МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
предусмотренное ст. 6.18 КоАП РФ, содержит те же признаки, что норма ст. 230.2 УК. При этом законодатель предусмотрел, что к административной ответственности виновное лицо может быть привлечено при условии, что его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Однако каких-либо критериев разграничения уголовной ответственности от административной диспозиции данных статей не содержат. Единственный критерий, который можно применить при сравнении указанных норм - степень общественной опасности. С учетом изложенного, считаем важным дополнить диспозицию нормы ст. 230.2 УК существенными квалифицирующими признаками, например, «использование ... два и более раза», или «использование ... лицом, ранее подвергнутого административному наказанию по ст. 6.18 КоАП». Список использованной литературы:
1. Пункт 22 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
2. Легендарный Лэнс Армстронг оказался допинговым королем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://finforum.org/page/index. html/_/sports/ legendamyi-lans-armstrong-okazalsja-dopingovy-r45610, свободный. - (дата обращения: 26.02.2018).
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 1027793-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ bill/1027793-6, свободный. - (дата обращения: 28.02.2018).
4. Пункт 4.4.1. Общероссийских антидопинговых правил, утвержденных приказом Министерства спорта РФ от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
5. Пункт 24 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения: 26.02.2018).
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247 // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения 28.02.2018).
7. Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 мая 2012 г., регистрационный № 24063 // ИПО «Гарант» (доступ локальный) (дата обращения 28.02.2018).
© Пешков Д.В., 2018
УДК 340
Ю. А. Швецова
студентка 2 курса МГУ им. Н. П. Огарева
г. Саранск, РФ E-mail: yulyaschvetsova@yandex.ru А. В. Биряева
старший преподаватель МГУ им. Н. П. Огарева
г. Саранск, РФ E-mail: vyazik16@yandex.ru
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВНОФИЛОВ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются государственно-правовые взгляды западников и славянофилов,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
проводится их исторический анализ, дается сравнительная характеристика, определяется их значение для дальнейшего исторического развития политико-правовой мысли.
Ключевые слова
Западники, славянофилы, государство, право, земство, управление государством, общественное движение,
крестьянство, государь, самодержавный правитель.
Изучение истории и дальнейшего пути развития Российского государства вызвало зарождение в концу 30-х гг. 19 столетия двух идейных направлений в среде столичной интеллигенции - западников и славянофилов. Западники усматривали в государствах Западной Европы реализацию идей закона, порядка, долга, справедливости. Основоположником западников был профессор Тимофей Николаевич Грановский. Также большое значение на развитие взглядов западников оказывал историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин.
Если история Запада заключалась в развитии правового статуса личности, то российская история была историей развития государственной власти. Как и иные западники, Кавелиным критиковалось крепостное право, в процессе и во времена подготовки крестьянской реформы он высказывал свое мнение против политических изменений, считая, что конституцию, если она будет принята в российском государстве, дворянство будет использовать в целях сохранения своих преимуществ и в борьбе против реформ.
Среди западников были рассмотрены не проекты конституции нового российского государства, а общие перспективы генезиса государства в связи с историческим развитием других европейских государств. Предельно с осторожностью западниками были затронуты проблемы самодержавия, православия, народности.
Как они полагали, развитие российского государственного строя когда-нибудь самостоятельно изберет конституционный путь развития. Главной и первоочередной проблемой западники видели также крестьянскую реформу, в связи с чем у них возникали сомнения, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным моделям в обязательном порядке усилит политическое значение дворянства, и таким образом, будет сдерживать отмену крепостного права. Для западников первоочередной задачей была проблема правового положения граждан.
Изучение проблем статуса личности, неотъемлемо привело к вопросам о гарантиях этих прав и свобод в условиях зарождения и развития промышленно-капиталистического общества. Некоторые западники придерживались теории социализма (напр. А.И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев), другие же - были наоборот, противниками этих идей (напр. Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. С. Тургенев).
В противоположность западникам, в конце 30-х гг. сформировались в развитии общественной мысли противопоставляющие западникам славянофилы. Они критиковали западников за то, что те разрешали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, по справедливому мнению Е.С. Смирнова, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе [4, с. 105].
Основой для зарождения славянофильского движения послужила Отечественная война 1812 года, которая обострила патриотические настрои народных масс. Перед русской интеллигенцией стоял вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. появилась потребность определить дух России и её национальный колорит, и славянофильство должно было найти ответы на эти запросы.
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) придерживались мнения о существовании для России самостоятельного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А.С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.В. Чижов и другие.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители взглядов Святой Руси, оказывали огромное значение в формировании русского национального правосознания и национально-патриотического настроя. Славянофилы создали концепцию самостоятельного пути развития российского государства, утвердили мысль о спасительном значении Православия как христианского вероучения, говорили о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
В соответствии с мнением, что «государство как принцип - «ложь», славянофилы смогли сформулировать свою известную формулу: «Сила власти - царю; сила мнения - народу».
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Отдавая государственную власть государю, народ (земство) приобретал вместо свободы общественного мнения, свободу слова, мысли, печати, совести. Идеи славянофилов о правах и свободах являлись внушительным значимым элементом и принципом славянофильского государственно-правового учения.
На наш взгляд, славянофилы превзошли многих деятелей российского либерализма в изучении и защите свободы слова и мысли. Славянофильское государственно-политическое движение впервые в российском государстве в середине XIX в. сформировало общетеоретический взгляд о государстве и праве, основыающийся на традиционно-консервативных истоках православия, русской культуры и государственности, признающее самобытность русской истории, культуры и государственности, примат традиционных национально-исторических ценностей.
По мнению Ю.А. Степановой, идеологи славянофильского движения (братья Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) основывались на: органичности общественного и государственного строя, значительно развитой нравственности и православности государственной власти (монархического правления), невмешательства государства в область народной деятельности, единства государства, свободы общественного мнения, мысли, слова, совести, печати, общинного и земского обустройства [5, с. 113].
Земщина являлась выражением думы, свободы мысли людей, и к ее мнению должна прислушиваться власть. Никакие преграды не должны разделять государя и народ, власть и земщину. Словом «земля» («земщина») славянофилы именовали народ, добровольно отдавший свою политическую власть Государю, но оставившей за собой право воздействовать на него с помощью свободы слова, мысли, печати, совести и общественного мнения, доводимого до царя Земским собором [1, с.24].
Древнерусская свобода предусматривала свободу от политики, право жить по неписаным законам веры и традиции, реализовывать себя в этической области, на которую не вправе оказывать влияние государство.
Являясь законопослушным, русское население не вмешивалось в деятельность правительства, но и правительство не должно было оказывать влияние на жизнь и быт народа, принуждая их жить по государственным правилам.
Васильев А.А. считал, что в случае несоблюдения неофициального соглашения правитель, противоправно посягнувший в границы народной жизни (духа), может быть провозглашен тираном (незаконным Государем) [2, с.72].
В качестве государственных дел, которыми должен был заниматься самодержавный правитель, К.С. Аксаков называл внутреннее и внешнее руководство страной, а к земским (народным) делам относил духовную, культурную и материальную жизнь населения, их обычаи и традиции.
Свободу общественных взглядов славянофилы относили к основным свободам во взаимоотношениях народа и государства (правителя), раскрывали эту свободу как правовое средство донесения до власти проблем о нуждах народа, как способ воздействия народа на органы власти.
Передавая политическую власть государю, народ (земство) приобретал взамен свободу общественного мнения, свободу слова, мысли, печати, совести. Идеи славянофилов о правах и свободах являются существенным элементом и принципом славянофильского государственно-правового идеала.
В отечественной юридической науке существовали взгляды о том, что славянофилы считали государство злом. Современный исследователь консервативной правовой мысли А.А. Васильев также считал, что государство для славянофилов - «неизбежное зло» [3, с. 77]. Причиной для такого вывода, по всей видимости, явились высказывания некоторых славянофилов о государстве как носителе некоторых отрицательных качеств.
Поиск истины в этом вопросе, по нашему мнению, чрезвычайно важный для изучения государственно-правовых идеалов русских консерваторов, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными. На наш взгляд, приписывание всему славянофильскому течению отрицательного отношения к государству (государство - зло) является сомнительным мнением.
Славянофилы оказали определенное положительное влияние на формирование общественно-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
политической мысли о месте и роли славянофильского течения в России. Список использованной литературы:
1 Андреев Н.Ю. О сущности государства в славянофильской политико-правовой доктрине / Н.Ю. Андреев // История государства и права. - 2013. - № 22. - С. 24-27.
2 Васильев А.А. Консервативная правовая доктрина России: общетеоретические аспекты / А.А. Васильев. -М.: Юрлитинформ, 2012. - 336 с.
3 Васильев А.А. Государственно-правовой идеал славянофилов / А.А. Васильев - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 224 с.
4 Смирнова Е.С. Институциональное оформление взаимоотношений славянских народов Европы в контексте истории и права / Е.С. Смирнова // Международное право и международные организации. - 2016. - № 1. - С. 105-113.
5 Степанова Ю.А. Политическая концепция К.С. Аксакова: дис. ... канд. полит. наук. / Ю.А. Степанова. - М., 2008. - 117 с.
© Швецова Ю. А., Биряева А. В., 2018