УДК 351.823 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-102-107
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫБОХО ЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аношина доктор экономических наук, профессор кафедры экономики,
Юлия Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Федоровна г. Москва, Новочерёмушкинская ул., 69]. E-mail: [email protected]
Наумкина кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики,
Татьяна Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Васильевна г. Москва, Новочерёмушкинская ул., 69]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Достижение целей и решение задач, нацеленных на ускоренное развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, возможно только при создании механизмов государственного регулирования, способствующих повышению инвестиционной привлекательности рыбной отрасли, обновлении и модернизации основных производственных фондов и объектов инфраструктуры, в т.ч. строительстве современного рыбопромыслового флота и высокотехнологичных рыбоперерабатывающих предприятий, повышении глубины переработки производимой рыбной продукции и увеличении доли данной продукции при экспортных поставках. В статье проведен анализ регулирования рыбохозяйственного комплекса страны. Выявлены проблемы законодательного обеспечения развития рыбной отрасли. Как раз совершенствование механизма государственного регулирования в данном секторе экономики России становится объективным условием и потребностью практики его современного рыночного хозяйствования. Оценено текущее положение рыболовецкого флота страны.
Ключевые слова: политика, экономика, промышленность, государственная программа, государственное регулирование, рыбная отрасль, рыбохозяйственный комплекс, рыбохозяйственная деятельность, водные биологические ресурсы.
Российская Федерация занимает 4-е место по протяженности береговой линии1, имеет выход к 13 морям, на ее территории протекает более 2-х млн. рек. Страна занимает четвертое место по объему добычи рыбы и морепродуктов после Китая, Индонезии и США.
По данным Федерального агентства по рыболовству, в 2018 г. было добыто более 5 млн. т рыбы и других водных биологических ресурсов. Был установлен рекорд последних 26 лет.
Таблица 1
Динамика вылова водных биологических ресурсов пользователями и освоение квот добычи в РФ
Показатель Период (+,-) 2018 от
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018г. 2017 г. 2015 г.
Объем добычи, тыс.т 4382 4682 4775 5033 258 651
Квота, тыс.т 5890 5570 5790 4540 -1250 -1350
Доля освоения квоты, % 74,4 84,1 82,5 110,9 28,4 п.п. 36,5 п.п.
Источник: сайт Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). - Режим доступа: http://www.fish.gov. ги/
За 2015 - 2018 гг. наблюдается увеличение объемов добычи рыбы. Кроме того, эффективность рыбохозяйственной деятельности увеличивается: 2018 г. доля освоения квот превысила 100%, в то время как в 2017 г. освоение квот составило 82,5 %. В 2019 г. отмечено небольшое снижение на 2 % (выловлено 4,9 млн. т.). При этом за январь-февраль 2020 г. рост объема добычи составил более 11,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года2.
Основной вклад в общероссийскую добычу водных биологических ресурсов приходится на Дальневосточный бассейн (в 2019 г. более 70% от всего объема вылова) (табл. 2).
В 2018 г. инвестиции в рыболовство и рыбоводство выросли до 36,8 млрд. рублей, что на 28% больше предыдущего года. Это дает возможность увеличить объемы производства и способствует замещению импортных продуктов на отечественном рынке. По данным Росрыболовства, растет объем инвестиций на создание новых рыболовных судов. В рамках механизма инвестиционных квот в 2019 г. были заключены более 40 договоров на строительство рыбопромыслового флота общей стоимостью 166 млрд руб.
1 После Канады, Гренландии и Индонезии.
2 Официальный сайт Росстата.- Режим доступа: https://www.gks.ru/
Таблица 2
Динамика вылова водных биологических ресурсов по бассейнам в РФ, тыс. т.
Показатель Период 2019г. в % к
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.* 2018 г. 2015 г.
Вылов водных биологических ресурсов-всего 4382,1 4682,2 4774,5 4148,4 4 062,1 97,9 92,7
в т.ч.:
Дальневосточный бассейн 2853,2 3134,3 3111,8 2 902,1 2 903,9 100,1 101,8
Северный бассейн 550,9 566,7 569,2 520,7 429,5 82,5 78,0
Западный бассейн 65,2 74,0 75,8 58,5 62,5 106,8 95,9
Азово-Черноморский бассейн 95,7 103,5 90,1 51,6 52,5 101,7 54,9
Волжско-Каспийский бассейн 68,2 68,8 71,9 37,3 43,9 117,7 64,4
Конвенционные районы, исключительные экономические зоны иностранных государств и открытая часть Мирового океана 704,4 682,8 803,8 549,6 541,0 98,4 76,8
Источник: сайт Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). - Режим доступа: http://www.fish.gov. ги/ *на 14.10.2019г.
По итогам 2019 г. российский экспорт рыбы и ракообразных вырос на 4,3% и достиг 5,4 млрд. долларов. Однако объем поставок снизился на 6,2% до 2,1 млн. т. В начале 2020 г. экспорт рыбы продолжил рост. За период с 1 января по 15 марта 2020 г. экспорт рыбы на 7% превысил показатели аналогичного периода прошлого года.1
В целом последние несколько лет рыбохозяйственный комплекс России стабильно развивается. В частности, этому способствует реализация государственных программ. Так, с 2014 г. начала действовать Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса», рассчитанная до 2020 г.2 Программа позволила, в частности, создать условия для повышения эффективности добычи водных биологических ресурсов, в том числе для обеспечения интересов Российской Федерации в области рыболовства на международном уровне; способствовала сохранению ресурсно-сырьевой базы рыболовства, в том числе путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и стимулирования развития аквакультуры; расширению проведения научных исследований и разработок, в том числе экосистемных, развитию научно-технического потенциала комплекса; стимулированию модернизации основных производственных фондов.
30 марта 2018 г. Правительством Российской Федерации была принята новая редакция программы, которая предусматривает увеличение финансирования развития рыбохозяйственного комплекса в 2018- 2020 гг. на 4,3 млрд. руб.3
Госпрограмма была дополнена положениями по опережающему развитию отдельных территорий. В 2019 г. программа была продлена до 2024 г.4 Общий объем финансирования из федерального бюджета на 2021-2024 гг. составит более 48 млрд руб. В ее состав включили правила предоставления
1 Важно отметить, что в товарной структуре российского экспорта только 0,6% приходится на готовую или консервированную рыбу, тогда как в товарной структуре импорта 13,3% приходится на такую продукцию.
2 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
3 Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [Электронный ре-сурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
4 Постановление Правительства РФ от 27.03.2019 № 324 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на развитие аквакультуры.
В ноябре 2019 г. была утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.1 Реализация документа будет способствовать обновлению производственных фондов, развитию перерабатывающих мощностей, и созданию привлекательных условий для притока инвестиций в отрасль.
За последние годы проделана большая работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере.
Так, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с 1 января 2016 г. введен запрет на применение плавных (дрифтерных) сетей при промысле тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В результате запрета уловы лососей на Камчатке, вдоль восточного побережья которой работали японские и российские дрифтерные суда, увеличились на 78%. Так, если в 2013 г. вылов тихоокеанских лососей составлял 132 тыс. тонн, то в 2017 г. - 241,3 тыс. тонн лососей. Вылов горбуши вырос более чем в 4 раза - с 38,3 тыс. тонн в 2013 г. до 161,5 тыс. тонн в 2017 г. Инвестиции в рыбо-хозяйственный комплекс Камчатского края после введения запрета в 2016 г. составили 5,04 млрд. рублей (против 3,1 млрд. рублей в 2015 г.]. За первые 6 месяцев 2017 г. объем инвестиций по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился еще на 235%.
Значительные изменения в правовой базе произошли в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова] водных биологических ресурсов».
В частности, законом был увеличен с 10 до 15 лет срок заключения договора о предоставлении квоты добычи водных биоресурсов в морских водах. При этом право на добычу водных биоресурсов может быть прекращено, если добыча водных биоресурсов осуществляется в течение 2 лет подряд в объеме менее 70% полученной квоты добычи (ранее было 50%]. Был ликвидирован институт рыбопромысловых участков, за исключением участков в пресноводных объектах и участков, где ведется добыча анадромных видов рыб. Законом установлены специальные инвестиционные квоты, стимулирующие обновление рыболовецкого флота. Реализация закона позволила повысить ответственность рыбодобывающих предприятий, при этом создав более благоприятные условия для осуществления долгосрочного хозяйственного планирования.
В 2017 г. был принят федеральный закон, направленный на совершенствование законодательного регулирования отдельных аспектов деятельности морских портов2. Его принятие позволяет упорядочить процедуру создания и открытия морских портов, порядок взимания портовых сборов. Закон способствует развитию портовой инфраструктуры, необходимой для улучшения условий обслуживания рыбопромысловых судов и перевалки рыбы.
Одним из серьезных барьеров для развития рыболовецкой отрасли до 2017г. являлось несовершенство методики идентификации рыбной продукции. Существовавшая методика позволяла только ответить на вопрос: соответствует ли рыба заявленному сорту или нет? При этом по ней невозможно было определить качество продукта [1-2].
Решить эту проблему позволяет Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», который вступил в силу в сентябре 2017 г.3 Новый регламент прежде всего направлен на обеспечение безопасности пищевой рыбной продукции, на повышение качества товара и доверие потребителей. Переходный период закончился в 2019 г. Технический регламент позволит отследить всю цепочку, по которой проходит рыбная продукция. По штрих-коду на упаковке через интернет можно будет узнать информацию о конкретном продукте:
1 Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 г. № 2798-р «Об утверждении стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
2 Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ре-сурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
3 Технический регламент ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
район промысла, кем и когда выловлен и как попал в конкретный пункт реализации. Кроме того, производитель обязан указывать на упаковке отдельно вес рыбной продукции и массу глазури (льда).
Продолжается работа по совершенствованию правового регулирования рыболовства в открытой части Мирового океана. В 2012 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана1, ратифицировав ее Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 45-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана». Главная цель Конвенции - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование рыбных ресурсов конвенционного района.
Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Им, в частности, был упрощен порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации российскими рыболовецкими судами. Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море» установлены требования к рыболовству в открытом море, осуществляемому с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также административная ответственность за нарушение таких требований. Принят Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. № 311-Ф3 «О ратификации Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря».
С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аква-культуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие закона положительно отразилось на развитии аквакультуры. До 2014 г. в стране функционировали около 1,5 тысяч рыбоводных предприятий. По итогам 2016 г. количество таких предприятий составило уже порядка 3,5 тысяч.
В целях дальнейшего развития рыболовецкой отрасли в настоящее время нуждаются в законодательном урегулировании целый ряд проблем.
Так, особенно остро стоит вопрос обновления рыболовецкого флота. По данным Росрыболов-ства, его износ составляет порядка 80-90%. С 2017 г. заработал механизм стимулирования строительства новых судов на отечественных верфях, предусмотренный Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ. Росрыболовство начало изымать из общего допустимого улова 20% квот на наиболее востребованные рынком виды рыбы и передавать тем компаниям, которые обязуются построить новые суда. В рамках заявительной кампании в 2017 г. были поданы 33 заявки. В планах Росрыболовства в ближайшие 5-6 лет (начиная с 2018 г.) строительство 50-60 новых рыболовецких судов, не считая тех, которые были заказаны в 2017 г. Всего в результате реализации механизма инвестиционных квот ожидается строительство свыше 100 судов. В то же время важно отметить, что, по оценкам экспертов, в настоящее время порядка 2,5 тыс. российских рыболовецких судов нуждаются в замене. Это значит, что указанный механизм позволит обновить только 4% судов, что крайне мало.
Кроме того, руководитель Агентства по рыболовству И.В. Шестаков заявил2, что в Азовском, Черном и Каспийском морях применение механизма инвестиционных квот невозможно. В этих морях требуется специальная государственная программа, на реализацию которой, по данным И.В. Шестакова, потребуется 500-600 млн руб. Также экспертным сообществом отмечается, что существующий механизм субсидирования процентной ставки не обеспечивает масштабное обновление флота. На законодательном уровне требуются новые механизмы компенсации затрат при строительстве судов, особенно маломерных.
В настоящее время Росрыболовство разрабатывает законопроект «О внесении изменений в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса»3. Им предусматривается повышение размера ста-вок4 за пользование объектами промысла для лиц, осуществляющих промышленное и прибрежное
1 Помимо России Конвенцию подписали Канада, Китай, Республика Корея, США, Япония и Тайвань.
2 Данное заявление было сделано на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева в Мурманской области 20 апреля 2018 г.
3 Законопроект был представлен на обсуждение на совещании в Минсельхозе России 12 апреля 2018 г.
4 Размер ставок не пересматривался с момента почти двукратного ослабления рубля в 2014 г., несмотря на то, что многие промысловики ориентируются на экспортные поставки продукции.
рыболовство и добывающих наиболее осваиваемые и экспортируемые водные биологические ресурсы. При этом проектом закона вводятся налоговые преференции для рыбаков, которые будут строить новые суда на отечественных верфях вне программы инвестиционных квот1.
Особую роль в процессе развития отечественной рыболовецкой отрасли занимает вопрос технологического вооружения. Экспертами отмечается, что на сегодняшний день наблюдается высокая зависимость от поставок современного высокопроизводительного рыбоперерабатывающего и морозильного оборудования для судов. Основными его поставщиками в Россию являются скандинавские страны, Япония, Китай и Республика Корея. В целях решения указанной задачи требуется разработать план локализации производства такого оборудования на территории Российской Федерации и предусмотреть в нем механизмы финансового стимулирования.
Требует дальнейшего решения задача устранения излишних административных барьеров при поставке рыбной продукции в терминалы. Из-за длительных процедур регистрации и разгрузки уловов суда простаивают, а качество товара снижается. Все это ведет к тому, что рыбаки стремятся отгрузить свою продукцию в иностранных портах. Важно отметить, что сейчас для решения проблемы уже предпринят целый ряд мер. Так, в 2017 г. утверждена Стратегия развития морских терминалов для обслуживания рыбопромысловых судов до 2030 г.2 Одной из ее главных задач является увеличении в 2 раза объемов перевалки рыбопродукции в российских морских портах до 3 млн. т в год.
Особое внимание при реализации Стратегии уделяется портам во Владивостоке, Мурманске и Калининграде. Кроме того, Минсельхоз России развивает информационную систему, поддерживающую электронную сертификацию (ФГИС «Меркурий»], позволяющую с 2017 г. в автоматическом режиме оформлять ветеринарные сертификаты на основе судовых суточных донесений, которые направляются в мониторинговые центры Росрыболовства3.
Проблемным вопросом является обеспеченность предприятий аквакультуры качественными кормами. По мнению экспертов, рыбные корма составляют не менее 50% себестоимости товарного рыбоводства. Сложившаяся на рынке ситуация с рыбной мукой (основной компонент для производства комбикормов для многих видов рыб] несет серьезную угрозу для индустриальной аквакультуры [3]. Отмечается до 50% фальсифицированной муки.
Применение низкокачественных компонентов делает отечественные корма неконкурентоспособными, а порой просто ядовитыми для рыб. Применение некачественных кормов ведет к снижению эффективности рыбоводного процесса и потере пищевой ценности рыбной продукции. В связи с этим для производства комбикормов используется в основном импортная мука, что значительно сказывается на цене конечной продукции.
Литература
1. Аношина Ю.Ф., Костина О.В. Товарно-сбытовая политика предприятий АПК как эффективный инструмент в системе продовольственного обеспечения региона: монография. М.: Спутник+, 2009. 154с.
2. Аношина Ю.Ф., Сапегина М.В. Развитие продовольственного рынка: оценка и регулирование (монография]. М.: Спутник+, 2007. 178 с.
3. Остроумова И.Н., Шумилина А.К., Козьмина А.В. Проблема качества рыбной муки и других компонентов в кормах рыб // Актуальные проблемы аквакультуры в современный период: Материалы Международной научной конференции, 28 сентября - 2 октября 2015 г., г. Ростов-на-Дону, ФГБНУ «АзНИИРХ».- Изд-во: ФГБНУ «АзНИИРХ», 2015. С. 127 - 129.
1 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.-Режим доступа: http://mcx.ru/
2 Приказ Минсельхоза России от 20 апреля 2017 г. № 189 «Об утверждении Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции» [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://base.garant.ru/
3 Пока модуль осуществляет обработку только одного блока информации «Вылов» и формирует на его основе производственные ветеринарные сопроводительные документы. В дальнейшем будут обрабатываться три других важных блока для оформления указанных документов блока информации судовых суточных донесений - «Производство продукции на борту судна», «Перегрузка» и «Выгрузка продукции в порт».
Anoshina Yulia Fyodorovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian state University of justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected] Naumkina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Law, Associate Professor of Economics, Russian state University of justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
STATE REGULATION OF THE FISHERIES COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION
IN MODERN CONDITIONS Abstract
Achieving the goals and objectives aimed at accelerated development of the Russian Federation's fisheries sector is possible only by creating mechanisms of state regulation that increase the investment attractiveness of the fishing industry, updating and modernizing fixed assets and infrastructure, including the construction of a modern fishing fleet and high-tech fish processing enterprises, increasing the depth of processing offish products and increasing the share of these products in export deliveries. The article analyzes the regulation of the country's fisheries sector. The problems of legislative support for the development of the fishing industry are identified. It is precisely the improvement of the mechanism of state regulation in this sector of the Russian economy that is becoming an objective condition and need for the practice of its modern market economy. The current situation of the country's fishing fleet is assessed. Keywords: politics, economy, industry, state program, state regulation, fishing industry, fisheries complex, fisheries activities, water biological resources.
References
1. Anoshina YU.F., Kostina O.V. Tovarno-sbytovaya politika predpriyatij APK kak effektivnyj instrument v sisteme prodovol'stvennogo obespecheniya regiona: monografiya. M.: Sputnik+, 2009. 154 p.
2. Anoshina YU.F., Sapegina M.V. Razvitie prodovol'stvennogo rynka: ocenka i regulirovanie (monografiya). M.: Sputnik+, 2007. 178 p.
3. Ostroumova I.N., SHumilina A.K., Koz'mina A.V. Problema kachestva rybnoj muki i drugih komponentov v kormah ryb / / Aktual'nye problemy akvakul'tury v sovremennyj period: Materialy Mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii, 28 sentyabrya - 2 oktyabrya 2015 g., g. Rostov-na-Donu, FGBNU «AzNIIRH».- Izd-vo: FGBNU «AzNIIRH», 2015. P. 127 - 129.
УДК 338.43.02 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-107-112
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Бобровнич преподаватель, Южно-Российский институт управления - филиал
Александр Российской академии народного хозяйства и государственной
Александрович службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Горбачева кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,
Анна Московский государственный институт международных отношений
Александровна (Университет] Министерства иностранных дел Российской Федерации (119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 76]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проводится анализ существующей системы государственной поддержки АПК Российской Федерации, исследуются тенденции ее развития и предлагается трансформировать механизм поддержки хозяйствующих субъектов посредством формирования комплексной системы создания и реализации приоритетных проектов в сфере АПК с участием гибких интеграционных объединений. Предлагаемый подход может стать основой развития приоритетных направлений, объединив вокруг себя на взаимовыгодных всех заинтересованных экономических субъектов.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование экономики, государственная поддержка АПК, государственная программа, национальный проект, приоритетный проект, проектное управления, проектная деятельность, субсидия, хозяйствующий субъект, гибкое интеграционное объединение.
Государственное регулирование агропромышленного комплекса представляет собой одно из стратегически важных направлений государственной экономической политики в целом. В современных условиях дисбаланса экономики и влияния глобализации абсолютное саморегулирование деятельности экономических субъектов невозможно и может привести к серьезным затруднениям развития экономики страны. Поэтому государство использует соответствующие инструменты