Государственно-гражданская интеграция населения Ростовской области в условиях новой территориальности: концепция, индикаторы оценки, результаты исследования
Колесникова Елена Юрьевна,
к.с.н, доц. кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет E-mail: [email protected]
Проблема государственно-гражданской интеграции российского общества приобретает особую актуальность в связи с присоединением новых территорий и началом специальной военной операции (СВО). Особую значимость она имеет для регионов РФ, непосредственно граничащих с новыми территориями. Одним из таких регионов является Ростовская область, граничащая с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой. Население Ростовской области оказалось в условиях «новой территориальности», что оказало влияние на его жизненные стратегии и социальные практики. В статье на основе результатов социологического исследования дана комплексная оценка состояния и особенностей проявления государственно-гражданской интеграции населения в условиях новой территориальности и продолжающейся специальной военной операции. Предложен методологический подход и система индикаторов к систематизации, оценке и обобщению эмпирических данных, основанных на концепции формирования общероссийской гражданской идентичности в условиях трансформирующихся институциональных, социально-экономических и социокультурных условий жизнедеятельности регионального социума. Анализ материалов подтвердил гипотезу о государственно-гражданской интеграции населения как многоуровневом и полиаспектном социальном процессе, результатом которого выступает общность жизненных стратегий и основных паттернов массового сознания, ориентированных на достижение целостности и устойчивости сложившегося общественного устройства и образа жизни, а также выявил социальные практики населения, формирующие в новых условиях высокий уровень его общероссийской гражданской идентичности. Результаты исследования открывают новые возможности для совершенствования деятельности социальных институтов и механизмов социального управления.
Ключевые слова: интеграционные процессы, государственно-гражданская интеграция, государственно-гражданская идентичность, историческая справедливость, новая территориальность, приграничный регион, Ростовская область.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Государственно-гражданская интеграция российского поликультурного общества и адаптационные практики населения в условиях новой территориальности и национальной политики восстановления исторической справедливости» FENW-2023-0061 (внутренний номер Г30110/23-14-РГ).
Enfifl
Введение
Государственно-гражданская интеграция населения - это процесс объединения общества в единое социетальное целое в результате формирования государственно-гражданской идентичности на основе общей институциональной матрицы общих целей, интересов и ценностей [1, 2, 3, 4].
Формирование общероссийской гражданской идентичности, выступающей ключевым результатом государственно-гражданской интеграции населения, на институциональном уровне поддерживается, прежде всего, стратегиями и практиками государственной региональной и национальной политики. Именно в пространстве государственной политики формируются механизмы и институты интеграции населения в условиях новой территориальности российского общества [3].
При этом населением используются не только административно-правовые механизмы (получение гражданства, социального обеспечения и т.д.) и социально-экономические (трудоустройство, оплата труда, регулирование предпринимательства, имущественных отношений и т.д.), но и социокультурные, предполагающие интериоризацию целей, ценностей, приоритетов, национальных интересов и стратегий развития российского общества, формирование единства представлений поколений об образах и символах исторической памяти. В этой связи, в частности, в исследовании особая роль отведена анализу сложившихся в массовом сознании населения представлений об исторической справедливости как существенном факторе, определяющем формирование его общегражданской идентичности.
Новая территориальность России, связанная с присоединением регионов Донбасса, Запорожской и Херсонской областей к Российской Федерации в 2022 г., начавшаяся в этом же году специальная военная операция (СВО) актуализировали проблему государственно-гражданской интеграции населения [6]. Особую значимость вопросы государственно-гражданской интеграции имеют для регионов РФ, граничащих с новыми территориями. В таких регионах проблематика протекания государственно-гражданской интеграции остается чрезвычайно актуальной с учетом современных геополитических, экономических, социокультурных, информационных вызовов [7].
Одним из таких регионов является Ростовская область, граничащая на западе с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой (протяженность границы - 660 км), всесторонние взаимодействия с которыми получили новый импульс в связи с вхождением последних в состав России.
Население Ростовской области - 4 164,5 тыс. человек (6-е место в России, данные Росстата на 1 января 2023 года). Городское население -67,7%. Ростовская область является многонациональным регионом, в ней проживают представители более 150 национальностей и народностей [8]. Специфика Ростовской области как региона, находящегося в зоне нестабильности (пограничное положение с зоной геополитических конфликтов) находит отражение в переплетении двух тенденций, влияющих на формирование менталитета населения: с одной стороны, здесь традиционно сильны государственные, державно-патриотические ориентации, с другой стороны - именно приграничное положение сделало регион зоной интенсивного контакта различных этносов и культур, обусловило такие ментальные черты региональной общности, как терпимость, адаптивность, восприимчивость к переменам, гибкость, открытость чужому опыту [9]. Эти характерные черты определяют, в том числе, особенности государственно-гражданской интеграции населения в новых социально-территориальных условиях.
Ростовская область оказалась в условиях «новой территориальности», которая для ее населения проявляется в институциональных и социально-экономических трансформациях условий жизнедеятельности. Совершился переход государственной границы в статус административной, в соседних, непосредственно примыкающих к Ростовской области, новых регионах началось формирование единого социально-экономического пространства, системы гражданско-правовой законодательной базы и государственных институтов управления России.
Ростовская область активно осуществляет организацию солидарной помощи соседним регионам. Активизировались миграционные процессы, с 2022 года регион принял более 4 миллионов жителей Донецкой и Луганской народных республик. Также через территорию области установились основные транспортные потоки как на Донбасс, так и в Херсонскую и Запорожскую области [10].
Утверждение новой территориальности сопровождается развитием новых форм гражданской интеграции, расширением пространства солида-ристских практик населения. Все эти процессы требуют осмысления и оценки с точки зрения их значимости для сохранения и развития единства и целостности гражданского общества, общей российской гражданской идентичности населения региона, формирования адекватных стратегий го-
сударственной национальной и культурной политики.
Изучение ценностных и смысловых оснований для интеграции населения регионального социума в новых социально-территориальных условиях может способствовать стабилизации ситуации, предотвращению нежелательных тенденций в приграничных регионах (например, рост недоверия между социальными группами и гражданскими институциями, сепаратистские настроения и т.д.) [7].
Цель настоящего исследования - социологически верифицировать состояние и особенности государственно-гражданской интеграции населения Ростовской области в контексте новой территориальности.
В соответствии с этим, в круг проблем и задач, обсуждаемых в статье, включены вопросы, связанные с анализом условий и факторов формирования единства и сплоченности регионального социума, новых форм, особенностей проявления и социальных векторов развития государственно-гражданской интеграции населения, а также практик его социальной адаптации в условиях присоединения новых территорий и продолжающейся специальной военной операции.
Методы исследования
Состояние государственно-гражданской интеграции населения, исходя из предложенного понимания ее сущности и содержания, представлены в исследовании комплексом эмпирических характеристик (индикаторов) социального поведения населения как на уровне его социальных практик, так и на уровне феноменов массового сознания (мнения, оценки, суждения, представления, ценности и др.) В этой связи в настоящем исследовании весь комплекс эмпирических индикаторов структурирован по следующим группам (модулям).
- Индикаторы, отражающие уровень адаптации населения к новым условиям: социальное самочувствие; возможность достигать индивидуальных целей; удовлетворенность социально-экономической ситуацией в регионе; миграционные установки.
- Индикаторы, отражающие уровень государственно-гражданской идентичности населения: самоидентификация с гражданами РФ, их отдельными общностями, социальными группами (региональными, локальными); чувства общности, солидарности и социальной ответственности.
- Индикаторы, отражающие государственно-гражданские представления, ценности, установки и практики населения: общегражданские и личностно-ориентированные ценности; национальные цели и интересы; представления об исторической справедливости; уровень доверия населения к государственным и обще-
ипга
ственным институтам; интенсивность, формы и содержание солидаристских практик. В соответствии с этими группами (модулями) индикаторов, отражающими факты поведения и феномены массового сознания, была разработана анкета, содержащая системно структурированные варианты ответов респондентов по всей совокупности указанных индикаторов.
Социологическое исследование базируется на анализе данных, полученных посредством массового репрезентативного анкетного опроса с использованием квотно-пропорциональной выборки. Исследование проведено в мае-июле 2024 г., в опросе приняли участие 593 жителя Ростовской области в возрасте от 18 до 75 лет.
Количественная обработка и интерпретация полученных эмпирических данных осуществлялись в формате разработанного комплекса индикаторов. Ниже представлены результаты их анализа в рамках предложенных методологических подходов, структуры и логики развертывания содержания темы исследования.
Результаты исследования
Одним из ключевых индикаторов государственно-гражданской интеграции регионального социума является уровень адаптации населения к новым социально-политическим и социокультурным условиям, связанных с началом СВО, присоединением новых территорий, притоком в область большого количества вынужденных переселенцев и т.д. Об уровне социальной адаптации свидетельствует, прежде всего, субъективная оценка населением своего социального самочувствия [11].
Относительно спокойный и взвешенный настрой, свойственный жителям области [9], отражается в их оценках своего повседневного эмоционально-психологического состояния (рис. 1).
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы охарактеризовали свое обычное настроение, повседневное эмоционально-психологическое состояние?» (в% к числу опрошенных)
Повседневное эмоциональное состояние и социальное самочувствие, соответственно, находят
свое выражение в субъективной оценке собственной жизненной ситуации. 54,4% респондентов, в целом, оценили ее позитивно. Среди опрошенных 23,8% улучшили свое материальное положение, 22% - жилищные условия, 14,9%, - устроились на работу, 11,2% - получили образование, 13, 8% - повысили свой социальный статус (повысили квалификацию или получили более высокую должность).
Однако, значительная группа респондентов (26,1%) явно испытывает психологический дискомфорт, свидетельствующий о существенном конфликтогенном потенциале их социальной повседневности. 35,8% опрошенных ответили, что в текущем году ими из запланированного «ничего не удалось реализовать» (включая не только жизненные планы, но и приобретение для дома и семьи необходимых вещей). Все это свидетельствует о том, что треть опрошенных пока не смогли адаптироваться к социальной ситуации в регионе. В то же время, оптимистичные жизненные планы, судя по ответам, продолжают строить половина респондентов.
Еще один индикатор уровня адаптации населения к новым условиям - оценка актуальной динамики социально-политической и экономической ситуации в регионе. Исследование показало, что, в целом, эта оценка носит довольно позитивный характер: 52,8% респондентов считают, что за последний год в их регионе произошли перемены к лучшему, 21,8% - что никаких перемен не произошло, и только 14,2% полагают, что произошли перемены к худшему. То есть, оценка личного благополучия и социально-экономической ситуации в регионе, в целом, оказались синхронизированными, что свидетельствует о позитивных результатах социальной адаптации населения в условиях новой территориальности.
Об этом же свидетельствует и оценка миграционных установок населения. Большинство респондентов (56,9%) не собираются переезжать из своего родного города (села, поселка). В то же время 23,8% опрошенных заявили, что имеют такие намерения. Установку на смену места жительства демонстрирует возрастная группа 46-50 лет (35,1%) и молодежь 18-35 лет (33,3%).
Характерно, что в ситуации социальной турбулентности жизненной повседневности, характерной для условий новой территориальности, население демонстрирует устойчивую «верность» своему региону, стране в целом. 80% респондентов, говоря о своих планах, не собираются менять российское гражданство, что коррелирует с величиной показателя наличия миграционных установок населения в целом по России [12].
Индикатором устойчивости жизненных ори-ентаций и свидетельством государственно-гражданской интеграции населения региона является и их отношение к тем согражданам, которые реши-
т
и л
ли покинуть страну после начала СВО. Так, только 7,6% жителей области поддерживают решение тех, кто уехал из России после начала специальной военной операции (43% респондентов относятся нейтрально и 34,7% - отрицательно).
Следующая группа индикаторов характеризует представления населения о конкретных основаниях своей общенациональной идентичности и общности с согражданами страны (рис. 2).
общее государство ответственность за судьбу страны историческое прошлое родная земля, территория, природа русский язык культура, обычаи, праздники общие символы (флаг, герб) другое
затруднились ответить ничего не объединяет
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Что Вас объединяет с гражданами России?» (в% к числу опрошенных)
Данные Рис. 2 и 3 четко фиксируют интегрирующую роль государства, пространства России («родная земля, территория, природа»), культуры, обычаев, традиций, русского языка и т.д.
Важными интегрирующими в настоящее время российское общество факторами респонденты назвали, кроме того, «общую историю и историческую память», «восстановление исторической справедливости», а также побуждающие к солидарным активным действиям ощущение «общей беды» и «общего врага», «защиту Донбасса» и веру в «победу России в специальной военной операции» (рис. 3).
сильное государство «родная земля» победа в СВО, защита Донбасса общая история и историческая память культура (язык, традиции и т.д.)
религия общий враг общая беда
восстановление исторической справедливости желание наладить отношения со странами Запада другое
затрудняюсь ответить ничего не объединяет
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, на сегодняшний день объединяет граждан России?», (в% к числу опрошенных)
Уровень государственно-гражданской интеграции населения проявляется также в их ощущении общности с жителями региона, города, села, представителями одной национальности, людьми од-
ного поколения, профессии и т.д. Весьма значимы оказались национальная, территориальная, профессиональная, «поколенческая» идентичность -так, с людьми той же национальности ощущают близость 42,4% опрошенных, своего поколения -42,8%, своего региона - 36,4,%, своего населенного пункта - 37,8%, одной профессии - 36,4%, с людьми, близкими по политическим взглядам -35,6%, с товарищами по работе - 42,6%. Самую высокую степень общности респонденты отметили со своим ближайшим окружением (семья, родственники, друзья) - 81,4%.
Государственно-гражданская интеграция населения, характер его общероссийской идентичности проявляется и в пространстве ценностных ориентаций.
0 10 20 30 40 50 60 70
права и свободы граждан патриотизм гражданственность служение Отечеству и ответственность за его судьбу сильное государство историческая память и преемственность поколений единство народов России мир, спокойствие, безопасность коллективизм справедливость другое
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие из перечисленных гражданских ценностей представляются для Вас лично наиболее важными?» (в% к числу опрошенных)
Как следует из данных (рис. 4), к самым приоритетным респонденты отнесли комплекс терминальных ценностей - «мир, спокойствие, безопасность» и «права и свободы граждан», обеспечивающих национальное единство, устойчивость гражданского общества и возможность для его развития и процветания.
Характерно также, что на личностно-ориентрованном уровне представлений респондентов ценность «крепкой семьи» оказалась ключевой -на это указали 73,6% опрошенных (рис. 5). 71,2% респондентов отметили «здоровье» как значимую ценность, и 55,7% - «материальное благополучие».
То есть, в менталитете граждан «крепкая семья» - это ключевой социальный институт, обеспечивающий устойчивость и надежность социального устройства общества, повседневную организацию социальной жизни. Молодежь к этим традиционным ценностям дополнительно отнесла ценность «личного успеха, карьеру» (33,7%).
Как показывают многие исследования [13, 14], краеугольным камнем стабильности гражданского общества является доверие граждан к государственным и общественным институтам (табл. 1).
0
10
20
30
40
50
70
0
10
20
30
50
60
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «В к числу опрошенных)
какой мере Вы доверяете следующим общественно-политическим институтам?» (в%
В целом, доверяю По большей части не доверяю Совсем не доверяю Затрудняюсь ответить
Президенту 70,4 8,0 10,1 11,5
Правительству 54,2 19,6 12,2 14
Государственной Думе 45,8 25,4 14,2 14,6
Русской православной церкви 52,1 16,7 17,0 14,2
Местной, муниципальной власти 40,4 28,0 19 12,6
Региональной (областной, краевой) власти 41,0 25,6 19,5 14,0
Судебным органам 50,9 25,5 12,3 11,4
Полиции 50,0 28,9 11,0 10,2
Профсоюзам 41,1 25,2 14,3 19,3
Партиям и общественным организациям 36,1 29,0 18,5 16,4
Прессе, ТВ 50,4 28,6 19,0 11,0
Социальным медиа (социальные сети, телеграм-каналы, интернет-блоги, видеоканалы и т.д.) 42,6 28,4 14,0 15,0
материальное благополучие созидательный труд крепкая семья образование здоровье личный успех, карьера взаимопомощь и взаимоуважение вера, религиозные ценности другое
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Какие из перечисленных личностно-ориентированных ценностей представляются для Вас лично наиболее важными?» (в% к числу опрошенных)
Данные таблицы 1 демонстрируют характерную для подобного рода вопросов «вертикаль доверия» - уровень доверия к институтам власти, как правило, тем выше, чем более высокое место институты занимают в иерархии государственной власти и управления. И если 70,4% респондентов «доверяют» Президенту РФ, то лишь 40,4% «доверяют» местной, муниципальной власти, а партиям и общественным организациям - ключевым институтам гражданского общества - лишь 36,1% респондентов. Эта особенность гражданского самосознания населения отражает особенность его взаимодействия в повседневных социальных практиках с местной властью, общественными организациями и т.д., которое в значительном числе
случаев не дают ожидаемого результата или удовлетворения.
Важнейшим показателем единства национальных целей, интересов и ценностей является поддержка населением факта присоединения новых территорий к Российской Федерации.
■Да
Затрудняюсь ответить
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы исторически справедливым возвращение Крыма в состав России в 2014 г.?» (в% к числу опрошенных)
Большинство опрошенных однозначно поддержали факт присоединения новых территорий к Российской Федерации и признание возвращения в состав России Крыма и Донбасса «исторически справедливым» (рис. 6, 7). Молодежь региона в большинстве своем также считает факт возвращение Крыма и Донбасса исторически справедливым. Поддержка присоединения новых терри-
0
10
20
30
40
50
60
70
80
ЕпСД
торий к России ожидаемо оказалась выше среди людей среднего и старшего возраста, которые застали времена, когда они были гражданами одного государства с жителями Донецка, Мелитополя и Мариуполя.
■Да
■ Нет
Затрудняюсь ответить
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы исторически справедливым возвращение Донбасса в состав России в 2022 г.?» (в% к числу опрошенных)
Результаты исследования подтвердили гипотезу, что в основе отношения населения региона к факту вхождения в состав России бывших пограничных территорий Украины с Россией в значительной степени лежит феномен устойчивой исторической памяти о Донбассе и Крыме как о части территории бывшего СССР, представление об общей истории и общности культуры.
Наличие общей исторической памяти проявляется и в таком феномене массового сознания граждан, как «ностальгия по советскому прошлому» [15]. 42,5% опрошенных указали на то, что они испытывают ностальгию по советскому времени (что согласуется с данными всероссийских опросов [16]). Среди социальных благ и гражданских ценностей советского периода, которые «хотелось бы вернуть», респонденты выделили, прежде всего, бесплатные образование и медицину (46,1%), экономическую стабильность (42%), уверенность в завтрашнем дне (36,9%), единство, сплоченность, дружбу народов (36,5%), гордость за великую страну (25,7%). Ностальгия по советскому прошлому ожидаемо характерна в большей степени для старшего поколения, заставшего расцвет советской эпохи (77,1%). Однако ностальгия по СССР присутствует и в молодежном сознании (15,7%), и связана она, в значительной степени, с героизацией и романтизацией советского времени в публичном дискурсе и современном меди-апространстве, в том числе, кинематографе [17].
Завершающим исследование, в соответствии с матрицей индикаторов состояния государственно-гражданской интеграции населения, является анализ результатов опроса о соли-даристских практиках населения Ростовской области по оказанию помощи населению Донбасса,
участникам СВО, беженцам и вынужденным переселенцам (рис. 8).
Анализ показывает, что стремление граждан Ростовской области поддержать бойцов и жителей регионов, пострадавших от военных действий, сгенерировало новую общность людей, которые считают такую помощь своим гражданским долгом.
I жителям регионов, пострадавшим от военных действий
I военнослужащим в зоне СВО
I беженцам, вынужденным переселенцам
I другие группы
I затрудняюсь ответить
не готов (-а) никому помогать
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Каким
группам населения Вы готовы оказывать помощь и поддержку?», (в% к числу опрошенных)
Самую деятельную позицию в оказании помощи занимают жители среднего возраста (41-49, 50-59 лет). Более половины опрошенных в этих возрастных категориях оказывали помощь военнослужащим в зоне СВО, а также беженцам и жителям регионов, пострадавших от военных действий. Молодежь региона также своими силами и средствами помогает участникам специальной военной операции (38,2%), жителям регионов, пострадавших от военных действий (19,5), беженцам и вынужденным переселенцам (13,4%).
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что государственно-гражданская интеграция населения Ростовской области в условиях новой территориальности и продолжающейся специальной военной операции опирается на ценностную составляющую массового сознания и поведения населения, прежде всего, ценности солидарности, взаимопомощи, защиты и поддержки соотечественников, личной ответственности за судьбу страны.
Заключение
Анализ материалов регионального социологического исследования подтвердил авторскую гипотезу о государственно-гражданской интеграции населения как многоуровневом и полиаспектном социальном процессе, результатом которого выступает общность жизненных стратегий и основных паттернов массового сознания, ориентированных на достижение целостности и устойчивости сложившегося общественного устройства и образа жизни.
Применительно к социально-экономической, социально-политической и этнокультурной ситуации, сложившейся в исследуемом регионе - Ростовской области - под воздействием специальной военной операции и образования на границе области новых субъектов РФ, создавших обширное социальное пространство для изменения условий привычного образа жизни населения, государственно-гражданская интеграция, несомненно, является способом социальной адаптации жителей региона к новой реальности, сохранения общероссийской гражданской идентичности и одновременно - устойчивости всего социального уклада жизни.
Государственно-гражданская интеграция жителей региона проявляется ими не только на поведенческом, но и на социально-психологическом уровне - в ощущениях и переживаниях общности и единства с жителями региона, города, представителями одной национальности, одной профессии, одного поколения. В качестве ключевой характеристики своего мироощущения респонденты считают свою общность с «гражданами России» в целом, т.е. манифестируют свою российскую общегражданскую идентичность.
Среди главных объединяющих граждан России ценностей большинство опрошенных отметили «родную землю», «культуру» и «общую историю и историческую память». Важными интегрирующими в настоящее время российское общество факторами респонденты назвали также «сильное государство», «восстановление исторической справедливости», а также побуждающие к солидарным активным действиям ощущение «общей беды» и «общего врага», «защиту Донбасса» и веру в «победу России в специальной военной операции».
Исследование показало наличие высокого уровня доверия населения к Президенту и Правительству, действующим в стране государственным институтам, что неразрывно связано с ростом сплоченности граждан перед лицом геополитических угроз, а также с приграничным статусом региона, когда непосредственная близость к зоне боевых действий в значительной мере обуславливает повышенную потребность населения в защите и безопасности.
Важнейшим показателем единства целей, интересов и ценностей является поддержка абсолютным большинством населения факта присоединения новых территорий к Российской Федерации и признание возвращения в состав России Крыма и Донбасса «исторически справедливым».
Материалы исследования выявили активно идущие на территории области процессы социальной адаптации населения к изменившимся условиям жизнедеятельности, результатом которых стал четко выраженный в исследовании факт позитивной, в целом, оценки респондентами своего
I Р-пПй
общего социального самочувствия, степени удовлетворенности условиями своей жизни, мотивации и созидательной гражданской активности. Это проявляется, прежде всего, в практиках добровольческой помощи участникам СВО, которая стала неотъемлемой частью повседневной жизни населения области. Стремление поддержать бойцов и жителей регионов, пострадавших от военных действий, сформировало новую общность граждан, которые считают такую помощь своим внутренним долгом. Готовность помогать жителям новых территорий и российским военным выразило подавляющее большинство опрошенных. Большая часть из них уже активно осуществляет такую помощь участникам СВО, а также беженцам и вынужденным переселенцам (деньгами, продуктами, предметами первой необходимости, одеждой и т.д.).
Таким образом, в Ростовской области в условиях новой территориальности получили развитие новые формы и социальные практики государственно-гражданской интеграции населения, поддерживающие высокий уровень общероссийской гражданской идентичности населения.
Представленный в статье анализ системы институциональных, поведенческих и ценностных оснований государственно-гражданской интеграции населения в новых социально-территориальных условиях, как представляется, способствует более глубокому пониманию социальных механизмов сохранения и развития единства и целостности гражданского общества, общей российской гражданской идентичности, формирования адекватных стратегий государственной национальной и региональной политики.
Литература
1. Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов / Л.М. Дробижева // Социологические исследования. 2017. № 1(393). С. 26-36.
2. Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе (тенденции и проблемы) // Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 68-77.
3. Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Хунагов Р.Д. Интеграция в полиэтническом обществе: пути, современные тренды и проблемные узлы // Социология. 2022. № 1. С. 373-388.
4. Лубский А.В. Проекты нациестроительства и модели национальной интеграции в России / А. Лубский, О. Посухова // Россия и мусульманский мир. 2017. № 1(295). С. 5-17.
5. Ярмак О.В, Миргород Д.А., Косов Г.В. Реинтеграция как интегративная пересборка обществ: теоретическое осмысление. // Между-
народный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12. (126).
6. Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/69465 (дата обращения: 02.08.2024).
7. Шахова Е.В. Особенности социальной интеграции населения в приграничных регионах России // Социальное пространство. 2022. Том. 3. № 3.
8. Ростовская область // Представительство МИД России в Ростове-на-Дону. - URL: https://ros-tov.mid.ru/ru/regions/rostov/ (дата обращения: 02.08.2024).
9. Лубский А.В., Колесникова Е.Ю., Крупен-никова Л.Ш. [и др.] Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России: монография / отв. ред. А.В. Лубский. М.: Социально-гуманитарные знания. 2017. 396 с.
10. Губернатор Голубев: Ростовская область стала логистическим хабом для новых регионов РФ // ТАСС 17.06.2023. - URL: https://tass.ru/inter-views/18047127 (дата обращения: 02.08.2024).
11. Социальное самочувствие и интеграция общества: монография / О.А. Кармадонов, А.А. На-дольная. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 179 с.
12. ВЦИОМ: Доля россиян, желающих уехать на ПМЖ, достигла исторического минимума. - URL: https://www.fontanka. ru/2024/04/01/73408733/ (дата обращения: 18.09.2024).
13. Трофимова И.Н. Доверие общественным и политическим институтам // Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М.К. Горшков [и др.]; отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. Москва: Издательство Весь Мир, 2015. С.130-149.
14. В России растет уровень доверия граждан к институтам власти. - URL: https:// rg.ru/2023/11/02/v-rossii-rastet-uroven-doveriia-grazhdan-k-institutam-vlasti.html (дата обращения: 19.09.2024).
15. Мацулевич Е.В. Феномен «советского прошлого» как один из инструментов интеграционной политики России на постсоветском пространстве / материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции, Витебск, 22 апреля 2020 г. -Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. -С.141-142.
16. 100 лет СССР: забыть нельзя вернуться? / Сайт ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/100-let-sssr-zabyt-nelzja-vernutsja (дата обращения: 18.09.2024).
17. Злотникова Т.С., Куимова В.М. Ностальгия про советскому в современном медиапростран-стве. Ярославский педагогический вестник. № 2 (119). 2021. С. 133-143.
STATE-CIVIL INTEGRATION OF THE POPULATION OF THE ROSTOV REGION IN THE CONTEXT OF NEW TERRITORIALITY: CONCEPT, ASSESSMENT INDICATORS, RESEARCH RESULTS1
Kolesnikova E.Y.
Southern Federal University
The problem of state-civil integration of the Russian society becomes relevant in connection with the accession of new territories, and it is especially important for the regions of the Russian Federation directly bordering with the new territories. One of such regions is the Rostov region, bordering with the Donetsk People's Republic and the Lugansk People's Republic. The population of Rostov Oblast found itself in the conditions of "new territoriality", which significantly affected its life strategies and social practices. The article contains an analysis of perceptions, values, attitudes and social practices of the population, the results of which made it possible to provide a comprehensive assessment of the state and peculiarities of the manifestation of state-civil integration of the population in the conditions of new territoriality and ongoing special military operation.
The methodological approach and a system of indicators to systematisation, evaluation and generalisation of empirical data based on the concept of formation of all-Russian civic identity in the conditions of transforming institutional, socio-economic and socio-cultural conditions of life of the regional society are proposed. The key role of strategies and mechanisms of state national and regional policy in achieving the sustainability of behavioural patterns of the population is substantiated. The analysis of the materials confirmed the hypothesis of state-civil integration of the population as a multilevel and multidimensional social process, which results in the commonality of life strategies and the main patterns of mass consciousness, oriented towards achieving the integrity and sustainability of the existing social structure and way of life, and also revealed the social practices of the population, forming in the new conditions a high level of its all-Russian civil identity. The results of the study open new opportunities for improving the activities of social institutions and mechanisms of social governance.
Keywords: integration processes, state-civil integration, state-civil identity, historical justice, new territoriality, border region, Rostov region.
References
1. Drobizheva L.M. All-Russian identity and the level of interethnic harmony as a reflection of the vector of consolidation processes / L.M. Drobizheva // Sociological studies. 2017. No. 1 (393). P. 26-36.
2. Drobizheva L.M. Processes of civil integration in a multi-ethnic Russian society (trends and problems) // Social Sciences and Modernity. 2008. No. 2. P. 68-77.
3. Volkov Yu. G., Kurbatov V.I., Khunagov R.D. Integration in a multi-ethnic society: paths, modern trends and problem nodes // Sociology. 2022. No. 1. P. 373-388.
4. Lubsky A.V. Nation-building projects and models of national integration in Russia / A. Lubsky, O. Posukhova // Russia and the Muslim World. 2017. No. 1 (295). P. 5-17.
5. Yarmak O. V., Mirgorod D.A., Kosov G.V. Reintegration as an integrative reassembly of societies: theoretical understanding. // International research journal. 2022. No. 12. (126).
6. Signing of agreements on the admission of the DPR, LPR, Zaporizhzhya and Kherson regions to Russia. - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/69465 (date accessed: 02.08.2024).
1 The article was prepared within the framework of the implementation of the State assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on the topic "State-civil integration of the Russian multicultural society and adaptation practices of the population in the context of new territoriality and national policy of restoring historical justice" FENW-2023-0061 (internal number GZ0110/23-14-RG).
Rnra
7. Shakhova E.V. Features of social integration of the population in the border regions of Russia // Social space. 2022. Vol. 3. No. 3.
8. Rostov Region // Representative Office of the Ministry of Foreign Affairs of Russia in Rostov-on-Don. - URL: https://rostov. mid.ru/ru/regions/rostov/ (date of access: 08/02/2024).
9. Lubsky A.V., Kolesnikova E.Yu., Krupennikova L.Sh. [et al.] Mental programs and modal models of social behavior in the South of Russia: monograph / ed. A.V. Lubsky. - Moscow: Social and humanitarian knowledge. 2017. - 396 p.
10. Governor Golubev: Rostov Region has become a logistics hub for new regions of the Russian Federation // TASS 06/17/2023. -URL: https://tass.ru/interviews/18047127 (date of access: 08/02/2024).
11. Social well-being and integration of society: monograph / O.A. Karmadonov, A.A. Nadolnaya. - Irkutsk: Irkutsk State University Publishing House, 2013. - 179 p.
12. VTslOM: The share of Russians wishing to leave for permanent residence has reached a historical minimum. - URL: https:// www.fontanka.ru/2024/04/01/73408733/ (date of access: 09/18/2024).
13. Trofimova I.N. Trust in public and political institutions // Russian society and the challenges of the time. Book two / M.K. Gorshk-ov [et al.]; ed. Gorshkov M.K., Petukhov V.V. Moscow: Ves Mir Publishing House, 2015. Pp. 130-149.
14. The level of public trust in government institutions is growing in Russia. - URL: https://rg.ru/2023/11/02/v-rossii-rastet-uroven-doveriia-grazhdan-k-institutam-vlasti.html (date of access: 19.09.2024).
15. Matsulevich E.V. The phenomenon of the "Soviet past" as one of the instruments of Russia's integration policy in the postSoviet space / Proc. VIII International. scientific and practical conference, Vitebsk, April 22, 2020. - Vitebsk: VSU named after P.M. Masherov, 2020. - Pp. 141-142.
16. 100 years of the USSR: can't we forget or return? / VTsIOM website. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/100-let-sssr-zabyt-nelzja-vernutsja (date of access: 09/18/2024).
17. Zlotnikova T.S., Kuimova V.M. Nostalgia about the Soviet in the modern media space. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 2 (119). 2021. pp. 133-143.