66
мобильная электростанция. В ближайшее время комплект оборудования для опытного образца установки будет проходить лабораторные и полевые испытания.
Проводить ремонтные работы при помощи новой технологии будут следующим образом: к месту ремонта магистрального трубопровода плазменное оборудование, электростанцию, источник питания электродугового модульного кластера и вспомогательное оборудование будут доставлять на транспорте высокой проходимости. Затем плазменный электродуговой кластер разместят на магистральном трубопроводе, подключат к нему энергоносители и пульт дистанционного управления. С помощью собственного механизма движения кластер будет перемещаться вдоль трубопровода по мере его очистки. После завершения работ кластер и остальное оборудование снимут струбопрово-да и переместят к новому месту деятельности.
Согласно проведенным исследованиям, стоимость ремонта магистральныхтрубопроводов с использованием плазменной электродуговой очистки в два раза ниже, чем при применении традиционно используемых сегодня устаревших методик. Не менее важным аргументом в пользу плазменной электродуговой очистки может послужить фактор экономии времени, затрачиваемого на ремонт. Новая технология позволит в несколько раз ускорить ремонтные работы на трубопроводах.
Можно говорить о том, что трубопроводная система, которой сегодня как воздух необходимы масштабная модернизация и внедрение современных инновационных решений, с технологическими разработками получает высокоэффективный инструмент для решения существующих актуальных задач. Это позволяет сэкономить большие объемы финансовых ре-
сурсов, которые необходимо направить на дальнейшее развитие и усовершенствование экономики России [7].
Таковы в общем плане результаты анализа технического состояния системы магистральных нефтепроводов, проведенного в 2011 г. В связи с упоминавшейся выше проблемой старения магистральных газопроводов и используемого на них оборудования, газотранспортными организациями запланированы существенные капитальные вложения с целью их реконструкции, модернизации и повышения эффективности.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в 2011 г. были выполнены значительные работы по обеспечению надежности системы магистральных нефтепроводов. Эта работа осуществляется в соответствии с комплексными планами диагностики, капитального ремонта и реконструкции объектов магистральных нефтепроводов, ежегодно разрабатываемых в компании, а также с программой оптимизации производственных мощностей.
Литература:
1. Бережной В.И. Синергетическая концепция формирования и развития регионального рынка транспортных услуг / В.И. Бережной, В.А. Фурсов // Вестник СевКавГТУ. - 2009. - № 4 (21).
2. Коршак A.A., Обеспечение надёжной работы магистральных нефтепродуктопроводов / A.A. Коршак, Г.Е. Коробков. - М.: Недра, 2010.
3. Кумылганов A.C. Состояние и перспективы капитального ремонта магистральных нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти.-2011.- № 2.
4. Новыетехнологии, новоеоборудование, новые материалы, каталог разработок НИОКР ОАО "АК"Транснефть". - М.: Созидание -3000, 2009.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom questions.ru.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trans nefteproduct.ru.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.petro plasma.net.
STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE OIL AND GAS COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Pashkovskaya Galina Alexandrovna, Student E-mail: [email protected]
Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
Efficiency of use of innovations in oil and gas sector of Russia is analyzed, specifics and experience of stimulation of innovative activity in the country in Norway is considered.
Keywords: innovation; technological level; oil and gas sector; oil and gas technologies; competitive environment.
УДК339.13 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РФ
© Пашковская Г.А, 2012 © Сенюгина И.А., 2012
Анализируется эффективность использования инноваций в нефтегазовом секторе России, рассматривается специфика и опыт
стимулирования инновационной деятельности в стране Норвегия.
Ключевые слова: инновация; технологический уровень; нефтегазовый сектор; нефтегазовые технологии; конкурентная среда.
В современных условиях применение инновационныхтехнологий является одним из источников повышения технологического уровня производства нефтяных компаний, что дает им новые конкурентные преимущества. Нефтегазовый сектор в экономике нашей страны является структурообразующим. В связи с этим еще больше возрастает значение высокотехнологичного, эффективного его развития.
В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Эффективность государственной инновационной политики зависит от множества факторов, среди которых: уровень научно-технического потенциала страны, развитость научной инфраструктуры, обеспеченность нормативной базой, уровень образования, уровень развитости поддерживающих инновационные процессы отраслей, особенности государственной политики по другим направлениям (экономическое, налоговое, миграционное) и др. [1, с. 76].
В экономически развитых странах мира инновационная экономика складывалась в разное время и опиралась на разные факторы. Большинство стран, чья экономика во многом построена на сырьевых запасах, до сих пор не смогли добиться значительного увеличения инновационной составляющей в своем экспорте. Некоторые из государств, например ЮАР или Чили, используют ресурсную базу для привлечения в странуиностранных инвесторов, создавая им комфортные условия для работы. Другие инвестируют деньги в глобальные корпорации, создавая, таким образом, почву для дальнейшей диверсификации доходов. Так поступает, например, ОАЭ [2, с. 32].
Подробнее рассмотрим специфику и опыт стимулирования инновационной деятельности в стране, чья экономика больше походит на российскую. Обе страны являются значимыми игроками на мировом рынке нефтедобычи. В обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах. Рост издержек на добычу полезных ископаемых делает для обеих стран актуальным вопрос развития и использования новыхтехнологий.
Норвегия до сих пор остается "сырьевым придатком" Европейского союза, по многим параметрам отставая от стран-соседей. Однако курс на инновации, который был провозглашен в стране несколько лет назад, дал ей возможность стать мировым лидером в ряде сегментов нефтегазовых технологий. Таким образом, государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности может представлять интерес для России.
В 2005 г. Норвегия провела реформусистемы инновационного развития.^, с. 21] Был распущен совет по инновациям, а его функции возложены на Норвежский научно-исследовательский совет и правительственное агентство "Инновационная Норвегия". Оно подчиняется министерству торговли и промышленности и регулирует исследования, предпринимаемые в интересах корпоративного сектора. Оно же отвечает за предоставление норвежским компаниям субсидий и кредитов на проведение НИОКР и несет ответственность за интернационализацию норвежских исследований. Агентство имеет представитель-
ПАШКОВСКАЯ Галина Александровна,
студентка
67
СЕНЮГИНА Ирина Алексеевна,
кандидат
экономический наук,
доцент
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
KANT № 3(6), декабрЬ 2012
68
ства во всех норвежских регионах и 30 странах.
Венчурные кредиты в Норвегии выдаются государственным агентством "Аргентум" и Норвежской корпорацией промышленного развития. Государственные гарантии по кредитам высокого риска предоставляет государственное агентство GIEK. Государственное агентство SIVA является совладельцем научных парков и бизнес-инкубаторов.
Норвегия является мировым лидером в неф-тегазовыхтехнологиях. Это объясняется тем, что страна добилась значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР
В данном случае государство софинансирует НИОКР сырьевых компаний. Так, важную роль в формировании инновационной активности корпораций играет Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии. Оно распределяет 25% из фонда государственных средств на фундаментальные и стратегические исследования и 75% бюджета энергетических НИОКР Эти деньги идут на поддержку программ, в которых непосредственно задействованы участники энергетического рынка.
Норвегия смогла добиться того, чтобы иностранные корпорации, работающие на местном рынке, проводили локализацию своихтехноло-гий в стране или передавали их норвежским научно-исследовательским институтам. Для этого использовались различные поощрения и вознаграждения. Таким образом, Норвегия сумела одновременно создать свою национальную инновационную систему и сделать ее частью глобальной.
В результате в Норвегии выросли собственные судостроительные компании, ИТ-сектор, связанный с нефтегазодобычей, появились революционные разработки в мониторинге запасов в труднодоступных местах, а также в технологиях бурения и добычи на шельфе.
Правительство Норвегии играет серьезную роль в развитии НИОКР Министерство нефтяной промышленности и энергетики запустило программу, по которой стимулируются НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти. Конечная цель - создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи.
Российские сырьевые корпорации ориентируют свои исследовательские центры на проектирование относительно простого оборудования и поверхностной оптимизации технологий. В то же время высокотехнологичное оборудование и принципиально новые технологии закупаются ими за рубежом. Отечественные исследовательские институты, работающие при нефтегазовых компаниях или выполняющие разработки по их
заказу, часто попросту не готовы решать долгосрочные задачи, которые требуют больших вложений и сопровождаются высоким риском. Да и число исследовательских центров, специализирующихся на нефтегазовых НИОКР, значительно сократилось за последние 20 лет. А многие разработки даже не выходят из стен институтов - до коммерческого использования, по оценкам экспертов, доведено не более 20% из них. [4, с. 28]
Одной из задач государства должно быть создание реальной конкурентной среды в нефтегазовом секторе, которая побуждала бы компании к сокращению издержек, в том числе на основе разработки и использования инноваци-онныхтехнологий. Требуется создать условия, когда компания может сохранять и увеличивать долю на рынке, поддерживая свою конкурентоспособность, только если она является более эффективной.
Разработка и использование инновационных технологий в НГС повышают эффективность, приносят заметные социально-экономические эффекты, связанныес приростом добычи нефти, налоговых поступлений, развитием человеческого капитала и смежных отраслей экономики.
На практике сегодня в НГС России (пожалуй, как и в ряде других отраслей) более важными факторами сточки зрения роста капитализации являются слияния и поглощения, покупка других "игроков". В современных условиях проще и менее рискованно купить, например, малую компанию, владеющую подтвержденными запасами, а не принимать дополнительные затраты и риски, связанные с разработкой и использованием новых технологий в перспективных новых нефтегазовых районах. За рубежом ситуация принципиально иная: компании увеличивают объемы добычи (и, соответственно, свою капитализацию) преимущественно за счет внедрения инноваций.
С точки зрения развития инновационных процессов принципиально важно формирование реальной конкурентной среды в НГС России. В современных условиях в большинстве отраслей минерально-сырьевого комплекса доминируют по несколько крупных вертикально интегрированных компаний: от 1-2 до 7-8 компаний. Относительно небольшую долю в объеме производства обеспечивают небольшие - малые и средние - компании. Причем в российской практике большинство этих малых и средних компаний зависимы от крупных компаний. Они контролируются или через участие в акционерном капитале, или через доступ к мощностям по переработке и к инфраструктуре.
В свою очередь государству без повышения прозрачности функционирования и развития нефтегазовых компаний сложно (практически невозможно) реализовывать эффективное государственное регулирование, в том числе
научно-техническую, инновационную, налоговую политику.
Применение новых инновационныхтехноло-гий в определенной степени может стать альтернативой широкому использованию налоговых льгот: потенциально использование новыхтех-нологий может снизить издержки до уровня, когда применение льготных налоговых режимов не является необходимым. В этом случае государство получит больший объем налоговых платежей, а компании смогут обеспечить приемлемый уровень рентабельности на основе широкого использования новых технологий. При таком сценарии развития событий интересы государства и недропользователей совпадают.
Чтобы стимулировать технологическое развитие, необходимо законодательно закрепить возможность учета (в целях налогообложения прибыли) расходов на НИОКР, понесенных одной компанией холдинга в интересах других структур того же холдинга. Кроме этого нужны законодательно установленные критерии, позво-
ляющие относить в состав расходов (в целях определения облагаемой базы для налога на прибыль) затраты на НИОКР атакже на консультационные и информационные услуги научнотехнического характера, по которым отсутствует непосредственная связь с деятельностью, приносящей текущий доход. Это касается стратегических исследований, направленных на перспективное развитие, результаты которых будут использованы в среднесрочной перспективе.
Примечания:
1. Нефтедобыча в России: государственная политика и инновационные перспективы. - М., 2009. - C. 76-83.
2. Инновационные приоритеты государства / под ред. А.А. Дынки-на, Н.И. Ивановой. - М., 2009. - C. 32-37.
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М., 2009. - C. 21-28.
4. Некрасова Е.С., Намятова Л.Е. Инновационный потенциал России // Дискуссия. - 2010. - № 6.- С. 28-30.
5. "Нефть и газ в 21 веке"//Официальный сайт государственного проекта Норвегии OG21 [Электронный ресурс].- Режимдоступа: URL: www.og21.org.
fN
О
ГЛ
0
сС
гл
■ QII
69