Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане
К.И. КУРПАЯНИДИ, Ферганский политехнический институт, Узбекистан. E-mail: [email protected]
В статье исследуются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности в Узбекистане. Проведен системный мониторинг финансирования правительством НИОКР. Обоснована необходимость дальнейшей активизации инновационных процессов посредством частно-государственного партнерства и реализации системы «тройная спираль» для практики Узбекистана. Ключевые слова: государственный сектор, государственный регламент инновационных процессов, часто-государственное партнерство, инновация, инновационный процесс, трансфер технологий, «тройная спираль», рейтинг, инвестиции
Формирование действенной национальной инновационной системы в Республике Узбекистан является важнейшим элементом государственной стратегии инновационного развития, с помощью которой можно преобразовать комплексно производственную сферу, обновить производственный аппарат и т.д. Только активная инновационная политика способна вывести страну на новые рубежи и открыть перспективы для формирования современной экономики.
В сравнении с развитыми странами национальная экономика Узбекистана в 2012 г продолжала расти достаточно высокими темпами: прирост ВВП - 8,2%1, причем, что очень важно, преимущественно за счет внутреннего спроса.
Результаты мониторинга социально-экономического развития страны за последние пять лет свидетельствуют, что правительству Республики Узбекистан следует сконцентрировать основные усилия на стимулировании научных исследований и инноваций, а также осуществить переход к современной экономике, основанной на знаниях. Страна расходует на новые технологии и инновации меньше, чем другие лидирующие государства.
1 Данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике.
ЭКО. - 2014. - №6 КУРПАЯНИДИ К.И.
В глобальном индексе инноваций (The Global Innovation Index), по версии международной бизнес-школы INSEAD, Узбекистан занял в 2013 г. 139-е место (показатель 23,9). Лидеры рейтинга: Швейцария (показатель 66,6) и Швеция (61,4), среди стран СНГ - на 59-м месте Армения (37,6), 62-м - Россия (37,2), 71-м - Украина (35,8).
В Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана в 2012 г подано 6572 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, зарегистрировано 2188 объектов2.
За последние годы в Узбекистане возрос объём вложений в НИОКР. Так, если в 2007 г. он составлял 61231,2 млн сум., то в 2012 г. - 197914,1 млн сум.
Внутренние затраты на развитие и инновации в Узбекистане составляют менее 1% от ВВП и на 2/3 финансируются за счет государственного бюджета. В 2012 г. научно-технические разработки в основном осуществлялись научно-исследовательскими организациями (118003,9 млн сум.) и высшими учебными заведениями (24742,5 млн сум.). Тем не менее отмечается тенденция роста затрат промышленных предприятий (10480,8 млн сум.). На проводимых на постоянной основе республиканских ярмарках инновационных идей, технологий и проектов за 2007-2012 гг. было представлено более 2 тыс. новаторских разработок, подписано свыше 1500 контрактов на общую сумму 44,7 млрд сум. Результатом стало освоение производства на отечественных предприятиях десятков видов новой продукции, в общей сложности на 480 млрд сум.
Только в ярмарке 2013 г. принимало участие 112 субъектов, в том числе 21 структурное подразделение Академии наук Узбекистана, 23 подразделения Министерства высшего и среднего специального образования, 20 учреждений Министерства здравоохранения, столько же - Министерства сельского и водного хозяйства, 28 прочих организаций.
Несмотря на значительные средства, выделяемые государством, вопрос о достаточности финансирования научных исследований и разработок не теряет своей актуальности. Опрос, проведенный среди представителей предпринимательского сек-
2 2012 - Receipt and registration of applications. Tashkent, the Agency on Intellectual Property of the Republic of Uzbekistan. [Electronic resource].
тора, принимавших участие в VI Республиканской ярмарке инновационных идей и проектов 2013 г, показал, что существенным экономическим фактором, тормозящим инновации в Республике Узбекистан, является недостаточный объем собственных финансовых ресурсов и государственной поддержки3.
Среди особенностей инновационного процесса в национальной экономике Узбекистана можно назвать не только преобладание государственных источников финансирования НИОКР, но и резкий контраст между передовыми высокотехнологичными предприятиями и предприятиями с очень низкой производительностью труда и слабым стремлением к инновациям. Кроме того, характерными чертами являются направленность инновационной политики «сверху вниз» и раздробленность инновационной структуры.
Одна из регулирующих и стимулирующих инновации мер -предоставление хозяйствующим субъектам льгот и преференций по налогам и обязательным платежам. Так, согласно ст. 145 п. 36 Налогового кодекса Республики Узбекистан4, к прочим расходам по налогу на прибыль юридических лиц относятся расходы на НИОКР, связанные с деятельностью (кроме тех, что направлены на приобретение основных средств, их установку, и другие расходы капитального характера).
В соответствии со ст. 208 п. 9 Налогового кодекса освобождается от налога на добавленную стоимость оборот по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета. Основанием для получения данной льготы является заключение соответствующего финансового органа о выделении средств из бюджета.
В 2008-2013 гг. предприятия, занимающиеся НИОКР, были освобождены от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, НДС и обязательных платежей в государственные целевые фонды (за исключением единого социального платежа) в части выполнения НИОКР5.
3 Социологический опрос-анкетирование проводился среди участников VI Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов в период с 24 по 26 апреля 2013 г. в выставочных павильонах ОАО Национальный выставочный комплекс «Узэкспоцентр».
4 Налоговый кодекс Республики Узбекистан. - Ташкент: Адолат, 2014.
5 О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 г. №ПП-916.
6 ЭКО. - 2014. - 16
В 2014 г. хозяйствующие субъекты, за исключением микрофирм и малых предприятий, использующие в своей производственной деятельности полностью изношенное оборудование, числящееся как основное средство на балансе организации, являются плательщиками налога на изношенное оборудование (в размере 0,25% от первоначальной восстановительной стоимости).
Следует особо отметить, что в стране присутствуют все элементы инновационной системы, необходимые для ее успешного функционирования, однако они слабо связаны между собой либо вообще не связаны. Не построена «тройная спираль» - эффективное взаимодействие государства, науки и бизнеса. Одна из важных проблем - создание эффективных конкурентных механизмов распределения государственного финансирования.
Объектами государственного регулирования и поддержки должны стать, прежде всего, фундаментальная и прикладная наука; инновационные предпринимательские проекты, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства (венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, университетские инновационно-технологические центры).
Опыт стран с развитой рыночной системой свидетельствует, что процесс наращивания государственного участия в инновационном развитии национальной экономики Узбекистана необходимо проводить поэтапно и с помощью экономических рычагов. Здесь на первый план должна выходить проблема повышения эффективности государственного сектора в целом, а также эффективности каждого проекта с государственным участием в масштабах всего общества. Одной из форм так называемой косвенной приватизации в крупном бизнесе является создание частно-государственных партнёрств. При этом потенциал госсектора надо использовать, прежде всего, в тех областях и сферах деятельности, где он себя оправдывает, например в наукоемких отраслях.
С точки зрения поощрения инноваций в малом и частном бизнесе первоочередным шагом должно быть пробуждение интереса данного сектора экономики к внедрению инноваций на основе спирали: «разработка и внедрение инноваций - снижение себестоимости продукции - увеличение прибыли». Вторым шагом
должно стать паритетное участие государства в финансировании инновационного процесса и максимальное облегчение доступа малого и частного бизнеса к государственным финансовым ресурсам. Целесообразно применять здесь такие инструменты, как долгосрочный лизинг оборудования и государственные заказы. Для облегчения привлечения внешнего финансирования путем размещения акций на бирже могут использоваться инструменты налоговой политики.
Необходимо разработать методику оценки эффективности действующих программ финансирования НИОКР и сопоставлять затраты с результативностью исследовательской деятельности.
При объективно необходимом государственном регулировании инновационных процессов на современном этапе развития экономики Узбекистана осуществление инновационной стратегии возможно лишь совместными усилиями государства и частного капитала, потенциал которого как минимум не уступает государственному сектору.
С этой целью необходима реализация следующих мероприятий:
• активизация формирования технопарков, производственных площадок, технополисов;
• создание инновационных кластеров, центров трансфера технологий между академической, ведомственной наукой и производством;
• с целью адресного финансирования прорывных инновационных проектов - создание института отбора инновационных проектов на основе частно-государственного партнерства 6;
• совершенствование законодательства, разработка и принятие законов «Об инновационной деятельности», «О науке»;
• внесение изменений в Налоговый кодекс, в законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, а также осуществление мониторинга и доработка законодательства по защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере.
6 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период //Экономика и финансы. - 2011. - №1. - С 8.
ЭКО. - 2014. - №6 АКСЁНОВА О.А.