ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 313-315
УДК 502/504:34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Н. Н. Заболотнев
Охрана окружающей природной среды является одной из актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и увеличение антропогенного влияния на природную среду сегодня приводят к ухудшению экологической ситуации: истощаются запасы полезных ископаемых и других природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. За последние годы ухудшение состояния природной среды достигает невиданных масштабов.
Изучив мировой опыт, можно убедиться, что совершенной структуры управления государством нет ни в одной стране мира, а реформирование органов государственной власти является постоянным процессом.
Государственное экологическое управление - это деятельность государственных органов, направленная на организацию сохранения, воспроизводства и использования окружающей природной среды, охраны экологических прав и интересов физических, юридических лиц, крестьянских хозяйств и государства, предотвращение вредных последствий хозяйственного развития на природу и человека.
В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран, законодательно установлена возможность применения разнообразных финансовых инструментов влияния на состояние окружающей среды.
Однако, по мнению исследователей, анализировавших применение данных мер, правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды в современной России фрагментарно, механизм реализации заявленных норм не разработан, а немногочисленные налоговые льготы, установленные Налоговым кодексом РФ, также не создают условий для снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Экологическая ситуация в РФ характеризуется значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности и высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду.
По силе и характеру воздействия на поведение природопользователя можно выделить следующие нормы: 1) стимулирующие и поощрительные; 2) понуждающие; 3) предостерегающие или нормы пресечения; 4) страховочные; 5) гарантийные. В механизме государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды центральная роль должна быть отведена стимулирующим и поощрительным нормам, которые будут призваны побуждать субъектов к активным действиям по охране окружающей среды как на прямую, так и опосредованно, причем не под страхом понести наказание, а мотивацией получить экономический эффект (предоставление льгот и т. д.).
Сегодня самым важным направлением налоговой политики большинства стран стало налоговое регулирование состояния окружающей среды. Пристальное внимание к социальным и экологическим вопросам налоговой политики характерно, прежде всего, для развитых стран, т. к. именно достижение высокого уровня развития экономики и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения данных задач.
Экологических налогов как таковых в налоговой системе РФ нет, а налоги на прибыль хозяйствующих субъектов, которые эксплуатируют окружающую среду и природные ресурсы, не зависят от их воздействия на здоровье населения и окружающую среду. Также многие загрязнители атмосферы являются платежеспособными субъектами экономики и, поэтому, имеют возможность платить больше за вред, который наносится их деятельностью.
Новое слово в экономике и менеджменте: гипотезы и апробации результатов исследования
Платежи за загрязнение окружающей среды не носят целевой характер, т. е. не направляются на финансирование мероприятий по очистке и охране природной среды в полном объеме. В условиях дефицитности бюджетов средства направляются, в первую очередь, на исполнение социальных обязательств, а природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу.
По нашему мнению, наилучшей практикой будет являться налоговое регулирование, которое, решая проблему наполнения бюджетов и обеспечения финансирования мероприятий по охране окружающей среды, сможет учитывать и ущерб, наносимый здоровью населения.
При рассмотрении мер налогового регулирования, которые могли бы стать фактором компенсации вреда здоровью, мы можем предложить введение регионального экологического вычета по подоходному налогу, сумма которого будет дифференцирована в зависимости от степени загрязненности территории. Такое использование налоговых доходов для компенсации домашним хозяйствам и предприятиям предлагается и в зарубежной литературе. Отмечается, что компенсация может принимать форму сокращения подоходного налога или налоговых кредитов, для конкретных группы.
При загрязнении воздуха, сумма подоходного налога, уплачиваемого населением, живущим на загрязненных территориях, будет меньше, а их совокупный доход - выше. Это позволит частично компенсировать людям вред, наносимый проживанием на загрязненных территориях. Экологический вычет будет действовать как другие вычеты из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - на сумму вычета будет уменьшаться облагаемый доход, учесть компенсацию неработающим группам населения можно будет через предоставление вычета на иждивенцев работающим гражданам [3]. Кроме того, социальная значимость вычета может быть учтена за счет установления максимального уровня дохода, до которого предоставляется вычет. Все эти механизмы уже имеются в расчете стандартного вычета по НДФЛ.
В обоснование вычета положены следующие условия. С одной стороны, вычет должен позволять хотя бы минимально компенсировать вред здоровью. С другой стороны, нельзя допустить значительного снижения поступлений в бюджет НДФЛ, так как этот налог поступает в местные и региональные бюджеты и является источником финансирования, в том числе и социальных обязательств.
В литературе удалось найти несколько примеров оценки степени влияния загрязнения окружающей среды на смертность и заболеваемость. Например, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50-52 % зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей и на 18-20 % - от состояния окружающей среды. По более поздним данным ВОЗ, неблагоприятные условия окружающей среды обусловливают от 25 до 33 % заболеваний, регистрируемых в мире [5]. Как видим разброс оценок значительный.
Размер экологического вычета можно дифференцировать в зависимости от загрязнения территории, исходя из зонирования субъектов России по объему выбросов загрязняющих атмосферу веществ. Такая группировка разработана Федеральной службой государственной статистики. Максимальный размер экологического вычета по НДФЛ предлагается установить в сумме 500 р. в месяц на одного человека для наиболее загрязненных территорий. Предлагаемые суммы налогового вычета представлены в табл. 1.
Таблица 1
Размер экологического вычета в зависимости от загрязнения территории.
Объем выбросов, загрязняющих атмосферу веществ, тыс. т Размер вычета, руб.
50 и менее 0
от 51 до 100 100
от 101 до 200 200
от 201 до 500 300
от 501 до 1 500 400
более 1 500 500
Н. Н. Заболотнев. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Введение экологического вычета по НДФЛ не может решить всех проблем, которые связаны с негативным воздействием вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, на здоровье населения, но этим государство обозначает существование этой проблемы. Введение экологического вычета по НДФЛ, с одной стороны повысит доходы людей, проживающих на загрязненной территории, хотя и незначительно, но, и послужит компенсацией ущерба здоровью. С другой стороны, любой налоговый вычет - это расходы государства, которые необходимо покрывать другими доходными источниками. Так, население будет нацелено на получение дополнительного доходов в виде экологического вычета, а государство будет стремиться к сокращению расходов.
Подтолкнуть к сокращению выбросов можно и путем финансирования установки очистных сооружений, также путем предоставления льгот в налогообложении более экологичных автомобилей, либо путем ограничения использования транспортных средств в городах и т. д. Эти меры, которые стимулируются введением экологического вычета по НДФЛ, должны привести к улучшению экологической ситуации и повышению качества жизни населения.
Для повышения стимулирующей роли платежей необходимо разработать такие экономические методы, которые бы позволили обеспечить уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятий на величину затрат, необходимых для финансирования капитальных вложений, ресурсосберегающие технологии и природоохранные мероприятия. Также усилить роль института экологического страхования, которое создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска аварийного загрязнения окружающей среды. Отмечается, что страхователь заинтересован в нейтрализации угроз техногенного характера при осуществлении деятельности своей экологической безопасности еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов. Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экономических льгот - льготные условия продления страхового договора, привлечение дополнительных ресурсов из фонда страховщика на проведение природоохранных мероприятий, тем более заинтересован в снижении техногенных угроз страховщик, предпринимающий ряд предупредительных мероприятий и организующий проведение экологического аудита предприятия-страхователя, финансирующий совершенствования мониторинга окружающей среды.
Литература
1. Винокуров М. А. Проблемы загрязнения окружающей среды и состояние здоровья населения / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов, Г. Д. Русецкая, О. И. Горбунова // Известия Иркутской государственной экономической академии (электронный журнал). - 2012. - № 5. -URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/artide.aspx?id=16834.
2. Кузнецова Н.В. Экологическое право: схемы и комментарии. - М.: ООО «Юриспруденция», 2011. -156 с.
3. Киреенко А. П. Экологический вычет по налогу на доходы физических лиц как механизм компенсации ущерба здоровью населения / А. П. Киреенко, О. В. Батурина // Известия Иркутской государственной экономической академии (электронный журнал). - 2013. - № 2. - URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/artide.aspx?id=17289.
4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. (электронный ресурс) -http://kremlin.ru/events/president/news/15177.
5. Ревич Б. А. Экологические приоритеты и здоровье: социально уязвимые территории и группы населения / Б. А. Ревич. - URL : http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/rev02.