Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2012
В. АФОНИНА кандидат экономических наук, доцент, профессор АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Представлены тенденции развития современного отечественного сельскохозяйственного производства. Обосновывается необходимость участия государства в создании условий для привлечения инвестиций в современное сельское хозяйство. На примере Пензенской области рассмотрены существующие формы взаимодействия государства и сельских товаропроизводителей по привлечению различных источников финансирования для восстановления и модернизации материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, источники финансирования, государственное регулирование, инвестиционные кредиты, инвестиционный подъем, государственночастное партнерство.
Важнейшим звеном агропромышленного комплекса нашей страны было и остается сельское хозяйство. За счет сельского хозяйства почти на 70% покрывается спрос населения на товары народного потребления. При этом около половины бюджета средней российской семьи тратится на продукты питания.
Для успешного развития сельского хозяйства необходимо своевременное воспроизводство капитала посредством инвестиций. Их количественный и качественный состав определяет характер и скорость восполнения экономических ресурсов, потребляемых в процессе сельскохозяйственного производства. Но сельскому хозяйству с продолжительным производственным циклом, с высокой зависимостью от природноклиматических условий, наличием постоянного риска в получении стабильных доходов, низкой рентабельностью сложно самостоятельно привлекать капитал в требуемых размерах. Указанные особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности.
На современном этапе экономического развития сельского хозяйства России инвестиционная ситуация характеризуется, с одной сто-
роны, - направленностью на модернизацию одного из важнейших секторов экономики, с другой, - отсутствием в достаточном количестве инвестиций.
Общеизвестно, что состояние сельского хозяйства во многом определяется его материально-технической обеспеченностью, которая зависит от наличия и объемов приобретения сельскохозяйственной техники, энергетических и других ресурсов. Для воспроизводства основного капитала необходимы финансовые средства, которые ежегодно изымаются у сельскохозяйственных производителей под действием диспаритета цен. Это обусловливает хронический дефицит собственного оборотного капитала, восполнение которого предприятия обеспечивают путем «проедания» основного капитала (использование амортизации на текущие нужды). В результате сложившейся ситуации происходит снижение производственного потенциала сельского хозяйства (см. табл. 1).
Таблица 1
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях (тыс. шт.)1
2000 2005 2006 2007 2008* 2009* 2010*
Тракторы 746,7 480,3 439,6 405,7 368,4 330,0 310,3
Комбайны:
зерноуборочные 198,7 129,2 117,6 107,7 95,8 86,1 87,0
кормоуборочные 59,6 33,4 29,5 26,6 24,0 21,4 20,0
картофелеуборочные 10,0 4,5 4,0 3,7 3,4 3,0 2,9
свеклоуборочные машины 12,5 7,2 6,2 5,3 4,2 3,6 3,2
* Без учета микропредприятий.
В 2010 г. по сравнению с 2000 г. наличие тракторов сократилось в 2,4 раза. Наиболее быстрыми темпами происходит снижение количества комбайнов. Так, количество кормоуборочных комбайнов снизилось за аналогичный период времени практически в 3 раза, картофелеуборочных - в 3,4 раза, свеклоуборочных - в 3,9 раза соответственно.
Поступление новой техники на протяжении десятилетий снижалось. Приобретение новых тракторов сельскохозяйственными организациями снизилось со 177 тыс. шт. в 1980 г. до 131,4 тыс. шт. в 1991 г.2 В рыноч-
1 Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики: Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами, 2011. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_38/IssWWW. exe/Stg/03-06.htm).
2 Корабейников М. Инвестиции - основной фактор долгосрочного финансирования // Экономист. 2001. № 5. С. 85-91.
ной экономике процесс обновления техники практически затормозился. В 2000 г. приобретение тракторов составило 14, 2 тыс. шт., в 2006 г. -11тыс. шт. И только в 2007 г. наметился некий перелом в этой ситуации -поступление новых тракторов составило 13,4 тыс. ед.
В 2009-2010 гг. в приобретении новой техники опять наметилась тенденция к снижению (см. рис. 1).
Рис. 1. Приобретение новой техники в сельскохозяйственных организациях (в процентах к наличию на конец года). Без учета микропредприятий, без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины
Списание сельскохозяйственной техники происходит опережающими темпами по сравнению с ее поступлением. В 2009 г. списание тракторов, зерноуборочных комбайнов превышает в 2,9 раза их приобретение. Выбытие тракторов в 2010 г. составило 5,1%, а поступление -2,3%, зерноуборочных комбайнов - 6,9 и 3,5% соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и с другой техникой (см. рис. 2).
Парк сельскохозяйственных машин сокращается и соответственно увеличивается нагрузка на одну машину (см. рис. 3).
Нагрузка на свеклоуборочные машины увеличилась в 4,5 раза по сравнению с 2000 г. (с 62 га до 278 га), на картофелеуборочные комбайны - практически в 3 раза (с 22 га до 62 га). В среднем по России нагрузка пашни на 1 трактор составляет 236 га, посевов соответствующих культур на зерноуборочный комбайн - 327 га, кукурузоуборочный - 817 га, на свеклоуборочную машину - 278 га.
В других странах нагрузка на сельскохозяйственную технику значительно ниже. Так, в США, соответственно, 28 и 82 га, во Франции - 12 и 63 га, в Германии - 8 и 67 га. Энегрообеспеченность в сельском хозяйстве России не превышает 350 л.с. на 100 га посе-
О И------1------1------I------1------I------I------1
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.
Рис. 2. Списание техники в сельскохозяйственных организациях (в % к наличию на начало года). Без учета микропредприятий, без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
2000г.
4(
ОС (X
7 $ 15 -і; і:іб !• і!-ШВІ ::ц 5 4 з і і Ш Пнііі І 4
2005 г.
2009г.
2012г.
■8 тракторы
% комбайны, зерноуборочные ■ комбайны картофелеуборочные 85 свеклоуборочные МАШИНЫ
Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
Рис. 3. Нагрузка на сельскохозяйственную технику*. Без учета микропредприя-
тий
*
Приходится тракторов на 1000 га пашни, комбайнов - на 1000 га посевов соответствующих культур, свеклоуборочных машин - на 1000 га посевов сахарной свеклы.
вов, что даже без учета качества и предельного износа техники в 1,8 и 2,5 раза меньше, чем в США и Германии3.
Наличие парка машин не соответствует потребностям сельского хозяйства. К тому же 95-97% образцов изготовлены с отступлением от технических условий, 80-85% не соответствуют требованиям безопасности и эргономики4.
Для восстановления разрушенной материально-технической базы сельскому хозяйству необходим колоссальный приток инвестиций. В 2009 г. было выделено из бюджета страны дополнительно 17 млрд руб. на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам5. Этих средств явно недостаточно. По мнению ученых6, инвестиционные кредиты (займы), необходимо выдавать сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, ИП, сельским потребительским кооперативам на срок до 15 лет и часть их возмещать за счет бюджета РФ на 40%, а крестьянским (фермерским) и подворным хозяйствам - на 50%.
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц и др. средства);
- заемных финансовых средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
- привлеченных финансовых средств (средства, полученные от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных органов и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций7.
Следует отметить, что в развитых индустриальных странах основным источником финансирования являются внутренние поступления (при-
3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе России (Ьйр://шшш. ach.gov.ru).
4 Семина Л. Активизация инвестиционной деятельности в региональном АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 1. С. 47-50.
5 Скрынник Е. Задачи агропромышленного комплекса в 2009 г. // АПК: экономика, управление. 2009. № 5. С. 3-7.
6 Пошкус Б. Обеспечить поддержку сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 4. С. 17-25.
7 Федеральный закон № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. С. 107.
быль и амортизация), на которые приходится до 70% (в среднем 55-60%) всех инвестиций. Доля внешних источников здесь составляет 40-50%, причем доля банковских кредитов - 35-40%, а доля акционерного капитала - лишь 2-3%. В развивающихся странах доля внешних источников доминирует. Так, их доля в капиталовложениях Индии составляет более 60%, в Республике Корея - до 87%8. В России же основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий (до 45%). Доля бюджетных средств снижается, причем центр тяжести переносится на бюджеты субъектов Федерации9. Очевидно, следует привлекать частные инвестиции в сельское хозяйство, но без активного участия в этом процессе государственных институтов решить данную задачу сельскохозяйственным товаропроизводителям сложно.
На основании федеральных законов и постановлений регионы разрабатывают свои основные документы регионального уровня. В частности, к документам, регулирующим инвестиционную деятельность в Пензенской области, относятся Законы Пензенской области:
- «Об инвестиционной стратегии Пензенской области» от 1 марта 2004 г. № 579-ЗПО;
- «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области» от 30 июня 2009 г. № 1755-ЗПО;
- «Об утверждении инвестиционного соглашения между правительством Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью "Агроресурс-Пенза"» от 10 октября 2011 г. № 2127-ЗПО;
- «Об утверждении инвестиционного соглашения между правительством Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью "Пензамолинвест"» от 31 октября 2011 г. № 2148-ЗПО и др.
В настоящее время в Пензенской области отмечается инвестиционный подъем, обусловленный формированием и совершенствованием законодательной и нормативной базы, которая обеспечивает защиту прав инвесторов, стимулирует привлечение сбережений населения и иностранного капитала в инвестиционную деятельность. В области работают инвесторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других регионов России.
В области с 2000 г. применяется Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области. За это время выдано 20 таких сертификатов.
8 Афонина В., Кадеркаева А. Тенденции развития иностранных инвестиций в России и Пензенском регионе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке». Пенза: ПГПУ, 2003. С. 71-76.
9 Яковлева Е.А., Шевченко А.Н. Механизмы регулирования инвестиционной деятельности в агротехнической сфере . Воронеж: Научная книга, 2010. С. 40-49.
Их получателями являются компании, реализующие на территории области крупные и социально значимые проекты - ОАО «Птицефабрика «Васильевская», ООО «Пензамолинвест», ООО РАО «Наровчат-ское» и др.
Вышеперечисленные мероприятия активизируют инвестиционную деятельность в сельском хозяйстве области, увеличивают инвестиции в основной капитал отрасли (см. табл. 2).
Таблица2
Материально-техническая база сельского хозяйства Пензенской области*
2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования в фактически действовавших ценах, млн руб. 1064,9 1075,2 1707,3 2671,5 4045,9 4705,2 4684,6
Ввод в действие производственных мощностей за счет строительства новых, расширения и реконструкции действующих животноводческих помещений, тыс. скотомест:
крупного рогатого скота 0,16 - 0,08 0,85 1,2 0,6 5,8
свиней - - 0,8 0,1 - 22,4 168,4
птицы, тыс. птицемест - 1051,0 1160,0 892,0 511,1 705,5 168,4
Зерносеменохранилища, тыс. т единовременого хранения 15,0 1,4
Теплицы под стеклом, тыс. кв. м - 32,4 - 95,8 21,9 - -
* Данные за 2005 г. и далее приведены по виду деятельности «Сельское хозяйство»10.
Инвестиции в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования с 2001 г. по 2010 г. увеличились в 4 раза. Это позволило построить новые, расширить и реконструировать действующие животноводческие помещения и увеличить количество скотомест для КРС с 0,16 тыс. до 5,8 тыс., содержания свиней - с 0,8 скотомест до 168,4 тыс.
10 Сельское хозяйство Пензенской области за 2010 г.: статистический бюллетень. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза, 2011.
Ежегодно увеличиваются объемы кредитов, выданных на инвестиционные цели. В 2011 г. сумма кредитов на инвестиционные цели по сравнению с 2010 г. увеличилась на 30% и составила 12 239,9 млн руб. (см. рис. 4).
25000-
20000
15000
10000—
5000-
425,1
94.3
625
2960,5
ШЛ
2888.6
642Л
4864,5
2107,1
752,5
7740,
3688,9
678.8
8825,8
5741,9
1288,7
9461,6
7694,6
1453,4
12239,)
7538,9
| Малые формы хозяйствования
I I Инвестиционные
] Краткосрочные
2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 4. Объем привлеченных кредитных средств сельхозпроизводителями всех форм собственности
В структуре выданных кредитов на долю инвестиционных кредитов приходится 58%. Это обеспечивает позитивную динамику развития сельского хозяйства практически по всем направлениям. Начиная с 2000 г., темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Пензенской области превышают среднее значение по Российской Федерации (см. табл. 3).
Таблица 3
Производство продукции сельского хозяйства в Пензенской области (в фактически действовавших ценах (млрд руб.)
Хозяйства всех категорий 2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Сельское хозяйство 10,03 15,72 17,88 22,28 29,51 31,87 29,02
Растениеводство 5,24 7,21 8,78 10,83 15,92 15,13 10,23
Животноводство 4,8 8,5 9,1 11,4 13,6 16,7 18,8
В 2011 г. в хозяйствах всех категорий произведено 957,6 тыс. т зерна в первоначально-оприходованном весе (включая кукурузу на зерно). Получены высокие урожаи сахарной свеклы - 2,1 млн т (в 2,2 раза больше уровня 2009 г.), подсолнечника - 213,7 тыс. т (в 3,1 раза больше уровня 2009 г.), картофеля - около 600,0 тыс. т (в 1,2 раза больше уровня 2009 г.),
овощей (включая овощи закрытого грунта) -161,3 тыс. т (в 1,1 раза больше уровня 2009 г.).
В животноводстве увеличивается производства мяса. Производство скота и птицы на убой составило 169,3 тыс. т, что на 12,4% больше, чем в 2009 г. В хозяйствах всех категорий произведено 485,6 тыс. т молока или 104,1% к уровню прошлого года.
Высокие темпы увеличения производства сохраняются в птицеводстве. В 2011 г. произведено на убой 80,9 тыс. т птицы или на 13,7% больше уровня 2009 г. Производство яиц в хозяйствах всех категорий составило 343,7 млн штук, или на 6,5% больше уровня 2009 г.
В области реализуются инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм. Интересен опыт инвестирования на основе государственно-частного партнерства. Инвестиционное соглашение с инвестором от имени Пензенской области заключается Правительством Пензенской области на основании требований Закона Пензенской области.
Правительство Пензенской области определяет порядок заключения, регистрации, ведения учета инвестиционных соглашений и контроля за ходом реализации приоритетного инвестиционного проекта, а также ежегодно направляет в Законодательное Собрание отчет о ходе реализации заключенных инвестиционных соглашений.
В инвестиционном соглашении устанавливаются:
1) формы государственной поддержки инвестиционной деятельности;
2) права и обязанности сторон;
3) объемы, направления и сроки вложения инвестиций, количество дополнительно создаваемых рабочих мест и планируемый уровень заработной платы, расчет налоговых поступлений по уровням бюджетной системы на срок реализации приоритетного инвестиционного проекта и последующие три года постинвестиционного периода и другие существенные для оценки значимости проекта показатели;
4) ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
С участием механизмов государственно-частного партнерства запущена в эксплуатацию мега-ферма на 3600 коров.
В области завершено строительство крупнейшего в Европе инкубатория на 105 млн яйцемест в год (проектная стоимость более 1,0 млрд руб.). Сданы в эксплуатацию помещения для крупного рогатого скота на 2,2 тыс. мест, для птицы - на 168,4 тыс. мест, убойные цеха производительностью 6,0 и 1,0 т в смену.
В 2011 г. начат ряд проектов, имеющих общероссийское значение, на общую сумму свыше 11 млрд руб:
- строительство первой очереди птицекомплекса по выращиванию индейки с годовой производительностью 15 тыс. т мяса птицы в год в Колышлейском и Нижнеломовском районах. Общая сметная стоимость проекта составляет 4550,0 млн руб. В комплексе предусмотрено строительство инкубатория, 3 площадок подращивания и 5 площадок откорма, завода по убою и переработке птицы, комбикормового завода. Заключен кредитный договор с ОАО ПРФ Россельхозбанком и открыта кредитная линия на 3,5 млрд руб.;
- строительство комплекса по выращиванию шампиньонов мощностью 6,0 тыс. т грибов в год.
ООО РАО «Пензенская зерновая компания» осуществляет строительство свиноводческих комплексов на 10 000 свиноматок. В 2010 г. введен в эксплуатацию 1-й модуль мощность 12,5 тыс. т мяса свиньи в год. Организация приступает к строительству 2-го и 3-го модулей свиноводческих комплексов. Каждый модуль мощностью 25 тыс. т мяса в год рассчитан на 200 тыс. голов свиней. Общий объем инвестиций по проекту составляет 6,4 млрд руб.
ООО «Русская молочная компания» и «Olam International» реализуют совместный проект, в рамках которого планируется довести поголовье собственного дойного стада к 2015 г. до 50 тыс. голов, надои - до 400 тыс. т молока ежегодно. Совокупный объем инвестиций составит около 400 млн долл.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Пензенской области, выражающееся в создании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямом участии государства в инвестиционной деятельности в форме государственно-частного инвестиционного партнерства приносят очевидный положительный результат: увеличивается ВРП; возводятся современные комплексы по производству мяса (по производству мяса на душу населения Пензенская область занимает 3-е место в ПФО), молока и другой продукции; создаются новые рабочие места; растет заработная плата сельских товаропроизводителей.