УДК 338.45.01
Гибадуллин Артур Артурович
аспирант Государственного университета
Министерства Финансов Российской Федерации
Gibadullin Arthur Arturovich
postgraduate of the State University
Ministry of Finance of the Russian Federation
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
STATE REGULATION OF THE ELECTRICITY INDUSTRY
Аннотация: Проведен анализ состояния электроэнергетики России в после реформенный период. Приведен ряд статистических данных. В конце статьи даются некоторые рекомендации по повышению устойчивости отрасли электроэнергетики.
Ключевые слова: электроэнергетика, реформа, государство, надежность, инвестиции.
Abstract: The analysis of power in Russia after the reform period. There are some statistics. The article concludes with some recommendations to improve the sustainability of the electricity sector.
Keywords: power, reform, state, reliability, investment.
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и бесперебойное электроснабжение - основа устойчивого развития экономики страны.
В 2000 году была задумана реформа отрасли электроэнергетики. Целью реформирования отрасли являлось повышение энергетической безопасности страны, повышение надежности энергоснабжения, обеспечение инвестиционной привлекательности электроэнергетики и другое.
В дореформенный период электроэнергетика оставалась монополизированной отраслью. В стране существовала вертикально-интегрированное управление Единой энергетической системой с общим диспетчерским управлением, единой электрической сетью, централизованным управлением региональными АО-энерго, АО-электростанциями в форме холдинга [1].
Вертикально-интегрированная структура имела ряд особенностей:
1. Возможность оптимизации генерирующих мощностей;
2. Монополия на электроснабжение;
3. Государственное регулирование тарифов;
4. Снижение инвестиционных рисков для энергокомпаний;
5. Развитие элементов технологической цепи осуществлялось по единому плану;
6. Возможность концентрации финансовых ресурсов.
В 2008 году реформа отрасли завершилась, в результате чего вся система выстроенной взаимосвязи разорвалась и на рынок вышли как независимые предприятия электроэнергетики, так и предприятия, контролируемые государством. В результате реформирования отрасли организовались монопольные предприятия (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности).
Магистральные сети перешли к образованной Федеральной сетевой компании, распределительные сети - под контроль Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений переданы общероссийскому Системному оператору.
На сегодняшний день электростанций, производящих электроэнергию, несколько сотен, и все они объединены в 6 оптово-генерирующие компании (ОГК) и 14 территориально генерирующие компании (ТГК). Генерирующие компании были созданы из разных электростанций, расположенных в разных федеральных округах. После реформы 2008 года компании перешли в частную собственность и доля государства в уставном капитале не превышает 50%. Гидроэлектростанции и атомные электростанции по-прежнему остались в руках государства (Рисунок 1).
ПОТРЕБИТЕЛИ
2
Собственность:
Рисунок 1. Рынок электроэнергетики России после завершения реформирования 2008 года [2]
Из рисунка можно сделать вывод, что на сегодняшний день в руках частных компании находятся несколько организаций электроэнергетики: генерация, сбыт, администратор торговой системы и ремонтные (сервисные) организации. Администратор торговой системы и сбытовые компании не производят и не передают электроэнергию, администратор торговой системы отвечает за юридические составляющие при продаже электрической энергии, а сбытовые компании являются посредниками между производителями и потребителями электрической энергии. Остальные сферы деятельности в электроэнергетике, такие как распределение и передача электрической энергии, атомные и изолированные электростанции находятся в руках государства, и в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций, государство всегда выполнит управляющую функцию. Таким образом, наиболее ощутимые последствия реформы испытывают генерирующие компании, которые производят энергию и имеют изношенность основных фондов до 70% (Рисунок
3).
РК ПС ЛЭП АЭС ГЭС ТЭС
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
□ до 25 лет (в пределах нормативного срока эксплуатации)
□ от 25 до 40 лет (выработало нормативный срок эксплуатации) ■ более 40 лет (выработало 2 и более сроков эксплуатации)
Рисунок 3. Текущий уровень износа оборудования [3] где, ТЭС - тепловая электростанция, ГЭС - гидроэлектростанция, АЭС -атомная электростанция, ЛЭП - линии электропередач, ПС - подстанции, РК -распределительный комплекс.
Поставленная цель реформирования разумна и достижима, однако недостаточно изученными оказались проблемы, связанные с социальными и экономическими последствиями проводимой реформы. Цель реформы не оправдала ожидания, и отрасль электроэнергетики на сегодняшний день находится в критическом состоянии, более того, при аварии объектов электроэнергетики могут произойти техногенные катастрофы, связанные с затоплением местности, выбросом радиоактивных веществ и т.д. Авторы реформы не рассмотрели в своих программах вопрос о том, как будет
развиваться отрасль, если её развитие пойдет не по запланированному сценарию.
В последнее время аварии в отрасли стали происходить практически каждый день, что говорит об отсутствии надежности. Понятие надежности основано на сохранении во времени всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования.
Из-за отсутствия средств самоликвидировались специализированные ремонтные организации отрасли: Ростовэнергоремонт, Мосэнергоремонт, Уралэнергоремонт, Сибирьэнергоремонт, Дальэнергоремонт. Каждое предприятие курировало примерно 10-20 регионов страны. В их состав входили все службы, выполняющие бесперебойное электроснабжение. Данные компании состояли из персонала, который мог быстро реагировать на плановые и аварийные ремонты любой сложности, располагаясь практически во всех федеральных округах России.
В последнее время существенно сократилось количество проведенных капитальных и средних ремонтов оборудования, а это значит, что фактически несколько миллионов кВт мощности ежегодно не проходят должного технического и планового обслуживания.
Мировой финансовый кризис снизил инвестирование программы РАО «ЕЭС России», и Правительство Российской Федерации в 2009 году в шесть раз снизило планы ввода новых генерирующих мощностей. Суммарно в период с 2009-2011 год введено 6 ГВт, а по плану РАО «ЕЭС России» ввод составлял около 37 ГВт.
Рассмотрим отрасль электроэнергетики по видам и количеству инвестиций, за основу возьмем 2006-2009 годы (Таблица 1):
Таблица 1. Инвестиции в отрасль [4]
Показатели/год 2006 2007 2008 2009
Всего инвестиций в основной капитал (млрд. руб.) 1301,02 718,21 1084,46 693,26
Инвестиции в здания и сооружения (млрд. руб) 237,64 386,72 623,17 355,33
Инвестиции в технологическое оборудование (млрд. руб.) 206,77 262,54 363,53 269,3
Иностранные инвестиции (млрд.руб.) 31,44 34,85 45,38 59,36
Из таблицы можно сделать вывод, что инвестиции в отрасль упали, однако иностранные инвестиции резко увеличились.
Реформа электроэнергетики не привела к ожидаемым результатам, наоборот, ухудшилось положение дел в отрасли. На сегодняшний день разными ветвями власти (Правительство Российской Федерации, Министерство
энергетики РФ, Государственная Дума, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам) принимаются нормативные документы, которые пытаются направить отрасль на устойчивое развитие, однако этого не происходит.
Таким образом, на сегодняшний день необходимо принять ряд мер на государственном уровне для повышения устойчивости функционирования электроэнергетики. Они заключаются в следующем:
1. Создание государственной программы по привлечению инвестиций в электроэнергетику;
2. Внедрить государственную систему обеспечения надежного энергоснабжения. Организовать в каждом федеральном округе России компании, отвечающие за надежное и бесперебойное электроснабжение;
3. Совместно с генерирующими компаниями разработать программу по модернизации и строительству новых мощностей.
Литература:
1. Кузовкин И.А. Реформирование электроэнергетики и энергетической безопасности. - М.; 2005. - С. 129;
2. Чубайс А.Б. Электроэнергетика Российской Федерации - М.; НП «КОНЦЕЭС», 2009, - 583 с.;
3. Министерство энергетики Российской Федерации URL: http://www. m inenergo. gov. ru;
4. Российский статистический ежегодник 2011.- М.: Госкомстат.
2011.
Literature:
1. Kuzovkin I.A. Restructuring and energy security. - Moscow, 2005. - P. 129;
2. Chubais A.B. Electric power industry of the Russian Federation - Moscow-NP "the end of UES", 2009, - 583 p.;
3. Ministry of Energy of the Russian Federation URL: http://www. m inenergo. gov. ru;
4. Statistical Yearbook 2011. - Moscow: Goskomstat. 2011.