Научная статья на тему 'Государственное регулирование права на свободу передвижения и выбор места жительства в России в советский период'

Государственное регулирование права на свободу передвижения и выбор места жительства в России в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
500
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / МАССОВАЯ ДЕПОРТАЦИЯ / КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА / THE RIGHT OF MAN AND CITIZEN TO FREEDOM OF MOVEMENT / THE RIGHT OF MAN AND CITIZEN TO MOVE FREELY WITHIN ITS TERRITORY / THE RIGHT OF MAN AND OF THE CITIZEN TO CHOOSE THE PLACE OF STAY AND RESIDENCE / THE RIGHT OF MAN AND CITIZEN TO FREELY TRAVEL ABROAD AND FREELY RETURN / MASS DEPORTATIONS / COMMAND-ADMINISTRATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Водолазская О. М.

В статье показана история государственного регулирования права на свободу передвижения и выбора места жительства в советской России. Сделан вывод о том, что в советский период происходили массовые миграции населения в СССР, хотя далеко не все из них были добровольными. В большей степени миграции населения были связаны не с реализацией права на свободу передвижения, а с объективными историческими, политическими, экономическими процессами, происходящими в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the history of state regulation of the right to freedom of movement and choice of residence in Soviet Russia. It is concluded that in Soviet period there was mass migration in the USSR, though not all of them were voluntary. To a greater extent of migration was not associated with the implementation of the population the right to freedom of movement, and with the objective historical, political, economic processes in the country.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование права на свободу передвижения и выбор места жительства в России в советский период»

ПРАКТИКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОР МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

STATE REGULATION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT AND CHOICE OF PLACE OF RESIDENCE IN RUSSIA

IN THE SOVIET PERIOD

УДК 342.7

О.М. ВОДОЛАЗСКАЯ, O.M. VODOLAZSKAYA,

магистрант undergraduate

(Белгородский государственный национальный (Belgorod National Research University)

исследовательский университет) [email protected]

Аннотация: в статье показана история государственного регулирования права на свободу передвижения и выбора места жительства в советской России. Сделан вывод о том, что в советский период происходили массовые миграции населения в СССР, хотя далеко не все из них были добровольными. В большей степени миграции населения были связаны не с реализацией права на свободу передвижения, а с объективными историческими, политическими, экономическими процессами, происходящими в стране.

Ключевые слова: право человека и гражданина на свободу передвижения, массовая депортация, командно-административная система.

Abstract: the article shows the history of state regulation of the right to freedom of movement and choice of residence in Soviet Russia. It is concluded that in Soviet period there was mass migration in the USSR, though not all of them were voluntary. To a greater extent of migration was not associated with the implementation of the population the right to freedom of movement, and with the objective historical, political, economic processes in the country.

Keywords: the right of man and citizen to freedom of movement, the right of man and citizen to move freely within its territory, the right of man and of the citizen to choose the place of stay and residence, the right of man and citizen to freely travel abroad and freely return, mass deportations, command-administrative system.

Конституции, принятые в послереволюционной России в 1918 году, 1925 году и 1937 году, норм, закрепляющих право на свободу передвижения, не содержали.

Впервые право на выбор места жительства появляется в ст. 10 ГК РСФСР 1964 года. Данная статья, носившая название «Содержание правоспособности граждан», включала право граждан избирать род занятий и место жительства.

В Конституции указанное право появляется лишь в 1992 году, внесенное в Конституцию 1978 года Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. № 2708-1.

Рассматривая причины отсутствия закрепления данного права в нормативных документах, Д.Г. Василевич делает следующий вывод: «Это было связано с тем, что командно-административная система СССР в определенной степени «закрепостила» крестьян за пребыванием на селе, рабочих - на одном и том же предприятии работодателя-государства» [1, с. 113].

В советской России свобода передвижения стала практически невозможной с 27 декабря 1932 г., когда была введена повсеместно паспортная система с разрешительным принципом прописки, причем паспорт стал единственным допустимым для этого документом, и рядом других ограничений, часть из которых никогда полностью в открытой печати не публиковалась [2, с. 9].

Граждане России получили возможность более или менее свободно передвигаться по территории страны только после принятия Положения о паспортной системе в СССР и Постановления «О некоторых правилах прописки граждан», принятых в 1974 году. Согласно указанным документам все граждане России, в том числе и сельские жители, уравнивались в правах на получение паспорта и свободного передвижения.

В то же время миграционные процессы в постреволюционной России были поистине масштабными.

ПРАКТИКА

Принудительное переселение народов, проживающих на территории России, началось сразу же после революции. Уже в 1918 году принудительному переселению подверглось казачество.

В начале 30-х годов началась коллективизация. Крестьян, противящихся коллективизации, а также «раскулаченных» вывозили из центральных районов России, Украины, Закавказья, Средней Азии на территорию Казахстана, которая была определена в качестве «кулацкой ссылки».

По данным Государственного архива Карагандинской области, «товарные эшелоны, битком набитые раскулаченными, под строгой охраной ОГПУ отправлялись в сторону Акмолинска и Караганды со всего Поволжья, начиная с Астраханской области и кончая Чувашией и Мордовией, а также из Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской и Орловской областей, с Харьков-щины и Оренбуржья. Среди них были русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, мордва и другие. Поздней осенью 1932 г. прибыло несколько эшелонов репрессированных кубанцев. Основные потоки переселенцев направлялись в промышленные поселки и рудничные, шахтерские, металлургические города, районные центры, крупные железнодорожные узлы».

В 1936 году из Поволжья в Казахстан были депортированы 15 тысяч польских семейств (более 45 000 человек). В 1937 г. с Дальнего Востока были депортированы корейцы, всего 175 000 человек. Из пограничных районов Азербайджана были депортированы 6 тысяч иранцев. В 1941 году были депортированы из Поволжья и других регионов более полумиллиона немцев. В 1941 году была произведена депортация 9 тысяч финнов (ингерманландцев) в Якутскую АССР, Красноярский край и Иркутскую область. В 1943 году на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР № 115-13 от 12 октября 1943 г. подверглись принудительному переселению более 45 тысяч карачаевцев и почти 100 тысяч калмыков. В 1944 году состоялось принудительное переселение чеченцев (порядка 370 тысяч), ингушей (более 90 тысяч), балкарцев (более 40 тысяч) в Казахскую и Киргизскую ССР. В 1944 году из Крыма было вывезено более 190 тысяч татар, 12 тысяч болгар, 9 тысяч армян и почти 15 тысяч греков [3, с. 10]. Данные поистине устрашающие и полностью подтверждающие мнение о том, что в советской России права на свободу передвижения не было вообще.

Сложно не согласиться с мнением С.Ю. Ми-ролюбовой, которая отметила: «Можно сказать, что государству было невыгодно признавать право на свободу передвижения в качестве естественного права, так как именно надзор за

передвижением населения давал государству возможность его учета и удержания в определенном месте. Ограничения свободы передвижения и разрешительный порядок перемещения по территории советской России, по сути, носили экономический характер и обеспечивали государству решение следующих основных задач:

1) воинского учета;

2) налогообложения;

3) управления социально-экономической сферой» [4, с. 32].

Помимо принудительной миграции в России во время Великой Отечественной войны происходили массовые добровольные миграции населения. Не желая попадать под власть немцев, население активно эвакуировалось в свободные от немецких захватчиков регионы. В порядке эвакуации на Восток перемещались большие массы гражданского населения, в том числе оборонные предприятия, чтобы на новом месте наладить снабжение фронта оружием, боеприпасами, другими необходимыми материалами.

В 60-е годы XX века ситуация несколько изменилась. Миграционные процессы приобрели другой характер. При активной пропаганде строительства новых городов, осваивания новых территорий, романтики путешествий работоспособное население, в основном молодежь, активно по своей воле мигрировало на строительство БАМа, на целину, в Сибирь.

«На момент распада СССР за пределами своих национально-территориальных образований проживало около 52 миллионов человек (почти 19% общей численности народов, формирующих эти образования), из них: 25,3 миллиона русских; 6,8 миллионов украинцев; 4,9 миллионов татар; 2,1 миллион белорусов» [5, с. 122].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России в советский период происходили активные процессы массовой миграции населения, в том числе и принудительной, что в конечном итоге стало одной из причин многочисленных межнациональных конфликтов, начавшихся вслед за распадом Советского Союза и частично повлиявших на ситуацию на Украине, сложившуюся в 2014 году.

Что касается права свободно въезжать и выезжать из страны, то оно также в советской России не соблюдалось, да и не было зафиксировано ни в каких нормативных документах.

Тем не менее в 20-е годы XX века границы не были еще закрыты и многие российские граждане, не согласные с произошедшими в России после революции переменами, покидали страну. Одновременно происходил активный приток иностранцев. Он был вызван двумя причинами: с одной стороны, назревающей депрессией в

странах Западной Европы и невозможностью найти работу в своей стране, с другой стороны, острой нехваткой квалифицированных кадров в России и ее готовностью платить достойные деньги специалистам. Все это служило достаточным стимулом, чтобы множество иностранных специалистов приехало на работу в Россию.

Помимо экономических причин приглашения иностранных специалистов в Россию были и политические причины. Как справедливо заметила Е.С. Смирнова: «Политические причины приглашения иностранных рабочих и специалистов были обусловлены стремлением СССР доказать преимущества социализма, расчетом на то, что по возвращении домой они станут проводниками идей. Государство расходовало огромные деньги на вербовку, проезд и зарплату иностранных рабочих, обеспечивало им лучшие по сравнению с советскими рабочими условия быта и труда» [6, с. 98].

В Положении о Союзном гражданстве, утвержденным ЦИК СССР 29 октября 1924 года, было сказано: «Иностранные граждане, проживающие на территории СССР для трудовых занятий и принадлежащие к рабочему классу или не пользующиеся наемным трудом крестьянства какого-либо государства, пользуются всеми политическими правами Союза ССР (ст. 2)».

В 30-е годы XX века политическая ситуация в стране изменилась как в отношении своих граждан, так и в отношении иностранцев. Начались поиски «врагов народа», «закручивание гаек», массовые аресты. Те иностранцы, которые не получили советского гражданства, зачастую подвергались принудительной высылке. Процесс иммиграции иностранцев в Россию был насильственно приостановлен. Страна стала практически закрытой как для въезда в нее, так и для выезда.

Массовые выезды из страны состоялись после Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы состоялся пересмотр границ с Польшей и Чехословакией и населению было предоставлено право оптации граждан-

= ПРАКТИКА

ства и места жительства. В результате оптации Россию покинули примерно 1,5 миллиона поляков и 0,5 миллиона украинцев. В то же время происходил активный приток в Россию мигрантов из Болгарии, Греции, Румынии, Ливана, Югославии и Турции, всего более миллиона человек [7, с. 64].

Правовую основу данных перемещений составляли в основном договоры со странами, в которые (из которых) происходила миграция. Так, например, 29 июня 1945 года между Чехословацкой Республикой и СССР был заключен договор о Закарпатской Украине, где было закреплено право оптации населением места жительства и гражданства [8, с. 196]. В это же время в СССР принимается целый ряд нормативных актов, направленных на восстановление гражданства для бывших граждан Российской империи. Так, 14 июня 1946 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Болгарии». В этот же день были приняты Указы «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции», «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Югославии» и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в советский период происходили массовые миграции населения в СССР, хотя далеко не все из них были добровольными. В большей степени они связаны не с реализацией населением права на свободу передвижения, а с объективными историческими, политическими, экономическими процессами, происходящими в стране. Эти миграции происходят на фоне «закрепощения» населения на местах, где оно проживало, и невозможности свободного выбора места жительства.

Литература

1. Василевич Д.Г. Конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 1(17).

2. Паспортная система Российской Федерации и проблемы прав человека: «круглый стол»: проблемы, дискуссии, предложения / ред. кол. М.Г. Арутюнов [и др.]. - Москва, 1999.

3. Сулейманова М.Ж. Актуальные проблемы насильственной депортации репрессированных социальных групп СССР в центральный Казахстан в 30-40-е годы ХХ века (на примере крестьянства) // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 1.

4. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения: конституционно-правовой аспект. - Москва: Статут, 2013.

5. Балашова Т.Н. Миграция РФ с позиций отечественной правовой мысли // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 4. С. 120-123.

6. Смирнова Е.С. Регулирование конституционно-правового статуса иностранцев в советской и постсоветской России // Россия и современный мир. 2004. № 1.

ПРАКТИКА

7. МанкевичД.В. Миграция населения СССР в первые послевоенные годы и заселение Калининградской области (19451950 гг.) // Ретроспектива: всемирная история глазами молодых людей. 2008. № 3.

8. Международное право в избранных документах / сост. Л.А. Маджорян, В.К. Собакин. - Москва, 1957. Т. 1.

— References —

1. Vasilevich D.G. Konstitucionnoe pravo na svobodu peredvizhenija i vybor mesta zhitel'stva // Vestnik Kaliningradskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2009. № 1(17).

2. Pasportnaja sistema Rossijskoj Federacii i problemy prav cheloveka: «kruglyj stol»: problemy, diskussii, predlozhenija / red. kol. M.G. Arutjunov [i dr.]. - Moskva, 1999.

3. Sulejmanova M.Zh. Aktual'nye problemy nasil'stvennoj deportacii repressirovannyh social'nyh grupp SSSR v central'nyj Kazahstan v 30-40-e gody HH veka (na primere krest'janstva) // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2011. № 1.

4. Miroljubova S.Ju. Pravo na svobodu peredvizhenija: konstitucionno-pravovoj aspekt.- Moskva: Statut, 2013.

5. Balashova T.N. Migracija RF s pozicij otechestvennoj pravovoj mysli // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-jekonomicheskogo universiteta. 2009. № 4. S. 120-123.

6. Smirnova E.S. Regulirovanie konstitucionno-pravovogo statusa inostrancev v sovetskoj i postsovetskoj Rossii // Rossija i sovremennyj mir. 2004. № 1.

7. Mankevich D.V. Migracija naselenija SSSR v pervye poslevoennye gody i zaselenie Kaliningradskoj oblasti (1945-1950 gg.) // Retrospektiva: vsemirnaja istorija glazami molodyh ljudej. 2008. № 3.

8. Mezhdunarodnoe pravo v izbrannyh dokumentah / sost. L.A. Madzhorjan, V.K. Sobakin. - Moskva, 1957. T. 1.

(статья сдана в редакцию 09.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.