16.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
alexeysmishlyaev@yandex. ru
Мельников Юрий Юрьевич, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Артемова Полина Витальевна, преподаватель Кафедры государственного управления Место работы: МГИМО МИД России
Аннотация: мировой опыт государственно-частного партнерства имеет длительную историю и большой опыт в сфере здравоохранения. В период финансово-экономического кризиса крупнейшие рейтинговые агентства рекомендовали странам западной Европы развивать государственно-частное партнерство. Контроль качества со стороны государства и благоприятные условиях реализации проектов для бизнеса - таковы условия партнерства. Сотрудничество в сфере здравоохранения позволяет повысить качества медицинских услуг, их доступность, повысить оснащенность медицинским оборудованием, провести модернизацию коммунальной инфраструктуры, повысить квалификацию сотрудников. Основные причины, сдерживающие сотрудничество в сфере здравоохранения в Российской Федерации это -не отлаженность механизмов государственного регулирования и низкие тарифы оплаты услуг через фонды обязательного медицинского страхования. В развитых странах доля инвестирования достигает четверти расходов от общего финансирования сферы. В Российской Федерации доля инвестиций в сфере здравоохранения ничтожно мала. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, медицинские организации, государственное управление, медицина.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HEALTH CARE AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF A NEW MODEL OF MEDICAL ORGANIZATION: DOMESTIC PRACTICE AND FOREIGN EXPERIENCE
Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher
Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation
Melnikov Yuri Yu., PhD in Medicine, Leading researcher
Work place: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation
Artemova Polina V., Lecturer of the Chair public administration Work place: MGIMO - University
Annotation: the world experience of public-private partnership has a long history and extensive experience in the field of public health. During the financial and economic crisis, the largest rating agencies recommended that Western European countries develop public-private partnerships. Quality control by the state and favourable conditions for the implementation of projects for business -these are the conditions for partnership. Cooperation in the field of health care allows to improve the quality of medical services, their accessibility, to increase the availability of medical equipment, to modernize the communal infrastructure, and to upgrade the skills of employees. The main reasons restraining cooperation in the field of public health in the Russian Federation are not the smooth functioning of the mechanisms of state regulation and low tariffs for payment for services through mandatory medical insurance funds. In developed countries, the share of investment reaches a quarter of the total area financing. In the Russian Federation, the share of investment in health care is negligible.
Keywords: Public Private Partnership, Health Care, Medical Organizations, Public Administration, Medicine.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - это двухсекторальное взаимодействие государства и бизнеса с целью использования материально-технического ресурса с «рыночной» эффективностью. Природа ГЧП заключается во взаимодействии в финансовой, правовой, экономической, технической, социальной и других сферах государства и частого сектора для достижения общей цели1. Прежде всего это распределение рисков, ресурсов и как следствие -ответственности между двумя секторами2. Особенностью этого партнерства является их долгосрочный характер в достижении поставленных целей. ГЧП носит, прежде всего, юридическо-правовой и социально-экономический характер, что дает возможность государству выполнять свою социальную функцию (согласно Конституции РФ) и перевести финансовые риски с плеч налогоплательщиков на инвесторов, а бизнесу - использовать «льготы» в использовании материально-технических ресурсов3. Существуют несколько общепринятых форм ГЧП: контрактная форма, при которой заключаются договора на выполнение тех или иных видов услуг бизнесом по заказу государства;
арендная форма (в т. ч. лизинговая форма), при которой материально-технические ресурсы передаются от государства в длительное пользование бизнесу с возможностью дальнейшего выкупа (или без него);
концессионная форма, при которой право управления и выполнения функций владения (управления, распорядительства) возлагается на бизнес согласно соглашению, но при этом государство остается собственником имущества 4.
Помимо формы, выделяют так же модели ГЧП. Основные их виды представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Международная классификация модели государственно-частного партнерства
1 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
2 Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
3 Сачек М.М., Хейфец Н.Е., Петров В.С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении: международный опыт // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2016. - №1(86). - С. 18-34.
4 Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
6 Строительство Аренда Эксплуата ция Передача Build - Lease - Operate -Transfer
7 Проектирование Строительство Финансирование Эксплуатация Управление Design - Build - Finance - Operate
8 Проектирование Строительство Design - Build
9 Аренда Развитие Эксплуатация Управление Lease - Develop - Operate
Общий объем ГЧП по всему миру достаточно широк. Учитывая, что одной из основных задач данного вида взаимодействия является решение вопросов социального обеспечения населения со стороны государства, распространенность ГЧП в сфере здравоохранения в странах Европейского региона и США достаточно велика. В частности, в период финансово-экономического кризиса 2008-2012 гг. крупнейшие рейтинговые агентства рекомендовали странам западной Европы вести более радикальную реформу социальной сферы, что, прежде всего, означает развитие ГЧП (в т. ч. в здравоохранении). Другими словами, актуальность совершенствования ГЧП в сфере здравоохранения высока как никогда. Явления мирового кризиса, сокращения финансово-экономических ресурсов подталкивает правительства стран активнее решать вопросы по совершенствованию системы социального обеспечения населения.
Основные направления двухсекторального взаимодействия в сфере здравоохранения являются:
- заключение контрактов на оказание медицинских услуг тем или иным категориям граждан на определённый срок, что позволяет «разгрузить» государственные медицинские организации;
- предоставление в аренду помещений и других материально-технических ресурсов на определенный срок с целью снизить нагрузку на «бюджет» связанную с эксплуатацией и коммунальным обслуживанием пустых помещений и т. д.;
- аутсорсинг5 и аутстаффинг6;
- привлечение финансов бизнеса для решения социально значимых проектов в обмен на льготное налогообложение, предоставление грантов или использование средств государства для приобретения доли в частой сфере;
- интеграция управленческих и ресурсных технологий, создание креативных рабочих групп, а так же разработка инновационных путей
7
решения социальных задач .
Существует несколько видов контрактных отношений ГЧП в сфере здравоохранении. Помимо контрактов на строительство, оснащение и управления объектами, есть контракты на использование удаленных ресурсов (аутсорсинг), инвестирование, со-финансирование, координация совместных проектов по оказанию медицинских услуг. Наиболее распространённые
5 Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД "Международные отношения", 2018. Аутсорсинг -передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.
6 Аутстаффинг представляет собой комплекс мер, направленных на использование персонала вне штата
7 Сизова Екатерина Сергеевна. Развитие инфраструктуры здравоохранения и качества услуг с использованием механизма государственно-частного партнерства // Диссертация кандидата экономических наук. -Москва. - 2016. - С. 76-79.
№ Модель ГЧП Международное название
1 Строительство Эксплуатация Управление передача Build - Operate -Transfer
2 Строительство Владение Эксплуатация Передача Build - Own - Operate -Tra nsfer
3 Строительство Передача Эксплуатация Управление Build - Transfer - Operate
4 Приобретение Строительство Эксплуатация Управление Buy - Build - Operate
5 Строительство Владение Эксплуатация Управление Build - Own - Operate
модели ГЧП, учитывая мировую практику - это модель BOLB8 и Alzira9. Последняя модель является общеизвестным мировым примером, когда больница, управляемая консорциумом (частным), получала ежегодные выплаты из государственного бюджета исходя их количества посетителей (граждан). Так же распространённым является модель коммерческой концессии, когда существует соглашение между бизнесом и государством в отношении уже существующей медицинской организации10.
Международный опыт в отношении ГЧП в сфере здравоохранения достаточно широк. Существует много пример реализации ГЧП в сфере здравоохранения, такие как Waldviertel в Австрии (реализовано концессионное соглашение по модели «строительство» + «обслуживание» + «управление»), Hospital de la Ribera в Испании и Vaneru в Австралии (контракт на проведение модернизации и обновления госпиталей), Berlin-Bunch в Германии (контракт на строительство). Стоит заметить, что специфика ГЧП в странах Европы может отличаться в зависимости от страны. В Швеции, где распространено заключение контрактов между государственными медицинскими организациями и частными компаниями на управление учреждениями, оказанием скорой медицинской помощи, проведение лабораторно-инструментальных исследований, ГЧП приводит к снижению стоимости услуг для бюджета государства. Одним из главных условий такого сотрудничества - контроль качества со стороны государства (гарантии населению качества медицинских услуг) при «комфортных» условиях реализации проектов для бизнеса. В Австрии реализована контрактная схема взаимодействия в отношении стерилизации медицинского инструментария, что привело к созданию единого центра по стерилизации. Стоит упомянуть о ГЧП в сфере питания для больниц. Инициация произошла в связи с ужесточением требований в Евросоюзе11. Необходимость оптимизации и рационализации приготовления питания для госпиталей привело к тому, что в таких клиниках как Charité Campus Clinic Virchow в Германии были заключены контракты по приготовлению питания, что привело к удешевлению и повышению качества конечной продукции12. Доли совместного финансирования в сфере ГЧП в здравоохранении среди стран Евросоюза представлены в Таблице 213.
8 Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с. BOLT(Build-Own-Lease-Transfer) - строительство -владение - аренда с правом выкупа - передача). Частный партнёр создаёт объект с сохранением права собственности за собой, последующей эксплуатацией объекта в течение определённого срока и передачей объекта в аренду с правом выкупа (лизинг) государству.
9 Название модели дано по названию больницы, где был реализован проект ГЧП (Валенсия, Испания)
10 Еникеева З. А. Государственно-частное партнерство как механизм повышения качества и доступности медицинских услуг // Доклады Башкирского университета. - 2017. - №2. - С.344-346.
11 Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с. Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств
12 Антонов Д. П. Зарубежный опыт формирования финансовых ресурсов в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2008. - № 11. - С. 112-114.
13 Матюхина Ю. С. Анализ моделей государственно-частного партнер-
ства в здравоохранении РФ // Вопросы экономических наук. - 2015. - №
6 (76). - С. 58-61.
Таблица 2
Совместное финансирование государства и бизнеса в сфере здравоохранения в странах Евросоюза._
№ Страна Евросоюза Доля в общем финансировании
1 Германия 1%
2 Ирландия 1%
3 Нидерланды 3%
4 Италия 5%
5 Испания 8%
6 Греция 10%
7 Португалия 19%
8 Дания 25%
9 Швеция 25%
10 Великобритания 28%
ГЧП в сфере здравоохранения позволяет решить проблемы связанные с повышением качества медицинских услуг, их доступности, повысить оснащенность медицинских организаций, провести модернизацию коммунальной инфраструктуры, повысить квалификацию персонала. Для этого необходимы «гибкие» механизмы государственного регулирования данной области. По мнению ряда авторов, (Путило Н.В., Волкова Н.С., Цорматова В.Ф. 2015) современная система здравоохранения в Российской Федерации имеет наработанную нормативно-правовую базу, что в купе клиент-ориентированным подходом улучшает доступность и качество медицинской помощи в звене первичной медико-санитарной помощи и повышает интерес ГЧП именно в этой области14.
Современное состояние нормативно-правовой базы в Российской Федерации и недостаточная отлаженность механизмов государственного регулирования в сфере ГЧП заметно тормозит ее развитие в здравоохранении. Принятый Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» в 2015 году позволил отрасли развиваться с новым темпом, однако бурного развития все-таки не произошло. В законе указано, что официальной стороной может быть высший исполнительный орган Российской Федерации или субъекта. Поиск партнера инициируется государственным уполномоченным органом, который проводит открытый конкурс (в котором должны участвовать более двух официальных участников). Срок контракта (договора) должен составлять более трех лет. Одним их условия реализации ГЧП стало проведение открытого конкурса и предоставление открытой отчетности в общем доступе. Это немаловажный момент необходим для преодоления коррупционной составляющей со стороны государства по отношении к бизнесу. Нынешние условия позволяют реали-зовывать модели различных форм. До принятия закона о ГЧП, взаимоотношения регламентировались законом «О концессионных соглашениях». Данный законопроект предусматривал только сотрудничество, при котором бизнес, инвестируя в модернизацию медицинского учреждения, фактически получал полный контроль над организацией, что является, несомненно, негативным следствием. Согласно статистике, с 2005 по 2016 год реализовано незначительное количество концессионных соглашений. Согласно официальным данным Рейтингов регионов ГЧП-2015-2016 их 1815. Одним из примеров можно при-
14 Путило Н. В., Волкова Н. С., Цомартова Ф. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в здравоохранении: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - №8. - С.25-34.
15 Рейтинг регионов ГЧП-2015-2016. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - URL: http:// http://www.pppcenter.ru/assets/fNes/raytingREG-Block_26-03-2016_web.pd (дата обращения: 27.08.2018).
вести Родильный дом (г. Новосибирск), Центр планирования семьи (г. Казань). Что же касается проектов ГЧП по новым формам взаимодействия, то их в течение года с момента принятия закона составило 23. Проекты ГЧП охватывают все новые субъекты РФ. Так в Московской области на состояние августа 2018 года реализуются 7 проектов в социальной сфере (здравоохранение)16. Примеры ГЧП по Московской области в сфере здравоохранения представлены в Таблице 317.
Таблица 3
Проекты ГЧП в сфере здравоохранения, реализуемые в Московской области в настоящее время.
16 Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017
17 Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Минэкономразвития РФ. - URL: http://pppi.ru (дата обращения: 27.08.2018).
Развитие ГЧП в здравоохранении, прежде всего, может быть перспективным для инвестора и взаимовыгодно для государства в системе оказания первичной медико-санитарной помощи. Это вязано с тем, что амбулаторно-поликлиническая помощь, оказываемая населению, является наиболее востребованной в настоящее время. Формирование амбулаторного медицинского учреждения с привлечение бизнеса может дать возможность построение эффективной модели поликлиники. Это связано, прежде всего, с организационной структурой и условиями работы таких поликлиник. Одним из примеров ГЧП в области создания сети амбулаторно-поликлинических учреждений (медицинских организаций оказывающий первичную медико-санитарную помощь населению) является проект «Доктор рядом»18. Он осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы и частыми партнерами. Срок проекта рассчитан на 20 лет. Общий объем инвестиций составил на настоящий период 601 590 000 рублей. Учитывая, что общие расходы на амбулаторную медицинскую помощь и медицинскую помощь в условиях дневного стационара (всех типов) в системе здравоохранения города Москвы растет из года в год и в 2018 году составили 58 900 000 000 рулей (по сравнению с 2017 годом - 46 200 000 000 рублей), доля инвестиций в столичное здравоохранения в систему сети поликлиник оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению достаточно невелика и составляет в сравнении с бюджетом на текущий год чуть более 1%19.
В настоящее в г. Москва функционирует обширная сеть медицинских организаций (более 60) сети клиник «Доктор рядом». В данной модели ГЧП предусмотрена аренда со стороны государства по льготной ставке (символической) 1 рубль за 1 м2 при условии прохождения инвестиционною периода (8 месяцев). Согласно контракту, частному инвестору предлагается помещение (площадью от 200 м2.) в шаговой доступности от жилых массивов, густозаселенных микрорайонов. Помещения находятся на первом этаже заселенных домов. Инвесторам необходимо провести ремонтно-строительные работы и оснастить амбулаторно-поликлиническое учреждение медицинским и другим оборудованием согласно стандарту оказываемой помощи. Основное условие взаимодействия - это оказание первичной медико-санитарной помощи населению по системе оплаты через фонд Обязательного медицинского страхования минимум 8 000 приемов в год.
Развитие ГЧП в сфере здравоохранения является механизмом повышения качества и доступности медицинских услуг населению. Используя этот вид взаимодействия, государство может более динамично решать вопрос медицинского обеспечения, что ярко демонстрирует зарубежный опыт20. Финансирование объектов здравоохранения совместно с инвесторами позволит снизить всевозрастающую нагрузку на социаль-
18 Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 16.09.2013 г. № 899 «О порядке взаимодействия медицинской организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с участниками реализации пилотного проекта «Доктор рядом» (в ред. Приказов Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.01.2014 № 16, от 14.05.2014 № 465). - URL: http://base.garant.ru/57636110/ (дата обращения: 27.08.2018).
19 Камолов С.Г., Корнеева А.М. Технологии будущего для «Умных городов» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 100-114.
20 Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.
№ Название проекта ГЧП Государственный партнер Частный партнёр Срок (лет) Общий объем инвестиций в реализацию проекта (тыс. руб.)
1 Создание госпиталя с использованием новейших медицинских технологий Министерство инвестиций и инноваций Московской области Реестр Консалтинг Плюс 49 8 375 000
2 Создание единого центра стерилизации для обработки изделий медицинского назначения в больнице Министерство здравоохранения Московской области Синергия 10 59 000
3 Создание здания медицинской клинико-диагностической лаборатории Министерство здравоохранения Московской области Гемо-тест 15 1 000 000
4 Создание и эксплуатация детского санаторно-курортного комплекса на базе детского санатория «Отдых» Министерство здравоохранения Московской области Радуга 15 1 124 000
5 Создание и эксплуатация онко-радиологическо го центра (г. Балашиха) Министерство инвестиций и инноваций Московской области ПЭТ-Техно-лоджи Балашиха 12 2 326 150
6 Создание и эксплуатация онко-радиологическо го центра (г. Подольск) Министерство инвестиций и инноваций Московской области ПЭТ-Техно-лоджи Подольск 12 1 526 825
7 Создание сети гемодиализных центров Министерство внешне-экономических связей Московской области и Министерство здравоохранения Московской области Фрезе- ниус Нефро- кеа, Инстрой строй-регион 5 2 000 000
ные статьи расхода бюджета связанные, прежде всего, со старением населения и необходимостью развитых стран ежегодно индексировать социальные выплаты и повышать их жизненный уровень (не ниже официальной инфляции). Опыт
стран показывает, что для развитых стран (с высоким уровнем
21\
индекса человеческого развития ) достигает четверти расходов от общего финансирования сфера. В Российской Федерации доля финансирования в сфере здравоохранения ничтожно мала22. Это связано, прежде всего, с несовершенством государственных механизмов регулирования ГЧП в России и в сфере здравоохранения, в частности. Законодательная база на федеральном уровне фактически появилась с 2015 года, хотя регионы издавали нормативно-правовые акты по реализации проектов ГЧП ранее. Новая правовая база предоставила больше форм взаимодействия, но, несмотря на это, доля медицинских организаций, участвующих в проектах не велика. В настоящее время в России осуществляется 73 проекта ГЧП в здравоохранении23, что составляет 19% общего числа всех проектов ГЧП в социальной сфере. Учитывая, что до 80% сферы медицинских услуг приходиться на медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, развитие партнерства в этом направлении является наиболее перспективным24. Создание новой модели поликлиники в рамках ГЧП и активное ее внедрение в регионах, позволило бы снизить нагрузку на регионы «реципиенты». Несмотря на это, проекты по реализации ГЧП в отношении амбулаторно-поликлинических организаций могут вовсе отсутствовать в регионе (Московская область), что говорит об отсутствии сбалансированного подхода (взгляда) на развитие здравоохранения в целом.
Одним из основных факторов «сдерживания» развития ГЧП являются низкие тарифы на оплату медицинских услуг при финансировании через систему фонда обязательного медицинского страхования. Это не позволяет привлечь в сферу большое количество инвесторов. Например консультация врача-гематолога в ГКБ имени С. П. Боткина г. Москвы в 2017 году составила 154,45 рублей25. Наименьшая стоимость приема врача в частной клинике по идентичной специальности составила в Московском регион от 90026 рублей. Сохранение тарифов на прежнем уровне будет вынуждать руководителей медицинских организаций «ускорять» поток пациентов, обслуживаемых по системе ОМС, и выделять больше времени
21 Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.
22 Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5. С. 135-143
23 Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Минэкономразвития РФ. - URL: http://pppi.ru (дата обращения: 27.08.2018).
24 Еникеева З. А. Государственно-частное партнерство как механизм повышения качества и доступности медицинских услуг // Доклады Башкирского университета. - 2017. - №2. - С.344-346.
25 Данные с официального сайта Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - URL: http://www.mgfoms.ru /medicinskie-organizacii/tarifi (дата обращения: 27.08.2018).
26 Согласно данным портала MEDS. - URL: https://meds.ru /doctor/gematolog (дата обращения: 27.08.2018).
для приема пациентов по системе ДМС или на договорной основе. Это приведет в долгосрочной перспективе коммерциализации отрасти и снижения качества медицинской помощи для населения, обслуживаемого в рамках государственных гарантий («бесплатно»).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,92%.
Список литературы:
1. Антонов Д. П. Зарубежный опыт формирования финансовых ресурсов в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2008. - № 11. - С. 112-114.
2. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
3. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Минэкономразвития РФ. - URL: http://pppi.ru (дата обращения: 27.08.2018).
4. Еникеева З. А. Государственно-частное партнерство как механизм повышения качества и доступности медицинских услуг // Доклады Башкирского университета. - 2017. - №2. - С.344-346.
5. Институт административной ответственности / отв. ред. Камолов С.Г. - М.: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.
6. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
7. Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017
8. Камолов С.Г., Корнеева А.М. Технологии будущего для «Умных городов» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 100-114.
9. Матюхина Ю. С. Анализ моделей государственно-частного партнерства в здравоохранении РФ // Вопросы экономических наук. -2015. - № 6 (76). - С. 58-61.
10. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
11. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5. С. 135-143
12. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
13. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от
16.09.2013 г. №899 «О порядке взаимодействия медицинской организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с участниками реализации пилотного проекта «Доктор рядом» (в ред. Приказов Департамента здравоохранения г. Москвы от
14.01.2014 № 16, от 14.05.2014 № 465). - URL: http://base.garant.ru /57636110/ (дата обращения: 27.08.2018).
14. Путило Н. В., Волкова Н. С., Цомартова Ф. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в здравоохранении: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал российского права.
- 2015. - №8. - С.25-34.
15. Сачек М.М., Хейфец Н.Е., Петров В.С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении: международный опыт // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2016. - №1(86).
- С. 18-34.
16. Сизова Екатерина Сергеевна. Развитие инфраструктуры здравоохранения и качества услуг с использованием механизма государственно-частного партнерства // Диссертация кандидата экономических наук. - Москва. - 2016. - C. 76-79.
17. Сюткин М. В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России // Проблемы современной экономики: евразийский межрегиональный научно-аналитический журнал. -2011. - №4 (40). - С.314-316.
18. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 87 с.
19. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
20. Фактор А.М., Камолов С.Г., Никандрова А.А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 2 (21). С. 86-103.
21. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlyuk A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
22. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA / Executive editor Pavlyuk A.V. - М.: Foundation for support of international programmes, 2017, - 1180 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации: отечественная практика и зарубежный опыт» ведущего научного сотрудника ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Смышляева А.В., ведущего научного сотрудника ФГБУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Мельникова Ю.Ю., преподавателя Кафедры государственного управления МГИМО МИД РФ Артемовой П.В. Актуальность данной научной статьи под названием «Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению на современном этапе (отечественный и зарубежный опыт)» состоит в попытке авторов осветить и суммировать отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере здравоохранения на современном этапе и описать существующий (действующий) проект ГЧП, реализуемый Правительством города Москвы.
Развитие ГЧП в сфере здравоохранения обусловлено необходимостью более тесного сотрудничества и взаимодействия в социальной сфере власти и бизнеса. Стареющее население, необходимость совершенствования механизмов государственного управления и внедрение более гибких клиент-ориентированных медицинских услуг толкает правительства стран развивать данный вид партнерства. Гибкие подходы бизнеса и административно-хозяйственный ресурс государства в
сумме дает поразительные результаты. Это приводит к появлению «гибридных» поликлиник, современных лечебно-диагностических центров и госпиталей. Реализация государственно-частного партнерства позволяет снижать социальную нагрузку и делить социальную ответственность перед населением между бизнесом и государством. Одним из главных целей ГЧП заключается в развитии взаимодействия в системе оказания первичной медико-санитарной помощи. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид помощи занимает до 80% от всех других видов медицинской помощи и на сегодняшний день является самым востребованным. Данный механизм должен позволить государству оптимизировать и модернизировать существующий ресурс, а также привлечь инвестиции в сферу здравоохранения. Все это необходимо не только для улучшения ситуации внутри страны, но и для повышения конкурентоспособности медицинской сферы в целом, например, в части развития международного медицинского туризма.
Название статьи соответствует ее содержанию. Авторы статьи использовали общетеоретический метод исследования материалов конференций по теме исследования, научных трудов ученых (специалистов) в области государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, опубликованных в рецензируемых изданиях. Помимо этого, авторами использовались монографии и прикладные исследования в области теории и практики государственного управления в здравоохранении.
Научная новизна статьи заключается в системном анализе существующего зарубежного и отечественного опыта в сфере ГЧП. Авторы показали механизмы партнёрства и пути их развития на современном этапе.
Аннотация работы информативна. Она отражает ключевые моменты научной статьи. Материал изложен в лаконичной и доступной форме. Авторы показали навыки работы с источниками данных, умение проводить анализ существующих проблем и делать логические выводы. Данная статья актуальна для специалистов в области государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также студентам профильных факультетов.
Доцент Кафедры гражданского права Юго-Западный государственный университет, канд. юрид. наук
Кириллова Е. А.