1729-5920.2018.135.2.078-093

8. Задера, С. Продажа необработанной древесины за рубеж сократилась на 70% // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/04/20/brevno-ne-katitsia.html (дата обращения: 24.09.2024). - Текст: электронный.

9. Иванцова, Е. Д. Факторы успешности приоритетных инвестиционных проектов в

Список использованных источников

области освоения лесов в России: эконометрический анализ / Е. Д. Иванцова, А. И. Пыжев // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16, № 2. - С. 315-330. - DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/2782-2923.2022.2.3-15-330

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кондратюк, В.А. Стимулирование развития лесного сектора России на основе государственно-частного партнерства / В.А. Кондратюк, Н.П. Кожемяко, А.В. Кондратюк // Вестник ИрГТУ. - 2012. - №6(65). - С. 160-165.

11. Кузминык, Ю. В. Инструмента государственной поддержки инновационного развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации / Ю. В. Кузминых, Е. Н. Попова // Ученыге записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2019. - № 1(69). - С. 70-75.

12. Кузминых, Ю. В. Ограничения и запрета в сфере лесосырьевого экспорта России в современных условиях / Ю. В. Кузминых, С. Е. Грязнов // Путеводитель предпринимателя. -2021.-Т. 14, №1.- С. 169-177.-DOI: 10.24182/2073-9885-2021-14-1-169-177

13. Миронов, А. В. Актуальные проблемы управления лесохозяйственной деятельностью региона / А. В. Миронов // Вопросы территориального развития. - 2015. - № 2(22). - С. 3.

14. Миронов, А. В. Частно-государственное партнёрство в лесном комплексе региона: результаты реализации и проблемы развития / А. В. Миронов, Р. Ю. Селименков // Вопросы территориального развития. - 2013. - № 4(4). - С. 1.

15. Оборин, М. С. Применение кластерно-сетевого похода в государственном управлении лесопромы ленным комплексом / . . борин, . . Клейн // ервый экономический журнал. - 2024. - № 2(344). - С. 58-63. -DOI 10.58551/20728115_2024_2_58

16. ценка ресурсной эффективности использования возобновимого природного капитала северного региона / Т.Е. Дмитриева, А.А. Максимов, В.А. Носков [и др.]. -Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2021. - 236 с.

17. Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64379 (дата обращения: 12.09.2024). - Текст: электронный.

18. Потенциал и перспективы развития лесопромышленного комплекса северного региона / Т. В. Ускова, С. А. Кожевников, Е. А. Мазилов, И. А. Секушина. - Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2021. - 185 с.

19. Прошкина, А. С. Устойчивое развитие региональны« кластеров: опыт Финляндии / А. С. Прошкина, Н. В. Трифонова // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2018. - № 3 -1. - С. 445-449.

20. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в План мероприятий по импортозаме ени в лесопромы ленном комплексе Российской едерации, утвер денн й приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июля 2021 г. N 2746: Приказ Минпромторга России от 24.08.2022 N 3561.

21. Российская Федерация. Законы. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента от 07.05.2024 N309.

22. Российская Федерация. Законы. О приоритетнык инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства от 23 февраля 2018 г. № 190. (ред. от 16.06.2023).

23. Российская Федерация. Законы. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон № 488-ФЗ: [принят Государственной думой 16 декабря 2014 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года].

24. Российская Федерация. Законы. Об утверждении государственной программы «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2021-2025 года: Постановление Правительства Вологодской области от 01.04.2019 №315.

DOAJ

25. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р.

26. Российская Федерация. Законы. Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 г. №372 (ред. от27.09.2018).

27. Российская Федерация. Законы. Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в лесопромышленном комплексе Российской Федерации: Приказ Минпромторга РФ от 23.07.2021 №2746 (ред. от 24.08.2022).

28. Российская Федерация. Законы. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года: утв. Постановлением Правительства области от 17 октября 2016 г. N 920. (ред. от 10.08.2020).

29. Чомаев, Ф.Т. Зарубежный опыт формирования экспортоориентированных лесопромышленных комплексов / Ф.Т. Чомаев // Вестник университета. - 2017. - №11. - С. 72-78. -DOI: 10.26425/1816-4277-2017-11-72-78

30. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=5290 (дата обращения: 12.09.2024).

31. Международный лесной форум и выставка «Российский лес». URL: https://www.roslesexpo.ru/ (дата обращения: 12.09.2024).

32. Вологодские передовики лесной сферы получили почётные награды. Источник: https://вecти35.pф/video/2023/09/15/vologodskie_peredoviki_lesnoy_sfery_poluchili_pochyotnye_ nagrady (дата обращения: 17.12.2023).

33. В Вологодском правительстве утверждена структура нового департамента. URL: https://vo.rbc.ru/vo/19/03/2024/65f993be9a79471fc64bb477 (дата обращения: 12.09.2024).

Сведения об авторах

Чеплинските Инна Ричардовна - инженер-исследователь, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН «ВолНЦ РАН»), e-mail: [email protected]

Благодарность

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды».

UDC 332.1

STATE PARTICIPATION IN THE TIMBERINDUSTRY COMPLEX OF THE VOLOGDA

REGION

Cheplinskite I. R.

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda

The development of manufacturing industries, including those forming the timber industry, and the effective solution of their problems in modern conditions require an impact on the ongoing processes of the state. The purpose of the study is to study the participation of the state in the designated complex of the Vologda region, tasks: to analyze the main methods and forms of state management of it, to characterize the main methods of participation in the functioning and development of the timber industry in the region. Key words: timber industry, state participation, management tools.

CC) ®@

45

DOAJ

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №4(36) References

1. Abdikeev, N. M. Bogachev, Yu. S., Moreva, E. L. Sovremennye tendencii razvitiya mekhanizmov gosudarstvennogo stimulirovaniya obrabatyvayushchej promyshlennosti v razvityh stranah // Mir novoj ekonomiki. 2018, 12(3), pp. 118-127. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-3118-127

2. Aseeva, M. A., Flegontov V. I. Rol' gosudarstvennyh fondov razvitiya promyshlennosti v stimulirovanii deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatij // Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. 2018, 1, pp. 40-48.

3. Belyakova, A. V. Analiz deyatel'nosti gosudarstvennyh uchrezhdenij lesnogo hozyajstva Vologodskoj oblasti // Gosudarstvennoe upravlenie lesami: problemy i puti resheniya: sbornik nauchnyh statej i dokladov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Sankt-Peterburg, 29 maya - 02 iyunya 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatel'skij institut lesnogo hozyajstva, 2022, pp. 11-17. DOI: 10.21178/2079-2022.11

4. Blam, Yu. Sh., Mashkina L.V. Problemy i perspektivy razvitiya lesnogo hozyajstva i lesozagotovitel'noj promyshlennosti // EKO. 2019, 11(545), pp. 45-62. DOI: https://doi.org/10.30680/EC00131-7652-2019-11-45-62

5. Vohmyanin, I. A. Sovershenstvovanie uslovij upravleniya lesnym kompleksom // Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2017, 2(37), pp. 4.

6. Dajneko, D. V. Institucional'nye aspekty vosproizvodstva v lesnoj otrasli // Problemy sovremennoj ekonomiki, 2012, 8, pp. 100-106.

7. Zhavoronkova, N. G., Vyphanova, G. V. Pravovye problemy i napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v oblasti lesnyh otnoshenii // Lex Russica (Russkij zakon). 2018, 2(135), pp. 78-93. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.135.2.078-093

8. Zadera, S. Prodazha neobrabotannoj drevesiny za rubezh sokratilas' na 70% // Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2023/04/20/brevno-ne-katitsia.html (accessed 24 September 2024).

9. Ivancova, E. D., Pyzhev, A. I. Faktory uspeshnosti prioritetnyh investicionnyh proektov v oblasti osvoeniya lesov v Rossii: ekonometricheskij analiz // Russian Journal of Economics and Law. 2022, 16, 2, pp. 315-330. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/2782-2923.2022.2.3-15-330

10. Kondratyuk, V. A. Kozhemyako, N. P., Kondratyuk, A. V. Stimulirovanie razvitiya lesnogo sektora Rossii na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Vestnik IrGTU. 2012, 6(65), pp. 160-165.

11. Kuzminyh, Yu. V., Popova, E. N. Instrumenty gosudarstvennoj podderzhki innovacionnogo razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2019, 1(69), pp. 70-75.

12. Kuzminyh, Yu. V., Gryaznov, S. E. Ogranicheniya i zaprety v sfere lesosyr'evogo eksporta Rossii v sovremennyh usloviyah // Putevoditel' predprinimatelya. 2021, 14, 1, pp. 169-177. DOI: 10.24182/2073-9885-2021-14-1-169-177

13. Mironov, A. V. Aktual'nye problemy upravleniya lesohozyajstvennoj deyatel'nost'yu regiona // Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2015, 2(22), p. 3.

14. Mironov, A. V., Selimenkov, R. Yu. Chastno-gosudarstvennoe partnyorstvo v lesnom komplekse regiona: rezul'taty realizacii i problemy razvitiya // Voprosy territorial'nogo razvitiya.

15. Oborin, M. S., Klejn, D. A. Primenenie klasterno-setevogo pohoda v gosudarstvennom upravlenii lesopromyshlennym kompleksom // Pervyj ekonomicheskij zhurnal. 2024, 2(344), pp. 58-63. DOI: 10.58551/20728115_2024_2_58

16. Dmitrieva, T. E., Maksimov, A. A., Noskov, V. A. Ocenka resursnoj effektivnosti ispol'zovaniya vozobnovimogo prirodnogo kapitala severnogo regiona. - Syktyvkar: Komi respublikanskaya tipografiya, 2021. 236 p.

17. Perechen' poruchenij po itogam soveshchaniya po voprosam razvitiya i dekriminalizacii lesnogo kompleksa // Prezident Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64379 (accessed 12 September 2024). -Tekst: elektronnyj.

2013,4(4), pp. 1.

18. Uskova, Т. V., Kozhevnikov, S. A., Mazilov, E. A., Sekushina, I. A. Potencial i perspektivy razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa severnogo regiona. - Vologda: Vologodskij nauchnyj centr Rossijskoj akademii nauk, 2021. 185 p.

19. Proshkina, A. S., Trifonova, N. V. Ustojchivoe razvitie regional'nyh klasterov: opyt Finlyandii // Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU. 2018, 3-1, pp. 445-449.

20. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O vnesenii izmenenij v Plan meropriyatij po importozameshcheniyu v lesopromyshlennom komplekse Rossijskoj Federacii, utverzhdennyj prikazom Ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii ot 23 iyulya 2021 g. N 2746: Prikaz Minpromtorga Rossii ot 24.08.2022 N 3561.

21. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda: Ukaz Prezidenta ot 07.05.2024 N 309.

22. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O prioritetnyh investicionnyh proektah v oblasti osvoeniya lesov i ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva ot 23 fevralya 2018 g. № 190. (red. ot 16.06.2023).

23. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 488-FZ: [prinyat Gosudarstvennoj dumoj 16 dekabrya 2014 goda: odobren Sovetom Federacii 25 dekabrya 2014 goda].

24. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Razvitie lesnogo kompleksa Vologodskoj oblasti na 2021-2025 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoj oblasti ot 01.04.2019 №315.

25. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii Koncepcii tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.05.2023 № 1315-r.

26. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii perechnya tekhnologicheskogo oborudovaniya (v torn chisle komplektuyushchih i zapasnyh chastej k nemu), analogi kotorogo ne proizvodyatsya v Rossijskoj Federacii, vvoz kotorogo na territoriyu Rossijskoj Federacii ne podlezhit oblozheniyu nalogom na dobavlennuyu stoimost': Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2009 g. №372 (red. ot27.09.2018).

27. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii plana meropriyatij po importozameshcheniyu v lesopromyshlennom komplekse Rossijskoj Federacii: Prikaz Minpromtorga RF ot 23.07.2021 №2746 (red. ot 24.08.2022).

28. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Vologodskoj oblasti na period do 2030 goda: utv. Postanovleniem Pravitel'stva oblasti ot 17 oktyabrya 2016 g. N 920. (red. ot 10.08.2020).

29. Chomaev, F. T. Zarubezhnyj opyt formirovaniya eksportoorientirovannyh lesopromyshlennyh kompleksov // Vestnik universiteta. 2017, 11, pp. 72-78. DOI: 10.26425/18164277-2017-11-72-78

30. Priority investment projects in the field of forest development. URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=5290 (date of reference: 09/12/2024).

31. International Forest Forum and exhibition "Russian Forest". URL: https://www.roslesexpo.ru/ (date of address: 09/12/2024).

32. Vologda leaders of the forest sector received honorary awards. Source: https://вести35.рф/video/2023/09/15/vologodskie_peredoviki_lesnoy_sfery_poluchili_pochyotnye_ nagrady (date of application: 17.12.2023).

Author's information

Cheplinskite Inna Richardovna - engineer- researcher, Federal State Budgetary Institution of Science Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.