^егиональная^и^отраслевая^экономика^^
В качестве концептуальной поддержки развития кластерной политики в Российской Федерации на федеральном уровне в документе [9] предлагается разработать и утвердить Концепцию развития кластерной политики, в которой должны быть прописаны миссия, цели, задачи и направления политики развития кластеров. Отмечается, что стимулирование создания кластеров в северных регионах должно стать одним из приоритетных направлений федеральной северной политики. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания при Правительстве Российской Федерации координационного органа по проблемам кластерной политики, в состав которого могут войти руководители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, общественных организаций.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют научно-методические основы применения кластерного механизма в развитии инновационной экономики региона, возникает необходимость в детальном исследовании процесса формирова-
ния региональных кластеров, включая изучение условий необходимости и достаточности создания того или иного типа кластера, разработки методов оценки критериев и показателей эффективности кластера и т. п. Кроме того, на региональном уровне необходимы соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кластеров, например в виде Концепции кластерной политики региона.
Таким образом, развитие экономики региона российского Севера на основе кластерного подхода должно стать основой стратегии эффективного размещения ресурсов для регионального инновационного развития и диверсификации на отраслевой основе. Это особенно важно в случае территориально размещенных крупных отраслевых промышленных комплексов северных регионов.
Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера является эффективным инструментарием для повышения эффективности их социально-экономического и инновационно-технологического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акинфеева Е.В. Формирование и развитие региональных кластеров // Альманах Наука. Инновации. Образование: Альманах. Вып. 7. М.: РИЭПП, 2008. С. 177-191.
2. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/ 2008/2008-4/1/1.htm
3. Берденников Д. С. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Управление инновациями: теория, инструменты, кадры: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. С. 112-114.
4. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития // Инновационный менеджмент. 2009. № 2. С. 23-27.
5. Валеахметов Н.И., Цацулин А.Н. Создание регионального кластера как способ экономического развития территории // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2009. № 4(81). С. 281-288.
6. Егоров Н.Е., Данилов Ю.Г., Егорова И.Е., Едисеева Т.О., Писецкий Н.Г. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯНЦ РАН, 2009. 176 с.
7. Егорова М.В. Механизмы формирования и функционирования региональной инновационной
системы: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань, 2009. 38 с.
8. Краснокутский П.А. Инновационное развитие регионов на основе проведения кластерной политики: проблемы и перспективы // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 262-266.
9. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.severcom.ru /analitytics
10. Палкина М.В. О проектировании региональных инновационных систем в современных условиях // Вопросы современной науки и практики. Сер. Экономика. Вып. 7(21) / Университет им. В. И. Вернадского. Тамбов: Изд-во ТамбТГУ, 2009. С. 169-175.
11. Фияксель Э.А., Назаров М.Г. Роль инновационного кластера в формировании региональной инновационной системы // Инновации. 2009. № 6. С. 86-88.
12. Цукерман В.А., Козлов А.А. О формировании региональной инновационной системы развития Севера // Управление инновациями 2009: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 304-310.
13. Шерешева М.Ю. Инновационные кластеры // Роль инновационно активных территорий в формировании национальной инновационной системы. М.: Теис, 2008. C. 177-194.
УДК. 338.436.33
Султанаева Л.Д., Рыбаков С.В.
Государственное регулирование интеграционных процессов
в агропромышленном комплексе
Изменение отношений собственности и структурное реформирование агропромышленного комплекса России вызвали к жизни новые формы хозяйствования. На республиканском уровне, в АПК Республики Марий Эл, наряду с формированием новой структуры отношений, рыночным ценообразованием, развитием фермерства, свободой выбора партнеров, появлением разнообразных каналов реализации произведенной продукции это привело к ряду негативных последствий: разрушился единый «каркас» агропромышленного производства, усилились дезин-теграционные процессы и монопольное положение I (промышленность, поставляющая сельскому хозяйству средства производства) и III (отрасли, занимающиеся доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя) сфер по отношению к сфере II (сельское хозяйство) АПК. Возросло присутствие зарубежных товаропроизводителей на местном агропродовольственном рынке, отечественная продукция оказалась неконкурентоспособна. При этом ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства используется крайне слабо. Низкий уровень валового производства сельскохозяйственной продукции не позволяет обеспечить производственные мощности перерабатывающих предприятий и продовольственную независимость республики.
В настоящее время упор делается интеграционные процессы, которые затронули фактически все сферы сельского хозяйства: молочное животноводство, овощеводство, кормопроизводство, производство яиц и мяса птицы, мясное скотоводство и свиноводство. Развитие кооперационно-интеграционных процессов в условиях становления многообразных форм собственности и хозяйствования становится одной из важнейших мер вывода АПК из кризиса. В зависимости от специализации участников создаваемых агропромышленных объединений выделяются вертикальная и горизонтальная интеграция.
Вертикальная интеграция подразумевает производственно-финансовое объединение пред-
приятий и организаций, участвующих в производстве, углубленной переработке и реализации одного продукта (например, свинины). В настоящее время вертикальная интеграция наиболее распространена в молочном животноводстве и птицеводстве, она получает все более широкое применение в мясном скотоводстве и свиноводстве.
Горизонтальная интеграция представляет собой объединение предприятий по производству, переработке и реализации нескольких продуктов с различными снабженческими, лизинговыми, финансово-кредитными и страховыми организациями, ограниченными определенными территориальными рамками. Это наиболее перспективный вариант объединения, ведущий к созданию многопрофильной корпорации. По степени вовлеченности участников выделяются следующие формы взаимодействия между производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции:
на основе долгосрочных договоров. При такой форме интеграции все участники остаются самостоятельными юридическими лицами. Сотрудничество основывается на долгосрочном интересе участников к взаимодействию. Большую роль здесь играют неформальные связи;
на основе отношений собственности. Такое взаимодействие предполагает слияние или присоединение интегрирующихся юридических лиц, либо создание на их базе нового юридического лица в форме открытого или закрытого акционерного общества, финансово-промышленной группы, холдинга;
агропромышленные формирования некоммерческого типа. Создаются предприятиями, специализирующимися на выпуске определенных видов продукции, с целью решения каких-либо общих задач. Примерами некоммерческих агропромышленных формирований являются: Мясной союз России, созданный для лоббирования интересов предприятий мясной отрасли, Молочный союз России и др.
^егиона^ьна^^^ОТР^СЛеВ^Я^КОНОМИК^^^
Основной целью развития кооперационно-интеграционных процессов является увеличение доли аграрного производства в структуре ВВП, обеспечение продовольственной безопасности, сокращение числа посредников между отраслями АПК, снижение потерь и затрат на каждой технологической стадии производства, создание условий для перехода хозяйств к расширенному воспроизводству. В то же время развитие кооперационных и интеграционных отношения позволяет снизить трансакционные издержки и достичь эффекта разнообразия - как за счет диверсификации производства, так и за счет глубокой переработки сельхозпродукции и расширения товарного ассортимента, а также эффекта масштаба при росте объема продукции, который возможен при усилении объединительных процессов.
Однако отсутствие реальных стимулов к объединительным процессам и расхождение интересов хозяйств-участников препятствует созданию интегрированных формирований, усиливает дезинтеграционные процессы. Эти явления усугубляются причинами как экономического, так и административно-организационного характера, такими, как несовершенство механизма развития кооперационно-интеграционных отношений, недостаточные государственная поддержка и регулирование кооперационно-интеграционных процессов, отсутствие методических разработок для различных видов, типов и форм агропромышленной интеграции и др.
Возникает необходимость в поиске эффективных направлений развития кооперационно-интеграционных отношений и механизмов государственной поддержки, разработке рекомендаций по формированию (выбору типовых моделей) отраслевых интегрируемых структур.
Развитие агропромышленной кооперации-интеграции представляет собой экономический процесс, связанный, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, с другой - с необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Отсюда на базе развития производительных сил наблюдаются их кооперирование, комбинирование и интеграция, получившие новый импульс в мировой практике в результате новейших достижений научно-технического прогресса. Аграрные предприятия вступают в это объединитель-
ное движение, стремясь снизить риск, связанный с производством, его зависимостью от климатических условий, стихийностью рынка сельхозпродукции, диктатом перерабатывающих отраслей, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие предприятия также стремятся обеспечить себе высокие доходы благодаря наличию стабильной сырьевой базы, лучшему использованию сырья, повышению качества своей продукции, ее удешевлению и завоеванию рынка сбыта. В большинстве случаев объектом интеграции является сельское хозяйство, а прямыми или косвенными интеграторами и координаторами зачастую становятся несельскохозяйственные комбинаты и фирмы, концентрирующие основную долю производства и реализации конечной продукции агропромышленного комплекса.
Углубление интеграционных связей не представляется возможным без государственного регулирования и поддержки.
Государственное регулирование интеграционных отношений - это комплекс мер, осуществляемых государством в сочетании с рыночным механизмом саморегулирования для реализации поставленных целей, обеспечения устойчивых экономических, производственных и технологических связей между сферами АПК. Конечной целью регулирования интеграционных процессов является создание благоприятных условий для функционирования и расширенного воспроизводства в хозяйствах-участниках интегрируемых структур.
Характер воздействия зависит от определенных методов и инструментов. Регулирование осуществляется с помощью как административных, так и экономических методов. Структура их сочетания зависит от направления аграрной политики и сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Административные и экономические методы государственного регулирования аграрного производства и интеграционных процессов в том числе должны дополнять друг друга.
Государственное регулирование включает определение приоритетных направлений интеграционных процессов, систему методов государственного воздействия на их развитие, формирование устойчивых экономических отношений и достижение условий расширенного воспроизводства всеми участниками интегрируемых
^Жаучно»техниче£кие«ведомо£ти.СПбГПУ.1..2210.Экономиче£кие«науки
структур, а также анализ эффективности регулирования.
В качестве основных приоритетных направлений государственного регулирования и поддержки интеграционных процессов можно рассматривать:
правовую регламентацию деятельности интегрируемых структур, разработку научно обоснованных нормативных рекомендаций, учитывающих рыночные законы и многообразие форм собственности;
мониторинг интеграционных процессов с созданием специализированный службы в структуре Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов для своевременного получения информации и контроля;
антимонопольную политику, способствующую развитию интеграционных процессов с учетом интересов хозяйств-участников структур и устраняющую монопольное положение I и III сфер АПК;
совершенствование механизма налогообложения, который по отношению к агропромышленным комплексам должен способствовать рациональному сочетанию фискальной и стимулирующей функций и создавать благоприятные условия для осуществления структурных преобразований и активизации интеграционных процессов;
финансово-кредитное регулирование в виде финансирования приоритетных программ развития АПК, субсидирования элитного семеноводства и племенного дела, компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, химических средств защиты растений, страхование урожая сельскохозяйственных культур и др.;
поддержку и стимулирование сельских кредитных кооперативов и финансово-агропромышленных групп для обеспечения сельскохозяйственных предприятий доступными и льготными кредитами.
В части социального развития государству следовало бы поощрять те интегрируемые формирования, которые вносят вклад в развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.
В условиях рыночной экономики основой агропродовольственной политики должно быть развитие обеспечения стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции как главного фундамента экономического
роста АПК России, а также ее субъектов, устойчивое развитие сельских территорий и повышение качества жизни сельского населения, поддержание продовольственной безопасности страны. Динамичное развитие сельского хозяйства является не только предпосылкой повышения его эффективности, решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования целевых установок на удвоение ВВП и сокращение бедности (снижение уровня дифференциации населения страны по уровню доходов).
Возникает необходимость разработки стратегии развития АПК, которая призвана обеспечить требуемые темпы развития сельского хозяйства, сдвиги в структуре и эффективности производства, повышение уровня жизни сельского населения, а тем самым - успешную реализацию всего комплекса целевых установок социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Главным принципом государственного регулирования является выбор приоритетов и эффективных направлений. В условиях республики такие направления в животноводстве - мясное и молочное производство, птицеводческая отрасль. Республика участвует в реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», в качестве одного из основных направлений которого предусматривается ускоренное развитие животноводства.
Отличительной особенность общего совершенствования институтов (правил и механизмов) государственного регулирования АПК и сельского развития, импортозамещения мяса, на наш взгляд, является комплекс нижеперечисленных мер.
1. Увеличение производства мяса сверх целевых показателей. В Марий Эл в 2008-2012 году в АПК республики в качестве инвестиций за счет всех источников, поддерживающих развитие отрасли, будет направлено 5 млрд 100 млн р. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и природопользования республики, это предусмотрено республиканской целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы».
Определены конкретные предприятия, на которых планируется увеличить производство мяса и птицы. Сегодня в республике имеется четыре племенных завода по развитию крупного рогатого скота и три племрепродуктора, один племре-продуктор по свинопоголовью, один племенной завод по развитию лошадей, одно генофондное хозяйство и три племрепродуктора по разведению птицы.
Племенные хозяйства Республики Марий Эл способны реализовывать ежегодно 455 голов племенного крупного рогатого скота и 200 голов свиней, что не удовлетворяет в полном объеме спрос на племенных животных на внутреннем рынке, поэтому закупка племенного скота будет осуществляться и за пределами республики, в том числе у зарубежных товаропроизводителей.
Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов, закупить до 1000 голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, 500 голов свиней для селекции имеющегося стада.
Отрасль птицеводства, созданная как система предприятий промышленного типа, добилась значительных результатов.
Значимость отрасли птицеводства усиливается тем, что Республика Марий Эл обладает природно-климатическими и экономическими условиями для развития этой отрасли, дающей ценнейшие диетические продукты питания с высоким содержанием белка.
Наибольший вклад в общий объем производства мяса птицы вносят ЗАО «Марийское» и ГУП Птицефабрика «Волжская».
В целях активизации развития сельского хозяйства на территории Республики Марий Эл предлагается выделить зоны активизации агропромышленной деятельности, в которых будут наращиваться ресурсный потенциал, внедряться инновационные технологии, а также развиваться производственная, инфраструктурная, информационная и социальная сферы.
Анализ динамики и объема производства агропромышленного комплекса республики позволил выявить в качестве зон активизации агро-
промышленной деятельности по реализации скота и птицы на убой - Медведевский (18,2 тыс. т), Звениговский (14,0 тыс. т) и Горномарийский (5,4 тыс. т) районы республики.
2. Обеспечение кредитными и инвестиционными ресурсами реконструируемых объектов животноводства. В качестве перспективных «точек роста» в республике планируется осуществить ряд инвестиционных проектов:
реконструкцию и модернизацию ПК Птицефабрика «Акашевская» - 850 млн р.;
реконструкцию свиноферм ООО Агрофирма «Залесье» - 137 млн р.;
реконструкцию существующего и строительство нового свинокомплекса СПК «Восход» -56,4 млн р.;
реконструкцию и модернизацию ПК Птицефабрика «Солнечная» - 880 млн р.;
реконструкцию коровника ОАО «Тепличное» - 20 млн р.;
реконструкции. коровника под птичник, капитальный ремонт птичников ЗАО «Марийское» - 5 млн р.;
строительство телятника СПК сельскохозяйственной артели колхоза «Первое мая» - 5,2 млн р.
Всего в целях развития агропромышленного комплекса республики за период до 2011 года планируется реализовать инвестиционных проектов на сумму около 4 млрд р., которые обеспечат создание 1637 новых рабочих мест и дополнительные платежи в бюджеты всех уровней в размере более 700 млн р.
3. Поддержка строительства новых животноводческих комплексов. Выделено инвестиционных ресурсов на поддержку:
строительства свинокомплекса ЗАО Племза-вод «Шойбулакский» - 361,6 млн р.;
строительства, реконструкции и модернизации свиноводческого комплекса СПК «Звенигов-ский» - 60 млн р.;
строительства коровника СПК «Пригородный» - 41 млн р.
4. Совершенствование системы бюджетирования АПК и регулирования агропродовольст-венных рынков. В том числе:
расширение горизонта бюджетирования сектора и регулирования основных рынков с одного года до трех лет;
усиление межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной вла-
^Жаучно»техниче£киеведомо£ти.СПбГПУ.1..2210.Экономиче£киенауки
сти, принимающих решения в области сельского хозяйства и регулирования агропродовольствен-ных рынков;
переход на программный метод распределения бюджетных средств поддержки сельского хозяйства и сельского развития;
сосредоточение мер поддержки цен и регулирования агропродовольственных рынков (меры так называемой желтой корзины по классификации ВТО) в руках федерального центра;
увеличение в структуре аграрного бюджета удельного веса прямых выплат сельхозпроизводителям.
5. Развитие системы кредитования АПК. В том числе:
расширение участия сельхозпроизводителей (особенно субъектов малого предпринимательства) в государственных программах субсидирования процентных ставок по краткосрочным и среднесрочным кредитам;
развитие сельской кредитной кооперации путем внесения взноса РФ в фонды кредитования сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий для возмещения затрат на уплату процентов по договорам займа, заключенным с сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;
формирование системы ипотечного кредитования под залог земельных участков;
участие представителей отраслевых ассоциаций производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, других некоммерческих организаций в оценке эффективности агропродовольственной полити-
ки и разработке направлений по ее совершенствованию.
6. Техническое регулирование. Предполагается разработка стандартов на мясо в соответствии с международными стандартами Европейской экономической комиссии ООН.
7. Совершенствование механизмов взаимодействия производителей мясной продукции и торговых организаций.
В перспективе неизбежна дальнейшая активизация интеграционных процессов в АПК, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие. Однако большинство сельхозпредприятий - малопривлекательные объекты для инвестирования. В составе агропромышленных объединений их инвестиционная привлекательность существенно возрастает.
Таким образом, проблема использования средств господдержки АПК весьма актуальна и требует научно обоснованных подходов и решений, что создаст необходимую основу для дальнейшего развития АПК и повышения эффективности агропромышленного производства. Процесс государственного регулирования должен охватывать: ценообразование на продукцию и материальные ресурсы; льготный режим бюджетного налогообложения и кредитной системы; экономически обоснованную систему страхования; защиту отечественных товаропроизводителей от экспансии зарубежной продукции, товарной интервенции на продовольственном и сырьевом рынках; введение закупочных и заготовительных операций по гарантированным ценам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордеев А.В. За эффективное агропроизводство и качественную продукцию // АПК: экономика, управление. 2001. № 5.
2. Кириленко А.С. Проблемы интеграционных процессов агропромышленного комплекса в условиях
трансформируемой экономики. Иркутск: Изд-во БГУЭиП, 2006.
3. Шутьков А. А., Боев В. Р., Серков А. Ф. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. М.: Колос, 1998.