Некрасова И.В.,
к.э.н., доцент кафедры финансов
и кредитаЮФУ
E-mail: [email protected]
Свиридов О.Ю.,
д.э.н., заведующий кафедрой финансов
и кредита ЮФУ
E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ТЕХНОПАРКОВ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В работе обобщаются теоретические подходы к анализу индустриальных парков и технопарков, определяются основные ключевые моменты развития и направления совершенствования государственной промышленной политики России. Авторы работы обосновывают необходимость совершенствования методов оценки эффективности использования бюджетных средств для создания и развития индустриальных парков и технопарков в России. В работе определяются основные факторы оценки эффективности функционирования технопарков в России. Обосновывается необходимость более активного развития такого вида индустриальных парков, как «brownfield».
Ключевые слова: индустриальные парки, технопарки, импортозамещающая промышленная политика, оценка эффективности, внутренние и внешние риски.
Sviridov O.Yu., Nekrasova I. V.
STATE FINANCING OF INDUSTRIAL
PARKS AND TECHNOPARKS AS THE MAIN ELEMENT OF INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA
The paper generalizes theoretical approaches to the analysis of industrial parks and technoparks. The key points of development and directions of perfection of the state industrial policy of Russia are defined. The
authors of the paper substantiate the need to improve methods for assessing the effectiveness of using budgetary funds for the creation and development of industrial parks and technology parks in Russia. The paper defines the main factors for assessing the effectiveness of the functioning of technoparks in Russia. The need for more active development of such a type of industrial parks as "brown-field" is substantiated.
Keywords: technology parks, technoparks, import-substituting industrial policy, efficiency appraisal, internal and external risks.
В настоящее время экономика России нуждается в тщательно проработанном комплексе мер формирования и функционирования качественной институциональной среды регионов как инструменте социально-экономического развития отдельных территорий.
Недостаток развития научно-технического и производственного потенциала страны может быть компенсирован за счет активизации инновационного развития посредством наращивания эффективных форм интегрированных образований. Данная задача является одной из приоритетных для государственной политики Российской Федерации.
При этом важно сформировать механизм опережающего экономического развития, способный модернизировать отрасли экономики и вывести экономику России на новую фазу экономического развития. Наиболее эффективным механизмом такого развития является создание индустриальных парков и технопарков.
Проанализируем сущность понятий -«индустриальный парк» и «технопарк».
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «индустриальный (промышленный) парк» трактуется как «управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной
и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности» [1].
Что касается термина «технопарк», то в Национальном стандарте Российской Федерации, он истолкован как «управляемый управляющей компанией комплекс
объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка» [1].
Существуют два концептуально разных подхода к определению основных видов индустриальных парков (рис. 1).
Greenfield (Гринфилд)
Brownfield (Браунфилд)
- создается на вновь отведенном незастроенном земельном участке, изначально не обеспеченном инфраструктурой;
- проекты с нулевого этапа, от инвестиций в земельный участок и строительство необходимых зданий;
- продажа земельного участка, выдача технических условий на подключение, предоставление общих услуг и поставку энергоресурсов. Позволяет осуществить строительство зданий под конкретный проект
Примеры сертифицированных ИП: Индустриальный парк «Заволжье», Ульяновская область;
Индустриальный парк «Росва», Калужская область;
Индустриальный парк «Промышленно-логистический парк Новосибирской области», Новосибирская область
- создается на основе ранее существующих производственных площадок, обеспеченных инфраструктурой;
- проекты на базе существующих на территории индустриального парка зданий;
- продажа здания, выдача технических условий на подключение, предоставление общих услуг и поставку энергоресурсов.
Позволяет сократить сроки и объемы инвестиций, наличие готовой инфраструктуры Примеры сертифицированных ИП: Индустриальный парк «Технополис Химград», Республика Татарстан;
Индустриальный парк «Станкомаш», Челябинская область;
Индустриальный парк «Левобережный», Ленинградская область
Рисунок 1 - Классификация типов индустриальных парков [составлено авторами]
Выбирая между двумя концепциями, следует учитывать особенности производства, а также искать более результативное и продуктивное решение либо путем строительства с нулевого цикла, либо возможной реконструкцией, реновацией помещений.
В превалирующем числе проектов индустриальных парков методика реализации проектов «^геепйеЫ» имеет неоспоримые преимущества, поскольку она, как правило, имеет современную инфраструктуру, новые коммунальные системы и возможность расширения территории. Очевидно, что этот прогрессивный способ предлагает больше возможностей для глобального роста производства с меньшими
издержками, чем «brownfield». Ведь по опыту, обновление капиталоемкой инфраструктуры всегда затратнее, чем строительство «с нуля».
Этим обусловлено то, что в Российской Федерации в основном функционируют проекты индустриальных парков «^геепйеЫ». Из числа сертифицированных: 15 действующих имеют статус «^геепйеЫ» и 10 - статус «brownfield» .
Ситуацию с преобладанием §геепйеЫ-проектов можно назвать парадоксальной, если учесть количество перспективных площадок в РФ, требующих реконструкции, реинжиниринга и редеве-лопмента.
Важной составляющей промышленной политики России является необходимость наращивания финансирования индустриальных парков и технопарков.
В начале 2000-х годов стало очевидно, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера российская промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности и обеспечить реализацию конкурентных преимуществ на внешнем и внутреннем рынке.
Для развития этого важнейшего сектора экономики, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровень было необходимо выработать государственную промышленную политику, определяющую национальные цели и приоритеты в сфере промышленности, сформировать стратегии развития отраслей промышленности и инструменты их реализации.
Данная задача являлась определяющей в течение последующих лет, когда были сформулированы основные положения государственной промышленной политики, разработан и принят комплекс стратегических документов, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации, которые определили цели, задачи и направления развития промышленного комплекса страны.
Краеугольным камнем, определившим политику государства в сфере промышленного потенциала, стала государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 [2].
Она направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке на период с 2012 по 2020 год.
Исполнителем государственной программы является Минпромторг России, который в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ведомствами разрабатывает и реализует меры государственной поддержки отраслей промышленности. Эти меры направлены на стимулирование предприятий в части перехода на стандарты работы развитой экономической системы и сокращения глобальных и национальных рисков российской экономики, а также максимального устранения отраслевых рисков.
Внимание к выработке российской промышленной политики, причем в широком контексте - с учетом ее интеграции с научно-технологической политикой, заметно возросло в 2014 году вследствие ухудшения внешнеполитических условий и ограничения возможностей импорта отдельных технологий. Именно поэтому особую актуальность начало приобретать решение задач по импортозамещению.
Импортозамещение в современных условиях - это процесс создания современных конкурентоспособных производств, направленный на замещение импортируемых в настоящее время товаров как потребительских, так и производственных, это принцип расстановки акцентов государственной промышленной политики, основанный на осознанном отказе от специализации в производстве только тех продуктов, в которых страна имеет сравнительные преимущества перед другими странами.
Импортозамещающая промышленная политика ориентируется на стимулирование изменения отраслевой структуры экономики таким образом, чтобы государство получало преимущество перед другими странами в производстве современной высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью и, в обозримой перспективе - значимым экспортным потенциалом. Это накладывает определенные требования и ограничения на структуру целей, задачи и мероприятий государственной программы.
В 2014 году в государственной политике Российской Федерации впервые появилось такое направление как создание новых и поддержка существующих индустриальных парков и технопарков. [3]
Это объясняется тем, что, помимо создания основы развития отечественной промышленности, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, критически важным для Российской Федерации является обеспечение качественного роста в развитии промышленной инфраструктуры на уровне субъектов Российской Федерации. [4]
Помимо разработки и реализации глобальных общегосударственных проектов, а также создания крупных предприятий, требуется совершенствование системы мер государственной поддержки развития региональных инфраструктурных проектов, как более мобильных и восприимчивых к производству промышленной продукции. Это послужит ключевым фактором для снижения рисков развития субъектов Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» была изменена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г., и на данный момент редакция является действующей [5].
Программа направлена, в первую очередь, на формирование условий для качественной перестройки отечественной промышленности, перехода на 1Т-технологии в отраслях производства, выявление и стимулирование внутренних источников роста, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Российской Федерации, путем создания и выведения на проектную мощность индустриальных парков и технопарков.
В сфере развития индустриальных парков, технопарков предполагается:
- обновление технологической базы отраслей промышленности;
- опережающее развитие производственной инфраструктуры для развития новых отраслей;
- стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования проектов, реализуемых в рамках деятельности индустриальных парков и технопарков;
- увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест резидентов индустриальных парков и технопарков.
На эффективность реализации программы могут оказывать существенное влияние две группы рисков, определяемые по отношению к национальной экономике как внешние и внутренние.
Внешние риски объединяют весь комплекс событий, влияющих на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:
- ухудшение макроэкономической ситуации, связанной с нарастанием негативных явлений мирового финансово-экономического кризиса;
- внешнеполитическую конъюнктуру, способную оказать отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность российской экономики;
- отраслевые риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в отдельных отраслях промышленности и производства мировой экономики.
Внутренние риски связаны с текущей ситуацией в российской экономике и характеризуются комплексом проблем финансового, институционального и демографического характера:
- бюджетные риски связаны с возможностью недостаточного финансирования из бюджета Российской Федерации, при сохранении существующей тенденции к увеличению бюджетного дефицита;
- финансовые риски, возникающие при отсутствии достаточного количества доступных кредитных продуктов, предназначенных для финансирования проектов по развитию промышленной инфраструктуры, в т.ч. по созданию индустриальных парков, технопарков;
- кадровые риски связаны с дефицитом опытных специалистов и руководителей управляющих компаний в отрасли;
- инфраструктурные риски, связанные с недостаточным уровнем развития
промышленной и транспортной инфраструктуры;
- законодательные риски (пробелы в нормативной правовой базе), ограничивающие действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития;
- высокий уровень зависимости от импорта;
- недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры;
- низкий уровень энергообеспеченности экономики;
- технологическая отсталость производства;
- высокий уровень физического износа производственных мощностей;
- низкий уровень инновационной активности;
- возникновение общеэкономических негативных явлений.
К общеэкономическим проблемам относятся:
-отсутствие доступных финансовых инструментов и высокие процентные ставки по банковским кредитам;
-рост себестоимости продукции за счет опережающего увеличения цен на сырье и энергоносители;
-валютные риски.
Основным способом минимизации влияния внешних рисков на реализацию программы является стимулирование роста собственных инвестиций в экономику Российской Федерации, снижение оттока капитала за границу. Также необходимо повышать привлекательность индустриальных парков и технопарков как площадок для создания и размещения новых производств российскими компаниями.
Для минимизации внутренних рисков ведется комплексная совместная работа делового сообщества, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, общественных организаций, институтов развития:
- разрабатываются и реализуются дорожные карты по облегчению и оптимизации процедур строительства и технического присоединения к существующей инфраструктуре;
- создаются новые кредитные продукты для финансирования проектов индустриальных парков и технопарков, характеризующиеся пониженной процентной ставкой и увеличенным сроком действия кредита;
- ведется работа по стимулированию всесторонней поддержки отрасли со стороны властей субъектов Российской Федерации - улучшение инвестиционного климата регионов, создание корпораций развития и других институтов инвестиционного развития, улучшение регионального законодательства.
Основными мерами государственного стимулирования реализации программы являются:
- обеспечение доступности финансирования для создания индустриальных парков и технопарков, включая создание благоприятных условий для применения механизмов проектного финансирования;
- поддержка инициативы субъектов Российской Федерации по развитию индустриальных парков и технопарков;
- научное и методическое сопровождение проектов создания индустриальных парков и технопарков;
- обеспечение сбора и систематизации информации о деятельности индустриальных парков и технопарков;
- развитие производственного потенциала и производственной кооперации.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы по созданию в РФ индустриальных парков и технопарков из средств федерального бюджета проиллюстрирован на рисунке 2 и составляет:
- 2013 год - 0,00 тыс. руб.;
- 2014 год - 85 194,60 тыс. руб.;
- 2015 год - 269 995,00 тыс. руб.;
- 2016 год - 4 948 330,00 тыс. руб.
В конце февраля 2015 года Счетная палата опубликовала отчет о проверке результативности и эффективности исполь-
зования бюджетных средств, выделенных в 2011-2014 гг. на реализацию комплексной программы по созданию в РФ технопарков в сфере высоких технологий. По данным аудиторов, всего за период с 2007 по октябрь 2014 года на реализацию программы 13 субъектам РФ были в общей сложности перечислены 30452,4 млн руб., из которых 42,4% составили средства федерального бюджета, а остальное - средства бюджетов самих субъектов.
По информации Минкомсвязи, в конце 2014 года кассовое исполнение программы составило 13184,9 млн руб., или 94,7%. Неиспользованные средства субсидий из федерального бюджета за период 2007-2012 гг. в сумме 1628,7 млн руб. возвращены в доход федерального бюджета.
В 2017-2019 годах 15 российских техно- и индустриальных парков получат от государства 6,8 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Планируется, что в
2017 году на реализацию комплексной программы по созданию в РФ индустриальных парков и технопарков будет выделено 3 млрд руб. 9 субъектам Федерации, в
2018 году - 2,6 млрд руб.7 регионам; в
2019 году - 1,2 млрд руб. 5 субъектам фе-
Эффективность реализации данных форм финансирования должна характеризоваться следующими показателями:
- количество предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках, ед.;
дерации. Распределение средств на 20172019 годы сформировано с учетом прогнозов регионов о ежеквартальных поступлениях налогов и таможенных пошлин от резидентов индустриальных парков и технопарков в федеральный бюджет.
По мнению авторов, программа должна предусматривать стимулирование создания и выведения на проектную мощность индустриальных парков, технопарков посредством следующих форм финансирования:
- субсидии на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий;
- субсидии российским организациям - управляющим компаниям индустриальных парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
- количество предприятий, осуществляющих деятельность в технопарках, ед.;
- количество действующих индустриальных парков;
- количество действующих промышленных технопарков, ед.;
6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
тыс. руб.
2013
2014
2015
2016
Рисунок 2 - Динамика объемов финансового обеспечения подпрограммы за счет средств федерального бюджета [составлено авторами]
- объем инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной инфраструктуры индустриальных парков, тыс. руб.;
- объем инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной инфраструктуры технопарков, тыс. руб.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках, ед.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в технопарках, ед.;
- налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках, в федеральный бюджет, тыс. руб.;
- налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в технопарках, в федеральный бюджет, тыс. руб.
Ожидаемый эффект от реализации основных мероприятий по созданию в РФ индустриальных парков и технопарков будет существенно различаться в зависимости от сценариев финансового обеспечения программы. Сценарий развития программы без ее дополнительного финансового обеспечения предусматривает сохранение большей части системных рисков, следствием чего станут более низкие значения целевых показателей и индикаторов реализации программы. Реализация мер государственной поддержки (т.е. с учетом дополнительной потребности в финансовом обеспечении программы) предусматривает снятие основных правовых, технических и финансовых ограничений, что будет являться существенным стимулом для развития региональной промышленности и фиксироваться более высокими значениями целевых показателей и индикаторов реализации подпрограммы.
Главными ожидаемыми результатами выполнения программы в части поддержки производственной инфраструктуры являются:
- сбалансированное территориальное развитие индустриальных парков и
технопарков, создание в них современных диверсифицированных высокотехнологичных производств;
- стимулирование производственной кооперации между отечественными предприятиями и формирование устойчивых технологических цепочек производства конечной промышленной продукции на территории России с использованием преимущественно отечественного сырья и комплектующих, имеющих высокий экспортный потенциал;
- обеспечение доступности кредитов для финансирования создания индустриальных парков и технопарков и усовершенствование механизмов привлечения инвестиций;
- эффективно функционирующая и сбалансированная система мер государственной поддержки развития промышленности регионов, а также система поддержки принятия управленческих решений в сфере развития промышленности;
- создание инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, обеспечивающей производство современной высокотехнологичной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью;
- обеспечение распространения информации в сфере промышленной политики и вовлечение в развитие промышленного производства широкого круга участников и заинтересованных сторон.
Динамичное развитие промышленной инфраструктуры позволит повысить инвестиционный потенциал регионов, появятся условия для увеличения количества рабочих мест в процессе создания и запуска новых промышленных производств.
Итогом реализации программы станет модернизация производственной инфраструктуры, рост собственных инвестиций в национальную экономику Российской Федерации, снижение оттока капитала за границу, увеличение доли импортозамещающей продукции и экспортных поставок готовых товаров с высокой долей добавленной стоимости.
В 2016 г. показатель действующих и создаваемых парков составил 95 и 57 еди-
ниц соответственно, а в 2017 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) планировало, что количество действующих площадок достигнет величины 116, а создаваемых - 62. На данный момент индустриальные парки в совокупности - это более 7 миллионов кв. метров производственных площадей, 2 666 компаний-
Судя по диаграмме, можно отметить неравномерность территориального размещения площадок индустриальных парков по всей стране. Безусловное большинство в центральной части России - 36 и Приволжском федеральном округе - 33.
Для сравнения следует отметить, что в 2013 г. было всего лишь 36 действующих парков, когда в 2016 г. отметка достигла уже 72.
Лидерами среди субъектов РФ по количеству действующих и создаваемых индустриальных парков являются: Московская область (20), Республика Татарстан (19), Калужская область (11), Ленинградская область (8), Республика Башкортостан (6). Средний уровень заполняемости действующих площадок составил 53%.
В 2017 г. создание и развитие индустриальных парков осуществлялось в привязке к территориальному принципу, и основным приоритетом в развитии промышленной инфраструктуры для восточных регионов является создание новых площадок, а для центральной части страны - это повышение заполняемости действующих площадок.
резидентов и 126 тысяч рабочих мест. За прошлый год в индустриальных парках выпущено продукции на 500 млрд. рублей, при этом налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили около 60 млрд. за прошлый год. На рисунке 3 представлено их распределение по федеральным округам Российской Федерации.
Индустриальные парки становятся новыми точками роста промышленности, которые обеспечивают высокую экономическую эффективность. Для наглядности -индустриальный парк «Заволжье» в Ульяновской области: на 1 рубль, вложенный в его инфраструктуру, приходится 22 рубля частных инвестиций в производство и свыше 8 рублей ежегодных налоговых платежей в региональный бюджет.
Современная инфраструктура индустриальных парков привлекает и зарубежных инвесторов - свыше 285 иностранных компаний из 27 стран уже разместили свои мощности в России, но, безусловно, большинство резидентов представлены именно отечественными предприятиями, численность которых за прошлый год увеличилась на 634 резидента, достигнув величины в 2318 компаний.
Абсолютным лидером во II Национальном рейтинге технопарков Российской Федерации за 2016 года является Нанотех-нологический центр Техноспарк. Технопарк был создан в 2012 году исключительно за счет частных источников финансирования. Общий бюджет проекта составляет
ЦФО СЗФО ПФО СФО ЮФО УФО СКФО ДФО КФО
Рисунок 3 - Распределение индустриальных парков на территории РФ [составлено авторами]
1,6 млрд. рублей, включая инвестиции РОСНАНО в размере 900 млн рублей.
Второе и третье место в рейтинге заняли технопарки (Научный парк МГУ и Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк)), которые были созданы в непосредственной близости от крупных научных центров с высокой концентрацией академической среды.
В отличие от классических вузовских технопарков, создающихся за счет бюджетных источников финансирования в качестве одного из их структурных подразделений, деятельность которых направлена в большей степени на воплощение в жизнь идей сотрудников вуза, студентов и аспирантов (планирующих открыть spin-off компании и заняться предпринимательской деятельностью в области высоких технологий), данные технопарки являются центром притяжения не только для научно-исследовательских кадров, но и сторонних малых инновационных и start-up-компаний, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве с научно-образовательными исследовательскими учреждениями c целью использования их кадрового и научного потенциала и развитой технологической базы.
Помимо индустриальных парков в Российской Федерации развиваются также технопарки, которые осваивают производство новых видов продукции, ориентированной на импортозамещение и наращивание экспортного потенциала, затрагивая при этом высокотехнологичные отрасли промышленности.
Ключевая дифференциация между индустриальными парками и технопарками состоит в том, что последние включают в себя инновационную составляющую и научно-внедренческую деятельность.
Сущность данного принципиального отличия заключается в обеспечении территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов для стимулирования развития высоких технологий, помимо реализации условий для производства, хранения и транспортировки, основанных на базовых и перспективных отраслях промышленности региона. Научно-исследовательский элемент является си-
стемообразующим в функционировании технопарка непосредственно благодаря следующим компонентам: НИИ, университетам, научным центрам.
Отличия между видами технопарков не столь существенны, поскольку их направленность зависит от целей создания. Их классификация представлена на рисунке 4.
Главная цель создания обоих видов инновационно-активных образований, представленных на рисунке 4, - преодоление технико-технологического отставания за счет симбиоза науки и производства. Синергия и эффект масштаба в поддержании эффективного механизма деятельности наукоемких производств позволят взять курс на постиндустриальный тип высокотехнологичного сектора экономики.
Технопарки в сфере высоких технологий служат главным образом для интеграции предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе отраслей нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий. Традиционно в состав таких высокотехнологичных образований входят бизнес-инкубаторы, виварии, лаборатории, центры аддитивных технологий, чистые комнаты.
Основными направлениями деятельности промышленных технопарков являются: создание опытного образца, разработка серийного образца, тестирование и доработка, а также инжиниринг. Помимо этого, на территории данного вида технопарков могут быть размещены центры сертификации.
Базовые различия между типами промышленных парков представлены в таблице 1.
Проведенное исследование состояния и тенденций развития индустриальных парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров показывает, что при сохранении существующих внутрироссий-ских факторов и мировой экономической конъюнктуры рост числа индустриальных парков составит примерно 10 парков в год, что приведет к созданию примерно 127 индустриальных парков к 2020 году. Рост числа промышленных технопарков составит 4-5 единиц в год, что составит примерно 38 технопарков к 2020 году. [6]
Промышленный Greenfield В сфере высоких технологий Brownfield
Создается с целью обеспечения реализации и выведения на рынок промышленной продукции, технологий. Позволяет разрабатывать прототипы серийных образцов, предоставляет инжиниринговые услуги Примеры сертифицированных ТП: Технопарк «Технополис «Москва», г. Москва; Технопарк «Технопарк 1993», Свердловская область; Технопарк «Яблочков», Пензенская область Создается на вновь отведенном незастроенном земельном участке изначально не обеспеченном инфраструктурой Проекты с нулевого этапа, от инвестиций в земельный участок и строительство необходимых зданий Продажа земельного участка, выдача технических условий на подключение, предоставление общих услуг и поставку энергоресурсов Позволяет осуществить строительство зданий под конкретный проект Примеры сертифицированных ИП: Индустриальный парк «Заволжье», Ульяновская область; Индустриальный парк «Росва», Калужская область; Индустриальный парк «Промышленно-логистический парк Новосибирской области», Новосибирская область Создается с целью обеспечения реализации и выведения на рынок высокотехнологичной продукции, услуг. Позволяет формировать бизнес-инкубаторы, виварии, центры аддитивных технологий Примеры сертифицированных ТП: Технопарк «Жигулевская долина», Самарская область; Технопарк «Академпарк», Новосибирская область; Технопарк «ИКСЭл», Владимирская область Создается на основе ранее существующих производственных площадок, обеспеченных инфраструктурой Проекты на базе существующих на территории индустриального парка зданий Продажа здания, выдача технических условий на подключение, предоставление общих услуг и поставку энергоресурсов Позволяет сократить сроки и объемы инвестиций, наличие готовой инфраструктуры Примеры сертифицированных ИП: Индустриальный парк «ТехнополисХимград», Республика Татарстан; Индустриальный парк «Станкомаш», Челябинская область; Индустриальный парк «Левобережный», Ленинградская область
Рисунок 4 - Классификация типов технопарков [составлено авторами]
Таблица 1 - Группировки индустриальных парков в зависимости _от классификационного признака [составлено авторами]_
Критерий классификации Модели промышленных технопарков
Научный Инфраструктурный Инжиниринговый
Территория Территория концентрации научно-технического потенциала Территория концентрации промышленного потенциала Территория вокруг крупного бизнеса и якорных заказчиков
Форма собственности Чаще государственная или смешанная Государственная, частная, смешанная Чаще частная или смешанная
Ключевая компетенция Коммерциализация НИОКР Создание и предоставление технологической инфраструктуры Улучшение или разработка новой продукции под заказчика
Бизнес-модель УК
Аренда/продажа + + +
Сервисы +/- + +/-
Управление проектами - +
Ключевые партнеры Научные центры Организации инфраструктуры Крупные заказчики высокотехнологичной продукции
Результат Создание новых бизнесов, вывод продукции на рынки Создание условий для размещения технологического бизнеса Создание новой продукции, импортозамещение
Пример сертифицированного технопарка Технопарк «Саров», Нижегородская область Технопарк «Технополис «Москва», г. Москва Технопарк «Космос-Нефть-Газ», Воронежская область
С учетом предполагаемого финансового обеспечения программы к 2020 году будут достигнуты следующие результаты:
- количество предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках и технопарках, составит 3231 ед.;
- объем инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной инфраструктуры индустриальных парков и технопарков составит 116 547 682 тыс. руб.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках и технопарках, составит 131,2 тыс. ед.;
- налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках и технопарках, в федеральный бюджет составят накопительным итогом к 2020 году 651 524 326 тыс. руб.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов в составе региональных программ развития промышленности, составит 40,715 тыс. ед.;
- объем внебюджетных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов в составе региональных программ развития промышленности составит 187 942 219 тыс. руб.
Оценка эффективности функционирования технопарков в России должна базироваться на трех факторах: близости к крупным научным центрам и академической среде, наличии частных инвесторов, высокой заинтересованности региональных органов власти в диверсификации экономики.
Статья 34 Бюджетного кодекса закрепляет принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому достижение заданных результатов должно быть с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств.
Таким образом, действующее бюджетное законодательство не дает четкого понимания, в чем должен выражаться результат, указаны лишь границы затрат на его достижение.
Как правило, для оценки эффективности бюджетных расходов достигнутые показатели сравниваются с плановыми значениями, при этом показатели устанавливаются самими ведомствами. Это говорит об отсутствии вовлеченности в данную процедуру других участников бюджетного процесса.
Рассматривая законодательные аспекты, касающиеся индустриальных парков и технопарков, следует отметить, что субсидия по 1111 РФ № 1119 не предполагает расчета эффективности расходования бюджетных средств, поскольку считается априорно эффективным механизмом. Субсидия данной меры стимулирования -компенсирующая и производится из части фактически уплаченных резидентами индустриальных парков и технопарков федеральных налогов.
Субсидия по 1111 РФ № 831 - прямая и предоставляется на уплату процентной ставки по кредиту в расчетном периоде в размере двух третьих суммы затрат. Субсидия входит в обязательную форму целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта, что является необходимым условием для подачи заявки на получение субсидии согласно приложению № 1 к постановлению. Следовательно, по нашему мнению, расчет бюджетной эффективности данной субсидии в этом случае необходим.
Бюджетную эффективность данной субсидии следует рассчитывать как отношение значения налоговых поступлений в бюджет к планируемому размеру субсидии. Планируемый размер субсидии может быть рассчитан по следующей формуле:
Б =0,9 ХКХС, (1)
где К - размер ключевой ставки, установленной Банком России на дату расчета,
С - суммарный объем затрат, представленных управляющей компанией в Минпромторг России для получения субсидии (для нескольких кредитных договоров считаются значения для каждого договора и суммируются).
Расчеты, произведенные на основе данной формулы, показали, что в 2016 году бюджетная эффективность субсидии по ПП РФ № 831 составила 79,15%.
В заключение проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Причиной, обусловливающей потребность в существовании технопарков, является соединение перспективных субъектов инновационного предпринимательства (как малого, так и среднего) с научно-исследовательскими образованиями, либо высшими учебными заведениями для повышения конкурентоспособности национальной продукции, в том числе в сфере высоких технологий. Что, с одной стороны, дает финансовое подспорье образовательным учреждениям, а с другой - предприятия получают возможность производственного развития с учетом 1Т-технологий, поскольку минимальный цикл создания наукоемких продуктов осуществим только в случае взаимодополняющей работы ученых и технологов.
Необходимо совершенствовать методику оценки эффективности использования бюджетных средств, используемых на создание и развитие индустриальных парков и технопарков в России.
Индустриальные парки и технопарки - важные элементы в системе промышленной политики России. Это подтверждается тем, что они ориентированы на стимулирование изменения отраслевой структуры экономики таким образом, чтобы государство получало преимущество перед другими странами в производстве современной высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью и в обозримой перспективе - значимым экспортным потенциалом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования. Национальный стандарт РФ// кйр://рш1ес1.§081;.гиМосишеп1.а8рх?Соп1хо1= 7&1ё=2006 44
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 // Ьйр://Ьа8е.§агап1.ги/70643464/
3. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. -М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. - 160 с.
4. Абрамов Р.А. Региональная промышленная политика в структуре устойчивого функционирования территории // Политика и общество. - 2015. - № 3. -С. 345-353.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 382-13 // http://pravo.gov.ru/proxy/i ps/?docbody=&nd =102352828&rdk=&backlink=1
6. Геоинформационная система. Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры // www.gisip.ru/
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. GOST R 56425-2015 Tekhnoparki. Trebovaniya. Natsional'nyi standart RF// http://protect.gost.ru/document.aspx?Control= 7&id=2006 44
2. Gosudarstvennaya programma Ros-siyskoy Federatsii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie eyo konkurentosposobnosti», utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 328 // http://base.garant.ru/70643464/
3. Idrisov G. I. Promyshlennaya politi-ka Rossii v sovremennykh usloviyakh. - М.: Izd-vo Inst-ta Gaydara, 2016. - 160 p.
4. Abramov R.A. Regional'naya promysh-lennaya politika v structure ustoychivogo funktsionirovaniya territorii // Politika i obsch-estvo. - 2015. - № 3. - P. 345-353.
5. Gosudarstvennaya programma Ros-siyskoy Federatsii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie eyo konkurentosposobnosti», utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 г. V redaktsii Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.03.2017 g. № 382-13 // http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody= &nd=102352828&rdk=&backlink=1
6. Geoinformatsionnaya sistema. Indus-trial'nye parki. Tekhnoparki. Klastery // www.gisip.ru/