Научная статья на тему 'Государственное регулирование туризма в Российской Федерации в контексте динамики международных отношений'

Государственное регулирование туризма в Российской Федерации в контексте динамики международных отношений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / государственная политика / государственное регулирование / глобализация / международные отношения / tourism / public policy / government regulation / globalization / international relations

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лариса Александровна Лобова, Елена Николаевна Тованчова

В статье проведен анализ внутренних и внешних факторов, оказывающие влияние на развитие туризма, включая государственную политику, экономические тенденции, инфраструктурные возможности и международное сотрудничество. Особое внимание уделяется концептуальным критериям, определяющим туризм как смену местоположения, временное пребывание и некоммерческие цели поездок. Авторы статьи рассматривают текущие тенденции и риски, связанные с туризмом в России, а также рассматривают стратегии и меры, которые могут способствовать устойчивому развитию туристической индустрии в стране. Статья предлагает комплексный подход к оценке туристического потенциала регионов России, подчеркивая важность разделения аттрактивности и качества обслуживания для оптимизации туристских потоков и повышения привлекательности российского туризма как для внутренних, так и для иностранных посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of tourism in the Russian Federation in the context of the dynamics of international relations

The article analyzes the internal and external factors influencing the development of tourism, including government policy, economic trends, infrastructural opportunities and international cooperation. Special attention is paid to the conceptual criteria defining tourism as a change of location, temporary stay and non-commercial travel purposes. The authors of the article consider the current trends and risks associated with tourism in Russia, as well as consider strategies and measures that can contribute to the sustainable development of the tourism industry in the country. The article offers a comprehensive approach to assessing the tourism potential of Russian regions, emphasizing the importance of separating attractiveness and quality of service in order to optimize tourist flows and increase the attractiveness of Russian tourism for both domestic and foreign visitors.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование туризма в Российской Федерации в контексте динамики международных отношений»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 209-214 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):209-214

Политология и этнополитика

Научная статья УДК 32+331.2+796.062

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-209-214

Государственное регулирование туризма в Российской Федерации в контексте динамики международных отношений

Лариса Александровна Лобова1, Елена Николаевна Тованчова2

1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]

2Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7123-8305

Аннотация. В статье проведен анализ внутренних и внешних факторов, оказывающие влияние на развитие туризма, включая государственную политику, экономические тенденции, инфраструктурные возможности и международное сотрудничество. Особое внимание уделяется концептуальным критериям, определяющим туризм как смену местоположения, временное пребывание и некоммерческие цели поездок. Авторы статьи рассматривают текущие тенденции и риски, связанные с туризмом в России, а также рассматривают стратегии и меры, которые могут способствовать устойчивому развитию туристической индустрии в стране. Статья предлагает комплексный подход к оценке туристического потенциала регионов России, подчеркивая важность разделения аттрактивности и качества обслуживания для оптимизации туристских потоков и повышения привлекательности российского туризма как для внутренних, так и для иностранных посетителей.

Ключевые слова: туризм, государственная политика, государственное регулирование, глобализация, международные отношения

Для цитирования: Лобова Л. А., Тованчова Е. Н. Государственное регулирование туризма в Российской Федерации в контексте динамики международных отношений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 209-214. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-209-214. EDN DSGJUP

Politology and Ethnopolitics

Original article

State regulation of tourism in the Russian Federation in the context of the dynamics of international relations

Larisa A. Lobova1, Elena N. Tovanchova2

1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, [email protected] 2Rostov State University of Railway Engineering, Rostov-on-Don, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7123-8305

Abstract. The article analyzes the internal and external factors influencing the development of tourism, including government policy, economic trends, infrastructural opportunities and international cooperation. Special attention is paid to the conceptual criteria defining tourism as a change of location, temporary stay

© Лобова Л. А., Тованчова Е. H., 2024

EDN DSGJUP

and non-commercial travel purposes. The authors of the article consider the current trends and risks associated with tourism in Russia, as well as consider strategies and measures that can contribute to the sustainable development of the tourism industry in the country. The article offers a comprehensive approach to assessing the tourism potential of Russian regions, emphasizing the importance of separating attractiveness and quality of service in order to optimize tourist flows and increase the attractiveness of Russian tourism for both domestic and foreign visitors.

Keywords: tourism, public policy, government regulation, globalization, international relations For citation: Lobova L. A., Tovanchova E. N. State regulation of tourism in the Russian Federation in the context of dynamics of international relations. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):209-214. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-209-214. EDN DSGJUP

В последние десятилетия туризм как социально-экономическое явление занял важное место в жизни общества, оказывая значительное влияние на экономическое развитие, культурное обогащение и межличностные взаимодействия на международном уровне. В Российской Федерации, как и во многих других странах, туризм выступает не только как драйвер экономического роста, но и как средство улучшения качества жизни населения и укрепления международных связей.

Особое внимание в этом контексте заслуживает анализ различных концептуальных подходов к туризму, который позволяет выделить ключевые критерии и параметры, характеризующие это явление. Так, смена местоположения, временное пребывание вне постоянного места жительства и некоммерческая цель визита являются основными характеристиками, разграничивающими туризм от других видов перемещений.

Для глубокого понимания текущего состояния и перспектив развития туристической индустрии России, важно рассмотреть как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на эту сферу. Внутренние факторы включают в себя наличие и состояние инфраструктуры, качество услуг, а также политику государственной поддержки и регулирования. Внешние факторы охватывают международное сотрудничество, глобальные экономические тенденции и изменения в потребительских предпочтениях и поведении туристов.

Развитие туризма связано с различными обстоятельствами, рассмотри особо важные критерии [1-2]:

1. Смена местонахождения. Путешествие происходит вне привычной для человека среды. Человек, который ежедневно ездит на работу между своим домом и местом работы или учебы, не считается путешественником, поскольку он не покидает своей привычной среды нахождения.

2. Нахождение в другом месте. Основополагающий фактор в данном случае - пребывание не является постоянным или долгосрочным. Кроме того, цель нахождения в выбранном месте не должна быть связана с работой (и как следствие, оплатой труда]. Это необходимо учитывать, так как поведение работающих людей отличается от поведения туристов и поэтому не может быть классифицировано как туристическая деятельность.

3. Получение заработной платы за выполненную работу в месте пребывания. Основополагающий принцип - убедиться, что главной целью поездки не является деятельность, финансируемая за счет ресурсов посещаемой страны. Человек, который посещает определенное место за пределами своей обыденной среды для выполнения оплачиваемой работы за счет местных ресурсов, считается мигрантом в эту страну, а не туристом. Это относится как к внутренним, так и к международным поездкам.

Туризм в настоящее время - это, в первую очередь, часть сферы обслуживания. В связи с чем необходимо разграничивать природную, культурную, историческую привлекательность территории с ее возможностью принимать и обслуживать туристские потоки. Две эти группы сферы туризма (аттрактивность и качество обслуживания], не могут функционировать друг без друга, но, для наиболее точной оценки туристского потенциала территории было бы рациональнее рассматривать их раздельно [3-4].

На рис. 1 показана обобщенная схема составляющих сферы туризма.

Туризм

Объекты аттрактивности

Туристское обслуживание 1-

о га О =; с 3 п Р с 4

Информация об объекте

Цена и качество

Рис. 1. Схема сферы туризма

Fig. 1. Tourism scheme

По предложенной схеме объекты аттрактивности относятся к первой группе сферы туризма. Дать оценку потенциала этой группы можно давно известными методами. Для этого потребуется посчитать количество природных, историко-культурных, архитектурных памятников и т.д., имеющих международное, федеральное, региональное значение. Дать оценку пляжного, горного и других видов туризма, где одним из важнейших факторов повышения аттрактивности объектов является информация. Важную роль здесь играют использование информационных технологий с целью популяризации объекта.

Вторую группу представляет непосредственно сервис во всем его многообразии (гостиницы, предприятия общественного питания, транспорт и др.]. Здесь можно подсчитать количество персонала, его профессиональную подготовку; количество предприятий туристского комплекса и т.д.

По данной схеме объекты аттрактивности представляют собой месторождение потенциального интереса туристов, которые сами по себе не могут продвигаться и продаваться, и здесь необходимую поддержку оказывает вторая группа сферы туризма - сервис, составляющая его инфраструктура. То есть, роль ресурса здесь представляет обслуживание, нацеленное на продажу аттрактивности объектов.

Современный туризм имеет достаточно подробную классификацию видов. Одним из основных критериев в классификации является потребность, с которой путешествуют туристы. Различают: лечебный, рекреационный, познавательный, спортивный туризм и другие. А также сопутствующие признаки, такие как: национальная принадлежность, состав группы, средство передвижения, продолжительность путешествия и т.д.

Важной социальной функцией туризма является развитие личности, творческого потенциала, расширение кругозора, получение знаний об истории, культуре и традициях страны. Посещение России позволяет иностранным гражданам знакомиться с историей, культурой и традициями многонационального народа нашей страны, благодаря чему у них формируется ее объективное восприятие.

В Российской Федерации для развития туризма применяется целый ряд поддерживающих мер и с каждым годом это приобретает большую актуальность [5-6].

Правительство ввело ряд государственных мер по поддержке туризма, в том числе:

- компенсация расходов на воздушный транспорт для туристических агентств,

- субсидии для малых и средних предприятий и общественных организаций для борьбы с угрозой новой пандемии,

- беспроцентные кредиты для корпораций и частных предпринимателей для выплаты заработной платы и возобновления бизнеса, а также мораторий на налоговые меры.

Для стимулирования внутреннего туризма была внедрена схема частичного возмещения («туристический кешбэк»] для компенсации части стоимости оплаченных туристических услуг. На реализацию этой программы Федеральная служба по туризму получила грант в размере 15 млрд руб.

Меры, принятые Российской Федерацией по государственной поддержке ключевой отрасли туризма, способствовали развитию внутреннего туризма и сделали его более привлекательным для граждан, путешествующих внутри страны.

В России начинает действовать государственная программа «Развитие туризма»1 до 2035 года, одобренная Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. Государственная программа состоит из трех ключевых направлений.

Таким образом, государственная программа должна достичь следующих целей:

- будет создана современная инфраструктура туризма для граждан страны;

- будет создана и внедрена система поддержки государственных и частных инициатив по развитию внутреннего туризма;

- граждане будут иметь комфортные и безопасные условия для путешествий;

- будут созданы и внедрены цифровые решения, чтобы граждане могли получить доступ к информации об отдыхе в стране и цифровым услугам, связанным с туризмом;

- программа будет предусматривать всестороннюю финансовую и материальную поддержку для развития экспорта туризма;

- повысить занятость и кадровый потенциал в индустрии внутреннего туризма;

- реализовать меры по цифровизации управления туризмом [7-8].

Большое значение имеют международные туристские обмены, способствующие налаживанию добрососедских связей, контактов между людьми, распространению информации о России из первых

рук.

Необходимо уделять особое внимание повышению туристской привлекательности Российской Федерации за рубежом: распространять информационные и рекламные материалы, обеспечивать участие представителей нашей страны в международных туристских форумах, проводить презентации российских туристских программ и маршрутов.

Стратегия является главным задающим курсом для развития какой-либо сферы. Для эффективного развития туристской сферы крайне важно использовать инструмент стратегии, при этом стратегия должна быть регионального уровня, чтобы детально изучить и использовать все факторы локальной территории. Для обширной и разнообразной территории Российской Федерации необходимо уделять особенное внимание каждому региону, так как в каждом субъекте есть особенные черты социально-экономического уклада и свои уникальные ресурсы. На этой уникальности ресурсов можно развивать специфический региональный туризм, который, во-первых, будет способствовать развитию внутрироссийского туристского рынка, а во-вторых, привлекать внешний поток туристов, которые будут посещать Россию неоднократно, чтобы посетить и воспользоваться большим количеством турпродуктов.

Рассмотрим ряд проблем, с которыми сталкивается туристическая сфера и пути решения, которые, при их внедрении, будут способствовать развитию российского выездного туризма.

Проблема 1. Официальные открытые данные Ростуризма (Федерального агентства по туризму] по выездному туризму достаточно ограничены: агентство в аспекте выездного туризма публикует только общую статистику по странам и по кварталам отчетного года, тогда как туроператоры обязаны еще с 2014 года предоставлять подробную информацию по утвержденной методологии [9].

Как указывается в документе, «методология разработана в целях формирования соответствующей МРСТ-2008 официальной статистической информации о числе туристских поездок иностранных граждан в РФ (въездные поездки] и граждан России в зарубежные страны (выездной туризм].

Пути решения. Заимствование опыта прочих государств по формированию статистической отчетности, достаточной для анализа рынка позволит туроператорам и потребителям лучше понимать рынок туристических услуг, а также перенять направления развития потенциала въездного туризма.

Проблема 2. Как указывается представителями Ростуризма, поддержка выездного туризма и туроператоров, которые занимаются этой деятельностью, не входит в задачи Ростуризма.

1 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 07.02.2022)

«Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» / / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/- пункт 1.

Проблема 3. Сезонность отдыха обеспечивает крайне неравномерное распределение спроса на туры, что обусловлено высокой доступностью именно пляжного отдыха [10].

Пути решения. Предлагается путем маркетинговых мероприятий способствовать росту спроса на российском рынке на туры, связанные со спортивным туризмом, событийным, обзором достопримечательностей и пр. Решение данной проблемы также тесно связано с решением следующей задачи.

4. Неравномерное распределение туристов по городам обеспечивает для российских туристов повышение цен в отдельных регионах, видах отдыха, местных предпринимателей и пр. [11]

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие туристической индустрии в России требует комплексного подхода, который учитывает как местные особенности, так и глобальные тренды. Анализ показывает, что для развития исследуемой сферы важными являются инфраструктурное обеспечение, улучшение качества услуг, активное использование информационных технологий для продвижения туристических объектов, а также разработка и реализация эффективных государственных и региональных программ поддержки туризма.

Россия обладает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма благодаря своему культурному и природному наследию. Однако для реализации этого потенциала необходимо сосредоточить усилия на создании инклюзивной и доступной туристической среды, которая привлекала бы туристов различных категорий и интересов.

Стратегическое планирование и управление, направленное на повышение конкурентоспособности российского туризма на мировом рынке, должно включать в себя меры по устойчивому развитию, что предотвратит негативное воздействие на природу и культуру регионов. Для достижения улучшений в туристической отрасли России, необходимо активное взаимодействие всех заинтересованных сторон, включая государственные и муниципальные органы власти и частный сектор.

Список источников

1. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 384 с.

2. Богданова М. Н., Звездина Н. Г. Тенденции развития туристической сферы в Российской Федерации / Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 22-26.

3. Зайцев Ю. К., Исмагилова О. Д. Россия на международном рынке туристических услуг // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 1. С. 38-46.

4. Зогрябян С. В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. Т. 6 (64]. 2020. С. 104-108.

5. Золотовский В. А., Золотовская Н. Я. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Юрайт, 2019. 248 с.

6. Парсаданян Т. С. Перспективы развития туристической сферы РА (после COVID 19) // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 2. Пенза, 2021 С. 1922.

7. Сафаева С. Р. Основные аспекты совершенствования сферы туризма в период мировой пандемии // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 79(3]. С. 85-91.

8. Хайретдинова Р. Ф., Сыртланова Н. Р. Государственная политика в сфере туризма // Научное образование. 2022. № 1 (14]. С. 83-86.

9. Майданевич Ю. П. Региональное управление развитием отрасли туризма // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 256-258.

10. Кваша Е. С., Никольская, Е. Ю. Тенденции развития индустрии гостеприимства и туризма // Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства. Сборник материалов XV Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 55-летию образования МГУСиТ. Москва, 2021. С. 140-147.

References

1. Aleksandrova A. Y. Structure of the tourist market. Moscow: Press-Solo; 2002. 384 p. (In Russ.)

2. Bogdanova M. N., Zveztina N. G. Trends in the development of the tourism sector in the Russian Federation. In: Collection of articles of the International Research Competition. Petrozavodsk; 2021:22-26. (In Russ.)

3. Zaitsev Y. K., Ismagilova O. D. Russia in the international market of tourist services. Economic Development of Russia. 2020;27(1):38-46. (In Russ.)

4. Zogryabyan S. V. Pandemic and opportunities for the development of domestic tourism. Journal of Economy and Business. 2020;6(64):104-108. (In Russ.)

5. Zolotovsky V. A., Zolotovskaya N. Y. Legal regulation of tourist activities. Moscow; 2019. 248 p. (In Russ.)

6. Parsadanyan T. S. Prospects for the development of the tourism sector of RA (after COVID 19]. In: Collection of articles XII International scientific and practical conference. In 2 parts. Part 2. Penza; 2021:1922. (In Russ.)

7. Safaeva S. R. The main aspects of the improvement of the sphere of tourism in the period of the world pandemia. Trends in the development of science and education. 2021;79(3):85-91. (In Russ.)

8. Hayretdinova R. F., Syrtlanova N. R. State policy in the field of tourism. Scientific education. 2022;1(14):83-86. (In Russ.)

9. Maidanevich Y. P. Regional management of tourism industry development. In: Priority directions and problems of development of domestic and international tourism. Materials VI International scientific-practical conference. Simferopol; 2021:256-258. (In Russ.)

10. Kvasha E. S., Nikolskaya, E. Y. Trends in the development of the hospitality and tourism industry. Modern trends, problems and ways of development of physical culture, sports, tourism and hospitality. Collection of materials of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, dedicated to the 55th anniversary of the formation of the Moscow State University of Sports and Tourism. Moscow; 2021:140-147. (In Russ.)

Информация об авторах

Л. А. Лобова - старший преподаватель кафедры философии и методологии науки ЮРИУ РАHXиГС. E. H. Тованчова - кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РГУПС.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. A. Lobova - Senior Lecturer of Department of Philosophy and Methodology of Science, South Russian Institute of Management - branch of RANEPA.

E. N. Tovanchova - Cand. Sci. (Polit.), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Rostov State University of Railway Engineering.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts.

Статья поступила в редакцию 08.05.2024; одобрена после рецензирования 26.05.2024; принята к публикации 27.05.2024.

The article was submitted 08.05.2024; approved after reviewing 26.05.2024; accepted for publication 27.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.