13. Stecyk, I. V. Funkcionirovanie sistemy infrastrukturnogo obespecheniya predprini-matel'skoj deyatel'nosti v Rossii [Tekst] / I. V. Stecyk //Finansy. Jekonomika. Strategiya. - 2011. - № 10. - S. 50.
14. Yasin, E. G. Hozyajstvennye sistemy i radikal'naya reforma [Tekst] /E. G. Yasin. - M.: Jekonomika, 1989. - 319 s.
15. Rosenstein Rodan P. Notes on the Theory of the Big Push. In Economic Development fore Latin America. N.Y., 1991. - p. 60.
E-mail: [email protected]
УДК 338.2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
STATE REGULATION IN THE ECONOMIC MECHANISM IN AGRICULTURE
Л.В. Попова, доктор экономических наук, профессор Д.А. Коробейников, кандидат экономических наук, доцент О.М. Коробейникова, кандидат экономических наук, доцент Д.Н. Телитченко, кандидат экономических наук
L.V. Popova, D.A. Korobeynikov, O.M. Korobeynikova, D.N. Telitchenko
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
Современный организационно-экономический механизм сельского хозяйства базируется на конгруэнтности рыночных и административных рычагов, а государственное регулирование, наряду с рыночным саморегулированием, формирует целенаправленные управленческие импульсы, определяющие вектор развития отрасли. Свойство аддитивности экономических механизмов разного уровня позволяет рассматривать реализуемые подходы и методы государственного регулирования в виде самостоятельного механизма более низкого уровня, в котором системно представлены цели, задачи, формы, конкретные методы и инструменты, а также ожидаемые результаты. Возможный инструментарий государственного регулирования в контексте соглашения по сельскому хозяйству с Всемирной торговой организацией (ВТО), в зависимости от оказываемого влияния на условия торговли, систематизирован на меры «желтой» и «зеленой» корзины. Первая группа мер государственного регулирования, связанная с увеличением прямого бюджетного дотирования отрасли и применением внешнеторговых барьеров, сохранит актуальность в течение переходного периода ратификации соглашения (до 2018 г.) и (или) до снятия торговых ограничений, связанных с введением санкций со стороны западных стран и ответного продовольственного эмбарго со стороны России. В перспективе приоритеты государственного регулирования должны смещаться к увеличению несвязанной поддержки, структурным и налоговым реформам, развитию инфраструктуры (в том числе мелиоративной и логистической), сертификации и научных исследований.
Modern organizational-economic mechanism of agriculture is based on the congruence of market and administrative incentives, and government regulation along with market self-regulation forms a focused managerial impulses that determine the vector of development of the industry. The property of additivity of the economic mechanisms at different levels allows us to consider the implemented approaches and methods of state regulation in the form of an independent mechanism on a lower level, which systematically presents the goals, tasks, forms, specific methods and tools, and expected results. A possible tool-ries of state regulation in the context of the agreement on agriculture with the world trade organization (WTO), depending on their influence in the terms of trade in a systematic manner to measure the "yellow" and "green" baskets. The first group of state regulatory
measures related to increase direct budget subsidies to industry and the use of foreign trade barriers, will remain relevant during the transitional period of the ratification of the agreement (2018) or until the lifting of trade restrictions related to the introduction of sanctions by Western countries and the retaliatory food embargo by Russia. In the future, the priorities of the state governmental regulation should shift to increasing disjoint support, structural and tax reforms, development of infrastructure (including land reclamation and logistics), certification and research.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, государственное регулирование, сельское хозяйство.
Key words: organizational-economic mechanism, state regulation, agriculture.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области по проекту «Организационно-экономический механизм отраслей сельского хозяйства в рисковых условиях санкционных ограничений (на примере овощеводства открытого грунта)» № 16-12-34030
Введение. В сельском хозяйстве России, как и в большинстве стран с развитой экономикой, роль государства остается весьма значимой, что связано с необходимостью поддержания национального суверенитета в части продовольственной безопасности, особенно на фоне обострения внешнеполитической ситуации. Именно система мер господдержки и регулирования отрасли, конкретизируемая в разрезе целевых программ и мероприятий с установленными приоритетами, сроками и ожидаемыми результатами реализации, формирует комплексную экономическую программу развития сельского хозяйства.
Материалы и методы. В основе функционирования любых экономических систем лежат организационные и экономические отношения и связи между их элементами, которые упорядочиваются в рамках целенаправленного процесса управления и приобретают форму организационно-экономического механизма (рисунок 1). Центральным звеном организационно-экономического механизма являются рыночные рычаги и инструменты воздействия на экономику, но в сельском хозяйстве они не в состоянии обеспечить реализацию всех функций общественного воспроизводства. Для эффективного развития отрасли необходимо рациональное сочетание элементов государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйствующих субъектов, направленное на поддержание устойчивости воспроизводственных процессов, быструю адаптацию сельскохозяйственных товаропроизводителей к рисковым факторам рыночной среды [6], эффективное функционирование в условиях глобализации рынков и снятия торговых ограничений.
Субъекты
управления
Макроуровень о Я н о &
Мезоуровень:
- регион;
- отрасль о о i-H
Микроур овенъ:
- хозяйственное
управление
Государственное регулирование
Управление^
Рыночное саморегулирование
Рисковая рыночная среда
Области взаимодействия:
- экономическая;
- организационная
- правовая;
- социальная
Объекты управления
сельское хозяйство;
ресурсоснабжа-ющие отрасли; переработка с.-х. продукции; инфраструктура
Рисунок 1 - Место государственного регулирования в структуре организационно-экономического механизма сельского хозяйства
Опираясь на свойство аддитивности, в соответствии с которым предполагается «включение экономическими механизмами высокого уровня в качестве элементов механизмов низшего уровня» [8], целесообразно рассматривать государственное регулирование в качестве элемента организационно-экономического механизма сельского хозяйства. То есть управление в организационно-экономическом механизме сельского хозяйство можно представить через взаимодействие двух инклюзивных механизмов более низкого уровня -механизма государственного регулирования и рыночного механизма саморегулирования.
Используя экономические рычаги и стимулы, воздействуя на бизнес-среду посредством норм права, государство влияет на состояние отдельных отраслей сельского хозяйства и АПК [3, 5, 8], обеспечивая реализацию национальных интересов в сфере продовольственной безопасности. На динамике аграрного производства косвенно отражаются и меры социального регулирования, создавая условия для устойчивого развития сельских территорий и решения кадровых проблем отрасли.
Цель - создание условий для устойчивого функционирования отрасли в рисковых условиях санкционных ограничений, формирования конкурентоспособных территориально-продуктовых подкомплексов АПК
Задачи: - разработка долгосрочных программ развития отрасли с учетом ресурсных и инфраструктурных ограничений, норм и правил ВТО; экономические стимулы для повышения эффективности производства; оптимизация организационной структуры и экономических связей; согласование экономических интересов сельскохозяйственных организаций, смежных отраслей АПК и государства
Формы:
целевое финансирование в соответствии с госпрограммой и действующими целевыми программами, бюджетные инвестиции, госзакупки, до-капитализация отраслевых кредитно-финансовых институтов
Методы Инструменты
Административно-правовые Разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами, выделение региональной составляющей в программах развития, обеспечение сбалансированности обязательств региональных властей и муниципалитетов
Финансово-экономические Денежно-кредитная, налоговая, социально-экономическая, бюджетная, амортизационная политика, страхование, ценообразование, поддержка инвестиций и инноваций, государственно-частное партнерство, развитие инфраструктуры
Программно-целевые Государственные программы развития сельского хозяйства, областные долгосрочные целевые программы и подпрограммы, ведомственные целевые программы, основные мероприятия органов исполнительной власти
Информационно-методические Развитие информационно-консалтинговой службы Минсель-хоза РФ, разработка отраслевых стандартов качества, макроэкономическое отраслевое прогнозирование
езультат
повышение устойчивости и эффективности, комплексное, согласованное и сбалансированное развитие производственных, перерабатывающих, инфраструктурных и сбытовых звеньев агропродовольственного рынка
Рисунок 2 - Механизм государственного регулирования в сельском хозяйстве
294
Результаты. Деятельность государства как экономического «мегарегулятора» воспроизводственных процессов в отрасли не должна искажать действие рыночных законов, а принципы регулирования и поддержки необходимо дополнить: 1) адаптивностью - модернизация подходов в соответствии с динамикой развития производственных отношений и рисковых факторов внешней среды; 2) гибкостью - дифференциация в зависимости от территориальных условий и производственной специфики отраслей сельского хозяйства. Структура механизма государственного регулирования в сельском хозяйстве может быть представлена в виде блочной модели (рисунок 2).
Общие подходы и принципы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства законодательно фиксируются на федеральном уровне, конкретизируются на уровне федеральных округов и субъектов, а их прикладная реализация осуществляется на уровне муниципалитетов. Совершенствование механизма государственного регулирования с позиций субъектов данного процесса предполагает:
- консолидацию ресурсов и выравнивание бюджетных возможностей федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
- рациональное разграничение предметов ведения и компетенций для всех субъектов государственного регулирования;
- стимулирование государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов АПК [4];
- усиление взаимодействия органов исполнительной власти регионов, сельхозтоваропроизводителей и их объединений.
Цель и задачи механизма государственного регулирования должны формулироваться в контексте реализуемой аграрной политики. Ее базовые параметры и приоритеты детализирует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [2].
Действующая программа определяет в качестве целей устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции и воспроизводство ресурсного природного потенциала. С учетом данных положений конкретизирована цель предлагаемого механизма, которую в краткосрочной перспективе мы видим в создании условий для повышения устойчивости и эффективности функционирования отрасли в рисковых условиях, в долгосрочной - в создании условий для комплексного развития переработки, логистики и торговли и формирования на этой основе конкурентоспособных территориально-продуктовых подкомплексов АПК. При этом следует подчеркнуть, что реализуемые меры господдержки доходов сельхозтоваропроизводителей, например, через субсидирование затрат не создают долгосрочных стимулов для повышения эффективности производства. В длительной перспективе обеспечить устойчивость и конкурентоспособность отрасли способно только комплексное и пропорциональное развитие перерабатывающей, логистической и прочей инфраструктуры, поскольку именно в сфере обращения сегодня сосредоточены наиболее существенные риски, связанные с монополистическим давлением посредников и импортеров, высокой ценовой волатильностью.
Необходимость совершенствования механизма государственного регулирования сельского хозяйства на уровне целей и задач, задаваемых государственной аграрной политикой, обусловлена низкой эффективностью используемых административно-правовых, финансово-экономических, программно-целевых, информационно-методических методов регулирования. Фактически из двенадцати основных показателей (индикаторов) первой Государственной программы на 2008-2012 годы не были достигнуты десять [9], что определяет необходимость усиления роли планирования в системе регулирования отрасли [10].
В рамках реализуемых государством мер поддержки и регулирования особое место должно отводиться повышению устойчивости сельскохозяйственного производства, адаптированного к рисковым условиям рыночной среды под действием сбалансированного отраслевого организационно-экономического механизма.
Конкретные методы и инструменты регулирования должны адаптироваться к динамике внешних и внутренних рисковых факторов по уровням рассматриваемого механизма. При этом дифференциация уровней организационно-экономического механизма проявляется не только в структуре формирующих их элементов, но и в содержании функций, реализуемых каждым элементом. Меры регулирования (особенно экономического), реализуемые на разных уровнях механизма должны иметь взаимодополняющий характер, и быть направлены на повышение эффективности и устойчивости функционирования, обеспечение конкурентоспособности, структурную перестройку и инновационную модернизацию отрасли.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Повышение эффективности и устойчивости развития отрасли (государственная поддержка сельского хозяйства)
Ж Е Л Т А Я
К О Р
3 И Н
А
Программно-целевая поддержка отрасли
Дотации (на продукцию, элитное семеноводство и др.)
Несвязанная поддержка
Компенсация части затрат
Содействие структурной перестройке отрасли
Налоговые льготы
Ценовая поддержка -замораживание тарифов госмонополий для сельского хозяйства;госзакупки по объявленным минимальным гарантированным ценам
Научные исследования, консалтинг
Сертификация продукции по мировым стандартам
Содействие сбыту, мониторинг конъюнктуры
Льготное кредитование
Развитие инфраструктуры, в т.ч. мелиоративной
Льготы на транспортировку Улучшение землепользования
Регулирование рынков сельхозпродукции Программы регионального развития
< 3
Е
Л Е
<- Н
А Я
<- К
■4 О Р
3
•*- И Н
А
Минимизация рисков отраслевого механизма хозяйствования
Поддержка развития сельскохозяйственного страхования
Правила доступа на внутренний рынок
Стимулирование экспорта
Мониторинг рисковых условий, макроэкономическое и отраслевое прогнозирование конъюнктуры рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия
Применение санитарных и фитосанитарных мер
Рисунок 3 - Приоритетные меры государственного регулирования сельского хозяйства в контексте норм ВТО
Объектами воздействия формируемого механизма выступают условия (нормативно-правовые, финансово-кредитные, ресурсные, социальные, страховые и др.), обеспечивающие воспроизводственные процессы в отрасли, и система производственно-экономических отношений. Соразмерность регулирования с позиции минимальной достаточности для создания необходимых стимулов, обусловливает достижимость показателей качественного развития отрасли, определяемых в качестве результативных показателей формируемого механизма.
Обсуждение. Прежде чем обозначить конкретные меры государственного регулирования, необходимо отметить, что в соответствии с соглашениями, подписанными при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россией приняты обязательства по сокращению бюджетного финансирования мер поддержки национальных производителей, оказывающих искажающее воздействие на торговлю. С учетом правил ВТО все предлагаемые меры государственного аграрного протекционизма структурированы нами с учетом возможностей их реализации в условиях членства России в ВТО (рисунок 3).
Соглашение по сельскому хозяйству устанавливает, что присоединяющаяся к ВТО страна принимают на себя обязательства по четырем основным направлениям: доступ на рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров; государственная поддержка сельского хозяйства; экспортная конкуренция в сельскохозяйственной и продовольственной торговле; санитарные и фитосанитарные меры.
Меры внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, классифицируются как меры «желтой корзины». Россия в рамках ВТО приняла обязательство о связывании объема таких мер на уровне 4,4 млрд долл. к началу 2018 г. Для сравнения, разрешенные уровни поддержки сельского хозяйства, составляют в США 19 млрд долл., в ЕС - 99 млрд долл., в Японии - 40 млрд долл.
Группа мер так называемой «зеленой корзины» включает меры государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю или производство. Меры «зеленой корзины» освобождаются от обязательств по «связыванию», то есть могут финансироваться в любом необходимом объеме. Очевидно, это обстоятельство определяет необходимость перераспределения в перспективе средств государственной поддержки как на федеральном, так и региональном уровнях, то есть постепенный отказ от прямого финансирования («желтая корзина») в пользу мер «зеленой корзины».
Заключение. Таким образом, государственное регулирование может рассматриваться в качестве элемента (механизма более низкого уровня) организационно-экономического механизма сельского хозяйства. Рассматриваемые направления его реализации ориентированы на комплексный подход к совершенствованию организационно-экономического механизма отрасли и предполагают: 1) повышение эффективности и устойчивости развития сельского хозяйства; 2) минимизацию рисков в отраслевом механизме хозяйствования. В современных условиях, пока Соглашение с ВТО по сельскому хозяйству действует в неполном объеме и сохраняется режим взаимных санкций в отношениях с рядом зарубежных стран, Россия может и должна воспользоваться текущим моментом для наращивания прямой бюджетной поддержки отрасли и защиты внутренних рынков. Но необходимо помнить, что санкции рано или поздно будут сняты и в перспективе альтернативы структурным реформам в отрасли, реализуемым с помощью мер «зеленой корзины» не существует.
Библиографический список
1. Балашова, Н.Н. Организационно-экономические проблемы развития овощеводства в Волгоградской области [Текст] / Н.Н. Балашова, О.Г. Самохвалова // Интеграция науки и производства - стратегия устойчивого развития АПК России в ВТО: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию победы в Сталинградской битве. -Волгоград, 2013. - С. 131-133.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: [утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717] // Информационно-правовая система «Гарант-Максимум»: НПП «Гарант-Сервис-Университет». - Режим доступа: локальный.
3. Козенко, З.Н. Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства [Текст] / З.Н. Козенко, Э.Л. Пашнанов, И.Г. Юдаев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. -№ 29. - С. 27.
4. Коробейников, Д.А. Инфраструктурные возможности минимизации рисков субъектов регионального овощного рынка [текст] / Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова, Д.Н. Телит-ченко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 165-169.
5. Овчинников, А.С. Стратегия комплексного развития сельских территорий и эффективного функционирования АПК Волгоградской области в условиях ВТО [Текст] / А.С. Овчинников, Н.Н. Балашова, Н.В. Иванова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 1. - С. 16-20.
6. Попова, Л.В. Анализ рисков организационно-экономического механизма отраслей АПК [Текст] / Л.В. Попова, Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова // Научное обозрение: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 84-93.
7. Попова, Л.В. Основные направления развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Волгоградской области [Текст] / Л.В. Попова, А.А. Карпова, Д.А. Коробейников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. -№ 1. - С. 48-50.
8. Слепов, В.А. О теории экономических механизмов [Текст] / В.А. Слепов, В.К. Бур-лачков, К.В. Ордов // Финансы и кредит. - 2011. - №24. - С. 2-8.
9. Ушачев, И.Г. Совершенствование экономического механизма в агропромышленном комплексе [Текст] / И.Г. Ушачев // Ваш сельский консультант. - 2013. - №4. - С. 14-15.
10. Шепитько, Р.С. Планирование в системе регулирования сельского хозяйства [Текст] / Р.С. Шепитько, А.В. Болдырев // Аграрный научный журнал. - 2016. - № 1. - С. 90-93.
Reference
1. Balashova, N. N. Organizacionno-jekonomicheskie problemy razvitiya ovoschevodstva v Volgogradskoj oblasti [Tekst] / N. N. Balashova, O. G. Samohvalova // Integraciya nauki i proizvod-stva - strategiya ustojchivogo razvitiya APK Rossii v VTO: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu pobedy v Stalingradskoj bitve. - Volgograd,
2013. - S. 131-133.
2. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody [Jelektronnyj resurs]: [utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717] // Informacionno-pravovaya sistema "Garant-Maksimum": NPP "Garant-Servis-Universitet". - Rezhim dostupa: lokal'nyj.
3. Kozenko, Z. N. Regional'nye osobennosti i gosudarstvennaya podderzhka malogo i sredne-go agropromyshlennogo predprinimatel'stva [Tekst] / Z. N. Kozenko, }. L. Pashnanov, I. G. Yudaev // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2011. - № 29. - S. 27.
4. Korobejnikov, D. A. Infrastrukturnye vozmozhnosti minimizacii riskov sub'ektov region-al'nogo ovoschnogo rynka [Tekst] / D. A. Korobejnikov, O. M. Korobejnikova, D. N. Telitchenko // }konomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - № 8 (37). - S. 165-169.
5. Ovchinnikov, A. S. Strategiya kompleksnogo razvitiya sel'skih territorij i jeffektivnogo funkcionirovaniya APK Volgogradskoj oblasti v usloviyah VTO [Tekst] / A. S. Ovchinnikov, N. N. Balashova, N. V. Ivanova // Jekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatij. -
2014. - № 1. - S. 16-20.
6. Popova, L. V. Analiz riskov organizacionno-]konomicheskogo mehanizma otraslej APK [Tekst] / L. V. Popova, D. A. Korobejnikov, O. M. Korobejnikova // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. - 2016. - № 2. - S. 84-93.
7. Popova, L. V. Osnovnye napravleniya razvitiya malyh form hozyajstvovaniya v agrarnom sektore ]konomiki Volgogradskoj oblasti [Tekst] / L. V. Popova, A. A. Karpova, D. A. Korobejnikov // Jekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatij. - 2014. - № 1. - S. 48-50.
8. Slepov, V. A. O teorii jekonomicheskih mehanizmov [Tekst] / V.A. Slepov, V.K. Burlach-kov, K. V. Ordov // Finansy i kredit. - 2011. - №24. - S. 2-8.
9. Ushachev, I. G. Sovershenstvovanie jekonomicheskogo mehanizma v agropromyshlennom komplekse [Tekst] / I. G. Ushachev // Vash sel'skij konsul'tant. - 2013. - №4. - S. 14-15.
10. Shepit'ko, R. S. Planirovanie v sisteme regulirovaniya sel'skogo hozyajstva [Tekst] / R.S. Shepit'ko, A. V. Boldyrev // Agrarnyj nauchnyj zhurnal. - 2016. - № 1. - S. 90-93.
E-mail: [email protected]
УДК 332.146:330
РАЗРАБОТКА КОГНИТИВНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СРЕДНИХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
COGNITIVE DEVELOPMENT MATHEMATICAL MODEL DEVELOPMENT OF INTERMEDIATE CITIES AND RURAL SETTLEMENTS
А.Ф. Рогачев, доктор технических наук, профессор A.F. Rogachev
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agricultural University
В статье изложены методические подходы и этапы разработки когнитивной модели саморазвития сельских поселений и средних городов. Оптимизации распределения инвестиций в рамках сельских поселений и средних городов требует применения экономико-математического моделирования (ЭММ), позволяющего учесть особенности логистических потоков производства и потребления. Когнитивный подход к моделированию динамики развития сельских поселений и малых городов с учетом инвестиционных потоков может существенно сократить объем численных экспериментов при построении адекватной ЭММ. Для уточнения влияния инвестиционных потоков учитывались скорости их изменения или первые производные соответствующих величин. В качестве критерия проводимого когнитивного анализа развития моделируемых сельских поселений и малых городов учитывался эффект от суммарных инвестиций, а в процессе моделирования выявлялась оптимальность распределения инвестиционных потоков между основными группами предприятий. В ходе проведенного исследования выявлены характерные особенности и проблемы, общие для развития малых городов и сельских поселений, характеризующие их низкую устойчивость к изменению внешних условий, в т. ч. необходимость перепрофилирования в условиях замедления экономического развития вследствие санкционного воздействия. Произведенная апробация двухуровневого моделирования динамики развития с учетом инвестиционных потоков выявила, что на нижнем уровне целесообразно построение когнитивной карты для предварительного этапа моделирования с использованием ПО PCMapper.
The article describes the methodological approaches and the stages of a break-processing cognitive model of self-development of rural settlements and medium-sized cities. To optimize the allocation of investments in the framework of rural settlements and medium-sized cities one requires the use of economic and mathematical modeling (EMM), which allows to consider features of logistics flows of production and consumption. The cognitive approach to modeling the dynamics of the development of rural communities and small towns based on investment flows can significantly reduce the amount of numerical experiments in the construction of adequate EMM. To clarify the effect of investment flows, the speed of change or first derivative of the corresponding quantities were taken into account. As a criterion of ongoing cognitive analysis of the modeled rural settlements and small towns was considered the effect of the total investment, as was revealed in the process of modeling the optimal distribution of investment flows between major groups of enterprises. In the course of the study were identified characteristics and problems that are common to the development of small towns and rural settlements, describing their low resistance to change in external conditions, including the need for conversion in a slowing of economic development as a result of the impact of the sanctions. Testing of a two-level simulation of the dynamics taking into account investment flows produced, found out that the lower level is advisable to build cognitive maps for the preliminary stage with the use of simulation software PCMapper.