Оригинальная статья/Original article_
УДК 338.43:631.147
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-2-296-305_
Государственное регулирование рынка органической продукции _в России_
_Валентина М. Кручинина 1 [email protected]_
1 Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Хорошевское шоссе, 35, к. 2, г.
Москва, 123007 Россия_
Реферат. Рынок органической продукции и спрос на качественные продукты в мире растет стремительно. В России он только формируется. В Европейском союзе выстроена эффективно функционирующая система регулирования производства и использования органических продуктов. Цель исследования заключалась в сравнении действующего европейского и отечественного законодательства в области органического сельского хозяйства для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства, что будет способствовать развитию рынка органических продуктов. Автор использовал методы: абстрактно-логический, анализ, сравнение, индукция, дедукция, монографический. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: в настоящее время нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов, требований не только российских, но и международных. Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в период экономического кризиса, санкций и антисанкций, членства страны в ВТО и т. п. Оттого как быстро завершится его становление зависит положение России на международном органическом рынке. В России до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания. Разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России, что позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и предоставит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке. Результаты, полученные автором, в дальнейшем могут быть использованы участниками рынка органической продукции на практике и правительством при выработке специальных законов и подзаконных актов. Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, органическое производство, добровольная сертификация, стан-
дарты^оответствие^ынок^рганической^родукци^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^и _State regulation of organic products market in Russia_
_Valentina M. Kruchinina 1 [email protected]_
1 All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Khoroshevskoe highway, 35. 2, Moscow, 123007 Russia_
Summary. The organic products market and the demand for quality products in the world are growing rapidly. In Russia it is only being formed. The European Union has an efficiently functioning system for regulating the production and use of organic products. The purpose of the study was to compare the current European and domestic legislation in the field of organic agriculture to develop proposals for the further improvement of domestic legislation, which will contribute to the development of the organic products market. The author used methods: abstract-logical, analysis, comparison, induction, deduction, monographic. As a result of the research, the author came to the following conclusions: at present, the regulatory and legal system for regulating the organic products market in Russia is a set of laws, standards, requirements not only Russian but also international. It includes both special legal acts and general economic ones, as well as federal as well as regional ones. Formation of the legal field in this area occurs during the economic crisis, sanctions and unsanctions, the country's membership in the WTO, etc. On how quickly its completion will depend on the position of Russia in the international organic market. In Russia there is still no law coordinating organic production. Adoption of the law on the production and circulation of organic products will ensure the development of ecological farming, as well as the production of quality and safe food. The development of forms and methods of state regulation of the organic products market will create conditions for the evolution of organic farming and farming in Russia, which will ensure that not only citizens of the country will be provided with environmentally friendly products, but will also provide an opportunity for domestic organizations to become full-fledged players on the international organic market. The results obtained by the author, in the future
can be used by market participants of organic products in practice and the government in the development of special laws and by-laws._
Keywords: regulatory and legal regulation, organic production, voluntary certification, standards, conformity, organic products market
Введение
Во всем мире параллельно с традиционным развивается органическое сельское хозяйство. Последние исследования говорят о том, что в таких странах как США, Европейский Союз и Япония спрос на органические продукты превышает предложение, а интерес потребителей и рост рынков органических продуктов во всем мире имеет восходящий
Для цитирования Кручинина В.М. Государственное регулирование рынка органической продукции в России // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 2. С. 296-305. ёо1:10.20914/2310-1202-2017-2-296-305
тренд. В России рынок органических продуктов находится в стадии формирования, но имеет тенденции к существенному развитию. Это обусловлено как спросом, поскольку часть населения озабочена безопасностью традиционных продуктов питания и сужением ассортимента из-за санкций, так и предложением, когда отдельные энтузиасты стали поставлять на рынок экологически чистые продукты, которые дороже традиционных,
For citation
Kruchinina F.S. State regulation of organic products market in Russia. Vest-nik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. vol. 79. no. 2. pp. 296-305. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-2-296-305
но потребители готовы платить премию за органически выращенные продукты. Исследуемый рынок привлекателен для российских фермеров, так как он может обеспечить доступ к прибыльным и стабильно развивающимся рынкам Европы, Азии и США. Но для выхода на него необходимо пройти международно признанную сертификацию. В США и европейских странах разработаны механизмы регулирования для органического сельского хозяйства. В России же до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа действующего европейского и отечественного законодательства в области органического сельского хозяйства сделать вывод о соответствии отечественных регулируемых законодательных актов по исследуемой теме международным нормам и правилам, а также выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законотворчества, способствующего развитию рынка органических продуктов.
По мере исследования автор использовал методы: абстрактно-логический, анализ, сравнение (при изучении европейского и отечественного законодательства по регулированию рынка органической продукции); экономико-статистические (при анализе экономических показателей рынка органических продуктов); монографический метод (при выработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования органического рынка).
Таблица 1.
Развитие органических сельскохозяйственных земель в России, Казахстане и Украине в 2011—
2014 гг., га
Table 1.
Development of organic agricultural land in Russia, Kazakhstan and Ukraine in 2011-2014, hectares
При написании работы автор пользовался информационными материалами: международными и российскими документами и нормативно-правовыми актами по органическому сельскому хозяйству, научными статьями и публикациями по данной тематике, полученными через интернет и опубликованными в печатных периодических изданиях.
Результаты и обсуждение
Одно из современных мировых продовольственных направлений - органическое сельское хозяйство активно набирает темпы в большинстве стран мира. В 2015 г. его развитие получило в 179 странах на площади 50,9 млн га. Органическим производством занимаются 2,4 млн сертифицированных производителей, а органический размер мирового рынка в 2015 г. составил 81,6 млрд долл.
В России под органическим сельским хозяйством занято 385,1 тыс. га. Из бывших советских республик Казахстан и Украина опережали Россию до 2014 г. по размеру органических площадей, при этом среднегодовой темп роста в России был выше, чем в этих республиках (таблица 1). В 2015 г. Россия обогнала Казахстан по площади под органическим сельским хозяйством, однако уступает Украине как по площади, так и по количеству производителей и переработчиков. В России в органическом производстве работают 82 сертифицированных производителя и 37 переработчиков, украинский же рынок представлен 210 производителями и 110 переработчиками.
Страна Годы Years 2015 к 2014, %
Countries 2011 2012 2013 2014 2015 2015 to 2014, %
Россия Russia 126848 146251 144254 245846 385140 1,6 раз
Украина Ukraine 270320 272850 393400 400764 410550 102,4
Казахстан Kazakhstan 196215 291203 291203 291203 303381 104,2
Источник: ПБЬ, Швейцария, 2017
Система регулирования в области органического сельского хозяйства в России только начинает складываться. Государство в различных документах отмечает важность нового направления в развитии сельского хозяйства. Так, в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, что, хотя органическое сельское хозяйство является
быстрорастущим рынком, но спрос на его продукцию пока не удовлетворен, кроме того оно выступает одной из потенциальных точек роста для сельских поселений.
Указывается, что формирование и развитие органического сельского хозяйства в России позволит:
— ввести в оборот значительную часть брошеных посевных площадей;
— обеспечить занятость сельского населения в регионах, где производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время сократилось;
— создать имидж России на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции и обеспечить тем самым более высокие цены на экспортируемые сельскохозяйственные товары;
— обеспечить внутренний продовольственный рынок отечественной продукцией высокого качества [1].
В Концепции развития системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что развитие стандартизации органического сельского хозяйства обеспечит безопасность и повысит конкурентоспособность продукции АПК.
В Концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» развитие сельского хозяйства в области производства органической продукции названо одним из условий для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития.
Для реализации этих и других преимуществ необходима выработка соответствующих правовых и нормативных документов, направленных на изменение приоритетов развития национальной сельскохозяйственной политики. Создание стабильной системы органического сельского хозяйства связано со многими организационными и правовыми проблемами. В России до настоящего момента нет закона, координирующего органическое производство. Принятие закона о производстве и обороте органических продуктов обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания.
В Государственной думе на рассмотрении находится проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства)», который будет устанавливать правовые основы регулирования отношений в области производства и реализации органической продукции. В представленном проекте определены основные понятия (органическая продукция, органический пищевой продукт, органическое производство и др.), полномочия органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, принципы производства и оборота органической продукции, основы
сертификации и др. Однако по своей сути закон является рамочным, условия производства, хранения, реализации и сертификации упорядочиваются ГОСТами.
В ГОСТах детализируются правила производства и оборота органических продуктов. Первым документом, где они устанавливались, были СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, в которые в 2008 г. внесен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам». Раздел содержит условия для производства сельскохозяйственной продукции растениеводства, животноводства, птицеводства и пчеловодства без применения пестицидов, химических удобрений, ГМО и др., а также разрешенные пищевые добавки и технологические вспомогательные средства, агрохимикаты, средства контроля за численностью вредителей и борьбы с болезнями растений, используемые при производстве органических продуктов и т. п.
С 2014 г. ежегодно принимаются стандарты по органическому производству. Так, первым стандартом стал Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», устанавливающий термины и определения в сфере производства, состава и свойств пищевых органических продуктов и продуктов их переработки, произведенных органическим сельским и лесным хозяйствами, водными экосистемами и пчеловодческими хозяйствами.
ГОСТ Р 56104-2014 определяет органическое сельское хозяйство как производственную систему, улучшающую экосистему, сохраняющую плодородие почвы, защищающую здоровье человека, принимающую во внимание местные условия, опирающуюся на экологические циклы и при этом сохраняющую биологическое разнообразие, и которая не использует компоненты, способные принести вред окружающей среде. Органическое землепользование сочетает в себе традиционные методы ведения хозяйства, инновационные технологии и современные научно-технические разработки, которые благотворно сказываются на окружающей среде и, обеспечивая тесную взаимосвязь между всеми формами жизни, включенными в данную систему, поддерживают и обеспечивают их благоприятное развитие.
Производство с использованием правил органического производства, установленных на всех стадиях органического производства,
подготовки и оборота, является органическим производством. Оно основано на использовании природных, биологических и возобновляемых ресурсов. Кроме этих определений стандарт содержит определения зон, стадий и правил органического производства, органического сырья, видов органических пищевых продуктов и др.
Правила производства и обращения органической продукции декларируются Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». Согласно которому, продукцией органического производства (органической продукцией) является продукция
растительного, животного и микробного происхождения, аквакультуры (натуральные, обработанные или переработанные), которая употребляется человеком в пищу, используется как корм животных, посадочный и посевной материал, полученная в результате производства, сертифицированного на соответствие требованиям ГОСТ Р 56508-2015. ГОСТ определяет общие правила при производстве органической продукции (рисунок 1), порядок ведения органического растениеводства, животноводства, пчеловодства и выращивания, разведения и содержания объектов аквакультуры, а также правила сбора, упаковки, транспортировки и хранения продукции органического производства.
Рисунок 1. Общие правила производства органической продукции
Figure 1. General rules for the production of organic products
Источник: составлен автором на основании ГОСТ Р 56508-2015
Стандарт предусматривает переходный период при преобразовании хозяйства традиционного производства в органическое, который различается применительно к отраслям сельскохозяйственного производства. В переходный период действует запрет на маркировку и реализацию произведенной продукции как органического продукта.
ГОСТ 56508-2015 разработан в соответствии с международными документами, такими как Регламент Совета (ЕС) от 28 июня 2007 г. № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС № 2092/91
(официальный бюллетень Европейского Союза от 27 июля 2007 г.) и Регламент Комиссии (ЕС) от 5 сентября 2008 г. № 889/2008 с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции в отношении органического производства, маркировки и контроля продукции (официальный бюллетень Европейского Союза от 18 сентября 2008 г.), стандарт Комиссии Кодекс Алимента-риус «Руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов (GL 32-1999, REV. 1-2001)», Базовые стандарты IFOAM.
Стандарт не затрагивает такую важную об- являются значительным сегментом органиче-
ласть органического рынка как сбор и перера- ского производства. В 2015 г. площадь под дико-
ботка дикоросов. Хотя дикорастущие продукты - росами составляла 39669,3 тыс. га или 43,4%
ягоды, плоды, грибы, травы, аквакультуры - от всех органических земель (таблица 2).
Таблица 2.
Органические площади сельскохозяйственных и других земель по регионам в 2015 г., тыс. га
Table 2.
Organic areas of agricultural and other lands by regions in 2015, thousand hectares
Регион Region Сельскохозяйственные земли Agricultural land Аквакультуры Aquaculture Лесные земли Forest lands Пастбища на землях не сельскохозяйственного назначения Pastures on non-agricultural land Дикорастущие культуры Wild cultures Прочие сельско-хозяйственные земли Other ag-ricultu-ral lands Всего Total
Африка Africa 1683,5 - 38,4 - 11905,0 - 13626,9
Азия Asia 3965,3 27,5 0,1 5522,9 1,5 9517,3
Европа Europe 12717,0 - 19,5 8,1 17658,8 - 30403,4
Латинская Америка Latin America 6744,7 3,8 - - 4221,1 10,3 10979,9
Северная Америка North America 2973,9 - 208,7 - 54,6 - 3237,2
Океания Oceania 22838,5 - - - 0,8 - 22839,3
Мир World 50922,9 31,3 266,7 8,1 39363,2 11,8 90604,0
Источник: ЕШЬ 2017
Во многих российских областях сбор дикоросов оформляется в виде отдельной отрасли экономики регионов. Особенно это относится к Сибири и Дальнему Востоку. Так, в Томской области в течение последних лет сбор дикоросов превратился в динамично развивающийся сектор хозяйства. С начала 2000-х гг. в регионе принято несколько документов, способствующих его формированию и развитию. К ним относятся распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.05.2004 № 327-р «О мерах по повышению эффективности заготовки и переработки дикоросов, рыбы, лекарственного и технического сырья в Томской области», Концепция развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в Томской области на 2007-2010 годы, Государственная программа «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2015 годы» и др.
Кроме того, в рамках создаваемого инновационно-территориального центра «ИНО ТОМСК» должен сформироваться кластер возобновляемых природных ресурсов, для чего принята программа «Развитие инновационно-промышленного кластера возобновляемых природных ресурсов Томской области до 2020 года», который связывает участников по 4-м направлениям: «рыбохозяйственный комплекс», «лесное хозяйство», «заготовка и глубокая переработка дикорастущего сырья», «охотничье хозяйство». Продукция из дикоро-сов востребована на российском и международном рынках.
В кластер вовлекаются крупные производители и переработчики возобновляемых природных ресурсов, научные и учебные учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства, а также трудоспособное население. Возможность создания кластера
обусловлена, по мнению разработчиков программы, следующими преимуществами:
— благоприятным инвестиционным климатом в регионе;
— существование в регионе устойчивой производственной кооперации между организациями-участниками кластера (малый бизнес использует свободные производственные мощности крупных компаний для производства пробных партий новой продукции; реализация совместного проекта лидером рынка и малым инновационным предприятием; предоставление технологических услуг малому бизнесу и начинающим компаниям по отработке рецептуры, состава и качеству продукции);
— сложившаяся практика сотрудничества вузов и организаций;
— организации кластера обладают значительным потенциалом импортозамещения;
— наличие у организаций опыта экспортных операций и сертификации продукции (сертификат «БИО») для усиления присутствия в секторе экологической продукции продуктового рынка стран ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако власти региона не предусматривают вовлечение в кластер организации потребительской кооперации Центросоюза, хотя райпо и райпотребсоюзы традиционно присутствуют на рынке возобновляемых природных ресурсов [2]. До настоящего времени организации потребительской кооперации Томской области заготавливают дикорастущие плоды и ягоды, черемшу, папоротник и др. Включение существующей инфраструктуры заготовок потребкооперации в инфраструктуру создаваемого кластера позволит расширить охват как организаций области, так и трудовых ресурсов, что положительно скажется на благосостоянии сельского населения [2, с. 261].
Создаваемый кластер возобновляемых природных ресурсов направлен на построение модели комплексного управления возобновляемыми природными ресурсами и объединит в границах Томской области основные центры сбора и глубокой переработки дикоросов, обеспечит создание логистических цепочек поставки ресурсов, будет способствовать решению задач продовольственной безопасности и импортозамещения в лесохозяйственном комплексе, охотничьем хозяйстве, рыбохозяй-ственном комплексе и комплексе глубокой переработки дикорастущего сырья.
Не урегулирование на федеральном уровне базовых условий (нормативно-правовых, финансовых, регуляторных, инфраструктурных, институциональных) для развития промышленной переработки дикоросов мешает вовлечению возобновляемых природных ресурсов в страновой экономический оборот, сдерживает развитие промышленного сектора глубокой переработки дикоросов, тормозит систему продвижения органической продукции на российский и международные рынки и интеграции с другими секторами экономики [4, с. 270]. Формирование рынка дикоросов содействует становлению рынка органической продукции как полноценного сектора экономики [5, с. 145].
В 2016 г. принят Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» (САС/ОЬ 32-1999, ШО), разработанный Россией и к которому присоединились Республики Кыргызстан и Таджикистан. Стандарт устанавливает требования к производству (изготовлению) хранению, транспортированию и реализации продукции органического производства. Положения ГОСТ 33980-2016 идентичны положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56508-2015.
С 01.01.2017 г. действует Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», которым установлен единый порядок добровольной сертификации органического производства на соответствие требованиям ГОСТ 56508. Его действие распространяется на органы по сертификации органического производства, юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение сертификата соответствия органического производства, а также держателей такового сертификата. Добровольная сертификация состоит из нескольких стадий:
• организация работ (подача заявки организацией или индивидуальным предпринимателем в сертифицирующий орган, ее регистрация и анализ для определения возможности сертификации, при положительном решении заключается договор на проведение сертификации органического производства, формируется комиссия по сертификации);
• первый этап - предварительная (заочная) оценка (заявитель в комиссию предоставляет документы и сведения, необходимые для достижения целей сертификации) осуществляется без выезда к заявителю;
• второй этап - проверка и оценка органического производства с выездом к заявителю (рисунок 2).
В процесс сертификации включаются инспекционные контроли в течение срока действия сертификата и ресертификация органического производства до окончания срока действия сертификата.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели Legal entities,
Individual ipnliepiqneurs-
подача заявки
Сертифицирующая организация Certifying organization
Регистрация заявки о проведении сертификации
Registration of the application for certification
Возможность сертификации The possibility оf certification
Мотивированный отказ Motivated failure
Заключение договора I этап II этап
Conclusion of the con- Stage I Stage II
tract
I
Выдача сертификата Extradition Certificate
Отказ от выдачи Сертификата Refusal of issue Certificate
Рисунок 2. Этапы проведения добровольной сертификации органического производства Figure 2. Stages of voluntary certification of organic production
Источник: составлен автором по ГОСТ Р 57022-2016
К объектам сертификации относятся процессы производства органической продукции на всех этапах производственной цепочки, состоящей из процесса производства, переработки, хранения, упаковки, маркировки и транспортирования. Результатом сертификации является выдача сертификата, одновременно с которым орган сертификации предоставляет его держателю письменное разрешение на использование знака соответствия Системы сертификации, в которой был выдан сертификат на органическое производство.
Принятие ГОСТ Р 57022-2016 - важный этап развития отечественного рынка органической продукции, т. к. безусловным условием отнесения организации к органической является ее сертификация. При отсутствии закона об экологическом производстве, регламентирующем использование слов «эко», «органик», «био», «экологический», «органический» и «биологический» на упаковке продукции,
недобросовестные производители и продавцы, используя их без должного основания, вводят в заблуждение покупателей. За рубежом даже введен термин «гринвошинг» - зеленый камуфляж (от англ. green - зеленый и whitewash -отбеливание), когда в маркетинге применяются технологии придания репутации экологичности.
Нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов, требований не только российских, но и международных (таблица 3). Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в период экономического кризиса, санкций и антисанкций, членства страны в ВТО и т. п. Оттого как быстро завершится его становление зависит положение России на международном органическом рынке.
Таблица 3.
Система нормативно-правого регулирования российского рынка органических продуктов
Table 3.
The system of regulatory and legal regulation of the Russian market of organic products
Сфера распространения Sphere of distribution Наименование нормативно-правового документа Name of the normative legal documen
Прямого действия Direct action
Международные документы и нормативно-правовые акты International instruments and regulations Комиссия Кодекса Алиментариус «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания»; Регламент совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и прекращении действия Регламента ЕЭС № 2029/91; Регламент комиссии (ЕС) № 889/2008 от 05.09.2008 г. с положениями о порядке исполнения Регламента совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции в отношении экологического производства, маркировки и контроля продукции; Закон об исполнении правовых актов Европейского сообщества в сфере экологического сельского хозяйства; Нормативные требования ШОАМ для системы органического производства и переработки и др.
Специальные законы РФ Special laws of the Russian Federation Проект закона «Об органическом производстве и обороте продукции»
Международный стандарт International Standard Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»
Национальные стандарты National standards Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования»; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»
Региональные документы и нормативно-правовые акты РФ Regional documents and normative-legal acts of the Russian Federation Закон Ульяновской области от 05.07.2013 г. № 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области»; Закон Краснодарского края от 01.11.2013 г. № 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае»; Закон Воронежской области от 30.12.2014 г. № 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области»; Постановление правительства Белгородской области от 29.08.2011 г. № 324-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы»; Кодекс добросовестного землепользователя Белгородской области от 26.01.2015 г. № 14-пп
Частные стандарты Private Standards Стандарт организации НП «Экологический союз» СТО ЛЖ 2.03.9900-14-1.0 «Органическая сельскохозяйственная продукция. Требования к производству и переработке. Правила применения»; Стандарт организации «Агрософия» «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции»; Стандарт производства органической сельскохозяйственной продукции и ее переработки (Листок жизни. Органик - Экологический союз)
Общехозяйственные законодательные акты
Международные документы и нормативно-правовые акты International instruments and regulations Модельный закон «Об экологическом агропроизводстве» (принят на Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ. Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-8)
Законы РФ Laws of the Russian Federation Гражданский кодекс; Налоговый кодекс; Земельный кодекс; Федеральный закон от29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве; Федеральный закон от 07.07.2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» и др.
Международные регламенты ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции; ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»; ТР ТС 027/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» и др.
Источник: составлена автором
Для регулирования органического рынка используется также программно-целевой метод. Хотя в концепциях развития различных аспектов экономики России отмечается важность органического производства, но общероссийская программа его развития не принята. Первые шаги по экологизации сельского хозяйства сделаны в Белгородской области, где принята Долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы».
Необходимость ее принятия обусловлена широким распространением химико-техногенной интенсивной системой земледелия, которая хотя и увеличила урожайность сельскохозяйственных культур, но сопровождается значительными затратами энергии, труда, средств. Результатом промышленного подхода к сельскому хозяйству области, широкому внедрению высокозатратных интенсивных систем земледелия утрачен агробиологический принцип природопользования как фактор энергосбережения. Многовековое использование почвенных ресурсов для земледелия привело к ряду отрицательных явлений: сплошной распашке земли, истреблению лесов, нарушению дернины естественной травяной растительности, что привело к развитию крупномасштабных эрозионных процессов, сокращению гумусового фонда, разрушению структуры почвы, ухудшению ее физических свойств и водного режима и т. д.
Разработчики программы учли, что государственный планово-нормативный метод недостаточен как с точки зрения ресурсного обеспечения, так и с точки зрения системного решения проблемы биологизации земледелия в области. Поэтому с учетом масштабности задач, связанных с проведением в аграрном секторе работ по переходу к биологической системе земледелия, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, т. к. он охватывает большой комплекс проблем с учетом рационального использования сельхозпроизводства, бюджетных и внебюджетных источников.
Целями программы поставлены обеспечение устойчивого сельскохозяйственного производства в условиях глобальных изменений климата, увеличение площадей многолетних трав, поддержка плодородия почвы, снижение негативного влияния экономических и природных рисков за счет внедрения биологической системы земледелия и перехода сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности на дифференцированные севообороты и др.
На выполнение программы предполагается направить 3302,48 млн руб. в 2011-2018 гг., в т. ч. из средств федерального бюджета -1210,8 млн руб., средств областного бюджета -1033,2 млн руб. и внебюджетных источников -2148,7 млн руб.
Заключение
В условиях неразработанности мер государственного регулирования органического рынка у России мало вероятности присутствовать на международном рынке органической продукции как полноправный партнер. Это ставит отечественных производителей в неравные условия с иностранными товаропроизводителями, т. к. последним открыт неограниченный доступ на рынок России (особенно в условиях членства России в ВТО), когда поставляется продукция, произведенная в соответствии со стандартами, установленными государствами-экспортерами применительно к органической продукции. Вместе с тем нет единых международных нормативно-правовых актов, регулирующих производство, сертификацию и оборот органической продукции, обязательных к применению. Кроме того, необходимо принимать в расчет аграрную политику государств-членов ЕС, США и др., характеризующуюся отчетливо выраженным протекционизмом в отношении собственных производителей сельхозпродукции, в т. ч. и органической.
Поддержка органических сельхозпроизводителей относится к «зеленой корзине» ВТО, но она должна сопровождаться специальной программой. Однако в проекте Закона о производстве и обороте органической продукции государственная поддержка производителей органической продукции, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляется в форме и методами, предусмотренными законодательством России, для сельскохозяйственного производства. Законодатель не выделяет производителей органической продукции из всей массы сельхозпроизводителей в отдельную группу.
Разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России, что позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и обеспечит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке.
ЛИТЕРАТУРА
I Marian L. и др. The role of price as a product attribute in the organic food context: An exploration based on actual purchase data // Food Quality and Preference. 2014. T. 37. C. 52-60.
_ Кручинина В.М. Проблемы государственно-кооперативного партнерства // Вестник Белгородского университета кооперации экономики и права. 2016. № 2 (58). С. 249-256.
.1 Кручинина В.М., Рыжкова С.М., Гасанова Х.Н. и др. Потребительская кооперация на рынке органической сельскохозяйственной продукции России // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 1. С. 71-78.
4 Рыжкова С.М. Развитие рынка органических продуктов в мире и России / Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условия, М.: Дашков и К, 2017. С. 268-281
5 Рыжкова С.М. Мировой рынок плодоовощной продукции: тенденции и направления // Вестник института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2016. № 1. С. 176-186.
6 ШарковаАВ. Тенденции развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации / Теоретические и прикладные аспекты развития современного предпринимательства. Монография М: Перо, 2014. 346 с.
7 Шаркова А.В. Развитие инновационно-технологического бизнеса и факторы, его определяющие / Предпринимательство и бизнес: финансово -экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития: монография, М.: Дашков и К, 2016. С. 370-382
8 Wilier Н.. Lernoud Ju. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2016. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL), Frick, IFOAM Organics International, Bonn.
REFERENCES
1 Marian L. et al. The role of price as a product attribute in the organic food context: An exploration based on actual purchase data. Food Quality and Preference. 2014. vol. 37. pp. 52-60.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Валентина М. Кручинина к.т.н., ведущий научный сотрудник, отдел маркетинга и развития продуктовых рынков, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 2, г. Москва, 123007 Россия , [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА Валентина М. Кручинина написала рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 17.03.2017 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 19.05.2017
2 Kruchinina V.M. The problems of state-cooperative partnership. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii ekonomiki i prava [Proceedings of Belgorod University of cooperation Economics and law]. 2016. no. 2 (58). pp. 249-256. (in Russian).
3 Kruchinina V.M., Ryzhkova S.M., Gasanova Kh.N. i dr. Consumer cooperation in the market of organic agricultural products of Russia. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia]. 2017. no. 1. pp. 71-78. (in Russian).
4 Ryzhkova S.M. Razvitie rynka organich-eskikh produktov v mire i Rossii, Razvitie predprini-matel'stva i biznesa v sovremennykh usloviya [The development of the market for organic products in Russia and the world. In: the Development of entrepreneurship and business in modern conditions]. Moscow, Dashkov i K, 2017. pp. 268-281. (in Russian).
5 Ryzhkova S.M. World fruit and vegetable market: trends and directions. Vestnik instituta druzhby narodov Kavkaza Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym kho-zyaistvom [Bulletin of Institute of friendship of peoples of the Caucasus Theory of Economics and national economy management]. 2016. no. 1. pp. 176-186. (in Russian).
6 Sharkova A.V. Tendentsii razvitiya innovatsion-nogo predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii. Teoretiches-kie i prikladnye aspekty razvitiya sovremennogo predprini-matel'stva. Monografiya [Tendencies of development of innovative entrepreneurship in the Russian Federation. In Theoretical and applied aspects of modern business. Monograph]. Moscow, Pero. 2014. 346 p. (in Russian).
7 Sharkova A.V. Razvitie innovatsionno-tekhnologicheskogo biznesa i faktory, ego opredelyay-ushchie. Predprinimatel'stvo i biznes: finansovo-ekonomicheskie, upravlencheskie i pravovye aspekty ustoichivogo razvitiya: monografiya [Development of innovative-technological business and the factors determining it. In Entrepreneurship and business: financial, economic, managerial and legal aspects of sustainable development: monograph]. Moscow, Dashkov i K, 2016. 370-382 p. (in Russian).
8 Wilier H., Lernoud Ju. (Eds.) The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2016. Research Institute of Organic Agriculture (FiBL), Frick, IFOAM Organics International, Bonn.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Valentina M. Kruchinina candidate of economical sciences, leading researcher, department of marketing and development of food markets, All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Khoroshevskoe highway, d. 35, Bldg. 2, Moscow, 123007 Russia, [email protected]
CONTRIBUTION Valentina M. Kruchinina wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest. RECEIVED 3.17.2017 ACCEPTED 5.19.2017