УДК 070 (063)
Барабаш Виктор Владимирович
профессор, доктор филологических наук [email protected]
Кхан Мд Абдул Кабил
аспирант кафедры массовых коммуникаций - журналистики Российского университета дружбы народов [email protected]
Государственное
ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БАНГЛАДЕШ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Victor V. Barabash
professor, Doctor of philology [email protected]
Abdoul K. Khan Md
graduate student at the Department of mass communications - journalism,
People’s Friendship University of Russia inb [email protected]
State television of
PEOPLE'S REPUBLIC OF BANGLADESH: HISTORY OF DEVELOPMENT AND
present status
Аннотация. В данной статье освещены исторические аспекты развития государственного телевидения в Народной Республике Бангладеш (BTV) с момента его появления до сегодняшнего дня. Передачи ведутся из столицы и транслируются на всю страну через местные станции в крупных городах страны. К сожалению, ситуация в стране такова, что BTV теряет не только доход, но и зрителей. Мало кто смотрит BTV без особой нужды. Это не что иное, как ящик для рекламы, которым пользуются лидеры и сторонники правящей партии. Автор рассматривает деятельность BTV и анализирует основные проблемы и сложности развития государственного телеканала в прошлом и в настоящем.
Ключевые слова: спутниковый телеканал, цифровое телевидение, интернет, социальные сети
Annotation. Historical aspects of development of the state television in the National Republic of Bangladesh (BTV) are covered in this article from the moment of its emergence till today. Transfers are conducted from the capital and broadcast all over the country through local stations in the large cities of the country. Unfortunately, the situation in the country such is that loses BTV not only the income, but also the audience. Very few people watch BTV without special need. It no other than a box for advertizing which leaders and supporters of ruling party use. The author considers activity of BTV and analyzes the main problems and difficulties of development of the state TV channel in the past and in the present.
Keywords: satellite television, Digital television, Internet, Social networks.
Сегодня СМИ в ряде стран Юго-восточной Азии динамично трансформируются. Несмотря на существующие опасности в профессии журналистов в этом регионе, мы наблюдаем высокий рост развития различных видов СМИ в Народной Республике Бангладеш. За последние несколько лет в стране появилось большое количество ресурсов информации различной направленности - от новостных телеканалов до блог - платформ. Бангладеш - одна из развивающихся стран, где население составляет около 160 миллионов человек. После появления цифрового телевидения изменился характер СМИ в плане представления новостей и развлекательного контента. Это удовлетворяет самые разные вкусы зрителей, у которых появилась возможность составлять свою собственную программу просмотра телепередач. Наиболее результативным инструментом ТВ считается использование
«визуализации» факта или события. Можно сказать, что это влияет на зрителя активнее (или сильнее), чем тысячи слов. Вместо описания события с использованием тысячи предложений, можно его визуализировать за несколько секунд [10].
В Бангладеш телевидение считается очень мощным инструментом коммуникации, имеет возможность доступа к почти половине населения, лишенной возможности получить образование. Телевизионные сообщения передаются с диалогом, музыкой, словами и видеосюжетами в легко коммуникативной и понятной для всех форме.
Поскольку телевидение приобрело большую популярность в стране, в 2013 году правительство приняло решение о создании специализированного учебного телевизионного заведения
213
«Институт Кино и Телевидения» (Bangladesh Film and Television Institute-BFTI), основной задачей которого предполагается подготовка будущих специалистов в данной области [1].
Исторические аспекты развития телевидения в Бангладеш
Телевидение появилось в Бангладеш (Восточный Пакистан) 25 декабря 1964 году под названием PTV (телевидение Пакистана). Тогда Бангладеш еще была частью Пакистана. Оно было переименовано как BTV (Телевидение Бангладеш) после провозглашения независимости Бангладеш от Пакистана. Это первый телевизионный канал в мире на бенгальском языке, и он был ориентирован на широкую аудиторию. К концу 1960-х годов появилась спутниковая станция, позволяющая получать телевизионные трансляции из-за рубежа. Ее открыли в Читтагонге вместе с двумя ретрансляционными станциями в городах Кхулна и Раджшахи. К 1970 году канал осуществлял 35 часов еженедельных телепередач, в основном на бенгальском языке.
После освобождения страны Муджибур Рахман, первый премьер- министр Бангладеш (19721975), национализировал BTV. Основными акционерами стали Правительство и «Nippon Electric». Контрольный пакет акций остался у государства. Это дало новый импульс развитию национального телевидения.
В 1980 году состоялась первая цветная телепередача. Новым рубежом развития канала стал 1999 год, когда была завершена полная модернизация BTV. На нее было потрачено около 13 миллионов долларов США.
В 1991 и 1996 годах в ходе выборов обе главные политические партии - Авами лиг (ведущая политическая партия Бангладеш - ЛП) и Националистическая партия Бангладеш (еще одна ведущая политическая партия Бангладеш-БНП) -призвали к созданию бесплатной, национальной и демократической системы телевещания. 9 сентября 1996 года Правительство ЛП утвердило государственный комитет из 16 человек для выработки рекомендаций для теле- и радиокомпаний и правил их деятельности [7, с. 10].
Современный этап развития BTV
В монографии «Бангладеш: история и тенденции развития традиционных медиа и новых медиа» было отмечено, что «положение телевидения в Бангладеш улучшается, и оно постепенно становится важным инструментом государственного образования, развлечения и источником информации» [6, с. 106].
Качественное изменение телевидения в Бангладеш произошло в конце 90-х годов. Это было связано с переходом от аналогового на цифровой способ трансляции телевизионного сигнала. В 1999 году появился первый частный спутниковый канал «Ekushe TV» или «ETV». Это круглосуточный развлекательно-познавательный канал, ставший популярным благодаря специфике новостей и других инновационных программ.
Спутниковое телевидение довольно быстро стало популярным. В короткий срок к нему подключено более одного миллиона домов. Около 2000 кабельных операторов, имеющих в среднем 200-250 абонентов, работали по всей стране, в основном в крупных городах, таких как Дакка и Читтагонг. Сейчас подключение стоит в среднем 6 $ или около 450 така. Все операторы должны иметь лицензию от BTV стоимостью ежегодно 25 тысяч так (320 $) в четырех основных городах (Радшахи, Кхулна, Дакка, Читтагонг) и 10 тысяч так (128 $) в других [3, с. 22]. Сегодня страна имеет 27 телевизионных каналов. По данным комиссии по регулированию телекоммуникаций и связи Бангладеш (БТРС), в стране число зарегистрированных частных телеканалов увеличилось до 41, а 3 канала принадлежат государству: «BTV», «BTV world» и «Sangsad Bangladesh Television.» Их штаб-квартира и главный центр находится в Дакке, столице Бангладеш [2].
Интернет-пространство телеканала BTV
Официальный сайт телеканала BTV располагается по адресу www.btv.gov.bd. Ресурс отражает дизайн современного телеканала. Это динамичный сайт, созданный на языках программирования «XHTML» и «CSS». Сайт занимает 18,333,471 место в мире по рейтингу Alexa. Среднее количество посещений сайта за неделю - 2000 человек.
Хотя язык вещания канала Бенгали (официальный язык страны), основной контент, разделы и описание сайта ведутся на английском языке. Только бегущие строки заголовков новостей идут на бенгальском языке, что создает не очень хорошие впечатления у посетителей сайта. Предполагается более логичным сделать сайт на 2-х языках. У зрителей есть возможность смотреть прямой эфир, находясь на сайте канала. Отсутствие формы обратной связи с аудиторией не позволяет зрителям непосредственно оставлять свои отзывы [4].
Что касается работы с социальными сетями, то многие частные телеканалы сейчас интегрируют телевизионные программы в социальные сети. Сегодня почти весь интерактивный контент телевидения доступен в социальных медиа.
В ходе исследования выяснилось, что BTV не очень широко представлен на разных платформах социальных сетей. Единственная используемая платформа - это Фейсбук (Facebook). У телеканала есть 2 фан- страницы «Мне нравится» (Like page) в Фейсбуке. Они созданы в конце прошлого года и имеют один и тоже контент. Посты (сообщения) публикуются в социальной сети нерегулярно. Большинство публикаций - без журналистских текстов. Все анонсы сопровождаются привлекающим текстом и изображением. Именно поэтому пользователи в первую очередь обращают внимание на изображение и текст на нем [5].
Современное состояние BTV
Государственное телевидение Бангладеш (BTV) представляет собой пример того, как преуспе-
214
вающая организация может оказаться на грани разрушения из-за слабой политики правительства. В 2013-2014 году для BTV было выделено около 2 миллиардов бюджетных средств. Его доход составил 900 миллионов. Их оставшихся 1,1 миллиарда всего 800 миллионов было потрачено на радио- и телевизионные каналы и другие службы. Дефицит BTV составил около 300 миллионов бангладешских така. Как выяснилось в ходе интервью c журналистами BTV, сейчас реклама не является эффективным источником дохода. На BTV нет квалифицированного персонала, способного заниматься продажами и маркетингом [8].
Согласно опросу, проведенному компанией MRB Бангладеш (в прошлом «Маркетинговые и Социологические Исследования Sirius), у BTV очень малочисленная аудитория в Дакке. Телезрители города смотрят местные телеканалы, что занимает от 25 % до 30 % их времени. Во время проведения спортивных и других специальных мероприятий оно увеличивается до 50 %. В оставшееся время телезрители предпочитают смотреть иностранные каналы.
Результаты опроса показывают, что 70,24 % времени, которое телезрители Дакки проводят перед экранами, посвящены просмотру иностранных каналов. И только 1,2 % из тех, кто смотрит местные каналы, переключается на
Литература:
1. Институт Кино и Телевидения. URL: http://bcti-portal.gov.bd
2. Комиссии по регулированию телекоммуникаций и связи Бангладеш. List of TV channel. URL: http://www.btrc.gov.bd
3. Мохаимен Ск. Электронные СМИ Индии и Бангладеш в контексте глобализационных процессов : автореф. дисс. ... канд. филол. наук: спе- циальность 10.01.10 журналистика. Воронеж. ВГУ, 2012. 22 с.
4.Официальный сайт BTV. URL:http://www.btv.gov.bd
5. Официальная страница в Facebook. URL: https://www.facebook.com/btv.gov.bd
6. Abdul Kabil Khan & Zenebe Kinfu Tafesse. Bangladesh: History & Development Tendency of Mainstream Media & New Media. Moscow, Р. 1234. ISBN 9785518596719. Novel Press, 2013.
7. Faridur Reza Sagor. 50 years of Bangla Television / Faridur Reza Sagor. Dhaka, Р. 10-25. Onno Prakash, December 2014.
8. Robaet Ferdous. State media will continue to work like that? Robaet Ferdous. Daily Prothom Alo, 24 November 2014. URL: http://goo.gl/CN1Ned
9. Sharifuzzaman. Снижение популярности телеканала BTV. Sharifuzzaman. Daily Prothom Alo, 11 November, 2014. URL: http://goo.gl/p9hI6r
10. Williams, Raymond. Television: Technology and Cultural Form. London and New York : Routledge.
BTV. В 2010 году этот показатель составлял 2,46 % [9].
Что касается бюрократии на BTV, то мы можем это наблюдать в новостях, управлении и финансах. Абдул Маннан, помощник секретаря министра информации, был назначен генеральным директором BTV. Возможно, его знают как поэта, но у него нет опыта руководства учреждением средств массовой информации и большого опыта журналистской работы (хотя какое-то время он являлся заместителем директора на BTV по новостям). Назначение на эту должность носит политический характер.
Заключение
Проведенное исследование показало, что в современной медийной сфере Бангладеш произошли существенное изменения и трансформация СМИ. Сегодня бангладешскому зрителю предлагается большой выбор каналов. За последние 50 лет своего присутствия телеканалу BTV удалось перейти на современный уровень вещания. Каналу стоит избавиться от привычки постоянно ставить первыми новости, связанные с президентом и премьер-министром, при этом часто игнорируя другие важные события, изменить маркетинговую политику. Несмотря на особенности телеканала, в целом можно констатировать, что BTV достиг определенного успеха и имеет перспективу дальнейшего развития.
Literature:
1. Institut Kino i Televideniya. URL: http://bcti.-portal.gov.bd
2. Komissii po regulirovaniyu telekommunikatsii i svyazi Bangladesh. List of TV channel. URL: http://www.btrc.gov.bd
3. Mokhaimen Sk. Elektronnye SMI Indii i Bangladesh v kontekste globalizatsionnykh protsessov : avtoref. diss. ... kand. filol. nauk: spetsial'nost' 10.01.10 zhurnalistika. Sk. Mokhaimen. Voronezh. VGU, 2012. 22 р.
4. Ofitsial'nyi sait BTV. URL: http://www.btv.gov.bd
5. Ofitsial'naya stranitsa v Facebook. URL: https://www.facebook.com/btv.gov.bd
6. Abdul Kabil Khan & Zenebe Kinfu Tafesse. Bangladesh: History & Development Tendency of Mainstream Media & New Media. Moscow, Р. 1234. ISBN 9785518596719. Novel Press, 2013.
7. Faridur Reza Sagor. 50 years of Bangla Television. Dhaka. Р. 10-25. Onno Prakash. December 2014.
8. Robaet Ferdous. State media will continue to work like that? Daily Prothom Alo, 24 November 2014. URL: http://goo.gl/CN1Ned
9. Sharifuzzaman. Snizheniye populyarnosti tele-kana I a BTV. Daily Prothom Alo, 11 November, 2014. URL: http://goo.gl/p9hI6r
10. Williams, Raymond. Television: Technology and C u Itu ra I F o rm . London and New York : Routledge.
215
Р. 141. ISBN 0-415-31456-9.Taylor and Francis e-library, 2013.
Р. 141. ISBN 0-415-31456-9.Taylor and Francis e-library, 2013.
216