УДК 338.48(57) Е.Л. КРЫЖАНОВСКАЯ
ББК 65.433(2Рос) аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Анализируются основные тенденции развития туризма, раскрываются проблемы государственного регулирования международного туризма в Иркутской области и Республике Бурятия, выявляется несовершенство государственных структур управления туризмом и правовой основы туристской деятельности.
Ключевые слова: региональный рынок, инфраструктура туризма, административные службы, государственная поддержка, природные ресурсы, инвестирование, конкурентоспособность, материально-техническая база, экологический туризм, сравнительный анализ.
E.L. KRYZHANOVSKAYA
post-graduate student of Baikal National University
of Economics and Law,Irkutsk e-mail: [email protected]
GOVERNMENT REGULATION OF INTERNATIONAL TOURISM IN BAIKAL REGION
Basic trends of tourism development are analyzed; the problems of state regulation of international tourism in the Irkutsk region and the Republic of Buryatia are disclosed; imperfection of tourism management state structures and legal basis of tourist activities are revealed.
Keywords: regional market, tourism infrastructure, administrative services,
government support, natural resources, investment, competitiveness, material and technical basis, ecological tourism, comparative analysis.
В настоящее время развитие туризма в отдельно взятом регионе невозможно без поддержки государства. У Иркутской области (ИО) и Республики Бурятия (РБ) есть все предпосылки для активного развития международного туризма, однако в данных регионах существует ряд проблем сдерживающего характера.
Туриндустрия ИО и РБ, как и всей страны, испытала негативное влияние переходного периода: стихийный процесс ликвидировал систему централизованного финансирования отрасли и управления ею. В 1990-х гг. главным для государства было построение государственной системы, достижение бюджетной обеспеченности, что вытесняло задачу развития туротрасли. Бизнес-структуры при нестабильном турпотоке и малых госинвестициях в инфраструктуру не считали целесообразным
инвестировать в туризм. Развитие туротрас-ли — локомотива всей сферы услуг региона — происходило стихийно, без поддержки и контроля государства. Это стало очевидно для госструктур — были созданы советы и департаменты по туризму при областной, региональной и муниципальных администрациях. В настоящее время исполнительным органом госвласти ИО является Управление по туризму Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы. За последние годы это третье преобразование турадминис-трации, что не идет на пользу ее деятельности. Данные процессы отражают ситуацию и на федеральном уровне: турадминистрация то становится самостоятельным органом, то вновь входит в состав совмещенного ведомства, курирующего туризм наряду со спортом, культурой и т.д.
© Е.Л. Крыжановская, 2009
Таблица 1
Показатели, характеризующие развитие туризма в ИО
Показатель 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество туристов, тыс. чел. 56,48 223,60 291,26 401,30 480,90 529,00 539,00
В том числе иностранных, тыс. чел. 24,24 32,40 38,88 44,14 54,40 51,80 56,50
Объемы потребления туристами, млн р. Нет данных 1 927,6 2 366,3 3 424,8 4 590,4 5 278,4 Нет данных
Объем частных инвестиций, млн р. Нет данных Нет данных Нет данных 215 424 470,4 470
Источник: URL: http://www.govirk.ru; Цвигун И.В. Тенденции и проблемы развития международного туризма как формы ВЭД Иркутской области // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. В.И. Самарухи, И.В. Цвигун. Иркутск, 2008. Ч. 2. С. 410; Царева Н.В. Оценка совокупного дохода от туризма в ИО и РБ // Там же. С. 402; URL: http://www.bsn.irk.ru (расчеты автора).
В РБ госструктура управления отраслью реорганизовывалась всего раз: в 1995 г. был создан госкомитет РБ по делам физкультуры, спорта, туризма и молодежи, а в 2005 г. было организовано Республиканское агентство по туризму, которое и взяло на себя все функции по управлению отраслью.
Развитие туризма — одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Байкальского региона. За период с 2000 по 2008 г. ИО посетило порядка 2,7 млн туристов, из них иностранных — 357,3 тыс. Больше всего интуристов в ИО приезжают из Германии, Кореи, КНР, Англии, Австралии, Франции, США и Японии. Согласно программе развития туристско-рекреационного комплекса Байкальского региона, которую разрабатывает правительство ИО, доходы от туризма к 2020 г. составят до 30 млрд р. ежегодно, поступления в бюджет увеличатся в 20 раз1. Всего же ИО может принимать до 1,5 млн туристов в год. В табл. 1 представлены данные о развитии туризма в ИО.
Из табл. 1 видно, что за рассматриваемый период количество туристов увеличилось почти в 10 раз, тогда как количество интуристов — более чем в 2 раза. Это говорит о слабом позиционировании ИО за рубежом, низкой конкурентоспособности и слабой туристической привлекательности региона.
За период с 2003 по 2007 г. турпоток в Бурятию увеличился на 38%. По итогам 2007 г., в Бурятии побывало 229,3 тыс. туристов, среди которых 19 тыс. иностранных (табл. 2)2. В РБ интуристы приезжают в основном из КНР, Монголии, Германии, США, Франции. За 2004-2006 гг. оборот туристских предприятий и организаций возрос почти в 2 раза и составил в 2006 г. 574,7 млн р.
Таблица 2
Показатели, характеризующие развитие туризма в РБ
Показатель 2005 2006 2007 2008
Количество туристов, тыс. чел. 166,7 162,5 229,3 250
В том числе иностранных, тыс. чел. 19,05 18 19 Нет данных
Источник: URL: http://www.egov-buryatia.ru;
URL: http://www.baikaltravel.ru; Царева Н.В. Оценка совокупного дохода от туризма в ИО и РБ // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России. С. 406 (расчеты автора).
Анализируя данные таблиц, можно сделать вывод, что на рынке туризма наблюдается позитивная тенденция роста показателей турактивности. Однако к этим данным следует относиться с осторожностью: число интуристов рассчитывается по России в целом без разбивки по регионам. Для статистики въезда в ИО и РБ берется информация коллективных средств размещения (КСР) и турфирм. Эти данные завышены, так как из-за несовершенства статистики один и тот же турист учитывается неоднократно.
Становление и развитие туризма характеризуются системой определенных экономических и финансовых показателей, которые отражают количественный объем реализуемых туруслуг и их качественную сторону:
- объем туристского потока;
- средняя величина туристских расходов в сутки;
- состояние и развитие материально-технической базы туристского комплекса;
- показатели финансово-экономической деятельности турфирмы;
- показатели развития международного туризма.
Информация об объеме турпотоков, определяемом такими показателями, как общее число туристов (Ч); число туродней (Д); средняя продолжительность пребывания туристов в регионе (/ср), важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Используя данные, приведенные в табл. 1 и
2, произведем подсчет числа туродней по формуле Д = Ч • !ср.
В 2008 г. число туродней, проведенных в ИО интуристами, составило Д = 56 500 • 2 = = 113 000; внутренними туристами Д = = 482 500 • 5 = 2 412 500. Расчет аналогичного показателя за 2007 г. по РБ имеет следующий вид: Д = 19 000 • 2 = 38 000 (интуристы), Д = 210 300 • 5 = 1 051 500 (внутренние туристы).
Величина суммарных туристских расходов в регионе определяется по формуле
Р! = Д • ^
где Рср — средние расходы туриста за сутки.
В 2008 г. средние расходы интуристов в ИО составили Р^ = 113 000 • 150 дол. (4 080 р.) = 16 950 000 дол. (461 040 тыс. р.), внутренних туристов — Р^ = 2 412 500 х х 100 дол. (2 720 р.) = 241 250 000 дол. (6 568 800 тыс. р.).
Данные о расходах получатся приблизительные. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а размер потраченной суммы туристом часто забывается.
В последние годы на мировом туррынке наблюдается рост спроса на экотуризм — на 10% в год. По оценкам экспертов, к 2020 г. экотуризм составит 21,8% всего рынка, или 340 млн турприбытий3. В табл. 3 произведен расчет показателей относительной туристской устойчивости.
Анализируя данные табл. 3, можно сделать следующие выводы: острой проблемой в ИО является недостаточное количество турви-зитов в регион, а следовательно, небольшой объем поступлений в бюджет, что характеризует данные показатели как критические. В РБ ситуация иная: основная проблема — недостаток мест в КСР. Другие показатели сферы туризма в обоих субъектах характеризуются как устойчивые или нестабильные и требуют организации регулярного мониторинга: количество мест в КСР в ИО в разных показателях характеризуется или как нестабильное, или как устойчивое. Так, показатель числа прибытий на одно место в гостинице устойчивый, тогда как показатель числа мест в гостинице на 1 км2 определяется как нестабильный. Это говорит о нехватке гостиниц в ИО.
Показатель числа прибытий на 1 км2 в обоих субъектах характеризуется как критический, тогда как количества прибытий на одного жителя — устойчивый. Это объясняется тем, что турпоток ежегодно стабильно растет (без критических снижений), но по районам (на 1 км2) распределяется неравномерно.
Таблица 3
Расчет показателей относительной туристской устойчивости*
Показатель Состояние Значение показателя для ИО Значение показателя для РБ
Критичес- кое Нестабильное Устойчивое
Число прибытий на 1 км2 П > 1 000; П < 1 100 < П < 1 000; 1 < П < 10 10 < П < 100 0,7 Критичес- кое 0,65 Крити- ческое
Число прибытий на одного жителя П > 10; П < 0,01 1 < П > 10; 0,01 < П < 0,1 0,1 < П < 1 0,2 Устойчивое 0,24 Устой- чивое
Доходы от туризма на одного жителя, р. П > 10 000; П < 1 1 000 < П < 10 000; 1 < П < 100 100 < П < 1 000 2 025 Нестабиль- ное 524,8 Устой- чивое
Доля поступлений в ВРП П > 40; П < 1 10 < П < 40; 1 < П < 2 2 < П < 10 0,1 Критичес- кое 0,68 Крити- ческое
Число мест в гостинице (КСР) на 1 тыс. жителей П > 100; П < 1 25 < П < 100; 1 < П < 5 5 < П < 25 2,4 (6,6) Нестабильное (устойчивое) 1,5 Неста- бильное
Число прибытий на одно место в КСР П > 100; П < 10 50 < П < 100; 10 < П < 25 25 < П < 50 30 Устойчивое 152,87 Крити- ческое
Число мест в КСР на 1 км2 П >10; П < 0,01 1 < П < 10; 0,01 < П < 1 0,1 < П < 1 0,02 Нестабиль- ное 0,004 Крити- ческое
* При расчете показателей относительной туристской устойчивости использовалась методика И. Петрасова.
Сравнительный анализ ИО и РБ выявил как множество сходных параметров, так и существенные различия. Сходные параметры:
1. Долгое время туротрасль в регионах развивалась без должного госрегулиро-вания.
2. Задача развития международного туризма была поставлена недавно.
3. Турадминистрации активно сотрудничают с общественными турорганизациями (Сибирская байкальская ассоциация туризма, Байкальская региональная ассоциация туризма, НП «Байкальский туристский альянс»). Таким образом, госструктуры учитывают проблемы участников регионального тур-рынка, отстаивая местные интересы на федеральном уровне.
4. Турпоток постоянно растет, что говорит о правильном направлении проводимой политики, но эффективность такой политики еще низка.
5. В обоих субъектах требуется улучшение состояния материально-технической базы туркомплекса и продолжение оказания господдержки развитию туризма, выравнивание сезонного дисбаланса турпотоков.
6. ИО и РБ вошли в семерку субъектов РФ, где будут функционировать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа — «Ворота Байкала» и «Байкальская гавань».
Различия в следующем:
1. Преобразование турадминистрации ИО не идет на пользу развитию туризма в области, тогда как в РБ можно отметить стабильную работу госструктуры управления отраслью.
2. В РБ республиканский закон о туризме4 был принят еще в 1996 г., тогда как вопрос о принятии закона о туризме в ИО поднят только сейчас.
3. ИО и РБ предлагают, с одной стороны, одинаковый турпродукт, с другой стороны, у каждого региона своя специфика. Например, в РБ находится центр буддизма России, что привлекает паломников со всего света.
Таким образом, в ИО и РБ сложились достаточно сильные рекреационные комплексы и есть огромный потенциал для их развития. Однако остается нерешенным целый пласт проблем: законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в регионе.
Примечания
1 URL: http://www.tourinfo.ru.
2 URL: http://www.baikaltravel.ru.
3 Стратегия социально-экономического развития ИО до 2020 года. Иркутск, 2008. С. 128.
4 О туризме: закон Республики Бурятия от
7 июля 2008 г. № 369-1У [Электронный ресурс]. URL: http://www.baikaltravel.ru.
Bibliography
About tourism: law of the Republic of Buryatia d.d. 7 July 2008. № 369-IV [Electronic resource]. URL: http:// www.baikaltravel.ru.
Socio-economic development strategy of the IR untill 2020. Irkutsk, 2008.
Tsareva N.V. Determination of total revenue of tourism in the IR and the RB // The role of financial and economic education in Russia's regions innovation development: international research and pract. conf. proceedings: in 2 parts / ed. by V.I. Samarukha, I.V. Tsvigun. Irkutsk, 2008. Part 2.
Tsvigun I.V. Trends and problems of international tourism development as a foreign economic activities form in the Irkutsk region // The role of financial and economic education in Russia's regions innovation development: international research and pract. conf. proceedings: in 2 parts / ed. by V.I. Samarukha, I.V. Tsvigun, Irkutsk, 2008. Part 2.
URL: http://www.baikaltravel.ru.
URL: http://www.bsn.irk.ru.
URL: http://www.egov-buryatia.ru.
URL: http://www.govirk.ru.
URL: http://www.tourinfo.ru.