Научная статья на тему 'Государственно-правовое обеспечение охраны историко-монументальных памятников на территории Республики Адыгея'

Государственно-правовое обеспечение охраны историко-монументальных памятников на территории Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ИСТОРИКО-МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малиш Марьяна Адамовна

Автор статьи рассматривает систему законодательства, регулирующую сохранение историко-монументальных памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое обеспечение охраны историко-монументальных памятников на территории Республики Адыгея»

№ 5 (43), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

10. Рабин О. Из книги воспоминаний... С. 36.

11. Попов С. Собирая «шестидесятников»: создание другой истории искусства // Анатолий Бру-силовский. Пантеон русского андеграунда. С. 13; УральскийМ. Немухинские монологи ... С. 22-23.

12. Гуревич Л. Художники ленинградского андеграунда: биогр. слов. СПб., 2007. С. 294, 295.

13. Бобринская Е. При личном участии ... С. 19; Синельникова Н. Нонконформисты ... С. 399.

14. Сергеева Е. Леонид Талочкин // Анатолий

Брусиловский. Пантеон русского андеграунда ... С. 111.

15. УральскийМ. Немухинские монологи ... С. 19.

16. Ангел-хранитель российского искусства второй половины ХХ столетия (некролог Леонида Талочкина) // Художественный совет. 2002. № 3. С. 48; БрилингН. Вместо комментария ... С. 24.

17. Попов С. Собирая «шестидесятников»... С. 14.

18. Нонконформисты: второй русский авангард 1955-1988. Бонн, 1996. С.47-48.

L. N. DZHANYAN. cOLLECTING As A FORM OF cOMMuNIcATION (Collectors and nonconformists of the 1960-1970s)

The article not only considers the most prominent personalities among Russian and Western collectors of unofficial art, their role in supporting and representing the Soviet underground, but also outlines the relations, nature and forms of communication of collectors and non-conformist artists.

Key words: collectors, the Soviet underground, nonconformists, forms of communication, home exhibitions.

М. А. МАЛИШ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Автор статьи рассматривает систему законодательства, регулирующую сохранение историко-монумен-тальных памятников.

Ключевые слова: Республика Адыгея, историко-монументальные памятники, государственно-правовое обеспечение охраны историко-монументальных объектов.

Государственно-правовое обеспечение охраны историко-монументальных памятников Республики Адыгея имеет достаточно солидную историографическую базу. Соответствующие вопросы и деятельность государственных и общественных органов по охране памятников на Кавказе рассматривались в работе А. М. Шадже [1], анализ политики советского правительства в этой области культуры (до 1970-х гг.) представлен в трудах А. Д. Равикович [2]. И. А. Кандауров отмечает, что первым шагом к созданию законодательства об охране древностей в России был указ Петра I о необходимости бережного отношения к памятникам; следующий шаг - указ «О наблюдении за сохранением памятников» - предпринят в 1848 году.

Коренное население трепетно относилось к памятникам древности, даже обожествляло их, налагая табу на любое посягательство. Об отношении горцев к прошлому писал основатель Краснодарского краеведческого музея Е. Д. Фелицын: «Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они не заключались; к сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев» [3]. Это написано в 1879 году. С 1910 года было основано «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины»: прогрессивная и наиболее образованная часть общества признала, что следует охранять памятники истории и культуры [4].

С установлением советской власти происходят глобальные перемены в жизни общества. С. М. Пхачияш в одной из своих статей замечает, что организационные основы охраны памятников (первые законодательные акты) были заложены в 1918 году. Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» ("О памятниках республики")» был подписан 12 апреля этого года [5]. Он предусматривал деконструкцию монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, а также создание образцов нового монументального искусства: в различных городах Советского Союза появляются историко-монументальные памятники в честь борцов революции и советских вождей. Заботу о сохранении исторических и культурных ценностей возложили на Народный комиссариат просвещения. Особое значение имел декрет Совета народных комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», который запрещал их отчуждение, переход из одного владения в другое, перемещение, ремонт, поправку или переделку без разрешения. Нарушители декрета должны были «подвергаться ответственности по всей строгости революционных законов, вплоть до конфискации всего имущества и лишения свободы» [6].

В 1920-е годы на территории республики действовало «Общество изучения Адыгеи», осуществлявшее охрану памятников истории и культуры совместно с Российской академией материальной культуры, Комитетом по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа, региональными научными и общественными организациями, институтами, краеведческими обществами страны [7]. Проводилась активная работа по собиранию сведений о памятниках и возвращению объектов, которые по различным причинам оказались за пределами Адыгеи. В круг охраняемых государством объектов вошли историко-революционные памятники. Говоря об этом времени, необходимо отметить, что в рассматриваемый период в северокавказском регионе сложилась система охраны памятников истории культуры, объединившая учреждения, организации и общества. Эти элементы системы имели различное функциональное назначение, финансирование и кадровый потенциал и действовали самостоятельно, взаимно дополняя друг друга, что оказалось весьма эффективным, охватывающим административную охрану и научно-исследовательскую деятельность.

С начала 1920-х годов государственная политика запрета на вывоз исторически ценных памятников и объектов трансформируется. Законодательные акты о запрещении вывоза памятников не соблюдались, игнорировались. Согласно вышедшему 7 января 1924 года декрету ВЦИК и СНК «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы»[8], функции охраны памятников возлагались на местные исполкомы. Фактически сняв с себя полномочия по охране памятников, государство переложило это на плечи энтузиастов. Это было направлено на экономию средств госбюджета и передачу архитектурных памятников и сооружений в эксплуатацию в хозяйственных целях. На территории Республики Адыгея сохранением памятников в первую очередь занялись местные музеи, проводившие специальные курсы по подготовке музейных работников и специалистов по охране памятников в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Ставрополе, Владикавказе. Они неоднократно указывали на необходимость издания специального журнала с целью более широкого привлечения музейных работников к изучению и сохранению памятников старины [9].

Культуроохранной деятельностью занимались и научно-исследовательские учреждения, а также организации краеведческого профиля. Наиболее крупным, имевшим общекраевое значение, стал основанный в мае 1920 года Северокавказский институт краеведения (г. Владикавказ) - координирующий центр краеведческой деятельности в национальных районах Северного Кавказа. Наряду с этим создавались специальные исследовательские учреждения, задачей которых являлось изучение археологических и этнографических памятников. В конце 1920 года начал функционировать Донской археологический институт [10], в 1921-м в Ставрополе была оборудована этнолого-архео-логическая комиссия для собирания, изучения и

сохранения архивных материалов, этнографических и археологических памятников - преемница и продолжательница научных традиций Ученой архивной комиссии, созданной в 1906 году [11]. Основной упор делался на археологические и этнографические памятники, которыми богат регион; историко-монументальные памятники внимания исследователей практически не привлекали. Нужно отметить, что культуроохранная деятельность краеведческих обществ и организаций финансировалась из местного бюджета; выделявшиеся им средства были весьма незначительны [12]. Реальные возможности краеведческих обществ в деле охраны памятников истории и культуры, помимо финансовой составляющей, ограничивало отсутствие четких юридических полномочий.

Активное участие принимали местные ученые, краеведы-любители. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), созданное еще в 1896 году, играло немаловажную роль.

Следует отметить и работу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), которое, являясь добровольной организацией, всячески содействовало осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории и культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания, повышения образованности и культуры советского народа. Работа общества строилась на основе широкой инициативы и самодеятельности на местах. В тесном контакте с другими общественными организациями и государственными органами оно привлекало население к активному содействию в деле по сохранению, пропаганде и реставрации памятников и памятных мест; распространении знаний о них, воспитанию любви к Родине и ее истории, уважения к труду и таланту народа [13].

А. М. Шадже отмечает, что охрана памятников искусства и старины, возведенная в ранг общегосударственных задач, стала во многом определяться законами, принимаемыми в этой области. Законодательные акты по охране памятников составляют относительно целостную систему и позволяют говорить об определенной культуроохра-нительной политике государства. Чрезвычайный (вынужденный в ответ на нарушения) характер законодательных актов, порой противоречащих друг другу, делает правомерным вопрос о степени продуманности и о целесообразности такой политики. Нам представляется обоснованным вести разговор лишь о попытках проведения государственной политики в области охраны памятников истории и культуры [14].

Декреты отразили стремление советской власти создать единую систему охраны крупнейших памятников России, различно ориентированную в условиях российской периферии, где общие задачи преломлялись, приобретая прагматический смысл.

В советское время возведение монументальных памятников приобрело широкий размах, при этом зачастую нарушались строительные правила, о чем свидетельствует ряд источников. В обра-

№ 5 (43), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

^99

щенной к общественным и политическим деятелям Записке Отдела науки и культуры ЦК КПСС о недостатках в сооружении памятников и монументов (от 26 мая 1953 г.) говорится:

«Монументальные памятники на территории Советского Союза должны сооружаться по постановлению Совета Министров СССР. Однако, в обход установленному порядку, за последние годы местные Советы соорудили большое количество памятников из долговременных материалов (бронзы, гранита) без соответствующего разрешения Правительства и утверждения проектов Министерством культуры СССР.

Значительная часть сооруженных по решению местных Советов памятников и монументов не являются оригинальными творческими произведениями, а представляют собой лишь авторское повторение. Между тем на сооружение памятников затрачиваются крупные суммы денег: каждый объект обходится в среднем от 800 тыс. до 1 миллиона рублей. Укоренившаяся порочная практика сооружения местными Советами дублированных монументальных памятников из долговременных и дорогостоящих материалов (бронза, гранит) наносит вред самой идее монументальной пропаганды» [15].

Таким образом, советское правительство не только обеспечивало охрану уже существовавших памятников истории и искусства, но и контролировало процесс создания новых. Положительное влияние оказали постановление Совета Министров РСФСР «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР» (24.05.1966) и закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 года. Подчеркивалось, что сохранение памятников истории и культуры, их правильное использование в образовательной и воспитательной деятельности следует считать делом государственной важности. Однако в условиях, когда органы власти осознали необходимость бережного отношения к наследию, состояние памятников истории и культуры не претерпело кардинального улучшения. Действенность культуроохранных работ была ограничена, поскольку они проводились через общественные организации (ВООПИК) и разрушение памятников наблюдалось повсеместно [16].

Адыгея располагает уникальными историко-культурными объектами. В целях предупреждения их разрушения 26 июня 1991 года решением Адыгейского облисполкома создана Инспекция по охране памятников истории и культуры, преобразованная в 1995-м в Государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Адыгея. Она выполняет функции государственного контроля и управления в сфере охраны памятников [17].

Значительную роль сыграло принятое в 1993 году Президиумом Верховного Совета Республики Адыгея постановление «О неотложных мерах по упорядочению контроля по сохранению недвижимых памятников истории и культуры на территории Республики Адыгея» [18].

Согласно статье 6-й действующего в РФ закона

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», все они подлежат государственной охране. Под государственной охраной объектов культурного наследия здесь понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции по выявлению, учету, изучению объектов культурного наследия, предотвращению их разрушения или причинения им вреда, контролю за сохранением и использованием объектов культурного наследия [19].

В статье 9-й постановления правительства Республики Адыгея «О неотложных мерах по упорядочению контроля за сохранением недвижимых памятников истории и культуры на территории Республики Адыгея» (25.05.1993) определены полномочия органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Основные его положения (гл. 7) направлены:

- на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия (ремонтно-рестав-рационные работы, в том числе консервация памятника или ансамбля);

- приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

- научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (научно-методическое руководство, технический и авторский надзор).

Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции (источники финансирования - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные поступления, местные бюджеты).

На основании этих положений выработано постановление Кабинета Министров Республики Адыгея «О государственном регулировании в сфере охраны памятников истории и культуры в Республике Адыгея» (25.10.1995).

Принятию 21 апреля 1999 года закона «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Адыгея» способствовало не только стремление Республики Адыгея реализовать свое право как субъекта РФ, но и фактическое состояние памятников истории и культуры, сохранение которых требовало безотлагательных мер, в которых был заинтересован и федераль-

ный центр. Согласно 11-й статье этого закона (п. 1), органы местного самоуправления несут ответственность за охрану и использование памятников культуры в пределах их территорий и компетенции. В компетенцию органов местного самоуправления входят:

- принятие решений по охране и использованию памятников культуры;

- контроль за соблюдением закона Республики Адыгея «О государственной охране памятников истории и культуры»;

- обеспечение необходимых организационных, правовых и финансовых условий для охраны и использования памятников культуры;

- создание местных органов охраны памятников культуры;

- реставрация и содержание муниципальных памятников культуры;

- обеспечение информационной и просветительно-образовательной деятельности, широкого доступа к культурному наследию;

- принятие участия в выявлении, популяризации и охране памятников культуры, находящихся на вверенной им территории [20].

Особое внимание уделено воссозданию утраченных памятников культуры Республики Адыгея (гл. 5. ст. 31). Воссозданию подлежат лишь объекты, историческая, художественная или иная общественная значимость которых установлена и подтверждена достаточным количеством научных сведений. Решение о воссоздании памятника принимается Кабинетом министров Республики Адыгея по представлению государственного органа охраны памятников культуры, которое основано на результатах государственной экспертизы в области охраны и использования памятников культуры. В законе (гл. 7. ст. 53) оговорены и источники финансирования (средства федерального и республиканского бюджета Республики Адыгея, доходы организаций государственного хранения памятников культуры, арендная плата за использование памятников культуры, отчисления от деятельности специализированных организаций, учреждаемых государственными органами охраны памятников культуры, отчисления от доходов от туристической деятельности и пр.).

Р. К. Ципинов отмечает, что памятники истории, искусства и архитектуры в Адыгее находятся в относительно удовлетворительном состоянии а состояние археологических памятников вызывает большую тревогу. Остаются серьезные проблемы: нарушения требований законодательства о памятниках нередки при эксплуатации историко-культурных земель, лесохозяйственной деятельности, проведении земляных и мелиоративных работ. Отвод земельных участков без согласования с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры наносит невосполнимый ущерб археологическим объектам [21].

Таким образом, вопрос о сохранении памятников длительное время - более трех веков - не теряет остроты и актуальности. Разработанная система контроля за состоянием памятников истории и культуры, в том числе деятельность, обеспечи-

вающая охрану историко-монументальных памятников, совершенствуется и дополняется в соответствии с меняющимися условиями жизни. На территории Республики Адыгея действуют закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», закон «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Адыгея», определяющие основные положения и принципы политики в сфере охраны памятников, источники финансирования органов, ответственных за их сохранность и пр.

Литература и источники

1. Шадже А. М. Охрана памятников истории и культуры на Северном Кавказе в 1917-1925 гг. Майкоп, 1996. С. 20.

2. Равикович Д. А. Охрана памятников истории и культуры РСФСР (1917-1967) // Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. М., 1970. С. 15.

3. Ципинов Р. К. Наша задача - сохранить культурное наследие предков // Недвижимое культурное наследие республики Адыгея. Майкоп, 2005. С. 20.

4. Кандауров И. А. О недвижимых объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и принимаемых мерах по их охране в Республике Адыгея. Майкоп, 2005. С. 15-16.

5. Пхачияш С. М. Проблемы защиты культурных ценностей и охрана культурного наследия в Республике Адыгея // Вестник АГУ. 2004. № 1-2. С. 195.

6. Охрана памятников истории и культуры: сб. ст. / сост. Г. Г. Анисимов. М., 1973. С. 24.

7. Шадже А. М. Деятельность Общества изучения Адыгеи по охране памятников истории и культуры (1925-1927 гг.) // Культура и быт адыгов (этнографические исследования). Майкоп, 1991. С.405.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 69. Д. 1428. Л. 9.

9. ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 3. Д. 294. Л. 17; Д. 295. Л. 66; Д. 319. Л. 6.

10. Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-196. Оп. 2. Д. 268. Л. 2.

11. ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 10. Д. 12. Л. 62-65.

12. Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 103-105.

13. Кузьмин И. Общество, доступное всем // Знамя. 1976. 3 июня. С. 14.

14. Шадже А. М. Охрана памятников истории и культуры на Северном Кавказе в 1917-1925 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 1993. С. 44.

15. Записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС о недостатках в сооружении памятников и монументов общественным и политическим деятелям (26.05.1953). URL: http://www.hrono.ru

16. Кандауров И. А. О недвижимых объектах культурного наследия . С. 15.

17. Там же. С. 17.

18. Пхачияш С. М. Проблемы защиты культурных ценностей и охрана культурного наследия в Республике Адыгея ... С. 196.

19. Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-

№ 5 (43), 2011

жизнь Юга России"

сийской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 26. Ст. 2519.

20. Закон Республики Адыгея от 27 апреля 1999 г. № 121 (в редакции Закона Республики Адыгея от 27 февраля 2003 г. № 115) «О государственной

охране памятников истории и культуры» // Советская Адыгея. 1999. 3 мая.

21. Ципинов Р. Сохранить и использовать (О памятниках истории и культуры Республики Адыгея) // Советская Адыгея. 2007. 10 апр. С. 11.

M. a. malish. the state legal protection of the historic AND monumental MEMORIALs on the territory of the adyghe republic

The author of the article considers the legislative system that regulates the preservation of the historic and monumental memorials.

Key words: the Adyghe Republic, historic and monumental memorials, state legal protection of the historic and monumental memorials.

А. А. САМОЙЛЕНКО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ

Автор статьи обобщает свой опыт активизации и эффективного использования регионального и экологического компонентов при подготовке специалистов сервиса и туризма.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, экологический туризм, региональный компонент, природная дестинация.

В дореволюционное время включение краеведческого материала в процесс обучения нашло отражение в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского и др. Их идеи впоследствии были применены при разработке регионального компонента в системе образования. Многие из поднятых при этом вопросов - таких, как вопрос о природосообразности обучения, о патриотическом воспитании молодежи - не утратили своей значимости и в настоящее время.

Различные аспекты влияния природных компонентов на формирование духовности рассматриваются в философских трудах Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, Д. С. Лихачева и др. Современное образование находится на том этапе, когда целью становится не просто передача знаний в той или иной области, но и многогранное развитие личности. Этими причинами продиктованы изменения образовательной среды (содержание, средства, технология обучения). Активно идут процессы регионализации и экологизации образования.

В условиях слабой развитости туристского пространства общая тенденция становления отрасли такова, что многие функции управления туристской деятельностью осуществляются в регионах. Децентрализация регулирования туризма затронула вопросы подготовки туристских кадров.

Регионализация как одно из направлений современного развития системы профессионального образования предполагает разделение функций между его субъектами на федеральном и региональном уровнях. Анализ специальной литературы показывает, что так происходит повсеместно [1]. Практическое проявление этого можно найти в национально-региональном компоненте

содержания образования (специфика субъектов федерации). Проблема регионализации в системе профессионального образования по туризму представлена преимущественно исследованиями, в которых разрабатываются:

- региональные модели подготовки специалистов краеведческого профиля;

- структурно-содержательные компоненты краеведческой подготовки специалистов для тур-бизнеса;

- направления реформирования содержания профессионального образования, связанные с де-стинацией как концептом развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогические условия отбора и структурирования содержания регионального компонента профессионального образования в вузах и на факультетах туристского профиля [2].

Однако важно подчеркнуть, что национально-региональный компонент слабо представлен в дисциплинах специализации, которые в настоящее время и определяют отраслевую и территориальную специфику подготовки специалистов индустрии туризма и гостеприимства. На факультете сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института (КСЭИ) стараются решать эту проблему путем введения регионального компонента в дисциплину специализации «Экологический туризм». При подготовке студентов уделяется особое внимание такому аспекту, как экологизация обучения и воспитания.

В 1960-1970-х годах исследователи стали говорить о негативном воздействии туризма на экологию. Постановке данной проблемы (В. Г. Абрамов, С. В. Дмитрук, А. В. Солнцев и др.) во многом способствовала экологизация общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.