УДК 332.02; 336.7
Н. Н. Кистаева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Рассматривается система государственного регулирования российского рынка ценных бумаг на современном этапе и стратегия его развития. Дана краткая характеристика современного фондового рынка и текущих проблем.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, финансовый рынок, государственное регулирование, стратегия развития финансового рынка.
Период возрождения и развития в постсоветской России национального рынка ценных бумаг охватывает относительно недолгий интервал времени. Тем не менее, за четверть века с небольшим получен опыт курсовых взлетов и падений, произошло становление профессиональных участников, создана современная инфраструктура, сформирована система регулирования, по аналогии с зарубежными моделями ориентированная на защиту инвесторов.
Сомневающихся в необходимости государственного регулирования рыночной экономики, в том числе рынка ценных бумаг, сегодня нет даже среди адептов экономического либерализма. Разногласия между ними и сторонниками активного государственного регулирования заключаются лишь в допустимой степени вмешательства.
В настоящий момент можно говорить о том, что в сфере государственного регулирования этого важнейшего из институтов рыночной экономики, опосредующего отношения совладения и кредитования, произошел большой прогресс.
Так, если в 90-е годы прошлого века нормативно-правовой вакуум в данной сфере только начал заполняться, то сегодня существует внушительный список законов и актов, регулирующих деятельность субъектов рынка ценных бумаг и направленных на защиту прав добросовестных инвесторов. При этом количество поправок, внесенных в соответствующие законы, во-первых, свидетельствует о том, что проведена колоссальная нормотворческая работа, а во-вторых, отражает ту массу негативного опыта развития российского рынка ценных бумаг, для преодоления которого они и предназначены.
Однако, следует признать, что в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг в России еще не решено множество проблем. Например, средства множества мелких частных инвесторов не спешат покидать банковские депозиты и финансировать экономический рост (см. рис. 1).
Отчасти причинами такой ситуации являются довольно высокая ставка процента и отсутствие налоговых платежей с определенного процента дохода. С другой стороны, доступные и прозрачные механизмы для привлечения розничных инвесторов так и не сформированы. Доверие к рынку ценных бумаг у поколения приватизационных ваучеров и финансовых пирамид типа «МММ» не восстанавливается, в том числе в связи с «народными IPO» Роснефти, Сбербанка и ВТБ, огромными курсовыми падениями и минимальными дивидендами. Сегодня большинство физических лиц скорее предпочтет хранить денежные средства в кредитных организациях на депозитах с доходностью не выше инфляции, чем совершать потенциально более выгодные операции с ценными бумагами.
25 000,00
21Q 10
2 | о 20 000.00 . £i Я 2 —
X
н
S
15 000,00
01.01.2014 01.01.201i 01.01.2016
Рис. 1. Динамика объема вкладов физических лиц в кредитных организациях РФ (по
данным Центрального Банка РФ1)
Помимо этой проблемы, в числе системных недостатков регулирования российского рынка ценных бумаг эксперты отмечают отсутствие единой кодифицированной системы законодательства в области рынка ценных бумаг, универсальных стандартов управления рисками при проведении платежей, клиринга и расчётов финансовыми институтами [11]. Указывается также на излишне либерализованный режим присутствия на российском рынке иностранных инвесторов, наличие широкой практики использования инсайдерской информации, манипулирование рынком со стороны крупных международных хедж-фондов, зависимость от иностранных инвесторов, рост международных криминальных операций. Следствием этого является то, что российский рынок ценных бумаг в настоящее время не выполняет своей инвестиционной функции и служит преимущественно объектом спекулятивных операций крупных компаний [7, 10, 13].
Наличие нерешенных проблем рынка ценных бумаг констатируется и в Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. В их числе указаны: отсутствие правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке; отсутствие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг2; отсутствие массового розничного инвестора; недостаточное развитие производных финансовых инструментов и др. [5].
Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ требует совершенствования, что делает данную тему объектом пристального научного внимания.
Краткая характеристика современного состояния российского рынка ценных бумаг3.
На российском фондовом рынке обращаются следующие финансовые инструменты: акции; корпоративные облигации; государственные, субфедеральные и муниципальные облигации; инструменты РЕПО; инвестиционные паи; фьючерсы и опционы на ценные бумаги и фондовые индексы.
Институциональную структуру российского фондового рынка формируют: эмитенты; инвесторы (частные инвесторы, паевые инвестиционные фонды, негосу-
1 Обзор банковского сектора №163 за 2016 год. [Электронный ресурс]: URL: http://cbr.ru/analytics/bank_ system/obs_1605.pdf (дата обращения 12.05.2016)
2 Целью такой системы является предупреждение совершения нарушений законодательства за счет своевременного выявления на рынке зон с повышенным уровнем риска. Это означает направленность регулирования в первую очередь на предупреждение нарушений, а не на применение административных мер в виде штрафов, приостановления, аннулирования лицензий и т. д.
3 Характеристика дана с использованием информационно-аналитических материалов Национальной ассоциации участников фондового рынка «НАУФОР» за первое полугодие 2015 года [9].
дарственные пенсионные фонды); коммерческие банки; нерезиденты; профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании.
Основными участниками российского фондового рынка являются брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами, а также управляющие компании, коммерческие банки и инфраструктурные организации.
К торгово-расчетной инфраструктуре российского рынка ценных бумаг относятся: биржи; клиринговые организации; расчетные депозитарии. К инфраструктуре также относятся кредитные организации, выполняющие функции расчетных организаций. По данным Банка России, в июне 2015 г. было восемь организаций с лицензией биржи и пять — с лицензией клиринговой организации (в том числе три выполняют функции цен трального контрагента).
Фактически на российском фондовом рынке действует один крупный инфраструктурный центр — группа «Московская биржа». Группа «Московская биржа» представляет собой вертикально интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру. Её головной организацией является ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» (сокращенно ПАО «Московская биржа»).
Численность открытых (публичных) акционерных обществ в РФ, представляющих собой потенциал публичного финансового рынка, насчитывает более 26 тыс. организаций. Однако, на организованном фондовом рынке представлены акции только 254 компаний-эмитентов4, что составляет менее 1 % численности российских публичных акционерных обществ (ПАО). Также представлены акции четырех иностранных эмитентов, de facto являющихся компаниями с российскими активами.
Для российского фондового рынка характерна высокая концентрация капитала: доля десяти наиболее капитализированных эмитентов составляет 62 % общей капитализации (ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Магнит», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Татнефть»5). При этом за первое полугодие 2015 г. IPO на Московской бирже провели лишь две российские компании. Поскольку главная функция рынка акций — инвестиционная — выполняется не вторичным, а первичным рынком, то можно говорить о недостаточной вовлеченности рынка в процесс трансформации сбережений в инвестиции.
На организованные биржевые торги приходится свыше 95 % вторичного российского рынка корпоративных облигаций. На конец июня 2015 г. на внутреннем организованном рынке присутствовало 345 российских эмитентов, а также обращались облигации международных финансовых организаций и государственные и корпоративные еврооблигации. Эмитентами, сделки с облигациями которых проводились наиболее активно, являются: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть», SB Capital, Gaz Capital, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Российские железные дороги», АО «Ипотечный агент ВТБ 2014», GPB Eurobond Finance, VTB Capital, VEB Finance.
Наиболее ликвидным на внутреннем долговом рынке (по коэффициенту оборачиваемости) является сектор государственных облигаций, а самым неликвидным — рынок субфедеральных и муниципальных облигаций.
Официальные данные о составе и количественных характеристиках инвестор-ской базы российского рынка ценных бумаг отсутствуют. Их учет и изучение ведут
4 На конец июня 2015 г.
5 Перечислены в порядке убывания капитализации.
профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации и исследовательские группы.
По данным группы «Московская биржа», основной интерес для частных инвесторов представляют акции (около 80 % сделок), доля физических лиц-резидентов в общем стоимостном объеме сделок на фондовом рынке группы «Московская биржа» с акциями варьировала в течение 1-го полугодия 2015 г. от 31,8 % до 40 %, а с корпоративными облигациями — от 1,6 % до 9,5 %.
Около 44 % общего количества брокеров, дилеров и доверительных управляющих являются кредитными организациями, многие из них являются также инвесторами. При этом количество профессиональных участников рынка ценных бумаг постоянно сокращается: от 1863 организаций на конец 2008 г. до 898 организаций на конец первого полугодия 2015 г. Это связано с активизацией процесса «наведения порядка», в результате чего количество аннулированных лицензий значительно превысило число выданных.
В список десяти крупнейших управляющих компаний по итогам первого полугодия 2015 г. вошли: ЗАО «Сбербанк Управление Активами», ООО «УК Райф-файзен Капитал», ЗАО «УК «УРАЛСИБ», ООО «Альфа-Капитал», ООО «УК «Система Капитал», ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами», ЗАО «Газпромбанк — Управление активами», ООО «УК «Русский Стандарт», ООО «УК КапиталЪ», АО «УК «Ингосстрах — Инвестиции».
Таким образом, на организованном внутреннем рынке ценных бумаг представлено менее 1 % потенциальных эмитентов акций. Налицо значительная концентрация рыночной капитализации. Основные обороты рынка сконцентрированы на акциях и облигациях нескольких эмитентов.
Фондовый рынок еще не является значимым инструментом накопления капиталов для населения и источником инвестиционных ресурсов для большинства предприятий. Это означает, что сегодня он не выполняет весь спектр функций, присущих развитым фондовым рынкам.
2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ на современном этапе
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве инвестора, эмитента, профессионального участника, регулятора и верховного арбитра в спорах между участниками рынка [8].
Под государственным регулированием рыночной экономики, в том числе и рынка ценных бумаг, принято понимать систему мер экономического, правового и организационного воздействия, устанавливающую ограничения и правила, а также ответственность за их неисполнение.
Многообразие подходов к определению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, присутствующее в учебной и научной литературе, а также в нормативных актах в сфере рынка ценных бумаг6, можно заменить единой общей и главной целью — обеспечение реализации государственной экономической политики. Это объясняется тем, что наличие развитого, устойчивого и эффективного рынка ценных бумаг является важным условием нормального функционирования финансовой системы и привлечения инвестиций в экономику [6].
6 Например, в Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 [3].
На конкретном этапе развития такая цель конкретизируется в систему задач, представленных в Стратегиях развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг. и на период до 2020 г. [3, 5].
Выделяют следующие формы государственного регулирования: прямое и косвенное управление. Прямое (административное) управление предполагает: установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрацию участников рынка и эмитируемых ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности на рынке; обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержание правопорядка на рынке. Косвенное (экономическое) управление осуществляется через имеющиеся у государства экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (налоговые ставки, льготное налогообложение); денежную политику (процентные ставки и др.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды и др.); государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) [8].
Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены законом «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3: установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии [1].
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.
Национальная модель регулирования рынка ценных бумаг трансформируется государством в поиске оптимальной. С 2013 года функции надзора и регулирования рынка ценных бумаг переданы Центральному Банку РФ. Таким образом, на базе ЦБ создан мегарегулятор, контролирующий не только банки, но и весь финансовый сектор, включая фондовые рынки и страховой бизнес.
Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании специального закона, обладает рядом полномочий, в той или иной степени влияющих на многие параметры рынка ценных бумаг или затрагивающих его участников:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
- в целях реализации денежно-кредитной политики выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке;
- как регулятор банковской системы определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг, осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных
организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг;
- посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ОАО «Московская биржа») осуществляет «косвенное регулирование» рынка ценных бумаг [2].
Сегодня в структуре аппарата Банка России функционирует Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, полномочиями которого являются:
- регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности по проведению организованных торгов, клиринговой деятельности;
- контроль и надзор за соблюдением законодательства;
- рассмотрение обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- участие в процедурах лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, центрального депозитария, организаторов торгов, клиринговых организаций, включая центральных контрагентов, операторов товарных поставок, а также осуществление мероприятий по контролю за прекращением деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- подготовка решений Банка России о приостановлении действия или об аннулировании лицензий (отзыве аккредитации), об аннулировании квалификационных аттестатов и т. п.;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в рамках установленной компетенции Департамента7.
Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за следующими организациями: организаторы торговли; клиринговые организации, в том числе осуществляющие функции центрального контрагента; центральные депозитарии; расчетные депозитарии; профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг (список из 37 организаций, включающий известные крупные банки и инвестиционные компании). Контроль и надзор за остальными профессиональными участниками рынка ценных бумаг осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях8.
Министерство финансов РФ во взаимодействии с Банком России разрабатывает основные направления развития финансового рынка, утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии их отдельных выпусков, при этом сам выполняет функции эмитента. Минфин выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг — осуществляет государственную регистрацию условий их эмиссии и обращения, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах.
Система правоприменения на рынке ценных бумаг включает также налоговые органы, органы финансового контроля и мониторинга, антимонопольный орган, судебную систему, правоохранительные органы.
7 [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute_sub (дата обращения 12.05.2016)
8 Контроль и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, находящимися на территории Псковской области, осуществляет Главное управление ЦБ РФ по Санкт-Петербургу.
Нормативно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время включает:
• Гражданский кодекс РФ;
• Налоговый кодекс РФ;
• Федеральные законы:
- №39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;
- № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»;
- №46-ФЗ от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- № 156-ФЗ от 29.11.2001 «Об инвестиционных фондах»:
- № 152-ФЗ от 11.11.2003 «Об ипотечных ценных бумагах»;
- № 224-ФЗ от 27.07.2010 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ...»;
- № 7-ФЗ от 07.02.2011 «О клиринге и клиринговой деятельности»;
- № 325-ФЗ от 12.11.2011 «Об организованных торгах»;
- № 414-ФЗ от 07.12.2011 «О центральном депозитарии».
• приказы Банка России;
• постановления Правительства России;
• постановления ФЦКБ России и Минфина России (действующие);
• приказы ФСФР России (действующие);
• указания, положения, инструкции, распоряжения Банка России.
Функционирование отдельных институтов регламентируется специальными
законами: «Об инвестиционных фондах»; «О негосударственных пенсионных фондах»; «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии»; «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которые также сопровождаются значительным по объему подзаконным регулированием.
3. Долгосрочная государственная политика в сфере развития рынка ценных бумаг
Современное видение перспектив развития национальной экономики характеризуется направленностью на решение проблемы активизации инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста.
В настоящее время осуществлен переход от доминировавшего ранее дискретного подхода, когда стратегии развития секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного) рассматривались независимо друг от друга, к новой методологии, учитывающей синергетический эффект от совместного развития всех сегментов финансового рынка.
Стратегия развития рынка ценных бумаг является неотъемлемой частью Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, определяющей приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере его регулирования. При этом основное внимание в Стратегии уделено именно вопросам развития фондового рынка.
Стратегический подход к регулированию финансового рынка реализуется государственными органами с 2006 года. Стратегия 2006-2008 предполагала реализацию среднесрочных задач модернизации институтов и инструментов финансового рынка. Стратегия 2008-2020 ориентирована на приоритеты долгосрочной экономической политики — обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра. Наличие такого центра представляется одним из важнейших признаков конкурентоспособности национальной экономики, роста влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета.
Достижение такой амбициозной цели в Стратегии 2008-2020 увязывается с необходимостью решением следующих задач: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке. Каждая из перечисленных задач конкретизирована в ряд подзадач, раскрыты средства и способы их решения.
Помимо Стратегии, которая по существу является декларацией о намерениях государства в сфере развития финансового рынка, разработан механизм её реализации — дорожная карта «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», содержащая контрольные показатели, а также план конкретных мероприятий с ожидаемыми результатами, установленными сроками реализации и ответственными исполнителями9.
Таким образом, государством определены приоритеты и представлен план, сочетающий меры законодательного воздействия и организационно-административные мероприятия по достижению поставленной цели. То, как будет реализовываться данный план, какие удачные решения и неудачи будут этому сопутствовать, покажет время.
Сегодня же следует признать то, что, с одной стороны, государство придает большое значение развитию национального фондового рынка, а с другой стороны, регулирование рынка ценных бумаг до настоящего момента не отличалось высокой результативностью. Через фондовый рынок так и не поступают долгосрочные инвестиции ни в реальный сектор экономики, ни в научно-технические инновации, в то время как именно их объемом можно измерить эффективность системы государственного регулирования.
Литература
1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О рынке ценных бумаг».
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3. Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 гг. и плана мероприятий по ее реализации»
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.».
6. Габов А. В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011. 104 с.
9 [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/map.pdf (дата обращения: 12.05.2016).
7. Звягинцева Н. А. Пути повышения инвестиционной активности в Российской Федерации с использованием рынка ценных бумаг: вопросы регулирования. Иркутск: Изд-во БГУ-ЭП, 2013. 202 с.
8. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2006. 448 с.
9. Российский фондовый рынок. События и факты. Обзор за первое полугодие 2015 г. // Национальная ассоциация участников фондового рынка «НАУФОР» [Электронный ресурс]: URL: http://www.naufor.ru/tree.asp?n=4333 (дата обращения: 12.05.2016).
10. Гафурова Г. Т. Государственное регулирование рынка ценных бумаг России в современных условиях. Автореф. дисс. к. э. н. Казань, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/ gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennykh-bumag-rossii-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 12.05.2016).
11. Жмуркова Л. Ю. Государственное регулирование рынка ценных бумаг // Наука и современность. 2010. №3-3. [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-tsennyh-bumag (дата обращения: 12.05.2016).
12. Кондратьев Д. Ю. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации. Автореф. дисс. к. э. н. Москва, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www. dissercat.com/content/gosudarstvennoe-regulirovanie-rossiiskogo-rynka-tsennykh-bumag-v-usloviyakh-finansovoi-globa (дата обращения: 12.05.2016).
13. Старшинин С. А. Совершенствование регулирования российского рынка ценных бумаг как фактор обеспечения его экономической безопасности. Автореф. дисс. к. э. н. Москва, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-regulirovaniya-rossiiskogo-rynka-tsennykh-bumag-kak-faktor-obespecheniya (дата обращения: 12.05.2016).
Об авторе
Кистаева Наталья Николаевна — ассистент кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
N. N. Kistaeva
STATE REGULATION OF STOCK MARKET AT THE PRESENT STAGE
The article discusses the system of state regulation of the Russian stock market at the present stage and the strategy of its development. A brief description of modern stock market and the current problems.
Key words: securities market, stock market, financial markets, government regulation, the strategy of financial market development.
About the author
Kistaeva Natalia — Assistant of the Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]