УДК 336.763(47) Н.А. ЗВЯГИНЦЕВА
ББК 65.264-21(2Рос) кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ФСФР РОССИИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
Аргументируется необходимость совершенствования процессов защиты прав инвесторов со стороны государства в целях повышения инвестиционной активности в РФ. Проводится анализ основных показателей деятельности ФСФР России по защите прав и законных интересов инвесторов.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, инвестиционная активность, государственное регулирование рынка ценных бумаг, защита прав инвесторов.
N.A. ZVYAGINTSEVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
STATE REGULATION OF SECURITIES MARKET OF FEDERAL FINANCIAL MARKETS SERVICE (FFMS) OF RUSSIA: ANALYSIS OF KEY PERFORMANCE INDICATORS FOR PROTECTION OF INVESTORS’ RIGHTS
The author explains the necessity to improve the processes of protection of investors' rights by the state in order to increase the investment activity in the Russian Federation. The article analyses the key performance indicators of the FFMS of Russia concerning the protection of the rights and legitimate interests of investors.
Keywords: securities market, investment activity, state regulation of securities market, protection of investor's rights.
Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенной защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за их соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг является в соответствии со ст. 38 федерального закона «О рынке ценных бумаг» одним из важнейших элементов государственного регулирования рынка ценных
бумаг в Российской Федерации [1]. При этом установлено, что контроль за соблюдением прав и законных интересов инвесторов участниками рынка ценных бумаг осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а именно — Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России).
Защита прав и законных интересов является одной из приоритетных стратегических целей деятельности ФСФР России, достижение которой возможно путем совершенствования законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов, а также путем снижения нерыночного инвестиционного рис-
© НА. Звягинцева, 2012
ка на финансовом рынке [2]. Известно, что существуют естественные «рыночные» риски вложений на финансовом рынке, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний-эмитентов. Задача же ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите прав и законных интересов инвесторов на финансовом рынке.
Достижение данной цели (защита прав и законных интересов инвесторов) на современном этапе осуществляется ФСФР России по следующим направлениям:
- повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;
- решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
- усиление ответственности участников финансового рынка;
- совершенствование процедуры поглощений и вытеснений;
- развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.
Для обеспечения эффективной работы ФСФР России по заданным направлениям определены десять бюджетных целевых программ. В данной статье рассматриваются основные задачи и целевые значения бюджетных программ, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов. Конечные, количественно измеримые показатели выполнения бюджетных программ сформулированы исходя из принципов четкости, простоты в понимании и использовании, сравнимости, экономической целесообразности, контролируемости и проверяемости.
Анализируя отчеты о результатах и основных направлениях деятельности ФСФР России, а также бюджетные целевые программы ФСФР России, можно выделить базовые показатели деятельности ФСФР России по защите прав и законных интересов инвесторов за период с 2004 г. по настоящее время (табл. 1).
Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции,
немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Степень успешности решения основной задачи ФСФР России по минимизации «нерыночных» рисков будет находиться в прямой зависимости с повышением инвестиционной активности. Именно поэтому основным показателем, характеризующим эффективность защиты прав и законных интересов инвесторов (табл. 1), является прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке.
Разработка правоустанавливающих норм, направленных на защиту прав владельцев ценных бумаг, в области корпоративного законодательства способствует повышению инвестиционной активности участников этого рынка, обеспечивает привлечение капиталов в реальный сектор экономики. Одновременно оперативное реагирование ФСФР России на нестандартные, потенциально конфликтные, дестабилизирующие ситуации на фондовом рынке также необходимо и для самих эмитентов, и, безусловно, для инвесторов. Для оценки решения этой задачи ФСФР России необходимо приведение существующих правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг в соответствие с принципам Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) и принципами корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).
Кроме того, совершенствование системы раскрытия информации означает создание достаточных правовых условий получения инвесторами необходимой им информации для принятия стратегических и тактических инвестиционных решений. Система раскрытия информации должна гарантировать своевременное предоставление инвесторам достоверной информации о публично обращающихся ценных бумагах, эмитентах этих ценных бумаг и их хозяйственной деятельности.
В целом, выполнение этой задачи будет характеризоваться увеличением количества эмитентов, входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации и повышения индекса транспарентности российских компаний (рис. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности ФСФР России по защите прав и законных интересов инвесторов
Показатель Задача 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 (прог- ноз) Целевое значение (срок достижения)
Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе — значению на 2005 г., составляющему 3 557 064 физических лиц), % база 286 314 340 370 400 440 850 (2050)
Количество эмитентов (за исключением эмитентов муниципальных и субфедераль-ных ценных бумаг), входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня (А1 и А2, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации), ед. Обеспечение прав инвесторов через повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке 35 39 44 49 80 100 120 140 125 (2015)
Индекс транспарентности российских компаний, % 46 50 54 55 56 57 60 62 68 (2012)
Соответствие существующих правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг принципам Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) и принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), ед. Обеспечение защиты законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке через внедрение правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг и в области корпоративного права
Количество случаев нарушения законодательства профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в результате которых был причинен крупный массовый ущерб инвесторам, ед. Предупреждение нарушений законодательства на фондовом рынке 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Доля предписаний ФСФР об устранении / недопущении нарушений законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству вынесенных ФСФР подобных предписаний, % 2,5 2,2 2,0 1,8 1,5 1,2 1,0 (2012)
Доля решений ФСФР о приостановлении или аннулировании лицензий профессиональных участников и иных поднадзорных ФСФР России организаций, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству таких решений, % 15 20 18 16 14 12 10 5 (2016)
Источник: [4].
Обеспечение эффективного надзора, в том числе развитие системы пруденциального надзора за деятельностью финансовых посредников и инфраструктурных институтов на фондовом рынке, обеспечение раскрытия информации, необходимой для принятия обоснованного решения при выборе инвесторами профессионального посредника для работы на финансовых рынках, а также способствование принятию наилучших стандартов корпоративного управления эмитентами, является одним из важнейших условий для повышения защищенности прав инвесторов на фондовом рынке и, как следствие, уровня доверия инвесторов. Решение данной задачи приведет к снижению, а в идеале — отсутствию случаев нарушения законодательства профессиональными участниками рынка ценных бумаг (рис. 2).
Если проанализировать данные о количестве принятых постановлений о назначении административного наказания, размещенные на официальном сайте ФСФР России и ее региональных отделений, то среди них доминирует применение ст. 15.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Недобросовестная эмиссия ценных бумаг», ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг», в меньшем количестве — ст. 15.23 «Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг» и ст. 15.22 «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг». При этом вообще не применяются ст. 15.18 «Незаконные сделки с ценными бумагами» и ст. 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг», хотя эти нарушения происходят постоянно.
70 60 50 40 30 20 10 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 1. Индекс транспарентности российских компаний, %
(источник: [4])
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Рис. 2. Доля решений ФСФР России о приостановлении или аннулировании лицензий участников рынка ценных бумаг, вынесенных в связи с нарушениями ими законодательства, % (источник: [4])
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Таблица 2
Обоснование целевых значений некоторых показателей деятельности ФСФР России по защите прав и законных интересов инвесторов
Показатель Целевое значение (срок достижения) Обоснование целевого значения
Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе — значению на 2004 г., составляющему 3 557 064 физических лиц), % 850 (2050) Обеспечение в долгосрочной перспективе увеличения количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке, до уровня 30 млн (20% населения), что соответствует средним показателям стран с развитыми фондовыми рынками
Количество эмитентов (за исключением эмитентов муниципальных и субфедераль-ных ценных бумаг), входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня (А1 и А2, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации), ед. 125 (2015) В качестве ориентира можно рассматривать следующие данные: количество национальных эмитентов, включенных в листинг Фондовой биржи Сан-Пауло (Бразилия) около 375, Стамбульской фондовой биржи (Турция) около 297, Корейской фондовой биржи около 708, Варшавской фондовой биржи (Польша) около 234. Однако показатель ФСФР России охватывает не все эмитенты, включенные в листинг фондовых бирж, а только те, ценные бумаги которых включены в листинг высшего уровня. В этой связи считать данные других рынков в качестве целевых представляется затруднительным, поскольку в таком случае необходимо проводить подробное сравнение критериев и правил включения в листинг фондовой биржи. Более целесообразным представляется подход к установлению целевого показателя как доли эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг. С учетом того, что листинг уровня Б устанавливает более мягкие критерии включения в него ценных бумаг, чем А1 и А2, значение целевого показателя представляется целесообразным установить как 30% от числа эмитентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, но не входят в листинг, т.е. около 125 эмитентов
Индекс транспарентности российских компаний, % 68 (2012) Средний индекс транспарентности по европейским компаниям по данным исследования Standard and Poor's в 2002 г. составил 58%, по компаниям США и Великобритании по 70% соответственно
Источник: [4].
Подобное положение вещей объясняется, в частности, пробелами в законодательстве о ценных бумагах и акционерных обществах, о которых уже было упомянуто выше. Остается лишь повториться, что противоречивость и несовершенство законодательных и нормативных актов необходимо устранить путем разработки новых их версий, ликвидировав недостатки и возможность свободной трактовки действующих актов должностными лицами.
Аргументация смысловой нагрузки указанных в табл. 1 значений целевых показателей деятельности ФСФР России приведено в табл. 2.
Таким образом, очевидно, что достижение установленных значений целевых показателей деятельности ФСФР России по защите прав инвесторов является необходимым условием роста инвестиционной активности. Однако несмотря на важность вышеупомянутых показателей, вызывает сомнение возможность достижения установленных для них значений в конкретно указанные сроки. Так, ФСФР России вынуждена была констатировать, что до настоящего момента остаются нереализованными отдельные важные задачи в области защиты прав и законных интересов инвесторов, без которых вероятность достижения установ-
ленных значений показателей существенно снижается. В частности, до сих пор не осуществлено:
- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- правовое регулирование осуществления выплат компенсаций частным инвесторам на рынке ценных бумаг;
- усиление гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
путем введения новых составов правонарушений и преступлений в сфере финансового рынка.
Активизация деятельности государственных регуляторов и, в первую очередь, ФСФР России по данным направлениям будет способствовать достижению установленных целевых показателей деятельности ФСФР России по защите прав инвесторов и, в конечном итоге, привлечению дополнительных ресурсов в российскую экономику.
Список использованной литературы
1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006—2008 гг. [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. URL: http: //www.fcsm.ru.
Referenses
1. O rynke tsennykh bumag [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 22 aprelya 1996 g. № 39-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Strategiya razvitiya finansovogo rynka RF na 2006—2008 gg. [Elektronnyi resurs]: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 1 iyunya 2006 g. № 793-r. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. Strategiya razvitiya finansovogo rynka RF na period do 2020 g. [Elektronnyi resurs]: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 dek. 2008 g. № 2043-r. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. URL: http: //www.fcsm.ru.