Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровая платформа / государственное и муниципальное управление / управление данными / цифровая трансформация / сервисное государство / digital economy / digital platform / state and municipal management / data management / digital transformation / service state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутилина Екатерина Владимировна, Лежнев Владислав Александрович

В этой статье рассматриваются основы управления государственными и муниципальными базами данных, ускоряющие предоставление государственных услуг и принятие решений. Кроме того, управление базами данных создало благоприятные условия для цифровой трансформации административного отдела. В то же время в этой статье поднимается вопрос об обязательствах властей нести ответственность за управление полученными данными не только в связи с принятием решения об их использовании, но и в связи с принятием решения об их использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутилина Екатерина Владимировна, Лежнев Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT BASED ON DATA AND INTEGRATED DIGITAL SOLUTIONS

This article discusses the basics of managing state and municipal databases that accelerate the provision of public services and decision-making. In addition, database management has created favorable conditions for the digital transformation of the administrative department. At the same time, this article raises the issue of the obligations of the authorities to be responsible for managing the received data not only in connection with making a decision about their use, but also in connection with making a decision about their use.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024

УДК 351

Крутилина Екатерина Владимировна, студентка Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск e-mail: [email protected]

Лежнев Владислав Александрович, студент 2 курса направления подготовки 38.05.02 Таможенное дело направленность (профиль) Таможенное декларирование и таможенные платежи Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. В этой статье рассматриваются основы управления государственными и муниципальными базами данных, ускоряющие предоставление государственных услуг и принятие решений. Кроме того, управление базами данных создало благоприятные условия для цифровой трансформации административного отдела. В то же время в этой статье поднимается вопрос об обязательствах властей нести ответственность за управление полученными данными не только в связи с принятием решения об их использовании, но и в связи с принятием решения об их использовании

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая платформа, государственное и муниципальное управление, управление данными, цифровая трансформация, сервисное государство

Krutilina Ekaterina Vladimirovna, student of the Institute of Economics and Management of the Kursk State University, Kursk e-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 Vladislav Lezhnev, 2nd year student of the training area 38.05.02 Customs business orientation (profile) Customs declaration and customs payments of the Kursk State University

e-mail: [email protected]

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT BASED ON DATA AND INTEGRATED DIGITAL SOLUTIONS

Annotation. This article discusses the basics of managing state and municipal databases that accelerate the provision of public services and decision-making. In addition, database management has created favorable conditions for the digital transformation of the administrative department. At the same time, this article raises the issue of the obligations of the authorities to be responsible for managing the received data not only in connection with making a decision about their use, but also in connection with making a decision about their use

Keywords: digital economy, digital platform, state and municipal management, data management, digital transformation, service state

Управление данными сокращает время, необходимое для предоставления государственных услуг и принятия необходимых и срочных решений, а также создает благоприятную среду для цифровой трансформации государственного управления [5].

Например, в отношении государственных данных региональные власти они имеют право формулировать, использовать, удалять, а также обязаны обеспечить доступ (включая предоставление, раскрытие, распространение) и хранить данные. Несмотря на наличие прав и обязанностей, отсутствует нормативное закрепление ответственности властей за формирование и управление данными, включая их обновление [2, с. 12].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 В пределах своих полномочий исполнительный орган при осуществлении функций, например, при оказании государственных услуг он не только имеет право запрашивать и предоставлять данные, но и обязан использовать данные, полученные во время выполнения функций.

Необходимо однозначно возложить ответственность на органы исполнительной власти, выступающие в роли поставщиков государственных данных, за их сбор, актуализацию и хранение в пределах своих полномочий. Важно отметить, что централизованное управление государственными данными одним органом власти накладывает на другие органы власти обязательство по управлению полученными данными, а также по несению ответственности не только за их применение, но и за принимаемые на их основе решения. Здесь следует учесть, что любые решения, основанные на данных, требуют изменений в подходе к управлению Подход к управлению должен основываться на современных цифровых технологиях и цифровой трансформации, для чего требуются соответствующие ресурсы, такие как информационные системы и инфраструктура. Реализовать задачу цифровой трансформации государственных органов и органов местного самоуправления можно лишь путем масштабного внедрения комплексных интегрированных цифровых решений — цифровых платформ, которые станут фундаментом для создания единого цифрового пространства региона [3, с. 6].

Создание современной системы управления, ориентированной на стратегические приоритеты, учитывающие потребности общества, требует внедрения процессного подхода в управленческую практику. Этот подход подразумевает, что деятельность системы состоит из сети взаимосвязанных процессов, каждый из которых добавляет конкретную ценность для удовлетворения запросов конечных потребителей.

В настоящее время в российском государственном и муниципальном управлении преобладает вертикальная модель управления, где основными потребителями выступают не граждане, а руководители различных уровней

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 органов власти. Интересы граждан в этом контексте отходят на второй план. Часто органы власти сосредоточены на выполнении своих внутренних функций, не взаимодействуя должным образом ни с другими структурами власти, ни с потребителями государственных услуг.

Переход к модели процессного управления потребует от чиновников смещения акцента с выполнения ведомственных функций на удовлетворение нужд граждан и бизнеса [4, с. 2].

Центральным элементом концепции цифрового государственного управления (Сервисного государства 2.0), представленной Министерством цифрового развития, массовых коммуникаций и связи, стало понятие «суперсервисов». Суперсервисы представляют собой комплексные услуги, направленные на решение конкретных жизненных ситуаций граждан. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации и учреждения должны стать участниками единого цифрового пространства.

Результатом цифровой трансформации станет не только детальное проектирование и устранение узких мест, что приведет к значительному снижению транзакционных затрат благодаря использованию цифровых платформ, но и формирование новых моделей деятельности, а так же появление новых продуктов и процессов, с принципиально новыми качествами, за счёт соединения возможностей цифровых технологий и традиционных видов деятельности [1, с. 33-40].

Список источников и литературы:

1. Брадул Н.В. Концептуализация понятия «Smart Government»: наукометрический подход / Н.В. Брадул // Управленец. - 2020. - Т. 11. - №3. -33-45 с.

2. Лошкарев А.В. Реализация проектов цифровой трансформации в государственном управлении на территории Самарской области / Лошкарев

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 А.В., Гостева О.Н. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №10-2. - 12 с.

3. Сморгунов Л.В. Институты Доступности Цифровых Платформ И Государственная Управляемость / Сморгунов Л.В.// Южно-российский журнал социальных наук. - 2020. - Т. 21. - №3. 6-19 с.

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ (дата обращения - 28.11.2024)

5. Центр стратегических разработок: доклад «Государство как платформа» [Электронный-ресурс] URL:https://www.csr.ru/ (Дата обращения: 21.11.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.