УДК 330.341(470.12)
М. А. ЮРЕВИЧ,
старший научный сотрудник РИЭПП, аспирант Института экономики РАН, г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
В статье рассматриваются основные особенности формирования системы трансфера технологий в России. Главное внимание уделяется вопросам, связанным с инфраструктурной и институциональной средой создания и внедрения инноваций. Автором выделяются важнейшие проблемы, препятствующие развитию инновационной экономики, а также формулируются предложения, направленные на оптимизацию трансфера технологий в РФ.
Ключевые слова: трансфер технологий, научно-техническое сотрудничество, инновационная инфраструктура, институциональная среда инноваций.
Одним из необходимых условий успешности использования бизнесом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) научных организаций и вузов выступает создание и поддержание процесса трансфера технологий на национальном уровне. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1542), «трансфер технологии - передача технологии, которая оформляется путем заключения двухстороннего или многостороннего договора между физическими и/или юридическими лицами, которым устанавливаются, изменяются или приостанавливаются имущественные права и обязательства относительно технологии и/или ее составляющих» [1]1. В зависимости от типов лицензиаров и лицензиатов выделяют внутренние и внешние трансферы технологий, последние могут происходить на микро- и макроуровне [2]. С точки зрения этапов трансфера технологий передача РИД осуществляется по следующей схеме (рис. 1).
Ключевое значение для российской экономики имеют внешние трансферы технологий на микроуровне, или передача результатов интеллектуальной деятельности из НИИ и вузов в коммерческие компании. Реализация этого процесса происходит двумя путями: 1) технология создается учеными, а затем они же занимаются ее коммерциализацией (например, при поддержке технопарков или посредством создания малых инвестиционных предприятий при вузе [4]); 2) разработчики технологии осуществляют ее продажу уже действующему предприятию. Соответственно в качестве главных факторов,
1 Учитывая большое количество трактовок термина «трансфер технологий» [3], во избежание его некорректной интерпретации автор статьи четко придерживается определения этого понятия, данного в ГК РФ.
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
337
Рис. 1. Этапы трансфера технологий
стимулирующих трансфер технологий на уровне «наука-бизнес», выступают в первом случае инфраструктурные, а во втором - институциональные.
Создание инновационной инфраструктуры позволяет исследователям не только получать доступ к современной приборной базе (центры коллективного пользования, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.), но и пользоваться поддержкой в области консалтинга (инновационные центры, центры трансфера технологий) и поиска инвесторов (венчурные и другие фонды). Важным институциональным условием трансфера технологий является системное законодательство в сфере интеллектуальной собственности, что обусловливается сущностью самого трансфера технологий, заключающейся именно в передаче имущественных прав на РИД. Кроме того, значимый положительный эффект на процесс внедрения инноваций имеют особые экономические зоны и региональные инновационные кластеры, которые генерируют этот эффект благодаря существующим в них льготным налоговым режимам, ослабленным бюрократическим барьерам бизнес-деятельности и т. п. Роль инновационной инфраструктуры и институциональной среды в инновационном процессе схематически представлена на рис. 2.
За последние десятилетие государство предпринимало различные меры, направленные на развитие инновационной инфраструктуры и институциональной среды. Хотя некоторые меры имели ощутимый экономический эффект, реализация большинства из них не увенчалась успехом и не принесла ожидаемых результатов. Накопленный позитивный опыт, равно как и причины
338
М. А. Юревич
Рис. 2. Воздействие инновационной инфраструктуры и институциональной среды на инновационный процесс
неудач государственных инициатив в этой сфере, нуждаются в тщательном анализе, результаты которого будут содействовать определению общих принципов эффективности инструментов стимулирования трансфера технологий в России, а также выработке предложений по их оптимальному внедрению.
Создание инфраструктуры трансфера технологий в РФ
Процесс создания российской инновационной инфраструктуры вошел в активную стадию около 20 лет назад. Государством были реализованы масштабные программы по созданию центров трансфера технологий (ЦТТ), технопарков (ТП), поддержке формирования малых инновационных предприятий (МИП) при вузах и других объектах инновационной инфраструктуры. Первые элементы инновационной инфраструктуры, способствующей трансферу знаний, появились в России в начале 1990-х гг.: научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы в Москве, Томске и Зеленограде. В середине 1990-х гг. возникло несколько ТП на базе государственных научных центров и ряд региональных ТП. Значимым этапом развития инновационной инфраструктуры было создание сети информационно-технологических центров (ИТЦ) в конце 1990-х - начале 2000-х гг. (в 2004 г. насчитывался 61 ИТЦ) [5]. Деятельность этих центров была сконцентрирована на поддержке МИП, успешно прошедших этап создания, путем оказания им содействия в области поиска партнеров в промышленном секторе.
В 2003-2006 гг. различными федеральными органами государственной власти (ФОИВ) (Минпромнауки, Минобразования, Роснаука, Рособразование)
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
339
было профинансировано формирование 86 ЦТТ на сумму 183 млн руб. Результаты деятельности этих центров можно считать вполне успешными: в 2006 г. осуществлена коммерциализация 369 технологий, из них продано 62 технологии на сумму 11 млн руб., создано 238 МИП.
Параллельно с государственной программой в России развивалась «Российская сеть трансфера технологий» (РСТТ), члены которой добровольно вступали в это объединение. На данный момент членами Сети являются более 50 объектов инновационной инфраструктуры [6], специализирующихся в области трансфера технологий в России и странах СНГ. Характерной чертой функционирования РСТТ является ее активное взаимодействие с зарубежными партнерами, в особенности с участниками Европейской сети поддержки предпринимательства.
В 2006 г. для укрепления производственной инфраструктуры была запущена Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [7], которая была продлена до 2014 г. Результатами программы стало строительство 7 технопарков в различных регионах России, а к концу 2014 г. в планах стоит введение в эксплуатацию еще 6 объектов. На данный момент финансирование программы составило более 11 млрд руб., а за все время действия программы выручка компаний-рези-дентов достигла порядка 80 млрд руб. и создано около 12 тыс. рабочих мест [8]. Вместе с тем по итогам анализа реализации Программы в период 20072012 гг. только 3 технопарка выполнили плановые показатели не менее, чем на 75 %, что является крайне низким результатом [9].
В целях обеспечения инновационной инфраструктурой исследователей в секторе ВПО было реализовано Постановление Правительства РФ № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [10] с общим бюджетом на 2010-2012 гг. в 8 млрд руб. В результате проведенного конкурса было поддержано 56 вузов, финансирование одного проекта доходило до 150 млн руб.
Следующей перспективной инициативой Минобрнауки РФ и Минпром-торга РФ является Программа создания центров инжиниринга и промышленного дизайна при ведущих технических вузах России. Проект рассчитан на 5 лет с общим финансированием свыше 5 млрд руб. Согласно этому документу, самым значимым мероприятием с точки зрения стимуляции трансфера технологий должно стать «...создание и (или) обеспечение региональных центров инжиниринга, как объектов инфраструктуры, в интересах интенсификации внедрения наукоемкой конкурентоспособной продукции субъектами малого и среднего бизнеса, направленной на удовлетворение потребностей региональных рынков» [11].
Таким образом, в России на государственном уровне уделяется большое внимание созданию инфраструктуры, благоприятствующей инновационной деятельности и в том числе трансферу технологий из науки в бизнес. Однако влияние осуществляемых мер можно оценить как достаточно ограниченное.
340
М. А. Юревич
Например, одной из главных задач развития инновационной инфраструктуры является увеличение доли инновационно активных предприятий в общем числе компаний, но, согласно статистике, этот показатель с 2000 по 2013 г. почти не изменился [12]. Кроме того, некоторые из подобных мер не носят системного характера, т. к. созданные за счет государственного финансирования объекты инфраструктуры, которые имеют потенциал перейти на самоокупаемость, останавливают свое функционирование после прекращения дотаций (это свойственно ЦТТ, созданным в 2003-2006 гг.). Сложность создания инфраструктуры для инноваций заключается в необходимости поддержания гармоничного процесса трансфера технологий на протяжении всех его этапов, начиная от фундаментальной науки и завершая созданием промышленного образца. Российская практика демонстрирует обратное, ограничиваясь точечной поддержкой одновременно лишь одного или двух звеньев инновационной цепи. Необходимо отметить, что успех зарубежных стран, в частности Индии и Китая, в решении аналогичных задач заключается в формировании и четком следовании долгосрочным планам развития науки и инноваций, что позволяет гармонично развивать все области инновационной экономики [13; 14].
Тем не менее среди всех объектов инновационной инфраструктуры, существующих на территории РФ (по данным МИИРИС на сегодняшний день их 1192 [15]), есть действительно успешные предприятия, которые могли бы стать образцом для тиражирования. Например, ТП в Казани «IT-Парк». Совокупная выручка компаний-резидентов технопарка в 2013 г. составила более 6,4 млрд руб., и налоговые поступления в бюджет от их деятельности уже почти возместили государственные инвестиции в его создание [16]. Высокую эффективность деятельности также демонстрируют Совместный центр трансфера технологий РАН и РОСНАНО, Технопарк Новосибирского Академгородка и целый ряд подобных инновационных структур. Значимыми атрибутами этих успешных примеров выступает подготовленная база для возникновения элемента инфраструктуры: несколько кафедр ИКТ в Казанском федеральном университете, устойчивый спрос на технологии со стороны РОСНАНО, особые условия взаимодействия образования, науки и бизнеса в Академгородке Новосибирска (налоговые льготы, гарантии Новосибирской области в качестве обеспечения исполнения обязательств инвестора, льготная аренда им имущества и др.). Особенности подобного позитивного опыта необходимо учитывать при разработке и осуществлении новых государственных инициатив в области создания инновационной инфраструктуры, что позволит повысить их эффективность.
Институциональная среда трансфера технологий в РФ
Одним из определяющих факторов создания благоприятной институциональной среды трансфера технологий выступает политика государстве в сфере регулирования прав на РИД. В последние пять лет было принято внушительное количество нормативно-правовых актов в этой области [17-21]. Цель
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
341
их принятия заключается в максимальном упрощении процедуры перехода технологий из стадии научных разработок в стадию коммерциализации, или, иными словами, в создании институциональных условий развития рынка результатов интеллектуальной деятельности. Дополнительным импульсом развития этого рынка стала информационная поддержка участников рынка: введение в эксплуатацию общедоступной базы данных РИД «ЕГИСУ НИОКТР» [22]. Охарактеризовать эффективность данных инструментов стимулирования трансфера технологий на данный момент весьма проблематично ввиду сложности и протяженности во времени создания любого национального рынка. Однако официальные данные указывают на положительные тенденции расширения рынка: количество внутренних договоров о торговле лицензиями и отчуждении прав на патенты с 2009 по 2012 г. выросло на 28,3 % [23]. Тем не менее качественный анализ реализованных мер дает основания говорить о наличии системных проблем на данном рынке. А именно, низкая востребованность РИД, переданных в собственность научным организациям от государства в результате исполнения Постановления № 233, свидетельствует об отсутствии устойчивого спроса на РИД.
Другим значимым аспектом формирования институциональной среды трансфера технологий выступает создание привилегированных условий коммерческим компаниям, использующим передовые технологии. С этой целью на территории РФ были сформированы Особые экономические зоны и инновационные территориальные кластеры.
22 июля 2005 г. был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [24], который предусматривает создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ). В настоящее время создано 4 подобных технико-внедренческих зон (ТВЗ) в городах Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне (Московская область). К преимуществам ТВЗ для компаний-резидентов относятся: пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам. Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, а именно льготные ставки по социальным взносам, которые большинство инвесторов называют наиболее привлекательными. В настоящее время ставка социального взноса в ТВЗ составляет 14 %, в то время как общая ставка - 30 %. Данная ставка сохранится вплоть до 2017 г., в 2018 г. составит 20 %, а в 2019 г. - 28 %. Поскольку сотрудниками высокотехнологичных компаний являются преимущественно высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем заработной платы, расходы на оплату труда составляют значительную часть в структуре расходов компании, и льготная ставка социальных взносов приносит компании существенную экономию.
В период с 2006 по 2013 г. государство вложило почти 122 млрд руб. в формирование ОЭЗ. Из них более 94 млрд руб. составили взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд руб. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 г. управ-
342
М. А. Юревич
ляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд руб., что составляет всего 26 % ожидаемой до 2017 г. стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40 % стоимости. Общая экономическая эффективность функционирования ОЭЗ - 80 коп. на 1 руб. [25].
Одним из факторов достаточно низкой эффективности данного инструмента выступает, как и в случае с инновационной инфраструктурой трансфера технологий, отсутствие четкой стратегии развития ОЭЗ, механизма последовательной реализации конкретных целей и задач государства в этой области.
Решение о создании региональных инновационных кластеров (РИК) было принято 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации № ДМ-П8-5060 [26]. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. В перечень льгот для участников кластеров входят:
освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС по исчислению и уплате данного налога в течение 10 лет со дня получения соответствующего статуса;
освобождение в течение 10 лет от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций;
освобождение от налога на имущество и земельного налога; освобождение от уплаты ряда государственных пошлин; льготная ставка страхового взноса в Пенсионный фонд России (ПФР) в размере 14 % и освобождение от уплаты взносов в Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
На сегодняшний день, несмотря на непродолжительность функционирования программы РИК, в числе ее участников указаны уже 418 компаний [27]. Однако до сих пор в российском законодательстве нет понятия «региональный инновационный кластер», что создает законодательный вакуум, не позволяющий в должной степени регулировать отношения внутри РИК и требующий своего незамедлительного адекватного заполнения. Кроме того, для увеличения эффективности данной меры необходимо интенсифицировать взаимодействие участников кластеров с технологическими платформами.
Как следует из проведенного анализа, состояние институциональной среды трансфера технологий в РФ далеко от идеального. В качестве главной причины сложившейся ситуации видится отсутствие координации в принятии государственных мер в данной области.
Государственное стимулирование кооперации между наукой и бизнесом Государственное стимулирование кооперации между наукой и бизнесом реализуется с помощью различных инструментов: софинансирование исследовательских проектов в рамках исполнения лотов Федеральных целевых
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
343
программ, организация выставок, конференций и других площадок для взаимодействия и пр. К примеру, в рамках ФЦП «Исследования и разработки» 2007-2013 [28] был реализован блок мероприятий, направленных на стимулирование коммерциализации технологий (Мероприятие 3.1. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы; Мероприятие 3.2. Осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом). Отдельно стоит выделить схему поддержки инновационного развития предприятий, запущенную в 2010 г., которая во многом напоминает схемы реализации инновационных ваучеров, однако с некоторыми специфическими особенностями. Правительство Российской Федерации 9 апреля 2010 г. утвердило постановление № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» [29]. Общий объем бюджетного финансирования по данному мероприятию за 2010-2012 гг. составит 19 млрд рублей. При этом объем собственных средств производственного предприятия, инвестируемых в проект, должен составлять не менее 100 % от размера субсидии и быть достаточным для выполнения проекта по организации нового высокотехнологичного производства. Что касается прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в ходе реализации проекта, то данный вопрос подлежит регулированию в договоре на выполнение НИОКР, заключенном между предприятием, выигравшим конкурс, и вузом. Данную меру признали в целом успешной, и было принято решение о ее пролонгации до 2016 г.
Проблемы трансфера технологий в России
Как показал проведенный анализ, Россия отличается от стран Запада несовершенством законодательства в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, фондового рынка и рынка интеллектуальной собственности, отсутствием мотивации у бизнеса участвовать в развитии технологий и взаимодействовать с научными учреждениями, отсутствием устоявшейся и стабильной системы взаимоотношений науки, бизнеса и государства. В отличие от стран ЕС и США, знания, получаемые в результате отечественных НИОКР, не ориентированы на рынок, кроме того, отсутствуют надежные посреднические структуры, способные эту ориентацию привнести. В то время как в перспективных транзитивных странах - Индии и Китае - правительства после долгого периода протекционизма обратились к открытым формам ведения хозяйства и впоследствии перешли от покупки технологий к производству собственных, активно привлекая зарубежные компании, Россия по-прежнему в сфере инновационного развития разделяет отечественные разработки и внешнеэкономическую деятельность.
Подводя итог, необходимо отметить, что успешному трансферу технологий от вузов и НИИ в промышленность и их внедрению на предприятиях препятствуют следующие обстоятельства:
344
М. А. Юревич
1. Низкая эффективность функционирования инновационной инфраструктуры, не отвечающая задачам развития кооперации науки и бизнеса;
2. Несовершенство законодательства в сфере охраны прав на РИД;
3. Отсутствие стратегического планирования развития ОЭЗ;
4. Недостаточность финансовой поддержки трансфера технологий и кооперационных связей между наукой и бизнесом.
Дополнительным препятствием успешного трансфера технологий в России является дефицит квалифицированных кадров, имеющих профессиональную подготовку в области коммерциализации научных знаний, организации процесса трансфера технологий в рамках организации (как и в целом пониженная, по сравнению с ведущими западными странами, доля работников знаний на российском рынке труда [30]). На сегодняшний день отечественные вузы не занимаются подготовкой специалистов в области менеджмента научных исследований и внедрения РИД (в качестве одного из исключений можно привести магистерскую программу «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» в НИУ ВШЭ), что, безусловно, сказывается и в низкой эффективности инновационной инфраструктуры, и в низком уровне кооперации науки и бизнеса.
Заключение
Трансфер технологий, включающий в себя множество форм и видов передачи технологий, является наиболее эффективным и распространенным на данный момент механизмом инновационного развития. О важности трансфера для инновационной экономики говорит то внимание, которое уделяется ему со стороны правительственных организаций и крупных корпораций в странах-лидерах научно-технического развития и наиболее быстро и перспективно развивающихся государствах. В США и Японии законодательство, стимулирующее развитие системы трансфера технологий, появилось еще в 1970-1980-х гг., а в 1990-х гг. были созданы масштабные сети и специальные организации, обеспечивающие организационную, финансовую и прочую поддержку этой системы [31].
Для решения перечисленных ранее проблем развития трансфера технологий в России целесообразно использовать следующие инструменты:
1. Разработка стратегической программы функционирования инновационной инфраструктуры, которая позволяла бы гармонично создавать новые и развивать существующие элементы, соответствующие всем звеньям цепочки трансфера технологий. Осуществление данной программы, идентифицировав этапы трансфера технологий, обладающие наименьшей поддержкой с точки зрения инфраструктуры, создаст условия для преодоления несбалансированности российской инновационной инфраструктуры. Для повышения эффективности реализации указанной программы целесообразно сосредоточить полномочия и ответственность за ее реализацию в рамках одного ФОИВ, не рассеивая данное направление государственной политики на несколько
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
345
программ, направленных на поддержку отдельных элементов инновационной инфраструктуры.
2. Разработка стратегической программы развития особых экономических зон, предусматривающая введение целевых показателей эффективности расходования государственных средств, а также формирование подробного плана реализации государственных инициатив в этой сфере, включая четкий перечень целей, задач и инструментов их выполнения. Данная программа должна учитывать уже действующие государственные инициативы в области формирования и поддержки территориальных инновационных кластеров, перечня критических технологий и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
3. Доработка нормативно-правового поля, регламентирующего особенности деятельности организаций - участников инновационных территориальных кластеров. Одним из наиболее простых вариантов решения данной проблемы является переориентация механизма реализации проекта инновационных территориальных кластеров: от создания региональных программ с учетом методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации к прямому регулированию этого инструмента со стороны указанного ведомства или другого ФОИВ. К наиболее важным задачам корректировки законодательства об инновационных территориальных кластерах следует причислить: дополнение перечня легальных определений понятием «инновационный территориальный кластер», законодательное закрепление отношений между участниками региональных инновационных кластеров.
4. Стимулирование взаимодействия науки и бизнеса посредством реализации новых государственных программ, предполагающих совместное финансирование наукой и бизнесом исследований и разработок, проводимых в научно-исследовательских организациях. Учитывая, что итоги реализации Постановления Правительства № 218 признаны успешными, и было принято решение о пролонгации данной меры, целесообразно применить эту практику в виде программы развития кооперации научно-исследовательских институтов и компаний производственного сектора.
5. Организация системы подготовки квалифицированных кадров, имеющих профессиональную подготовку в области коммерциализации научных знаний, организации процесса трансфера технологий в рамках организации. Базой для таких систем подготовки могут послужить ведущие вузы России, имеющие программы подготовки в области общего управления организации и менеджмента. Для России сократить дефицит данных специалистов не представляет серьезную проблему, учитывая перенасыщенность отечественного рынка труда работниками экономического и юридического профилей, которые благодаря курсам переподготовки или обучению на магистерских программах могли бы получить требуемые знания.
6. Стимулирование развития внутренних рынков высокотехнологичной продукции и увеличения их привлекательности посредством законодатель-
346
М. А. Юревич
ных инициатив и системы экономических стимулов - дифференцированных налоговых льгот, создания свободных экономических зон, территориально совпадающих с элементами инновационной системы, и др. Также перспективным выглядит укрепление взаимодействия с зарубежными компаниями для получения и освоения уникальных технологий в форме лицензионных соглашений и совместных НИОКР.
Реализация мер по комплексному стимулированию трансфера технологий, в частности оптимизации инновационной инфраструктуры, институциональной среды, укрепления взаимодействия науки и бизнеса, подготовки специализированных кадров будет способствовать росту инновационного производства и обеспечению технологической безопасности России.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.10.1994; действующая редакция от 05.05.2014) // СПС «К+».
2. Лушников, А. В. Роль центров трансфера технологий в развитии малого и среднего инновационного бизнеса / А. В. Лушников // Наука. Инновации. Образование. - 2012. - № 11. -С. 111-123.
3. Зараменских, Е. П. Трансфер технологий: сущность и значение в развитии экономики Российской Федерации / Е. П. Зараменских // Вестн. Тамб. ун-та, Сер.: Гуманитар. науки. -2013. - № 9 (125). - С. 44-49.
4. Рогова, Е. М. Бизнес-инкубаторы как элементы системы технологического трансфера российских университетов / Е. М. Рогова // Инновации. - 2014. - Т. 7 (189). - С. 53-58.
5. Шепелев, Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс] / Г В. Шепелев. - Режим доступа: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php. - Дата доступа: 29.10.2014.
6. Шепелев, Г. В. Состояние и перспективы развития центров трансфера технологий [Электронный ресурс] / Г. В. Шепелев. - Режим доступа: http://globelics2007.sstu.ru. - Дата доступа: 29.10.2014.
7. Научная и инновационная политика. Россия и мир. 2011-2012 / под ред. Н. И. Ивановой, В. В. Иванова. - М. : Наука, 2013. - 480 с.
8. Массух, И. И. Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий [Электронный ресурс] / И. И. Массух. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/ Mincomsvyaz/2012-12921046. - Дата доступа: 26.10.2014.
9. Через тернии - к технологиям? [Электронный ресурс] // Известия. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/571314. - Дата доступа: 29.10.2014.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, г. Москва «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Рос. газ. -2010. - № 5160.
11. Подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/activities/cross_tech/docs/ design/about/. - Дата доступа: 27.10.2014.
12. Индикаторы инновационной деятельности: 2014 : стат. сб. - М. : Высшая школа экономики, 2014. - 472 с.
13. Смирнов, Д. А. Стимулирование инновационного развития на основе трансфера технологий в Китае и Индии: опыт для России / Д. А. Смирнов, И. О. Волкова // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : сб. науч. тр. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - С. 137-150.
Государственное стимулирование трансфера технологий в России
347
14. Салицкая, Е. А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития / Е. А. Салиц-кая // Наука. Инновации. Образование. - 2013. - № 14. - С. 7-23.
15. Реестр организаций инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miiris.ru/infrastruct/view_organizations.php?mplevel=22000&pplevel=2. - Дата доступа: 15.10.2014.
16. ИТ-парк: отчет о деятельности за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itpark-kazan.ru/ru/Otchet_o_deyatelnosty2013.pdf. - Дата доступа: 20.10.2014.
17. Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Рос. газ. - 2009. -№ 4966.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» [Электронный ресурс] // Рос. газ. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/04/prava-site-dok.html. - Дата доступа: 10.11.2014.
19. Постановление Правительства РФ № 512 от 4 июня 2014 г. «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» [Электронный ресурс] // Рос. газ. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/06/06/voznagrajdenie-site-dok.html. - Дата доступа: 10.11.2014.
20. Постановление Правительства РФ № 429 от 10 мая 2014 г. «О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)» [Электронный ресурс] // Рос. газ. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/13/ prava-site-dok.html. - Дата доступа: 10.11.2014.
21. Федеральный закон Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Рос. газ. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/14/izm-gk-dok.html. - Дата доступа: 10.11.2014.
22. Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosrid.ru. - Дата доступа: 10.11.2014.
23. Индикаторы науки: 2014 : стат. сб. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - 400 с.
24. Федеральный закон от № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2005. - № 3831.
25. Счетпалата отмечает неэффективность управления особыми экономическими зонами [Электронный ресурс] // ТАСС. - Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/838513. - Дата доступа: 29.10.2014.
26. Перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 28 августа 2012 № ДМ-П8-5060 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/8b69c0004ca1ebe280f1ab12ac41 84fa/perechen_innovacionnih_klasterov.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=8b69c0004ca1ebe280f1 ab12ac4184fa. - Дата доступа: 29.10.2014.
27. Инновационные территориальные кластеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/545. - Дата доступа: 27.10.2014.
28. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcntp.ru/page.aspx?page=179. - Дата доступа: 27.10.2014.
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218, г. Москва «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учеб-
348
М. А. Юревич
ных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» // Рос. газ. - 2010. - № 5160.
30. Цапенко, И. П. Работники знаний: какую роль они играют в современной экономике? / И. П. Цапенко, М. А. Юревич // Вестн. РАН. - 2014. - № 8. - С. 590-600.
31. Грибовский, А. В. Государственно-частное партнерство как инструмент стимулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере РФ / А. В. Грибовский, А. Л. Судариков // Наука. Инновации. Образование. - 2012. - № 11. - С. 90-110.
M. A. YUREVICH
GOVERNMENT STIMULATION OF TECHNOLOGY TRANSFER IN RUSSIA
Summary
The article is focused on the main features of technology transfer system in Russia including the infrastructure and institutional environment of innovation creation and introduction. The author emphasizes a number of the major problems interfering development of innovative economy and formulates some offers directed on optimization of technology transfer in the Russian Federation.
Keywords: technology transfer, scientific and technical cooperation, innovation infrastructure, institutional environment of innovations.
Поступила 17.10.2014 г.