управления качеством жизни населения региона можно разделить на три группы (таблица) [2].
При управлении качеством жизни населения региона наиболее распространены две группы методов: административные и экономические. Первая группа необходима при разработке государственных социальных стандартов и гарантий, обеспечивающих минимально гарантированное качество жизни населения (минимальные гарантии в области образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, безопасности жизни, правовой защиты и др.). Экономические методы основаны на применении стимулов и рычагов, поощряющих поведение хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, если оно во «благо» общества, либо наказывающих (экономические санкции), если их деятельность вредит обществу.
К основным функциональным формам управления качеством жизни населения региона относят:
- прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров качества жизни населения региона на основе анализа источников финансирования, социально-экономической структуры;
- региональное программирование - целенаправленное вмешательство государственных органов в развитие региона с формулировани-
ем целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов;
- региональное планирование - установление конкретных задач и целей с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.
В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.
Список литературы
1. Михеев А.С. Принципы управления качеством жизни населения региона. URL: http: zd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt13/wt13_ 49.pdf.
2. Рассанова О.Е., Голова Е.А. Управление качеством жизни населения региона // Актуальные аспекты современной науки: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Липецк, 20 дек. 2013) / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк: РаДу-ши, 2013. С. 43-51.
РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
СЕРГЕЕВ Григорий Витальевич - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
RASSANOVA, Olga Evgenyeva - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail. ru
SERGEEV, Grigoriy Vtalyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail. ru
УДК 338
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Э. Судакова
Рассматривается необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций, цели и современные направления государственного регулирования финансовых отношений корпораций, положительное и отрицательное влияние государственного регулирования на финансовую деятельность корпораций.
Ключевые слова: финансовые отношения; корпорация; государственное регулирование; направления государственного регулирования; цели государственного регулирования.
M.E. Sudakova. GOVERNMENT REGULATION OF FINANCIAL RELATIONS OF CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the need for government regulation of the financial-economic activities of corporations, goals and contemporary areas in the state regulation of financial relations of corporations, positive and negative effects of state regulation on the financial activities of corporations.
Keywords: financial relations, œrporation; government regulation; areas of state regulation; the objectives of state regulation.
Сложная и многосторонняя деятельность корпораций порождает различные формы финансовых отношений со своими контрагентами, требующие государственного регулирования. Государственное регулирование финансовой деятельности корпораций представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования внешних и внутренних финансовых отношений. При этом государство должно обеспечивать организациям, независимо от их организационно-правовой формы собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности, равные правовые и экономические условия деятельности, не должно вступать в противоречие с самостоятельностью организаций в выборе направлений, форм и методов осуществления своей предпринимательской деятельности.
Как показывает мировой опыт, в кризисных условиях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается. Поэтому на каждом этапе экономического развития страны направления, формы и методы государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций носят целенаправленный характер. На современном этапе государственное регулирование финансовых отношений корпораций подчинено следующим целям:
- обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности корпораций на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом;
- обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности корпораций различных форм собственности, отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм их функционирования, а также формирование финансовых ресурсов, в том числе за счет свободного доступа к внешним источникам;
- гарантирование защиты корпораций в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со сто-
роны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц;
- упорядочение внешних и внутренних финансовых отношений в сфере государственных финансов, корпоративных финансов и финансов домашних хозяйств;
- регламентация отдельных направлений финансовой деятельности корпораций и форм использования финансовых ресурсов в соответствии с осуществляемой государственной, экономической и социальной политикой и др.
Основные направления государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций представлены на рисунке [2].
Действующее законодательство в сфере регулирования финансовых аспектов создания организаций различных организационно-правовых форм собственности определяет минимальный размер уставного капитала организаций, создаваемых в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, процедуру подписки на выпускаемые акции и облигации, порядок формирования резервного фонда, процедуру продажи, дарения и завещания акционерами своих акций и некоторые другие финансовые аспекты их деятельности.
Регулирование ценообразования осуществляется на основе вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Целью государственного регулирования цен является создание условий, при которых соответствующим образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано принимать меры по защите населения от необоснованного роста цен, обеспечивать экономическую безопасность страны, регулировать инфляционный рост цен, контролировать цены на продукцию монополистов, создавать необходимые условия для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции и т.д.
Направления государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций
регулирование финансовых аспектов ^ создания предприятий различных организационно-правовых форм
регулирование механизма * ценообразования
регулирование инвестиционных операций
> регулирование валютных операций
регулирование денежного обращения и форм расчетов
регулирование операций страхования на финансовом рынке
регулирование рынка ценных бумаг
регулирование внешнеэкономической деятельности
регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятии
регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий
Направления государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности корпораций
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий на основе совершенствования системы налогов и механизма использования амортизационных отчислений, прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России, защиты интересов инвесторов и развития финансового лизинга в Российской Федерации.
Регулирование валютных операций осуществляется на основе действующего в РФ валютного законодательства, а именно - Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности корпораций, на счета в уполномоченных банках страны, условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках, разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п. [1].
За нарушение валютного законодательства к корпорациям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.
Регулирование денежного обращения и форм расчетов в корпорации интегрировано с механизмом денежного обращения страны
в целом. Предметом этого регулирования являются формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств, лимитирование сумм наличных денег в кассе, порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п.
За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Характер регулирования операций страхования для корпораций на финансовом рынке определяет систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков корпораций, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п.
Корпорации являются активными участниками фондового рынка, выступая в роли эмитентов и инвесторов при осуществлении ими финансовых инвестиций. В процессе государственного регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых корпорациями отдельных видов ценных бумаг и
проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов корпораций - инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.
Регулирование механизма исчисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов корпораций осуществляется на основе утвержденных способов (методов) исчисления амортизации по различным видам внеоборотных активов и ее норм. Принимая во внимание, что амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации, данное регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования.
Регулирование системы налогообложения, безусловно, составляет основу государственного регулирования всей финансово-хозяйственной деятельности корпораций. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности корпорации и финансовых операций, которые она осуществляет.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности корпораций основывается на создании условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки, поддержании конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, контроле над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене, установлении таможенных пошлин и сборов, выдаче лицензий на экспорт и импорт товаров и т. п.
Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью корпорации включает порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета, содержание Плана счетов и порядка его применения,
содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандартов финансовой отчетности и т.д.
Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о деятельности и финансовом состоянии корпорации как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).
Регулирование процедуры банкротства и ликвидации организаций определяет понятие банкротства организации, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве.
Следует отметить, что чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности корпораций существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. И напротив, недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности организаций не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.
Список литературы
1. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон Рос. Федерации от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 (с посл. изм. от 04.11.2014 г) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Н.В. Колчиной. 5-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 407 с.
СУДАКОВА Мария Эдуардовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SUDAKOVA, Maria Eduardovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]