Полховская Т.Ю.
к. э. н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Ростовского государственного строительного университета
Эл. почта: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ: ОПЫТ КИТАЯ
Доминирующими финансовыми критериями инсталлируемой структуры финансирования недвижимости Китая являются: доступность жилья для домашних хозяйств с низкими и средними доходами; проводимая финансово-кредитная политика центральных и местных властей на локальных рынках недвижимости, зависящая от динамики цен на жилье и носящая соответственно стимулирующий, сдерживающий или коррекционный характер; гибкость предложения земельных участков местными властями девелоперам, готовым к реализации проектов строительства доступного жилья эконом-класса; система ипотечного кредитования, складывающаяся в традиционном национальном ключе и являющаяся сберегательно-кредитной; государственное регулирование оборота жилья на вторичном рынке, осуществляемое через ряд ограничительных мер фискального характера.
Ключевые слова: Китай, доступное жилье, финансирование недви-
жимости, правительственное регулирование, жилищное строительство, коммерческое жилье, инвестиции в жилищное строительство, доступное жилье эконом-класса, коэффициент Энгеля
Современное состояние рынка недвижимости Китая позволяет утверждать о его необычайной устойчивости к воздействию внешних и внутренних факторов и стимулирует закономерный научный интерес к изучению этого феномена. Однако исследования в этой области затруднены тем, что
(1) длительность статистического наблюдения за рынком недвижимости Китая и его финансированием составляет менее двух десятилетий, не является достаточно полным и может приниматься только cum grano salis,
(2) национальный и локальные рынки недвижимости являются новыми, а стремительная урбанизация делает их структуру непостоянной.
Как считает Лонг Вей, процесс открытия китайской экономики прошел три стадии: первая (1978-1993 гг.) состояла в накапливании предпосылок для последовательного открытия внешнему миру; вторая (1994-1995 гг.) ознаменовалась присоединением Китая к ВТО (проведение приватизации и передача в аренду большого количества государственных промышленных предприятий, снятие контроля над ценами, снижение протекционистских барьеров и регулирования с сохранением госмонополии в банковской деятельности); третья (с
1996 г. по н. вр.) состоит в трансформировании в рыночную систему с высокой степенью интегрированности в международные рынки и глобальную экономику в целом с ориентацией на внутренний спрос, основной компонентой которого являются затраты населения на покупку жилья [1].
Включенность в международные региональные рынки предопределила
вовлеченность Китая в азиатский кризис июля 1997 г., последствия которого для центральных властей стали стимулом к принятию мер стабилизации рынка недвижимости. «Память о том, как неудачно закончился в Китае первый бум в жилищном строительстве (в 1995-
1997 гг.), еще жива среди китайских законодателей. Списание проблемных активов заняло у китайских банков почти восемь лет. Однако глобальные последствия азиатского кризиса в финансовокредитной активности на строительных и жилищных рынках Китая были преодолены достаточно быстро, что объясняется изолированностью его рынков капитала. В результате финансирование проектов не было затруднено, как на многих других развивающихся рынках»
[2]. Как известно, важной характеристикой китайских реформ был и остается градуализм, отказ от одномоментных всеобъемлющих либеральных решений, а рынок и государство были и остаются взаимодополняющими антагонистами, взаимодействие которых должно быть производительным и отвечать основным целям страны, так как «рыночные отношения наилучшим образом процветают в условиях разумного регулирования со стороны государства» [3].
Основной целью политики китайского правительства является социальная стабильность, во многом определяемая таким критерием, как доступность жилья для всех слоев населения независимо от места проживания. Правительство Китая продолжает активно стимулировать развитие рынка недвижимости как одного из локомотивов экономики и источников роста ВВП, поскольку его расширение положительно влияет на многие отрасли промышленности, однако сопровождается ростом цен на объекты недвижимости. Для их регулирования с 2007 г. в Китае действует программа патронирования сегмента доступного жилья, на котором ведущая роль отводится строительству
небольших квартир (до 60 кв. м) с последующей продажей малоимущим на льготных условиях, но с запретом перепродажи в течение 5 лет.
Проблему создания рынка недвижимости в условиях низких доходов, отсутствия кредитных историй и доверия потенциальных кредиторов и заемщиков друг к другу удалось решить в Китае через воздействие на массовую культуру сберегательного и долгового поведения, повышение уровня взаимного доверия и культивирование современных национальных форм жилищного кредитования [4]. Существенную роль в аккумулировании инвестиционных ресурсов рынка недвижимости сыграли «Фонды накопления на жилье», взносы в которые являются обязательным элементом социального страхования в КНР.1 Взносы выплачиваются всеми предприятиями и организациями в городской местности независимо от организационно-правовой формы и их сотрудниками, являются собственностью последних и направляются на строительство, приобретение, реконструкцию и капитальный ремонт жилых помещений; используются для выдачи ипотечных кредитов работникам, выплаты процентов по ипотечному кредиту или оплаты аренды жилья, если она превышает размер заработной платы домохозяйства; изымаются при выходе на пенсию, потере трудоспособности, выезде за рубеж.
В соответствии с Нормами и правилами «О регулировании взносов в фонд накопления на жилье» от 24.03.2002 размер отчислений работника и работодателя должен быть не менее
1Более подробно см.:
http://www.chinawindow.rU/7/ru/articles/social_ins игапсе. В КНР существует система обязательного социального страхования, в соответствии с которой работодатель и работник делают отчисления на страхование: пенсионное, базовое медицинское, безработицы, от производственных травм, беременности и родов, а также взносы в фонд накопления на жилье.
5 % от средней месячной заработной платы работника за предыдущий год, но допускается увеличение размера отчислений; конкретные ставки устанавливаются комитетами по регулированию фонда накопления на жилье и утверждаются народными правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (в Пекине — 12 %).
Таблица 1. Меры регулирования инвестиционно-финансовой активности ____________________на рынке недвижимости Китая___________________
Меры сдерживания (2004-2007) Меры стимулирования (2008-2009) Меры коррекции (с 2010)
запрет на перепродажу жилья в стадии проекта активизация строительного кредитования банками введение налогов на жилую коммерческую недвижимость
взимание налогов на прирост капитала увеличение числа ипотечных кредитов сдерживание спекулятивных покупок недвижимости
ограничения по передаче земель под проекты застройки вилл снижение процентных ставок (5 раз) и норм обязательных резервов (4 раза) (за 2008 г.) уменьшение кредитного плеча и ужесточение условий оплаты при покупке земельных участков2
сокращение возможностей доступа на рынок иностранных инвесторов отмена индивидуального подоходного налога с процентов по сберегательным вкладам повышение ставки рефинансирования и рост процентной ставки по всем кредитным продуктам банков
повышение базисных процентных ставок по депозитам и кредитам в юанях в денежнофинансовых учреждениях санкционирование Госсоветом и региональными правительствами увеличения предоставления земельных участков под строительство оказание поддержки в реконструкции аварийных домов в городских трущобах, на участках промышленных и горнодобывающих предприятий, в государственных лесных и деревенских районах
ограничения по выдаче банковских кредитов девелоперам и прочее стимулирование частных инвесторов к осуществлению капиталовложений, повышение уровня ликвидности в финансово-кредитной системе и ограничение притока «горячих денег» прекращение кредитования девелоперов, «придерживающих» завершенные строительством объекты и земельные участки в ожидании роста цен
стимулирование местными властями предложения доступного жилья в городах, где недвижимость быстро дорожает
строительство жилья, сдаваемого в аренду по низким ценам
введение отмененного ранее 5,5% налога на перепродажу жилья в течение 5 лет после покупки
Правительством Китая постоянно предпринимаются меры, регулирующие активность субъектов инвестирования и финансирования рынка недвижимости, которые в зависимости от его состояния носят сдерживающий, стимулирующий или коррекционный характер (см. табл. 1).
2 Покупатели должны делать предоплату в размере 20% от стоимости земельного участка и оплачивать половину его стоимости в течение месяца после заключения договора [5].
В настоящее время соответствующие постановления правительства направлены на:
— увеличение объемов и сокращение сроков строительства недорогой недвижимости небольшой площади (6090 кв. м);
— повышение эффективности использования земельных участков;
— дальнейшее упрощение процедуры ипотечного кредитования (особенно для покупки жилья на первичном рынке);
— активизацию строительства в центральных и западных районах страны
(характеризующихся невысокими ценами на жилье);
— соблюдение принципа строгой дифференциации в политике налогообложения (для доступного жилья эконом-класса и элитного жилья премиум-класса).
Инвестиции в жилищное строительство с 1995 г. по 2009 г. увеличились в расчете на одного жителя почти в 7 раз (с 391 ¥ до 2 729 ¥), в городских территориях — более чем в 5 раз (с 931 ¥ до 4 906 ¥), в сельских территориях — почти в 5 раз (с 169 ¥ до 829 ¥) (см. рис. 1).
Рис.1. Инвестиции в жилищное строительство на одного жителя КНР, ¥ (рассчитано по [6], табл. 3-1, 5-6)
Рост городского населения стимулирует инвестиционную активность в строительство жилья на городских территориях, осуществляемого преимущественно девелоперами; в сельских территориях инвестиции в строительство в основном обеспечиваются сельскими домохозяйствами (см. табл. 2).
Указанные ниже меры по сдерживанию, стимулированию и коррекции инвестиционно-финансовой активности оказывают значительное влияние на динамику цен на жилье, которая иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 2 (статистическое наблюдение за
ценами на рынке недвижимости в разрезе представленных сегментов ведется с
1998 г.).
Статистическое наблюдение органами государственной статистики за рынком недвижимости ведется в соответствии с типологией объектов жилой недвижимости, представленной на рис. 3.
Наблюдаемые жилые единицы относятся к так называемым «коммерческим», которые являются объектом рыночной купли-продажи, а не распределяются среди работников предприятий и организаций.
Таблица 2. Инвестиции в жилищное строительство Китая
1995 1996 1997 1998 1999 0002 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
н * > а н О ура инвестиций в разрезе го родских и сельских те ррито рий, %
Городские территории 69 64 62 67 72 72 75 77 80 82 83 84 85 86 84
в т. ч. девелоперами недвижимости 37 33 29 33 37 44 51 56 63 66 70 71 72 73 70
Сельские территории 31 36 38 33 28 28 25 23 20 18 17 16 15 14 16
в т. ч. сельскими до-мохозяйст-вами 28 34 35 30 25 26 23 20 17 15 14 13 13 12 14
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Базисные индексы инвестиций в жилищное строительство
Всего 1,0 1,1 1,1 1,3 1,5 1,6 1,8 2,0 2,3 2,8 3,3 4,1 5,3 6,5 7,7
Городские территории 1,0 1,0 1,0 1,3 1,5 1,7 1,9 2,2 2,6 3,4 3,9 5,0 6,5 8,1 9,3
в т. ч. девелопера-ми недвижимости 1,0 1,0 1,9 1,2 1,5 1,9 2,4 3,0 3,9 5,0 6,2 7,8 0,3 12, 8 14, 6
Сельские территории 1,0 1,3 1,4 1,4 1,4 1,5 1,4 1,5 1,5 1,7 1,8 2,1 2,6 3,0 4,1
в т. ч. сельскими до-мохозяйст-вами 1,0 1,3 1,4 1,4 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,5 1,6 1,9 2,4 2,7 3,7
Цепные индексы инвестиций в жилищное строительство
Всего 1,0 1,1 1,0 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,2 1,1 1,3 1,3 1,2 1,2
Городские территории 1,0 1,0 1,0 1,3 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2 1,3 1,2 1,3 1,3 1,2 1,2
в т. ч. девелопера-ми недвижимости 1,0 1,0 1,9 1,4 1,3 1,3 1,3 1,2 1,3 1,3 1,2 1,3 1,3 1,2 1,1
Сельские территории 1,0 1,3 1,1 1,0 1,0 1,1 1,0 1,0 1,0 1,1 1,1 1,2 1,2 1,2 1,4
в т. ч. сельскими до-мохозяйст-вами 1,0 1,3 1,1 1,0 1,9 1,1 1,0 1,0 1,0 1,1 1,1 1,2 1,2 1,2 1,3
Рассчитано по [6]: табл. 5-6
В отношении последних статистическое наблюдение не ведется, так как эти жилые единицы (квартиры и
дома) являются служебными и не находятся в собственности лиц, в них проживающих.
Средняя цена продаж коммерческой недвижимости, ¥/кв. м
• Жилые здания, ¥/кв. м
Виллы, квартиры премиум-класса, ¥/кв. м
■ Доступное жилье эконом-класса, ¥/кв. м
Рис.2. Стоимость коммерческого жилья по сегментам (приведено по [6], табл. 5-38)
Объекты рынка жилой недвижимости,
наблюдаемые государственной статистикой Китая
Доступное жилье эконом-класса (до 60 м2)
Высококачественное жилье
Рис.3 Статистическая типология наблюдаемых объектов рынка жилой
недвижимости в КНР
Правительство Китая последовательно стремится снизить жилищное неравенство населения, так как оно снижает экономические возможности, отвлекает на непроизводительную деятельность и ограничивает доступность кредитных источников малоимущим. Стимулирование строительства жилья
«стандартизированного» эконом-класса позволяет, с одной стороны, решить проблему доступности жилья для городских домохозяйств с небольшими среднедушевыми годовыми располагаемыми доходами, а с другой стороны, таргетировать деятельность финансовокредитных институтов с учетом форми-
рующегося спроса конечных собственников жилья.
Как указывалось выше, сектор недвижимости Китая малочувствителен к внешним финансовым воздействиям, что объясняется его изолированностью, но, зная его важность в экономике, надо учитывать негативное влияние резких корректировок цен на недвижимость, так как их изменение потенциально может повлиять на реальную экономику и банковский сектор Китая. Как считают эксперты МВФ, прямое воздействие банковского сектора на сектор недвижимости является ограниченным и контролируемым, но общая экспозиция в силу существующих связей и зависимостей между сектором недвижимости и другими отраслями экономики значительна, а также объясняется использованием недвижимости в качестве залога по строительным и ипотечным кредитам. Кроме того, резкое падение цен на недвижимость могло бы генерировать определенное негативное влияние на государственные доходы от продажи земли, поскольку средства от продажи земли составляют значительную долю доходов местных органов власти [7].
Статистическое наблюдение за объемом ипотечного кредитования на национальном уровне в Китае не ведется, а публикуемые данные международных финансовых организаций, скорее, являются оценочными (см. табл. 3) и свидетельствуют о складывающейся
тенденции в финансировании рынка жилой недвижимости. Как следует из представленных ниже данных, отношение ипотечной задолженности к НВВП Китая является самым низким, сравнительно высокий рост в 2008-2009 гг. объясняется низкой базой и резким снижением ипотечного кредитования в других странах, то есть рост объемов ипотечной задолженности не представляет сколько-нибудь значительной угрозы для устойчивости системы финансирования недвижимости в целом. Инвестиции в жилищное строительство остаются на весьма высоком уровне, что, по крайней мере, частично можно объяснить положительной динамикой цен на жилье и низкой задолженностью населения по ипотечным кредитам. Эффективно регулируемый государством рост цен на жилье не позволяет ипотекам «перевернуться» (то есть долг по ипотеке не превышает рыночной стоимости недвижимости), создавая потенциальную возможность рефинансирования задолженности по ипотекам в силу их положительной амортизации. Об устойчивости сектора финансирования недвижимости свидетельствуют проведенные в Китае в начале июня 2010 г. общенациональные стресс-тесты, которые продемонстрировали, что банки могут выдержать снижение цен на недвижимость на 30 % без резкого увеличения коэффициента просроченных кредитов.
Таблица 3. Глубина ипотечного рынка и его расширение
Страны 2004-2007 2008-2009
Ипотечная задолжен-ность/НВВП, % Темп роста, % Ипотечная за-должен-ность/НВВП, % Темп роста, %
США 76,1 4,2 76,3
Великобритания 80,4 5,5 89,4 2,5
Франция/Испания 42,6 11,5 51,8 4,5
Австралия 82,3 5,0 91,8 4,3
Новая Зеландия 81,7 8,7 96,7 4,4
Китай 10,4 2,4 11,8 16,1
НВВП — номинальный ВВП
Приведено по [7], стр. 21
Таким образом, можно сформулировать заключение о высокой эффективности правительственных мер по регулированию финансовой устойчивости субъектов финансирования рынка недвижимости. Однако дальнейшее развитие субъектов и институтов рынка финансирования недвижимости сложно оценить, не рассмотрев ключевой характеристики рынка недвижимости — доступности жилья для конечных пользователей. Доступность жилья обычно оценивается с помощью соответствующего коэффициента (или семейства коэффициентов), методики расчета которых основаны на сопоставлении рыноч-
ной стоимости «типового» жилья со среднедушевым годовым располагаемым доходом городских домашних хозяйств, который может быть представлен без коррекции (то есть брутто) и с коррекцией (нетто) на какой-либо (чаще всего понижательный) коэффициент. Для целей настоящего исследования в качестве корректирующего коэффициента используется коэффициент Энгеля (£С)’ наблюдаемый государственной
статистикой Китая. В общем виде коэффициенты доступности жилья могут быть представлены следующим образом:
Smi\SFmz
bih xHhS
(1)
Alb-ЕС):
: HhS
(2)
где
— коэффициент доступности жилья, количество лет;
— коэффициент доступности жилья,
скорректированный на коэффициент Энгеля, городских домохозяйств (Engel's Coefficient), количество лет;
— общая площадь жилья городского домохозяйства,
кв. м;
— рыночная (коммерческая) цена одного кв. м городского жилья;
— среднедушевой годовой располагаемый доход городского домохозяйства, ¥;
— коэффициент Энгеля городских домохозяйств, %;
ЕС
средний размер городского домохозяйства, чел.'
3 Средний размер городского домохозяйства за анализируемый период составил 3 чел.
Коэффициенты доступности жилья были рассчитаны с учетом площадей «стандартизированного» жилья, то есть для жилья площадью 60 кв. м, 90 кв. м, 140 кв. м. Полученные результаты приведены в табл. 4.
Приведенные результаты расчетов показывают, что за анализируемый 12-летний период жилье в Китае стало более доступным во всех типологизированных сегментах. Полученные результаты носят оценочный характер, но позволяют выявить основную тенденцию в развитии рынка жилой недвижимости. Особо следует отметить, что коэффициенты доступности жилья (' и 1.ДС)
значительно улучшились для жилья
эконом-класса, что являлось важнейшей задачей правительственного регулирования. Жилье премиум-класса, как показали расчеты, не является на самом деле «доступным» для среднестатистического городского домохозяйства, и кроме того налоговые затраты приобретения и владения таким жильем значительно превосходят аналогичные затраты на жилье эконом-класса. В цене недвижимости премиум-класса отражены не только ординарные потребительские свойства, но и престижность объектов, которые чаще всего строятся по проектам известных (и нередко зарубежных) архитекторов.
Таблица 4. Коэффициенты доступности в КНР 1998-2009 гг.
1998 1999 2000 2001 2002 2003
Годовой располагаемый подушевой доход городского домашнего хозяйства, ¥ 5 425 5 854 6 279 6 859 7 702 8 472
Значение коэффициента Энгеля 44,7 42,1 39,4 38,2 37,7 37,1
Коэффициент доступности, ка \
квартиры эконом-класса (60 кв. м) 3,82 3,73 3,83 3,62 3,33 3,26
квартиры эконом-класса (90 кв. м) 5,72 5,60 5,74 5,42 5,00 4,89
жилье премиум-класса (140 кв. м и более) 39,53 35,90 31,86 29,58 25,17 22,83
Коэффициент доступности, скорректированный на коэф. Энгеля, :
квартиры эконом-класса (60 кв. м) 6,89 6,45 6,32 5,85 5,35 5,18
квартиры эконом-класса (90 кв. м) 10,34 9,67 9,48 8,78 8,02 7,77
жилье премиум-класса (140 кв. м и более) 71,44 61,96 52,62 47,86 40,38 36,30
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Годовой располагаемый подушевой доход городского домашнего хозяйства, ¥ 9 421 10 493 11 759 13 785 15 780 17 174
Значение коэффициента Энгеля 37,7 36,7 35,8 36,3 37,9 36,5
Коэффициент доступности, ка\
квартиры эконом-класса (60 кв. м) 3,15 3,15 2,94 2,54 2,44 2,49
квартиры эконом-класса (90 кв. м) 4,72 4,73 4,41 3,82 3,67 3,73
жилье премиум-класса (140 кв. м и более) 27,62 25,95 26,13 25,29 23,07 26,25
Коэффициент доступности, скорректированный на коэф. Энгеля,
квартиры эконом-класса (60 кв. м) 5,05 4,98 4,58 3,99 3,94 3,91
квартиры эконом-класса (90 кв. м) 7,57 7,48 6,87 5,99 5,90 5,87
жилье премиум-класса (140 кв. м и более) 44,33 40,99 40,70 39,70 37,14 41,35
Рассчитано по [5]: табл. 5-38, 10-2
Как следует из расчетов коэффициентов доступности, срок накопления средств для покупки жилья эконом-
класса в 2009 г. составил для и ес
А я
(60 кв. м) 2,5 и 4 года соответственно. Длительность накопления средств го-
родскими домохозяйствами для покупки жилья чрезвычайна важна и показательна для Китая в силу обстоятельств ментального характера и как следствие характера сформированной финансовокредитной системы, выражающихся в
предпочтении (i) сберегательного процесса кредитному, (ii) краткосрочного ипотечного кредитования - долгосрочному. Alias, сформировавшиеся финансово-кредитные условия на национальном уровне (1) стимулируют рост целевых жилищных сбережений домашних хозяйств, (2) предоставляют ипотечные кредиты до 5 лет под базисную ипотечную ставку и (3) по ипотечным кредитам свыше 5 лет устанавливают повышенную процентную ставку. Фиксированный спрэд между ставками по ипотечным кредитам для физических лиц, установленный Народным банком Китая до 5 и свыше 5 лет, с 1997 г. увеличился с 0,45 до 0,54 п. п.
Таким образом, основными свойствами инсталлируемой национальной структуры финансирования недвижимости следует считать:
— развитие системы инвестирования и финансирования недвижимости, подчиненной ряду согласованных финансовых критериев, доминирующим среди которых выступает доступность жилья для домашних хозяйств с низкими и средними доходами;
— проводимую финансовокредитную политику центральных и местных властей на локальных рынках недвижимости, зависящую от динамики цен на жилье и носящую соответственно стимулирующий, сдерживающий или коррекционный характер;
— гибкость в предложении земельных участков местными властями девелоперам, которые готовы к реализации проектов строительства доступного жилья эконом-класса (в противном случае девелопер, инвестировавший в земельный участок значительные средства, рискует не получить разрешения на строительство);
— систему ипотечного кредитования, которая складывается в традиционном национальном ключе и, скорее, является сберегательно-кредитной (в отличие от сложившихся европейских и американской систем ипотечного кре-
дитования), для которой не существенен вторич-ный рынок ипотечных бумаг ввиду наличия достаточных внутринациональных инвестиционных ресурсов;
— государственное регулирование оборота жилья на вторичном рынке осуществляется через ряд мер фискального характера, которые снижают инвестиционную привлекательность объектов жилой недвижимости.
Опыт Китая в регулировании системы финансирования недвижимости наглядно демонстрирует, что выделение доминант развития с последующим упреждающим реагированием коррекционного характера позволяет получать долговременные устойчивые финансовые результаты, сбалансированно развивать сектор недвижимости и формировать траектории развития, отвечающие интересам национальной экономики и субъектов всех ее секторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Лонг В. Последовательное открытие экономики и его влияние на модернизацию индустриальной структуры Китая — конференция «Экономическое развитие и особенности переходного периода в Китае и России: Прошлое и будущее» — М.: НИУ-ВШЭ, май, 2011.
2. Су Чж. Рынок цемента Китая: что ожидать в 2009 году. — Цемент и его применение, 8, 2008, стр. 97-99
3. Блайт М. Конец капитализма? Марк Твен, Лейк-Вобегон и нынешний кризис. — Режим доступа: www.america.gov/.../2009/May/20090513 104454wrybakcuh0.4169995.html - 200905-01.
4. Полтерович В. М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия. — Экономика и математические методы, т. 42, 2006, № 2, стр. 3-18
5. Береговой Г. Кнутом и пряником — СНИП, 2010, № 4, стр. 22-25
7. Статистический ежегодник КНР 2010.
8. Are House Prices Rising Too Fast in China? — IMF Working Paper, December 2010, p. 31.